Научная статья на тему 'Инновационный потенциал информационной образовательной среды'

Инновационный потенциал информационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЬЮТЕРНО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / КОМПЕТЕНЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРОДУКТ / PROGRAM AND TECHNICAL APPROACH / COMPUTER AND TELECOMMUNICATION EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEXES / PROFESSIONAL COMPETENCES / FUNCTIONS OF PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCE OF PROFESSIONAL MOBILITY / MULTIMEDIA INTERACTIVE PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюков Дмитрий Николаевич

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием профессиональных компетенций на базе цифровых и электронных образовательных ресурсов. Представлена педагогическая система профессиональной подготовки в рамках инновационной информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крюков Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative aspects of the information educational environment

The article deals with the questions concerning innovative aspects of information educational environment in the system of professional education. The author pays attention to the problems connected with formation of professional competences on the basis of digital educational and electronic educational resources. The pedagogical system of professional training within the innovative information and educational environment is presented.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал информационной образовательной среды»

ЮУПИ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

)

Д.Н. КРЮКОВ, профессор, ректор Южно -Уральский профессиональный институт

Инновационный потенциал информационной образовательной среды

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием профессиональных компетенций на базе цифровых и электронных образовательных ресурсов. Представлена педагогическая система профессиональной подготовки в рамках инновационной информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: программно-технический подход, компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы, профессиональные компетенции, функции профессиональной подготовки, компетенция профессиональной мобильности, мультимедийный интерактивный продукт.

В современной педагогической литературе, посвящённой вопросам модернизации современного образования на основе информатизации, использования информационно-коммуникационных технологий,активно обсуждаются вопросы формирования и развития информационно-образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения, влияния ее компонентов на общее протекание и на отдельные стороны образовательного процесса. В практике работы МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт» при определении понятия «информационно-образовательная среда » используется программно-технический подход, позволяющий рассматривать информационно-образовательную среду вуза как:

1) программно-телекоммуникационную систему, направленную на ведение образовательного процесса едиными технологическими средствами и обеспечивающую его информационную поддержку;

2) многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения;

3) единое информационно-образовательное пространство, объединяющее ин-

формацию как на традиционных, так и электронных носителях;

4) системукомпьютерно-телекоммуни-кационных учебно-методических комплексов и технологий интерактивного взаимодействия;

5) совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Таким образом, информационно-образовательная среда института сосредоточивает информационные, программные и технические ресурсы, объединённые в систему, обеспечивающую эффективное протекание образовательного процесса.

Реализация современных образовательных парадигм, ядром которых выступают профессиональные компетенции, требует новых технологий и средств обучения, воспитания и развития, новой организации учебно-профессионального пространства. Таковые предоставляет информационно-образовательная среда, а также электронные образовательные (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) как элементы этой среды.

108

Высшее образование в России • № 6, 2012

Традиционный знаниевый подход сегодня уже не может трактоваться как основа профессиональной подготовки, так какбазируется на нормировании содержа-тельныхединиц, зафиксированныхв образовательном стандарте, концентрируется на непосредственных результатах обучения - усвоении знаний, навыков и выявлении их объема и качества. Поэтому студенты нацелены здесь на достижение некоторых формальных показателей, такихкак оценка, диплом, допуск к сдаче экзамена. Лекционная форма подачи материала недостаточно ориентирована на использование практического опыта, а потому нередко наблюдается своего рода антагонизм между содержанием образования и профессиональной деятельностью.

Современная профессиональная подготовка требует перехода к формированию у студентов устойчивых творческих и исследовательских навыков, умения решать проблемы; процесс их обучения должен быть настроен на соединение практического опыта с теоретическими основами, что и позволяет осуществлять информационно-образовательная среда инновационных образовательных учреждений. При обучении в рамках информационной образовательной среды упор делается на развитие способности достигать результата, на формирование умений ставить цели, искать пути продвижения к ним, предвидеть возможные последствия своих решений и действий. Надо иметь в виду, что в настоящее время важным условием полноценного профессионального образования является умение специалиста встраиваться в неустойчивую профессиональную среду - требования работодателей к профессиональным навыкам постоянно меняются, и адаптацию к этим изменениям обеспечивает информационно-аналитическая компетентность специалиста любого профиля.

Еще совсем недавно была весьма актуальной трактовка В.А. Сластенина: «Профессиональная подготовка подразумевает,

что будущий работник, специалист овладеет необходимой суммой знаний, умений и навыков... Целью и результатом профессиональной подготовки является определенный тип самостоятельного человека - квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду, требующую определенных знаний и навыков» [1]. Сегодня условия хозяйствования организаций, социально-экономических систем постоянно меняются, и одним из ведущих требований работодателей к специалистам любого профиля становится мобильность - профессиональная, информационная, коммуникационная, территориальная. В настоящее время конкурентоспособность человека на рынке труда в значительной степени определяется его способностью к включению в нестабильные экономические отношения. Отсюда потребность в позициях личностного роста, адаптивности и мобильности будущего работника.

Компетентностный подход (А.С. Белкин, А.Г. Бермус, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, О.Е. Лебедев, Е.Ю. Никитина, И.П. Пономарев), который в последнее время приобрел особую актуальность в решении проблем профессиональной подготовки, акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве такового как раз рассматривается не усвоение суммы информации, а способность выпускника самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя полученные знания и порождая новые; это подход, при котором итоги образования признаются значимыми за пределами системы образования, и прежде всего - на рынке труда. Данный подход естественным образом сочетает идеи общепрофессионального и личностного развития; компетенции рассматриваются как сквозные, метапредметные образования, интегрирующие традиционные знания и интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие, информационные и

ЮУПИ: стратегии развития

109

иные умения. Все это полностью соответствует важнейшим задачам подготовки студентов к осуществлению профессиональной деятельности [2].

В современном информационно-технологическом обществе и в прогнозируемом ближайшем будущем (время работы выпускника на рынке труда) именно умение работать с информацией и информационно-технологическими системами оказывается базовым, обеспечивающим долгосрочную успешность выпускника и возможность его адаптивной встраиваемости в меняющуюся конкурентную среду.

Сложившаяся информационная образовательная среда ЮУПИ позволяет выделить следующие основные функции профессиональной подготовки: социализаци-онно-гуманистическую, целостно-интегрирующую, профессионально-преобразующую, ситуационно-направленную.

Социализационно-гуманистическая функция ИОС предусматривает нацеленность процесса образования на социализацию студента в течение всей жизни.

Целостно-интегрирующая функция обеспечивает рассмотрение социально-педагогических явлений в ИОС с учетом взаимосвязи, взаимодополнения, зависимости каждого элемента от других; ориентирует на восприятие обучающегося как целостной био-социо-психолого-антропологической сущности, требует наличия некоего диапазона компетенций для осуществления деятельности в разнообразных профессиональных сферах: «человек- природа», «человек - техника», «человек - человек».

Профессионально-преобразующая функция предполагает обновление знаний и умений обучающегося, задает механизмы преодоления сложившихся в практической деятельности стереотипов. При этом, с одной стороны, необходимо готовить выпускников в зависимости от спроса на них на рынке труда, с другой стороны, важно влиять на рынок труда, облагораживая и формируя его потребности.

Ситуационно-направленная функция отражает значимость наличия у выпускника профессионального мышления, навыков четкого определения признаков и границ проблемной профессионально-производственной или социально-экономической ситуации, в отношении которой разрабатывается программа действий.

Информационная образовательная среда института способствует развитию основополагающих для современного профессионала компетенций: информационно-аналитической, информационно-технологической, компетенции информационной мобильности.

Информационно-аналитическая компетенция предполагает наличие навыков сбора, обработки и передачи необходимой информации для принятия профессиональных решений; умения прогнозировать пути развития профессиональной сферы и, соответственно, выстраивать траекторию своего карьерного роста и определять потребность в повышении квалификации и т.д.

Компетенция информационной мобильности подразумевает, что эффективность деятельности человека во многом зависит от его сознательности, целенаправленности, ответственности. К структурным составляющим данной компетенции относятся следующие:

• способность к самостоятельному использованию информационных ресурсов, умение получать и структурировать информацию, владение навыком работы с научной литературой;

• сформированность базы теоретических знаний и практических умений для профессионально-исследовательской деятельности.

Важно владение понятийным аппаратом, понимание сущности исследовательского процесса, логики и технологии поисково-творческой деятельности (целепола-гание, прогноз результатов, план решения проблемы, выбор соответствующих методов, анализ результатов), умение оценить

110

Высшее образование в России • № 6, 2012

результаты деятельности, определить способы и пути их коррекции, владение технологией оформления и представления результатов исследования.

Одним из аспектов подготовки студентов к осуществлению профессиональной деятельности в нашем вузе является обучение их методикам проведения исследований, в частности социологических, приемам получения и обработки данных, навыкам использования вероятностных, статистических и других методов.

Информационно-технологическая компетенция включает в себя владение новыми информационными технологиями, информационно-технологическими средствами обеспечения деятельности (компьютер, офисные пакеты, офисная техника, навигация в сети Интернет, мультимедийные технологии, технологии создания презентаций и др.). Без сформированности данной компетенции в современных условиях невозможно осуществить процесс профессионально-трудовой социализации выпускника, так как современные информационные технологии являются одним из основных средств работы с информацией.

МОУ ВПО ЮУПИ, как один из инновационных вузов страны, имеет разработанную и апробированную педагогическую систему, включающую в качестве элементов информационную образовательную среду, информационно-коммуникационные технологии, электронные и цифровые образовательные ресурсы, адаптированные под формирование ключевых и профессиональных компетенций выпускников [3].

Следует отметить, что новейшие информационно-коммуникационные технологии давно стали неотъемлемой частью образования. Но практика показывает, что реального, эффективного внедрения новейших ИКТ в образовании еще не произошло. Эффект можно будет констатировать, когда мы перейдем к использованию принципиально новых образовательных технологий. Сегодня появляются все новые виды

учебных материалов. Многие из них представляют собой оцифрованную информацию, ранее содержавшуюся в книгах или хранившуюся на других носителях. Цифровые образовательные ресурсы повышают комфортность образовательной среды, но не приводят к коренным улучшениям образовательного процесса. В настоящее время институт перешел к работе с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) нового поколения. Это уже не просто картинки, видео- или аудиозаписи, это мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что обучающийся сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем. В ЭОР есть голос за кадром, он объясняет последовательность действий и, главное, указывает на ошибки, допущенные при выполнении задания. ЭОР - самодостаточный учебный продукт, служащий для формирования ключевых компетенций. Его можно рассматривать как один из видов самостоятельной работы, как основу для совместной работы в аудитории или проверки знаний студентов.

В качестве основных инновационных качеств ЭОР выделим следующие:

1) обеспечение всех компонентов образовательного процесса, включая получение информации, практические занятия, аттестацию (контроль достижений);

2) интерактивность, резко расширяющая возможности самостоятельной учебной работы за счет использования актив-но-деятельностных форм обучения;

3) полноценное обучение вне аудитории.

Эффективный ЭОР обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, среди которых нужно отметить:

• интерактив (даст возможность воздействия и получения ответных реакций на представление объектов и процессов);

• мультимедиа (обеспечивает реалис-

ЮУПИ: стратегии развития

111

тичное представление объектов и процессов);

• моделинг (предполагает имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов);

• коммуникативность (возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса). С точки зрения ЭОР это возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность опНпе-коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания;

• производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Таким образом, ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В практике работы института электронные образовательные ресурсы, открытые образовательные модульные ресурсы используются в течение четырех лет. При этом мы наблюдаем еще один положительный эффект - повышение квалификации в области методики преподавания и подготовки учебно-методических комплексов среди профессорско-преподавательского состава, т.е. формирование компетенции информационной мобильности и на этом уровне.

Реализация намеченных путей профессиональной подготовки в рамках информационной образовательной среды способствует в целом повышению уровня профессиональной компетентности выпускников образовательных учреждений. Следует отметить, что возможности применения электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе далеко не исчерпаны. Не все аспекты данной проблемыизучены с достаточной степенью полноты, однако общий подход к построению информационной образовательной среды применительно к профессиональной подготовке студентов уже исследован, апробирован и дает позитивные результаты, что доказывает многолетняя практика ЮУПИ [4].

Литература

1. Педагогика профессионального образо-

вания: Пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2006.

2. Аюпова Э.И, Ильинский А.С. Поддержка

образовательного процесса современными информационно-коммуникационными технологиями // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2010. № 3(3). С. 31-37.

3. Муниципальный вуз в региональной сис-

теме непрерывного образования // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 61-99.

4. Крюков Д.Н. Электронный вуз: визуализация эффекта присутствия // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 80- 84.

KRUKOVD. INNOVATIVE ASPECTS OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the questions concerning innovative aspects of information educational environment in the system of professional education. The author pays attention to the problems connected with formation of professional competences on the basis of digital educational and electronic educational resources. The pedagogical system of professional training within the innovative information and educational environment is presented.

Key words: program and technical approach, computer and telecommunication educational and methodical complexes, professional competences, functions of professional training, competence of professional mobility, multimedia interactive product.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.