Научная статья на тему 'Модернизация инновационной подсистемы региона как фактор его устойчивого развития'

Модернизация инновационной подсистемы региона как фактор его устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА / РЕГИОН / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE SUBSYSTEM / REGION / MODERNIZATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньщикова Вера Ивановна, Кармышев Юрий Анатольевич

В статье рассмотрена региональная инновационная подсистема как функционально-интегрированное звено социально-экономической системы региона и инновационного пространства страны, без модернизации которой невозможно устойчивое развитие территорий. Обосновано, что необходимость модернизации инновационных подсистем российских регионов в целях их устойчивого развития обусловлена рядом требований, удовлетворение которых позволит разрешить сложившиеся противоречия между фактическим и желаемым состоянием инновационной подсистемы конкретного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE INNOVATIVE SUBSYSTEM OF THE REGION AS FACTOR OF ITS SUSTAINABLE DEVELOPMENT

In article the regional innovative subsystem as functional and integrated link of social and economic system of the region and innovative space of the country without which modernization the sustainable development of territories is impossible is considered. It is proved that need of modernization of innovative subsystems of the Russian regions with a view of their sustainable development is caused by a number of the requirements which satisfaction will allow to resolve the developed contradictions between the actual and desirable state of an innovative subsystem of the concrete region.

Текст научной работы на тему «Модернизация инновационной подсистемы региона как фактор его устойчивого развития»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ РЕГИОНА КАК ФАКТОР ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ1

В. И. МЕНЬЩИКОВА, Ю. А. КАРМЫШЕВ

В статье рассмотрена региональная инновационная подсистема как функциональноинтегрированное звено социально-экономической системы региона и инновационного пространства страны, без модернизации которой невозможно устойчивое развитие территорий. Обосновано, что необходимость модернизации инновационных подсистем российских регионов в целях их устойчивого развития обусловлена рядом требований, удовлетворение которых позволит разрешить сложившиеся противоречия между фактическим и желаемым состоянием инновационной подсистемы конкретного региона.

Ключевые слова: инновационная подсистема, регион, модернизация, устойчивое развитие.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что в решении глобальной задачи по выводу России и ее регионов на новый уровень достижения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям и инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг, что требует модернизации всех сфер общественной жизни и, прежде всего, экономики.

Как известно, инновационная подсистема региона представляет собой развивающуюся совокупность взаимодействующих субъектов, государственного и негосударственного секторов экономики применительно к региону, осуществляющих инновационную деятельность на основе формируемых экономических и институциональных механизмов [1]. Она объединяет усилия региона, организаций научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора экономики, финансово-кредитной сферы, структур государства и негосударственных институтов инновационной сферы в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции на основе формирования между субъектами инновационной дея-

1 Статья подготовлена в рамках НИР по заказу Министерства образования и науки РФ «Изучение теоретических основ устойчивости развитых социально-экономических систем» (регистрационный номер: 6.5727.2011).

тельности равноправных партнерских отношений. Основными территориями для формирования региональной инновационной системы являются территории субъектов и муниципальных образований РФ с высокой концентрацией научного, научнотехнического, образовательного и инновационного потенциалов (наукограды, академгородки, закрытые административно -территориальные образования,

технополисы, инновационно-активные экономические зоны и др.).

Главная идея концепции инновационной подсистемы региона - создание условий для оптимизации вклада науки и техники в экономическое развитие за счет внедрения рыночных принципов в эту сферу и ее реструктуризацию. Инновационная подсистема региона рассматривает сферу науки и техники как элемент рынка, производящий товар - новые знания, ориентированные на спрос. Например, В. Л. Иноземцев подтверждает, что информационная революция сделала знания основной производительной силой [2]. При этом С. Галахер и Ш. Хазлет выделяют в структуре знания три взаимосвязанные компоненты: инфраструктуру, культуру и технологию [7]. Применительно к инновационной подсистеме региона их можно определить следующим образом.

1) инфраструктура знаний отражает, с одной стороны, все бизнес-процессы, происходящие в регионе, его организационную структуру, а с другой - источники знаний, а сама структура и все бизнес-процессы должны определять организацию процессов управления знаниями. Источники знаний должны способствовать разработке

карт знаний, которые помогают получать информацию о месте хранения знаний необходимых для достижения целей региона;

2) развитие культуры знаний позволит обеспечить региону среду, в которой происходит обмен, использование и создание новых знаний. Создание эффективной культуры знаний включает осознание важности роли человека как носителя знаний и создание в человеке мотивации в обмене знаниями;

3) технология знаний подразумевает под собой технологии, которые обеспечивают процесс управления знаниями. К основным технологиям можно отнести: корпоративные базы данных; системы документооборота; системы управления предприятием на базе ERP (Enterprise Resource Planning) и др.

По нашему мнению, основу региональной инновационной подсистемы составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность организаций, выполняющих фундаментальные исследования и разработки, а также прикладные исследования. Основными элементами подсистемы инновационной инфраструктуры являются бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры.

Создавая региональную инновационную систему, следует иметь в виду те обязательные элементы, которые она в себя включает: создание инновационной инфраструктуры; создание правовых условий для трансфера научных разработок и технологий в производство; мониторинг инновационной деятельности; создание эффективной финансовой поддержки инновационной деятельности (трансфера технологий); подготовка кадров для инновационной деятельности. Конечная цель формирования всех элементов состоит в том, чтобы создать инновационную цепочку: «от идеи до рынка», в которой именно логика бизнес-процесса будет определять все движение ресурсов.

Более подробно элементы региональной инновационной подсистемы представлены в работе одного из авторов данной статьи [3]. Кроме того, в этой работе обосновано, что региональная инновационная подсистема выступает в качестве функционально-интегрированного звена социально-экономической системы региона, обеспечивающего процесс создания, отбора и коммерциализации инноваций в результате действий субъектов инновационной деятельности, ориен-

тирующего исследования и разработки на повышение конкурентоспособности региональной экономики, органично функционирующего в инновационном пространстве страны на сочетании самоорганизации, рыночной свободы и государственного регулирования [3].

В настоящее время мы наблюдаем, что Россия приступила к отправному этапу создания и развития национальной инновационной системы. Сегодня государство возложило на себя обязанность по формированию структуры и созданию корпоративных форм развития инновационной деятельности, так как «формирование национальной инновационной системы является неотъемлемой частью экономической политики государства» [4]. Однако проводимые в стране рыночные преобразования не стали стимулом к активизации инновационной деятельности. Сложившаяся модель функционирования экономики отличается внутренними механизмами саморазвития и инерционности, неблагоприятными для научно-технического прогресса и инновационного развития. На фоне обостряющихся проблем воспроизводства промышленного потенциала (высокий уровень износа основных фондов, низкая конкурентоспособность многих видов производимой продукции, устаревшие ресурсоемкие технологии и т. д.) достижения науки по-прежнему остаются невостребованными. В числе причин этого - нехватка инвестиционных ресурсов у предприятий; изменение структуры спроса под влиянием возрастающей научно-технической конкуренции со стороны промышленно развитых стран; усиление мотивационного фактора, ориентированного в первую очередь на сохранение занятости и уровня оплаты труда; отсутствие культуры инновационного менеджмента на предприятиях.

Только 14 % затрат на исследования и разработки в России приходится на фундаментальную науку, что явно недостаточно. Россия не сможет сохранить свой научный потенциал вне связи с национальной экономикой, а экономика не станет конкурентоспособной без опоры на науку. «В настоящее время не столько сектор науки и технологий тянет вверх всю остальную экономику страны, сколько вся остальная экономика постсоветской России тянет вниз сектор науки и технологий» [6]. При сохранении подобной тенденции можно ожидать необратимую деградацию как науки, так и высокотехнологичных отраслей, поэтому скорейшая модернизация национальной инновационной системы становится первоочередной задачей формирования «новой экономики».

Исследование процессов формирования и развития инновационных подсистем российских регионов позволило сделать следующие выводы:

1) только в 26 регионах РФ производят инновационную продукцию, доля которой в объеме всей отгруженной промышленной продукции больше среднего уровня по России в целом (Ханты-Мансийский автономный округ, г. Москва, Тюменская, Московская, Свердловская, Самарская, Челябинская, Кемеровская, Нижегородская, Липецкая обл., Татарстан, Башкортостан и др.); при этом в 16 регионах в инновационный сектор входят крупные промышленные предприятия. Высоким экспортным потенциалом в международном технологическом обмене обладают Самарская, Челябинская, Нижегородская, Иркутская, Вологодская обл., г. Москва и Санкт-Петербург;

2) семь регионов РФ имеют затраты на технологические инновации, превышающие более чем в два раза уровень по России в целом, что свидетельствует о высоком потенциале инновационного развития;

3) в 11 регионах техновооруженность и внутренние затраты на науку в расчете на одного исследователя превышают средние значения для России в целом; среди них два региона, в которых расположены ведущие научные центры страны, -Московская и Самарская области, а остальные регионы занимают позиции, показывающие низкую эффективность использования ведущих научных центров, в том числе в регионах, где в промышленности и сфере услуг ведется активная инновационная деятельность;

Желаемое состояние инновационной подсистемы региона Противоречия между фактическим и желаемым состоянием региональной инновационной подсистемы Фактическое состояние инновационной подсистемы региона

эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности несовершенная правовая среда инновационной деятельности, прежде всего трансфера технологий

общедоступная и гибкая система образования нехватка квалифицированных кадров для инновационной деятельности в регионе

развитая функциональная структура, наличие институтов посредничества между производителями и потребителями инноваций несовершенная инновационная инфраструктура региона

последовательные федеральная и региональная инновационные политики неэффективная государственная инновационная политика в отношении макротехнологий

недостаточное финансирование фундаментальной и прикладной наук в наукоемких и передовых отраслях

недостаточно детализированная разработка концепции инновационного развития регионов, прежде всего, старопромышленных

низкая оплата труда и недостаток молодых специалистов в среде научного персонала, занятого исследованиями и разработками

кооперация и сотрудничество между государством, бизнесом и наукой низкий удельный вес затрат на технические инновации в объеме отгруженной продукции

отсутствие эффективных механизмов государственного содействия коммерциализации и диффузии инноваций

Рис. 1. Противоречия между фактическим и желаемым состоянием инновационной подсистемы региона

4) большинство регионов России имеют низкий уровень обеспеченности организациями инновационной инфраструктуры. В наибольшей степени инновационная инфраструктура развита в Ярославской области: на 100 научных организаций - одна организация инновационной инфраструктуры. Кроме того, в регионах инновационная деятельность не имеет системного характера, что в значительной степени обусловлено низким уровнем знаний в области управления инновациями руководителей среднего и высшего звена бизнес-структур, высшей школы, научно-исследовательских организаций.

Таким образом, условно все регионы России можно поделить на две группы:

1) регионы - доноры инновационного развития (Ханты-Мансийский автономный округ, г. Москва, Тюменская, Московская, Свердловская, Самарская, Челябинская, Кемеровская, Нижегородская, Липецкая обл., Татарстан, Башкортостан и др.);

2) регионы - потребители инноваций, где невозможно сформировать «инновационный прорыв», но, несмотря на это, в среднесрочной перспективе можно создать определенные «инновационные опоры» (в основным регионы, относимые ранее к депрессивным и отсталым).

В целом, можно констатировать, что в настоящее время наблюдаются значительные противоречия между фактическим и желаемым состоянием инновационной подсистемы российских регионов, что представлено на рисунке 1 [5].

Разрешить сложившиеся противоречия между фактическим и желаемым состоянием региональной инновационной подсистемы возможно посредством совершенствования инновационной подсистемы региона с учетом требований, предъявляемых модернизационными процессами, происходящими в современной России. Современные тенденции и характерные особенности инновационной экономики предопределяют основные требования к региональной инновационной подсистеме, особенно в условиях модернизируемой экономики. Поэтому региональная инновационная подсистема в целях устойчивого развития региона, прежде всего, должна:

1) полностью обеспечивать постоянный и устойчивый экономический рост и конкурентоспособность региона за счет использования научно-технического и инновационного потенциала;

2) обладать самодостаточностью (необходимы собственные ресурсы для восстановления и развития экономики) и устойчивостью по отношению к воздействию внешней среды;

3) выступать одним из механизмов выравнивания социально-экономического положения региона;

4) обладать способностью взаимодействия и интегрирования в инновационные системы более высокого уровня;

5) формироваться на основе сбалансированного сочетания рыночных и государственных механизмов.

Инновационная подсистема региона, с одной стороны, должна быть самоорганизующейся, работающей на рыночных принципах, а с другой -без активного государственного вмешательства невозможно активизировать инновационную деятельность в регионе и обеспечить становление и развитие отдельных элементов региональной инновационной подсистемы. Поэтому для формирования эффективной региональной инновационной подсистемы оптимально именно сочетание самоорганизации, рыночной свободы и государственного регулирования.

Модернизацию региональной инновационной подсистемы следует отнести к числу стратегически важной, так как она связана с резким возрастанием роли инноваций как фактора, обеспечивающего, с одной стороны, реструкту-

ризацию и оптимизацию научно-технического и инновационного потенциалов, а с другой - технологическую модернизацию промышленного производства, высокое качество и конкурентоспособность отечественной продукции.

В заключение необходимо отметить, что модернизация экономики России, заключающаяся в переходе на инновационную социально ориентированную модель развития, является единственным возможным способом достижения долгосрочного динамичного развития страны и обеспечения высокого уровня благосостояния населения. Еще в 2009 г. в своем послании Федеральному Собранию Президент РФ Д. А. Медведев в качестве стратегической задачи для страны назвал всестороннюю модернизацию. Причем, по его словам, это должен быть «первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии» [4]. Однако пространственные барьеры модернизации экономики России - объективная данность. К ним относятся гигантские расстояния, многочисленность и обширность территорий с неблагоприятными условиями жизни и слаборазвитой инфраструктурой, низкая плотность населения и редкая сеть городов. При этом Коридор возможностей задается не только стартовыми условиями, но и объективными тенденциями развития, которые очень трудно переломить. К ним придется адаптироваться и эффективно использовать для ускорения модернизации экономического пространства.

Литература

1. Андриянов В. Д. Россия в мировой экономике. М., 2002.

2. Иноземцев В. Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их экономические следствия. М., 2003.

3. Меньшикова В. И. Региональный сегмент национальной инновационной системы: основные элементы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6. С. 141-145.

4. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию в 2009 году // Парламентская газета. 2009. № 60.

5. Рыбина О. А. Совершенствование региональ-

ной инновационной подсистемы в условиях модернизации экономики: дис. ... канд. эконом. наук.

Тамбов, 2011.

6. Bell E., Gokhberg L., Schuch K. (eds.). Dialogue on S&T between the European Union and the Russian Federation. Moscow; Vienna, 2002.

7. Gallagher S., Hazlett S. Using The Knowledge Management Maturity Model (KM3) As An Evaluation Tool. URL: http://bprc.warwick.ac.uk/km028.pdf

* * *

MODERNIZATION OF THE INNOVATIVE SUBSYSTEM OF THE REGION AS FACTOR OF ITS SUSTAINABLE DEVELOPMENT

V. I. Menshchikova, Yu. A. Karmyshev

In article the regional innovative subsystem as functional and integrated link of social and economic system of the region and innovative space of the country without which modernization the sustainable development of territories is impossible is considered. It is proved that need of modernization of innovative subsystems of the Russian regions with a view of their sustainable development is caused by a number of the requirements which satisfaction will allow to resolve the developed contradictions between the actual and desirable state of an innovative subsystem of the concrete region.

Key words: innovative subsystem, region, modernization, sustainable development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.