Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЗАТРАТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунов А.В.

В статье представлена теоретическая база исследования, рассмотрена динамика затрат на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП в период с 2017 по 2024 гг., изучены цифровые бизнес-модели управления организацией в совокупности с приведением примеров-компаний, использующих данные модели. Представлены модели цифрового бизнеса, такие как: свободная модель, цифровая модель «Фримиум», модель рыночной площадки, модель совместного пользования. Далее, раскрыт такой механизм инновационного управления как искусственный интеллект, его функции и области применения. Описан такой инструмент, как «Робот Вера» Данный инновационный продукт позволяет экономить человеческие ресурсы фирмы, оптимизирует затраты и предоставляет отчет о проделанной работе, на основе которого руководитель выбирает подходящего кандидата. В заключении, были сделаны выводы и подведены итоги исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MANAGEMENT OF AN ORGANIZATION USING DIGITAL TECHNOLOGIES

The article presents the theoretical basis of the study, examines the dynamics of costs for the development of the digital economy as a percentage of GDP in the period from 2017 to 2024, examines digital business models of organization management in combination with examples of companies using these models. Digital business models are presented, such as: free model, digital model "Freemium", market platform model, sharing model. Further, such a mechanism of innovative management as artificial intelligence, its functions and applications are disclosed. Such a tool as "Robot Vera" is described. This innovative product saves the company's human resources, optimizes costs and provides a report on the work done, on the basis of which the manager selects a suitable candidate. In conclusion, conclusions were drawn and the results of the study were summed up.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

EDN: OOIQNU

А.В. Сапунов - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), Краснодар, Россия, dismallll@mail.ru,

A.V. Sapunov - cand. economics sciences, NAN CHOU VO Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT (Krasnodar), Department of Public and corporate governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, Krasnodar, Russia.

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ INNOVATIVE MANAGEMENT OF AN ORGANIZATION USING DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация. В статье представлена теоретическая база исследования, рассмотрена динамика затрат на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП в период с 2017 по 2024 гг., изучены цифровые бизнес-модели управления организацией в совокупности с приведением примеров-компаний, использующих данные модели. Представлены модели цифрового бизнеса, такие как: свободная модель, цифровая модель «Фримиум», модель рыночной площадки, модель совместного пользования. Далее, раскрыт такой механизм инновационного управления как искусственный интеллект, его функции и области применения. Описан такой инструмент, как «Робот Вера» Данный инновационный продукт позволяет экономить человеческие ресурсы фирмы, оптимизирует затраты и предоставляет отчет о проделанной работе, на основе которого руководитель выбирает подходящего кандидата. В заключении, были сделаны выводы и подведены итоги исследования.

Abstract. The article presents the theoretical basis of the study, examines the dynamics of costs for the development of the digital economy as a percentage of GDP in the period from 2017 to 2024, examines digital business models of organization management in combination with examples of companies using these models. Digital business models are presented, such as: free model, digital model "Freemium", market platform model, sharing model. Further, such a mechanism of innovative management as artificial intelligence, its functions and applications are disclosed. Such a tool as "Robot Vera" is described. This innovative product saves the company's human resources, optimizes costs and provides a report on the work done, on the basis of which the manager selects a suitable candidate. In conclusion, conclusions were drawn and the results of the study were summed up.

Ключевые слова: экономика, затраты, оптимизация, руководитель, искусственный интеллект, прибыль.

Keywords: economics, costs, optimization, manager, artificial intelligence, profit.

Современное экономическое общество стремится к оптимизации временных и материальных затрат, именно поэтому нуждается в новых технологиях. Человек эволюционирует в совокупности со всеми окружающими его сферами жизни. Касаемо управления, стоит отметить, что главная цель коммерческой деятельности - получение максимальной доли прибыли. Выполнение этой задачи возможно в случае применения инновационных продуктов, которые помогут руководителю принимать точные управленческие решения, основанные на процессах анализа и прогнозирования [1].

Процесс полномасштабной цифровизации экономики и управления невозможен без поддержки государства. Именно правительственный аппарат во главе с президентом формирует актуальную политику цифровизации в современной России. Динамика уровня государственного финансирования в сфере развития цифровой экономики в процентах к ВВП будет представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Затраты на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП в период с 2017 по 2024 гг.

Данные рисунка 1 свидетельствуют об устойчивом росте государственных вложений в процессы цифровизации. С 2017 по 2022 гг. значение показателя выросло более чем в 2 раза. Касаемо прогнозных 2023 и 2024 гг., стоит отметить прогнозируемый уровень затрат, выраженных в процентах от ВВП в размере 4,3% и 5,1% соответственно. Подобная динамика показывает, что государ-

Вестник Академии знаний № 54 (1), 2023_407

ственные органы заинтересованы в развитии и внедрении цифровизации по таким причинам как повышение доходной части бюджета за счет роста объема налоговых отчислений в совокупности с достижением глобального технологического лидерства.

Современное управление организацией основывается на следующих моделях цифрового бизнеса:

1. Свободная модель - самая известная в мире, т.к. ее применяют такие ведущие компании как Google и Facebook. Основная суть модели заключается в предложении услуг покупателям бесплатно. Воспользовавшись сервисами, пользователи оставляют на Интернет платформах информацию о себе, на основе которой генерируются предложения целевой рекламы, настроенной под каждого клиента. Результат применения свободной модели - привлечение новых клиентов и получение прибыли за счет рекламы [2].

2. Цифровая модель «Фримиум» широко распространена в сфере компьютерных технологий и разработки мобильных приложений. Главная цель - привлечение клиентов за счет бесплатного доступа к базовым возможностям приложения или программного обеспечения. Примерами выступают Spotify и BOOM - приложения для прослушивания музыки. Они дают возможность воспроизводства музыкальных произведений в ограниченном доступе. Если пользователь хочет получить больше функций, необходимо оплатить месячную или годовую подписку на данный сервис. Результат применения модели «Фримиум» - привлечение новых клиентов и получение прибыли за счет предложения дополнительных услуг.

3. Модель рыночной площадки включает в себя создание Интернет платформы для общения продавцов и покупателей товаров или услуг. Примерами выступают Avito и Юла. Цель деятельности - получение прибыли за счет оформления продаж в режиме реального времени (онлайн).

4. Модель совместного пользования раскрывает свою суть в названии. Примерами компаний являются организации, предоставляющие услуги аренды автотранспортных средств, недвижимости, строительного оборудования и пр. В тех случаях, когда покупателю невыгодно покупать товар полностью, он может оплатить его частично, используя в определенный период времени. Данная тенденция все чаще используется производителями и посредниками с целью получения стабильного и равномерного уровня прибыли [3].

По мнению автора, модель совместного пользования больше всего подходит для развития на российском рынке. Уровень доходов граждан по сравнению с другими странами не высок, а значит, покупателю будет удобнее и материально выгоднее использовать квартиру или машину в форме аренды с минимальным количеством обязательств (исключается контроль со стороны банка в случае взятия кредита для покупки недвижимости). Таким образом, одним из эффективных методов инновационного управления организацией выступает применение модели совместного пользования.

Для того чтобы правильно выбрать бизнес-модель, руководитель организации должен четко понимать цели и задачи своей деятельности, владеть информацией о проведенных маркетинговых исследованиях, в которых раскрывается целевая аудитория, соотношение спроса и предложения на рынке, конкурентоспособность компании, емкость рынка и т.д. На основе этих данных, хозяйствующий субъект разрабатывает собственную стратегию развития, учитывающую факторы риска и планирование деятельности [4].

Все указанные модели цифрового бизнеса и процесс цифровизации в целом объединяет одно технологическое новшество - искусственный интеллект (ИИ). Он представляет собой автоматизированную информационную систему, которая способна прогнозировать и анализировать процессы, осуществлять сложные математические вычисления и выполнять творческие задания. Одной из главных функций ИИ в сфере управления выступает подбор персонала, формирование заработной платы, постановка управленческих целей и оценка деятельности организации, эффективности работы сотрудников и их обучения, процессы управления корпоративной культуры и увольнения [5].

Например, такой инструмент, разработанный российскими учеными как «Робот Вера» является чат-ботом, который на основе ответов кандидатов на задаваемые вопросы, анализирует их уровень пригодности и эффективности в организации. Данный инновационный продукт позволяет экономить человеческие ресурсы фирмы, оптимизирует затраты и предоставляет отчет о проделанной работе, на основе которого руководитель выбирает подходящего кандидата.

Еще одним примером выступают специализированные программы ИИ, цель которых заключатся в расчете заработной платы работника на основе уровня его образования, квалификации, оценки руководителя, количества опозданий и прогулов. Касаемо мирового сообщества, подобный метод расчета фонда оплаты труда достаточно эффективен, но если рассматривать российскую экономику труда, реакция населения будет неоднозначной. С одной стороны, стимулирование работников будет повышать-

ся за счет их влияния на уровень заработной платы, а с другой, многие российские организации в лице их руководителей будут не готовы поощрять сотрудников в тех объемах, которые сформирует искусственный интеллект. Таким образом, может возникнуть неравновесие спроса и предложения рабочей силы, что приведет к снижению численности работающих граждан и замедлит хозяйственное развитие страны. Области применения ИИ в отечественных организациях рассмотрим на рисунке 2.

Рисунок 2 - Области применения искусственного интеллекта в российских организациях в 2021 г.

Анализируя данные рисунка 2, заметно, что исследования и новые разработки занимают лидирующее место в сфере использования искусственного интеллекта. Это связано с возможностью проведения многомерного анализа, планирования и проектирования инновационного продукта организации. Расчет искусственного интеллекта исключает ошибки человеческого труда, сокращая время на разработку и внедрение инновационных проектов.

Работа с клиентами - немаловажный фактор успеха компании. Чат-боты, создание рекламы для конкретного сегмента клиентов, рассылка информации о новинках, скидках и акциях организации - деятельность ИИ. Подобный способ постоянного привлечения внимания клиентов увеличивает уровень их доверия и лояльности.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Внедрение инновационных продуктов в сфере управления организацией невозможно развивать без государственной поддержки. Сама политика страны должна быть направлена на переход к процессу цифровизации бизнеса. Касаемо России, заметна уверенная тенденция увеличения вложения денежных средств на развитие цифровой экономики.

2. Рассмотренные современные бизнес-модели управления сформировались под воздействием актуальных рыночных проблем. Например, под влиянием перехода осуществления торговых отношений в режим онлайн. Они активно развиваются и трансформируются в зависимости от предпочтений клиентов и уровня их дохода.

3. Получение максимальной доли прибыли в современном экономическом пространстве возможно при использовании рассмотренных инструментов, цель которых - оптимизация деятельности организации, снижение затрат и переквалификация персонала.

Источники:

1. Мугаева Е.В. Цифровизация как современный вектор развития менеджмента. Естественно-гуманитарные исследования 2021. №36 (4). С. 194-197.

2. Вдовенко, Л. А. Информационная система предприятия : учебное пособие / Л.А. Вдовенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2021. - 302 с.

3. Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Актуальность внедрения искусственного интеллекта в управлении производством на предприятии. Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №5-3 (87). С.47-50.

4. Берджесс, Э. Искусственный интеллект - для вашего бизнеса: практическое руководство / Э. Берджесс. - Москва: Интеллектуальная Литература, 2021. - 232 с.

5. Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Формирование современных цифровых технологий в процессах производства. Вестник Академии знаний. 2022 №53(6). С. 244-246.

References:

1. Mugaeva E.V. Digitalization as a modem vector of management development. Natural and humanitarian Studies 2021. No.36 (4). pp. 194-197.

2. Vdovenko, L. A. Enterprise Information System : textbook / L.A. Vdovenko. - 2nd ed., reprint. and add. - Moscow : University textbook : INFRA-M, 2021. - 302 p.

3. Sapunov A.V., Sapunova T.A. The relevance of the introduction of artificial intelligence in production management at the enterprise. Economics and Business: theory and practice. 2022. No.5-3 (87). pp.47-50.

4. Burgess, E. Artificial intelligence - for your business: a practical guide / E. Burgess. - Moscow: Intellectual Literature, 2021. - 232 p.

5. Sapunov A.V., Sapunova T.A. Formation of modern digital technologies in production processes. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2022 No.53(6). pp. 244-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.