УДК 316.74
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
© Надежда Владимировна ЦЫБИНА
Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, аспирант кафедры социологии, e-mail: [email protected]
В статье определяются цивилизационно-духовные ценности русского этноса и подчеркивается, что несмотря на наличие черт духовного кризиса, такие цивилизационные ценности, как эгалитаризм, патернализм и этатизм препятствуют окончательному разрушению духовности русского народа под напором неолиберальных ценностей.
Ключевые слова: цивилизация; духовность; ценности; русский этнос; русская цивилизация.
Глобализация мирового сообщества беспримерно обостряет проблему сохранения и развития в новых условиях идентичности национальных структур за счет повышения уровня осознанности их ценностно-мировоззренческой специфики. Решение проблем развития всех сфер жизни общества сейчас во многом зависит от духовного единства народа. Это особенно важно в условиях многонационального и поликонфессиального общества, каким является Россия, расположенного в центре напряженных межцивили-зационных отношений.
Поэтому среди первоочередных задач гуманитарного знания имеют вопросы о духовных основах Российской цивилизации, которая во многом зависит от духовности титульной, государствообразующей нации -русского народа. Именно русский народ объединил в едином государстве более сотни наций, народностей и этических групп и около полусотни различных конфессиальных групп. Россия является специфическим историческим типом социальной жизни и цивилизации, духовным ядром культуры, которым стал «русский мир», «русский архипелаг» в рамках Евразийского континента.
Необходимость защиты духовности и культуры русского народа как государствообразующей нации понимают и руководители государства. Президент РФ Д.А. Медведев на встрече с лидерами думских фракций, вице-спикерами нижней палаты парламента, а также председателями комитетов Совета Федерации 17 января 2011 г. заявил о необходимости «развивать самые лучшие черты русского характера». По мнению главы государства, они, «по сути, создали нашу страну».
Д. Медведев отметил, что костяком развития российской культуры является культура русская. Именно поэтому президент считает, что русской культуре необходимо уделять особое внимание, поскольку русский народ является самым крупным, русский язык - государственным, а самая многочисленная конфессия - православная [1].
Понятие «цивилизация» одним из первых в научный оборот ввел в эпоху Просвещения шотландский философ А. Фергюсон для обозначения одного из этапов стадиальной периодизации мировой истории (дикость - варварство - цивилизация). В последующем в XIX в., с позиции плюральноциклического подхода к истории (Ш. Рену-вье, Ж. Гобино, Т. Рюкерт, Н.Я. Данилевский), был введен в научный оборот термин «локальные цивилизации», а в XX в. в работах О. Шпенглера, А. Тойнби, Д. Белла,
Э. Тофлера, Ю.В. Яковца, Б.С. Ерасова и других была сформулирована концепция цивилизации как стадии общественного развития, которая состоит из периодически сменяемых цивилизационных циклов [2; 3, с. 2].
Наше понимание феномена «цивилизация» базируется на деятельностном подходе. Поэтому в данной статье понятие «цивилизация» определяется как уровень (ступень) развития субъекта деятельности, его социализации и культуры. Исходя из этого, цивилизации различаются по формам деятельности (мышление, игра, общение, учение, труд), социализации (от овладения индивидом определенными социальными ролями и статусами до сложнейших социальных институтов) и культуры (как способы и уровни организации деятельности).
Именно труду как материально-преобра-зующей, предметной деятельности человек обязан как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. Этим, собственно, и отличается цивилизация от других форм существования человечества: дикости и варварства. Деятельность всегда протекает на базе определенных отношений, формирующихся в процессе общения и конкретно исторического этапа развития общественной жизни, т. е. в деятельности проявляется единство природных и социальных свойств людей. Деятельность людей реализуется как в предметночувственной (практика), так и в идеальной (теоретической) форме, а творческая деятельность субъекта направлена на становление, функционирование и развитие материальной и духовной культуры. Чем выше уровень самодеятельности субъекта, в которой деятельность выступает как цель и потребность жизни, тем выше уровень его цивилизованности.
Именно орудиями и средствами труда, прежде всего, различаются цивилизации (от ручного труда, базирующегося на примитивных орудиях, до высококвалифицированного, основанного на автоматизированных средствах труда и информационных технологиях). Однако степень цивилизованности общества зависит от форм отношения людей по поводу обмена и потребления произведенного продукта.
Важнейшим социализирующим институтом в цивилизованном обществе выступает государство, которое обеспечивает определенное социальное отношение и единство территории проживания того или иного социума. В свою очередь, на процессы социализации и институциализации большое влияние оказывает духовный склад общества, который приводит к формированию у граждан определенных черт одинаковости и соответствующего типа личности.
Естественное происхождение и внутренняя органика национального общества, его самобытная культура являются организующими факторами более широких и искусственных общественных систем, объединяющих многие народы в рамках империй или нескольких государств в цивилизационных комплексах. Именно поэтому национальная
самобытность русского народа является важнейшим духовно-творческим качеством, которое позволило России осуществить устойчивое развитие. Именно самобытность русского народа в ходе своего исторического развития позволило ему создать свою локальную русскую цивилизацию. Об этом впервые поведал миру русский социолог Н.Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» (1869 г.). В понятие «русская цивилизация» мы вкладываем следующее значение: это локальная во времени и пространстве система развития материальной и духовной деятельности и культуры русского народа.
Русская цивилизация, как отмечает Ю.Ю. Булычев [4, с. 21-23], имеет по своей типологии ряд особенностей. По ее геокуль-турным и геополитическим характеристикам она может быть идентифицирована как цивилизация евроазиатского синтеза.
Духовно-культурная идентификация связана, прежде всего, с тем, что русская культура образует специфический православнонациональный тип, в рамках которого осуществился исторический сплав универсально-христианской и уникальной этнокультурной (славянской) составляющих, обусловивших, с одной стороны, универсализм, спиритуализм, мифологический (былинный) пафос и нравственный максимализм русского духа, а с другой - внесение в восточно-христианскую традицию целого комплекса новых черт, связанных с этнопсихологическим и этнокультурным своеобразием русского народа.
Русская цивилизация, развиваясь на евразийском пространстве, в своем духовном развитии находилась в сложной ситуации. Вспомним хотя бы сам процесс выбора монотеистической религии киевским князем Владимиром как духовной основы русской государственности, между христианством, исламом, буддизмом и иудаизмом. Поэтому духовность русского народа формировалась под влиянием четырех составляющих:
1) традиционное язычество славян;
2) нехристианский восток;
3) христианский (католический, протестантский) запад;
4) христианский (православный) восток.
Специфика русского умозрения обусловливается религиозно-мифологическим и религиозно-философским аспектами русско-
го православного мировоззрения. При коренном единстве вероучения, религиозно-мистических принципов и преемственности аскетической практики исихазма православие на русской почве с самого начала отличалось от греко-византийского образца в плане общественно-культурной актуализации. Эти отличия связываются с тремя объективными особенностями духовного становления Руси: ее географической отдаленностью от Византии, психологическим своеобразием восточного славянства, отсутствием развитой интеллектуальной культуры у нового христианского народа.
Последующее развитие России, в т. ч. и после реформ Петра I, вновь доказало приоритет духовности, патриархальных оснований, традиционализма крепостного русского крестьянства, личностного сознания новых народов Российской Империи. Сильные религиозно-традиционные начала, присущие русской цивилизации, ориентируют общественное сознание на восприятие духовнокультурной и социальной устойчивости России во времени.
Если западная цивилизация осознает себя в качестве движущейся вместе со временем, русская же находит себя выстаивающей во времени вопреки времени и проявляет тенденцию связывать свою идентичность с вневременными ценностями. Однако известно, что отчуждение от истории традиционного русского сознания сочетается в нем с компенсаторными попытками вторжения в исторический процесс, предпринимаемыми активистскими социальными группами.
В целом же русская цивилизация в своем основании имеет три разновидности культурного самосознания: святорусская, византийская (грекофильская) и европейско-российская. При этом она возникает, функционирует и развивается при исключительной роли духовной культуры и идеологии (религиозной, коммунистической, либеральной) в обеспечении жизнедеятельности общества.
Русская цивилизация утвердилась не как рассудочно-рациональная, а как духовнорегулятивная, которая определяла и определяет сугубо практические стороны бытия (хозяйственная активность, колонизация новых земель, закононепослушание народа, военная мощь государства и т. п.).
Назовем основные объединяющие духовные ценности русского народа, которые составляют основы русской цивилизации:
1) духовная цельность, неразрывность мира и жизни, Веры и науки, чувства и воли;
2) любовь и добротолюбие. Для многих людей идеал любви и добротолюбие становились идеалом святости;
3) нестяжательство - преобладание духовно-нравственных форм жизни над материальными. Для Запада деньги - олицетворение свободы. Для русского человека - свобода от денег, независимость от них являются критерием свободы личности;
4) четвертая этнообразующая ценность русской цивилизации - идеал соборности. Этот идеал имеет как светский, так и православный (религиозный) оттенок. Однако если религиозный оттенок означает растворение в православных церкви, народе, государстве, то в светском звучании соборность означает ощущение себя частью целого народа, общества;
5) пятая цивилизационнообразующая духовная ценность - общинность, коллективизм. Русский человек всегда чувствовал рядом с собой плечо товарища;
6) шестая духовная ценность, на которой всегда держалась русская цивилизация -это наличие общего дела. Это проявление коллективизма, общинности в деятельности. Когда у русского народа появлялась общая цель деятельности, к ее реализации подключался духовный фактор, который порождал массовый энтузиазм и трудовой героизм;
7) патриотизм как высшее проявление духовности русского человека, который не рассуждал о пользе или необходимости патриотизма, он просто был патриотом.
Для русской духовности характерны сила, динамизм, открытость и толерантность (терпимость, снисходительность). Несмотря на наличие пиков полярности и непримиримости идей и взглядов отдельных социальных групп (IX, XI, конец XIV, начало XVI, XVII, начало и конец XX в.), для русской духовности характерно их совместное и взаимодополняющее существовование (например, «западники» и «славянофилы»). Русский терпим к другим обычаям и нравам, он не националист и не расист. Для русского характерно природное уважение к сущности иноземца как к человеку, хотя его форму
(внешность, костюм, взгляды, поведение) он может высмеять. Русский, по сути, не религиозен, идеал для него не Бог, а святость (святой).
При таком понимании русской духовности она, по сути, отражает философию русской цивилизации.
Вышеназванные ценности и идеалы, по мнению отечественных историков, изучающих русскую цивилизацию (Рыбакова, Платонова, Бондаренко и др.), данные духовные принципы жизни прорусских племен уже имели место «добрых 2000 лет до принятия христианства» [5, с. 1, 3]. Русские язычники обладали добротолюбием, нестяжательством, соборностью, общим делом и патриотизмом. За свою общность древний славянин отдавал жизнь. Это были естественные природные чувства наших предков. Недаром враги русской цивилизации пытаются уже несколько столетий и при царизме, и при социализме, и при «диком капитализме» разрушить и изменить именно менталитет русского народа.
И хотя современная власть, как и прежняя, использует русский менталитет в своих корыстных целях, она, по сути, презирает и боится русского народа. Особенно это касается либеральной «элиты» постсоветской России.
И хотя ее представители скрывают свои истинные интересы за популистским слово-словием, некоторые из них относятся ко всему русскому народу с презрением.
Благодаря либеральной элите российского общества, современная нравственная атмосфера в нем характеризуется всеобщим недоверием и озлоблением. Это происходит в силу того, что население страны и, прежде всего, молодежь потеряло нравственные ориентиры. В их жизни происходят постоянные подмены: любви выгодой, чувства инстинктами и т. п., и главное - люди не осознают, что они идут по ложному, неправильному жизненному пути.
В современной России неолибералы и другие разрушители духовности русского народа взялись за изменение святая святых, менталитета русской женщины.
Русская женщина всегда была олицетворением духовности и красоты. Какие только позитивные черты не приписывает ей русская и европейская литература: умная, вежливая, гармоничная, харизматичная, любя-
щая, целеустремленная, обаятельная, интересная в общении и др.
Женщин с помощью огромного количества литературы (чего только стоит книга Е. Шацкой «Средняя школа стервы»), теле- и радиопередач, интернета, а также разного рода курсов усиленно учат быть подлыми негодяйками. «Стервологи» максимально
распаляют в женщинах эгоцентризм, вещую, потребительскую технологию достижения своих целей любой ценой и т. д. В результате страдают не только сами женщины (различные неврозы, стрессы, внутренняя неудовлетворенность, одиночество, духовная бедность), но и дети, и мужчины.
Стервология - очередной козырь недругов России, нацеленный сразу на несколько болевых точек. Снижается рождаемость -ведь у стервы дети далеко не на первом месте, хотя кое-кто из них в голос кричит, что все ее материальные притязания ради детей. Хуже качество подрастающего поколения, стерве вряд ли под силу воспитать подлинного патриота России. Наконец, стерва вряд ли вдохновит на высокое искусство будущего Пушкина или вдохновит на подвиг будущего Александра Матросова [5, 6].
В последнее время в российских СМИ обозначилась тенденция, что безнравственную сущность российского рынка можно преподносить как проявление чуть ли не врожденных качеств русского народа. Уже не приходится говорить о том, что в военные годы все силы, а если требовалось и жизнь, люди отдавали за победу над врагом. И если в настоящее время миллионы россиян не имеют работы, становятся наркоманами, участниками преступных группировок, пополняют ряды бомжей и т. д., то в первую очередь это является следствием функционирования не рынка как такового, а рынка российского - либерально-криминального, убогого, воровского и деформированного. Но, как отмечает профессор М. Росенко [7], наши неолибералы, увлекшись прибавочной стоимостью бизнеса, кажется, и не собираются вытаскивать общество из этой спекулятивной ямы, которую они называют рынком.
И хотя современное массовое сознание русского народа и отличается чертами кризиса, тем не менее, все еще сохраняется ряд социокультурных ценностей, которые препятствуют окончательному разрушению ду-
ховности, да и русской цивилизации в целом. К ним, в первую очередь, относятся эгалитаризм, патернализми и этатизм [8, с. 25].
Формирование активной гражданской позиции берет начало в исторической памяти, в осознании человеком своего «я» в семейной родословной, в истории своего народа, в понимании нашего «мы» в национальной и культурной общности страны, в рамках общечеловеческой цивилизации. И очень важно, чтобы между поколениями не образовывался разрыв, чтобы не пропадала преемственность между ними.
Утрата молодым поколением чувства принадлежности к культуре, истории и традициям своего народа может привести к губительным последствиям, к невозможности решать принципиальные вопросы, связанные с национальными интересами России.
Локальная русская цивилизация, являясь частью общечеловеческой цивилизации, впитала в свою духовность и общечеловеческие ценности. А способность русского народа к состраданию и любви к другим, к мудрости, к психологической и интеллектуальной восприимчивости, с одной стороны, и, с другой стороны, высокоразвитое чувство эмоционального сохранения выступает факторами стабильности и народного согласия в рамках российского многонационального государст-
ва. Само существование и возрождение нашей многонациональной страны возможно только на основе культуры мира, согласия и взаимопонимания между ее населяющими народами.
1. Санкт-Петербургские ведомости. 2011. 19 янв.
2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизация: теория, история, диалог, будущее: в 3 т. М., 2006-2008.
3. Яковец Ю.В. Становление постиндустриальной цивилизации. М., 1992.
4. Булычев Ю.Ю. Проблема культурно-исторической самобытности России как предмет социально-философского исследования: авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2005.
5. Платонов О.А. Русская цивилизация // Завтра. 2010. № 49 (890).
6. Соколов Б. «Стервология» - скрытая угроза // Еженедельник «24 часа». 2011. № 46 (1366).
7. Росенко М. Рыночное измерение личности // Санкт-Петербургские ведомости. 2010. 3 дек.
8. Еромасова А.А. Русский менталитет: антро-по-культурное своеобразие (на материалах Дальнего востока): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2011.
Поступила в редакцию 6.12.2011 г.
UDC 316.74
CIVILIZATION BASES OF SPIRITUALITY OF RUSSIAN PEOPLE
Nadezhda Vladimirovna TSYBINA, St.-Petersburg State Engineering-Economic University, St.-Petersburg, Russian Federation, Post-graduate Student of Sociology Department, e-mail: [email protected]
In the article civilization-cultural wealth of Russian ethnos is defined and it is underlined that despite the presence of lines of spiritual crisis, such civilization values as egalitarism, paternalism and etaism interfere with definitive destruction of spirituality of Russian people under pressure of non liberal values.
Key words: civilization; spirituality; values; Russian ethnos; Russian civilization.