А. О. Очилов1
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
Формирование национальной инновационной системы является основной задачей и неотъемлемой частью экономической политики государства. Высшие образовательные учреждения (ВОУ), способствующие интеграции образовательных, инновационных и научных видов деятельности (при активном взаимодействии с организациями, учреждениями, производственными предприятиями), считаются важнейшими элементами инновационных систем. В условиях глобализации экономики конкурентоспособность государства прямо зависит от эффективного использования научно-технического и научно-образовательного потенциала, внедрения инноваций в экономику, образование, производство и др.
В Узбекистане одной из первых отраслей, начавших активное инновационное развитие, стала сфера образования. Использование инноваций в системе образования началось с первых дней независимости республики. Существенно изменились содержание традиционных профессий, ценностные ориентации при выборе профессии, произошли трансформации в экономическом поведении работников. Все это свидетельствует о появлении нового типа работника - человека с инновационным типом мышления. Образование превращается в одну из самых важных сфер человеческой деятельности, которая тесно связана с политикой, экономикой, материальным производством и др. Человек, его знания, интеллект являются особым фактором экономического развития любого государства.
В современном понимании термин «инновация» означает существенную смену функций осуществляемого процесса на основе новой техники, технологии и новых организационных форм. Инновационная экономика представляет новый тип экономики, в которой прибыль создается не за счет материального производства и концентрации финансовых рынков, а за счет образования новых рынков. Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и методологий управления инновационными процессами. Характер и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики и сферах деятельности зависят от характера и эффективности инновационной деятельности в сфере образования [7].
Инновация образования относится к наименее разработанным разделам теории инновационных процессов. Инновационное высшее образование - это фундамент развития экономики, основанной на новых знаниях, инновационной технологии и управлении ими. Под инновационными технологиями в вузах подразумевают повышение качества образования, более того, возможность повысить конкурентоспособность конкретного вуза на рынке образовательных услуг. Образовательный процесс постоянно нацелен на оказание качественных образовательных услуг, поэтому с ними необходимо соотносить различные инновационные инициативы. Новейшие образовательные технологии и другие современные материалы утверждены в качестве приоритетных направлений исследований для высшей школы.
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой XXI в. В мире на нее сделана большая ставка. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Это фаза общения, трансфера информации и знаний. Мировая телекоммуникационная инфраструктура позволяет создать системы массового непрерывного самообучения и всеобщего обмена
1 Акрам Одилович Очилов, доцент Каршинского государственного университета Республики Узбекистан, е-таИ.: akram.oo@mail.ru
информацией независимо от временных и пространственных поясов [8].
Развитие страны по инновационному пути приведет к кардинальным изменениям не только в науке, но и в сфере подготовки кадров. Инновационный процесс, с одной стороны, потребует, а с другой, - создаст предпосылки для интеграции систем науки, образования и производства [4]. Инновационное развитие в сфере образования и в производстве различаются коренным образом. Так, в сфере образования оно связано с человеческим фактором. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отматил: «...только люди, осознающие необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут добиться поставленных стратегических целей развития. Не будет никаким преувеличением заявить о том, что кардинальное реформирование системы образования стало важнейшим фактором и фундаментальной основой изменения сознания и мировоззрения людей, роста их политической и гражданской активности, уверенности в своем будущем» [6]. Важное место в формировании инновационной экономики принадлежит качественному воспроизводству новых знаний, умений и навыков, а также обеспечению непрерывности источников их генерирования. На современном этапе в ведущих странах мира особая роль в формировании и накоплении человеческого капитала отводится образованию. Его уровень определяет интеллектуальный потенциал государства.
С учетом существующих проблем в инновационном секторе республики предлагается реализовать комплекс мер, позволяющих в краткосрочном и среднесрочном периодах приблизиться к технологически развитым странам:
■ уточнить перечень направлений (бакалавриата и специальностей магистратуры), которые имеют важнейшее значение (с учетом приоритетов экономического развития страны) для развития адаптационной культуры и экономики;
■ создать систему стимулов и механизмов для развития образовательного и научно-исследовательского комплексов страны, принять правительственные меры по развитию корпоративного партнерства хозяйствующих субъектов в цепочке «образование - исследование - внедрение»;
■ в целях стимулирования инновационной активности хозяйственных субъектов внести в нормативно-правовые акты изменения, направленные на создание государственных институтов и инструментов повышения конкурентоспособности предприятий и отраслей экономики на внутреннем и международном рынках [5].
Одним из основных направлений изучения и оценки состояния профессионального образования является формирование системы показателей. Важнейшим критерием сравнительной оценки качества подготовки высококвалифицированных кадров служат уровни подготовки, профессионализма, экономики, оплаты труда, занятости. Требования к подготовке бакалавров и магистров непосредственно связаны с потребностями общества. В Узбекистане наметился спрос на высококвалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов, а возрастающая роль высшего образования привела к возникновению элементов рынка образовательных услуг. За годы независимости в стране создан мощный кадровый потенциал на основе использования качественных параметров развития высшего образования и зарубежного опыта.
Система высшего образования Узбекистана представлена 65 вузами, где обучаются около 300 тыс. студентов. В рамках стратегии правительства по внедрению и интеграции международных стандартов обучения функционируют филиалы престижных российских и зарубежных вузов (Вестминстерского международного университета, Московского государственного университета, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова и др.). В 2011/2012 учебном году число студентов в республике составило 86 чел. на 10 тыс. населения, выпускников ВОУ - 29 человек. Число студентов дневного обучения - 97,9%, выпускников - 89,1%. По отраслевой специализации число студентов в процентном соотношении составляет: на «Просвещение» - 44,8%, «Промышленность» - 18,7%, «Здравоохранение» - 8,3%, «Экономика» - 7,2%, «Транспорт и связь» - 7,1%,
«Сельское хозяйство» - 7,0%, «Строительство» - 2,5%, другие отрасли - 4,4%. Число специалистов, выполнявших научные исследования и разработки в 2010 г., составило 30343 чел., при этом большинство из них занималось техническими (18,1%), физико-математическими (11,7%), медицинскими (11,7%) науками и гораздо меньше - социологическими (0,3%), политологическими (0,8%), географическими (1,1%).1
Инновационное развитие в вузе предполагает поэтапное осуществление преобразований в образовательной среде [2, 8], направленных на повышение качества образовательных учреждений и их выпускников. Новшества в сфере обучения могут принять форму новых учебных программ, планов и учебно-методических материалов; новых педагогических, информационных и организационных технологий или их совокупности; новых образовательных технологий, нового статуса организации и др.
Для вуза важна не столько разработка новшеств, сколько их внедрение, превращение в форму инновации. Существует несколько подходов к внедрению инновационных новшеств в образовательный процесс. Во-первых, это создание новых технологий и их внедрение в сферу образования. Прежде всего речь идет о средствах для передачи, хранения и обработки информации. Применение информационных технологий предполагает качественное изменение информации и ее подачи, что влечет за собой изменение качества восприятия учебной информации студентами. Во-вторых, устранение недостатков в сфере образования. Так, один из основных недостатков традиционных программ заключается в том, что студент изучает набор дисциплин, в то время как бизнес - это умение интегрально применять различные умения и получать синергетический эффект от использования различных ресурсов. В-третьих, меняется само человечество, и это требует изменения образовательных подходов.
Инновационное развитие вуза, внедрение современных достижений науки и техники в сферу образования, взаимодействие учебных заведений с предприятиями и организациями становится основой обеспечения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Стратегия инновационного развития предполагает и особый подход к управлению качеством образования. Основными объектами такого управления являются: педагог как профессиональный организатор и помощник в формировании и развитии личности специалиста; содержательная основа образования; технология, организация педагогического процесса и др. Управление качеством образования как инновационный процесс обладает следующими признаками: наличие нового способа деятельности; наличие развитой организационной культуры; сформированность инновационной культуры у руководителей; высокой уровень самоорганизации в образовательном учреждении [1].
Однако высокая эффективность подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных кадров не является прямым следствием использования новейших технических средств в обучении. Для достижения наилучших результатов необходима тщательная проработка всех составляющих образования.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Формирование высшего профессионального образования в информационном обществе начинается с миссии университета / А. Н. Асаул // Гуманизация образования. - 2011. - № 6. - С. 9-15.
2. Асаул, А. Н. Инновационный подход к управлению вузом на основе теории
1 Образование в Узбекистане: стат. сб. Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан. - Ташкент, 2011. - 194 с.
самоорганизации / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2006. - Т. 78. - С. 58-64.
3. Асаул, А. Н. Опыт и перспективы дистанционного эвристического образования / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров // Проблемы современной экономики. -2008. - № 3. - С. 482-487.
4. Гулямов, С. С. Наука и образование: интеграция и взаимодействие / С. С. Гулямов [и др.]// Междунар. конф. «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны»: сб. статей. - Ташкент. - 2012. - С. 86-88.
5. Жумаев, Н. Х. Модернизация системы и содержания высшего экономического образования в контексте инновационного развития экономики Узбекистана / Н. Х. Жумаев, А. Ш. Бекмурадов //Междунар. конф. «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны»: сб. статей. - Ташкент. - 2012. - С. 47-48.
6. Каримов, И. А. Гармонично развитое поколение - решающая сила в развитии страны/ И. А. Каримов // Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии междунар. конф. «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». - Ташкент. - Народное слово. - 2012. - 18 февраля.
7. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.
8. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.
The list of the literature
1. Asaul A. N. Formirovanie vysshego professional'nogo obrazovanija v informacionnom obwestve nachinaetsja s missii universiteta / A. N. Asaul // Gumanizacija obrazovanija. - 2011. - № 6. - S. 9-15.
2. Asaul, A. N. Innovacionnyj podhod k upravleniju vuzom na osnove teorii samoorganizacii / A. N. Asaul, B. M. Kaparov // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obwestva Rossii. - 2006. - T. 78. - S. 58-64.
3. Asaul, A. N. Opyt i perspektivy distancionnogo jevristicheskogo obrazovanija / A. N. Asaul, B. M. Kaparov // Problemy sovremennoj jekonomiki. - 2008. - № 3. - S. 482487.
4. Guljamov, S. S. Nauka i obrazovanie: integracija i vzaimodejstvie / Guljamov S. S. [i dr.]// Mezhdunarodnaja konferencija «Podgotovka obrazovannogo intellektual'no razvitogo pokolenija - kak vazhnejshee uslovie ustojchivogo razvitija i modernizacii strany»: sbornik statej. - Tashkent. - 2012. - S. 86-88.
5. Zhumaev, N. H. Modernizacija sistemy i soderzhanija vysshego jekonomicheskogo obrazovanija v kontekste innovacionnogo razvitija jekonomiki Uzbekistana / N. H. Zhumaev, A. Sh. Bekmuradov // Mezhdunarodnaja konferencija «Podgotovka obrazovannogo intellektual'no razvitogo pokolenija - kak vazhnejshee uslovie ustojchivogo razvitija i modernizacii strany»: sbornik statej. - Tashkent. - 2012. - S. 47-48.
6. Karimov, I. A. Garmonichno razvitoe pokolenie - reshajuwaja sila v razvitii strany / I. A. Karimov // Vystuplenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Islama Karimova na otkrytii mezhdunarodnoj konferencii «Podgotovka obrazovannogo i intellektual'no razvitogo pokolenija - kak vazhnejshee uslovie ustojchivogo razvitija i modernizacii strany». - Tashkent. Narodnoe slovo. - 2012. - 18 fevralja.
7. Modernizacija jekonomiki na osnove tehnologicheskih innovacij / A. N. Asaul [i dr.]. - SPb: ANO «IPJeV», 2008. - 606 s.
8. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem v uslovijah innovacionnoj jekonomiki / A. N. Asaul, B. M. Kaparov. - SPb.: Gumanistika, 2007. - 280 s.