МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
Представлен краткий обзор инструментов и методик развития творческого мышления специалистов, дан анализ особенностей инновационного проектирования техники и технологии, тенденций подготовки специалистов, владеющих теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) и принципами общей теории сильного мышления (ОТСМ). Описан опыт применения при проведении тренингов для студентов и специалистов такого инструмента развития интуиции, ассоциативного и логического мышления, как игра «Да-Нет».
Ключевые слова
ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач;
ОТСМ - Общая теория сильного мышления;
Инновационная экосистема;
МПиО - метод проб и ошибок;
АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач;
Функционально-орентированное мышление;
Серийный инноватор.
В современном мире и, особенно, в мире бизнеса, который продвигает инновации, все устаревает очень быстро, особенно знания. Поэтому почти все, чему нас учат в школах и университетах, со временем оказывается никому не нужным. Ученые утверждают, что человек использует лишь 3 % математических знаний, полученных в школе. Знания конечно важны, но гораздо важнее научить человека мыслить. По мнению многих экспертов, которых часто называют ТРИЗ-консультантами, знание в области «Теории решения изобретательских задач» — это такое знание, которое не устаревает и помогает человеку мыслить, творчески мыслить.
В 50-е годы зародилась и продолжает развиваться такое направление научных исследований как ТРИЗ, автором которой является Альтшуллер Генрих Саулович [1,2,3].
Многие компании в мире, бренды которых хорошо всем известны, активно берут на вооружение инструменты, повышающие креативность сотрудников и инновационность бизнеса - такие, как ТРИЗ. О том, что может дать бизнесу Теория решения изобретательских задач, доходчиво объясняет в своем интервью один из ведущих в мире специалистов по ТРИЗ Владимир Петров [3,4]. Его опыт в практической генерации инновационных решений для бизнеса неоспорим. Он Мастер ТРИЗ, занимается ТРИЗ с 1972 года. Совместно с основателем ТРИЗ Генрихом Альтшуллером проводил учебные семинары в качестве второго преподавателя. Участвовал в организации школ ТРИЗ в СССР, Израиле, Болгарии, Чехословакии, Вьетнаме. Прочитал более 50000 часов лекций по ТРИЗ для взрослой и детской аудиторий. Воспитал более 6000 учеников, включая таких известных специалистов по ТРИЗ как, Борис Злотин, Семен Литвин, Игорь Викентьев, Павел Ливотов и др. Президент Ассоциации ТРИЗ Израиля, долгие годы был членом президиума Международной ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ). Один из основателей и ведущих Саммита разработчиков ТРИЗ, представитель европейской ассоциации ТРИЗ (ETRIA) в Израиле. Автор 8 монографий, учебников и учебных пособий, более 250 печатных работ и 48 патентов.
Коротко о развитии инструментов ТРИЗ и его распространении в мире. Информация, представленная ниже интересна для многих читателей, поэтому привожу ее здесь в редакции Мастера ТРИЗ Владимира Михайловича Петрова [4]. ТРИЗ вышел за пределы СССР в конце 1970-х. В 1979 году ученик Альтшуллера Геннадий Фильковский привез эту методику в Израиль и представил в местном Открытом университете. Аудитория отметила, что методика очень интересная, но для израильского рынка - чересчур сложная. Так появилась методика Systematic Innovative Thinking (SIT) - это некий очень обрезанный вариант ТРИЗ. Он хорош тем, что требует мало времени для освоения и эффективен в таких областях, как реклама. В начале
114
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
1990-х Петров В.М. и другие репатрианты привезли в Израиль классический ТРИЗ и сумели донести его до местного бизнеса. В США поначалу скептически относились к этой теории: мол, разве могут что-то эффективное придумать в нищей России? Однако в 1991 году минчанин Валерий Цуриков со своей «Изобретающей машиной» был награжден золотой медалью чикагской выставки. Вскоре выходцы из СССР начали создавать компании, продвигавшие ТРИЗ в Америке - и, в том числе, готовить тренеров и консультантов из числа граждан США. Благодаря этому ТРИЗ быстро завоевала местный рынок: американцы готовы слушать только американцев. Корейский бизнес впервые познакомился с этой теорией благодаря еще одному вашему земляку, мастеру ТРИЗ из Беларуси Николаю Хоменко, который прочел в 1997 году трехмесячный курс лекций для LG Electronics. Что касается Западной Европы, то в том же 1997 году начал систематическое обучение ТРИЗ и проведение проектов в Г ермании, а затем и в других немецкоговорящих странах ученик Петрова В.М. - Павел Ливотов, а в Голландии Валерий Сушков.
В.М. Петров полагает, что творческое мышление - «медленное» мышление. В бизнесе далеко не всегда есть время на поиск самого креативного решения. Известно что, для 90-95% управленческих задач достаточно обычных шаблонных ходов, которым учат в бизнес-школах, на семинарах и тренингах. Да, собственно, профессионализм - это и есть умение быстро выбирать из багажа знаний подходящий шаблон. Оставшиеся 5-10% - новые нетривиальные задачи. Пытаясь придумать что-то новое, менеджер всегда наталкивается на противоречие: при улучшении одних параметров системы неизбежно ухудшаются другие. Например, сокращение срока разработки приводит к ухудшению ее качества. Как сократить срок разработки, не ухудшив качество продукта?
ТРИЗ как раз и позволяет решать подобные проблемы намного эффективнее и быстрее, чем это делается традиционными методами. Например, в крупной корпорации масштаба Samsung отдача от проекта на базе ТРИЗ может достигать нескольких миллионов долларов. Вообще, в производственных проектах считать отдачу намного проще: сравниваются финансовые результаты на «входе» и «выход е». В проектах R&D* (исследований и разработок) полученная выгода не всегда очевидна: на конечный результат здесь влияет большое количество факторов, включая реакцию потребителей, которую сложно заранее просчитать.
Недостаток квалифицированных «решателей проблем» в бизнесе и отсутствие в высшей школе системы подготовки таких решателей, которые способны сформулировать и быстро разрешить противоречия в нетривиальных проектных ситуациях приводит к тому, что многие изобретатели в промышленных компаниях по-прежнему применяют неэффективные по определению методы проб и ошибок (МПиО). При попытках реализации проектов инструментами ТРИЗ возникают многочисленные проблемы.
Главная проблема, по мнению Петрова В.М. - не дефицит денег и ресурсов, не ограничения по срокам, не противоречивость поставленных задач (ТРИЗ как раз и «заточен» на преодоление подобных «ограничителей»). Главная проблема - скрытое или открытое противодействие проекту со стороны рядовых сотрудников компании-заказчика. Во многих фирмах существуют подводные карьерные «рифы», противодействующие группировки, война амбиций, в том числе профессиональных и интеллектуальных. А тут, представьте, приходит человек со стороны и, по сути, предлагает: мол, я вам придумаю то, до чего вы сами не смогли додуматься. В такой ситуации успех внешнего консультанта по ТРИЗ - это, в лучшем случае, немой упрек старожилам компании [4].
По моему мнению, для устранения подобных проблем, в компаниях, которые видят свою стратегию развитии в системном применении современных методов инновационного проектирования, нужно вовлекать в проект сотрудников заказчика. Для этого требуется обеспечить в компании мотивацию для таких творческих кадров, обеспечить привлечение опытных преподавателей ТРИЗ, провести тренинги, где преподаватель ТРИЗ в процессе разбора учебных задач, сумеет вовлечь специалистов предприятия в процесс параллельного решения собственных задач и проблем. Тогда задача специалиста ТРИЗ - помочь обучающимся конструкторам, технологам, менеджерам компании самостоятельно придумать идею либо подтолкнуть их к правильному решению, незаметно подбросив его в их головы. Мой личный опыт подготовки таких специалистов-решателей проблем в серьезных промышленных компаниях Москвы, Бреста, Симферополя показал, что это конструктивный путь. Однако он требует постоянной работы над собой, самостоятельных попыток формулировать противоречия и находить пути их разрешения.
115
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Опыт мастера ТРИЗ Петрова В.М. позволяет нам предостеречь от эйфории и преподавателей ТРИЗ и слушателей-специалистов промышленных компаний. Он отмечает в работе [4] типичные ошибка: компания тратит деньги на обучение сотрудников - но не дает им возможности реализовать полученные знания или кладет разработки в стол. Либо не контролирует, применяются ли на практике методы ТРИЗ. Любой навык легко утратить, если его не использовать. Вторая ошибка - убеждение, будто ТРИЗ позволяет решать любую задачу автоматически. Увы, этот метод не избавляет от серьезных размышлений - это лишь инструмент, помогающий думать более эффективно. Третья ошибка - привлечение неспециалистов, как говорит Петров, «детей лейтенанта Шмидта». Пролистав по диагонали одну-две книжки по ТРИЗ, они уже обещают горы свернуть. К сожалению, таких «консультантов» на рынке достаточно. Между тем, чтобы человек смог прийти в незнакомую компанию и сделать изобретение - ему следует не только изучить теорию, но и несколько лет активно попрактиковать методы ТРИЗ хотя бы на своем рабочем месте. И предлагать свои услуги, только когда знания трансформируются в умения и навыки.
Известно, что крупные компании, такие как Samsung, Intel, General Electric, Siemens, Motorola, Ford, Procter&Gambel и др. убедились, что методы ТРИЗ приносят хорошую отдачу - и делают на них серьезную ставку. Например, Samsung не только «скупает» русскоязычных специалистов по всему миру, но и готовит собственных преподавателей, проводит массовое обучение сотрудников.
Генрих Саулович Альтшуллер, автор ТРИЗ говорил, что теория решения изобретательских задач не должна стоять на месте - или она умрет. Далее представлена информация о развитии ТРИЗ и некоторых ее инструментов. Эти ресурсы повышают эффективность творческой работы специалистов, основная функция которых генерировать быстро и корректно креативные идеи, которые должны значительно повышать конкурентные возможности новой техники, технологии и всей компании в целом.
Так, например, под руководством Петрова В.М. была подготовлена новая редакция алгоритма решения изобретательских задач - АРИЗ-2010. Этот мощный инструмент ТРИЗ станет более практичным и простым в освоении, чем АРИЗ-1985-В.
Изначально предложенная и разработанная в СССР Генрихом Альтшуллером и его многочисленными коллегами, ТРИЗ начала распространяться по миру сравнительно недавно, поэтому в настоящий момент она еще не слишком хорошо известна. Тем не менее, ТРИЗ уже активно используется многими глобальными компаниями, такими, как Airbus, Ford Motor, LG, Intel, NASA, Shell. Например, в корпорации Samsung есть позиция «Инженер ТРИЗ», а официальная стратегия компании - обучить ТРИЗ каждого инженера и бизнес-лидера компании.
По мнению Валерия Сушкова, авторитетного Мастера ТРИЗ, создателя и руководителя ТРИЗ-консалтинговой компании в Голландии [5,6], можно выделить 16 навыков, которые отличают мышление сильного инноватора от «стандартного», не инновационного образа и стиля мышления. Большинство из них пересекаются с основными концепциями ТРИЗ, что не удивительно - ведь по сути, ТРИЗ является обобщением опыта сильных инноваторов. Перечислим эти навыки:
S 1. Системное, «многоэкранное» мышление вместо узкофокусированного мышления;
S 2. Прорывное мышление против компромиссного мышления;
S 3. Абстрактное мышление при поиске решений вместо специализированного мышления;
S 4. Радикальное обострение требований при постановке задачи вместо незначительных
модификаций;
S 5. Нелинейное мышление против линейного.
S 6. Разнообразие мышления вместо узкоспециализированного мышления;
S 7. Ресурсное мышление против затратного мышления;
S 8. Функционально-орентированное мышление против объектно-ориентированного
мышления;
S 9. Эволюционное мышление вместо случайного мышления;
S 10. Долгосрочное мышление вместо краткосрочного мышления;
S 11. Аналитическое мышление вместо прыжкового мышления;
S 12. Структурированное мышление вместо хаотического мышления;
116
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
S 13. Творческое воображение против приземленного мышления;
S 14. Умение увидеть проблему;
S 15. Конкретная цель вместо обобщенной цели;
S 16. Потоковое мышление вместо одноразового мышления.
В своей работе В. Сушков [5,6] показывает нам, что научиться мыслить инновационно и находить сильные решения важно не тогда, когда это получается, а когда это нужно. Научиться видеть задачи, анализировать их, ставить конкретные цели и составлять планы по их достижению. А если на нашем пути встречаются противоречия - мы можем научиться их устранять. Как это делает компания Samsung Electronics, которая, активно используя ТРИЗ в качестве одного из основных ингредиентов своей инновационной стратегии, за 10 лет увеличила свой оборот в 5 раз и сегодня занимает второе место в мире по количеству патентов.
В. Сушков является одним из основателей Европейской Ассоциации ТРИЗ и руководит глобальной координацией разработок в Международной Ассоциации ТРИЗ. В настоящее время возглавляет компанию ICG Training & Consulting, а также является приглашенным преподавателем Университета Твенте в Энсхеде, Нидерланды и бизнес-школы TiasNimbas в Тилбурге, Нидерланды. За свою профессиональную жизнь провел около 200 обучающих семинаров и принял участие в более чем 100 инновационных проектах, помогая различным организациям решать инновационные проблемы в кратчайшие сроки. Среди его клиентов организации более, чем из 60 стран, включая такие компании, как ABN AMRO Bank, Capgemini, Fujifilm, General Electric, ING Bank, LG Electronics, Orange, Philips, PriceWaterhouse, Siemens, Unilever.
Серийные инновации как бизнес в наше время проявляются все рельефнее. Сегодня все чаще обсуждают вполне реальную тему: новая профессия - серийный инноватор. Откуда такая уверенность?
Для последних 200 лет индустриальной эпохи была справедлива следующая кривая инвестиций [7]:
Капиталовложения делались с целью получения нового источника дохода, когда владелец мог на протяжении долгих лет получать прибыль с активов. Из-за того, что такой большой период приходился на этап сбора «урожая», успех был напрямую связан с операционной эффективностью. Прибыль являлась результатом увеличения производительности при сохранении достойного уровня качества. Эта модель применима и к нашей нынешней экономике. Показанной выше кривой следует весь современный бизнес и даже личные жизни людей. Мы инвестируем в образование, чтобы расширить собственные возможности и всю жизнь пожинать плоды наших знаний.
В 1965 году Гордон Мур предположил, что число транзисторов на кристалле интегральной схемы будет удваиваться примерно каждые 2 года. Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil) из MIT доопределил это предположение. Он показал, что вычислительная мощность растет экспоненциально, начиная с 1900 года. Идеи в мире также множатся с экспоненциальной скоростью. Количество патентов, количество изученных геномов и количество исписанных страниц (возможно, это и является мерой количества идей в мире) - все это растет по экспоненте. Сегодня мы узнаем новое в 1000 раз быстрее, чем 20 лет тому назад.
Совершенствование и развитие инструментов способствует снижению стоимости изобретения. Сегодня ребенок может сделать то, на что когда-то требовалась целая исследовательская лаборатория. Неслучайно, что двадцатилетний Палмер Лаки (Palmer Luckey) разработал Oculus Rift - очки виртуальной реальности - продукт, который стоит $2 миллиарда, и продал его Facebook. Еще один двадцатилетний студент основал Facebook - компанию, оцениваемую в $200 миллиардов.
117
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Когда стало проще инвестировать в инновационные идеи, рухнул один из самых крупных барьеров, препятствующий развитию рынка изобретений. Из-за уменьшения стоимости провала появились возможности продвигать более рискованные проекты. Нельзя будет сделать все так, как было, происходящие изменения нельзя отменить. Не будет никакой «отключающей» технологии, которая внезапно вернет высокую стоимость инноваций или спрячет от мира армию образованных умов.
Растущая сила инновационной экосистемы все быстрее приближает крах современной экономики. Доунс и Ньюнс выяснили, что «раньше подрывным инновациям требовалось больше десятилетия, чтобы хоть как-то повлиять на существующие индустри. Теперь это время уменьшилось вдвое и продолжает сокращаться» [Ларри Доунс и Пол Ньюнс, Big Bang Disruption, 2014, стр. 21]. Результатом является ускорение экономического устаревания.
Влияние экономического устаревания на часть кривой, отражавшей время получения прибыли с активов в период индустриального века, поистине разрушительно. Время на получение прибыли от инвестиций в изобретение и время на доведение операционной деятельности «до ума» уменьшается. Чем быстрее на рынке появляются все новые и новые конкуренты, тем быстрее сокращается жизненный цикл любой идеи. Инновация по-прежнему будет обладать рыночным потенциалом, но то время, которое имеет организация или предприниматель на то, чтобы собрать потенциальную прибыль, сильно снижается. Этот факт подмывает складывавшуюся за два века модель индустриальной экономики.
Совершенствование влияет на доходность - увеличение ценности инновации ведет к более высокому заработку или более быстрой адаптации продукта. В любом случае, пик кривой становится выше.
Выводы из этих посылок: Изобретение должно создаваться быстро и иметь невысокую цену - участок кривой, расположенный в нижней части графика, должен быть как можно меньше. Уменьшая стоимость разработки и, наоборот, повышая её скорость, появляется возможность сопоставить стоимость изобретения с коротким периодом получения прибыли. Уменьшая стоимость разработки и, наоборот, повышая её скорость, вы получаете возможность компенсировать стоимость изобретения в течение короткого периода получения прибыли.
Сейчас появляется базис для новой экономической модели. Вместо того, чтобы коллекционировать идеи и каждый раз оптимизировать операционные показатели, возникает нужда постоянно генерировать новые идеи. Новая бизнес-кривая будет выглядеть как-то так:
118
Такая ситуация требует совершенно иного подхода к бизнесу. Инновация станет основным видом деятельности: она больше не будет связана с единичным улучшением продукта или побочной работой по расширению его функционала. Чтобы процветать, нам придется:
S постоянно создавать уникальные и оригинальные проекты, интересные рынку - быстро и по
умеренной цене.
S многое сделать в профессиональной практике и социальной инженерии.
S признать, что наше фундаментальное понимание инновационной работы и теории инноваций
все еще неполное;
S постоянно изыскивать недостающие здравые идеи;
S что у нас очень мало системных последовательных методик обучения инновационному
мышлению специалистов компаний;
S что нужна системная работа по развитию навыков инновационного мышления у детей,
подростков, студентов из которых и вырастут новых таланты для зарождающейся новой экономики инноваций.
Один из упомянутых ресурсов для решения многих указанных выше задач - ТРИЗ, со временем вырастала из коротких штанишек технологии решения технических задач в нечто большее — Общую Теорию Сильного Мышления - ОТСМ [8]. Коротко о том, что понимать под ОТСМ? Часто люди говорят, что невозможно создать универсальный инструмент для решения проблем. По правилам ТРИЗ это означает, что где-то хорошо спрятано противоречие. Когда его удалось выявить в чистом виде, опять же по правилам ТРИЗ, то оно выглядело примерно так: чтобы быть универсальными, правила алгоритма решения задач должны быть максимально общими, не привязанными к конкретной предметной области. Но общие правила дают общие решения, бесполезные в реальной практике. Это значит, что правила должны быть очень конкретными, привязанными к конкретной проблемной ситуации. Но тогда они потеряют свою универсальность. ОТСМ развивается, преодолевая это противоречие. Решение этого противоречия получено с помощью классической ТРИЗ: надо, чтобы правила сами по себе были максимально общими, и, чтобы, применяя их системно, можно было решать конкретные проблемные ситуации. Еще одна отличительная особенность ОТСМ от ТРИЗ в том, что она работает с сетями проблем и развивается, предлагая конкретный инструментарий.
Сегодня ОТСМ более формализована, чем классическая ТРИЗ. ОТСМ предлагает существенно пересмотреть парадигму решения проблем: начать переход от решения отдельных проблем к управлению потоком проблем, в котором приходится жить человеку или его фирме. ОТСМ-подход во многом облегчает применение классической ТРИЗ за пределами техники. Этот подход использует язык представления знаний, облегчающий совместную работу специалистов разных профессий, потому что он предлагает однородные модели для представления и обработки самых различных знаний. Этим и вызывается интерес в мире к таким разработкам [9,10].
Классическая ТРИЗ, и ОТСМ очень просты по логике. Но логика эта идет вразрез с господствующими сегодня в обществе стереотипами как относительно творчества и решения нетиповых проблем, так и относительно того, чему и как надо учить. И на смену стереотипов, мешающих освоить ТРИЗ, на те, которые помогают, уходит большая часть времени взрослого человека во время обучения. Дети же учатся сразу наиболее эффективным приемам мышления, наработанным в ТРИЗ и ОТСМ. У них формируются умения,
119
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
которые сегодняшняя система образования никак не развивает и даже порой не подозревает о них. Все взрослые являются пленниками устаревшей системы
образования, которая, по сути, является системой подготовки кадров для всех организаций. Это одно из проявлений того, как быстро меняется мир и как медленно адаптируется к нему общество.
В завершении моей статьи хочу показать один из странных, на первый взгляд, тренингов, который пригоден в обучении навыкам нетривиального мышления и воспитанникам детских садов, и школьникам, и студентам, и взрослым, которые желают освоить ОТСМ-ТРИЗ, но связаны узами психологической инерции. Речь идет о довольно известной многим людям простой игре «Да-Нет». Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает - другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д. Отгадку можно найти только при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры. Я и мои коллеги [9,10] уже давно используем тренинг "Да-Нет", задачи которого легко понимаются людьми любого возраста: идет сужение поля поиска объекта по каким-либо признакам. Поэтому первым навыком, которым должен обладать человек, является умение работать с признаками и вариативностью их значений.
Не вдаваясь в подробности применения инструментов ОТСМ-ТРИЗ в тренинге «Да-Нет», хочу представить пример особенностей множества объектов, которые может задавать преподаватель. В первую очередь целесообразно выбрать такие объекты для загадок, которые вызывали бы у обучаемых легкий шок и понимание того, что любой вариант МПиО (метода проб и ошибок) не принесет результат. Процесс угадывания затянется на долгое время. Объекты для распознавания должны активизировать у слушателей различные естественные канала восприятия информации - зрение, слух. Должны проявляться элементы абстрактного мышления, включаться интуиция и способность слышать и классифицировать вопросы, уже заданные коллегами. Каждый вопрос должен способствовать значительному сокращению множества бессмысленных вопросов, чтобы сократить время поиска корректного ответа. Я на своих занятиях стал применять китайские иероглифы в качестве объекта загадки. Дело в том, что иероглифы являются одновременно и словом и зрительным образом, стимулируя при чтении работу и левого и правого полушарий головного мозга (т.е. активизируются как зоны логического, так и образного, абстрактного мышления, происходит гармонизация работы обоих полушарий).
Например, [^] ^ - изображаем иероглиф на доске, даем транскрипцию звучания китайского слова -[che-] chuang, но никакого намека на перевод этого слова (станок или машина). В аудитории возникает атмосфера азартного совещания между слушателями и начинается поток вопросов. По мере накопления опыта формирования вопросов, критики преподавателем того, что вопрос принадлежит множеству МПиО, у студентов от занятия к занятию формируются навыки классификации вопросов, абстрактного мышления, ассоциативного мышления, развивается интуиция. Они начинают четко понимать, что важно так формировать смысл вопросов, чтобы создать вектор сужение поля поиска объекта по каким-либо признакам.
А это один из основных навыков ТРИЗ-консультанта, который работает с заказчиком, желающим создавать свои систематические инновации. Причем, каждый раз такой ТРИЗ-консультант может оказаться в совершенно новом для него информационном множестве, не понимая, поначалу, порой даже лексику специалиста, которому помогает найти относительно быстрое решения его проблемы или целого потока проблем компании, которая строит стратегию своих серийных инноваций. Парадокс такой ситуации в том, что узкий специалист в своей предметной области твердо убежден в начале процесса решения своих проблем, что сделать это невозможно. А вот ТРИЗ-консультант, применяя свои знания, умения и навыки, порой ставит в тупик специалиста компании своими вопросами, не догадывается, что поставленную проблему решить нельзя и, поэтому, ищет и часто находит такие решения, которые лежат за пределами профессиональной компетенции специалиста предметной области. По этой причине различные нетривиальные тренинги развития интуиции, логического мышления, навыков ассоциативного мышления, применения ОТСМ-ТРИЗ инструментария на практике позволяют эффективнее и быстрее адаптировать студентов и специалистов к эффективной работе инновационного проектирования техники и технологий.
Список использованной литературы:
120
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
1. Алгоритм изобретения /Г.С. Альтшуллер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Моск. рабочий, 1973. - 296 с.
2. Альтшуллер Г.С. Поиск новых идей: от озарения к технологии: (Теория и практика решения изобретательских задач). /Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. - Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1989.- 382 с.
3. Петров В.М. Фундаментальные основы Теории решения изобретательских задач. Учебное пособие. Тель-Авив, 2003 - 583 с.
4. Секреты профессии: мастер ТРИЗ. Автор: Юрий Смирнов. Рубрика: Мнения экспертов. Опубликовано: 03.02.2012 на портале Bel.biz.
5. Валерий Souchkov, Карл Koltze. Systematische Innovation: TRIZ-Anwendung in der Produkt- und Prozessentwicklung Taschenbuch - 4. November 2010 (В. Сушков, Карл Koltze. Систематические инновации: применение ТРИЗ в развитие продукта и процесса.)
6. WEB ресурс: http://www.xtriz.com/
7. WEB ресурс: http://geektimes.ru/company/friifond/blog/259020/
8. Про ТРИЗ без коротких штанишек. Журнал «Секреты управления персоналом», №2, 2005, Минск, с.127...134.
9. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Карлов А.Г. О проблемах и новых подходах к процессам развития креативного мышления начинающих изобретателей на базе ТРИЗ-ОТСМ-технологий в рамках проекта «Джонатан Ливингстон».
Сборник научных статей "Причинные аспекты развития живых систем - IX". Под ред. В.П. Гоча. -Севастополь: Издатель Карпин, 2006, с. 302-309.
10. Карлов А.Г. Способ интенсивного развития изобретательского мышления специалистов промышленных предприятий. Сборник статей (каталог) XI Международного Салона изобретений и новых технологий «Новое время», Севастополь, 1-3 октября 2015 г., с.142.
© А.Г. Карлов, 2015
УДК 377.5
Л.А. Ковалёва
А.Н. Донейко
Преподаватели
Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),
г. Челябинск, Российская федерация
ТВОРЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНИКА И ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ»
Аннотация
Огромное значение в воплощении компетентностного подхода в процессе обучения является учебнопрактическая и познавательная активная деятельность обучающихся. Особенно важным в такой ситуации становится необходимость наиболее точно оценить уровень освоения знаний обучающимися и сформированность профессиональных компетенций. Именно для этого к оцениванию требуется применять новые подходы и требования к диагностике достигнутого уровня. Главнейшим способом мониторинга формирования профессиональных компетенций обучающихся по специальности «Техника и искусство фотографии» может стать работа над созданием личного творческого портфолио.
Ключевые слова
Портфолио, творческое портфолио, профессиональные компетенции, техника и искусство фотографии.
121