Научная статья на тему 'Инновационное качество жизни как основа формирования гуманистической государственной идеи в современной России'

Инновационное качество жизни как основа формирования гуманистической государственной идеи в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
162
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ГУМАНИЗМ / ПАРАДИГМА / КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИДЕЯ / ДУХОВНОСТЬ / INNOVATIVE QUALITY OF LIFE / HUMANISM / PARADIG / CULTURE / CIVILIZATION / IDEOLOGY / CONCEPT / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шорохова Мария Анатольевна

Обоснована необходимость введения понятия «инновационное качество жизни» как парадигмы культуры современного государства. Выделены необходимые принципы, реализация которых способствует достижению инновационного качества жизни. Показано, что данное понятие должно играть определяющую роль в формировании законодательно закрепленной гуманистической государственной идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative quality of life as the basis of the formation of humanistic national idea in the modern Russia

The necessity of the introduction of the term «innovative quality of life» within the framework of certain culture paradigm is substantiated. We stated the essential principles we need to realize innovative quality of life. It is shown that this term should play the leading role in the formation of lawgiving humanistic national idea.

Текст научной работы на тему «Инновационное качество жизни как основа формирования гуманистической государственной идеи в современной России»

философия. Культурология

Вестник Нижегородского университета им Н.О. Лобачеркого. Серия Социальные науки, Ч£ЮК?, № 4 ССУ), с. 243-241

УДК 130.2

ИННОВАЦИОННОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2009 г. М.А. Шорохова

Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева [email protected]

Поступила в редакцию 07.09.2009

Обоснована необходимость введения понятия «инновационное качество жизни» как парадигмы культуры современного государства. Выделены необходимые принципы, реализация которых способствует достижению инновационного качества жизни. Показано, что данное понятие должно играть определяющую роль в формировании законодательно закрепленной гуманистической государственной идеи.

Ключевые слова: инновационное качество жизни, гуманизм, парадигма, культура, цивилизация, мировоззрение, идея, духовность.

По мнению многих специалистов, человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию - «цивилизацию качества». Мировым сообществом XXI век объявлен веком качества. В.В. Путин в своем послании к избирателям отметил, что «основной чертой нового века станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс». Качество пронизывает практически все стороны жизни и имеет фундаментальное значение для понимания сущности человеческого бытия, для развития духовной культуры общества. Качество охватывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей [1, с. 6].

В данной работе мы сосредоточим внимание на изучении философского аспекта качества жизни, не упуская из виду и других граней данного явления. Это связано с тем, что понятие «качество жизни» является не узкоспециальным, а, скорее, мировоззренческим, синтетическим, объединяющим в себе как материальную, так и духовную составляющие.

Не существует общепринятой научной категории «качество жизни», и каждый автор акцентирует внимание на одной из сторон этого понятия. Анализ литературы показывает, что различные авторы характеризуют качество жизни по следующим критериям: по потребности людей; по уровню материального благосостояния; по сферам жизнедеятельности человека; по субъективным показателям; исходя из индекса развития человеческого потенциала. Все перечисленные критерии характеризуют качество жизни с точки зрения потребностей современного человека, воспитанного на идеалах рыноч-

ной экономики и общества потребления. В этом случае качество жизни определяется значительным преобладанием материальной составляющей с незначительной долей духовных потребностей человека.

Ни один из названных критериев качества жизни не доказал своей практической значимости. Согласимся со следующим высказыванием: «Существует множество концептуальных подходов к определению качества жизни, что подтверждает мысль, согласно которой качество жизни может рассматриваться как постоянно эволюционирующая философская категория, которая наполняется различным содержанием в зависимости от социального времени и точки зрения авторов» [2].

На самом деле представление о качестве жизни меняется с развитием человечества и определяется, прежде всего, парадигмой культуры, которая характерна для того или иного исторического периода. Меняется его сущность, его понимание, механизмы регулирования. Одно останется неизменным: категория «качество жизни» всегда будет охватывать все стороны человеческого бытия. Более того, представление людей о качестве жизни являются мощной движущейся силой развития общества.

Коммунистическая идеология, господствов-шая в социалистическом государстве, формировавшая в человеке стремление к самопожертвованию во имя идеалов общества, потерпела крах из-за большого перекоса в сторону недостижимых идеалов на фоне неудовлетворенности людей своим материальным благосостоянием. Материальная и духовная составляющая качества жизни должны находиться во взаимосвязи и

гармонично сочетаться друг с другом без перекосов в ту или иную сторону.

После 1992 года в России наступила полная деидеологизация государства, произошло значительное смещение ценностей в сторону материальных благ, что привело, в свою очередь, к большим социальным потрясениям и резкому упадку влияния традиционных культурных ценностей в обществе. Социальные приоритеты уступили место стремлению к получению максимальной прибыли, нравственные идеалы сменились материальными. Идеал рабочего, перевыполняющего план и отдающего все свои силы благу общества, сменил идеал предпринимателя, заработавшего для себя максимальное количество денег. Ценность труда сменилась ценностью дохода. На смену коммунистическим идеалам пришли идеалы западной, прежде всего протестантской, этики в противовес православной традиции, считавшей погоню за материальным изобилием смертельной для духовности человека. «Русская душа и до сих пор еще не поняла и не осмыслила, какой соблазн, какую отраву она впитала в себя вместе с этой идеей бескачественного обилия и объема», - писал И.А. Ильин про послереволюционную Россию [3], но эти слова остаются актуальными и по сей день. Проводимые реформы стали способствовать резкой дифференциации населения по доходам и снижению качества жизни большей части населения. В настоящее время в России наблюдается острейший системный кризис: происходит духовное вырождение; повышение поляризации между бедными и богатыми; наблюдается низкий уровень рождаемости, распространение опасных заболеваний (СПИД, сердечно-сосудистые заболевания и пр.), активизация всевозможных сект; навязывание этики Запада гражданам России через СМИ.

Сложившееся в настоящее время представление людей о качестве жизни соответствует идеалам общества потребления. И это представление, в конечном итоге, оказало значительное влияние на культуру. Нет сомнения, что мировоззрение людей влияет на культуру и наоборот. Постоянный прессинг рекламы, сводящейся к идее «Бери от жизни все», «Быть значит иметь», привел к значительному изменению представлений о качестве жизни. Дефицит товаров и услуг во время коммунистического режима создал вакуум, который в настоящее время большинство населения старается заполнить как можно быстрее. Наблюдается стремление людей к увеличению потребления, к максимальному удовлетворению своих материальных потребностей; фактически каждый заработан-

ный рубль человек стремится как можно быстрее превратить в товары и услуги. Разлагается институт семьи (универсальные формы человеческих отношений приобретают форму рыночных услуг), происходит упадок культуры (место культуры занимает приспособленный к инстинктивным потребностям людей шоу-бизнес), образования, медицины. Происходит коммерциализация всех сфер жизни человека, обесценилась сама жизнь людей.

Огромную роль в этих процессах играют СМИ, которые являются основным фактором формирования идеологии населения. Во многом реклама формирует вкусы людей, модели их взаимоотношений, ценности, нормы поведения. Молодое поколение благодаря рекламе узнает, какие сигареты выбирают девушки, как улучшают жизнь женщины таблетки для похудания, что пьют настоящие мужчины, как пластические операции обеспечивают успех. Наиболее рейтинговые передачи, привлекающие внимание людей, направлены в своей основе на разрушение семейных традиций, завуалированно восхваляют нетрадиционные сексуальные отношения, свободную половую жизнь и т.п.

На этом фундаменте молодое поколение формирует свою идеологию, в соответствии с которой затем выстраивает свое представление о качестве жизни, с преобладанием материальных ценностей и западной духовной культуры. Это может стать катастрофой для России. Еще в начале XX века И.А. Ильин писал: «Русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре» [3].

В связи с этим представляется важным сформировать законодательно закрепленную систему экспертизы общественных и политических мнений с целью выработки государственной идеи, стержнем которой является инновационное качество жизни. В настоящее время в статье 13 Конституции РФ признается идеологическое многообразие и говорится о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако такое многообразие при отсутствии гуманистической государственной идеи приводит к обесцениванию понятия качества жизни, к его релятивизму. При этом превалирует мнение о достижении личной свободы как общественной идеи, что сводит качество жизни к реализации материальных потребностей. Такая идеология фактически сформировалась в настоящее время в современной России.

Основные постулаты либерализма как идеологии свободного человека, достигающего успеха своими собственными силами, приводят к

превозношению роли свободных рыночных отношений и частной собственности как средств к достижению свободы личности. Однако такое стремление к свободе ведет к снижению уровня духовности в обществе. Человек, освобождаясь от власти традиционных ценностей, регулирующих его поведение, попадает во власть материальных отношений, закрепощающих, а не освобождающих его. «Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия» [4]. Безразличие государства к идеологии может привести к необратимому упадку культуры и нанести непоправимый вред самому государству. В настоящее время данная ситуация начинает осознаваться многими учеными, в частности Б.Н. Кузыком, Ю.В. Якове-цом и др. Посткоммунистический идеологический вакуум постепенно заполняет официально не закрепленная либеральная модель развития страны. На этом фундаменте материальные ценности стали почти единственным ориентиром высокого качества жизни. Элита страны демонстрирует идеологию, основными принципами которой являются неограничиваемый индивидуализм, личное обогащение, нравственный релятивизм. Примерами для подражания, формирующими вкусы людей, стали олигархи, предприниматели, чиновники, звезды шоу-бизнеса. «В обществе, где главной целью человеческого бытия выступают деньги, происходит обесценивание интеллектуальных, эстетических, этических и прочих ценностей... Выбирая лишь одну сторону своего бытия (витальные потребности, потребление) - одну половину символа гармонии и развития, человек отчуждается от другой, присущей ему изначально стороны жизни, со свойственными ей любовью, духовностью, преобразованием и творчеством» [5, с. 240-243]. В настоящее время либеральная идеология показала свою несостоятельность.

Для нормального функционирования государства необходимо формирование гуманистической государственной идеи, во главу угла ставящей повышение качества жизни населения. Это должно способствовать изменению существующих в настоящее время ценностных ориентаций людей в плане избавления от перекоса в сторону материальных ценностей в ущерб духовным. В то же время не следует впадать и в противоположную крайность. Как чрезмерное преобладание материальных ценностей, так и полное их отрицание ведет к деградации общества. Чтобы избежать подобного рода перекосов и обеспечить гармоничное развитие личности и страны, качество жизни должно быть инновационным. Система преемственности власти должна быть построена

таким образом, чтобы политическая идеология новых лидеров принципиально не изменяла сформировавшиеся в обществе ценностные ориентации людей. Общество, обладающее определенной степенью инертности, не может быстро воспринять новые ценности, на основе которых формируется базис жизненных норм человека -духовных, нравственных, материальных. В этом случае идет или насильственный слом существующих ценностей, или их непрерывное расшатывание. И то и другое приводит в конечном итоге к обесцениванию вообще каких бы то ни было духовных ценностей.

Если в странах с развитыми рыночными отношениями (прежде всего в странах Западной Европы) основной причиной повышенного внимания к качеству жизни является преодоление перекосов общества потребления, то в России данный интерес обусловлен прежде всего низким уровнем материального благосостояния человека, при этом часто забывается, что качество жизни определяется во многом через максимально полное раскрытие личностного потенциала человека, гармонию его внутреннего мира.

Следовательно, можно утверждать, что качество жизни является не чисто статическим понятием и даже не чисто динамическим - это инновационное понятие. Динамика - это состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов. Тогда как, по мнению профессора МГУ им. М.В. Ломоносова И.Г. Милославского, «инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности». В связи с этим мы считаем, что понятие «качество жизни» следует уточнить, введя новое понятие «инновационное качество жизни».

Инновационное качество жизни - это максимальное раскрытие и реализация потенциала личности в духовном и материальном мире, формирующейся через влияние государственной идеи в рамках определенной парадигмы культуры (введено нами - М.Ш.). В 2009 году Б.Н. Кузык в научном докладе «Ответ на вызовы XXI века - становление интегральной цивилизации» подчеркнул: «В многочисленных и противоречивых явлениях и тенденциях реальности нужно уметь различать ныне преобладающие, но обреченные на уход с исторической арены элементы и принципы, унаследованные от прошлого.» [6, с. 30]. На наш взгляд, к таким элементам в настоящее время относится преобладание материальных ценностей.

В настоящее время Россия подошла к такому уровню культурного развития, что морально-этические ценности становятся условием её выживания. Население России многонационально, многоконфессионально - это также обязательно надо учитывать при формировании инновационного качества жизни и соответствующей государственной идеи.

Мы предлагаем качество жизни рассматривать на двух уровнях.

Первый уровень - материальный. Здесь качество жизни рассматривается как уровень материального благосостояния. Задача государства состоит в создании материальных благ для развития и удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Нельзя оспорить вывод К. Маркса о том, что человек, прежде чем заниматься духовными вещами, должен есть, пить, одеваться, иметь жилище и т.д. Это аксиома, и она подтверждается современной практикой.

Второй уровень - гуманистический. Ядро качества жизни составляют духовные ценности. «Духовность - преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Под духовностью понимают мировоззренческие представления, нравственные ориентиры и высшие ценности бытия: истину, добро, красоту, справедливость, любовь, сострадание. Преобладание духовного начала в человеке - необходимое условие его правильного становления и развития» [7, с. 37]. Наличие данных ценностей отличает человека от других живых существ. Западная этика, которая сейчас распространяется в России, сводит высшие духовные ценности к необходимым условиям реализации свободы человека, не ограничивающего свободу другого человека. Такой подход к духовным ценностям не может быть правильным, поскольку, по сути, сводит духовные отношения к уровню юридических.

Однако формирование инновационного качества жизни является непростым процессом. Можно выделить следующие необходимые принципы, реализация которых способствует достижению инновационного качества жизни.

1. Мировоззренческие принципы

Подконтрольное государству идеологическое согласие между внутриполитическими силами с преобладанием гуманистических основ.

2. Гуманистические принципы

1. Приоритет духовного и творческого начала, укрепление нравственных устоев семьи. Переход от человека потребляющего к человеку духовному и творческому. «Отличительная черта творчества состоит в его самодостаточности, отражающей то доминирование стимулов, по-

рожденных стремлением к развитию личности, над материальными мотивами, которое проявляется, когда достигнут определенный уровень удовлетворенности основных жизненных потребностей человека» [8, с. 4].

2. Эффективное использование природных ресурсов страны, забота о будущем поколении.

3. Установление ограничений на широкую пропаганду и рекламу тех ценностей, которые противоречат государственной идее.

4. Широкое внедрение социальной рекламы.

5. Формирование системы образования, направленной на полное духовное развитие человека. Образование, по сути, является механизмом воспроизведения качества жизни.

3. Материальные принципы

1. Снижение зависимости финансирования социальной среды от конъюнктуры колебания мировых цен на сырье и уровня ВВП страны. Глобальный кризис 2008-2009 годов доказал бесперспективность либеральной модели, основанной на законах чистого рынка. Человек должен чувствовать себя защищенным в любых условиях.

2. Устранение чрезмерной коммерциализации медицины, образования и других социальных сфер.

4. Технологические принципы

1. Количественная оценка качества жизни должна базироваться на использовании целого комплекса методов исследования (статистических, социологических, экономико-математических).

2. Обеспечение постоянной обратной связи населения с руководящими органами муниципальных образований, регионов (например, с помощью создания соответствующих сайтов в Интернете).

3. Консолидация движущей национально направленной элиты.

Перечисленные принципы становления инновационного качества жизни должны быть использованы интеграционно. Согласно учению Питирима Сорокина, основа интегрального социокультурного строя - гармоничное единение и взаимодействие истины, добра и красоты, то есть науки, культуры и этики [9].

При разработке методики и инструментария измерения инновационного качества жизни надо придерживаться следующих требований:

1) наличие юридической силы;

2) научное теоретическое обоснование;

3) гуманистическое финансовое, организационное, информационное и техническое обеспечение.

Еще раз отметим, что механизмом формирования инновационного качества жизни должно

стать создание экспертного государственного органа, призванного на основании анализа представлений различных партий, общественных организаций выработать единый критерий качества жизни современной России, способствующий выработке государственной идеи. Нельзя не согласиться с Гегелем, который считал, что действия людей всегда исходят из их потребностей, их страстей, их интересов. Здесь напрямую прослеживается взаимозависимость идеологии государства с интересами населения данного государства. Такой государственный орган должен проводить экспертизу государственных идей различных политических коалиций и общественных объединений. В состав экспертной комиссии должны входить выдающиеся ученые философы, экономисты, политологи, юристы, социологи, религиозные деятели. Назрела необходимость объединить данные наук (философии, экономики, политологии, юриспруденции, социологии) для достижения единой точки зрения на качество жизни населения. Ни в коем случае нельзя формировать идею качества жизни исходя из точек зрения одной или двух наук, причем главенствующую, объединяющую роль здесь должна играть философия, как наука являющаяся теоретическим ядром мировоззрения человека.

Таким образом, идеи в области качества жизни населения предварительно должны пройти всестороннюю проверку государственной и общественной экспертизой, а затем отразиться в парадигме инновационного качества жизни.

Цивилизация в настоящее время стоит перед выбором: глобальная катастрофа в случае сохранения имеющихся тенденций общества потребления, исходящего из традиционного представления о качестве жизни, или разработка и осуществление новой парадигмы развития, представляющей собой переход на инновационный уровень качества жизни населения. Данный кризис - очередной в ряду глобальных кризисов, пережитых человечеством за период своего развития. Б.Н. Кузык пишет: «Исследования на глобальном уровне позволяют прогнозиро-

вать: в результате ответных действий экосферы на дальнейший рост антропогенного пресса в случае сохранения современных тенденций развития человеческая популяция будет резко сокращена уже в следующем столетии» [10].

Таким образом, мы рассматриваем гуманистическую государственную идею как общечеловеческий идеал, как ориентир, к которому должно стремиться государство в своем развитии. При этом гуманистическая государственная идея, влияя на мировоззрение человека, должна способствовать достижению инновационного качества жизни, редукцию которого можно сформулировать следующим образом: ЧЕЛОВЕК + МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ + ДУХОВНОСТЬ + КУЛЬТУРА.

Список литературы

1. Ковынёва О. А, Герасимов Б.И. Управление качеством жизни населения: Монография / Под науч. ред. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 88 с.

2. Алферова М.Н., Бабинцев В.П., Белов А.А., Гармашев А.А., Заинчковская С.В. // Технологии качества жизни. 2002. Т. 2. № 2. С. 1-10.

3. Ильин И.А. // Русский колокол. 1928. № 4. С. 3-7.

4. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2006. 314 с.

5. Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.И. Заславская., З.И. Калугина, О.Э. Бессонова. Новосибирск: Изд-во СО РАН. 2008. 748 с.

6. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н. Ответ на вызовы XXI века - становление интегральной цивилизации. Научный доклад. М.: Институт экономических стратегий, 2009. 96 с.

7. Качество жизни. Краткий словарь. М.: Смысл, 2009. 168 с.

8. Трансформации в современной цивилизации (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2000. № 1. С. 3-32.

9. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 351 с.

10. Кузык Б.Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития. М.: Институт экономических стратегий, 2008. 864 с.

INNOVATIVE QUALITY OF LIFE AS THE BASIS OF THE FORMATION OF HUMANISTIC NATIONAL IDEA IN THE MODERN RUSSIA

M.A. Shorokhova

The necessity of the introduction of the term «innovative quality of life» within the framework of certain culture paradigm is substantiated. We stated the essential principles we need to realize innovative quality of life. It is shown that this term should play the leading role in the formation of lawgiving humanistic national idea.

Keywords: innovative quality of life, humanism, paradigm, culture, civilization, ideology, concept, spirituality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.