Научная статья на тему 'Инновационное средство активизации образовательного процесса - современные интерактивные технологии'

Инновационное средство активизации образовательного процесса - современные интерактивные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовненко Татьяна Валентиновна

Цель информатизации образования это содействие решению основных проблем современных систем образования, которая рассматривается как достижение новых образовательных результатов через развитие информационной культуры, развитие ключевых компетенций, а также умения творчески применять знания в практических ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное средство активизации образовательного процесса - современные интерактивные технологии»

УДК 317.3

Вовненко Татьяна Валентиновна

Старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков, литературы и МХК Областного государственно автономнго образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», e-mail - tvovnenko@mail.ru, Иркутск

ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. Цель информатизации образования - это содействие решению основных проблем современных систем образования, которая рассматривается как достижение новых образовательных результатов через развитие информационной культуры, развитие ключевых компетенций, а также умения творчески применять знания в практических ситуациях.

Ключевые слова: персональные компьютеры; современные информационные и телекоммуникационные технологии; графические объекты; компьютерные системы; дидактические возможности.

Vovnenko Tatyana Valentinovna

Senior Teacher the Department of the Russian and Foreign Languages, Literature and World Art, Regional State Autonomous Educational Institution of Supplementary Professional Education for Specialists "Irkutsk Institute Institution of Supplementary Professional Education for Specialists "Irkutsk Institute for Raising Teachers’ Qualification", e-mail - tvovnenko@mail.ru, Irkutsk

MODERN INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS NEW METHODS OF ACTIVATING EDUCATIONAL PROCESS

Abstract. The aim of computerising education is to assist in solving the main problems in modem educational systems. It is achieved through new educational results in developing the informational culture and key competence as well as in developing skills to apply creatively this knowledge in practical situations.

Keywords: personal computers; modern information and telecommunication technologies; graphic objects; computering systems; didactic possibilities.

Конец ХХ - начало Х1 века отмечены бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Вопросы проектирования информационных сред и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования. Перемены, происходящие в современном обществе,

требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы [1].

Определяя условия успешного функционирования информационно-образо-

вательной среды целесообразно восполь-

зоваться следующими советами Гения управления Питера Друкера наиболее известной работы, - «Практика менеджмента» (The Practice of Management), одного из родоначальников теории менеджмента и создателей концепции информационного общества. Главным вкладом ученого является систематизация знаний по проблемам управления и выделение менеджмента в отдельную науку, как необходимое условие развития бизнеса, «отражающее дух нового времени»:

«Опирайтесь на сильные стороны людей. Важной чертой эффективного менеджера является умение строить систему, основываясь на сильных качествах своих коллег.

Изучайте свой рынок. Эффективные менеджеры должны быть в курсе всего происходящего за пределами их бизнеса.

Контролируйте свое время. У эффективных менеджеров есть определенные практи-

ки, которые можно перенять. Он не может скрыться от постоянных обращений, но должен оставлять некоторое время на важные дела.

Избавляйтесь от сорняков. Дело не только в том, чтобы выбросить в мусорную корзину программы и продукты, отслужившие свой срок. Нужно уметь также избавляться от вчерашних побед, израсходовавших свой потенциал. А меньше всего хочется браться за дело, которое нужно было начать еще вчера! Следует всегда помнить: упущенное на несколько лет дело - упущено навсегда».

Мы уверены в том, что эти высказывания имеют прямое отношение и к образовательной системе. Человек, будь то педагог или школьник, должен стать фундаментальной основой информатизации образования. В противном случае она бессмысленна. Только формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса является отправной точкой развития гуманистически ориентированного образовательного пространства[1]. В таких условиях роль учителя возрастает многократно.

В.П. Ушачев, З.М. Уметбаев в статье, опубликованной в «Сибирском педагогическом журнале», в статье «Развитие

профессионально-педагогического потенциала педагога в процессе инновационной деятельности» отмечают то, что учитель должен не просто ввести школьника в мир знаний, научив его общаться, показав сущность этических норм и правил, но и быть умелым проводником в области современных научных достижений [5, с. 24-31].

«Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.

Одной из целей проекта Информатизации системы образования (ИСО) является подготовка человека к жизни в информационном обществе.

К 1800 году сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году она удваивалась каждые 10 лет, к 1970 году -каждые 5 лет;

А в настоящее время произошел настоящий информационный взрыв, так как период, за который теперь удваивается сумма человеческих знаний - 2-3 года.

Информатизация образования включает:

- внедрение ИКТ в процесс обучения и воспитания;

- внедрение ИКТ в процесс организации и управления учебными заведениями и системой образования в целом;

- создание инфраструктуры обеспечения процесса информатизации (подготовка кадров, компьютерные сети, распределенные информационные системы, научно - педагогические исследования, специальные учебные материалы и т. д.).

Глобальная цель информатизации образования - это содействие решению основных проблем современных систем образования. Информатизация рассматривается нами как достижение новых образовательных результатов через: развитие информационной культуры; развитие ключевых компетенций; освоение умений творчески применять знания в практических ситуациях; от поглощения информации к производству знаний [6].

Изменение роли средств передачи, хранения и обработки информации, одним из которых выступает компьютер, оправдывает выделение и отдельное изучение в качестве составного компонента информационной культуры ИКТ - компетенцию, под которой понимают готовность использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в сфере информационно - коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач. Необходимо воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т. е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Встаёт вопрос о формировании у человека ключевых компетенций, позволяющих ему успешно жить и самореализоваться в современных социокультурных условиях.

Ключевая компетенция - это осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях [1, с. 59].

Одной из причин обращения педагогического сообщества к компетентностному подходу в настоящее время является неудовлетворённость как общества, так и личности современным процессом обучения в школе, его отчуждённостью, отстранённостью от

потребностей ученика, определяющихся современными условиями жизни. В условиях модернизации образования всё больше будут ожидать воспитания личности, самостоятельно выстраивающей свою жизнь, взаимоотношения с людьми, способной к самореализации, к самостоятельному и успешному решению жизненных проблем и принятию ответственности за них. Эти цели и являются доминирующими в компетент-ностном подходе.

ИКТ - компетентность - уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ

- грамотности для решения возникающих вопросов в учебной деятельности и повседневной жизни. Она подразумевает уверенное и критическое использование электронных средств массовой информации для работы, досуга и общения.

ИКТ - компетентность имеет следующие составляющие - определение, доступ, управление, интеграция, оценка, создание, передача.

Определение (идентификация) - это

умение находить в тексте информацию, заданной в явном или в неявном виде, производить идентификацию терминов, понятий, умение детализировать вопрос, точно интерпретировать вопрос, а также умение обосновать сделанный запрос.

Доступ - формирование стратегии поиска, выбор терминов поиска с учетом уровня детализации, грамотное использование синтаксиса в конструкции запроса и оценка соответствия результатов поиска.

Управление - создания схемы классификации для структурирования информации, использование предложенных схем классификации для структурирования информации.

Интеграция - умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников, умение исключать несоответствующую информацию, умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.

Оценка информации - выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью, выбор информационных ресурсов согласно выработанным или указанным критериям, и умение остановить поиск. Создание информации - выработка рекомендации по решению конкретной про-

блемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой, умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы, умение обосновать свои выводы.

Передача информации - это умение адаптировать информацию для конкретной

аудитории, грамотно цитировать источники, обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации, умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу.

Отсюда делаем ВЫВОД: ИКТ-

компетентность - общеучебное умение.

ИКК должна обеспечить возможность: успешно продолжать образование в течение всей жизни; подготовиться к выбранной профессиональной деятельности; жить и трудиться в информационном обществе в условиях экономики, которая основана на знаниях (knowledge based economy).

На сегодняшний момент для каждого учителя важно понять, что входит в ИКТ -компетентность, проанализировать, какие учебные задачи можно модифицировать так, чтобы косвенно они работали на выработку необходимых навыков.

Информационно - коммуникационная компетентность (ИКК) учителя есть совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий. В соответствии с этим, ИКК складывается из трех компонентов: знать; уметь пользоваться; уметь применять в учебной деятельности [4].

Выделяются три наиболее значимые направления использования ИКТ через: учебно - методическую деятельность; воспитательную деятельность и дополнительное образование детей; саморазвитие и информационную деятельность.

В рамках этого новые информационные технологии позволяют:

- индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

- обеспечить самоконтроль и самокоррек-цию учебно-познавательной деятельности;

- сократить время обучения за счет вычислений на компьютере;

- моделировать и имитировать процессы и явления;

- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

- повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации.

При этом немаловажную роль играют и дополнительные средства обучения: учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; аудио - видео учебные материалы.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. Интерактивность

- это возможность взаимодействия. Перевод с английского interactive - взаимодействие. Работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности - разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему (интерактиву) среду применения. Всего их пять - интерак-

тив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, коммуникативность (пользователя).

Интерактив - дает возможность воздействия и получения ответных реакций;

Мультимедиа - обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов;

Моделинг - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов;

Коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса.

Коммуникативность (пользователя) -

благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации, творческий компонент и эффективность учебной деятельности резко возрастают.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).

2. Интерактивность, которая обеспе-

чивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных

форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.

Что дают ЭОР учителю - конспекты не писать; сумки с тетрадками не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос; нет проблемы объективности оценок - с компьютером не поспоришь; экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем подготовленных учащихся для - творчества; решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо обращены к экранам, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен; вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии - это престижно.

Возможны следующие варианты организация урока с применением ИКТ:

1. В классе достаточно компьютеров, каждый ученик работает индивидуально под внешнем контролем учителя.

2. Когда в классе несколько компьютеров, за каждым работает одновременно несколько учащихся. Такая форма работы учит детей работать в группе, учит словесно выражать свое мнение и слушать других, развивает коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

3. Когда в классе только один компьютер (используется проектор и экран). Такая форма работы дает возможность совмещать на уроке работу с программой и другие формы деятельности - обсуждение просмотренного материала с классом; совместное решение предлагаемых заданий.

4. Когда в классе нет компьютера, педагог использует материалы диска при подготовке к уроку.

Исходя из этого информационные технологии, являясь средством активизации образовательного процесса позволяют учителю произвести трансформацию урока. Новые образовательные ресурсы, облегчают учителю подготовку уроков и проверку заданий, обеспечивают постоянную методическую поддержку, ИКТ - компетентность, а также ресурсы и навыки самообразования.

У учащегося, осваивающего обязательный минимум прослеживаются - повышение мотивации, ресурсы для обучения, ИКТ- компетентность, ресурсы и навыки самообразования.

В школах: формируется Единое информационное образовательное пространство, обеспечиваются информационнокоммуникационные средства управления и организации учебного процесса, включая дистанционную поддержку, а также равные образовательные возможности для всех учащихся.

Условия, при которых учитель будет использовать ИКТ следующие: есть компьютеры; есть профессионально разработанное программное обеспечение для обучения; есть знания и умения по использованию ИКТ; есть внутреннее убеждение в том, что ИКТ могут быть полезными для достижения целей соответствующего вида образования.

Учение - ведущая деятельность в обучении и образовательном процессе, а потому учение будет являться отправной точкой для выявления эффективных моделей учения и обучения, реализация взаимодействия ко-

торых формирует самообучение - метод и модель обучения, в котором собственная, самостоятельная, самоуправляемая учебная деятельность обучаемого является главной, ведущей, а формирующая деятельность преподавателя- содействующей, способствующей эффективному учению. Все

это формирует Единое информационнообразовательное пространство.

Библиографический список

1. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе. - М. : Просвещение, 2011. -190 с.

2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: ЛСЛБЕМЛ, 2000. - 272 с.

3. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. - М. : Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.

4. Стецюк Т. В. Проектные технологии в управлении инновационными процессами в образовании // Инновационные процессы в педагогической практике и образовании. - Барнул ; Томск, 1997. - С. 42-53.

5. Ушачев В. П. Развитие профессиональнопедагогического потенциала педагога в процессе инновационной деятельности //Сибирский педагогический журнал - 2011. - № 2. - С. 24-31.

6. Федорчук С. В. Роль информационных

технологий в управлении школой в современных условиях // Интерактивное образование, выпуск № 12-13: http://io.nios.ru/old/releases.

php?num=12&div=05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.