Научная статья на тему 'Модернизация: общие закономерности, основные аспекты управления'

Модернизация: общие закономерности, основные аспекты управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ РЕФОРМ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батукова Л.Р.

Анализ успешных модернизационных реформ, проведенных в различных странах, позволяет сделать ряд выводов о методологических основах модернизации, выделить принципы проведения модернизационных преобразований. Все это является необходимым условием для формирования эффективной системы управления модернизацией региональных систем любого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация: общие закономерности, основные аспекты управления»

УДК. 330.342.12

модернизация: ОБЩИЕ ЗАКОНОмЕРНОсТИ,

основные аспекты управления

л. р. батукова,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

E-mail: malilu@yandex. ru

Институт управления бизнес-процессами и экономики сибирского федерального университета (г. Красноярск)

Анализ успешных модернизационных реформ, проведенных в различных странах, позволяет сделать ряд выводов о методологических основах модернизации, выделить принципы проведения модернизационных преобразований. Все это является необходимым условием для формирования эффективной системы управления модернизацией региональных систем любого уровня.

Ключевые слова: модернизация, анализ мо-дернизационных реформ, методологическая основа модернизации.

В настоящее время в России, как никогда, остро стоит проблема модернизационных преобразований. При этом четкого комплексного механизма проведения модернизационных преобразований на теоретическом уровне пока не выработано. В Х1Х-ХХ вв. попытки модернизации предпринимались едва ли не большинством стран современного мира (или странами, преемниками которых они в настоящее время являются). В некоторых странах модернизационные преобразования завершились успешно и являются вдохновляющим примером для других государств. Это прежде всего модерни-зационные преобразования в США (конец ХУШ -XIX в.), Японии и Германии (после Второй мировой войны), Ирландии, Финляндии и Турции (конец XIX в. и практически весь XX в.), Китае, странах Юго-Восточной Азии, Индии и Бразилии во второй половине XX в. и в ряде других стран. О них много говорят, к их опыту обращаются исследователи.

Но имеется также длинный перечень стран, пытавшихся провести модернизацию, но не достигших желаемых результатов и даже отброшенных назад

в своем развитии. В связи с этим встает вопрос, почему в одних странах механизм модернизации заработал, а в других - нет? Очевидно, что ответ на данный вопрос требует целенаправленных исследований. Тем более что сегодня пришло осознание того, что риски проведения модернизации весьма значительны. Как показывает международный опыт, неудачная модернизация может оказаться более губительной, чем ее отсутствие.

Автором предпринята попытка проанализировать опыт модернизационных преобразований в ряде стран - в США (конец XVII - XIX в.) [5, 8, 10, 22, 28], Турции (конец XIX в. и практически весь XX в.) [2, 6, 11-14, 16, 18-20, 21, 26], а также Японии [1, 3, 9, 25, 27] и Германии (ФРГ) [5, 22, 28] после Второй мировой войны. Анализ был направлен на выявление некой единой методологической основы, которая де-факто использовалась при формировании механизма управления модернизациями столь разных социально-экономических систем в различные исторические периоды. Также была осуществлена попытка выявить зависимость результатов модернизации от сложившихся организационных подходов к управлению модернизацией. Анализ модернизационных преобразований в приведенных странах позволил сделать следующие выводы.

1. Сущность модернизации. Первый вывод, который можно сделать на основе произведенного анализа, - это то, что модернизация региона, страны является процессом комплексного преобразования всей социально-экономической системы выбранного объекта как единого целого. Миссия модернизации как исторического феномена раскрывается в

- 9

двух основных задачах, которые решаются в ходе соответствующих преобразований. Первая задача -это решение внутрисистемных проблем, с которыми категорически необходимо справиться, в связи с тем, что их нерешенность грозит разрушением соответствующей страны, региона. Вторая задача состоит в том, чтобы сделать объект модернизации более эффективным элементом развивающегося мирового сообщества как на социально-институци-ональномуровне (политические и социальные связи, коммуникации, научные и культурные контакты, и так далее), так и экономически.

Мировое сообщество выступает для отдельно взятой страны или региона одновременно и источником возможностей развития, и источником угроз разрушения. На материально-вещественном уровне оно выступает и ресурсом модернизационных преобразований (ресурсом недостающего сырья, технологий, знаний, финансов, рабочей силы, информации и т. д.), и потребителем их результатов (потребителем более дешевых или более совершенных товаров, более дешевых финансов, услуг, знаний и информации). Те ресурсы, которые требуются мировому сообществу, и перечень товаров и услуг, которые оно может предоставить, постоянно меняются. Это значит, что взаимодействие с мировым сообществом должно выстраиваться на гибкой основе - на основе постоянной адаптации страны, региона к меняющимся условиям макроокружения. Таким образом, предпосылки модернизации находятся не только внутри объекта, но и в его внешней среде. Не только в результате активизации внутренних движущих сил проводятся реформы, но и также под давлением внешней среды.

Данный взгляд на модернизацию позволяет утверждать, что модернизация - это не только дело отдельно взятого региона или страны. Объективно в той или иной мере это касается и всего мирового сообщества. Поэтому эффективные модернизации закрытого типа, направленные на формирование обособленного пути развития, который принципиально отличается от магистрального пути общечеловеческого прогресса, представляются маловероятными. Объект модернизации в ходе модернизационных реформ должен найти некую новую форму своего существования в контексте исторического прогресса на основе видения будущего. Это возможно только на основе баланса собственных интересов и интересов мирового сообщества, на основе встраивания собственной

этнокультурной сущности в мировую общность развивающихся народов.

Основными критериями успеха модернизации выступает развитие модернизируемого объекта (страны, региона) по ряду социально-экономических направлений и снижение рисков распада системы. Это, так сказать, важнейший «конечный продукт» модернизационных реформ. Причем помимо традиционно применяемых макроэкономических измерителей, таких как валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД) и другие, сугубо экономические показатели, должны быть приняты во внимание и оценены и социальные показатели. К ним следует отнести рост/убыль, миграцию населения, здоровье населения, уровень его грамотности и образование, уровень социальной и предпринимательской активности, материальную и социальную обеспеченность, уровень культурного развития и т. д. Также при оценке успешности модернизации должны найти свое место показатели эффективности взаимодействия с мировым сообществом - это динамика платежного баланса, уровень государственных резервов, уровень зарубежных инвестиций со стороны данной экономики и прямых инвестиций в данную экономику, международные политические отношения и связи и многие др.

2. Объект и цели модернизации. Опыт успешных модернизационных преобразований свидетельствует, что объектом модернизации должно выступать общество во взаимодействии двух его аспектов - институциональной основы (социально-политические и правовые институты, включая государство) и экономики (как системы экономических субъектов и их отношений). Поэтому предметом модернизации выступает система институтов и система хозяйствования. Те модернизационные проекты, которые выбирали в качестве предмета реформирования лишь один аспект (либо институты, либо экономику), а второй оставляли неизменным либо недореформированным, имели весьма ограниченные успехи либо вовсе были неудачными. Например, к числу лишь отчасти удачных модер-низационных реформ (не достигнувших конечной цели - устойчивой тенденции в развития страны) следует отнести:

• модернизационные процессы в Турции начала XX в. (1924-1934 гг.) - «кемализм»;

• модернизационные реформы в Турции в 1960-1970-х гг. (возглавил генерал Гюрсель -президент Второй Турецкой Республики);

• модернизационные реформы в Японии в период после Второй мировой войны, вплоть до изменения стратегии экономического развития с начала 1950-х гг.

К абсолютно неудачным реформам следовало бы отнести турецкую модернизацию после Второй мировой войны (возглавили Баяр и Мендерес), которая закончилась военным переворотом и казнью «модернизаторов».

Объединяет перечисленные модернизационные преобразования то, что все они в той или иной мере страдали «однобокостью», т. е. имело место слабое реформирование одного из аспектов (либо институтов, либо экономической системы). Учитывая важность обоих аспектов модернизации, цели модернизации должны формироваться как системные, взаимосвязанные и взаимодополняющие по данным двум направлениям.

Кроме того, цели модернизации должны обеспечивать такое развитие событий, чтобы у модернизируемого объекта (страны, региона) параллельно расширялась ресурсная база модернизации эконо-мики1, а также доступные рынки сбыта. Во всяком случае, все исследованные успешные модернизации свидетельствуют о том, что эти факторы имеют прямое влияние на успех модернизации.

3. Последовательность модернизационных преобразований. Анализ успешных модерни-зационных проектов свидетельствует, что успех модернизации приходил в том случае, если вначале успешно осуществлялись необходимые институциональные преобразования, а затем предпринимались целенаправленные усилия со стороны государства в области развития экономики. При этом, если институциональные преобразования закончить не удавалось, как, например, в США на первом этапе модернизации2, в Турции - на послевоенном этапе, а также в 1960-1970-х гг. в Японии на первом послевоенном этапе (до начала 1950-х гг.), то обязательно наступал в последующем этап, где указанные преобразования завершались, что открывало новые перспективы для преобразования экономики.

4. Общая направленность институциональных преобразований. Под институциональными модернизационными преобразованиями понимаются такие преобразования социально-политических и правовых институтов, в том числе государства, которые освобождают предпринимательскую, созидательную энергию все большего числа граждан (по сравнению с периодом, предшествующим модернизации). То есть обеспечиваются условия и необходимые возможности (правовые, организационные, финансовые и пр.) для участия в социальном творчестве все новых слоев населения. Как показывают исследования, данный вывод применим к модернизациям самых разных исторических этапов экономического и технологического развития страны.

Так, уровень социальной свободы и предпринимательских возможностей возрастал на обоих этапах модернизации США3, на наиболее успешных этапах модернизации Турции4 в XX в., на послевоенном этапе модернизации Японии5, при модернизации Германии после Второй мировой войны6.

1 Имеется в виду ресурсная база в широком смысле слова -помимо сырьевых ресурсов сюда входят инвестиционные финансы, техника и технологии, результаты научных исследований, рабочая сила.

2 Первый этап модернизации приходится на конец XVIII -

начало XIX в. и реализуется на волне национально-освобо-

дительного движения в ряде североамериканских колоний,

направленного на получение независимости от Англии и ре-

организацию институциональной структуры общественного устройства, а также радикальное реформирование экономики -Прим. авт.

3 Второй этап модернизации США начинается с Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 гг. и продолжается после ее завершения. Объектом второго этапа стала институциональная система общества и его экономика. Поскольку Юг не собирался добровольно менять свои институты, а его силы были значительно меньше, то война была неизбежной. Суть решаемой проблемы состояла в том, что рабовладельческая, плантационная экономическая модель, сформировавшаяся на Юге, и буржуазная, фермерская модель сельскохозяйственного производства, сформировавшаяся на Севере, а также поддерживавшая ее промышленность претендовали на одни и те же ресурсы (землю, рабочую силу, капитал) и рынки.

4 «Кемализм» (1924-1934 гг.), «озализм» - начиная с 1980-х гг. и до конца XX в.

5 Модернизация в период с 1946 по 1950 г. Реформы в области государственного и институционального устройства осуществляются в принудительном порядке под руководством оккупационной администрации. Целью является разрушение монополистических связей в экономике, создание института свободных предпринимателей, обеспечение защиты рыночной конкуренции. Этих целей пытаются достигнуть на основе старой экономической модели, которая в качестве основного конкурентного преимущества рассматривает дешевый, низкоквалифицированный труд японских работников.

6 Объектом модернизации в данном случае выступает институциональное устройство общества и, безусловно, экономика. Основной целью модернизации было построение посттоталитарного общества на основе конкурентного, менового хозяйства и принципе конкурентной смены политических элит. Теоретическое обоснование необходимости проведения указанных модернизационных изменений осуществил еще В. Ойкен в конце 1930-х гг., а в 1940 г. вышло первое издание его теоретического труда «Основы национальной экономики». В данном труде В. Ойкен обосновал не только необходимость перехода от излишней централизации государственной власти к большей

- 11

5. Форма и социальная база проведения институциональных преобразований. Еще одной важной закономерностью модернизационных реформ в области институционального устройства общества, которые ведут к появлению больших возможностей у тех слоев и групп населения, у которых их было недостаточно, является то, что они могут быть различными - от принудительных до демократических. При этом на начальных этапах они, как правило, носят принудительный, часто репрессивный, характер в отношении сопротивляющихся слоев и групп населения. Тем не менее, если основная часть населения не выступает против реформ, ожидая от них улучшения своего положения, то данный подход имеет все шансы привести к конструктивным результатам.

6. Ресурсы и рынки модернизационных преобразований. Особо следует сказать о ресурсах и рынках модернизации. Опыт модернизации свидетельствует о том, что вопрос о ресурсах и рынках является принципиальным вопросом, который должен быть решен на начальном этапе - на этапе институциональных преобразований. И только успешное решение данного вопроса позволяет перейти к следующему этапу - модернизации экономики. При этом все успешные модернизации всегда имели по окончании институционального этапа преобразований потенциальное приращение как по ресурсам, так и по рынкам сбыта. Это относится в том числе и к послевоенной модернизации таких стран, как Германия и Япония. Так, институциональные преобразования в данных странах убедили союзников и оккупационную администрацию в либерально-демократическом направлении развития данных стран и поэтому им были предоставлены возможности доступа к мировым ресурсам и мировым рынкам сбыта. Таким образом, основополагающей задачей модернизации на первом этапе является задача институционально-политическая - урегулировать режимы наибольшего благоприятствования с ми-

демократии, так как это даст и экономические, и социальные эффекты. Он обосновал также необходимость формирования социального государства, которое обеспечит более устойчивое развитие благосостояния народа. Совершенно очевидно, что такое государство сможет и более эффективно противостоять попыткам отдельных групп узурпировать власть, так как оно сможет опереться на широкую поддержку народа.

В основе германской послевоенной модернизации находилась не программа модернизации, а скорее, идеология модернизации. Движущей силой институциональных изменений выступило стремление населения восстановить страну, несмотря на трудности в налаживании жизни после войны.

12-

ровым сообществом, не потеряв при этом своей политической и экономической независимости, способности продвигать стратегию модернизации в области экономики.

7. Приемлемость непроизводительной нагрузки на экономику в период модернизации. Еще один вопрос, который должен быть решен до начала решительных действий в области модернизации экономики, это обеспечение как можно более низкого уровня непроизводительной нагрузки на государство. Участие в различных военных блоках, содержание дорогостоящей армии, высокий уровень социальных обязательств государства приводят к снижению инвестиций в развитие рыночных механизмов экономики.

В этой связи исследователями в области экономической истории отмечается, что отсутствие затрат на содержание армии в послевоенной Германии и послевоенной Японии явилось фактором, значительно способствовавшим успешной модернизации указанных экономик. Также отмечается, что выгодное геополитическое положение США позволяло сосредоточиться лишь на флоте и не нести значительных затрат по содержанию сухопутных войск в период активного проведения модернизационных реформ. В Турции в период Второй мировой войны и после нее развитие модернизации во многом было остановлено вследствие политики милитаризации, что нанесло ущерб реформам в области экономики.

Безусловно, без указанных непроизводительных затрат государство существовать не может и их игнорирование - это другая крайность. Но, опираясь на имеющийся опыт, следует сделать вывод о том, что непроизводительное отвлечение средств из бюджета в период модернизации должно быть оптимизировано, строго контролироваться и уж точно не объявляться локомотивом развития экономической системы. В данном случае под оптимизацией предполагается поиск максимально эффективного использования средств на непроизводительные цели.

8. Методы проведения преобразований экономики. Спектр методов проведения модернизаци-онных преобразований экономики, как показывает практика успешных модернизаций, может быть весьма широким - от принудительных до эволю-ционно-либеральных.

К числу принудительных относятся, во-первых, принудительные методы экономического характера, такие как экономическая национализация (на

основе выкупа), формирование государственных предприятий, секторов экономики, планирование работы государственных предприятий (обязательное планирование). К принудительным методам неэкономического характера относятся национализация и экспроприация средств производства (в форме отъема), прямое физическое принуждение к труду (трудовая армия, труд заключенных), прямое изъятие продуктов труда (например продразверстка в СССР). К числу эволюционно-либеральных методов относятся налоговое и тарифное регулирование, финансовая макроэкономическая политика и прочие финансово-экономические меры, которые направляют развитие экономических процессов посредством экономических рычагов.

Исследования показывают, что эффективность данных методов различна. Причем наиболее эффективные (те, которые позволяют достигать целей модернизации) - это методы эволюционно-либе-рального характера. Они обеспечили достижение поставленных целей при проведении модернизации в США на обоих исследованных этапах (первый этап - конец XVIII - начало XIX в., второй этап -1861-1865 гг. - начало XX в.), эффективную модернизацию японской экономики (с начала 1950-х по 1970 г. - «японское экономическое чудо»), эффективную модернизацию экономики Турции на этапе «озализма», модернизацию Германии после Второй мировой войны.

В то же время неоднозначным моментом остается вопрос о применении принудительных методов модернизации экономики. И если принудительные методы неэкономического характера большинством современных аналитиков признаются неприемлемыми, то по поводу экономических принудительных методов до настоящего времени идут споры. Формат настоящей работы не позволяет произвести углубленного анализа данной темы. Автор ограничится лишь тем, что выскажет свою позицию по данному вопросу. Она состоит в том, что экономические меры принудительного характера при формировании структуры промышленного производства и инфраструктуры экономики являются вполне приемлемыми для стран, отставших в технико-экономическом развитии от развитых экономик.

Весьма показательным примером применения методов экономического принуждения является модернизация Турции. В Турции была применена и до настоящего времени используется система принудительно экономического развития. Начало

ее положила политика А. Кемаля, который посредством создания государственного сектора заложил основу промышленного сектора и современной инфраструктуры экономики. Это были предприятия в области добычи полезных ископаемых, первичной металлургической обработки, химической промышленности, крупные объекты инфраструктуры -дороги, мосты, портовые сооружения и другие крупные капиталоемкие объекты. Данное решение носило вынужденный характер. У национального бизнеса не было ни денег, ни желания создавать эти предприятия, а у иностранного не было финансовой заинтересованности. Для индустриального развития страны данные объекты были необходимы как структурообразующие, это являлось условием перехода экономики на индустриальный тип развития. Управление вновь образованными предприятиями при отсутствии частного собственника потребовало планирования, и оно было введено. В течение некоторого времени не раз осуществлялись попытки передать государственный бизнес в частные руки. Но до настоящего времени ряд наименее прибыльных предприятий остается в ведении государства. Одна из основных причин - это то, что данные предприятия функционируют в низкорентабельных областях хозяйства. Другая - в том, что государство -неэффективный собственник, и сами по себе предприятия часто нуждаются в значительной реконструкции и модернизации, чтобы функционировать в рамках частного бизнеса (а это дополнительные инвестиции). Но третья и, пожалуй, самая главная причина, это то, что процесс поглощения и слияния в бизнесе далеко не всегда приводит к положительным финансовым результатам, даже если бизнес увеличивается за счет приобретения эффективного, современного актива. В итоге оказывается, что избавиться государству от не свойственной ему функции управления бизнесом совсем не просто даже при большом желании. И государство стоит перед дилеммой: продолжать сохранять неэффективный государственный сектор и нести по нему убытки или обанкротить и рискнуть сложившимися бизнес-связями и социальными связями данных предприятий. В итоге, поскольку данные предприятия работают на турецкую промышленность, а экономика пока растет, государство их продолжает поддерживать.

Что касается других стран (рассмотренных в настоящем исследовании), то там государственные промышленные предприятия если и возникали, то

несли скорее социальное значение, а не являлись локомотивом промышленного развития. Опыт же социалистических стран в данном вопросе следует рассматривать отдельно и более детально, и это выходит за рамки настоящей статьи.

9. Модернизация структуры промышленного производства. Вопрос о методах модернизации промышленного производства тесно сопряжен с вопросом о структуре промышленного производства. Дело в том, что все успешные модернизацион-ные проекты осуществили инновационное развитие промышленного сектора при помощи его структурной реорганизации. Причем мера успешности реформ определялась тем, насколько структурная реорганизация обеспечивала возможность стране, региону занять достойное место в международном разделении труда, завоевать потенциально доступные (после соответствующих институциональных преобразований) рынки сбыта. Это позволяет утверждать, что структурная модернизация промышленного производства является ключевым элементом модернизации. И именно успех в области структурной модернизации промышленного производства является непременным условием успеха всей модернизации. В связи с этим встает вопрос о том, в чем особенности произведенных структурных модернизаций исследованных экономик?

Исследования показывают, что общей особенностью произведенных структурных модернизаций является то, что в основе структурной модернизации лежало создание технологической базы локомотивных отраслей под международные товарные рынки, которые имеют перспективы долговременного и сверхдолговременного роста. Речь идет о росте от 30 лет и более. То есть речь не идет о захвате наиболее прибыльных на момент модернизации рынков, а речь идет о выходе на молодые, но заведомо долгорастущие международные товарные рынки. Причем внимательное рассмотрение опыта исследованных стран позволяет сделать вывод о том, что это, во-первых, рынки конечного (инновационного) товара массового спроса, во-вторых, рынки средств производства данных инновационных товаров. Это весьма удлиняет жизненный цикл соответствующей отрасли. Сначала продается ее товар, потом - сами средства производства.

10. Социальная база, активно участвующая в модернизации экономики. Еще одной закономерностью экономического блока модернизационных преобразований является то, что в мероприятиях по

модернизации экономики должны принимать участие самые широкие слои населения. Данное требование представляется принципиальным в свете анализа модернизации США, Германии, Японии и Турции. Те этапы реформ, в которых не принимали участия в экономических преобразованиях широкие слои населения, остались либо полностью провальными (как в случае турецкой модернизации после Второй мировой войны под руководством Баяра и Менде-реса), либо лишь отчасти успешными (как в случае турецкой модернизации 1960-1970-х гг. и японской модернизации после Второй мировой войны).

11. Участие государства в проведении мо-дернизационных реформ. Значимым аспектом, обеспечивающим успех модернизации, является участие государства в проведении реформ. Именно сильное государство, уверенно проводящее политику в области социально-экономических реформ, является организационной основой модернизации. Об этом свидетельствует тот факт, что все успешные модернизационные проекты были осуществлены под руководством сильного государства. Ослабление координирующей роли государства наблюдалось после завершения модернизации структуры промышленного производства в период снижения темпа проведения реформ.

В таблице на основе приведенных выводов представлена укрупненная характеристика основных элементов успешных модернизационных реформ.

Сделанные выводы позволили выделить принципы проведения модернизационных преобразований:

> комплексность реформ, включающих реформы общественных институтов и экономических систем;

^ строгая последовательность модернизацион-ных преобразований, которая состоит в том, что сначала проводятся реформы в области общественных институтов, а затем в области экономики;

> выявление и закрепление на этапе институциональных реформ потенциального права объекта модернизации (страны, региона) на расширение доступа для местного бизнеса к стратегическим ресурсам и к рынкам сбыта готовой продукции, которые будут расти в долгосрочной перспективе (не менее 30 лет);

> жесткое, целенаправленное, ограниченное по времени (начиная со дня провозглашения)

Характеристика основных элементов успешных модернизационных реформ

Анализируемый элемент (МР*) Общая характеристика

Заявленная сущность МР Эффективная модернизация - это всегда процесс комплексного преобразования социально-экономических систем (СЭС) как единого целого. Предназначение модернизации: 1) решение внутренних проблем, нерешенность которых грозит разрушением системы; 2) сделать объект модернизации более эффективным элементом развивающегося мирового сообщества как на социально-институциональном уровне, так и экономически

Объект МР Объектом модернизации должно выступать общество в двух его аспектах - институциональная основа общества и экономическая система. Те модернизационные проекты, которые выбирали в качестве объекта реформирования лишь один, а второй оставляли неизменным, либо недорефор-мированным, имели весьма ограниченные успехи, либо вовсе были неудачными

Общая последовательность МР Успех модернизации приходил в том случае, если вначале успешно осуществлялись необходимые институциональные преобразования, а затем предпринимались целенаправленные усилия со стороны государства и общества в области развития экономики. При этом если институциональные преобразования в необходимом объеме закончить не удавалось, то обязательно наступал в последующем этап, где указанные преобразования завершались, и только потом осуществлялся переход к активному преобразованию экономики

Общая направленность институциональных реформ Преобразования социально-политических и правовых институтов, в том числе государства, должны быть направлены на освобождение предпринимательской, созидательной энергии все большего числа граждан по сравнению с домодернизационным периодом

Форма и социальная база институциональных реформ Формы могут быть самые различные - от принудительных до демократических. При этом на начальных этапах они, как правило, носят принудительный, часто репрессивный характер в отношении сопротивляющихся слоев и групп населения. Тем не менее, если основная часть населения не выступает против реформ, ожидая от них улучшения своего положения, то данный подход имеет все шансы привести к конструктивным результатам

Ресурсы и рынки МР Все успешные модернизации всегда имели по окончании институционального этапа преобразований потенциальное приращение как по доступным ресурсам, так и по рынкам сбыта

Уровень непроизводительной нагрузки на экономику в период МР Все успешные модернизации всегда имели относительно низкий уровень непроизводительной нагрузки на экономику

Методы проведения преобразований экономики Спектр применяемых методов модернизационных преобразований экономики может быть весьма широким - от принудительных до эволюционно-либеральных. Наиболее эффективные (те, которые позволяют достигать окончательных целей модернизации) - это методы эволюци-онно-либерального характера. В то же время для формирования и принципиальной реорганизации структуры экономики допустимы методы государственного экономического вмешательства посредством формирования государственных концессий и планового управления производственным сектором

Модернизация структуры промышленного производства Абсолютно все успешные модернизации осуществили структурную модернизацию своей экономики на основе успешной структурной модернизации промышленного сектора. Мера успешности структурной перестройки определялась тем, что она обеспечивала возможность стране, региону занять достойное место в международном разделении труда в области производства конечной продукции и, таким образом, завоевать ранее потенциально доступные рынки сбыта

Социальная база, активно участвующая в модернизации экономики В модернизации экономики должны принимать самые широкие слои населения. Те этапы, на которых осуществлялись реформы, не вовлекающие в экономические преобразования дополнительные слои населения, были либо малоэффективными, либо полностью провальными

Участие государства в проведении МР Сильное государство, уверенно проводящее политику в области социально-экономических реформ, является организационной основой модернизации. Об этом свидетельствует тот факт, что все успешные модернизационные проекты были осуществлены под руководством сильного государства. Ослабление координирующей роли государства наблюдалось после завершения модернизации структуры в период снижения темпа модернизационных преобразований

* МР - модернизационные реформы.

проведение реформ в области общественных основе либерально-демократических методов;

институтов, обеспечивающих возможность > опора в области институциональных реформ

проведения в дальнейшем реформ экономики на на активное, образованное, заинтересованное,

_ 15

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

>

>

преданное меньшинство, но с учетом коренных долговременных интересов большинства. Опора при проведении экономических реформ на большинство населения; целенаправленная поддержка государства ведущих отраслей экономики страны в формировании мировой сетевой системы сбыта готовой продукции. В основе экономических реформ должна быть структурная модернизация производственного сектора, которая обеспечит хотя бы по ряду локомотивных, как правило, взаимосвязанных направлений формирование социально-производственной системы, опережающей по своей эффективности мировую. То есть товары хотя бы по отдельным направлениям, предоставляемые на мировой рынок, должны быть дешевле и качественнее, чем у основного числа мировых продавцов по данному ряду; создание условий для реализации предпринимательской, созидательной активности большего числа граждан общества по сравнению с предыдущим периодом и/или с прочими объектами сравнения (странами, регионами);

> максимальное снижение уровня непроизводительной нагрузки на экономику, обеспечивающее повышение эффективности инвестиционного процесса;

> активное участие государства в проведении модернизации, ее продвижении и защите ее интересов от внутренних и внешних дестабилизирующих факторов.

Данные принципы закладывают концептуально основу системы управления модернизацией на уровне региональных социально-экономических систем. Так, в структуре системы управления модернизацией выделяются два основных процесса и четыре базовых элемента (подсистемы). К основным процессам модернизации относятся планирование модернизации и организация управления модернизацией (реализация). К основным элементам относятся: система целей модернизации, система модернизации экономических подсистем, система модернизации общественных институтов и система инструментов модернизации (см. рисунок). Особенностью системы целей модернизации является то, что они должны представлять собой сбалансированное единство че-

Реализация

Концептуальные основы системы управления модернизационными преобразованиями региональной системы НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

тырех групп целей - это цели объекта модернизации, которые должны быть удовлетворены на внутреннем уровне (внутренние цели страны/региона), цели объекта модернизации, которые должны быть достигнуты на внешнем уровне (внешние цели страны/региона), цели государства относительно объекта модернизации и цели международного сообщества. Несмотря на то, что основная часть социальных сил общества принимается за модернизацию исходя из своих личных интересов, без поддержки международного сообщества в настоящее время такая модернизация невозможна. Поэтому интерес международного сообщества также должен быть сбалансированно учтен при формировании комплекса целей модернизации. Вторым базовым элементом модернизации является институциональная система общества, включающая институты государства и права, институты гражданского общества и экономики. Третьим базовым элементом модернизации является экономическая система, включающая следующие основные подсистемы: структуру производственного сектора, ресурсы, социальную базу и рынки сбыта. Четвертым базовым элементом модернизации является система методов и инструментов, обеспечивающих планирование и реализацию модернизации первых трех основных элементов. Особенность процессов модернизации состоит в том, что они имеют встречный характер. Планирование, которое закладывает основу процесса реализации модернизационных изменений, должно начинаться с целей, затем переходить к планам относительно модернизации систем экономики и только потом можно в полной мере всесторонне подойти к модернизации институтов общества. Процесс реализации намеченных мер должен происходить в обратном порядке - отталкиваясь от сформированных целей, осуществить минимально необходимый уровень модернизации институтов и затем перейти к модернизации экономической системы.

В заключение следует отметить, что приведенная концептуальная схема системы управления модернизационными преобразованиями учитывает только приведенные принципы проведения мо-дернизационных реформ. Но при формировании конкретного проекта модернизации должны быть учтены и индивидуальные особенности объекта модернизации.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анисимцев Н. В., Бунин В. Н., Денисов Ю. Д. и др. Япония в современном мире: факторы стаби-

лизации развития и безопасности. М.: МАКС-пресс, 2000.

2. Бузов В. И. Новейшая история Азии и Африки (1945-2004): учеб. пособие / В. И. Бузов, под ред. А. А. Егорова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. URL: http://www. istmira. com/istoriya-azii-i-afriki/.

3. Бок Зи Коу. Экономика Японии. Какая она? М.: Экономика, 2002.

4. Волгин Н. А. Японский опыт: решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998.

5. Всемирная история. Энциклопедия. Т. 5. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.

6. Данилов В. И. Турция 20-30-х годов: путь к демократии // Восток. 1997. № 2. С. 63.

7. Данилов В. И. Метаморфозы турецкого национализма // Ближний Восток и современность. Вып. 9. М.: ИИИиБВ, 2000. C. 22.

8. Декларация независимости. Конгресс, 4 июля 1776 г. Принята единогласно тринадцатью соединенными Штатами Америки. URL: http://www. hist. msu. ru/ER/Etext/indpndnc. htm.

9. Изотов А. Н. Япония: концепция выхода в лидеры. М.: Экономика, 1991.

10. История государства и права зарубежных стран: учеб. для студентов юридич. вузов и факультетов. Ч. 2. Издание второе, стереотипное / колл. авторов, под общей ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. М.: ИНФРА-М, Изд-во НОРМА, 1999. URL: http://www. bibliotekar. ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/index. htm.

11. Киреев Н. Г. История этатизма в Турции. М.: Наука, 1991.

12. Киреев Н. Г. Развитие капитализма в Турции. К критике теории «смешанной экономики». М.: Наука, 1982.

13. Киреев Н. Г. Сохранился ли в Турции госсектор? Некоторые итоги приватизации / Материалы рабочего совещания сектора Турции Института Востоковедения «Современная экономика и политика Турции» // Ближний Восток и современность. Вып. 9. М.: ИИИиБВ, 2000. C. 303.

14. Киреев Н. Г. Этатизм и либерализация экономики. 80-е годы // История этатизма в Турции. М.: Наука, 1991. С. 234-301.

15. Кудрявцев М., Миров А. и Скорынин Р. «Стать Америкой», оставаясь Россией: путь к процветанию / В двух книгах. Книга 1. М. Алгоритм-Б, 2006. URL: http://www. rus-crisis. ru/.

16. Лежиков А. Отец народа. М.: Родина, 1998. № 5-6.

17. Миллер А. Ф. Становление Турецкой Республики // Народы Азии и Африки. 1973. № 6.

18. Миллер А. Ф. Турция: исторический очерк / Советская историческая энциклопедия // Интернет-ресурс «Словари и энциклопедии на Академике». URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/sie/18007/.

19. Моисеев П. П. Экономика Турции в конце ХХ столетия // Турция: современные проблемы экономики и политики. М.: ИИИиБВ и ИВ РАН, 1997.

20. Новичев А. Д. Аграрное законодательство Турции. Тбилиси, 1942. С. 11. URL: http://usa-history. ru/books/item/f00/s00/z0000021/st638.shtml.

21. Розалиев Ю. Н. Мустафа Кемаль Ататюрк // Вопросы истории. 1995. № 8.

22. Рубченко М. Ура, у них депрессия! // Эксперт. 2009. 28 декабря. № 1 (687). [Электронный ресурс]. URL: http://expert. ru/expert/2010/01/ura_ u_nih_depressiya.

23. История Турции. Турция после 1923 года. [Электронный ресурс]. URL: http://allturkey. narod. ru/historyturkiye. htm.

24. Стародубцев И. И. Турция: стратегия экономического развития. Материалы 9-го промышленного конгресса. Стамбул, 2010. 7-8 декабря. [Электронный ресурс]. URL: http://www. centrasia. ru/newsA. php?st=1296624660.

25. Хлынов В. Общегосударственное планирование рыночной экономики (опыт Японии) // Экономист. 1994. № 4. С. 87-94.

26. Экономика Турции. [Электронный ресурс]. URL: http://sqom. ru/ze/eturc. html.

27. Экономика Японии. Японская экономическая модель. [Электронный ресурс]. URL: http://www. ereport. ru/articles/weconomy/japan2.htm.

28. Экономика Японии. Этапы развития японской экономики. [Электронный ресурс]. URL: http:// www. ereport. ru/articles/weconomy/japan. htm.

29. Экономическая история зарубежных стран: учеб. пособие. 4-е изд., доп. и перераб. / Н. И. Полетаева, В. И. Голубович, Л. Ф. Пашкевич и др.; под ред. проф. В. И. Голубовича. Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003.

АУТСОРСИНГ 2012

от хорошего к великому

V деловых секций конференции:

Аутсорсинг на языке цифр @ 1Т Аутсорсинг

НЯ Аутсорсинг ^ Финансовый Аутсорсинг

^^ Маркетинговый Аутсорсинг

Приглашенная целевая аудитория:

70% потребителей услуг;

30% ведущих российских и международных

поставщиков услуг аутсорсинга.

Официальный партнер:

KEL1YOCG

При поддержке: 1СК0

При участии:

Партнер вечерней программы:

Информационные партнеры:

(¥) \дкпп/

Siiperjob

| |Г|М'{|Н;|. I

V

финам

ЭКОНОМИКА

и ЖИЗНЬ

H^lkiiüis! АИЩщЦ

www.conference.nicko.ru

Lemon Group Conferences тел.: 7753171 доб.108

•н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.