Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩАЯ ФОРМА / LAW / LEGAL POLICY / LEGAL LIFE / LEGAL EDUCATION / LEGAL TRAINING / EDUCATIONAL AND TRAINING FORM OF LEGAL POLICY IMPLEMENTATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затонский В.А.

Предмет статьи составляет круг вопросов, связанных с общетеоретическим осмыслением таких социальных реалий и категорий, как «правовая политика», «воспитательно-обучающая форма реализации правовой политики» применительно к глобальным переменам. Целью работы являются ответы на вопросы: что представляет собой правовая политика как социальная реалия и научная категория? какое место в правовой политике занимает воспитательный и обучающий потенциал? каким требованиям (в рассматриваемом контексте) она должна отвечать, чтобы развивать позитивные аспекты глобализации и нейтрализовать вызываемые ею угрозы?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY AND ITS EDUCATIONAL AND TRAINING POTENTIAL HOW TO RESPOND TO THE CHALLENGES OF GLOBALIZATION

The subject of the article is a range of issues related to the General theoretical understanding of such social realities and categories as” legal policy”,” educational and training form of legal policy implementation “ in relation to global changes. The purpose of the work is to answer questions: what is legal policy as a social reality and scientific category? what is the place of educational and training potential in legal policy? What requirements (in this context) should it meet in order to develop the positive aspects of globalization and neutralize the threats it causes?

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

11. Дунаев, А.В. Правовая политика субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис.... канд. юрид. наук / А. В. Дунаев. - Тамбов, 2006. - 173 с.

12. Малько, A.B. Правовая политика в сфере децентрализации государственной власти / A.B. Малько // Известия Саратовского университета. Нов. сер. - 2012. - Т. 12. Сер.: Экономика. Управление. Право. - Вып. 4. - С. 96-101.

13. Малько, A.B. Правовая политика и юридическая техника: взаимодействие и взаимообусловленность / A.B. Малько, М.А. Костенко // Юридическая техника. - 2010. - № 4. - С. 352-356.

14. Малько, A.B. Правоприменительная политика как фактор оптимизации осуществления права /A.B. Малько, В. А. Рудковский // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 1(27) - С. 6-13.

15. Рудковский, В. А. Правоприменительная политика: сущность и содержание / В.А. Рудковский. - Волгоград: Изд-во Волгоградского ин-та экономики, социологии и права, 1999. - 164 с.

f § §

о s

В. А. Затонский, V.A. Zatonsky, Я »

"8

5

кандидат исторических наук, Candidate of Sciences in History, $

доцент, старший научный сотрудник Associate Professor, Senior Research § н Саратовского филиала Officer, Saratov brunch of Institute § g

Института государства и права of State and Law of Russian Academy 0 s

4/ V/ ^

Российской академии наук of Sciences ® 8

zatonsky-va@yandex.ru §

at q n S

§ 3

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА § f

И EE ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ 3 I КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 11

1 £ 8 §

Аннотация: предмет статьи составляет круг вопросов, связанных с обще- -с £ теоретическим осмыслением таких социальных реалий и категорий, как «правовая s S( политика», «воспитательно-обучающая форма реализации правовой политики» применительно к глобальным переменам. Целью работы являются ответы на вопросы: что представляет собой правовая политика как социальная реалия и научная категория? какое место в правовой политике занимает воспитательный и обучаю- ^ щий потенциал? каким требованиям (в рассматриваемом контексте) она должна 50 отвечать, чтобы развивать позитивные аспекты глобализации и нейтрализовать вызываемые ею угрозы?

43

00

в»

Ключевые слова: право, правовая политика, правовая жизнь, правовое воспи-тание, правовое обучение, правовое образование, воспитательно-обучающая форма реализации правовой политики, глобализация.

Legal policy and its educational and training potential How to respond to the challenges of globalization

Abstract: the subject of the article is a range ofissues related to the General theoretical understanding of such social realities and categories as " legal policy"," educational and training form of legal policy implementation " in relation to global changes. The purpose of the work is to answer questions: what is legal policy as a social reality and scientific category? what is the place of educational and training potential in legal policy? what requirements (in this context) should it meet in order to develop the positive aspects of globalization and neutralize the threats it causes?

Keywords: law, legal policy, legal life, legal education, legal training, legal education, educational and training form of legal policy implementation, globalization.

Государственно-правовую жизнь современной России рЗ сопровождают многочисленные и разнообразные (как позитивные, так и негативные) проблемы и тенденции. Немалая их часть вызвана глобализационными процессами - характерной отличительной чер-

в;

^ той нашей эпохи (хотя в научной литературе отмечается зарождение О подобных явлений еще в древности [1, с. 12-13]). В сложившихся ус-^ ловиях одной только констатации мощного влияния глобализации С на правовую жизнь каждого общества мало. Недостаточно также ре-$ гистрационно-наблюдательных действий со стороны правительствен-^ ных и общественных структур.

Кардинальный, то есть силовой вариант решения упомянутых про-^ блем [подробный их анализ см.: 2, с. 119-125; 3, с. 16-23], бесспорно, 9 неприемлем. Сегодня требуется иной подход и путь развития - правовой, последовательно-эволюционный [2, с. 145-146]. В.Д. Зорькин

С

Ч справедливо назвал такой подход единственно приемлемым в уело-О виях глобальных перемен [4, с. 395].

^ Для успешной реализации правом данного своего предназначения ^ необходимо выстроить отвечающую вызовам глобализации действенную правовую политику, «запустить» все присущие ей формы реали-44 зации - доктринальную, правотворческую, правоприменительную, правоинтерпретационную, воспитательно-обучающую и т.п.

Чтобы продвинуться дальше в наших рассуждениях, необходимо О прояснить, что представляет собой правовая политика как социальная Г1 реалия и научная категория, какими признаками она должна обладать, ^ чтобы развивать позитивные аспекты глобализации и нейтрализовать вызываемые ею угрозы, и, наконец, какое место в правовой политике занимает воспитательный и обучающий потенциал. При этом имеется в виду правовая политика как необходимый элемент системы

глобального масштаба, деятельность, в качестве субъекта которой выступает все мировое сообщество, - «научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности» [5, с. 42].

Для того чтобы деятельность соответствующих структур и лиц, которую можно считать правовой политикой, была в состоянии минимизировать, нейтрализовать угрозы, порождаемые глобализацион-ными процессами, она должна обладать определенными качествами. Иначе говоря, политико-правовой деятельности как национального государства, так и межгосударственных объединений нужно придать соответствующее качественное состояние. По нашему мнению, речь могла бы идти о следующих характеристиках правовой политики. "Ц

1. Правовая политика - это во всех случаях инструмент воздей- а | ствия на правовую жизнь общества, оказывающий влияние не только Я §> и не столько на сферу правового регулирования, а на более объемное § пространство, охватывающее и само право, и всю совокупность ® д небезразличных праву явлений, процессов, отношений - как пози- * 2 тивных, так и негативных, но по своему характеру правовых. Кратко § * выражаясь, правовая политика - это деятельность, объектом которой ™ а выступает вся правовая жизнь общества на всех ее уровнях, во всех * §

оо 5

ее срезах и сегментах [см. подробно: 6]. § 3

2. Правовая политика в рассматриваемом контексте должна иметь § | в качестве обязательных целевых установок: а) оптимально развитое д о право и эффективно функционирующий механизм правового регу- |» о» лирования; б) действенный обеспечительный механизм в отношении § | прав и свобод человека и гражданина; в) формирование правовой 11 государственности; г) высокий культурно-правовой уровень общества *

и каждого гражданина (прежде всего - государственных служащих); 45 д) полную обеспеченность субъектов соответствующими правовыми

средствами, стратегией и тактикой развития, ориентированными ®

на достижение оптимального для данного времени качества правовой ^ жизни общества [5, с. 95].

X

3. В деятельности по реализации правовой политики проявляется £

$

отношение ее субъектов к наиболее ценным для общества аспектам его обновления, что позволяет выработать систему приоритетов в общественном развитии.

4. Правовая политика представляет собой деятельность, выстраиваемую из четко обозначенных целей, для достижения которых непременно должен быть подобран комплекс средств: а) общих юридических (инструментов и технологий); б) специальных, присущих именно правовой политике [см. подробно: 5, с. 82-155].

5. Фундаментом правовой политики, ее предпосылкой выступают стратегические и тактические правовые идеи, назначением которых является оптимальная организация правовой жизни общества [7, с. 61].

6. Правовую политику отличает особый субъектный состав. Это значит, что ее выстраивают и осуществляют субъекты, активно, профессионально действующие в политико-правовой сфере, политической и (или) юридической науке, правотворчестве, правоприменении и т.п. Правовая политика вырабатывается и осуществляется, прежде

рЗ всего, профессионалами, лицами, обладающими соответствующими ^ знаниями, практическими навыками в политике и юриспруденции.

Признаки, которые рассмотрены выше, выделяют правовую по-^ литику, в определенной степени обособляют ее от других разновид-О ностей политики - экономической, социальной, культурной и др. ^ Право и правовая жизнь общества - главные, идентифицирующие С правовую политику качества; именно по отношению к ним и задей-$ ствуется весь комплекс средств правовой политики, все присущие ей ^ формы реализации.

Указанные признаки правовой политики содержат вполне убе-

дительные свидетельства для констатации положения о том, что

О данная политика и проблема правового воспитания и юридического

^ образования неразрывно связаны, взаимно согласованы. Более того,

Ч правовая политика обладает целым комплексом средств, позволяющих

О оказывать регулятивно-организующее и охранительное воздействие 00

на всю образовательно-воспитательную сферу общества, а не только £ на юридическую ее часть. Хотя последняя - объект особого внимания,

интереса правовой политики. 46 Во-первых, правовая политика в целях своей успешной реа-лизации нуждается в соответствующем «кадровом» обеспечении. Требуемый качественный уровень воздействия на всю правовую О жизнь общества (первый признак), решение сложнейших целевых Г1 установок (второй признак), способность выстроить адекватную этим ^ установкам систему приоритетов (третий признак), эффективное использование разнообразных средств (четвертый признак), определение и реализация стратегических и тактических правовых идей (пятый признак), активная компетентная деятельность в политико-право-

вой сфере (шестой признак), - все это однозначно свидетельствует о том, что подлинная правовая политика, такая политика, которая способна, «с одной стороны, обеспечить принцип верховенства права, а с другой - свести к минимуму те угрозы для безопасности людей, которые связаны с развитием глобализационных процессов», может быть сформирована и реализована только субъектами, обладающими достаточно высокими духовно-культурными (попросту говоря, хорошо воспитанными) и образовательными (хорошо обученными) качествами. В данном случае речь идет о том, что правовая политика в условиях глобализации должна иметь повышенный воспитательно-образовательный потенциал.

Во-вторых, данный потенциал, помимо всего прочего, призван соответствующим образом воздействовать на общество, его правовую жизнь. Любое общество заинтересовано в том, чтобы высоким профессиональным и духовно-культурным уровнем обладали не только лица, выстраивающие и реализующие правовую политику, но и все граждане, все субъекты социального общения. Иначе говоря, "Ц собственный духовно-культурный и образовательный потенциал а | субъекты правовой политики должны уметь транслировать другим 3 §> членам общества. |

Указанные задачи находят свое воплощение во всех формах осу- ® д ществления правовой политики, но основная нагрузка в этом плане * 2 лежит на воспитательно-обучающей форме. § *

«Воспитательно-обучающая форма реализации правовой по- ^ а литики - это научно обоснованная, последовательная и системная * § деятельность государственных органов и институтов гражданского § 3 общества, направленная на определение стратегии и тактики право- § | вого воспитательно-обучающего процесса, на создание необходимых д § условий для развития правовой грамотности и правосознания чинов- |» о» ников и граждан» [5, с. 206]. § |

Активную работу в этом направлении должно вести любое госу- 11 дарство, поскольку от уровня правосознания социальных субъектов, * от эффективности системы правового воспитания и профессионально- 47 го (в том числе юридического) образования непосредственно зависит качество правовой жизни общества. ®

Под правовым воспитанием понимается систематическая и целе- ^ направленная деятельность государственных органов и общественных 3 организаций, заключающаяся в воздействии на людей в целях за- £ крепления в их сознании и действиях важнейших, наиболее ценных для общества социально-правовых качеств - позитивного отношения к праву и закону, положительных («активистских») поведенческих

установок, обеспечивающих реализацию (соблюдение, исполнение, использование) юридических норм.

Правовоспитательная и правообучающая деятельность вполне может рассматриваться не только как форма реализации, но и как самостоятельное направление, одна из разновидностей правовой политики - правовая политика в сфере правового воспитания и обучения, или воспитательно-обучающая правовая политика. В качестве целей данной политики следует воспринимать положения, утвержденные Президентом РФ 28 апреля 2011 г. в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [8].

Правовое обучение представляет собой довольно обширную сферу, включающую: а) формирование элементарной юридической грамотности, осведомленности населения о повседневно необходимых рЗ людям правовых предписаниях, информирование о новых законах ^ и иных нормативных правовых актах, связанных с правами, свобо-дами и законными интересами граждан; б) юридическое образование ^ разных уровней, в том числе высшее и послевузовское. В настоящее О время юристы-профессионалы востребованы во многих областях ^ жизни общества и государства, как в правоохранительных органах, С силовых формированиях, так и во многих иных властных структурах, $ начиная от муниципалитетов и заканчивая федеральными органами. ^ Не следует также забывать о международном уровне профессио-нальной деятельности юристов, что особенно актуально в условиях глобальных перемен. Ставшее уже расхожим (к сожалению, не без О участия официальных лиц высшего уровня власти) мнение о якобы ^ существующей «перенасыщенности» общества, «переизбытке» в нем Ч юристов, мягко говоря, не соответствует действительности. Лиц О с дипломами юристов, действительно, много, а вот специалистов-^ профессионалов мало. Иначе чем объяснить системные ошибки, ^ провалы в государственном управлении даже на федеральном уровне, когда, к примеру, Правительство РФ издает подзаконный акт, не со-48 держащий четкого и однозначного алгоритма действий чиновников по выплате денежного вознаграждения медицинским работникам за работу с больными коронавирусом. Люди вынуждены обращаться О в Следственный комитет РФ, прокуратуру и напрямую к Президенту Г1 РФ. А Президент вынужден давать разъяснения чиновникам (то ^ есть фактически обучать их). Подобными материалами заполнен российский сегмент Интернета (см., например: https://yandex.rU/q/ question/v_peterbш•ge_weli_straшlyi_poriadok_tak_04e47447/?answer_ id=5d866042-56a7-4f81-Ъ6aЗ-4575e651e0ef). "

Резюмируя изложенное, можем сделать ряд обобщений.

Во-первых, правовая политика обладает мощным воспитательным и обучающим потенциалом; одним из важнейших ее направлений выступает воспитательно-обучающая форма реализации.

Во-вторых, свои воспитательные и обучающие возможности правовая политика использует: а) для обеспечения должного профессионального и духовно-культурного уровня собственного субъектного состава, что является принципиальным условием успешного выстраивания и осуществления правовой политики; б) для профессионально-интеллектуальной поддержки других форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной и др.); в) в целях решения таких задач, как правовая социализация личности, адаптация граждан к условиям правовой государственности, и тем самым

- в интересах достижения качества правовой жизни в ее как национальном, так и глобальном измерении.

В-третьих, воспитательно-обучающий потенциал правовой поли- "Ц тики должен быть в полной мере использован для развития системы а | отечественного образования (прежде всего юридического), повы- Я §> шения ее конкурентоспособности в глобальном образовательном § пространстве. jj 5

И, наконец, эффективная реализация в правовой политике ее * 2 воспитательно-обучающего потенциала предполагает непременный § * учет как тенденций общемирового характера, так и специфики соци- ^ од ально-экономического развития, не забывая при этом о национальных 0 g особенностях и национальных интересах. g 3

М

Список литературы: д о

1. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций: моно- о» о\ графия. - 2-е изд., перераб. и доп. / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2001. | g

- 345 с. ||

2. Малько, А. В. Правовая жизнь общества как объект правовой полити- | |< ки в условиях глобализации и регионализации: монография / A.B. Малько, В.В. Трофимов. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2018. - 319 с. 49

3. Трофимов, В.В. Глобальная нестабильность как фактор мобилизации национальных государственно-правовых систем (к вопросу о конфликтной социальной природе политико-правового контекста) /В.В. Трофимов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2019. - № 3. - С. 16-23.

4. Зорькин, В. Д. Право в условиях глобальных перемен: монография / ^ В. Д. Зорькин. - М.: Норма, 2013. - 496 с. ¡

оо

Cd в>

5. Малько, А.В. Теория правовой политики: монография / A.B. Малько. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 328 с.

Sc

6. Правовая жизнь современного российского общества: уровни, срезы, сегменты: монография / под ред. A.B. Малько. - М.: Юрлитинформ, 2016. - 360 с.

7. Нырков, В. В. Юридическая стратегия и юридическая тактика / В. В. Нырков // Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. A.B. Малько. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2010. - С. 61-62.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Российская газета. - 2011. - 14 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.