Научная статья на тему 'Модульная организация обучения в формате информационного взаимодействия'

Модульная организация обучения в формате информационного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODULAR ORGANIZATION OF TRAINING / COMPETENCY APPROACH / PEDAGOGICAL INTERACTION / EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT / INNOVATIVE LEARNING MODELS / QUALITY OF KNOWLEDGE / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивачев Петр Вениаминович

В современной системе образования компетентностный подход, призванный повысить качество подготовки выпускников вузов, переходит из стадии самоопределения в стадию реализации. Достижение этой цели невозможно без создания современной информационной образовательной среды и внедрения инновационных моделей и технологий педагогического взаимодействия. Однако для системы высшего образования в целом требуется адаптационный период, во время которого будут освоены практические приложения компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивачев Петр Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular Organization of Training in the Format of Information Interaction

Actual problem of improving the quality of training of graduates can be solved by the introduction of the competency approach and innovative models and learning technologies. Competency approach in the field of medical and socio-professional education goes from the stage of self-determination into the implementation stage. Achieving this goal is impossible without the creation of modern educational information environment. Adaptation period is necessary for the higher education system, during which the practical application of the competency approach will be utilized.

Текст научной работы на тему «Модульная организация обучения в формате информационного взаимодействия»

УДК 378.147

ББК 448-951.22 ГСНТИ 14.07.09 Код ВАК 13.00.01

П. В. Ивачев P. V. Ivachev

Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМАТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

MODULAR ORGANIZATION OF TRAINING IN THE FORMAT OF INFORMATION INTERACTION

Аннотация. В современной системе образования компетентностный подход, призванный повысить качество подготовки выпускников вузов, переходит из стадии самоопределения в стадию реализации. Достижение этой цели невозможно без создания современной информационной образовательной среды и внедрения инновационных моделей и технологий педагогического взаимодействия. Однако для системы высшего образования в целом требуется адаптационный период, во время которого будут освоены практические приложения компетентностного подхода.

Ключевые слова: модульная организация обучения, компетентностный подход, педагогическое взаимодействие, информационная образовательная среда, инновационные модели обучения, качество знаний, высшее профессиональное образование.

Сведения об авторе: Ивачев Петр Вениаминович, кандидат медицинских наук, доцент.

Место работы: заведующий кафедрой социальной работы Уральской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития, Екатеринбург.

Контактная информация: E:ma:

Abstract. Actual problem of improving the quality of training of graduates can be solved by the introduction of the competency approach and innovative models and learning technologies. Competency approach in the field of medical and socio-professional education goes from the stage of self-determination into the implementation stage. Achieving this goal is impossible without the creation of modern educational information environment. Adaptation period is necessary for the higher education system, during which the practical application of the competency approach will be utilized.

Keywords: modular organization of training, competency approach, pedagogical interaction, educational information environment, innovative learning models, quality of knowledge, higher professional education.

About the author: Ivachev Piotr Veniaminovich, Candidate of Medicine, Assistant Professor.

Place of employment: Head of the Chair of Social Work, The Ural State Medical Academy, Ekaterinburg.

: socionom@usma.ru.

Сегодня активно обсуждаются идеи компетентностного подхода. Из стадии самоопределения компетентностный подход переходит в стадию самореализации. Понимание компетентностного подхода

© Ивачев П. В., 2011

как инновации ограничивает исследовательский взгляд на сущность происходящего. Инновация предполагает внедрение новых способов организации образовательной деятельности с целью ее оптимиза-

ции. В то же время рассматриваемая сфера не является совокупностью таких способов, набором выполняемых функций, образовательное пространство создается усилиями множества людей — участников данного процесса, функционирует и воспроизводится на основе интерпретаций и сложившихся устойчивых представлений о ценности образования, его целей и результатов [1].

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Способность решать проблемы не сводится к освоению определенной совокупности знаний, умений и навыков. Эта способность имеет несколько составляющих: мотивы

деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для определенных видов деятельности; теоретические и прикладные знания, необходимые для понимания сущности проблемы и выбора путей ее решения [2].

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения в качестве цели реализации образовательных программ ставят формирование общекультурных и профессиональных компетенций по направлениям подготовки высшего профессионального образования. Однако до сегодняшнего дня продолжается дискуссия в вопросах о подходах и методах развития компетенций различных специалистов.

В соответствии с новым стандартом реализация компетентност-ного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных стимуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов). При этом удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий, а занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий. Эта установка при разработке образовательных программ нацеливает внимание организаторов обучения на поиск инновационных форм педагогического взаимодействия.

В действительности компетенции формируются не только за счет содержания образовательной программы. Это также результат внедрения образовательных технологий, методов, форм, образовательной среды вуза.

Ряд авторов [3] обоснованно считают, что наиболее продуктивным вариантом реализации компе-тентностного подхода может быть использование модульной технологии образовательного процесса в вузах, которая, по нашему мнению, может быть успешно реализована применительно к модели смешанного обучения (blended education) [4]. Модель смешанного обучения основывается на использовании сочетания организационных форм обучения в реальном и виртуальном кампусе вуза и комбинации

традиционных методов педагогического взаимодействия с технологиями электронного обучения (e-Leaming).

Модульная технология образовательного процесса основывается на использовании упорядоченной совокупности дидактических категорий и характеризуется единством содержательного и процессуального компонентов. Модуль — это единица образовательного процесса, представляющая собой систему взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность. Она включает в себя мотивационно-целевой компонент, трансформирующийся в целевую программу действий для студентов; относительно законченный смысловой блок учебной информации; исполнительский компонент и методическое руководство преподавателя по формированию способов учебной деятельности; специально разработанный дидактический инструментарий, позволяющий осуществлять многоканальное взаимодействие между участниками образовательного процесса [5].

В высшем профессиональном образовании вполне оправданы и наиболее часто используются в учебной деятельности такие формы интерактивной работы, как беседы, диспуты, конференции, семинары. Этому способствовало переосмысление педагогического пространства в свете необходимости учета двусто-ронности образовательного процесса и привлечение внимания к субъект-субъектному характеру отношений участников учебной деятельности [6].

Интерактивность, интерпретируемая как непосредственный диалог, обретает особое значение, связанное с высоким уровнем развития техники и информационных технологий. В инновационной педагогике, ориентированной на информатизацию учебного процесса, интерактивными называют специальные средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером.

В отличие от полиграфической продукции, наиболее простые текстографические электронные образовательные ресурсы (ЭОР) позволяют представить материал на мониторе, а не на бумаге. Усложнение текстографических материалов позволяет просматривать фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием. Такой текстографический продукт называется гипертекстом. Принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР, которые дают возможность представления учебных объектов множеством различных способов, т. е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. В условиях информатизации учебной деятельности появляется возможность произвольного взаимодействия учащегося с объектами и способность влиять на процессы по своему усмотрению. Этого никогда не позволит сделать кино, в котором сюжет происходящего обусловлен сценарием произведения. Таким образом, именно информационное

взаимодействие становится основой инновационной педагогики.

Очевидно, что ожидать от информатизации учебной процесса повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые образовательные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным качествам информационного взаимодействия в обучении относятся:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

- получение информации;

- практические занятия;

- аттестация (контроль учебных достижений).

2. Интерактивность, которая обеспечивает расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет активно-деятельностных форм обучения.

3. Возможность обучения за пределами учебной аудитории (дистанционное обучение).

Серьезным достижением информатизации обучения является резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, — интерактивность, позволяет развивать актив-но-деятелъностные формы обучения. Это качество позволяет реально расширить возможность самостоятельной работы. Для этого вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент.

Иными словами, содержание обучения в определенной предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Более сложный инструмент информационного взаимодействия моделинг — имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. Такой электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

Если мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов, то интерактив дает возможность получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Другим важным инструментом информационного взаимодействия является коммуникативность — это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения информационного взаимодействия это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Благодаря автоматизации рутинных операций поиска необхо-

димой информации возрастает творческий компонент и соответственно эффективность учебной деятельности, резко возрастает производительность обучения.

В сумме указанные преимущества образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС) обеспечивают качество обучения, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе — дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как образовательные ресурсы нового поколения.

Уральская государственная медицинская академия (Екатеринбург) активно участвует в развитии информатизации учебного процесса. Данная возможность имеет наиболее эффективную реализацию благодаря концепции смешанного обучения (blended education), следование которой помогает находить оптимальные сочетания очного и заочного обучения, а также online- и offline-занятий в виртуальном кампусе для всех форм получения образования, интегрировать контент учебных дисциплин, отражающий различные образовательные области, на единых электронных носителях учебной информации (веб-сайт, CD, DVD, MP3). В этой ситуации основные ЭОР — инструменты электронного обучения (e-Learning) не могут счи-

таться лишь дополнением к традиционному обучению — они становятся рациональным способом приобретения важных компетенций, необходимых навыков и знаний, применимых на практике.

Становится очевидным, что рациональная польза от подключения к Интернету для вуза и его студентов состоит не только и не столько в использовании его всего лишь как способа трансляции учебных материалов на расстоянии. Будучи одним из средств технологического обеспечения, ЭОР наиболее эффективны как среда обучения. Наилучшее решение, разумеется, лежит в плоскости сочетания яркого, «живого» преподавателя и высокотехнологичного инструментария обучения, которым могли бы пользоваться, активизируя учащихся, другие преподаватели — тьюторы электронного обучения. При таком сочетании происходит «системный ролевой сдвиг, и обучаемые превращаются в партнеров по e-Leammg» [7].

В отдельных случаях длительное либо полное отсутствие контакта с преподавателем взамен обучения в виртуальной среде оказывается важным фактором формирования таких компетенций, как умение перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное, умение применять на практике полученные знания, навыки работы в команде, желание постоянно учиться.

Существует ряд нерешенных проблем, связанных с повсеместным распространением e-Learning.

Одна из них — общественно-профессиональная оценка качества образования в среде e-Learning. На рынке образовательных услуг уровень качества предлагаемых образовательных программ в среде e-Leaming серьезно разнится. Несмотря на то, что некоторые предложения все-таки вносятся, на сегодняшний день еще не было выработано единой теоретически обоснованной концепции повышения качества, которая соответствовала бы реальным практическим требованиям. Тем не менее, не только за рубежом, но и в нашей стране количество сторонников вовлечения e-Learning в различные аспекты образовательного процесса и образовательные направления профессиональной подготовки кадров с каждым годом увеличивается. Это, несомненно, расширяет наши представления о путях повышения качества подготовки выпускников и способах реализации компетентно-стного подхода в современной системе образования.

Литература

1. Прямикова, Е. В. Предпосылки и практики компетентностного подхода : моногр. / Е. В. Прямикова ; УрГПУ. — Екатеринбург, 2011.

2. Андреев, А. Л. Компетентност-ная парадигма в образовании:

опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. — 2005. — № 4. — С. 19—27.

3. Васильев, Л. И. Компетентно-стный подход при модульной технологии организации обучения в вузе / Л. И. Васильев, А. Н. Мамцев. — Высшая школа, 2009.

4. Ивачев, П. В. Инновационные модели и технологии обучения в сфере социального и медицинского образования / П. В. Ива-чев // Уральский медицинский журнал. — 2010. — № 6. — С. 107—111.

5. Асадуллин, P. M. Научно-методические основы модульной технологии образовательного процесса в вузе : науч.-метод. пособие / P. M. Асадуллин, Л. И. Васильев, В. Ф. Дмитриева, А. Н. Мамцев. — Уфа : Изд-во БГПУ, 2005. — 116 с.

6. Теория и практика педагогиче-

ских взаимодействий в современной системе образования : моногр. / Е. В. Коротаева,

Т. Л. Аркелова, Т. В. Безродных [и др.]. — Новосибирск, 2010.

7. Felterman, D. Empowerment Evaluation, Principles in Practice / D. Felterman, A. N. Wan-dersman. — L., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.