Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ИННОВАЦИОННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ В ПРАВЕ / ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ОБНОВЛЕНИЕ ПРАВА / СТРАТЕГИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ТАКТИКА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ПРАВОВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТ ИННОВАЦИЙ В ПРАВЕ / ИННОВАТИЗАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION IN LAW / FORMS OF LEGAL POLICY / RENEWAL OF LAW / LEGAL POLICY STRATEGY / LEGAL POLICY TACTICS / LEGAL INNOVATION POLICY / SUBJECT OF INNOVATION IN LAW / INNOVATION IN LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курышев Е.Ю., Алексеев С.О.

Актуальность статьи обусловлена стремительными изменениями, происходящими в правовых системах мира, которые заставляют иначе взглянуть на проблемы обновления российского права, подвергнуть переосмыслению многие взгляды, казавшиеся фундаментально утвердившимися в юридической жизни. Цель статьи - проанализировать соотношение традиций и инноваций в праве в контексте стратегии и тактики в различных формах правовой политики. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, синтеза, анализа, аналогии) и частно-научных методов (системный, сравнительно-правовой). Авторы формулируют общий подход к обновлению права посредством инноватизации, делают выводы о том, что без стратегии и тактики применения инноваций в праве сегодня нельзя ставить вопрос о качественном, комплексном формировании национальной правовой политики как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровне. Обоснована необходимость изучения инновации в праве как средства реализации правовой политики в деятельности ее субъектов, с помощью которых достигается установленная цель правового инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE RENEWAL OF RUSSIAN LAW: STRATEGY AND TACTICS OF LEGAL POLICY

Ich make us look at the problems of updating the Russian law in a different way, to rethink many views that seemed to be fundamentally established in legal life. The goal of the article is to analyze the correlation between traditions and innovations in law in the context of strategy and tactics in different forms of legal policy. The implementation of the research objectives was achieved with the help of general scientific (dialectical method, synthesis, analysis, analogy) and special scientific methods (system, comparative legal). The authors formulate a general approach to the renewal of law through innovation, comes to the conclusions, that without strategy and tactics of innovation in law today can’t be raised the question of a qualitative, comprehensive formation of national legal policy at the federal, regional and municipal levels. The necessity of studying the innovation in law as a means of realization of legal policy in activity of its subjects with the help of which the established purpose of legal innovative process is reached is proved.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

14. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЭ (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 33, ч. 1, ст. 3436.

15. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/850621 -7 (дата обращения: 02.04.2020).

16. Добролюбова, Е.И. Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2015. - № 4. -С. 41-64.

Е.Ю. Курышев,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации

С. О. Алексеев,

адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской

Федерации

E.Yu. Kuryshev,

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of civil law of Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation kurisheff.ewg@yandex.ru

S.O. Alekseev,

Adjunct of the Department of theory and history of the state and law of St. Petersburg Military Order Zhukov Institute of National Guard of Troops of the Russian Federation

ИННОВАЦИОННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация: актуальность статьи обусловлена стремительными изменениями, происходящими в правовых системах мира, которые заставляют по-иному взглянуть на проблемы обновления российского права, подвергнуть переосмыслению многие взгляды, казавшиеся фундаментально утвердившимися в юридической жизни. Цель статьи - проанализировать соотношение традиций и инноваций в праве в контексте стратегии и тактики в различных формах правовой политики. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, синтеза, анализа, аналогии) и частно-научных методов (системный, сравнительно-правовой). Авторы формулируют общий подход к обновлению права посредством инноватиза-ции, делают выводы о том, что без стратегии и тактики применения инноваций в праве сегодня нельзя ставить вопрос о качественном, комплексном формировании национальной правовой политики как на федеральном, так и на региональном и муници-

! I

Si

з •

so о S|

3 i

ä Л)

а "о ■В о § S

ob Q о S ob 5<

Is И

11 s ?!

35

о m PS

Ii

s I

Й E g n

es eg

пальныхуровне. Обоснована необходимость изучения инновации в праве как средства реализации правовой политики в деятельности ее субъектов, с помощью которых достигается установленная цель правового инновационного процесса.

Ключевые слова: инновация в праве, формы правовой политики, обновление права, стратегия правовой политики, тактика правовой политики, правовая инновационная политика, субъект инноваций в праве, инноватизация правоприменительной деятельности.

£

% Os

s

Innovative renewal of Russian law: strategy and tactics of legal policy

Abstract: topicality of the article is conditioned by the rapid changes occurring in the legal systems of the world, which make us look at the problems of updating the Russian law in a different way, to rethink many views that seemed to be fundamentally established in legal life. The goal of the article is to analyze the correlation between traditions and innovations in law in the context ofstrategy and tactics in differentforms of legal policy. The

O implementation of the research objectives was achieved with the help of general scientific

(dialectical method, synthesis, analysis, analogy) and special scientific methods (system, comparative legal). The authors formulate a general approach to the renewal of law through innovation, comes to the conclusions, that without strategy and tactics of innovation in law 06 today can't be raised the question of a qualitative, comprehensive formation of national щ legal policy at the federal, regional and municipal levels. The necessity of studying the 2 innovation in law as a means of realization of legal policy in activity of its subjects with С the help of which the established purpose of legal innovative process is reached is proved.

S Keywords: innovation in law, forms of legal policy, renewal of law, legal policy strategy,

Я legal policy tactics, legal innovation policy, subject of innovation in law, innovation in law S enforcement.

P

I

О Имеющийся опыт обновления российского права в раз-

^ личных научно-технических и социально-экономических условиях Ч свидетельствует о том, что, вступая на путь реконструкции общества, О субъекты реформирования пытаются усвоить инструментальные эле-менты культуры, в первую очередь, западных стран (материальное ^ производство, формы и способы ретрансляции информации и т.д.).

При этом право по различным причинам не претерпевает эффек-36 тивного видоизменения, слепо копируются его образцы, вырванные из оснований западного менталитета и правовой культуры тех стран, которые якобы добились существенных успехов в правовом регла-О ментировании общественных отношений.

Г1 Становится ясно, что процесс обновления права только лишь ^ в рамках принятой кодификации [ 1, с. 8 8], с использованием точечной модернизации законодательных актов, увеличением подзаконных нормативных актов без учета правовых традиций уже не соответствует реалиям развития российской правовой системы. Одной из причин

происходящего является низкокачественная инновационная правовая политика, а в отдельных случаях ее отсутствие.

Необходимость правовой инновационной политики рассматривается в контексте с постоянным усовершенствованием права, с «... потребностью целенаправленно изменять правовую систему и определять вектор правового развития общества» [2, с. 8]. Основная же задача правовой политики при поиске и применении инновационных правовых идей, на наш взгляд, заключается в координации и субординации одних элементов правовой инновации по отношению к другим, дифференциации ролей субъектов инновации в праве.

Применяя инновационное обновление права, необходимо учиты-вать в правовой жизни истину, указанную Р. фон Иерингом и выраженную в том, что «.. .право и его институты появились по велению самой жизни. Именно благодаря жизни они сохраняют бесконечную внешнюю активность. Форма, которую придали праву характер народа и весь его способ существования, предшествует любой мысли, любой законодательной инициативе, и если законодательная инициатива пытается изменить эту форму, она неизбежно рушится» [3, с. 26]. |

Необходимо осознавать, что российские правовые инноваци- | онные идеи до сих пор тесно интегрированы в схему соотношения о | государства, права и экономики, где право есть концентрированное | | выражение политики, а сама политика - концентрированное выра- £ ® жение экономики. Такого рода взаимозависимость, на наш взгляд, & §* служит неполновесным основанием для формирования инноваци- 2 § онных правовых предписаний. Инновационное право только тогда 5 |

3 л>

а "о "9 2

£

будет иметь прочную основу, когда оно опирается на человечность и справедливость, под которой понимается адекватное равновесие | 8 между людьми. Так, учитывая одну из фундаментальных аксиом | |< философии права - разделение права на естественное и позитивное, | следует, по мнению М. А. Супатаева, полагать, что позитивное право | а со всей его строгостью и абстрактностью должно сочетаться с тради- 2 | ционалистской социорегулятивной системой, опирающейся на ценности и нормы, носящей преимущественно естественно-правовой 37 характер [4, с. 9].

В связи с этим задача субъектов правовой политики заключается £ ^

в постоянном и систематическом поиске инновационных правовых ^ ^

идей, регулирующих движение социальной жизни, сущности справед- д» ^

ливости, разрешения социальных коллизий на основе всего лучшего, 8 |

существующего в правовой жизни. Идеи инновационных изменений ® в праве должны получать развитие в различных формах реализации правовой политики.

Современные исследователи правовой политики отмечают множественность ее форм [5, с. 9]. Наиболее рациональной является позиция A.B. Малько, который выделяет правотворческую, правоприменительную, доктринальную, интерпретационную и правообучающую формы [6, с. 8].

Выбор пути инновационного обновления права - это стратегия и тактика правовой политики развития национальной правовой системы, то есть неотъемлемые элементы правового инновационного процесса. Несмотря на наличие этих парных категорий в отечественной науке, есть необходимость, с практической точки зрения, уяснить, какие именно направления правовой политики относятся к стратегии, а какие - к тактике. Например, антикоррупционная правовая политика [7, с. 35—40], на первый взгляд, может рассматриваться как тактиче-ский вопрос в сфере укрепления российского правопорядка. Однако pj при увеличении кризисных фактов, низкой эффективности правового

Os

регулирования борьбы с коррупцией антикоррупционная правовая политика может быть отнесена и к стратегии.

^ История убедительно свидетельствует о том, что правовая док-О трина как идеологическая основа является важным содержанием ^ стратегии правовой политики, правового опыта любого государства. С Твердо придерживаться правовой политике, основанной на правовой 5 доктрине, развитых правовых институтах, означает, по нашему мне-^ нию, создание правовых путей, включающих в себя правовые инно-вации, обеспечивающие руководство и направления развития права.

В этих целях в доктринальной правовой политике должны быть 9 сформированы принципы инновационной правовой политики, которые тесно взаимосвязаны и могут быть реализованы в рамках суще-

С

Ч ствующих основных принципов государственной правовой политики, О таких как: научная обоснованность, социальная обусловленность, ^ устойчивость, предсказуемость, гуманность, нравственность, леги-^ тимность [8, с. 27].

В рамках установленной государством стратегии правовой ин-38 новационной политики субъектам, по сути дела, необходимо, исходя из различных факторов, соединить с помощью систематических правовых инноваций существующие правовые традиции с измен-О чивой, повседневной жизнью, а также определить стратегические Г1 шаги по инновационному обновлению элементов правовой системы. ^ В этом заключается особенность и отличие стратегической правовой политики от тактики. Например, проблема, связанная с декриминализацией российского общества, гуманизацией отечественного права, которая давно назрела и может быть разрешена с помощью

комплекса инновационных правовых мер как в отдельных отраслях права (уголовное, административное, уголовно-процессуальное), так и на межотраслевом уровне. Имеется достаточно инновационных правовых идей по замене санкций за ряд преступлений; по изменению лишения свободы на материальную компенсацию потерпевшим лицам; изменению порядка условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы.

В конечном итоге стратегическая инновационная правовая политика в этом направлении будет заключаться не просто во вкраплении отдельных норм в систему права, а в решении комплексных правовых задач по снижению уровня вовлеченности российских граждан в субкультуру преступного мира, изменению отношения общественного мнения к лицам, совершившим уголовно наказуемое деяние не с позиции оправдания, противопоставления государству, жертв правосудия государственного строя, а как к лицам, нарушившим закон.

Стратегия инновационной правовой политики ориентирует на решение проблем укрепления российской правовой системы, сохранение целостности Федерации, развитие связей с региональными правовыми | системами. Исходя из этого, стратегическими направлениями россий- | ской правовой политики в области инноваций в праве являются: поиск о | и синтез наилучших компонентов развития национального права; | | развитие способности обеспечивать юридически непосредственное £ ® реагирование на жизненные ситуации, которые одновременно отли- & §* чаются устойчиво-нормативным характером; возможность создавать 2 § право, учитывая сложные конструкции и императивы традиционной 5 | правовой культуры; использование напрямую в правотворчестве * высоких нравственных и духовных критериев, требований здравого ^ § смысла на момент регуляции общественных отношений; формулиро- § |< вание оперативного, зачастую спонтанного ответа права на требования | развивающегося общества. | а

Говоря о региональной правовой политике в сфере инноваций 2 ¡£ в праве, необходимо учитывать основные подходы к сущности ре- " гиональной политики, которые выражаются в следующем: 1) регио- 39 нальная политика может быть политикой, проводимой государством в отношении регионов, так называемая государственная региональная политика [9]; 2) региональная политика - это политика, проводимая ^ ^ государством в отношении регионов и осуществляемая регионами д» ^ [10, с. 96-98]; 3) региональная политика - это политика, осущест- 8 | вляемая регионами, «это то, что должно делаться и делается для со- ® гласованного и взаимосбалансированного развития всех элементов региона и с учетом местных условий» [9].

о ш Р5

На наш взгляд, наиболее оптимальным является третий подход, так как в современных условиях на фоне «взрывного» характера научно-технического прогресса и соответственно величайшего развития социальных, духовных и интеллектуальных сфер жизни общества происходят процессы отдифференциации права. Именно в «отдифференцированном» праве, как только оно обретает самостоятельное бытие, начинается и «свое», собственное развитие; именно тогда в праве раскрывается особая юридическая логика [1, с. 60].

Исходя из этого, качественные инновации в праве смогут быть сформированы и реализованы в случае, если региональная инновационная правовая политика будет выступать в качестве самостоятельного правового явления, выражающегося в последовательной деятельности региональных органов власти по созданию и применению правовых норм, гарантирующих реализацию прав рЗ и законных интересов участников правоотношений, возникающих

в;

в связи с разработкой, принятием и применением регионального законодательства [11, с. 32], а сами регионы будут иметь достаточную

^ финансовую свободу.

О Необходимо отметить, что именно на уровне субъектов Федерации, ^ муниципалитетов, возможно эффективно реализовывать инновации С в праве во всех существующих на сегодняшний день формах, в том $ числе в синтезированном виде. Эта позиция связана с тем, что уровень ^ правовой абстракции в данном случае может удовлетворить факти-ческим обстоятельствам.

В этом случае субъект инноваций в праве на региональном и му-О ниципальном уровнях имеет все шансы самостоятельно формировать ^ тактику современной правовой инновационной политики, субъективно Ч с высокой долей достоверности определять состояние существующих О традиций в праве и направления совершенствования таких традиций ^ с помощью правовых инноваций.

^ Региональный субъект правовой инновационной политики в лице коллегиального или единоличного правотворческого органа (им может 40 являться отдельный человек, комитет или комиссия при региональном органе законодательной или исполнительной власти), осуществляя свою деятельность для достижения поставленных целей, должен: О сочетать принцип опережающего правотворчества с принципами Г1 федерализма; с учетом множественности принимаемых нормативных ^ правовых актов обязан учитывать принцип системности при внесении инноваций в региональную правовую систему; реализовывать принципы научной обоснованности и последовательности внедрения правовых инноваций.

Соглашаясь с A.B. Малько в том, что «.. .правовая политика субъектов РФ, ориентируясь, в первую очередь, на федеральное законодательство, призвана выражать региональные интересы и особенности» [12, с. 96-101], хотелось бы обратить внимание на порядок действий субъекта инноваций в праве при решении юридических задач по согласованию вносимых инноваций в право со стратегией инновационной политики, с инновациями в правотворческое, правоприменительное, образовательное направления правовой политики.

Стратегия правовой инновационной политики не сможет достичь успеха, если, кроме региональной инновационной правовой политики, не будет сформирована тактика инновационной правовой политики в различных формах реализации правовой политики. В этих условиях цель тактики правовой политики заключается в том, чтобы инновационно развивать различные элементы правовой системы, чтобы в конечном итоге традиционность и инновационность права превратились в единство, стали заметными для общества.

Наследуя опыт предыдущих лет, тактика правовой инновационной политики наиболее тесно взаимодействует с механизмом обновления | нормативных правовых актов. Уже сейчас можно констатировать ряд |

А

правовых инновационных изменении в современном российском о |

законодательстве. Например, технологические инновации в сфере » | правотворчества способны выступить драйвером модернизации 3 ®

* о

системы законодательства, мощным фактором повышения эффек- & §*

о

тивности деятельности органов законодательной и исполнительной 3 § власти [13, с. 5-15]. s §

3 л> "9 S

В тесном взаимодействии с правотворческой инновационной по-

литикой находится правоприменительная инновационная правовая ®» 8

политика. Сегодня правореализационная проблематика и в первую § |<

очередь вопросы, связанные с инноватизацией правоприменитель- |

ной деятельности [14, с. 7] российской правовой системы, выходят | а

на передний план. В связи с этим возрастает уровень требований 2 ¡£

к тем инновациям, которые несет правоприменительная политика, * "

призванная выражать научно обоснованную стратегию и тактику 41 (цели, принципы, задачи и приоритеты) [14, с. 8] инновационного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обновления правоприменительной практики. £ ^

Инновационная деятельность в рамках правоприменительной ^ ^

формы правовой политики может быть выражена в целях достижения: д» ^

а) адекватной реализации интересов государства всеми субъектами, 8 |

внедряющими правовые инновации в правоприменительной деятель- ® ности [15, с. 117]; б) условий для качественного использования правовых норм; в) эффективности правового регулирования.

Таким образом, без стратегии и тактики применения инноваций в праве сегодня нельзя ставить вопрос о качественном, комплексном формировании национальной правовой политики как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровне. В свою очередь, инновации в праве - это одно из средств реализации правовой политики в деятельности ее субъектов, с помощью которых достигается установленная цель правового инновационного процесса.

Вкрапление правовой инновационной политики в различные формы правовой политики позволит сформировать концепцию ее перспективного развития, предложит системный алгоритм целенаправленного позитивного преобразования, инновационного развития в рамках общего эволюционного обновления права.

Список литературы:

^ 1. Алексеев, С. С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тен-§ денции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи ^ / С. С. Алексеев. - М.: Статут, 2000. - 256 с.

^ 2. Малько, A.B. Правовая политика современного общества: от теории 0Q к практике / Малько A.B. // Вестник Мариупольского государственного ^ университета. Сер.: Право. - 2012. - Вып. 3-4. - С. 8-14. g 3. Бачинин, В. А. Энциклопедия философии и социологии права / С В. А. Бачинин. - СПб: Юридический центр Пресс, 2006. - 1081 с. S 4. Супатаев, М.А. Право и модернизационные стратегии в Китае. Цивилизационное измерение / М.А. Супатаев // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2011. - № 1. - С. 7-15.

I

^ 5. Коробова, А. П. Правовая политика: понятие, формы реализации,

^ приоритеты в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук /

^ А. П. Коробова. - Саратов, 2000. - 27 с.

6. Малько, А. В. Современная российская правовая политика и правовая

Ч жизнь / A.B. Малько // Правовая политика и правовая жизнь. - 2000. - № 1. § -С. 15-27.

® 7. Мамитова, Н.В. Антикоррупционная правовая политика: проблемы ¡X формирования в современной России /Н.В. Мамитова // Право и современные С государства. - 2013. - № 3. - С. 35^0.

8. Матузов, Н.И. Российская правовая политика: вызовы и угрозы XXI века. Правовая политика России: теория и практика / Н.И. Матузов. - М.: Проспект, 2006. - 752 с.

9. Нестерова, А. Д. Государственное регулирование экономики / О А. Д. Нестерова [Электронный ресурс]. - URL: http://bookz.ru/authors/ ^ nesterova-ad/ nesterovaad01/l- nesterovaad01.html (дата обращения: СМ 25.11.2017).

10. Курдюк, Г. П. Региональная правовая политика: особенности понимания / Г. П. Курдюк // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№20.-С. 96-98.

11. Дунаев, А.В. Правовая политика субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис.... канд. юрид. наук / А. В. Дунаев. - Тамбов, 2006. - 173 с.

12. Малько, A.B. Правовая политика в сфере децентрализации государственной власти / A.B. Малько // Известия Саратовского университета. Нов. сер. - 2012. - Т. 12. Сер.: Экономика. Управление. Право. - Вып. 4. - С. 96-101.

13. Малько, A.B. Правовая политика и юридическая техника: взаимодействие и взаимообусловленность / A.B. Малько, М.А. Костенко // Юридическая техника. - 2010. - № 4. - С. 352-356.

14. Малько, A.B. Правоприменительная политика как фактор оптимизации осуществления права /A.B. Малько, В. А. Рудковский // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 1(27) - С. 6-13.

15. Рудковский, В. А. Правоприменительная политика: сущность и содержание / В.А. Рудковский. - Волгоград: Изд-во Волгоградского ин-та экономики, социологии и права, 1999. - 164 с.

f § §

о s

В. А. Затонский, V.A. Zatonsky, Я »

"8

5

кандидат исторических наук, Candidate of Sciences in History, $

доцент, старший научный сотрудник Associate Professor, Senior Research § н Саратовского филиала Officer, Saratov brunch of Institute § g

Института государства и права of State and Law of Russian Academy 0 s

4/ V/ ^

Российской академии наук of Sciences ® 8

zatonsky-va@yandex.ru §

at q n S

§ 3

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА § f

И EE ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ 3 I КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 11

1 £ 8 §

Аннотация: предмет статьи составляет круг вопросов, связанных с обще- -с £ теоретическим осмыслением таких социальных реалий и категорий, как «правовая s S( политика», «воспитательно-обучающая форма реализации правовой политики» применительно к глобальным переменам. Целью работы являются ответы на вопросы: что представляет собой правовая политика как социальная реалия и научная категория? какое место в правовой политике занимает воспитательный и обучаю- ^ щий потенциал? каким требованиям (в рассматриваемом контексте) она должна 50 отвечать, чтобы развивать позитивные аспекты глобализации и нейтрализовать вызываемые ею угрозы?

43

00

в»

Ключевые слова: право, правовая политика, правовая жизнь, правовое воспи-тание, правовое обучение, правовое образование, воспитательно-обучающая форма реализации правовой политики, глобализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.