Научная статья на тему 'Инновационное мышление как новый социальный заказ'

Инновационное мышление как новый социальный заказ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / INNOVATIONS / INNOVATIVE THINKING / INNOVATIVE EDUCATION / THINKING OF THE MANAGER / QUALITY OF THE PERSON / THE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозчикова Елена Николаевна

Рассматривается актуальный тренд «инновационное мышление», который отражает ключевую потребность страны и показывает новый путь решения проблем в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевозчикова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Thinking as the New Social Order

The actual trend « innovative thinking » which reflects key requirement of the country is considered and shows a new way of the decision of problems to the state.

Текст научной работы на тему «Инновационное мышление как новый социальный заказ»

УДК 378 ББК 74.58

Е.Н. Перевозчикова ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Рассматривается актуальный тренд «инновационное мышление», который отражает ключевую потребность страны и показывает новый путь решения проблем в государстве.

Ключевые слова: инновации, инновационное мышление, инновационное образование, мышление менеджера, качества личности, компетенции.

В современной России, переживающей эпоху своего становления в новом политическом и социально-экономическом качестве, инновационная тематика приобретает популярное звучание как в научной и публицистической литературе, так и выступлениях государственных деятелей. Показательны в этом отношении два наиболее ярких текста. Первый - фундаментальный труд авторитетных российских ученых Б.Н. Ку-зыка и Ю.В. Яковца «Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва» [1]. Второй - это доклад президента РФ Дмитрия Медведева на Красноярском экономическом форуме «Россия 20082020. Управление ростом» [2], в котором инновации поставлены в ряд ключевых оснований экономического роста и определяется задача формирования национальной инновационной системы [3].

В своем выступлении Д. Медведев подчеркнул, что целью экономического развития страны по-прежнему остаётся модернизация экономики, «создание инновационной, сильной, но не сырьевой экономики». Также он обратил внимание всех на пять приоритетных моментов стартовавшего проекта «Наша новая школа». По словам Д. Медведева, ключевой момент данной программы - «это создание системы поиска и сопровождения молодёжи, которая обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем развивать умную экономику, основанную на знаниях... Такого рода молодых людей мы обязаны со-

провождать с момента появления первых результатов в школе, в университетский и постуниверситетский период».

Таким образом, новый социальный заказ общества в области профессионального образования можно сформулировать словами профессора РАГС при Президенте РФ В.Л. Романова: «Инновационному обществу нужно дать новых профессионалов управления с развитым инновационным мышлением» [4].

Действительно, развивая нанотехно-логии, информационные технологии, фундаментальные науки, необходимо помнить, что начинать надо с малого, с детского сада, со школьной скамьи: чтобы заниматься высокими технологиями, необходимо сформировать правильное мышление уже у детей.

Что такое инновационное мышление? Это мышление, которое способно проникать в суть вещей и явлений. Оно необходимо для любого специалиста, оно поможет находить новые, оригинальные решения профессиональных задач. Именно талантливые люди обладают инновационным, творческим мышлением.

Человек, обладающий инновационным мышлением, будет допускать меньше ошибок в своей деятельности - в любой ситуации он примет наиболее верное решение. К сожалению, современная система образования не учит нестандартному мышлению - большинство людей мыслит стереотипно, решения принимает по определенным шаблонам. Людей необходимо научить технологии анализа ситу-

аций, выбору оптимальных решений, а также инновационно мыслить.

Развитие инновационного мышления требует и развития инновационного поведения. Кроме умения инновационно мыслить нужно уметь еще и реализовывать инновационные идеи. Также людей необходимо научить продвигать свои идеи и воплощать их в жизнь. Ведь любая инновационная идея должна быть востребована потребителем. Поэтому одной из составляющих инновационного мышления будет коммерциализация идей.

Инновационное мышление в конечном результате - это прибыль, это рычаг развития любого дела, любого бизнеса.

Инновации рождаются благодаря мышлению человека. Инновационное мышление можно и нужно специально развивать. К сожалению, специальные психолого-педагогические исследования показывают, что мышление у ребенка и даже у специалиста в определенной области развивается недостаточно. Поэтому чем раньше начать у ребенка развивать инновационное мышление, тем он будет более успешен и востребован в будущем, так как у него будут инновационные идеи и, главное, он будет знать, как их реализовать.

В современном обществе повысился спрос на социально активную личность, способную самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В соответствии с этими фактами объективно возрастает потребность в конкурентоспособных специалистах. Конкурентоспособность, профессионализм и компетентность, креативность специалиста - это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи. Добиться таких личностных и профессиональных качеств может только человек с инновационным мышлением.

В современных условиях в ином свете предстает и универсальная задача вузов. На первый план выступают воспитательная составляющая образовательного процесса, умение педагогов и организа-

торов работы вуза сформировать у студентов потребность в знаниях. По всей видимости, в ближайшее время качество деятельности вуза будет определяться именно этим параметром. Востребованными окажутся менеджеры, способные своевременно реагировать даже не на новые, а на новейшие знания.

Перестройка мышления менеджера неизбежна, и практическую инициативу здесь должна проявить высшая школа, модернизируя учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности, но главное - акцентируя подход не на сумму знаний, а на необходимость учиться всю жизнь. Студентов надо учить не мыслям, а мыслить.

В научной литературе и официальных документах новый склад мышления называется обычно инновационным. Определение «инновационное мышление» достаточно современное и хорошо вписывается в контуры научно-технического прогресса. Однако сегодня отсутствует определенность в толковании этого понятия, что препятствует взаимопониманию и формированию ясной и конструктивной установки для его практической реализации.

Термин «инновация» - латинского происхождения. Римляне понимали под инновацией «обновление», «перемену» в широком смысле слова. Сейчас пользуются более поздней английской транскрипцией, толкуя инновацию как «комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений».

Многие авторы, говоря об инноваци-онности мышления, подчеркивают его нацеленность на соединение экономического и современного научно-технического подходов к решению актуальных проблем производства. В таком ракурсе инновационное мышление менеджера представляется как готовность сознания профессионально ориентироваться в экономической политике. Топ-менеджер предстает в качестве грамотного менед-

жер предстает в качестве грамотного менеджера, понимающего механизм внедрения достижений технического творчества в реальную экономику и эффективно работающего над практическим освоением новых технических разработок.

Современная экономика характеризуется тем, что менеджер обязан знать экономику и уметь чувствовать себя «на месте» в организации экономической деятельности.

Экономическая культура менеджера -весьма важное профессиональное качество, особенно ценное в условиях интенсивного развития экономики. Тем не менее сводить инновационность к соединению экономического и технического в деятельности нерационально. Инноваци-онность - понятие синтетическое, вобравшее в себя различные стороны активного мышления. Ядром его содержания следует считать нацеленность сознания на новые знания, психологическую потребность в них и интеллектуальную готовность их восприятия.

Сила - не в знаниях вообще. Силой обладают только актуальные и фундаментальные знания. Инновационность мышления оставляет небольшой выбор для творческой личности - либо научиться создавать новое самому, либо своевременно реагировать на создаваемое новое, обосновывая необходимость и целесообразность внедрения новаций в производство.

Итак, инновационное мышление свойственно только творческому сознанию. Вуз обязан максимально активизировать резервы, необходимые для развития индивидуальности студенческого мышления, самостоятельности суждений по всему спектру профессиональной деятельности, потому что нет другого способа становления творческого склада ума, без него нельзя рассчитывать на позитивные сдвиги в формировании инновационного типа мышления у студента.

Воспитание в сравнении с обучением -это процесс существенно более слож-

ный. Быстро получить желаемый эффект в воспитании невозможно. Требуются время и значительные квалифицированные усилия не одного специалиста.

Слияние обучения и воспитания в образовании обусловливает диалектический подход к динамике знаний. Приращение знаний - не то же самое, что их прибавление. Приращение - это развитие знаний, соединяющее новое знание с переходом знаний на новый уровень содержательности. Обрести знания студентам помогает каждый преподаватель, научить мыслить можно только сообща, и только всем вместе по силам воспитать его отношение к профессиональному делу.

Высшая школа, вступив в Болонское соглашение, должна принять его основные требования относительно значимости воспитательного воздействия образовательных структур на личность студента. Из восьми групп фундаментальных компетенций профессионализма, утвержденных Советом Европы, пять воспитываются как качества личности: политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем; межкультурные компетенции, помогающие жить в многокультурном обществе; компетенции, определяющие владение устными и письменными языками общения; компетенции, регулирующие способность и желание учиться всю жизнь; навыки межличностного общения [5].

Итак, инновационное образование -это создание в вузе оптимальной и устойчивой учебно-организационной, научно-методической и нормативно-административной среды, обеспечивающей поддержку инновационных подходов к образовательному процессу, которые ориентированы на интеграцию научно образовательного потенциала вуза и отраслевой академической науки и установления партнерских отношений с ра-

ботодателями. Инновационное образование подразумевает использование возможностей международного сотрудничества и усиление творческого, самостоятельного и заинтересованно-ответственного участия студентов в учебном процессе [6]. Задача каждого вуза - дать инновационному обществу нужных новых профессионалов в сфере управления организации.

Библиографический список

1. Кузык, Б.Н. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - М.: «Экономика», 2004.

2. Медведев, Д. Экономическую программа [Электронный ресурс] / Д. Медведев. - Режим доступа: http://tor.rbc/ru/ politics /15/02/2008.

3. Инноватика государственного управления: прорыв в будущее [Текст]: Ма-

териалы Международной научно-практической конференции / Под общей ред. д.соц.н., д.мед.н., проф. В.Л. Романова. -М.: Изд-во «Проспект», 2006.

4. Романов, В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению [Текст] / В.Л. Романов. - М.: РАГС, 2006. - 136 с.

5. Подготовка кадров. Вуз и инновационное мышление [Текст] / Ю.Д. Мишин. -Новосибирск, 2007.

6. Черемисина, Е.Н. Инновационная практика подготовки IT -специалистов в университете «ДУБНА» [Текст]: Материалы Международной конференции «Путь в будущее - наука, глобальные проблемы, мечты и надежды» 26-28 ноября / Е.Н. Черемисина. - М.: Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, 2007.

УДК 332 ББК 65.32

Н.А. Смирнова

государственные механизмы регулирования паритетности отношений в сельском хозяйстве

Рассмотрены последствия диспаритета цен для сельского хозяйства, охарактеризовано современное состояние данной отрасли. Предложены дополнительные меры государственной поддержки сельского хозяйства на основе повышения платежеспособности населения.

Ключевые слова: диспаритет цен, государственное регулирование, платежеспособность населения, дифференциация населения, среднедушевые доходы, налоговая политика.

Диспаритет цен в сельском хозяйстве представляет собой ухудшение соотношения между ценами производителей на сельскохозяйственную продукцию и ценами на приобретаемые ими промышленные товары и услуги производственно-технического назначения. Кроме того, предприятия, осуществляющие переработку продукции сельского хозяйства, в большинстве случаев используют свое монопольное положение с целью занижения закупочных и завышения от-

пускных цен. Такое положение привело к отраслевому перераспределению финансовых потоков в пользу поставщиков ресурсов для сельского хозяйства и переработчиков сельхозпродукции. Если в 1991 году доля сельского хозяйства в объеме внутреннего валового продукта (ВВП) составляла 13,9%, рентабельность достигала 43,0%, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий был равен 95%, то в 1999 году удельный вес сельского хозяйства в ВВП составлял

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.