Научная статья на тему 'Латеральное мышление как фактор обеспечения успешности работы'

Латеральное мышление как фактор обеспечения успешности работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНО-СТНЫЙ ПОДХОД / INNOVATION ECONOMY / LATERAL THINKING / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милёхина Ольга Викторовна, Захарова Евгения Яковлевна

В быстро меняющихся условиях функционирования организаций традиционные подходы к оценке успешности деятельности персонала в целом и специалиста в частности значительно трансформировались. Компаниям необходимы разносторонне образованные сотрудники с инновационными идеями и гибким мышлением. В статье проанализированы составляющие успешности работы специалиста в условиях инновационной экономики и обоснована необходимость развития латерального мышления, важнейшей составляющей мыслительного процесса, обеспечивающей продуцирование инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lateral thinking as a factor of ensuring the activity success

Traditional approaches for estimation of the success of a personnel activity in general and a specialist in particular are transformed significantly in modern conditions of organization performance. Companies need catholically educated employees with innovative ideas and flexible thinking. The present paper is devoted to the analysis of the components of a specialist activity success in the frame of innovative economics and to the justification of development necessity of Lateral Thinking which is the most important component of the creative thinking process ensuring the production of innovations.

Текст научной работы на тему «Латеральное мышление как фактор обеспечения успешности работы»

2012 Экономика №4(20)

УДК 658.336

О.В. Милёхина, Е.Я. Захарова

ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ

В быстро меняющихся условиях функционирования организаций традиционные подходы к оценке успешности деятельности персонала в целом и специалиста в частности значительно трансформировались. Компаниям необходимы разносторонне образованные сотрудники с инновационными идеями и гибким мышлением. В статье проанализированы составляющие успешности работы специалиста в условиях инновационной экономики и обоснована необходимость развития латерального мышления, важнейшей составляющей мыслительного процесса, обеспечивающей продуцирование инноваций.

Ключевые слова: инновационная экономика, латеральное мышление, компетентно-стный подход.

Широко известно, что достижение устойчивых конкурентных преимуществ организации обеспечивается рациональным сочетанием «жестких» и «мягких» моделей управления [1]. Однако для многих предприятий и организаций именно персонал становится главным ограничителем роста, и только успешные высококвалифицированные и мотивированные специалисты в своих предметных областях могут создать своей компании конкурентное преимущество.

В конце XX столетия в качестве базовых составляющих успешной работы рассматривали профессиональную квалификацию и соответствующую мотивацию (рис. 1) [2].

Рис. 1. Условия, необходимые для обеспечения успешной работы специалиста в предметной области

Профессионализм (блок «Специалист может успешно работать») базировался на квалификационном подходе к обучению и обеспечивался знаниями, умениями и навыками успешной работы, а также умением рационально управлять своим рабочим временем. Эта составляющая перекрывается семантическим полем знаний специалиста в профессиональной области, когда новая информация осознанно интегрируется с уже существующими семантическими структурами - знаниями, умениями и навыками [3, 4].

Система мотивации специалистов (блок «Специалист хочет успешно работать») традиционно выстраивалась конкретным работодателем путем включения оригинальных элементов в типовой вариант материального стимулирования и морального поощрения.

Указанных составляющих вполне хватало для экономики третьего и четвертого технологических укладов [5, 6]. Однако для формирования стратегических конкурентных преимуществ организации в условиях инновационной экономики этого недостаточно, и требования работодателей к потенциальным сотрудникам это наглядно демонстрируют. Компаниям необходимы сотрудники [7]:

- талантливые;

- разносторонне образованные, причем профильные знания сами по себе не столь важны;

- с гибким аналитическим мышлением;

- с инновационными идеями и широким кругозором.

В этом смысле компетентностный подход, рассматриваемый как инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, призван в наибольшей мере удовлетворить потребности работодателей. Он ориентирован на гармонизацию фундаментальных знаний, необходимых для всестороннего развития личности, готовности к постоянному индивидуальному развитию и мобильности на рынке труда [4, 8]. Помимо прочего, компетент-ностный подход изменил требования не только к содержанию образования, но и к его поведенческой составляющей - способностям применять знания, умения и навыки для реализации задач профессиональной деятельности. Концентрируя внимание на составляющей «Специалист может успешно работать» (рис. 1), постараемся ответить на вопрос: какие же изменения требуется внести в процесс подготовки специалистов для инновационной экономики?

В качестве вариантов решения можно было бы рассмотреть следующие:

- дополнить семантическое поле знаний студентов навыками дизайн-мышления [4, 9];

- дополнить традиционно развиваемое в процессе обучения логическое (шаблонное) мышление навыками латерального (нешаблонного) мышления.

Таким образом, сохраняя базовые составляющие квалификационного и компетентностного подходов в обучении и ориентируясь на обеспечение потребностей инновационной экономики, предлагается значительно расширить условия, необходимые для обеспечения успешной работы специалиста в инновационной экономике (рис. 2).

Рис. 2. Условия, необходимые для обеспечения успешной работы специалиста в инновационной экономике

Успех работы в инновационной экономике обеспечивается двумя гармонично развитыми комплементарными составляющими мышления специалиста: логическим и латеральным, а разностороннее образование обеспечивается формированием профессиональных и общекультурных компетенций по направлению обучения. Семантическое поле знаний выстраивается традиционно на базе логического мышления через знания, умения и навыки. При этом последние дополняются навыками дизайн-мышления (Design Thinking) - умением взглянуть на мир глазами других людей, понять их потребности, желания, стоящие перед ними задачи [9]. Учитывая тот факт, что современный бизнес нуждается в сознательном проектировании будущего, во время обучения специалисты должны быть сфокусированы не только на изучение теоретического материала, у них необходимо сформировать умения и навыки восприятия теории в контексте решения практических задач. В данном случае принципиально важно научить решать задачи с помощью активного мышления и закрепить базовую цепочку решения любой задачи: понимание - локализация проблемы - идея - прототип - тест [4].

Наряду с логическим мышлением необходимо активно развивать латеральное (нестандартное, творческое) мышление. Латеральное мышление -это метод нестандартного подхода к решению задач, создания новых идей, в основу которого заложен принцип реструктурирования уже имеющейся информации [10]. По мнению автора научной концепции Эдварда де Боно, ло-

гическое и латеральное мышления комплементарны, они органично дополняют друг друга.

Сравнение типов мышлений по Боно выполнено авторами и приведено в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение типов мышлений по Боно

№ п/п Критерий Логическое мышление Латеральное мышление

1 Выбор подхода к решению задач Оперирует наиболее вероятными подходами, обычными и предсказуемыми Оперирует маловероятными подходами, которые в определенный эвристический момент мгновенно приобретают высшую вероятность реализации

2 Технология реализации процесса мышления Процесс мышления ориентирован на использование памяти, логика управляет разумом Процесс мышления выполняется в соответствии с априори заданной последовательностью операций, он строго контролируется и управляется, логика обслуживает разум

3 Направление мышления Вертикальное, основывается на методе исключений, движение осуществляется последовательно, шаг за шагом, выбор исходной точки для рассуждений является принципиально важной, ошибка в исходной позиции приводит к неправильному результату Горизонтальное, исходная точка для рассуждений выбирается произвольной, позволяет делать «скачки» в любом направлении, допускает ошибку как промежуточный шаг без последствий для результата, при получении удовлетворительного результата позволяет продолжать движение, при отрицательном результате позволяет осуществить «реверс» к исходной точке и осуществлять поиск в новом направлении

4 Осознание поляризующих (господствующих) идей и латентных ограничений реализации бизнес-процессов производства продукции/оказания услуги Не позволяет выявить Позволяет выявить

5 Продуцирование инноваций Не позволяет продуцировать инновации Позволяет продуцировать инновации

Одной из самых распространенных методик практической реализации латерального мышления является метод «шести думательных шляп» [11]. «Шесть шляп» - методика, предполагающая выполнение одного мыслительного действия за один раз. При этом шляпа - не категория мышления, это образ для изменения типа мышления в зависимости от фазы решаемой задачи: играем роль, соответствующую данной шляпе (табл. 2). Как представлено в таблице, технология реализации процесса мышления осуществляется с ап-

риори заданной последовательностью операций - произвольное и последовательное (систематическое) применение шляп.

Таблица 2

Типизация мышления в каждой из шляп

№ п/п Цвет шляпы Назначение Эмоциональный фон работы «в шляпе» Базовые вопросы для работы «в шляпе» Результат Компле- ментарная шляпа

1 Белая Локализация фактов, показателей и всех видов информационных потоков, обеспечивающих реализацию идеи / проекта Отсутствует Какой информацией обладаем? Достаточно ли информации для принятия решения? Какая информация отсутствует? Как получить необходимую информацию? Информационная модель идеи/проекта в виде черного ящика с соответствующими результирующими выходами и входами, обеспечивающими их формирование Красная

2 Красная Вербализация эмоций, выражение чувств Весь спектр эмоций Что вы чувствуете по поводу рассматриваемой идеи / проекта? Вербализация интуитивной оценки реализуемости идеи / проекта в виде текста/речевого сообщения Белая

3 Желтая Поиск и вербализация преимуществ и выгод от реализации идеи / проекта Оптимизм Каковы преимущества? Кому это выгодно? Как возникают данные преимущества? Список выгод и преимуществ от реализации идеи/проекта в виде текста/речевого сообщения Черная

4 Черная Прагматическая оценка идеи/логики реализации проекта с точки зрения здравого смысла и соответствия фактам Отсутствует Верно ли это? Сработает ли идея, реализуем ли проект? Соответствует ли идея/проект целям, планам и проводимой политике? Соответствует ли идея нашему опыту? Каковы слабые стороны идеи? Логически обоснованный список идей/вариантов реализации проекта на основе исключения неоправданно оптимистичных идей/нереализуемых проектов Желтая

5 Зеленая Выдвижение новых идей, внесение предложений на основе активизации мыслительного процесса, преодоление тупиковых ситуаций Энергичность и активность Как еще можно поступить в данной ситуации? Почему именно в таком виде реализуются процессы? Предложение новых идей / вариантов реализации проекта, формирование множества альтернатив решения задачи Синяя

6 Синяя Контроль за ходом мыслительного процесса, подведение итогов данного этапа Отсутствует Где мы сейчас находимся? Как далеко продвинулись в процессе мыслительной деятельности? Что пытаемся сделать в данный момент? Что предпринимаем? Каков следующий шаг в процессе мышления? 1. Программа мышления для данной ситуации: возвращение в исходную точку мыслительного процесса или движение вперед. 2. Комментарии и наблюдения о ходе мыслительного процесса. Зеленая

Первый вариант является наиболее распространенным: в процессе мышления шляпы используются по одной в зависимости от решаемой задачи. Например, применение зеленой шляпы при обсуждении проблемы предполагает выдвижение новых идей, внесение предложений на основе активизации мыслительного процесса и, возможно, позволяет найти варианты преодоления тупиковых ситуаций. В сугубо позитивном формате энергично и активно обсуждаются вопросы, связанные с выявлением принципиальных недостатков существующих бизнес-процессов, а также альтернативные варианты их реализации. В итоге работы в зеленой шляпе необходимо предложить новые идеи/варианты реализации проекта/бизнес-процессов и сформировать множество альтернатив решения задачи.

Второй вариант более сложен и требует предварительной подготовки: в зависимости от фазы решаемой задачи (продуцирование идеи/рассмотрение уже имеющейся идеи) устанавливается жесткая последовательность смены шляп. Учитывая рекомендованное время работы в шляпе (5-7 минут), реализация одного цикла смены шляп в процессе обсуждения должна занимать не более одного часа. Эта продолжительность соответствует среднему времени проведения производственного совещания в организации.

Идея развития латерального мышления будущих специалистов и применения метода «шести шляп» в учебном процессе возникла несколько лет назад. Первые три года мы работали в формате произвольного использования шляп. Студентам заранее объявлялся цвет шляпы, в которой будет проходить следующее занятие. Таким образом, процесс самостоятельной работы получал четкий ориентир для подготовки к будущему семинару, когда, исходя из цвета шляпы, априори формировался круг обсуждаемых вопросов, а также предполагаемый эмоциональный фон.

Последние два года наряду с произвольным использованием шляп мы применяем второй подход - последовательное (систематическое) применение шляп. Учитывая, что рассмотрение уже имеющейся идеи может быть осуществлено с использованием хорошо развитого логического мышления, представляется целесообразным сконцентрировать внимание на этапе поиска идеи. На рис. 3 представлена последовательность выработки идеи по снижению затрат на производство продукции. К особенностям последовательности можно отнести итерационное применение зеленой и черной шляп. Сначала необходимо сформировать конечное множество альтернатив снижения затрат (шляпа 2) и оценить их с точки зрения соответствия проводимой политике, целям, планам и т.д. (шляпа 4). В результате образуется подмножество альтернатив, подлежащих детализации и оценке (шляпы 5 и 6 соответственно). В практических задачах красная шляпа должна завершать последовательность в части эмоциональной оценки результата, однако в учебных целях она не применяется.

Рис. 3. Последовательность применения шляп при поиске идеи

Таким образом, в ходе аудиторной работы со студентом удается:

- сместить акценты с критического рассмотрения любой проблемы и репродуктивного мышления на конструктивное и созидательное восприятие и активное мышление. «Смена шляпы на другой цвет» поддерживает общекультурные компетенции (ОК), например, ОК-1 «Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения»;

- «развить» определенные типы мышления. В данном случае поддерживаются профессиональные компетенции (ПК), например, ПК-2 «Проводить исследования и анализ рынка информационных систем», ПК-3 «Выбирать рациональные решения для управления бизнесом» и ПК-16 «Осуществлять планирование и организацию проектной деятельности»;

- раскрыть потенциал и рекомендовать студенту возможную персональную профессиональную траекторию.

Помимо этого, анализ использования рассматриваемой методики позволяет сделать следующие выводы:

1. Сокращается время изложения материала.

2. Повышается мотивация студента к систематическому труду по формированию семантического поля знаний, обеспечивающего дополнительные возможности карьерного роста.

3. Формируется навык работы студентов в команде, где необходимо придерживаться рамок установленной роли, уметь слушать и слышать другого, воспринимать критику и «позитивно» критиковать.

Мы считаем, что латеральное мышление, развивающее гибкость мышления, способность к продуцированию идей и обучающее технологиям изобретения собственных ноу-хау - именно та принципиально важная и столь востребованная работодателям составляющая, которая является основой успеха работы специалиста в условиях инновационной экономики.

Литература

1. Адова И.Б., Симонова М.В. Оценка компетентности как инструмент управления вознаграждением персонала организаций // Вестник Том. гос. ун-та. 2010. № 336. С. 119-124.

2. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Восемь шагов к инновационной экономике // Инновации. 2009. №11. С. 34-50.

3. Захарова Е.Я., Милёхина О.В. Проблемы формирования семантического поля знаний студентов // Социально-экономическая и политическая модернизация Казахстана - фактор повышения благосостояния населения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Республика Казахстан. Семей, 2008. С. 121-128.

4. Захарова Е.Я., Милёхина О.В. Проблемы формирования профессиональных компетенций в области информационных систем и технологий // Information Technology in Business - 2011: Материалы Междунар. конф. РФ. СПб.: СПбГУЭФ, 2011. С. 155-159.

5. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. № 3. С. 26-39.

6. Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход. URL: http://www. nanonewsnet.ru / (дата обращения: 11.04.2012).

7. ПодцеробМ. Подать сюда гуманитария // Ведомости. 2012. № 64 (3078). С. 12.

8. Никитин В.В., Мальцева С.В., Грекул В.И., Козырев О.Л. О концепции государственного стандарта нового поколения по направлению «Бизнес-информатика» // Бизнес-информатика. 2009. № 1. С. 3-8.

9. Храмкова Е. Дизайн-мышление - pro и contra. URL: http://www.hbr-russia.ru (дата обращения: 11.04.2012).

10. Боно Э. Использование латерального мышления. URL: http:// promishlenie.ru/2012/03/ edvard-de-bano-ispolzovanie-lateralnogo-myshleniya/ / (дата обращения: 11.04.2012).

11. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить: Пер. с англ. Минск: ООО «Попури», 2005. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.