Научная статья на тему 'Инновационное развитие и модернизация региональных социально-экономических систем'

Инновационное развитие и модернизация региональных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ / MODERNIZATION OF SOCIAL-ECONOMIC SYSTEMS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE MODERNIZATION / SYSTEM OF MODERNIZATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батукова Л. Р.

В статье проанализирована сущность понятий «инновационность» и «инновационное развитие». Исследована взаимосвязь инновационного развития и модернизации, сформулированы определение инновационной модернизации и перечень наиболее значимых аспектов формирования системы управления модернизацией региональной системы. В графическом виде представлены концептуальные основы системы управления модернизационными преобразованиями региональной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT AND MODERNIZATION OF THE REGIONAL SOCIAL-ECONOMIC SYSTEMS

The article analyzes the notions "innovativeness" and "innovative development". It investigates the interrelation of innovative development and modernization, formulates the definitions of innovative modernization and the list of the most important aspects of the regional system modernization management system. It presents in graphical form the conceptual bases of management system of the modernized reforms of the regional system.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие и модернизация региональных социально-экономических систем»

УДК 332.12

Л.Р. БАТУКОВА,

кандидат экономических наук, доцент

Сибирский федеральный университет, Институт бизнес-процессов и экономики (г. Красноярск)

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье проанализирована сущность понятий «инновационность» и «инновационноеразвитие». Исследована взаимосвязь инновационного развития и модернизации, сформулированы определение инновационной модернизации и перечень наиболее значимых аспектов формирования системы управления модернизацией региональной системы. В графическом виде представлены концептуальные основы системы управления модернизационными преобразованиями региональной системы.

Инновационность и инновационное развитие

Понятие модернизации тесно связано с понятием инновационного развития. Анализ связи двух этих понятий необходим для формирования эффективных подходов к управлению обоими процессами в условиях глобализации технико-экономического развития и социально-культурных процессов, имеющих место в настоящее время.

Одним из основополагающих понятий инновационного развития является свойство инно-вационности. Объекты, обладающие свойством инновационности, имеют различную природу, и это позволяет говорить об универсальности данного понятия. В ходе исследования этого понятия [1; 2; 3] выделены следующие основные классы инновационности объектов по их роли в процессе инновационного развития социально-экономических систем [3]:

1. Инновационные социально-экономические системы (инновационность экономики, территориальной системы, предприятия и т.д.) означают развитие объекта на основе передовых достижений научно-технического прогресса (в широком смысле), сопровождающееся необратимыми системными преобразованиями, встраивающими данную конкретную систему, либо сопряженную с ней систему в контекст общечеловеческого прогресса. Употребленное в данном смысле свойство инновационности характеризует развитие социально-экономических систем с точки зрения их системной динамики как ускоряющееся.

2. Инновационность организационных мер (инновационные программы, планы, стратегии, проекты и т.д.) означает, что данный объект является формой материализации ментального инструмента целенаправленного развития социально-экономической системы на основе передовых достижений НТП (в самом широком смысле слова). Инновационные программы, проекты, стратегии призваны обеспечить существенные необратимые преобразования социально-экономических систем (в которых они реализуются, либо систем с ней сопряженных), встраивающие их в контекст общечеловеческого прогресса.

3. Инновационность продукта труда человеческого общества (средства производства, предметы потребления, услуги, информация) представляет собой его способность воздействовать на заданную социально-экономическую систему таким образом, что в ней либо происходят инновационные (существенные, системные, встраивающие в контекст НТП) преобразования, либо формируются предпосылки таких преобразований. Таким образом, инновационность материального продукта труда заключается в том, что он выступает фактором (ресурсом) инновационного развития социально-экономической системы, в которой используется.

Когда понятие «инновационное развитие объекта» относится к объекту-системе, оно характеризуется тремя основными направлениями (аспектами) [3]:

1) активная внутренняя инновационность объекта как способность инициировать свое развитие

Рассмотрим сущность категории «инновационное развитие». Помимо вышеперечисленных основных направлений, понятие инновационного развития характеризуется еще одним важным аспектом - целью развития. В сущности, этот аспект тесно связан со временем, так как цель характеризует финальный результат изменения объекта во времени. Целью инновационного развития любой социально-экономической системы является формирование возможности иметь повышенный доход (на основе нормы прибыли выше средней) на вложенный капитал. Для этого инновационное развитие должно обеспечить включение соответствующей системы в международный механизм перераспределения инновационных продуктов и услуг. Данный механизм дает возможность получать дополнительный доход на вложенный капитал посредством получения инновационной маржи [4; 5]. Инновационная маржа в данном случае - это плата, которая взимается с потребителя за более высокий уровень потребительской ценности конкретного товара, услуги, а также вследствие отсутствия или крайней незначительности конкуренции по данной товарной позиции. Инновационная маржа взимается как со средств производства, так и с товаров массового спроса. Эта маржа устанавливается практически монопольно с учетом потребительского спроса, поскольку она предоставляет потребителю исключительные преимущества (новизна продукции или услуги). Если инновационная маржа взимается собственником патента, непосредственно выпустившим продукцию или услугу в производство, то она предстает в форме сверхприбыли товаропроизводителя. Если она взимается собственником лицензии на товары, изобретения, патенты, нововведения, выпуск книг, прокат фильмов, то она преобразуется в поток периодических платежей (роялти) за право пользоваться лицензией, патентом. Кроме того, инновационная маржа может быть получена в форме конкурентного преимущества на международных рынках сбыта товаров массового спроса за счет предложения наиболее современных, качественных и дешевых продуктов и услуг.

Таким образом, инновационное развитие социально-экономических систем - это такое развитие, которое обеспечивает включение конкретной социально-экономической системы в

международный механизм перераспределения инновационных продуктов и услуг и обеспечивает ей получение более высокого дохода (нормы прибыли) на вложенный капитал. Факторами, обеспечивающими инновационное развитие социально-экономической системы, выступают основные направления (аспекты) ее инновационного развития (перечислены выше).

Инновационное развитие и модернизация

Сущность понятия модернизации социально-экономической системы отличается от понятия инновационное развитие данной системы. Модернизация - это феномен, состоящий в комплексном развитии всех подсистем общества и отношений между ними в направлении их «осовременивания», что обеспечивает встраивание данного общества (как целостной системы) в контекст общечеловеческого прогресса. Это предполагает переход от традиционного общества (либо от общества, отставшего в социально-экономическом развитии) к современному на основе промышленной индустриализации хозяйства на первом этапе, а в дальнейшем - на основе экономики знаний [5]. Таким образом, модернизация - это развитие не отдельных, пусть даже основных подсистем, а развитие всего общества, включающее развитие его институциональной системы.

В настоящее время об этом все настойчивее говорят специалисты. Так, на заседании «Всероссийской научной школы «Модернизация и экономическая безопасность России» много говорилось о целях и путях модернизации и инновационного развития и необходимости их эффективного сочетания в целях возрождения России [6]. Выступления многих известных специалистов (академика РАН, доктора экономических наук, профессора, директора Центрального экономико-математического института РАН Валерия Макарова; президент Российской академии наук; академика РАН Михаила Угрюмова; резидента Международного института П. Сорокина; председателя отделения исследования циклов и прогнозирования РАЕН, профессора, доктора экономических наук, академика РАЕН Юрия Яковца и др.) были посвящены формированию эффективных подходов в том и другом направлении. Основной акцент был сделан на том, что модернизация - это ««четыре И» (Институты, Инфраструктура, Инновации, Инвес-

тиции) [6], которые только в совокупности могут обеспечить осуществление модернизации. По результатам заседания «Всероссийской научной школы» следует сделать вывод, что инновационное развитие должно способствовать проведению модернизации, и, наоборот, модернизация должна ускорять, закреплять результаты, достигнутые в ходе инновационного развития. Большое значение этому вопросу придали Ю. Яковец и некоторые другие авторы в своих трудах, посвященных модернизации [7-9; 10; 11; 12].

Сравнительный анализ понятий инновационного развитие и модернизации социально-экономической системы позволяет сделать следующие методологически важные выводы относительно инновационного развития и модернизации:

1. Инновационное развитие - это феномен мирового технико-экономического развития. Объектом инновационного развития выступает вся мировая технико-экономическая система и конкретные ее подсистемы (регионы, страны, предприятия, организации), имеющие возможность и стремление включиться в международный механизм перераспределения инновационных продуктов и услуг с целью обеспечения себя инновационной маржой. Модернизация социально-экономических систем - это феномен социально-культурного (в широком смысле слова) территориального, национального, станового развития. Модернизация предполагает комплексную трансформацию всей системы и включение ее в контекст общечеловеческого (в том числе технико-экономического) прогресса в исторической перспективе. В данном случае речь идет и о развитии отдельных элементов социально-экономической системы общества, которые могут приносить доход (производственные, финансовые, торговые исследовательские и прочие предприятия), а также о элементах, являющихся в чистом виде потребителями ресурсов (социальные программы, институциональное устройство общества и т.д.).

2. Одновременно осуществить инновационное развитие всех подсистем модернизируемого объекта (страны, региона) - это практически невыполнимая задача (во всяком случае для крупных объектов). При этом инновационное развитие отдельных подсистем общества может не только не обеспечивать развитие модернизации в целом,

а, напротив, приводить общество к деградации. Это формирует основные риски модернизации, когда вместо ожидаемых положительных преобразований получают разрушение того немногого, что было ранее.

3. Модернизация крупных социально-экономических систем должна предусматривать:

a) такое инновационное развитие отдельных подсистем, чтобы они становились эффективными точками и зонами инновационного роста технико-экономической подсистемы общества;

b) эффективную взаимосвязь точек и зон инновационного роста между собой и их ориентацию на достижение целей модернизации общества в целом, а не только на собственное развитие.

Цель «инновационной» модернизации - социально-культурное развитие общества, его встраивание в контекст общечеловеческого прогресса, достижение которой обеспечивается путем инновационного развития точек и зон роста технико-экономической системы, их эффективного взаимодействия между собой и вовлечения в международный механизм перераспределения инновационных продуктов. Важным аспектом инновационной модернизации становится формирование инновационной восприимчивости модернизируемого региона. Инновационная восприимчивость предполагает эффективный трансферт инноваций как внутри системы, так и из-за ее пределов.

Из всего вышесказанного проистекает вывод о том, что инновационная модернизация региональной системы должна решать две основные задачи:

1) формирование точек и зон инновационного роста, которые, с одной стороны, будут инициировать импульсы инновационного развития для прочих подсистем модернизируемого объекта, с другой - будут активно включаться своей деятельностью, ее результатами, в работу международного механизма перераспределения инновационных продуктов и услуг;

2) формирование эффективной системы трансферта технологий из-за рубежа и внутри модернизируемой системы. Характер трансферта технологий, который может встречаться в рамках инновационной модернизации, описывается основными моделями отношений со средой точек и зон инновационного роста (см. табл.).

Основные модели отношений со средой точек и зон роста при инновационной модернизации*

Характер инновационного развития точки, зоны роста Характер инновационной модернизации -модель отношений со средой Условия и перспективы применения

Опирается на комплексное развитие инновационного объекта (системы): активная внутренняя и внешняя инновационность, пассивная инновационность «много модернизации» - реализуется крупными инновационными системами (крупных, многоотраслевых технопарков, технополисов, высокотехнологичных ТНК) -активное взаимодействие с внешними подсистемами, взаимовыгодное сотрудничество, органичное включение в среду Перспективно для модернизации крупных региональных систем в долгосрочной перспективе, имеющих значительные ресурсы и человеческий потенциал

Доминирует активная внешняя инновационность, пассивная инновационность подавлена «целенаправленная модернизация» - характерна для небольших инновационных систем (целевых инкубаторов, специальных экспериментальных проектов) активное взаимодействие с внешними подсистемами при минимуме работы над собственным развитием Данная модель приводит к истощению внутренних ресурсов инновационной системы, поэтому применяется: 1) при недофинансировании (характерна для современной России); 2) для специальных, либо экспериментальных проектов, после которых инновационная структура будет уничтожена; 3) для территорий с ограниченными ресурсами и человеческим потенциалом

Доминирует активная внутренняя инновационность, пассивная инновационность обеспечивает цели внутреннего развития «эгоистическая модернизация» - характерна для ТНК, собственники которых стремятся только к развитию своего бизнеса Данная модель приводит к изменению истощению и разрушению внутренних подсистем территории, взаимодействующих с данной инновационной системой. Характерно для бесконтрольного со стороны государства и общества инновационного развития

Доминирует пассивная иннова-ционность «импортная модернизация» - характерна для систем призванных стать проводником инновационных идей, например из-за рубежа -бизнес-школы, бизнес-центры, институты учрежденные иностранными партнерами на данной конкретной территории для развития ее потенциала Данная модель носит вспомогательный характер. Инновационные структуры призваны осуществить трансферт инновационных идей на данную территорию. Может быть эффективной только при условии активной реальной заинтересованности и помощи государства на данной территории

*Источник: составлено автором.

Наиболее значимые аспекты формирования системы управления модернизацией региональной системы

Анализ опыта модернизаций США (конец XVIII - начало XIX вв.), Турции (1924 - конец 2000 г.), Японии и Германии (после Второй мировой войны), а также дореволюционной России (столыпинская реформа) и СССР (сталинская модернизация и «хрущевская оттепель»), позволил выделить ряд принципов успешного проведения модернизационных преобразований:

1. Комплексность реформ, включающих реформы общественных институтов и экономических систем.

2. Строгая последовательность модернизаци-онных преобразований, которая состоит в том, что сначала производятся реформы в области общественных институтов, а затем соответствующие реформы в области экономики.

3. Выявление и закрепление на этапе институциональных реформ потенциального права объекта модернизации (страны, региона) на расширение доступа для местного бизнеса к стратегическим ресурсам и к рынкам сбыта готовой продукции, которые будут расти в долгосрочной перспективе (не менее 30 лет).

4. Жесткое, целенаправленное, ограниченное по времени (начиная со дня провозглашения) проведение реформ в области общественных институтов, обеспечивающих возможность проведения экономических реформ в дальнейшем на основе либерально-демократических методов.

5. Опора в области институциональных реформ на активное, образованное, заинтересованное, преданное меньшинство с учетом коренных долговременных интересов большинства. Опора при проведении экономических реформ на большинство населения. В основе экономических реформ - инновационная модернизация

структуры производственного сектора, которая обеспечит хотя бы по ряду локомотивных, как правило, взаимосвязанных направлений, формирование социально-производственной системы, опережающей по своей эффективности мировую. Т.е. товары, поставляемые на мировой рынок, хотя бы по отдельным направлениям должны быть дешевле и качественнее, чем у основного числа мировых продавцов по данному ряду и обеспечивать высокий уровень добавленной стоимости. Целенаправленная поддержка со стороны государства формирования для данных отраслей мировой сетевой системы сбыта готовой продукции.

6. Создание условий для реализации предпринимательской, созидательной активности большего числа граждан общества, по сравнению с предыдущим периодом и/или с прочими объектами сравнения (странами, регионами).

7. Максимальное снижение уровня непроизводительной нагрузки на экономику, обеспечивающее повышение эффективности инвестиционного процесса.

8. Активное участие государства в проведении модернизации, ее продвижении и защите ее интересов от внутренних и внешних дестабилизирующих факторов.

Данные принципы свидетельствуют, что инновационный аспект в проведении модернизации занимает одно из главных мест. Но также очевидно, что инновационное развитие производственной сферы - это далеко не единственная цель, которой следует руководствоваться при проведении модернизации региональной социально-экономической системы.

Концептуальные основы системы управления модернизационными преобразованиями региональной системы

Исследование опыта модернизационных преобразований различных стран позволяет сделать вывод об основах системы управления модернизацией. В структуре системы управления модернизацией выделяются два системообразующих процесса и четыре базовых элемента (подсистемы). К системообразующим процессам модернизации относятся планирование модернизации и организация управления модернизацией (реализация). К основным элементам относятся: система целей модернизации, система модернизации экономических подсистем, система модернизации общественных институтов и система инструментов модернизации (рис. 2).

ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Внутренние цели страна/региона

Рис. 2. Концептуальная модель системы управления модернизационными преобразованиями региональной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.