Научная статья на тему 'Инновационное развитие высшего образования в Узбекистане'

Инновационное развитие высшего образования в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕФОРМИРОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / SYSTEMS OF THE HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / REFORMING / QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES / STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очилов Акрам Одилович

Дан анализ системы высшего образования Узбекистана. Уделено внимание новым требованиям к качеству образовательных услуг. Предложены меры, позволяющие в краткосрочном и среднесрочных периодах значительно догнать передовые, технологически развитые страны. Показаны инновационные технологии в высшем образовании, раскрыты пути реформирования существующей системы образования. Предложены стратегия инновационного развития в вузе с целью подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative development of the higher education in Uzbekistan

The analysis of system of the higher education of Uzbekistan is given. The attention of new requirements to quality of educational services is paid. The measures allowing in short-term and the medium-term periods considerably to catch up with front lines, technologically developed countries are offered. Innovative technologies in the higher education are shown; ways of reforming of an existing education system are opened. The strategy of innovative development in higher education institution for the purpose of preparation of competitive highly-skilled personnel is offered.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие высшего образования в Узбекистане»

А. О. Очилов1

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Формирование национальной инновационной системы является основной задачей и неотъемлемой частью экономической политики государства. Высшие образовательные учреждения (ВОУ), способствующие интеграции образовательных, инновационных и научных видов деятельности (при активном взаимодействии с организациями, учреждениями, производственными предприятиями), считаются важнейшими элементами инновационных систем. В условиях глобализации экономики конкурентоспособность государства прямо зависит от эффективного использования научно-технического и научно-образовательного потенциала, внедрения инноваций в экономику, образование, производство и др.

В Узбекистане одной из первых отраслей, начавших активное инновационное развитие, стала сфера образования. Использование инноваций в системе образования началось с первых дней независимости республики. Существенно изменились содержание традиционных профессий, ценностные ориентации при выборе профессии, произошли трансформации в экономическом поведении работников. Все это свидетельствует о появлении нового типа работника - человека с инновационным типом мышления. Образование превращается в одну из самых важных сфер человеческой деятельности, которая тесно связана с политикой, экономикой, материальным производством и др. Человек, его знания, интеллект являются особым фактором экономического развития любого государства.

В современном понимании термин «инновация» означает существенную смену функций осуществляемого процесса на основе новой техники, технологии и новых организационных форм. Инновационная экономика представляет новый тип экономики, в которой прибыль создается не за счет материального производства и концентрации финансовых рынков, а за счет образования новых рынков. Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и методологий управления инновационными процессами. Характер и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики и сферах деятельности зависят от характера и эффективности инновационной деятельности в сфере образования [7].

Инновация образования относится к наименее разработанным разделам теории инновационных процессов. Инновационное высшее образование - это фундамент развития экономики, основанной на новых знаниях, инновационной технологии и управлении ими. Под инновационными технологиями в вузах подразумевают повышение качества образования, более того, возможность повысить конкурентоспособность конкретного вуза на рынке образовательных услуг. Образовательный процесс постоянно нацелен на оказание качественных образовательных услуг, поэтому с ними необходимо соотносить различные инновационные инициативы. Новейшие образовательные технологии и другие современные материалы утверждены в качестве приоритетных направлений исследований для высшей школы.

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой XXI в. В мире на нее сделана большая ставка. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Это фаза общения, трансфера информации и знаний. Мировая телекоммуникационная инфраструктура позволяет создать системы массового непрерывного самообучения и всеобщего обмена

1 Акрам Одилович Очилов, доцент Каршинского государственного университета Республики Узбекистан, е-таИ.: akram.oo@mail.ru

информацией независимо от временных и пространственных поясов [8].

Развитие страны по инновационному пути приведет к кардинальным изменениям не только в науке, но и в сфере подготовки кадров. Инновационный процесс, с одной стороны, потребует, а с другой, - создаст предпосылки для интеграции систем науки, образования и производства [4]. Инновационное развитие в сфере образования и в производстве различаются коренным образом. Так, в сфере образования оно связано с человеческим фактором. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отматил: «...только люди, осознающие необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут добиться поставленных стратегических целей развития. Не будет никаким преувеличением заявить о том, что кардинальное реформирование системы образования стало важнейшим фактором и фундаментальной основой изменения сознания и мировоззрения людей, роста их политической и гражданской активности, уверенности в своем будущем» [6]. Важное место в формировании инновационной экономики принадлежит качественному воспроизводству новых знаний, умений и навыков, а также обеспечению непрерывности источников их генерирования. На современном этапе в ведущих странах мира особая роль в формировании и накоплении человеческого капитала отводится образованию. Его уровень определяет интеллектуальный потенциал государства.

С учетом существующих проблем в инновационном секторе республики предлагается реализовать комплекс мер, позволяющих в краткосрочном и среднесрочном периодах приблизиться к технологически развитым странам:

■ уточнить перечень направлений (бакалавриата и специальностей магистратуры), которые имеют важнейшее значение (с учетом приоритетов экономического развития страны) для развития адаптационной культуры и экономики;

■ создать систему стимулов и механизмов для развития образовательного и научно-исследовательского комплексов страны, принять правительственные меры по развитию корпоративного партнерства хозяйствующих субъектов в цепочке «образование - исследование - внедрение»;

■ в целях стимулирования инновационной активности хозяйственных субъектов внести в нормативно-правовые акты изменения, направленные на создание государственных институтов и инструментов повышения конкурентоспособности предприятий и отраслей экономики на внутреннем и международном рынках [5].

Одним из основных направлений изучения и оценки состояния профессионального образования является формирование системы показателей. Важнейшим критерием сравнительной оценки качества подготовки высококвалифицированных кадров служат уровни подготовки, профессионализма, экономики, оплаты труда, занятости. Требования к подготовке бакалавров и магистров непосредственно связаны с потребностями общества. В Узбекистане наметился спрос на высококвалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов, а возрастающая роль высшего образования привела к возникновению элементов рынка образовательных услуг. За годы независимости в стране создан мощный кадровый потенциал на основе использования качественных параметров развития высшего образования и зарубежного опыта.

Система высшего образования Узбекистана представлена 65 вузами, где обучаются около 300 тыс. студентов. В рамках стратегии правительства по внедрению и интеграции международных стандартов обучения функционируют филиалы престижных российских и зарубежных вузов (Вестминстерского международного университета, Московского государственного университета, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова и др.). В 2011/2012 учебном году число студентов в республике составило 86 чел. на 10 тыс. населения, выпускников ВОУ - 29 человек. Число студентов дневного обучения - 97,9%, выпускников - 89,1%. По отраслевой специализации число студентов в процентном соотношении составляет: на «Просвещение» - 44,8%, «Промышленность» - 18,7%, «Здравоохранение» - 8,3%, «Экономика» - 7,2%, «Транспорт и связь» - 7,1%,

«Сельское хозяйство» - 7,0%, «Строительство» - 2,5%, другие отрасли - 4,4%. Число специалистов, выполнявших научные исследования и разработки в 2010 г., составило 30343 чел., при этом большинство из них занималось техническими (18,1%), физико-математическими (11,7%), медицинскими (11,7%) науками и гораздо меньше - социологическими (0,3%), политологическими (0,8%), географическими (1,1%).1

Инновационное развитие в вузе предполагает поэтапное осуществление преобразований в образовательной среде [2, 8], направленных на повышение качества образовательных учреждений и их выпускников. Новшества в сфере обучения могут принять форму новых учебных программ, планов и учебно-методических материалов; новых педагогических, информационных и организационных технологий или их совокупности; новых образовательных технологий, нового статуса организации и др.

Для вуза важна не столько разработка новшеств, сколько их внедрение, превращение в форму инновации. Существует несколько подходов к внедрению инновационных новшеств в образовательный процесс. Во-первых, это создание новых технологий и их внедрение в сферу образования. Прежде всего речь идет о средствах для передачи, хранения и обработки информации. Применение информационных технологий предполагает качественное изменение информации и ее подачи, что влечет за собой изменение качества восприятия учебной информации студентами. Во-вторых, устранение недостатков в сфере образования. Так, один из основных недостатков традиционных программ заключается в том, что студент изучает набор дисциплин, в то время как бизнес - это умение интегрально применять различные умения и получать синергетический эффект от использования различных ресурсов. В-третьих, меняется само человечество, и это требует изменения образовательных подходов.

Инновационное развитие вуза, внедрение современных достижений науки и техники в сферу образования, взаимодействие учебных заведений с предприятиями и организациями становится основой обеспечения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Стратегия инновационного развития предполагает и особый подход к управлению качеством образования. Основными объектами такого управления являются: педагог как профессиональный организатор и помощник в формировании и развитии личности специалиста; содержательная основа образования; технология, организация педагогического процесса и др. Управление качеством образования как инновационный процесс обладает следующими признаками: наличие нового способа деятельности; наличие развитой организационной культуры; сформированность инновационной культуры у руководителей; высокой уровень самоорганизации в образовательном учреждении [1].

Однако высокая эффективность подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных кадров не является прямым следствием использования новейших технических средств в обучении. Для достижения наилучших результатов необходима тщательная проработка всех составляющих образования.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Формирование высшего профессионального образования в информационном обществе начинается с миссии университета / А. Н. Асаул // Гуманизация образования. - 2011. - № 6. - С. 9-15.

2. Асаул, А. Н. Инновационный подход к управлению вузом на основе теории

1 Образование в Узбекистане: стат. сб. Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан. - Ташкент, 2011. - 194 с.

самоорганизации / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2006. - Т. 78. - С. 58-64.

3. Асаул, А. Н. Опыт и перспективы дистанционного эвристического образования / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров // Проблемы современной экономики. -2008. - № 3. - С. 482-487.

4. Гулямов, С. С. Наука и образование: интеграция и взаимодействие / С. С. Гулямов [и др.]// Междунар. конф. «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны»: сб. статей. - Ташкент. - 2012. - С. 86-88.

5. Жумаев, Н. Х. Модернизация системы и содержания высшего экономического образования в контексте инновационного развития экономики Узбекистана / Н. Х. Жумаев, А. Ш. Бекмурадов //Междунар. конф. «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны»: сб. статей. - Ташкент. - 2012. - С. 47-48.

6. Каримов, И. А. Гармонично развитое поколение - решающая сила в развитии страны/ И. А. Каримов // Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии междунар. конф. «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». - Ташкент. - Народное слово. - 2012. - 18 февраля.

7. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

8. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.

The list of the literature

1. Asaul A. N. Formirovanie vysshego professional'nogo obrazovanija v informacionnom obwestve nachinaetsja s missii universiteta / A. N. Asaul // Gumanizacija obrazovanija. - 2011. - № 6. - S. 9-15.

2. Asaul, A. N. Innovacionnyj podhod k upravleniju vuzom na osnove teorii samoorganizacii / A. N. Asaul, B. M. Kaparov // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obwestva Rossii. - 2006. - T. 78. - S. 58-64.

3. Asaul, A. N. Opyt i perspektivy distancionnogo jevristicheskogo obrazovanija / A. N. Asaul, B. M. Kaparov // Problemy sovremennoj jekonomiki. - 2008. - № 3. - S. 482487.

4. Guljamov, S. S. Nauka i obrazovanie: integracija i vzaimodejstvie / Guljamov S. S. [i dr.]// Mezhdunarodnaja konferencija «Podgotovka obrazovannogo intellektual'no razvitogo pokolenija - kak vazhnejshee uslovie ustojchivogo razvitija i modernizacii strany»: sbornik statej. - Tashkent. - 2012. - S. 86-88.

5. Zhumaev, N. H. Modernizacija sistemy i soderzhanija vysshego jekonomicheskogo obrazovanija v kontekste innovacionnogo razvitija jekonomiki Uzbekistana / N. H. Zhumaev, A. Sh. Bekmuradov // Mezhdunarodnaja konferencija «Podgotovka obrazovannogo intellektual'no razvitogo pokolenija - kak vazhnejshee uslovie ustojchivogo razvitija i modernizacii strany»: sbornik statej. - Tashkent. - 2012. - S. 47-48.

6. Karimov, I. A. Garmonichno razvitoe pokolenie - reshajuwaja sila v razvitii strany / I. A. Karimov // Vystuplenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Islama Karimova na otkrytii mezhdunarodnoj konferencii «Podgotovka obrazovannogo i intellektual'no razvitogo pokolenija - kak vazhnejshee uslovie ustojchivogo razvitija i modernizacii strany». - Tashkent. Narodnoe slovo. - 2012. - 18 fevralja.

7. Modernizacija jekonomiki na osnove tehnologicheskih innovacij / A. N. Asaul [i dr.]. - SPb: ANO «IPJeV», 2008. - 606 s.

8. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem v uslovijah innovacionnoj jekonomiki / A. N. Asaul, B. M. Kaparov. - SPb.: Gumanistika, 2007. - 280 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.