Научная статья на тему 'Инновационный вектор в системе экономической безопасности России'

Инновационный вектор в системе экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА РОССИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / ECONOMIC SECURITY / DEVELOPMENT / INNOVATION / RUSSIAN ECONOMY / NATIONAL INNOVATION POLICY / INNOVATION SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лещенко Юлия Георгиевна

В формировании инновационной экономики России все более актуальной становится необходимость разработки новых направлений обеспечения экономической безопасности в условиях повышения внутренних и внешних рисков, связанных с глобальными социально-экономическими процессами. За этими процессами следует качественная трансформация институциональной среды, которая проявляется в перераспределении прав собственности и увеличении удельного веса государственного сектора, в обострении противоречий между действующими и реформированными институтами. Интересы экономической безопасности требуют создания принципиально новой институциональной среды, ориентированной на повышение конкурентоспособности экономики через инновации, технологический прорыв, развитие нанотехнологий, увеличение структуры производства. В связи с этим в работе осуществлен комплексный анализ инновационной составляющей в системе экономической безопасности. Дана авторская формулировка инноваций с точки зрения экономической безопасности. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно дополняет теорию и расширяет концептуальные основы экономической безопасности в инновационной сфере. В перспективе предлагается усилить инновационный потенциал страны за счет использования венчурного капитала, который играет системную роль в экономике за счет постоянного своевременного обеспечения инноваций необходимыми инвестициями. В заключении обосновывается необходимость совершенствования национальной инновационной политики, позволяющей обеспечить устойчивое и стабильное развитие национальной экономики и ее защиту от всевозможных вызовов и угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лещенко Юлия Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative vector in the system of economic security of Russia

In the formation of the innovation economy of Russia, the need to develop new directions for ensuring economic security in the context of increasing internal and external risks associated with global socio-economic processes is becoming increasingly urgent. These processes followed by a qualitative transformation of the institutional environment, which is manifested in the redistribution of property rights and an increase in the share of the public sector, in the exacerbation of contradictions between existing and reformed institutions. The interests of economic security require the creation of a fundamentally new institutional environment focused on improving the competitiveness of the economy through innovation, technological breakthrough, the development of nanotechnology, an increase in the structure of production. In this regard, the work carried out a comprehensive analysis of the innovation component in the system of economic security. The author's formulation of innovations from the point of view of economic security is given. The theoretical and practical significance of the research lies in the fact that it complements the theory and expands the conceptual foundations of economic security in the innovation sphere. In the future, it is proposed to strengthen the innovative potential of the country through the use of venture capital, which plays a systemic role in the economy through the constant timely provision of innovations with the necessary investments. The conclusion substantiates the need to improve the national innovation policy, which allows for the sustainable and stable development of the national economy and its protection from all sorts of challenges and threats.

Текст научной работы на тему «Инновационный вектор в системе экономической безопасности России»

вопросы инновдционнои экономики

Том 9 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

инновационный вектор в системе экономической безопасности россии

Лещенко Ю.Г.1

1 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В формировании инновационной экономики России все более актуальной становится необходимость разработки новых направлений обеспечения экономической безопасности в условиях повышения внутренних и внешних рисков, связанных с глобальными социально-экономическими процессами. За этими процессами следует качественная трансформация институциональной среды, которая проявляется в перераспределении прав собственности и увеличении удельного веса государственного сектора, в обострении противоречий между действующими и реформированными институтами. Интересы экономической безопасности требуют создания принципиально новой институциональной среды, ориентированной на повышение конкурентоспособности экономики через инновации, технологический прорыв, развитие нанотехнологий, увеличение структуры производства. В связи с этим в работе осуществлен комплексный анализ инновационной составляющей в системе экономической безопасности. Дана авторская формулировка инноваций с точки зрения экономической безопасности. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно дополняет теорию и расширяет концептуальные основы экономической безопасности в инновационной сфере. В перспективе предлагается усилить инновационный потенциал страны за счет использования венчурного капитала, который играет системную роль в экономике за счет постоянного своевременного обеспечения инноваций необходимыми инвестициями. В заключении обосновывается необходимость совершенствования национальной инновационной политики, позволяющей обеспечить устойчивое и стабильное развитие национальной экономики и ее защиту от всевозможных вызовов и угроз.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическая безопасность, развитие, инновации, экономика России, национальная инновационная политика, инновационная сфера.

Innovative vector in the system of economic security of Russia

Leschenko Yu.G.1

1Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Russia

введение

Процесс эволюции концептуальных основ обеспечения экономической безопасности России в настоящее время трансформируется в инновационное развитие экономики и играет стратегическую роль в обеспечении качества экономического роста, способствует повышению уровня экономической безопасности к внутренним и внешним вызовам и угрозам.

Становится необходимостью разработка и реализация инновационной политики, обеспечивающей эффективное развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей. В связи с этим многие ученые рассматривают проблему обеспечения экономической безопасности во взаимосвязи с проблемой повышения конкурентоспособности России на мировых рынках.

Рост отражается в инновациях

«Конкурентоспособность страны определяется как экономическими показателями, так и оценкой деятельности органов государственной власти, научной базой, культурой, уровнем образования и другими параметрами» [13] (Leschenko, 2017). То есть конкурентоспособность страны показывает, насколько государственная политика способствует развитию конкурентных преимуществ национальной экономики. Конкурентоспособность страны определяется высоким темпом экономического роста и тем, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, рас-

ABSTRACT:_

In the formation of the innovation economy of Russia, the need to develop new directions for ensuring economic security in the context of increasing internal and external risks associated with global socio-economic processes is becoming increasingly urgent. These processes followed by a qualitative transformation of the institutional environment, which is manifested in the redistribution of property rights and an increase in the share of the public sector, in the exacerbation of contradictions between existing and reformed institutions. The interests of economic security require the creation of a fundamentally new institutional environment focused on improving the competitiveness of the economy through innovation, technological breakthrough, the development of nanotechnology, an increase in the structure of production. In this regard, the work carried out a comprehensive analysis of the innovation component in the system of economic security. The author's formulation of innovations from the point of view of economic security is given. The theoretical and practical significance of the research lies in the fact that it complements the theory and expands the conceptual foundations of economic security in the innovation sphere. In the future, it is proposed to strengthen the innovative potential of the country through the use of venture capital, which plays a systemic role in the economy through the constant timely provision of innovations with the necessary investments. The conclusion substantiates the need to improve the national innovation policy, which allows for the sustainable and stable development of the national economy and its protection from all sorts of challenges and threats.

KEYWORDS: economic security, development, innovation, Russian economy, national innovation policy, innovation sphere.

JEL Classification: F52, 031, 032, 033 Received: 13.05.2019 / Published: 30.06.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Leschenko Yu.G. (qwerty-ula0mail.ru)

CITATION:_

Leschenko Yu.G. (2019) Innovatsionnyy vektor v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Innovative vector in the system of economic security of Russia]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (2). - 301-316. doi: 10.18334/vinec.9.2.40689

пределяет и продает создаваемые товары, используя экспортные преимущества для повышения экономического потенциала. «Повышение конкурентоспособности государства непосредственно влияет на повышение уровня экономической безопасности страны, а важнейшим способом обеспечения высокого уровня конкурентоспособности является развитие инновационных процессов в стране» [15] (Filatova, 2014).

Экономическая безопасность определяется как сложная конструкция, являясь частью системы национальной безопасности, и одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов (видов):

• инвестиционная безопасность - «характеризуется независимостью процессов экономической деятельности и развития, а также связанных с ними производственных, научных и иных отраслей от влияния иностранного капитала, инвестированного в экономику РФ» [5];

• энергетическая безопасность - «характеризуется конкурентной борьбой за контроль над энергетическими ресурсами страны» [16];

• финансовая безопасность - «характеризуется обеспечением такого развития финансовой системы и финансовых отношений, при котором создаются необходимые условия для устойчивого и стабильного развития государства, сохраняя целостность и единство финансовой системы, куда входят: денежная, бюджетная, кредитная, налоговая, валютная системы, способные реализовывать меры по выявлению, нейтрализации, минимизации и предупреждению возникающих рисков, противостоять внутренним и внешним вызовам и угрозам в условиях всеобщего процесса глобализации» [12] (Leschenko, 2017);

• внешнеэкономическая безопасность - «характеризуется степенью эффективности взаимодействия национальной экономики с мировой» [26] (Leshchenko, Bolonina, 2019); и другие.

Что касается инновационной безопасности, то до настоящего времени не сформировалось однозначного понимания ее сущности и влияния на национальную и экономическую безопасность. Многие теоретики и практики все новое в науке, технике и технологиях трактуют как инновации, а инновационную безопасность сравнивают с технологической безопасностью, которая формулируется как «совокупность условий в научной и технической сферах, обеспечивающих выполнение требований государственной и научно-технической безопасности» [19] (Suvorova, Gizatullina, 2019). В данном аспекте безопасность - это безопасность государства в промышленности,

ОБ АВТОРЕ:_

Лещенко Юлия Георгиевна, член РАЕН, старший преподаватель кафедры банковского дела (qwerty-ulaBmail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Лещенко Ю.Г Инновационный вектор в системе экономической безопасности России // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 2. - С. 301-316. doi: 10.18334/vinec.9.2.40689

научно-технической и технологических сферах экономики, подразумевая в научно-техническом прогрессе инновационную составляющую. Другая группа ученых формулирует инновационную безопасность как «подсистему экономической безопасности, обеспечивающую уровень надежности и безопасности инновационных процессов» [6] (Vishnevskaya, Sviyazov, 2018).

Нет четкого научного понимания в том, является ли инновационная безопасность отдельным, самостоятельным объектом или ее необходимо рассматривать в составе экономической безопасности, и в результате чаще всего определяется место инновационной деятельности в системе экономической безопасности. И только отдельные ученые вводят термин инновационной безопасности, понимая ее как «состояние защищенности экономики, которое обеспечивало бы конкурентоспособность результатов НИОКР (совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии) и выпускаемой продукции на отечественном и мировом рынках, способность экономики обеспечивать устойчивое развитие и противодействие негативным факторам, имеющим место на глобальных рынках» [10] (Kim, 2014). То есть, переход на инновационный путь развития и формирования национальной инновационной системы связан с повышением уровня экономической безопасности и увеличением в ней роли и влияния инноваций в обеспечении экономических интересов России. Однако говорить об обеспечении инновационной составляющей экономической безопасности имеет смысл, когда в стране присутствуют инновации и связанные с ними инновационные процессы.

Некоторые определения инноваций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Определения инноваций

Определение Автор

«Это изменение бизнеса с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности» [20] (Shumpeteг Y.A., 2008) Й. А. Шумпетер

«Это новые продукты и процессы, а также технологические изменения» [24] Л. М. Гохберг

«Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [8] П^п^, 2007) С. Д. Ильенков

«По мнению профессора, понятие «инновация» в современных условиях претерпевает видоизменение. Рождается новое понятие инноваций в инновациях, суть которого состоит в оптимизации и реструктуризации инновационного процесса и создания среды, стимулирующей его продвижение» [9] 2011) Г. Ицковиц

Источник: составлено по материалам работ соответствующих авторов

Таблица 2

этапы инновационного процесса

инициатива маркетинг производство реализация продвижение эффективность

Цели, задачи, идея, обоснование идеи Анализ внутреннего и внешнего рынка, поиск и привлечение инвестиций Выпуск продукции, создание услуг Продажа продукции, предоставление услуг Реклама, организация торговых площадок, консультации по продукции и услугам Производство с наименьшими издержками, с наибольшей производительностью

Источник: составлено автором

Из таблицы 1 можно сделать вывод о том, что сущность инноваций раскрывается через классификационные характеристики, которые можно разделить на группы: промышленные, управленческие, организационные, финансовые и другие, каждая из которых строится на своем признаке: цель инноваций, уровень новизны, источник идеи инноваций, характер результата.

В авторской редакции предлагается следующая формулировка понятия инноваций: «конкурентный продукт (услуга), созданные для оптимизации и реструктуризации инновационного процесса и создания условий, стимулирующих его (ее) конкурентное продвижение на внутренние и внешние рынки»1. Под инновационным процессом понимается процесс создания, освоения и распространения инноваций, который выглядит следующим образом (табл. 2).

В контексте инновационной составляющей экономической безопасности в развитых странах инновации классифицируются по следующим признакам:

• базисные инновации - основаны на изобретениях или открытиях, связанных с проведением фундаментальных исследований, создавая основу для возникновения новых отраслей промышленности, и, следовательно, новых рынков; закладывают основу нового технологического уклада;

• модифицирующие инновации - основаны на рационализированной деятельности и возникают в процессе новых продуктов и технологий, их максимального приспособления к требованиям рынка, то есть инновации адаптируются к меняющимся условиям и задачам окружающей среды.

• псевдоинновации - реализуются в несущественных изменениях продуктов и технологических процессов, ассоциируются с внешними изменениями (цвет, декор, оставляя без изменений конструктивное исполнение изделия).

Мировой опыт показывает, что фактором научно-технологического прогресса экономики и ее конкурентоспособности являются базисные инновации. Их осуществление формируется в компаниях, лидирующих в сфере высоких технологий (Yahoo,

1 Определение автора

General Motors, Intel и др.), непрерывно совершенствуя исследовательский процесс, где выделяются две стадии исследования: поисковые и дополняющие.

Поисковые исследования основаны на университетских грантах, программах, лабораториях, которые ведут наблюдения в различных направлениях окружающей среды и масштабные исследования, завершающиеся определением перспективных секторов для дальнейших исследований

Дополняющие исследования - это совместные фундаментальные исследования, выполняемые одновременно в разных вариантах университетскими лабораториями до тех пор, пока результат не будет достаточным для принятия стратегического решения, который приведет к новому бизнесу или новой продукции.

То есть в обоих случаях исследовательского процесса интегрируются различные виды проектов: проекты университетских лабораторий, специализирующихся в определенных сферах и положительно влияющих на инновационную деятельность. И в совокупности они дают старт стратегическим исследовательским проектам, обеспечивая новый подход к организации инновационного процесса и стремительного трансфера технологий.

Е. М. Коростышевская в своей работе: «Основы инновационной политики» [11] (Korostyshevskaya, 2003) определяет следующие модели инновационных процессов:

• линейная модель, строго увязывает поэтапную работу. Она начинается с научных исследований и заканчивается обслуживанием новых товаров и технологий. Характерна для инновационных процессов, инициируемых государством;

• параллельная модель - начало инновационного процесса не связано с обязательным проведением НИОКР. Принципиально изменяет роль науки, которая выступает не только как источник инновационных идей, но и как ресурс, пронизывающий все звенья инновационного процесса. В данной модели возникают обратные связи, призванные противостоять внешним воздействиям и повышать уровень организации системы в процессе адаптации к окружающей среде. Свойственна крупным компаниям;

• сетевая модель характеризуется концентрацией малых инновационных фирм, работающих в отраслях экономики, вокруг исследовательских университетов и центров. Особенностью данной модели является венчурный бизнес (капитал), интегрирующий инновационный и инвестиционный процессы и делающий акцент на эффективное использование интеллектуального ресурса ведущих исследовательских университетов. Такая модель преимущественно используется в малом высокотехнологичном бизнесе.

Вышеизложенные модели реализуются в национальных инновационных системах. В развитых странах они используются одновременно, что позволяет поддерживать высокий уровень инновационного развития и уровень экономической безопасности в данной сфере. В РФ складывается иная ситуация. Линейная модель используется

Таблица 3

Закрытая модель инноваций

Исследования Разработки Исследовательские Компания Рынок

проекты

Источник: составлено автором по материалам: «The New Imperative for Creating and Profiting from Technology» [21]

Таблица 4

Открытая модель инноваций

Исследования

Разработки Исследовательские проекты

1. Новый рынок. Компания

2. Существующий рынок

Источник: составлено автором по материалам: «The New Imperative for Creating and Profiting from Technology» [22]

в ограниченном круге отраслей, связанных в основном с оборонно-промышленным комплексом. Параллельная модель не используется. А сетевая модель формируется исключительно в регионах с высоким научно-техническим потенциалом.

Американский ученый Г. Чесбро разработал классификацию, в которую вошли две модели инноваций: открытая и закрытая (таблицы 3 и 4).

В модели закрытых инноваций компания осуществляет НИОКР и отбирает только те, которые считает либо успешными в будущем на рынке, либо те, которые она способна реализовывать в рамках своей бизнес-модели. Компания не использует сторонние достижения в области исследований и разработок, непрерывно инвестируя в собственные НИОКР в целях повышения своей конкурентоспособности на рынке.

В модели открытой инновации компании для активизации инновационного процесса используют в совокупности как внутренние, так и внешние источники. Модель открытой инновации, в сущности, противоположна закрытой модели, которая используется в большинстве случаев компаниями в современном мире. Термин «открытые инновации» был предложен Г. Чесбро, где понятие трактуется как «использование направленных притоков и оттоков знаний для создания внутренних инноваций, а также для расширения рынков за счет внешнего использования инноваций, соответственно» [23]. То есть концепция открытой инновации понимается как то, что компаниям необходимо осуществлять постоянный поиск инноваций в различных направлениях и сферах их деятельности, зарабатывать на созданных ими идеях.

Таким образом, представляется, что в условиях активного международного научно-технического сотрудничества модель открытых инноваций является важной закономерностью моделирования современных инновационных процессов и может быть использована в России при создании соответствующих условий. В их числе: рост частного венчурного капитала, рост конкуренции, усиление роли университетов как

центров создания инноваций и др. В целях повышения уровня экономической безопасности РФ необходимо учитывать новые тенденции инновационных процессов и адаптировать в этом плане лучшие практики мирового опыта.

По вопросам управления инновационной деятельности главная роль отводится государственным структурам. Функции и задачи государства заключаются в обеспечении благоприятных условий для инициирования, создания и трансфера инноваций. Основы инновационной политики РФ заявлены в следующих концептуальных документах:

• «Концепция устойчивого развития РФ» [2];

• Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» [4];

• «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» [3];

• «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» [1].

Согласно вышеуказанным документам, главными направлениями инновационной политики РФ являются:

• аккумулирование инвестиционных ресурсов для финансирования приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности за счет государственных и частных структур;

• формирование и совершенствование законодательного обеспечения инновационных процессов;

• развитие экономического стимулирования инновационной деятельности на предприятиях различных форм собственности через систему налоговых льгот и регуляторов;

• формирование инновационной инфраструктуры;

• создание благоприятного климата для поддержки малых инновационных предприятий.

Между тем в РФ показатели инновационной активности организаций свидетельствуют о низком уровне инновационной деятельности (рис. 1).

Инновационная активность российских организаций видится еще более низкой на фоне инновационных процессов в некоторых других странах (рис. 2). Недостаточная степень отечественного научно-технического потенциала стала одним из факторов, которые предопределили низкий уровень инновационности российской экономики. То есть инновационный потенциал недостаточно используется для развития экономики РФ, что не в последнюю очередь связано с неэффективностью и качеством национальной политики в отношении данного сектора экономики. И как следствие это является проблемой инновационной составляющей экономической безопасности, так как уровень защищенности в данной сфере отражает не только возможности и качество деятельности организаций, но и определяет перспективы дальнейшего развития общества и экономики в целом.

Рисунок 1. Инновационная активность организаций РФ (%, 2009-2019 гг.) Источник: составлено автором по материалам: «Indicators of Innovation in the Russian Federation»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[25] (Gokhberg et al., 2017)

mo

mo «00 500 AO »0 200

«Л M]

41 л MU »5 5,2

35.Э 533 ил M.J no

'/////' s////////////'

Рисунок 2. Совокупная инновационная активность организаций по странам (%, на 01.03.2019 г.) Источник: данные по итогам Европейского исследования инноваций, рассчитаны автором

Для совершенствованиянаправлений и спосо бов обеспечения инновационной составляющей экономической безопасности необходимо определить риски, угрозы, возникающие вследствие неэффективности национальной политики в инновационной сфере, и возможности, способствующие укреплению инновационных процессов. В качестве примера можно привести в сравнении возможности и риски имп орта и экспорта инноваций России (табл. 5).

Таблица 5

Возможности и риски импорта и экспорта инноваций РФ

Форма инноваций Возможности Риски

Экспорт интеграция в мировую инновационную систему; формирование связей с иностранными компаниями; финансирование научных исследований; ориентация научных исследований по актуальным направлениям науки риск репутации; риск потери специалистов в инновационной деятельности; риск потери технологического потенциала; финансовые риски от реализации технологий

Импорт освоение новой техники и технологий; освоение выпуска новой продукции; развитие международного сотрудничества риск конкуренции на внутренних рынках; риск потери самостоятельности; финансовые риски; риск несовместимости в рамках технологических цепочек производства

Источник: составлено автором

На основании выявленных возможностей и рисков угрозы экономической безопасности в инновационной сфере можно разделить на два вида, которые требуют взвешенного и дифференцированного подхода к регулированию инновационного развития РФ в контексте мировых тенденций:

1) внутренние (институционального характера, вызванные несовершенством законодательных норм; управленческие действия, направленные на решение краткосрочных задач без учета долгосрочной перспективы; ресурсные ограничения и др.);

2) внешние (связанные с внешнеэкономической деятельностью РФ).

Происхождение внутренних угроз обусловлено наличием серьезных проблем в

развитии национальной инновационной системы. На современном этапе основными внутренними факторами неэффективности российской инновационной системы являются:

• бессистемность, спонтанность проводимой в РФ инновационной политики, ее оторванность от приоритетов и потребностей сбалансированного социально-экономического развития конкретных регионов и страны в целом;

• отсутствие корреляции между социально-экономической и инновационной политикой;

• отсутствие продуманной стратегии построения инновационной системы;

• недостаточный уровень финансовой поддержки инновационных процессов со стороны государства;

• снижение численности научных работников, сворачивание фундаментальных исследований; разрушение отраслевой науки;

• углубление разрыва между наукой и производством.

На основании вышеперечисленных факторов неэффективности российской инновационной системы к внутренним угрозам экономической безопасности в инновационной сфере можно отнести: разрушение научно-технического потенциала РФ; невозможность в настоящее время осуществлять полноценное воспроизводство научно-технического и инновационного потенциала; отставание от развитых стран в области науки и технологий как следствие накопившихся деструктивных процессов в этих сферах; снижение качества подготовки и переподготовки специалистов для инновационной деятельности, которое приводит к сокращению возможностей и замедлению темпов инновационного развития; нарастание разрыва между наукой и производством.

Непосредственное влияние на экономическую безопасность в инновационной сфере РФ оказывают негативные последствия различного характера (экономические, политические, правовые и др.), вызванные факторами глобализации, зависимостью от иностранных технологий, значительным превышением импорта над экспортом по многим позициям и др. Таким образом, к внешним угрозам можно отнести: разрыв и осложнение научных контактов и отношений РФ с рядом стран; минимум возможностей для осуществления совместных международных инновационных проектов; снижение качества образования; увеличение масштабов научно-технического и промышленного шпионажа со стороны иностранных государств; ошибочный выбор стратегии в сложных геополитических условиях [18] (Romanenko, Scheglov, 2018).

Следовательно, внедряя инновации в практическую деятельность, необходимо и очень важно понимать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационное развитие государства (табл. 6) [7, 14, 17] (Makarov, 2017; Melnikov, Yaremchuk, 2017; Piterskaya, Tlisheva, Piterskaya, 2018). Определив факторы, можно формировать комплексную программу и определенные мероприятия по обеспечению экономической безопасности в инновационной сфере.

Проведенное исследование свидетельствует о кризисном состоянии и присутствии различного характера угроз экономической безопасности РФ в инновационной сфере. В связи с чем необходимо рассмотреть решение следующих задач:

• разработка национальной инновационной доктрины;

• формирование инновационной политики и ее составляющих;

• прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз инновационной составляющей экономической безопасности РФ. То есть данная задача предполагает в совокупности разработку системы показателей и их пороговых значений и методику мониторинга ее состояния;

• разработка и закрепление на законодательном уровне стратегии в инновационной сфере и долгосрочных программ по реагированию, предупреждению и нейтрализации всевозможных угроз. То есть акты, законы и другие документы должны быть неотъемлемым элементом инновационной и социально-экономической политики;

Факторы, влияющие на инновационное развитие РФ

Таблица 6

Наименование фактора

Факторы, препятствующие инновациям и инновационному процессу

Факторы, способствующие инновациям и инновационному процессу

Экономический

Нехватка средств для финансирования инновационных проектов

Наличие финансовых резервов и финансово-экономической инфраструктуры

Политический

Негативная политическая ситуация внутри страны и как следствие негативное восприятие государства на международном уровне

Развитие (положительные контакты, отношения) внешнеэкономических связей в инновационной сфере

Правовой

Законодательные ограничения со стороны: налогового, патентного, лицензионного права

Наличие законодательных мер, способствующих и стимулирующих инновационные процессы_

Технологический

Слабость научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, преобладание интересов текущего производства

Наличие резерва технических средств, технологий, научно- технической инфраструктуры

Организационный

Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, преобладание вертикальных потоков информации, ориентация на сложившиеся рынки, сложность согласования интересов участников инновационных процессов

Гибкость организационной структуры, преобладание горизонтальных потоков информации, самостоятельное планирование, децентрализация

Управленческий

Авторитарный стиль управления, жесткость в планировании_

Демократичный стиль управления, создание специальных рабочих групп

Социальный

Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса сотрудников, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, неопределенность

Моральное и финансовое поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации

Источник: составлено автором.

• формирование и поддержание необходимого научно-технического потенциала, обеспечение технологической независимости и обороноспособности страны, увеличение объемов финансирования НИОКР из государственного бюджета;

• укрепление позиций на внутренних и внешних рынках новых технологий и высокотехнологичной продукции. Механизмом решения данной проблемы должны стать разработка и внедрение в российскую практику стимулов для субъектов инновационной деятельности;

• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества РФ с ведущими государствами в инновационной сфере. Условиями для реализации этой задачи являются рост объемов производства и повышение качества инновационной

продукции РФ, расширение практики осуществления совместных с зарубежными странами инновационных проектов. Адекватная реализация заявленных задач - необходимое условие для совершенствования инновационной политики РФ и необходимая предпосылка обеспечения эффективного социально-экономического развития государства. То есть для того, чтобы получать максимальные выгоды от инновационной деятельности и при этом минимизировать риски, предотвращая угрозы экономической безопасности, России необходимы согласованные и активные действия государственных структур, бизнеса и науки в сочетании с инновационной стратегией, соответствующей государственным интересам и приоритетам.

Заключение

Укрепление инфраструктуры российской экономики, перестройка ее институциональной среды, применение специальных институтов развития, формирование инновационной модели российской экономики для активизации всех возможностей обеспечения экономической безопасности страны.

Использование финансовых инструментов поддержки инновационной экономики в роли экспортно-импортных банков, страховых экономических долговых агентств, финансовых корпораций, инвестиционных, венчурных и суверенных фондов. В этих же целях необходимо использовать и нефинансовые структуры: особые экономические зоны, технополисы, научно-технические парки, научно-внедренческие инновационные центры, научные фонды, промышленные союзы, образовательные и экспертно-аналитические центры.

Усиление инновационных возможностей страны, используя потенциал венчурного капитала, который играет системную роль в экономике, выступая в качестве связующего звена между инвесторами и инновационными компаниями, нуждающимися в капиталовложениях.

Сосредоточение внимания на реструктуризации институциональной среды, широком использовании институтов развития экономики, а следовательно, создании условий для активизации всех возможностей укрепления экономической безопасности страны.

ИСТОЧНИКИ:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 301 (ред. от 29. 03. 2018) «Об ут-

верждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы»

2. Распоряжение Правительства РФ от 17. 11. 2008 № 1662-р (ред. от 28. 09. 2018)

3. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 2227-р (с изменениями

на 18 октября 2018 года)

4. Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28. 09. 2010 № 244-

ФЗ (последняя редакция)

5. Борисова Е.В. Государственное регулирование инвестиционной сферы России как

способ обеспечения экономической безопасности // Обеспечение финансовой безопасности России, 2016.

6. Вишневская Н.Г., Свиязов А.П. Экономическая безопасность фирмы на основе ин-

новаций // Вектор экономики, 2018. - № 6 (24).

7. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе финансового взаи-

модействия государства и финансов корпораций как инструмент регулирования экономических и социальных процессов // Экономические отношения, 2017. - № 1.

- doi: 10.18334/eo.7.1.37395.

8. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. -

М.: Юнити-Дана, 2007.

9. Ицковиц Г. Модель тройной спирали // Инновации, 2011. - № 4.

10. Ким Н.В. Инновации в обеспечении экономической безопасности: роль и проблемы // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: Материалы VI Международной научно-практической конференции: в 2 книгах. Москва, 2014.

11. Коростышевская Е.М. Основы инновационной политики. - СПб.: ОЦЭиМ, 2003.

12. Лещенко Ю.Г. Индикаторы финансовой безопасности РФ // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность: Сборник трудов II Международной научно-практической конференции. - Под редакцией Р.А. Кожевникова, Ю.И. Соколова. 2017.

13. Лещенко Ю.Г. Кластеризация экономики как фактор региональной экономической безопасности // Микроэкономика, 2017. - № 4.

14. Мельников О.Н., Яремчук А.П. Доверительные и этические отношения как со-циально-«цементирующий» фактор экономических достижений в инновационном предпринимательстве // Креативная экономика, 2017. - № 1. - doi: 10.18334/ ce.11.1.37531.

15. Филатова И.В. Инновации в системе обеспечения экономической безопасности России // Вестник Московского университета МВД России, 2014. - № 7.

16. Логинов Е.Л., Шкута А.А. Мировые энергетические рынки: формирование и развитие с участием России. - М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2019.

17. Питерская Л.Ю., Тлишева Н.А., Питерская А.В. Развитие механизма привлечения аграрными предприятиями инвестиций в инновационный сектор экономики России на Московской Бирже // Экономика, предпринимательство и право, 2018.

- № 1. - doi: 10.18334/epp.8.1.38738.

18. Романенко К.В., Щеглов В.Ю. Влияние теневого сектора на экономическую безопасность России // Теневая экономика, 2018. - № 2. - doi: 10.18334/tek.2.2.40570.

19. Суворова А.П., Гизатуллина Г.А. Использование потенциала научно-технического прогресса в обеспечении производственной безопасности как сферы экономической безопасности // European research: Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. 2019.

20. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 401 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Chesbrough H.W. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Harvard Business Press, 2003.

22. Chesbrough H.W. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Harvard Business Press, 2003.

23. Chesbrough H.W. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Harvard Business Press, 2003

24. Gokhberg L. et al. Developing and using indicators of emerging and enabling technologies. In: Gault F. (ed.) Handbook of Innovation Indicators and Measurement. Elgar, Cheltenham/Northampton, 2013

25. Gokhberg L. et al. Indicators of Innovation in the Russian Federation. - Moscow: HSE, 2017.

26. Leshchenko J.G., Bolonina S.E. Theoretical approaches to the improvement of mechanisms to ensure the external economic security of Russia in international financial and economic organizations // Journal of International Economic Affairs, 2019. - № 1. - doi: 10.18334/eo.9.1.39923.

REFERENCES:

Borisova E.V. (2016). Gosudarstvennoe regulirovanie investitsionnoy sfery Rossii kak sposob obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [State regulation of investment sphere in Russia as a way of ensuring economic security]. Obespechenie finansovoy bezopasnosti Rossii. (in Russian). Filatova I.V. (2014). Innovatsii v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [To the innovation in the system of providing of economic security of Russia]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. (7). (in Russian). Gokhberg L. et al. (2017). Indicators of Innovation in the Russian Federation Moscow: HSE.

Ilenkova S.D. (2007). Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management] M.:

Yuniti-Dana. (in Russian). Itskovits G. (2011). Model troynoy spirali [The triple helix model]. Innovations. (4). (in Russian).

Kim N.V. (2014). Innovatsii v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti: rol i prob-lemy [Innovation in economic security: role and challenges] Modern Economics: concepts and models of innovative development. 68. (in Russian). Korostyshevskaya E.M. (2003). Osnovy innovatsionnoy politiki [Foundations for innovation policy] SPb.: OTsEiM. (in Russian). Leschenko Yu.G. (2017). Klasterizatsiya ekonomiki kak faktor regionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [Clustering of the economy as a factor of regional economic security]. Microeconomics. (4). (in Russian).

Leschenko Yu.G. (2017). Indikatory finansovoy bezopasnosti RF [Indicators of financial security of the Russian Federation] The contribution of transport to national economic security. 194. (in Russian).

Leshchenko J.G., Bolonina S.E. (2019). Theoretical approaches to the improvement of mechanisms to ensure the external economic security of Russia in international financial and economic organizations Journal of International Economic Affairs. 9 (1). doi: 10.18334/eo.9.1.39923.

Loginov E.L., Shkuta A.A. (2019). Mirovye energeticheskie rynki: formirovanie i razvitie s uchastiem Rossii [World energy markets: the formation and development with the participation of Russia] Moscow: Finansovyy universitet pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii. (in Russian).

Makarov I.N. (2017). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme finansovogo vzaimodeystviya gosudarstva i finansov korporatsiy kak instrument regulirovaniya ekonomicheskikh i sotsialnyh protsessov [Public-private partnership in a system of financial interaction between the state and corporate finances as a tool for regulation of economic and social processes]. Journal of International Economic Affairs. 7 (1). (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37395.

Melnikov O.N., Yaremchuk A.P. (2017). Doveritelnye i eticheskie otnosheniya kak sot-sialno-«tsementiruyuschiy» faktor ekonomicheskikh dostizheniy v innovatsionnom predprinimatelstve[Trust and ethical relationships as a social and "cementing" factor of economic achievements in the innovative entrepreneurship]. Creative economy. 11 (1). (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.1.37531.

Piterskaya L.Yu., Tlisheva N.A., Piterskaya A.V. (2018). Razvitie mekhanizmaprivlech-eniya agrarnymi predpriyatiyami investitsiy v innovatsionnyy sektor ekonomiki Rossii na Moskovskoy Birzhe [Development of a mechanism of attracting agricultural businesses investment in innovative sector of economy of Russia on the Moscow stock Exchange]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law.8 (1). (in Russian). doi: 10.18334/epp.8.1.38738.

Romanenko K.V., Scheglov V.Yu. (2018). Vliyanie tenevogo sektora na ekonomi-cheskuyu bezopasnost Rossii[The impact of informal sector on the economic security of Russia]. Shadow Economy. 2 (2). (in Russian). doi: 10.18334/tek.2.2.40570.

Shumpeter Y.A. (2008). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The theory of economic development] M.: Direktmedia Pablishing. (in Russian).

Suvorova A.P., Gizatullina G.A. (2019). Ispolzovanie potentsiala nauchno-tekhnicheskogo progressa v obespechenii proizvodstvennoy bezopasnosti kak sfery ekonomicheskoy bezopasnosti [The use of the potential of scientific and technological progress in operational safety, as the area of economic security]European research. 125. (in Russian).

Vishnevskaya N.G., Sviyazov A.P. (2018). Ekonomicheskaya bezopasnost firmy na osnove innovatsiy[Economic safety of the firm on the basis of innovations]. Vectoreconomy. (6(24)). 67. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.