Ш. ТАГИРОВА
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В статье рассматривается проблема инновационного развития образования как приоритета государственной политики России и меры, направленные на повышение качества отечественного высшего образования.
The article is devoted to the problem of innovational development of higher education in Russia as an important part of the state policy.
Ключевые слова:
инновационное развитие высшего образования, качество образования, регионы, государственная политика; innovational development of higher education, quality of education, regions, state policy.
ТАГИРОВА Ш.В. -аспирант Российского университета дружбы народов
Наступивший XXI в. — это век жёсткой конкурентной борьбы государств за ресурсы, это стремительный рост объемов и скорости распространения и получения информации, требующий разработки всё новых и новых технологий, это век высокого интеллектуального развития человеческого потенциала, которое во многом определяется качеством высшего образования того или иного государства. Вот почему правительство РФ объявило развитие сферы образования приоритетной в государственной политике. Таким образом, государство берёт «на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования1».
Полноценное вхождение страны в постиндустриальное информационное общество требует приоритетного инновационного развития высшего образования, поскольку именно на этом уровне практически происходит формирование личности, являющейся основой социально-экономического и духовного развития России. Стратегической целью инновационного развития высшего образования является «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путём создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования2».
Понятие «инновационное развитие образования» состоит из двух основополагающих элементов: инновационного процесса и инновационного потенциала. Инновационный процесс — это последовательность этапов воплощения идеи в конкретный результат: восприятие проблемы; первая концепция оригинальной идеи; исследование и разработка; первый выход в производство и на рынок; применение и внедрение; усовершенствования и изменения, приносящие доход3. Инновационный потенциал — совокупность различных видов ресурсов, необходимых для реализации инновационной деятельности. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что инновационными признаками высшего образования являются:
- производство нового знания, отвечающего требованиям современной, динамично развивающейся окружающей среды;
1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект. Стр. 1
2 Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г., № 803, стр. 1.
3 Haustein H., Maier H. Innovation Glossary. — Oxford, N.Y., Toronto, Sydney, Frankfurt, 1986.
- непрерывное развитие инновационного потенциала высших учебных заведений;
- проведение исследований и разработок, результатом которых являются готовые услуги и продукция;
- определение государством инновационных проектов по приоритетным направлениям исследований.
Инновационное развитие высшего образования направлено на решение таких проблем, как преодоление социально-экономического и духовного кризиса; обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Особое внимание в современной политике развития образования уделяется роли регионов. Накопленный модерниза-ционный и инновационный опыт регионов Российской Федерации является ценнейшим ресурсом для перехода к началу системных инновационных изменений в российском образовании в целом. Некоторые регионы уже доказали эффективность проводимой ими региональной политики развития высшего образования в течение последних 15 лет. В докладе «Инновационное развитие образования — основа повышения конкурентоспособности России» резюмируется вклад регионов в развитие отечественного образования и делается вывод о том, что «происходит двуединый процесс: обретение образованием регионального лица и обретение регионом своей системы образования, то есть отражение в образовании интересов, потребностей региона и отражение в региональной политике интересов, потребностей образования. В результате происходит превращение образования в мощный фактор образовательного и социальнокультурного развития регионов и превращение регионов в не менее мощный фактор развития образования»1.
Таким образом, государством намечена определённая совокупность мер и мероприятий по совместному с регионами раз-
1 Доклад «Инновационное развитие образования — основа повышения конкурентоспособности России» // Заседание Государственного Совета «О развитии образования в Российской Федерации» от 24 марта 2006 г.
витию отечественного образования. Но необходимо отметить, что данные мероприятия осуществляются, главным образом, под эгидой Министерства образования и науки РФ. Это означает, что министерство продолжает обладать главными полномочиями, позволяющими контролировать не только деятельность региональных министерств, но и их структуру, а также порядок назначения региональных министров образования. Данный фактор позволяет сохранять единообразие образовательных стандартов по всей стране и проводить единую образовательную политику во всех регионах, безусловно, с учётом региональных отличий.
С целью реализации инновационного развития высшего образования как приоритета государственной политики был разработан пакет документов, включающий в себя Федеральную целевую программу развития образования на 2006—2010-е гг., Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. за № 1756-р), Национальную доктрину образования в Российской Федерации, изменения к Закону об образовании и др. Нам представляется необходимым отметить, что во всех документах особое внимание уделяется вопросу повышения качества образования, так как это один из самых главных признаков его инновационного развития. Под термином «качество высшего образования» подразумевается «комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определённом уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности2». Однако не всегда и не во всём система образования соответствует современным потребностям производства, экономики и общества. Подобную ситуацию мы наблюдаем сейчас в нашей стране. Вот почему инновационное развитие образования является приоритетным в современной государственной политике. В связи с этим Министерством образования и науки Российской Федерации был выра-
2 Коротков Э.М. Управление качеством образования : учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М. : Академический Проект, 2007, стр. 79.
ботан ряд мер, направленных именно на повышение качества отечественного высшего образования, таких как:
— пересмотр государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения с целью приведения содержания и технологий образования в соответствие с требованиями современного общества (переход от «передачи готовых знаний» к формированию компетенций), социально-экономического развития (преодоление рассогласования с потребностями рынка труда по отраслям и в территориальном разрезе), современного уровня развития соответствующей отрасли и науки;
- формирование эффективных механизмов привлечения институтов гражданского общества (профессиональные и научные сообщества, объединения работодателей и пр.) к вопросам оценки качества образования — от разработки стандартов до контроля за результатами;
- полноценные связи профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью через развитие эффективных организационных форм (инновационные университеты, базовые кафедры вузов в НИИ, научно-образовательные центры и др.), создание механизмов коммерциализации исследований и разработок (научные парки, центры передачи технологий и пр.);
- совершенствование процедур лицензирования, государственной аккредитации на базе независимой экспертизы, в том числе с привлечением международных организаций и экспертов;
- усиление контроля качества образования в филиалах и негосударственных образовательных учреждениях;
- совершенствование государственной аттестации научно-педагогических кадров;
- разработка стандарта учебно-материальной базы, регламентирующего необходимые и достаточные материально-технические нормы;
- создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях.
Особый акцент делается на управлении качеством путём адекватной его оценки. Это означает совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения её соответствия развивающейся системе образования; развитие новых форм и механизмов оценки и контроля ка-
чества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений. Это означает также создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования; совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров, а также приведение отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с международной практикой. Для эффективного осуществления подобных мер в высшем образовании планируется выделение общенациональных университетов и системообразующих вузов.
Таким образом, инновационное развитие образования как приоритета государственной политики позволит повысить конкурентоспособность российских вузов на мировом образовательном рынке; увеличить развитие и использование современных методов и технологий обучения; создать эффективную инновационную инфраструктуру, направленную на трансфер результатов исследований и разработок в российскую и глобальную экономику; обеспечить модернизацию национальной экономики на основе технологических инноваций.
Таким образом, инновационное или же «опережающее» развитие отечественного образования, основываясь на своих собственных глубоких традициях в совокупности с современным мировым опытом, позволит создать высокоэффективную систему высшего образования, соответствующую всем современным требованиям. Но необходимо отметить, что всё «инновационное» со временем устаревает. Вот почему инновационное развитие образования — это непрерывный процесс, который определяется тенденциями социально-экономического развития страны. Это процесс, который находится в постоянной динамике, и для его поддержания необходимо обеспечить проведение соответствующими органами власти и управления регулярного мониторинга. Такое представляется возможным при условии продолжения инновационного развития образования именно как приоритета государственной политики России, что даст возможность своевременно внести изменения в данные процессы в случае необходимости и тем самым позволит России занять подобающее ей лидирующее место на мировых рынках в качестве страны, производящей высокоинтеллектуальные инновационные технологии.