Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ НОВШЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунов А.В., Сапунова Т.А.

В статье рассмотрены инструменты цифровизации такие как: Big Data Analytics, Google Drive, DropBox, Zoom и Microsoft Teams, Jira, Asana и Monday. Определен уровень затрат на внедрение инновационных технологий. Размер бюджета на цифровую трансформацию отечественных компаний варьируется от 3 % до 10 % от объема годовой выручки организации. Срок окупаемости в среднем составляет от 1 года до 5 лет в зависимости от выбранной стратегии и методов развития. Помимо этого, выделены главные умения руководителя или менеджера по цифровым инновациям в процессе работы с новыми продуктами. Дополнительно, изучены уже готовые решения цифровизации бизнеса от российских разработчиков в совокупности с анализом мнения отечественных предпринимателей о преимуществах цифровизации и ее барьерах. В заключении, были сделаны выводы и подведены итоги исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT DECISION MAKING

The article discusses digitalization tools such as: Big Data Analytics, Google Drive, DropBox, Box and Microsoft Teams, Jira, Asana and Monday. The level of costs for the introduction of innovative technologies is determined. The size of the budget for the digital transformation of domestic companies varies from 3 % to 10 % of the annual revenue of the organization. The payback period on average ranges from 1 to 5 years, depending on the chosen strategy and development methods. In addition, the main skills of a digital innovation manager or manager in the process of working with new products are highlighted. Additionally, ready-made business digitalization solutions from Russian developers have been studied in conjunction with an analysis of the opinion of domestic entrepreneurs about the advantages of digitalization and its barriers. In conclusion, conclusions were drawn and the results of the study were summarized.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

10. Трейвиш А.И. Неравномерность и структурное разнообразие пространственного развития экономики как научная проблема и российская реальность // Пространственная экономика. 2019. - Т. 15. № 4. - С. 13-35.

11. Фаттахов Р. В., Низамутдинов М. М., Орешников В. В. Анализ и моделирование тенденций развития системы территориального расселения в России // Экономика региона. - 2019. - Т. 15, вып. 2. - С. 436-450.

12. Эм П.П. Развитие системы центральных мест Московского столичного региона в постсоветский период // Региональные исследования. - 2018. - №4. - С. 75-83.

References:

1. Bufetova A.N., Kolomak E.A. National heterogeneity in the regions of Russia: assessment, change, impact on economic development // Questions of Economics. - 2021. - No. 1. - pp. 120-142.

2. Vazhenina I. S., Vazhenin S. G. Competitive cooperation of territories in the modern economic space // The economy of the region. - 2020. — Vol. 16, issue 2. - pp. 406-419.

3. Druzhinin P.V. Development of administrative centers and their impact on the economy of regions // Problems of forecasting. - 2022. - № 2(191). - Pp. 69-79.

4. Zakharova E.A., Davydov D.V. Trends in the distribution of productive forces in the regions of Russia // Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. - 2021. - No. 3. - pp. 13-20.

5. Kolomak E.A. Assessment of spatial connectivity of economic activity of Russian regions // Region: economics and sociology. - 2019. - No. 4. - pp. 55-72.

6. Lappo G.M. Diversity of cities as a factor of successful spatial development of Russia // Izvestiya RAS. The series is geographical. - 2019. - No. 4. - p.3-23.

7. Mkrtchyan, N. V., Karachurina, L. B. Intraregional migration of the population in Russia: suburbs win against capitals / L. B. Karachurina, N. V. Mkrtchyan // Proceedings of the Russian Academy of Sciences. The series is geographical. - 2021. -Vol. 85. - No. 1. - pp. 24-38.

8. Nefedova T.G. Contrasts of socio-economic space in the center of Russia and their evolution: two "sections"-profiles. // Regional studies. - 2020. - No. 2. - pp. 18-38.

9. Timiryanova V.M., Zimin A.F., Yusupov K.N. Economic activity of territories: comparative analysis of methods for assessing spatial effects // Spatial Economics. - 2021. - Vol. 17. No. 4. - pp. 41-68.

10. Treivish A.I. Unevenness and structural diversity of spatial economic development as a scientific problem and Russian reality // Spatial Economics. 2019. - Vol. 15. No. 4. - pp. 13-35.

11. Fattakhov R. V., Nizamutdinov M. M., Oreshnikov V. V. Analysis and modeling of trends in the development of the territorial settlement system in Russia // The economy of the region. - 2019. - Vol. 15, issue 2. - pp. 436-450.

12. Em P.P. Development of the system of central places of the Moscow metropolitan region in the post-Soviet period // Regional studies. - 2018. - No. 4. - pp. 75-83.

EDN: FQOQNR

А.В. Сапунов - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), Краснодар, Россия, dismaUU@mail.ru,

A.V. Sapunov - candidate of economic sciences, department of public and corporate governance, Institute of digital economy and business process management, NAN CHOU VO Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT (Krasnodar), Krasnodar, Russia;

Т.А. Сапунова - к.э.н, доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), Краснодар, Россия, zipow@mail.ru,

T.A. Sapunova - candidate of economic sciences, associate professor, department of state and corporate governance, Institute of digital economy and business process management, NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT (Krasnodar), Krasnodar, Russia.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT DECISION-MAKING

Аннотация. В статье рассмотрены инструменты цифровизации такие как: Big Data Analytics, Google Drive, DropBox, Zoom и Microsoft Teams, Jira, Asana и Monday. Определен уровень затрат на внедрение инновационных технологий. Размер бюджета на цифровую трансформацию отечественных компаний варьируется от 3 % до 10 % от объема годовой выручки организации. Срок окупаемости в среднем составляет от 1 года до 5 лет в зависимости от выбранной стратегии и методов развития. Помимо этого, выделены главные умения руководителя или менеджера по цифровым инновациям в процессе работы с новыми продуктами. Дополнительно, изучены уже готовые решения цифровизации бизнеса от российских разработчиков в совокупности с анализом мнения отечественных предпринимателей о преимуществах цифровизации и ее барьерах. В заключении, были сделаны выводы и подведены итоги исследования.

Abstract. The article discusses digitalization tools such as: Big Data Analytics, Google Drive, DropBox, Box and Microsoft Teams, Jira, Asana and Monday. The level of costs for the introduction of innovative technologies is determined. The size of the budget for the digital transformation of domestic companies varies from 3 % to 10 % of the annual revenue of the organization. The payback period on average ranges from 1 to 5 years, depending on the chosen strategy and development methods. In addition, the main skills of a digital innovation manager or manager in the process of working with new products are highlighted. Additionally, ready-made business digitalization solutions from Russian developers have been studied in conjunction with an analysis of the opinion of domestic entrepreneurs about the advantages of digitalization and its barriers. In conclusion, conclusions were drawn and the results of the study were summarized.

Ключевые слова: инновационные новшества, информационная система, спрос и предложение, инвестиционный проект, эффективность.

Keywords: innovative innovations, information system, supply and demand, investment project, efficiency.

Цифровизация бизнеса в современном мировом сообществе - актуальное направление развития предпринимательства. Переход к ведению цифрового документооборота, мероприятия в режиме реального времени (онлайн) и возложение некоторых трудовых обязанностей на технологии цифро-визации - все эти факторы повышают уровень конкурентоспособности организации, помогают оптимизировать затраты и получить максимальную долю прибыли.

Инструментами цифровизации выступают следующие инновационные технологии:

1. Программное обеспечение (ПО) Big Data Analytics используется руководителями по всему миру. Цель технологии - структурирование большого объема данных, которые обрабатываются и архивируются автоматизированными инструментами. Например, такими данными выступает информация о транзакциях компании или маркетинговые исследования. Результат использование рассматриваемой инновации - получение аналитического отчета, сгенерированного Big Data Analytics в совокупности с предложением прогностических моделей. Применять подобные ПО можно не только в сфере бизнеса. Например, отрасль государственного управления работает с большими объемами данных, содержащих информацию о занятости населения, уровне преступности, реагировании на чрезвычайные ситуации и т.д. В промышленности Big Data Analytics необходимо для структурирования промышленных процессов и составления прогнозного анализа спроса на выпускаемую продукцию, на основании которого можно планировать затраты производства. Рынок недвижимости нуждается в использовании данного ПО с целью исследования рыночных предложений, средних цен по регионам и предложения оптимального варианта для покупателя [1].

2. Облачные хранилища - инструмент для хранения данных на безопасных удаленных сервисах, которые предоставляют доступ к загруженной информации из любой точки мира. Каждая организация может архивировать документы при помощи таких сервисов как Google Drive, DropBox или OneDrive. Подобные системы крайне удобны, т.к. избавляют организацию от ведения бумажного документооборота и его последующего хранения в совокупности с защитой от атак на информационную систему.

3. Платформы для проведения конференций в режиме реального времени. Такими приложениями являются Zoom или Microsoft Teams. Способность к быстрой коммуникации помогает организациям находить новых партнеров, внедрять инвестиционные проекты и обмениваться опытом с другими фирмами.

4. Программы для удаленного управления проектами помогают определить цели и задачи деятельности, контролируют выполнение трудовых обязанностей персонала без физического присутствия руководителя. Пример таких информационных продуктов - Jira, Asana или Monday. Помимо управления, данные программы могут решать проблемы, возникающие по ходу разработки товара, минимизируя возможность появления рисков или «узких» мест.

5. Искусственный интеллект (ИИ) - самое популярное цифровое новшество на мировом рынке. Его отличие от других информационных продуктов - многозадачность. Данная система может не только самообучаться и анализировать собственные ошибки, но и исследовать общение производителей с потребителями: занимается Интернет рассылкой, содержащей в себе информацию о новинках, акциях и скидках компании, а так же проектирует, планирует, моделирует и контролирует множество процессов в организации [2].

Внедрение подобных продуктов в процесс управления - достаточно затратный инвестиционный проект. Однако определение размера бюджета зависит от уровня прибыли компании, объема планируемых преобразований, масштабности предстоящих изменений и цифровой инфраструктуры. В целом, размер бюджета на цифровую трансформацию отечественных компаний варьируется от 3 % до 10 % от объема годовой выручки организации. Срок окупаемости в среднем составляет от 1 года до 5 лет в зависимости от выбранной стратегии и методов развития.

Помимо процесса внедрения информационных продуктов, важным фактором их эффективности является грамотное применение. Сам руководитель или менеджер по цифровым инновациям должен обладать следующей компетенцией:

- представление о новейших мировых технологиях и технологических экспертизах;

- иметь навыки программирования на уровне уверенного пользователя;

- способности к анализу данных и их правильная интерпретация;

- владеть методами современных методологий. Например, такими как DevOps, Lean, Kanban и пр.;

- четко знать потребности клиента, уровень его материального достатка и предпочтения в продукте;

- обладать коммуникативными навыками, творческим складом ума, не бояться перемен, т.е. иметь лидерские качества [3].

Далее, рассмотрим в работе проекты уже готовых решений цифровизации бизнеса, которые подходят для большинства отраслей:

1. Технология Remote Assist от российской компании WONE IT включает в себя возможность решения сложных задач без личного присутствия специалиста. Сама программа организует видео звонок, представляя на экране процесс производства. Участники конференции могут дорисовать объекты или написать на своем устройстве необходимую информацию, которая будет отображаться как объекты дополнительной реальности. Подобная программа эффективна в случае, когда персонал организации не имеет возможности встретиться физически. Таким образом, компания не останавливает свою деятельность, а рационально коммуницирует в режиме реального времени с возможностью внесения практических корректировок в трудовой процесс.

2. Российская новинка в сфере цифровой рекламы от сети Магнит функционирует в виде экосистемы. Алгоритм действия следующий: покупатель оформляет заказ, на основе которого система конструирует его потребительский портрет, дополнительно предлагая сопутствующий товар на основе анализа предпочтений. К данной сети могут подключиться и другие организации-партнеры с целью продвижения своих товаров и услуг. Результат внедрения инновационного продукта - сбор данных о клиенте, которые можно использовать при составлении маркетингового исследования [4].

3. Еще одни российский поставщик товаров цифровизации - компания VizorLabs, разрабатывающая продукты в области компьютерного зрения, которое необходимо на производстве. Подобные решения оптимизируют соблюдение техники безопасности за счет соблюдения дистанции и наличия средств индивидуальной защиты, сокращают риски остановки производства вследствие несчастных случаев. Товары VizorLabs так же можно применять в торговле путем проведения анализа поведения потребителей и в логистике, контролируя разгрузку транспорта.

Все рассмотренные технологии активно внедряются в отечественные сферы деятельности при поддержке государственных органов. Наличие собственных цифровых продуктов - конкурентное преимущество нашей страны на мировом рынке в условиях современной политической и экономической обстановки, на которую влияют факторы внешней среды (санкции в отношении России, уход с рынка иностранных компаний и т.д.).

Подводя итоги исследования, представим в работе анализ мнений предпринимателей, которые выделяют следующие преимущества внедрения цифровизации в сферу бизнеса:

1) 41 % респондентов считают, что продукты цифровизации помогают удобнее вести бизнес, контролировать организационные процессы и проводить мониторинг возникновения рисков;

2) 34 % респондентов считают, что цифровизация оптимизирует время выполнения трудовых обязанностей, давая возможность сотрудникам выполнять параллельно несколько рабочих задач;

3) 25 % респондентов считают, что внедрение инновационных технологий улучшает процессы коммуникации между производителями и покупателями, повышая уровень клиентского сервиса, доверие и лояльность клиентов.

Дополнительно, в работе будут выделены барьеры внедрения цифровизации в бизнес. Данные представлены на рисунке 1.

Данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что основными барьерами в процессе цифровизации выступает отсутствие заинтересованности руководителей (консервативный подход) и бюджетные ограничения (недостаточность денежных средств на разработку и внедрение инвестиционных проектов).

Ограничения инфраструктуры Отсутствие знаний и навыков в работе с

Незаинтересованность руководителей

Государственное регулирование

новыми технологиями

Бюджетные ограничения

Отсутствие барьеров

25%

2',%

30%

0%

10%

20%

30%

40%

Рисунок 1 - Барьеры внедрения цифровизации в сферу бизнеса

В современном мире, общество только создает и частично использует новые технологии чаще всего в пробном формате с целью анализа и устранения недостатков программ. В XXI в. цифровиза-ция бизнеса начнет наращивать свой потенциал, все больше интересуя руководителей, которые могут оптимизировать свою деятельность и процесс принятия управленческих решений при помощи использования инновационных продуктов [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что на отечественном и мировом рынке присутствует большое количество предложений, связанных с применением цифровых технологий. Например, инструменты оптимизации бизнеса и уже готовые решения в виде платформ и приложений. Для их грамотного использования, руководитель должен владеть актуальной информацией в сфере инновационных продуктов, иметь навыки программирования и лидерские качества. На данный момент, отечественное предпринимательство постепенно внедряет цифровые новшество, однако некоторые руководители еще не готовы к радикальным изменениям по причинам незаинтересованности и отсутствия соответствующих знаний и умений.

1. Мугаева Е.В. Цифровизация как современный вектор развития менеджмента. Естественно-гуманитарные исследования 2021. №36 (4). С. 194-197.

2. Вдовенко, Л. А. Информационная система предприятия : учебное пособие / Л.А. Вдовенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2021. - 302 с.

3. Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Актуальность внедрения искусственного интеллекта в управлении производством на предприятии. Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №5-3 (87). С.47-50.

4. Сапунов А.В. Производственный менеджмент. Учебное пособие для студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» Краснодар, 2022.

References:

1. Mugaeva E.V. Digitalization as a modern vector of management development. Natural and humanitarian Studies 2021. No.36 (4). pp. 194-197.

2. Vdovenko, L. A. Enterprise Information System : textbook / L.A. Vdovenko. - 2nd ed., reprint. and add. - Moscow : University textbook : INFRA-M, 2021. - 302 p.

3. Sapunov A.V., Sapunova T.A. The relevance of the introduction of artificial intelligence in production management at the enterprise. Economics and Business: theory and practice. 2022. No.5-3 (87). pp.47-50.

4. Sapunov A.V. Production management. Textbook for students of the training direction 38.03.02 "Management" Krasnodar, 2022.

Источники:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.