Научная статья на тему 'О проблемах и основных условиях инновационного роста экономики регионов'

О проблемах и основных условиях инновационного роста экономики регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ / СТРАТЕГИЯ РАСШИРЕННОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / DOMESTIC ECONOMY / PROBLEMS OF INNOVATIVE GROWTH / IMPORT SUBSTITUTION POLICY / CONDITIONS OF INNOVATIVE GROWTH OF THE REGIONAL ECONOMY / EXTENDED DIVERSIFICATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев П. В., Колмыкова Т. С., Сергеев В. П.

В статье отмечается, что экстенсивные факторы роста, доминирующие в современной отечественной экономике, обусловливают ее нестабильный, неустойчивый характер, способствуют перемещению капитала в отрасли с соотносительно низкой величиной добавленной стоимости и малым сроком окупаемости капиталовложений и, в целом, препятствуют переориентации на преимущественно интенсивные инновационные факторы роста. Последние обеспечивают устойчивые темпы роста валового национального продукта, заработной платы и прибыли субъектов хозяйственных отношений, служат материальной основой перманентного роста качества жизни населения, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности страны и ее регионов, что особенно актуально в условиях современной санкционной политики, проводимой многими недружественными государствами против Российской Федерации. Альтернативой сложившейся системе сырьевой экономики в настоящее время является политика импортозамещения, предусматривающая производство не менее половины наукоемкой продукции по отечественным инновационным технологиям на собственной территории. Но проблемы, стоящие на пути реализации данной политики крайне недостаточное финансирование научно-инновационных проектов из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, неэффективное использование экономических ресурсов в сфере инновационной деятельности, слабое участие отечественного бизнеса в деятельности транснациональных корпораций и межгосударственных объединений в рамках расширенной диверсификации противодействуют осуществлению целей политики импортозамещения. В связи с этим, в статье обоснованы основные условия, обеспечивающие устойчивое инновационное экономическое развитие регионов страны: адекватное финансирование инновационной инфраструктуры и научно-исследовательских работ за счет увеличения государственных (федеральных и региональных) ассигнований и развития дополнительных внебюджетных источников поступления денежных средств; широкое использование программно-целевого планирования, как универсального средства управления процессами инновационной деятельности; постоянное совершенствование законодательной базы, стимулирующей ускоренную трансформацию экономики из традиционной стадии в стадию преимущественно инновационного роста; организация и поддержка различных форм инновационной деятельности малых и средних предприятий, трастовых компаний, холдингов и др.; проведение Международных, Всероссийских, региональных выставок, конференций, симпозиумов; развитие сети международных инновационных экономических союзов. В заключение отмечается, что обеспечение перечисленных условий служит фундаментальной базой для достижения потенциального объема выпуска в регионах страны в долгосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS AND BASIC CONDITIONS OF INNOVATIVE GROWTH OF THE ECONOMY OF THE REGIONS

The article notes that the extensive growth factors that dominate the modern domestic economy cause its unstable and unstable nature, contribute to the movement of capital in industries with a relatively low value added and a short payback period of capital investments and, in general, prevent the reorientation to the predominantly intensive innovative growth factors. The latter ensure steady growth rates of the gross national product, wages and profits of business entities, serve as the material basis for the permanent growth of the quality of life of the population, increasing the competitiveness and economic security of the country and its regions, which is especially important in the context of modern sanctions policy pursued by many unfriendly states against Russian Federation. An alternative to the current system of raw materials economy is currently the policy of import substitution, providing for the production of at least half of high-tech products on domestic innovative technologies in its own territory. But the problems that stand in the way of implementing this policy are the extremely insufficient financing of research and innovation projects from the budgets of the constituent entities of the Russian Federation and extrabudgetary sources, the inefficient use of economic resources in the field of innovation, the weak participation of domestic businesses in the activities of transnational corporations and interstate associations within the framework of expanded diversification counteract the implementation of import substitution policy objectives. In this regard, the article substantiates the main conditions that ensure sustainable innovative economic development of the country's regions: adequate financing of the innovation infrastructure and research by increasing government (federal and regional) allocations and developing additional extrabudgetary sources of cash inflows; widespread use of target-oriented program planning as a universal means of managing innovation processes; constant improvement of the legislative base, which stimulates the accelerated transformation of the economy from the traditional stage to the stage of primarily innovative growth; organization and support of various forms of innovation activities small and medium enterprises, trust companies, holding companies, etc.; holding international, all-Russian, regional exhibitions, conferences, symposia; development of a network of international innovative economic unions. In conclusion, it is noted that the provision of these conditions serves as a fundamental basis for achieving the potential output in the regions of the country in the long term.

Текст научной работы на тему «О проблемах и основных условиях инновационного роста экономики регионов»

УДК 332.1.055:001.895

О ПРОБЛЕМАХ И ОСНОВНЫХ УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

СЕРГЕЕВ П.В.,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»; e-mail: kgtu_fk @ list.ru,

КОЛМЫКОВА Т.С.,

доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»; e-mail: t_kolmykova @ mail.ru.

СЕРГЕЕВ В.П.,

кандидат экономических наук, магистр, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»; e-mail: vlad_svp@ mail.ru.

Реферат. В статье отмечается, что экстенсивные факторы роста, доминирующие в современной отечественной экономике, обусловливают ее нестабильный, неустойчивый характер, способствуют перемещению капитала в отрасли с соотносительно низкой величиной добавленной стоимости и малым сроком окупаемости капиталовложений и, в целом, препятствуют переориентации на преимущественно интенсивные - инновационные факторы роста. Последние обеспечивают устойчивые темпы роста валового национального продукта, заработной платы и прибыли субъектов хозяйственных отношений, служат материальной основой перманентного роста качества жизни населения, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности страны и ее регионов, что особенно актуально в условиях современной санкцион-ной политики, проводимой многими недружественными государствами против Российской Федерации. Альтернативой сложившейся системе сырьевой экономики в настоящее время является политика импортозамещения, предусматривающая производство не менее половины наукоемкой продукции по отечественным инновационным технологиям на собственной территории. Но проблемы, стоящие на пути реализации данной политики - крайне недостаточное финансирование научно-инновационных проектов из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, неэффективное использование экономических ресурсов в сфере инновационной деятельности, слабое участие отечественного бизнеса в деятельности транснациональных корпораций и межгосударственных объединений в рамках расширенной диверсификации противодействуют осуществлению целей политики импортозамещения. В связи с этим, в статье обоснованы основные условия, обеспечивающие устойчивое инновационное экономическое развитие регионов страны: адекватное финансирование инновационной инфраструктуры и научно-исследовательских работ за счет увеличения государственных (федеральных и региональных) ассигнований и развития дополнительных внебюджетных источников поступления денежных средств; широкое использование программно-целевого планирования, как универсального средства управления процессами инновационной деятельности; постоянное совершенствование законодательной базы, стимулирующей ускоренную трансформацию экономики из традиционной стадии в стадию преимущественно инновационного роста; организация и поддержка различных форм инновационной деятельности - малых и средних предприятий, трастовых компаний, холдингов и др.; проведение Международных, Всероссийских, региональных выставок, конференций, симпозиумов; развитие сети международных инновационных экономических союзов. В заключение отмечается, что обеспечение перечисленных условий служит фундаментальной базой для достижения потенциального объема выпуска в регионах страны в долгосрочном периоде.

Ключевые слова: отечественная экономика, проблемы инновационного роста, политика импортозамещения, условия инновационного роста экономики регионов, стратегия расширенной диверсификации.

ON THE PROBLEMS AND BASIC CONDITIONS OF INNOVATIVE GROWTH OF THE ECONOMY OF THE REGIONS

SERGEEV P.V.,

doctor of Economics, Leading Researcher, South-West State University; e-mail: kgtu_fk @ list.ru, KOLMYKOVA T.S.,

doctor of Economics, Professor, FSBEI of HE "South-West State University"; e-mail: t_kolmykova @ mail.ru.

SERGEEV VP.,

candidate of Economic Sciences, Master, South-Western State University; e-mail: vlad_svp @ mail.ru.

Еssay. The article notes that the extensive growth factors that dominate the modern domestic economy cause its unstable and unstable nature, contribute to the movement of capital in industries with a relatively low value added and a short payback period of capital investments and, in general, prevent the reorientation to the predominantly intensive - innovative growth factors. The latter ensure steady growth rates of the gross national product, wages and profits of business entities, serve as the material basis for the permanent growth of the quality of life of the population, increasing the competitiveness and economic security of the country and its regions, which is especially important in the context of modern sanctions policy pursued by many unfriendly states against Russian Federation. An alternative to the current system of raw materials economy is currently the policy of import substitution, providing for the production of at least half of high-tech products on domestic innovative technologies in its own territory. But the problems that stand in the way of implementing this policy are the extremely insufficient financing of research and innovation projects from the budgets of the constituent entities of the Russian Federation and extrabudgetary sources, the inefficient use of economic resources in the field of innovation, the weak participation of domestic businesses in the activities of transnational corporations and interstate associations within the framework of expanded diversification counteract the implementation of import substitution policy objectives. In this regard, the article substantiates the main conditions that ensure sustainable innovative economic development of the country's regions: adequate financing of the innovation infrastructure and research by increasing government (federal and regional) allocations and developing additional extrabudgetary sources of cash inflows; widespread use of target-oriented program planning as a universal means of managing innovation processes; constant improvement of the legislative base, which stimulates the accelerated transformation of the economy from the traditional stage to the stage of primarily innovative growth; organization and support of various forms of innovation activities - small and medium enterprises, trust companies, holding companies, etc.; holding international, all-Russian, regional exhibitions, conferences, symposia; development of a network of international innovative economic unions. In conclusion, it is noted that the provision of these conditions serves as a fundamental basis for achieving the potential output in the regions of the country in the long term.

Key words: domestic economy, problems of innovative growth, import substitution policy, conditions of innovative growth of the regional economy, extended diversification strategy.

Введение. Определение понятия «инновация» (от лат. «mnovato» - обновление, совершенствование, улучшение) в широкий экономический оборот было введено австрийским экономистом Иозефом Шумпетером, который, исследуя причины и последствия экономических кризисов, пришел к выводу, что основой социально-экономического прогресса являются постоянные нововведения в различных отраслях хозяйственной деятельности [23]. Отечественный ученый Н.Д. Кондратьев, продолжая изучение инновационных процессов, разработал

теорию длинных циклов в экономике (от 45 до 60 лет), где он доказал положение о том, что процесс трансформации циклов - от каждого к последующему и т.д. носит объективный характер, поскольку опосредуется научно-техническим прогрессом и соответствующими инновационными изменениями в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ [7].

В современном смысловом значении инновации отождествляют с конечными практическими результатами, полученными при исполь-

зовании новейшей техники, прогрессивных технологий, перспективных форм организации производства, труда, планирования и управления и других технико-технологических и организационно-экономических новшеств, разработанных в процессе инновационно-инвестиционной деятельности. В региональной экономике конечный практический результат, как величина, производная от инноваций, материализуется в виде роста валового регионального продукта, добавленной стоимости, заработной платы и прибыли, снижения себестоимости и рыночных цен, повышения платежеспособного спроса населения. Активизация инновационной деятельности на региональном уровне служит основой для создания общенациональной инновационной экономической системы, способной обеспечивать самодостаточность, высокую конкурентоспособность и экономическую безопасность страны, что представляется особенно важным в условиях современной санкционной политики, осуществляемой государствами Европейского союза, США, Австралии, Канады, Норвегии и других против России.

Материал и методика исследования. Современная отечественная экономика базируется на преимущественно экстенсивных факторах роста, главным образом, на основе увеличения добычи и продажи нефтегазовых и других природных ресурсов на мировом рынке. Например, в советской экономике экспорт нефти в «перестроечный» период составлял 17 % от общего объема ее добычи, в начале XXI века - до 70 %. Удельный вес доходов в структуре федеральных бюджетных поступлений от экспорта нефтегазового сырья не превышал, в первом случае 22 %, в 2010-е годы - 51 %. В 2015-2016 гг., в связи с резким снижением на мировом рынке цен на нефть, доля поступлений доходов в федеральный бюджет от ее экспорта снизилась до 30 %, а к концу 2017 г., вновь, по причине роста мировых цен на данный продукт, возросла до 40 %. Доля доходов в структуре федерального бюджета от экспорта природных ресурсов составила 62,4 % всех экспортных поступлений страны [18]. Зависимость отечественной экономики от экспорта нефти и других природных ресурсов препятствует ее переориентации на преимущественно инновационные факторы роста и способствует перемещению капитала в сырьевые и торговые секторы, в которых, при прочих равных условиях, создается меньшая величина добавленной стоимости, что вызывает замедление темпов роста валового национального продукта.

Альтернативой сложившейся системе зависимости экономики страны от экспорта нефти и других видов природных ресурсов в настоящее время является политика, ориентированная на импортозамещение, главная целевая функция которой состоит в ускоренном росте отраслей отечественной промышленности. Данную цель предусмотрено осуществлять в соответствии с утвержденным 30 сентября 2014 г. № 1936-р Планом содействия импортозамещению в промышленности, по которому к 2020 г. намечено устранение импортозависимости для большинства предприятий данной отрасли не ниже 50 %-го уровня, т.е. не менее половины наукоемкой продукции планируется производить по отечественным инновационным технологиям на собственной территории [9]. Общий объем финансирования научно-исследовательской и прикладной инновационной деятельности в Российской Федерации, включая названный проект, определен «по достижению показателя 1,77 % ВВП по внутренним затратам на исследования и разработки». Исследователи отмечают, что размер финансирования развития «науки и инноваций» в стране необходимо увеличить до 4,425 % ВВП, т.е. почти в 2,5 раза по отношению к предшествующему показателю [20].

Политика импортозамещения должна основываться на одной из фундаментальных функций государства в экономическом развитии общества, в частности, адекватном обеспечении финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами научных исследований и инновационных проектов. В настоящее время крайне низкий уровень финансового протекционизма инновационного развития многочисленных отраслей отечественной промышленности является одной из основных проблем обеспечения ее экспортоориентированного вектора. Более того, в условиях снижения совокупного спроса и сокращения емкости внутреннего рынка, в стране усугубляются отрицательные тенденции в развитии экономики. Так, в 2015г. показатели объема инвестиций в производство и индекс производства в обрабатывающих отраслях экономики снизились по сравнению с 2014 г., соответственно, на 8,5 и 5,4 % [9]. В 2017 г. объем производства инновационных товаров и услуг по сравнению с 2016 г. снизился на 4,5 %, а затраты на технологические инновации, наоборот, возросли на 9,4 %. Проведенные с использованием данных Росстата расчеты показывают, что издержки на производство единицы объема инновационных товаров и услуг в стоимостном выражении выросли на 31,6 %, что свидетельствует о неэффективном использовании экономи-

ческих ресурсов в сфере инновационной деятельности [12].

Результаты исследования. Актуальной проблемой, препятствующей осуществлению плана импортозамещения в промышленности, является крайне недостаточное финансирование инновационных программ из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и внебюджетных источников. Для обоснованности данного тезиса приведем структуру затрат на технологические инновации в обрабатывающих отраслях производства по источникам финансирования в 2017 г.: на долю собственных средств организаций приходится 64,9 %; средств федерального бюджета - 11,9 %; средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 0,4 %; средств фондов поддержки научной, научно-технической инновационной деятельности - 0,1 %; иностранные инвестиции - 0,3 %; прочие средства - 22,4 % [12]. Приведенная структура распределения финансовых средств по источникам финансирования технологических инноваций в данных отраслях показывает, что наибольшая нагрузка приходится на собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность и наименьшая - на бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и фонды поддержки научной и научно-исследовательской деятельности. Данную структуру распределения ресурсов по источникам финансирования инновационной деятельности вряд ли возможно признать оптимальной. Это связано со сложностью прогнозирования изменения рыночной конъюнктуры, находящейся под постоянным воздействием внешних и внутренних детерминант и отсутствием достаточных стимулирующих факторов, способствующих развитию научной и инвестиционной деятельности в различных регионах и муниципальных образованиях страны [3; 10; 13; 25-28]. Чтобы повысить экономический интерес, связанный с развитием инновационной экономики, следует разработать и предоставить субъектам Российской Федерации соответствующие законодательные преференции и, вместе с тем, целесообразно активнее применять программно-целевое планирование развития источников поступления денежных средств и обеспечения устойчивого финансирования научно-инновационных разработок.

Импортозамещение следует рассматривать не только как институт развития внутреннего рынка инновационной продукции, но и как стратегию расширенной диверсификации, означающей рост участия отечественных компаний

в интернациональном воспроизводственном процессе. В рамках данной стратегии российские компании, основываясь на отечественных научно-технических и технологических разработках, получают возможность широкого участия в деятельности транснациональных корпораций и межгосударственных объединений, извлекая значительную долю добавленной стоимости.

В качестве примера формирования объединительной инновационной экономической системы приведем международную организацию стран БРИКС, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. В настоящее время данные страны формируют единую общегосударственную научно-техническую и инновационную политику, в соответствии с которой каждая из них разрабатывает собственную стратегию и программы. Так, в Китае реализуется долгосрочный план стратегического развития, главной целью которого является генерация знаний, как источника инновационного экономического роста. В ЮАР разработана программа «Инновационный путь к экономике знаний», в которой предусмотрено повысить долю наукоемких отраслей в экономике с 30 до 55 % и увеличить вклад результатов научно-технического прогресса в валовой национальный продукт с 10 до 30 %. В Бразилии «Национальная стратегия технологий и инноваций» предусматривает преодоление инновационно-технологического разрыва по приоритетным направлениям с промышленно развитиыми странами [8]. В Индии, с целью регулирования инновационной политики образован «Национальный инновационный совет», в компетенцию которого входят задачи по разработке программы инновационного развития и поддержка малого инновационного предпринимательства [24].

Указанные программы разрабатываются и реализуются в рамках двустороннего и многостороннего «научно-технического и инвестиционно-технологического сотрудничества»: Россия и Бразилия - в авиационной сфере; Россия и Индия - в ядерной энергетике, фармацевтической, гражданской и военной отраслях, в области космических исследований; Россия и ЮАР осуществляют взаимодействие в области развития возобновляемых источников энергии, коммуникационных технологий, космических исследований, атомной энергетики; Россия и Китай взаимодействуют посредством создания совместных предприятий и особых экономических зон. Сотрудничество с этими странами в вопросах научно-технической и технологиче-

ской модернизации собственной экономики Россия осуществляет исходя из национальных интересов, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в частности, расширение экспорта продукции отраслей авиационной, радиоэлектронной, металлургической и других отраслей промышленности и, наоборот, обеспечение условий для импорта оборудования и технологий, необходимых для развития наукоемких отраслей, привлечение инвестиций стран-участниц БРИКС в российскую экономику и других [6]. Но, несмотря на активное сотрудничество, странам БРИКС все же не удается повысить выпуск высокотехнологичной продукции, за исключением Китая, по причине низкого уровня финансирования науки и инновационной деятельности (около 1 %) по сравнению со странами Европейского союза, где этот показатель составляет 2-3 % от валового национального продукта [2]. Успешное развитие международной интеграции, способствующей ускорению экономического роста и повышению конкурентоспособности стран, стремящихся перейти от сырьевой к научно-технологичной экономике, представляется особенно важным фактором в условиях активизирующихся процессов глобализации. Значительная часть прироста валового внутреннего продукта, как показывает практика промыш-ленно развитых стран, обеспечивается за счет знаний, что стало возможным благодаря созданию инновационных систем [1; 17; 21; 22].

Темпы инновационного экономического роста, безусловно, зависят от уровня развития таких систем. В связи с этим, оценка уровня развития и поиск эффективного механизма их создания представляются весьма актуальными. Для решения данных проблем на постсоветском пространстве был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого вошли Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Киргизская Республика. Главной предпосылкой образования данного союза послужил накопленный ранее экономический потенциал бывших союзных республик. Результаты движения стран-участниц ЕАЭС по пути инновационно-экономического развития позволяют проводить сравнительный экономико-математический анализ статистических показателей (включая соответствующие показатели ведущих стран мира) и определять приоритетные направления инновационной стратегии как отдельных стран и их регионов, так и ЕАЭС в целом. Подобный методологический подход к оценке уровня раз-

вития инновационных систем и их совершенствованию позволит создать эффективный механизм вхождения России в мировое экономическое пространство и в долгосрочной перспективе обеспечить статус одной из ведущих мировых держав, способной обеспечить международную и национальную безопасность и перманентный рост качества жизни населения. Основными условиями достижения данных целей на государственном уровне являются адекватная методология научного планирования и соответствующая ей система финансирования научных и прикладных исследований, производства и реализации инновационного продукта. Выполнение указанных условий возможно на основе Национальной программы инновационного развития [4; 5], в рамках которой следует рассчитать оптимальные варианты достижения отмеченных целей в условиях усложняющихся процессов инновационного экономического роста.

Реализация государственных функций происходит на уровне региональной экономической политики в виде выполнения региональными исполнительными и законодательными органами власти комплекса социальных, научно-технических, финансово-кредитных, внешнеэкономических, законодательных и других необходимых мероприятий в соответствии с целями и задачами государства.

Для обеспечения устойчивого инновационного экономического роста регионов необходима государственная координация их деятельности, которую возможно осуществлять с помощью целевых комплексных программ, представляющих собой многоуровневый, взаимосвязанный комплекс социально-экономических и других необходимых мероприятий для достижения четко обозначенной цели. В связи с тем, что социально-экономические, природные, экологические и другие условия российских регионов весьма разнообразны, программа инновационного развития для каждого из них не может быть одинаковой. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать следующие факторы: социально-экономические условия, определяющие особенности развития региона; совокупный ресурсный потенциал и его зависимость от внутренних и внешних детерминант; динамику демографических процессов и качество трудовых ресурсов, как одного из важнейших необходимых условий инновационного экономического роста; степень интеграции региона в национальные и международные процессы развития инновационных экономических систем; качество инновационной инфраструк-

туры по всей цепочке инновационной деятельности - от научных исследований до широкого внедрения инноваций в экономическую практику.

Выбор оптимального варианта программных мероприятий необходимо осуществлять с помощью различных методов линейного и нелинейного программирования [11]. Поскольку каждый из них имеет определенные недостатки и преимущества, целесообразна их комбинация, что позволит рассчитать эффект предельной отдачи основных факторов производства, вычислить коэффициенты эластичности и установить границы организационно-экономических возможностей регионов. На основе этих расчетов представляется возможность выбора оптимального варианта программных мероприятий, позволяющего обеспечить преимущественно инновационное развитие каждого отдельного региона Российской Федерации.

Результаты научных исследований авторов, посвященных вопросам программно-целевого управления процессами инновационного развития экономики регионов, достаточно подробно изложены в специальной экономической литературе [14; 15; 16; 19].

В заключение сформулируем основные условия, позволяющие обеспечить устойчивое инновационное развитие экономики регионов Российской Федерации: адекватное финансирование инновационной инфраструктуры и науч-

ных исследований за счет увеличения государственных бюджетных целевых ассигнований и организации дополнительных источников поступления денежных средств, необходимых для развития инновационной деятельности; широкое использование программно-целевого планирования, как универсального средства управления процессами инновационного развития и эффективного использования экономических ресурсов; постоянное совершенствование законодательной базы с целью создания экономически обоснованной системы интересов, обеспечивающей ускоренный рост экономики на преимущественно интенсивной основе; развитие сотрудничества отечественного бизнеса в рамках национальных и международных инновационных экономических систем, способных обеспечить дополнительный прирост валового национального продукта; создание и поддержку разнообразных организационных форм инновационной деятельности - холдингов, трастовых компаний, малых и средних предприятий инновационного бизнеса, проведение международных, всероссийских и региональных научно-практических выставок, конференций и форумов.

Вывод. Обеспечение названных условий служит фундаментальной основой инновационного экономического роста, как долгосрочного аспекта динамики потенциального объема выпуска в регионах и стране в целом.

Список использованных источников

1. Ассоциация инновационных регионов России. Отчет «Система оценки инновационного развития субъектов Российской Федерации» http: // www.i-regions.org/upload/ iblok /d30/d30b4bb8d3c88d93159613füa61c4260.pdf.

2. Внешнеэкономическое измерение новой индустриализации России / Под ред. Е. Ленчук. -СПб.: Алетейя, 2015.

3. Зозулич М.Ф. Анализ условий и факторов повышения инновационной активности регионов (на примере Курской области) // Инновации. - 2015. - № 09(203). - С. 110-115.

4. Иванов В.В. Концептуальные основы национальной технологической инициативы // Инновации. - 2015. - № 01(195). - С. 8-13.

5. Иванов В. В. Научно-инновационный кризис и пути его преодоления // Инновации. -

2015. - № 11(205). - С. 12-19.

6. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. http: // www.mid.ru / brp-4.nsf/newsline /D23D45 D62C00F78E44257B35002ACD50

7. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической статистики и динамики: предварит. эскиз / Изд. подгот. В.В. Иванов, М.С. Ковалева; [АН СССР, Ин-т социол., Комисс. по науч. наследию Н.Д. Кондратьева]. - М.: Наука,1991. - 569 с.

8. Ленчук Е. Инновационный вектор сотрудничества России со странами БРИКС // Инновации. - 2015. - № 5(199). - С. 29-35.

9. Мантуров Д., Никитин Г., Осьмаков В. Планирование импортозамещения в российской промышленности: практика российского государственного управления // Вопросы экономики. -

2016. - № 9.- С.40-49.

10. Новоселов С.В., Максименко А.А. Основы механизма формирования и развития инновационной среды в условиях региона // Инновации. - 2015. - № 10(204). - С. 88-94.

11. Применение моделей и методов линейного и нелинейного программирования в экономической теории и практике: Учебное пособие / П.В. Сергеев, А.В. Полянский, Р.В. Солошен-ко, Е.Н. Ноздрачева. - Курск: Изд-во Курск. гос. с-х. ак., 2018. - 187с.

12. Российский статистический ежегодник. 2018: стат. сборник / Росстат. - М., 2018. - 493 с.

13. Рубан Д. А. Регуляторы инновационной деятельности в регионах юга России: государственное понимание проблемы в контексте программы экономического развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 5(338). - С. 129-137.

14. Сергеев П.В., Бредихин В.В., Положенцева Ю.С. Управление инновационным развитием аграрных регионов на основе программно-целевого подхода // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - № 4.- С.162-167.

15. Сергеев П.В., Колмыкова Т.С., Бредихин В.В. Развитие инновационной деятельности в Курской области - основное условие роста ее экономического потенциала // В кн.: Научное обеспечение агропромышленного производства (материалы Международной научно-практической конференции, 20-21 февраля 2018 г., ч.2). - Курск: Изд-во Курск. гос. с-х. ак., 2018. - 420 с.

16. Сергеев П.В., Сергеев В.П., Ноздрачева Е.Н. Развитие организационно-экономической самостоятельности местного самоуправления // Региональный вестник. - 2018. - № 2 (11). - С.

23-26.

17. Славнецкова Л.В. Основные подходы к оценке уровня развития инновационной системы стран-участниц ЕАЭС // Инновации. - 2016. - № 3(209). - С. 94-98.

18. Терентьев Д. Ресурсное проклятие России // Аргументы недели. - 2019. - № 8 (652). -С. 8-9.

19. Управление инновационным развитием региональной экономики: монография / А.И. Алтухов, П.В. Сергеев, В.А. Семыкин и др. - Курск: Изд-во Курск. гос. с-х. ак., 2018. - 196 с.

20. Цацулин А. Инновационность кластера или импортозамещение - приоритеты отраслевого развития (на примере фармацевтической промышленности) // Экономист. - 2016. - № 5. -С. 30-55.

21. Цителадзе Д.Д. Развитие механизмов инновационных процессов в региональных инновационных системах догоняющей экономики // Инновации. - 2018. - № 6. - С. 56-67.

22. Цыганков Н.С., Касимова А.Э., Москалев А.К. Драйверы развития национальных инновационных систем // Инновации.- 2017. - № 11. - С. 29-33.

23. Шумпетер И. Теория экономического развития / Пер. с нем. В.С. Автомонова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко.- М.: Прогресс, 1982.- 430 с.

24. OECD Science, Technology and Industry Ontlook. 2014. © OECD 2014.

25. Сергеев П.В., Сергеев В.П., Канунникова Н.А. Местное самоуправление в системе современного институционализма // Региональный вестник. - 2016. - № 3(4). - С. 2-4.

26. Золотарева Е.Л., Золотарев А.А. Современные подходы к сущности и оценке конкурентоспособности региона // Региональный вестник. - 2018.- № 5 (14). - С. 34-35.

27. Перепелкин И.Г. Проблемы реализации оптимальной стратегии развития сельского хозяйства регионов России на современном этапе экономики // Региональный вестник. - 2017. -№ 2(7). - С. 46-48.

28. Семыкин В.А., Пигорев И.Я. Научный потенциал Курской ГСХА в инновационном развитии аграрного производства // Аграрная наука - сельскому хозяйству: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Курск, 2009. - С. 8-18.

List of used sources

1. Association of Innovative Regions of Russia. The report "The system of evaluation of innovative development of the Russian Federation" http: // www.i-regions.org/upload/iblok/ d30Zd30b4bb8d3c88d93159613roa61c4260.pdf.

2. The external economic dimension of the new industrialization of Russia / Ed. E. Lenchuk. - SPb .: Aletheia, 2015.

3. Zozulich M.F. Analysis of conditions and factors of increasing the innovation activity of regions (on the example of the Kursk region) // Innovations. - 2015. - № 09 (203). - P. 110-115.

4. Ivanov V.V. Conceptual Foundations of the National Technological Initiative // Innovations. -2015. - № 01 (195). - P. 8-13.

5. Ivanov V. V. A scientific innovation crisis and ways to overcome it // Innovations. - 2015. -№ 11 (205). - Pp. 12-19.

6. The concept of participation of the Russian Federation in the BRICS association. http: // www. mid.ru / brp-4.nsf / newsline / D23D45 D62C00F78E44257B35002ACD50

7. Kondratiev N.D. Problems of economic statistics and dynamics: prefigured. sketch / Ed. ready V.V. Ivanov, M.S. Kovalev; [USSR Academy of Sciences, Inst. Sociol., Commission. on scientific heritage N.D. Kondratieff]. - M .: Science, 1991. - 569 s.

8. Lenchuk E. Innovation vector of cooperation of Russia with the BRICS countries // Innovations. - 2015. - № 5 (199). - Pp. 29-35.

9. Manturov D., Nikitin G., Osmakov V. Planning for import substitution in Russian industry: the practice of Russian government // Questions of economy. - 2016. - № 9.- P.40-49.

10. Novoselov S.V., Maksimenko A.A. Basics of the mechanism of formation and development of the innovation environment in the conditions of the region // Innovations. - 2015. - № 10 (204). -Pp. 88-94.

11. Application of models and methods of linear and nonlinear programming in economic theory and practice: A manual / P.V. Sergeev, A.V. Polyansky, R.V. Soloshenko, E.N. Nozdracheva. - Kursk: Publishing House Kursk. state sx Ac., 2018. - 187 p.

12. Russian statistical yearbook. 2018: stat. collection / Rosstat. - M., 2018. - 493 p.

13. Ruban D. A. Regulators of innovation activity in the regions of southern Russia: state understanding of the problem in the context of the economic development program // National interests: priorities and security. - 2016. - № 5 (338). - Pp. 129-137.

14. Sergeev P.V., Bredikhin V.V., Polozhentseva Yu.S. Management of innovative development of agrarian regions on the basis of the program-target approach // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2018. - № 4. - P.162-167.

15. Sergeev P.V., Kolmykova TS, Bredikhin V.V. The development of innovation activities in the Kursk region is the main condition for the growth of its economic potential // In the book: Scientific support of agro-industrial production (materials of the International Scientific and Practical Conference, February 20-21, 2018, part 2). - Kursk: Publishing House Kursk. state sx Ac., 2018. - 420 p.

16. Sergeev P.V., Sergeev V.P., Nozdracheva E.N. Development of organizational and economic independence of local self-government // Regional Bulletin. - 2018. - № 2 (11). - Pp. 23-26.

17. Slavnetskova L.V. The main approaches to assessing the level of development of the innovation system of the EAEU member countries // Innovations. - 2016. - № 3 (209). - P. 94-98.

18. Terentyev D. Resource Curse of Russia // Arguments of the Week. - 2019. - № 8 (652). -P. 8-9.

19. Management of innovative development of the regional economy: monograph / A.I. Altukhov, P.V. Sergeev, V.A. Semykin et al. - Kursk: Publishing House Kursk. state sx Ac., 2018. - 196 p.

20. Tsatsulin A. Innovation of a cluster or import substitution - priorities of sectoral development (on the example of the pharmaceutical industry) // Economist. - 2016. - № 5. - P. 30-55.

21. Tsiteladze D.D. The development of mechanisms of innovation processes in regional innovation systems of the catching-up economy // Innovations. - 2018. - № 6. - P. 56-67.

22. Tsygankov N.S., Kasimova A.E., Moskalev A.K. Drivers of development of national innovation systems // Innovations. - 2017. - № 11. - P. 29-33.

23. Schumpeter J. Theory of Economic Development / Trans. with him. Vs Avtomonova, M.S. Lyubsky, A.Yu. Chepurenko. - M .: Progress, 1982.- 430 p.

24. OECD Science, Technology and Industry Ontlook. 2014. © OECD 2014.

25. Sergeev P.V., Sergeev V.P., Kanunnikova N.A. Local government in the system of modern in-stitutionalism // Regional Bulletin. - 2016. - № 3 (4). - P. 2-4.

26. Zolotareva E.L., Zolotarev A.A. Modern approaches to the essence and assessment of regional competitiveness // Regional Bulletin. - 2018.- № 5 (14). - P. 34-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Perepelkin I.G. Problems of implementation of the optimal strategy for the development of agriculture in the regions of Russia at the current stage of the economy // Regional Bulletin. - 2017. -№ 2 (7). - Pp. 46-48.

28. Semykin V.A., Pigorev I.Y. The scientific potential of the Kursk State Agricultural Academy in the innovative development of agricultural production // Agrarian science - agriculture: materials of the All-Russian scientific-practical conference. - Kursk, 2009. - P. 8-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.