24.Агентство «Руслом». https://ruslom.com/wp-content/uploads/2019/02/ spravka-po-rynku-loma-2018.pdf. Дата доступа 10.03.2019.
25.Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России. 2018 год.
26.Компания «Транслом»: http://www.translom.ru/uploads/annual_report 2017.pdf . Дата доступа 10.03.2019.
Sources:
1. Belousov V.V., etc. The statistical overview of the market of scrap of ferrous metals in the Russian Federation. Theory and technology of metallurgical production 1(18), 2016. P. 76-80.
2. Ivanova T. A., etc. Regional logistics of purchase of scrap of ferrous metals by the metallurgical enterprises in the Russian Federation // Regional economy. 13 (1), 2017. P. 170-182.
3. Mingaleva Zh. A. The modern strategies of a firm // Economy and production. №4, 2002. P. 13.
4. Mistukova S.V. Methods of information support and optimization of the choice of business solutions in the unstable markets // Economy and entrepreneurship. №5(94), 2018. P. 666-671.
5. Chumak I.A. Introduction of a new system of digital control in management by development of the sixth and origin of the seventh of technology ways // Bulletin of Plekhanov Russian Academy of Economics. 3(23), 2018. P. 61-67.
6. Strategy of development of ferrous metallurgy of Russia for 2014 - 2020 and on prospect till 2030 and the Strategy of development of nonferrous metallurgy of Russia for 2014 - 2020 and on prospect till 2030.
7. Ansoff, H.I. Corporate Strategy: An Analytical Approach Business Policy Growth and Expansion. McGraw-Hill, New York, 1965.
8. Ansoff, H.I. Strategic Management. Macmillan, London, 1979. 236 pp.
9. King, W.R. Using Strategic Issue Analysis // Long Range Planning. Vol. 15, №4, 1982. Pp. 45-49.
10.Porter, M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: Free Press, 1980.
11.Grant P. Modern strategic analysis. 2008. 560 p.
12.Hofer, C. and Schendel, D. Strategy Formulation: Analytical Concepts. St. Paul, MN: West, 1978. 219 p.
13.Strategic Management: A Casebook in Business Policy and Planning / Ed.: Hofer, C.F., Murray, E.A. et al. St. Paul
(Minn.): West publ. co., 1980. 613 p.
14.Chandler, A.D., Jr. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise. Cambridge: MIT Press, 1962. 463 p.
15.Lawrence, P. and Lorsch, J. Organization and Environment. Homewood, IL, 1969.
16.Hummer, M. Re-engineering Work: Don't Automate, Obliterate // Harvard Business Review. 1990, July-August.
17.Davenport, T.H. and Short, J. The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Re-Design // Sloan Management Review. 1990, Vol. 31, №4. P. 11-27.
18.Hummer, M. and Champy, J. Re-engineering the Corporation - A Manifesto for Business Revolution, Nicholas Brearley Publishing, 1993.
19.Kueng, P. and Kawalek, P. Goal-based Business Process Models: Creation and Evaluation // Business Process Management Journal. 1997, Vol. 3, №1. P. 17-38.
20.0sterwalder A., Pigneur Y., Clark T. Business Model Generation. John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2010.
21.Loyko V.I., etc. Methods for business model creation // Bulletin of VGAU. №3 (58), 2018. P. 210-218.
22.Sadykova E.A., etc. Creation the enterprise's business model // Bulletin of AAE&L. №6, 2018. P. 161-165.
23.Berdnikov V.V., Gavel. O. Analytical methods for creation and controlling the business models // Audit and financial analysis. № 3, 2013. С. 283-284
24.Ruslom Agency. https://ruslom.com/wp-content/uploads/2019/02/spravka-po-rynku-loma-2018.pdf. Last accessed 2019/03/10.
25.Federal State Statistics Service. The economic state of Russian Federation. 2018 год.
26.Translom Company. http://www.translom.ru/uploads/annual_report2017.pdf. Last accessed 2019/03/10.
А.В. Родионов - профессор кафедры экономики и менеджмента, д.э.н., Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, [email protected],
A. V. Rodionov - Professor of the Economics and Management Department, Doctor of Economic Sciences, Academy of Federal penitentiary service of Russia.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRY AS A FACTOR OF ENSURING NATIONAL ECONOMIC SECURITY
Аннотация. В статье представлены результаты обоснования положений, определяющих инновационное развитие промышленности как фактор обеспечения национальной экономической безопасности. Осуществлен сравнительный анализ динамика российского и мирового ВВП накопленным эффектом. Проанализированы данные об импорте ряда товарных групп в Российскую Федерацию. Исследованы особенности осуществления инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию промышленного производства в отраслевом разрезе. Определены показатели инновационного развития Российской Федерации. Обоснованы направления совершенствования практики обеспечения инновационного развития экономики на национальном, отраслевом и региональном уровнях.
Annotation. The article presents the results of substantiation of the provisions determining the innovative development of industry as a factor of national economic security. A comparative analysis of the dynamics of Russian and
world GDP by the accumulated effect is carried out. The data on the import of a number of commodity groups to the Russian Federation are analyzed. The features of investments aimed at the reconstruction and modernization of industrial production in the sectoral context are studied. Indicators of innovative development of the Russian Federation are defined. Directions of improvement of practice of providing innovative development of economy at national, branch and regional levels are proved.
Ключевые слова: инновации, экономический рост, развитие, модернизация, экономическая безопасность
Keywords: innovation, economic growth, development, modernization, economic security
На протяжении 2018 - 2019 г.г. Президент России В.В. Путин в числе приоритетных задач развития страны определил обеспечение опережающего экономического роста. В своих посланиях Федеральному Собранию глава государства неоднократно делал акцент на том, что темпы экономического роста в России должны превысить среднемировые. Достижение данного результата во многом связывается с масштабной инвестиционной программой в рамках национальных проектов, а также продолжением применения протекционистских мер в рамках политики контрсанкций.
Инвестиции в инфраструктуру, социальную сферу и производство ожидаются исходя из существенной программы государственных закупок в рамках национальных проектов. Примерный объем таких государственных расходов В.В. Путин оценивает в 6 трлн. руб. Как следствие - предполагается повысить производительность труда, реальные доходы граждан и обеспечить увеличение темпов физического прироста национального продукта.
Однако, для того чтобы понимать что такое отставание от общемировых темпов экономического роста -следует оценить данный разрыв. А для того, чтобы предположить последствия - воспользоваться приемами трен-дового анализа и оценить дальнейшие перспективы при сохранении существующих тенденций. На рис. 1 представлены данные, характеризующие динамику российского и мирового ВВП накопленным эффектом в 2008 -2018 г.г.
Отметим, что в период 2011 - 2014 г.г. государственные расходы на инфраструктуру и национальные проекты также оценивались триллионами. А в период 2014 - 2018 г.г. к триллионам государственных расходов добавились еще и контрсанкции, которые существенно поддержали отечественное сельское хозяйство, пищевую промышленность, некоторые сферы машиностроения и др. отрасли. Однако, к 2018 г. за прошедшие 10 лет был накоплен отрыв мировой экономики от нашего хозяйства в 19%. И этот разрыв имеет все основания к увеличению.
Проблематика инновационного развития и его влияния на вопросы безопасности в отечественной научной литературе часто исследуется на корпоративном уровне. В данном случае следует отметить работы Александровой А.И. [1], Дувановой Ю.Н. и Дмитриевой Л.Н. [2], Вишневской Н.Г. и Свиязова А.П. [3]. В тоже время, значительное внимание исследователей привлекали вопросы влияния инновационного развития на безопасность
финансового сектора страны. В данном случае следует отметить работы Бунич Г.А. и Самохина С.В. [4], Ашим-баева Т.А. [5] В статьях Тавасиевой З.Р. и Макоевой Л.С. [6], Говорова Н.В. [7] исследовалось влияние процессов инновационного развития на обеспечение продовольственной безопасности на национальном уровне. Отдельные отраслевые аспекты (машиностроение) инновационного развития и его влияния на экономическую безопасность были определены предметом исследования Блудовой Т.В. и Островской М.С. [8] Несмотря на значительное внимание, которое уделяется в отечественной периодике проблемам обеспечения национальной экономической безопасности с использованием инструментария управления инновациями, данная тематика остается недостаточно исследованной и актуальной для дальнейшей работы.
В современных условиях важно определить направления стимулирования промышленного (экстенсивного) и информационного (интенсивного) роста. Промышленный (экстенсивный) рост - является объективной потребностью для сохранения наших позиций на традиционных рынках промышленной несырьевой продукции. Снижение присутствия на международных рынках промышленных товаров зачастую определяет их полную потерю и фактический уход. Сохранение старых производств в промышленном секторе - сохранение градообразующих предприятий и моногородов, обеспечение рабочими местами многих трудящихся, социальная стабильность и безопасность многих территорий и регионов.
Очевидно, что накопленное в 2010-х г.г. отставание от мировых темпов экономического роста требует принятия решений, направленных на существенное изменение сложившейся ситуации. Попытки увеличения объемов валового продукта с использованием существующей материальной базы производства - предполагают экстенсивный рост, пределы которого ограничены внутренним рынком и невысоким потенциалом к импортозаме-щению. Начатая в 2014 г.г. политика контрсанкций и импортозамещения обеспечила некоторые положительные результаты в увеличении объемов сельскохозяйственного и пищевого производства, однако в промышленности подобных результатов получено не было.
Информационный (интенсивный) рост - условие преодоление накопленного разрыва, основа для формирования долгосрочного восходящего тренда инновационного развития российской экономики. В рамках данной модели роста формируются кластеры новых производств и технологий, являющимися актуальными для нового (цифрового) технологического уклада. Важным является - формирование международной технологической повестки генерации инноваций на территории нашей страны.
Таким образом, возникает задача эффективного распределения и использования сформированного инвестиционного ресурса. Результаты таких вложений, по мнению руководства страны, могут проявить себя уже в среднесрочной перспективе и к 2021 г. - результироваться в 3% росте ВВП, и последующем превышении его темпов по сравнению со среднемировыми.
Попытки увеличения объемов валового продукта с использованием существующей материальной базы производства - предполагают экстенсивный рост, пределы которого ограничены внутренним рынком и невысоким потенциалом к импортозамещению. Начатая в 2014 г.г. политика контрсанкций и импортозамещения обеспечила некоторые положительные результаты в увеличении объемов сельскохозяйственного и пищевого производства, однако в промышленности подобных результатов получено не было. Результаты политики контрсанкций и импортозамещения можно оценить исходя из данных, представленных на рис. 2.
Как видно, по значительной численности товарных групп наблюдается тенденции к увеличению объемов импорта в Россию. При этом, абсолютные стоимостные показатели поставок свидетельствуют о преобладании высокотехнологической продукции в структуре импорта. Машины и оборудование, а также электроника и др. промтовары (агрегированы в строке «прочие товары») - составляют значительную часть импорта и соответственно их заместить отечественным производством - крайне затруднительно. Заслуживает внимание также и то, что сектор высокотехнологического импорта растет быстрее нашего сырьевого экспорта и в целом достаточно хорошо синхронизирован с общемировыми тенденциями экономического роста. Таким образом, стратегию им-портозамещения целесообразно расширить также и на инновационную модернизацию высокотехнологичного сектора, не ограничиваясь сельским хозяйством.
Очевидно, что конкуренция на внутреннем рынке с иностранными производителями существенно осложняет попытки развития отечественного высокотехнологичного производства с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, выход на иностранные товарные высокотехнологичные рынки становится более сложной задачей требующей системного решения. Отметим, что увеличение несырьевого экспорта и рост внутреннего высокотехнологичного производства следует определить в качестве приоритетных факторов обеспечения экономической безопасности в современных условиях. Сырьевые рынки являются наиболее волатильными, а валюты развивающихся экономик демонстрируют более вариативную курсовую динамику.
Следует также подчеркнуть, что информационный (интенсивный) рост - во многом связан с активизацией инновационной деятельности. Масштабные инвестиции в инновационное развитие - существенный ресурс, однако их эффективное использование является главной задачей на уровне отраслевого, регионального и корпоративного управления.
Сохранение существующего разрыва в уровне развития отечественной экономики от мировых темпов -является существенной угрозой национальной экономической безопасности. Отставание от общемировых темпов является угрозой для обеспечения обороноспособности России, ослабляет наших производителей, работающих на сырьевых рынках. Практика западных санкций достаточно долго апробировалась при масштабных атаках на сырьевые рынки развивающихся стран, при этом такие атаки часто совмещались с частичным или полным торговым эмбарго.
Сырьевая структура валового производства также определяет риски неблагоприятных изменений в ключевых индикаторах функционирования национальной экономики. Отдельного внимания заслуживают и вопросы экономической безопасности стран с преобладанием сырьевого экспорта. Санкции, торговые ограничения, транзитные риски, а также усиление военно-политической напряженности в отдельных регионах мира - являются существенными угрозами экономической безопасности, требующими соответствующей декомпенсации.
В этих условиях возникает замкнутый круг, в котором высокие риски сырьевой экономики определяют высокую стоимость проектного финансирования и соответственно - неэффективность новых высокотехнологичных производственных проектов (в т.ч. в сфере импортозамещения и экспортной направленности). А отсутствие технологичного производства определяет приоритет сырьевых секторов в валовом производстве. В подобных ситуациях возникает высокая зависимость от стран потребителей сырьевых товаров, при этом зависимость становится критичной. Сырьевые рынки становятся рынками покупателей, а не рынками продавцов.
В табл. 1. представлены данные, характеризующие структурную динамику инвестиций, направляемых на цели реконструкции и модернизации в общем объеме инвестиций в промышленности. Отметим, что среднем по стране, данный показатель характеризуется снижением. При этом, снижается доля такого рода инвестиций по всем видам деятельности, как в высокотехнологичным, так и в сырьевом секторах.
Снижение инвестиций в традиционных видах деятельности, к сожалению не приводит к перетоку существующих ресурсов в инновационный сектор. Показатели инновационной деятельности (рис. 2) снижаются, что свидетельствует о проблемах и в информационной составляющей перспективного экономического роста. Таким образом, на наш взгляд, следует сосредоточиться на разработке научно-обоснованных подходов к обеспечению инновационного развития российской промышленности в рамках промышленного (экстенсивного) и информационного (интенсивного) типов национального экономического роста с учетом потребностей в повышении уровня экономической безопасности страны.
Таблица 1
Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в Российской Федерации, %
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Российская Федерация 21,2 18,4 18,8 19,3 19,5 18,8 17,4 17,3 16,3 16,1
Сырьевой сектор экономики
Производство пищевых продуктов, включая напитки 18,9 17,8 17 16,9 14,5 17,4 15,9 14,3 16,9 15,1
Добыча каменного угля, бурого угля и торфа 25,1 19,2 12,6 12,0 12,2 17,5 11,7 23,2 20,7 19,0
Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 6,7 7,1 6,3 11,4 9,2 9,1 8,5 8,0 6,1 10,2
Производство готовых металлических изделий 17,7 14,7 15,4 22,8 23,5 17,1 17,6 23,6 12,9 20,9
Высокотехнологичный сектор экономики
Производство офисного оборудования и вычислительной техники 26,7 6,2 42,3 11,4 20,1 7,8 20,1 13,9 20,7 13
Производство электрических машин и электрооборудования 18,7 21,7 18,5 15,3 15,6 18,9 12,1 14,8 16,5 13,8
Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи 24,2 20,4 11,8 27,6 31,2 18,2 16,4 12,4 17,4 12,1
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 29,2 27,3 21,1 16,4 28,4 29,1 20 18,7 20,2 13,9
Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств 30,4 30,1 31,8 23,6 24,3 26,5 25,2 27,8 27,6 22,2
Решение такого рода масштабной задачи требует реализации следующего комплекса мероприятий:
- формирование инвестиционной привлекательности России, создание эффективной и современной инфраструктуры для привлечения иностранных инвестиций, а также ускорения инвестиционных процессов в отдельных регионах и отраслях;
- разработка и постоянное совершенствование единой общегосударственной организационной, финансовой, научно-образовательной, институциональной инфраструктуры развития инноваций. Обеспечения равного и свободного доступа всех субъектов инновационного процесса в регионах к данным видам инфраструктуры;
- рост показателей международной конкурентоспособности российской системы высшего и профессионально-технического образования. Продвижение отечественного образования на международном рынке, экспорт услуг в сфере образования, инжиниринга, исследований и разработок;
- обеспечение приоритетного финансирования научных исследований и разработок, направленных на создание передовых технологий, новой продукции, перспективных с точки зрения дальнейшего финансово-экономического эффекта и опережающего инновационного развития отраслей и территорий;
- финансирование инфраструктурного развития отдельных субъектов Федерации и Федеральных округов, создание всех возможных условий для стимулирования мобильности кадров с инновационными компетенциями.
Источники:
1. Александрова А.И. Инновации в системе управления экономической безопасностью промышленных предприятий и проблемы их реализации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 4 (199). С. 75-80.
2. Дуванова Ю.Н., Дмитриева Л.Н. Управление экономической безопасностью промышленного предприятия на основе социально-ориентированных инноваций // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2013. № 3 (4). С. 129130
3. Вишневская Н.Г., Свиязов А.П. Экономическая безопасность фирмы на основе инноваций // Вектор экономики. 2018. № 6 (24). С. 67.
4. Бунич Г.А., Самохин С.В. Стратегические инновации в механизме управления финансовой безопасностью российских коммерческих банков // Вопросы региональной экономики. 2016. № 4 (29). С. 25-30.
5. Ашимбаев Т.А. Инновации на финансовом рынке и информационная безопасность // Вестник науки и образования. 2018. Т. 1. № 1 (37). С. 43-50.
6. Тавасиева З.Р., Макоева Л.С. Инновации и продовольственная безопасность // Известия Горского государственного аграрного университета. 2013. Т. 50. № 2. С. 266-269.
7. Говорова Н.В. Продовольственная безопасность и инновации // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 4 (4). С. 131-135.
8. Блудова Т.В., Островская М.С. Влияние инноваций на экономическую безопасность государства в разрезе машиностроительной отрасли // Формирование рыночных отношений в Украине. 2017. № 11 (198). С. 48-55.
Sources:
1. Alexandrova A. I. Innovations in the system of economic security management of industrial enterprises and the problems of their implementation // Scientific and technical statements of St. Petersburg state Polytechnic University. Economics. 2014. № 4 (199). P. 75-80.
2. Duvanova Yu. N., Dmitrieva L. N. Management of economic security of industrial enterprises on the basis of socially-oriented innovations // Economics. Innovations. Quality management. 2013. No. 3 (4). P. 129-130
3. Vishnevskaya N. G., Sviyazov A. P. Economic security of the company on the basis of innovation // Vector of economy. 2018. № 6 (24). P. 67.
4. Bunich, G. A., Samokhin S. V. Strategic innovations in the mechanism of management of financial security of the Russian commercial banks // Problems of the regional economy. 2016. № 4 (29). P. 25-30.
5. Ashimbaev T. A. Innovations in the financial market and information security // Journal of science and education. 2018. Vol. 1. № 1 (37). P. 43-50.
6. Tavasieva Z. R., Makoeva L. S. Innovation and food security // Proceedings of the Gorsky state agrarian University. 2013. Vol. 50. No. 2. P. 266-269.
7. Govorova N. V. Food security and innovation // Scientific and analytical bulletin of the RAS Institute of Europe. 2018. No. 4 (4). P. 131-135.
8. Bludova T. V., Ostrovskaya M. S. Influence of innovations on economic security of the state in the context of machine-building industry // Formation of market relations in Ukraine. 2017. № 11 (198). P. 48-55.
А. П. Соколова - профессор кафедры организации производства и инновационной деятельности, канд. экон. наук, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A. P. Sokolova - Professor of the Organization of Production and innovation, cand. econ sciences, Kuban State Agrarian University;
Е. А. Кабанник - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
E. A. Kabannik - master student, Kuban State Agrarian University.
ИННОВАЦИИ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ INNOVATION AS A SOURCE OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF RUSSIA
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы инновационного развития экономики, определяется значимость инноваций для решения глобальных социальных и экономических проблем. Определяются последствия отставания РФ от мировых трендов в области развития науки и внедрения инноваций, основные ключевые факторы, тормозящие их развитие. Приводится сравнение уровня развития инноваций и их роли в экономике России и ведущих экономических стран. Определяются источники формирования инновационного потенциала государства. Анализируется роль государственных структур в создании единой системы инновационного развития экономики. Даются рекомендации по созданию модели научно-технического развития, в основе которой лежит опыт ведущих стран мира.
Annotation. The article deals with the issues of innovative development of the economy, determines the importance of innovation to solve global social and economic problems. The consequences of Russia's lagging behind global trends in the development of science and innovation, the main key factors hindering their development are determined. The level of innovation development and its role in the economy of Russia and the leading economic countries are compared. The sources of formation of innovative potential of the state are determined. The role of state structures in the creation of a unified system of innovative development of the economy is analyzed. Recommendations for the creation of a model of scientific and technological development, which is based on the experience of the leading countries of the world.
Ключевые слова: Инновации, научно-техническое развитие, модель инновационного развития экономики, государственная поддержка.
Keyword: Innovations, scientific and technical development, model of innovative development of economy, state support.
Развитие мировой экономики является естественным процессом, результатом научно-технического прогресса. Возникновение новых технических и технологических идей, процессов разработки, создания, продвижения на рынок новых продуктов является результатом исследования окружающего пространства, выявления новых потребностей, понимания тенденций развития общества. Сегодня процесс проведения исследований рыночных потребностей, разработки и внедрения новых продуктов становится все более динамичным, требующим многократно более значительных усилий всех участников рыночных отношений.
Сегодня инновации рассматриваются как важнейшее условие модернизации экономики странами с различным уровнем развития, различным политическим устройством, социальным и культурным уровнем. Уже