Научная статья на тему 'Диалектический подход к проблеме качества жизни'

Диалектический подход к проблеме качества жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ДИАЛЕКТИКА / КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / QUALITY OF LIFE / DIALECTICS / CULTURE / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шорохова Мария Анатольевна, Сиротина Ирина Львовна

Актуальность и цели. Содержание категории «качество жизни» находится в постоянном диалектическом развитии, поэтому по мере развития общества и его культуры оно может уточняться. Для современной цивилизации характерно существование целого ряда диалектических противоречий, связанных с качеством жизни и требующих новых путей их разрешения. Цель работы описать диалектическое развитие содержания категории «качество жизни» и определить пути решения имеющихся противоречий. Материалы и методы. Методологической основой исследования является диалектический метод, позволяющий последовательно сформулировать содержание категории «качество жизни», описать динамику ее развития, охарактеризовать имеющиеся в настоящий момент противоречия и пути их разрешения. Результаты. Исследованы движущие силы развития содержания категории «качество жизни» на современном этапе развития цивилизации и выявлены имеющиеся диалектические противоречия, препятствующие достижению качества жизни, соответствующего уровню развития современной культуры. Проанализирован взгляд на качество жизни, в основе которого лежит гармоничное развитие человека, существующего в рамках национальной культуры. Выводы. Вся логика диалектического развития содержания категории «качество жизни» говорит о том, что современная цивилизация стоит на пороге новой ступени своего развития, парадигмой культуры которой должно стать качество жизни. Для достижения поставленной цели необходимо избавиться от имеющихся противоречий между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Определенную роль в таком процессе может играть формирование государственной идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF LIFE QUALITY

Background. The content of the category “quality of life” is in the constant development; therefore as the society and its culture develop the content may be defined more precisely. The modern civilization is characterized by existence of a number of dialectical contradictions associated with the quality of life. It is necessary to find new ways of solving these contradictions. The aim of the work is to describe the dialectic development of the content of the category of “life quality” and to determine ways to solve problems. Materials and methods. The methodological basis of the research is the dialectical method that allows to consistently formulate the content of the category of “life quality”, to describe the dynamics of its development, and to characterize the exis­ting contradictions and ways to resolve them. Results. The driving forces for development of the content of the category of “quality of life” are analyzed. It is found that there exists the dialectical contradictions which prevent life quality achievement corresponding to the level of development of the modern culture. The article analyzes the view of the quality of life that is based on the harmonious human development which exists in the national culture. Conclusions. The logic of dialectical development of the content of the category of “life qualitye” suggests that the modern civilization is on the threshold of a new stage of development. The paradigm of culture of this stage should be the quality of life. To achieve this goal it is necessary to eliminate the existing contradictions between human needs and possibilities of their satisfaction. Formation of the natio­nal idea can play a role in this process.

Текст научной работы на тему «Диалектический подход к проблеме качества жизни»

УДК 130.2

М. А. Шорохова, И. Л. Сиротина

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ1

Аннотация.

Актуальность и цели. Содержание категории «качество жизни» находится в постоянном диалектическом развитии, поэтому по мере развития общества и его культуры оно может уточняться. Для современной цивилизации характерно существование целого ряда диалектических противоречий, связанных с качеством жизни и требующих новых путей их разрешения. Цель работы -описать диалектическое развитие содержания категории «качество жизни» и определить пути решения имеющихся противоречий.

Материалы и методы. Методологической основой исследования является диалектический метод, позволяющий последовательно сформулировать содержание категории «качество жизни», описать динамику ее развития, охарактеризовать имеющиеся в настоящий момент противоречия и пути их разрешения.

Результаты. Исследованы движущие силы развития содержания категории «качество жизни» на современном этапе развития цивилизации и выявлены имеющиеся диалектические противоречия, препятствующие достижению качества жизни, соответствующего уровню развития современной культуры. Проанализирован взгляд на качество жизни, в основе которого лежит гармоничное развитие человека, существующего в рамках национальной культуры.

Выводы. Вся логика диалектического развития содержания категории «качество жизни» говорит о том, что современная цивилизация стоит на пороге новой ступени своего развития, парадигмой культуры которой должно стать качество жизни. Для достижения поставленной цели необходимо избавиться от имеющихся противоречий между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Определенную роль в таком процессе может играть формирование государственной идеи.

Ключевые слова: качество жизни, диалектика, культура, цивилизация.

M. A. Shorokhova, I. L. Sirotina

DIALECTICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF LIFE QUALITY

Abstract.

Background. The content of the category “quality of life” is in the constant development; therefore as the society and its culture develop the content may be defined more precisely. The modern civilization is characterized by existence of a number of dialectical contradictions associated with the quality of life. It is necessary to find new ways of solving these contradictions. The aim of the work is to describe the dialectic development of the content of the category of “life quality” and to determine ways to solve problems.

Materials and methods. The methodological basis of the research is the dialectical method that allows to consistently formulate the content of the category of “life quality”, to describe the dynamics of its development, and to characterize the existing contradictions and ways to resolve them.

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект 12-33-01048).

Results. The driving forces for development of the content of the category of “quality of life” are analyzed. It is found that there exists the dialectical contradictions which prevent life quality achievement corresponding to the level of development of the modern culture. The article analyzes the view of the quality of life that is based on the harmonious human development which exists in the national culture.

Conclusions. The logic of dialectical development of the content of the category of “life qualitye” suggests that the modern civilization is on the threshold of a new stage of development. The paradigm of culture of this stage should be the quality of life. To achieve this goal it is necessary to eliminate the existing contradictions between human needs and possibilities of their satisfaction. Formation of the national idea can play a role in this process.

Key words: quality of life, dialectics, culture, civilization.

Качество жизни является философской категорией, имеющей фундаментальное значение для понимания смысла и сущности человеческого бытия. Представление о качестве жизни, являющейся, по нашему мнению, парадигмой культуры современной цивилизации [1], претерпело несколько этапов в своем развитии. Движущей силой такого развития было противоречие между возрастающими потребностями людей в материальных и духовных ценностях и возможностью их удовлетворения. Соотношение между потребностями менялось по мере развития цивилизации. Мы считаем, что процессы развития подобного рода удобно изучать, используя диалектический метод, позволяющий понять принципы развития содержания категории «качество жизни». Описать само развитие можно с помощью методологического аппарата диалектики, а затем определить направление развития на ближайшую перспективу. Диалектика является мощным научным методом познания систем, проходящих в своем развитии несколько стадий, причем вектор этого развития направлен к усовершенствованию существующей системы, а само развитие осуществляется, как правило, по спирали.

В статье будет показано, что вся логика диалектического развития содержания категории «качество жизни» говорит о том, что современная цивилизация стоит на пороге новой ступени своего развития, парадигмой культуры которой должно стать инновационное качество жизни [2], и приведены необходимые условия достижения последнего.

Итак, основной движущей силой развития содержания категории «качество жизни» является противоречие между потребностями человека и возможностью их удовлетворения. Но само развитие потребностей также определяется взаимодействием их материальной и духовной составляющих. Следовательно, в данном случае мы имеем две ступени развития, определяющие в конечном итоге содержание категории «качество жизни»: 1) развитие потребностей через противоречие между духовными и материальными потребностями (отметим, что, несмотря на существование противоречия между потребностями, они едины в том смысле, что вместе определяют качество жизни человека, и взаимосвязаны между собой); 2) развитие содержания категории «качество жизни» через противоречие между потребностями и возможностью их удовлетворения.

Первый конфликт, между материальными и духовными потребностями, обусловлен в современном российском обществе преобладанием первых над вторыми. Существование такой дисгармонии приводит к искаженному пред-

ставлению людей о качестве жизни, к возникновению «человека-потребите-ля», порабощенного миром вещей, обладающего низким уровнем духовных интересов и внутренним духовным конфликтом, сопровождающимся кризисом социальных и семейных ценностей. Такое состояние общества не является стабильным, а ведет или к увеличению противоречия (к ситуации конфликта), что может дать непредсказуемые последствия для цивилизации, или к уменьшению противоречия и установлению гармонии между материальными и духовными потребностями. В настоящее время для общества характерен первый дисгармоничный вариант развития событий, поэтому необходимо принятие срочных мер, направленных на изменение существующей тенденции.

Заметим, что существование противоречия еще не означает такого развития системы, которое переводит ее на новый, более совершенный уровень. Только то развитие, которое идет в направлении установления гармонии между противоположностями, ведет к прогрессу, в противном случае в развитии системы неизбежно возникает конфликт, приводящий в конечном итоге к ее разрушению. Часто для смены направления развития системы необходимо внешнее вмешательство, позволяющее развиваться системе в соответствии с заявленной целью.

Мы считаем, что таким вмешательством, которое позволило бы сменить приоритеты современного человека, способствовать гармонизации его развития и обеспечить стабильность функционирования общества, могла бы стать выработка государственной идеи [3], стержнем которой являлось бы инновационное качество жизни. Такая идея должна способствовать изменению существующих в настоящее время ценностных ориентаций людей в плане избавления от перекоса в сторону материальных ценностей в ущерб духовным. Данный перекос, начавшийся еще в эпоху Возрождения, привел человека к потере целостности своего внутреннего мира. В людях образовалась внутренняя пустота, которую они стремятся заполнить путем употребления алкоголя, наркотиков, неумеренных сексуальных удовольствий. Чрезмерно развился человеческий эгоизм, вызванный сменой мировоззрения человека в ту эпоху. В центр вселенной вместо Бога был поставлен человек. Следовательно, весь мир должен служить удовлетворению потребностей человека. В результате такой безудержный рост потребностей привел человечество в настоящее время, в частности, к большим экологическим проблемам, что служит первым предупреждением, говорящим о необходимости смены ориентиров.

В то же время не следует впадать и в противоположную крайность. Как чрезмерное преобладание материальных ценностей, так и полное их отрицание ведут к деградации общества, к возникновению конфликта. Чтобы избежать подобного рода перекосов и обеспечить гармоничное развитие личности и страны, качество жизни должно быть инновационным. Предлагая использовать данный термин для определения качества жизни, мы хотим сказать, что качество жизни является не чисто статическим понятием и даже не чисто динамическим - это понятие инновационное. Динамика - это состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.

Отметим, что общество, обладающее определенной степенью инертности, не может быстро воспринять новые ценности, на основе которых форми-

руется базис жизненных норм человека: духовных, нравственных, материальных. В этом случае идет или насильственный слом существующих ценностей, или их непрерывное расшатывание. И то и другое приводит в конечном счете к обесцениванию вообще каких бы то ни было духовных ценностей.

Государственная идея должна быть закреплена на законодательном уровне, пройдя через систему общественных и государственных экспертиз. В итоге должна быть сформулирована единственная государственная идея, поскольку многообразие приводит к обесцениванию понятия качества жизни. При этом превалирует мнение о достижении личной свободы как общественной идеи, что редуцирует качество жизни к реализации своих материальных потребностей, о чем было сказано выше. К сожалению, такая ситуация фактически сложилась в настоящее время в современной России.

В результате выработки государственной идеи и ее реализации должно произойти отрицание представления о качестве жизни, основанного на удовлетворении примитивных духовных потребностей, и становление нового, основанного на традиционных культурных ценностях. Отметим еще раз, что материальные потребности должны быть разумными в том смысле, что их мерой является положительное или нейтральное влияние на духовный мир человека.

Материальные и духовные средства жизнедеятельности человека составляют его культуру. При этом материальные ценности, созданные человеком, рассматриваются, как правило, с экономической точки зрения. Мы считаем, что их необходимо рассматривать прежде всего с культурологической точки зрения, с точки зрения их гуманистического совершенства как средства для реализации потенциала человека, раскрытия его творческих возможностей как субъекта культуры. Если при этом наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями, то человеческая культура развивается также гармонично, если нет, то культура становится нестабильной, с аномалиями развития.

Рассмотрим подробнее те противоречия, гармонизации которых должна служить политика по достижению инновационного качества жизни. Первое противоречие между материальным и духовным, ведущее в настоящее время к конфликту, следует исследовать на двух уровнях: конфликт внутри человека как конфликт между волей и разумом и конфликт между человеком и обществом как конфликт между целым и частным.

Первый уровень характеризует противоречие между желаниями человека (волей) и разумом, еще находящимся под влиянием традиционных христианских ценностей (если говорить о Европе и России). Такой конфликт западный человек пытается разрешить не путем гармонизации своих желаний, сформированных идеологией общества потребления и являющихся по своей сути инстинктивными, а путем устранения на пути желаний традиционных ценностей. Этот процесс хорошо виден в Западной Европе, в которой постепенно легализуется проституция, считается нормой нетрадиционная сексуальная ориентация и т.п. Данный процесс фактически не регулируется современным демократическим государством, главной ценностью которого декларируется свобода, но свобода потреблять, гражданская свобода, а не духовная свобода как свобода выбора нравственных ценностей, добра. Но общество в своей массе склонно к удовлетворению легкодоступных, низших, а не выс-

ших потребностей, поэтому, как это ни парадоксально, демократическое правовое государство препятствует гармоничному развитию человека. Более того, экономика современного государства во многом определяется уровнем потребления. Возрастание духовности приводит к уменьшению потребления, следовательно, современному государству не выгодна ценностная переориентация человека.

Мы считаем, что правильным разрешением противоречий является такой путь, когда желания находятся в русле традиционных ценностей, когда они становятся для человека естественными. В этом случае снимается внутреннее напряжение, столь характерное для современного человека. Например, в настоящее время, как показывают различные социологические опросы, основным способом досуга являются просмотр телевизионных фильмов (прежде всего западного производства) и компьютерные игры. Тогда как более нормальной являлась бы ситуация, когда человек смотрел бы серьезные передачи, читал хорошую литературу и т.п. При этом такое стремление должно было бы быть для него естественным, что важно. Такого человека мы называем гармонично развитым, и его становление является целью достижения «инновационного качества жизни».

Второй уровень противоречий возникает, когда человек ощущает недостаточность своей свободы в обществе. Это происходит, если человек ощущает примат внешней свободы над внутренней. В этом случае возможны два пути реализации конфликта: преобразование человека и смена приоритетов свободы, а в конечном итоге - переход на более высокий уровень духовного развития (как это нередко происходило в Советском Союзе) или формирование человека-конформиста, играющего одну роль в обществе и совершенно другую на индивидуальном уровне (данная ситуация характерна сейчас для западного общества). Такой человек в обществе придерживается нравственных принципов христианства, а, будучи наедине с собой, руководствуется в основном инстинктивными потребностями. Данная ситуация хорошо видна на примере общения в Интернете, где отсутствует нравственный контроль в условиях анонимности. Внешне респектабельный человек, образец поведения в реальном обществе, в виртуальном мире Интернета может быть образцом распущенности и невоспитанности, и наоборот.

Перейдем ко второму противоречию между потребностями и возможностью их удовлетворения. В современном западном обществе такой конфликт практически не возникает, так как человек имеет достаточно материальных средств для удовлетворения основных материальных потребностей. Другая ситуация существует в российском обществе. Материальные потребности среднестатистического россиянина далеки от своего удовлетворения из-за низкого уровня доходов, низкого уровня оказания различных услуг и т.п. Следовательно, российский человек, став уже во многом человеком-потребителем, чье желание к увеличению потребления подстегивается рекламой, средствами массовой информации, в целом существующей идеологией, не может удовлетворить свои все возрастающие материальные потребности. Такие противоречия усугубляются высокой степенью социальной дифференциации в обществе. В связи с этим ситуация с качеством жизни в России намного тяжелее, чем в западных странах. Мы считаем, что для устранения данного противоречия необходимо не только поднимать уровень ма-

териального благосостояния человека, но и усиливать его духовные потребности, одновременно уменьшая материальные. И такой шанс благоприятного развития у России есть, поскольку россияне еще не попали полностью под власть идеологии общества потребления.

В связи с вышесказанным мы предлагаем следующие принципы, которые должны лечь в основу формирования содержания категории «инновационное качество жизни».

1. Мировоззренческие принципы.

Под ними мы понимаем разработку с помощью специально созданного экспертного совета такой государственной идеи, которая служила бы средством формирования мировоззрения гармонично развитого человека. Для осуществления прогресса необходимо вмешательство внешней силы. Такой силой и должно являться государство, задающее направление развития общества.

Для реализации поставленной цели важно обеспечить идеологическое согласие между внутриполитическими силами общества, и главную роль в этом должно играть государство. Заметим, что мы нисколько не отрицаем свободу слова и не говорим о необходимости введения в стране идеологии одной политической силы. Речь идет о том, что, несмотря на различие взглядов разных политических сил на развитие общества, политические программы партий и их деятельность должны быть направлены на реализацию гуманистической государственной идеи. Такая идея должна быть основана прежде всего на тех идеалах добра, красоты, справедливости и т.д., которые характерны для традиционной российской культуры. Цель одна, но пути могут быть разными. Безусловно, это ограничивает те политические силы, которые проповедуют чуждые нашей национальной культуре ценности, основанные на этике, которая сводит высшие духовные ценности к необходимым условиям реализации свободы человека, не ограничивающего свободу другого человека. Но только таким образом можно спасти страну от духовной, экономической и политической экспансии Запада.

Заметим, что изначально западная цивилизация возникла как цивилизация количества [4]. Начиная с момента возникновения в XVI в. Запад был одержим идеей наживы. Данная идея стала мировоззрением Запада, приравнявшего материальный успех к цели своей жизни, чему немало способствовал и протестантизм. Для России всегда было характерно стремление к цивилизации качества, когда целью жизни является духовное совершенствование человека. «Главное не что у тебя есть, а что ты есть» служило принципом жизни многих русских людей до недавнего времени.

Реализация такой государственной идеи должна сопровождаться сменой государственных приоритетов в образовании, здравоохранении, молодежной политике и т.п. Образование должно не просто давать человеку необходимые знания, оно должно нести важную воспитательную функцию, утрачиваемую в настоящее время, формировать в человеке правильную систему ценностей. Образование не должно быть служанкой бизнеса, формирующей человека-исполнителя, способного запоминать большое количество информации, но не приученного мыслить самостоятельно. Проводимая в настоящее время реформа образования, как один из этапов экспансии Запада во всеобщем процессе глобализации, направлена именно на формирование такого человека. Даже незначительные попытки введения в систему образования эле-

ментов, способствующих сохранению традиционной культуры, таких, например, как предмет «Основы православной культуры», наталкиваются на значительное сопротивление части политической элиты.

Образование должно формировать гармонично развитую личность, способную воспринимать и развивать традиционные культурные ценности. Этой же цели должна следовать и молодежная политика. Безусловной потерей для общества стало уничтожение массовых молодежных организаций, прежде всего пионерской. Данные объединения способствовали формированию у человека чувства коллективизма, взаимовыручки, патриотизма, фундаментальные нравственные принципы. Тем более это важно для современного индивидуалистического общества. В целом образование является важнейшим фактором, формирующим мировоззрение человека, тем механизмом, который передает от поколения к поколению культурное богатство народа.

Особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации, разрушающим в настоящее время духовный стержень россиянина. Необходимо полностью поменять отношение государства прежде всего к телевидению, которое не только наносит непоправимый урон нравственности людей, но и отбрасывает их сознание на много веков назад, в эпоху суеверий и магии. Точечные меры в данном вопросе не принесут результата, поскольку положительный эффект от некоторых передач и фильмов сразу же нивелируется отрицательным влиянием рекламы, навязывающей людям совсем другие ценности.

Список литературы

1. Шор охова, М. А. Качество жизни как парадигма современной культуры / М. А. Шорохова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 3. - С. 56-66.

2. Шор о х о в а , М . А . Инновационное качество жизни как парадигма культуры государства. Культурфилософский подход / М. А. Шорохова. - Германия : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 176 с.

3. Шор о х о в а , М . А . Инновационное качество жизни как основа формирования гуманистической государственной идеи в современной России / М. А. Шорохова // Вестник Нижегородского университета. Социальные науки. - 2009. - № 4. -С. 138-143.

4. Кара - Мурза, С. Г. Матрица «Россия» / С. Г. Кара-Мурза. - М. : Алгоритм, 2007. - 320 с.

References

1. Shorokhova M. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Guma-nitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2009, no. 3, pp. 56-66.

2. Shorokhova M. A. Innovatsionnoe kachestvo zhizni kak paradigma kul’tury gosu-darstva. Kul'turfilosofskiy podkhod [Innovative quality of life as a paradigm of the state culture. Cultural-philosophical approach]. Germaniya: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012, 176 p.

3. Shorokhova M. A. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. Sotsial'nye nauki [Bulletin of Nizhny Novgorod University. Social sciences]. 2009, no. 4, pp. 138-143.

4. Kara-Murza S. G. Matritsa «Rossiya» [The “Russia” matrix]. Moscow: Algoritm, 2007, 320 p.

Шорохова Мария Анатольевна

кандидат философских наук, доцент, кафедра дизайна и рекламы, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

Shorokhova Mariya Anatolyevna Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of design and advertising, Ogarev Mordovia State University

(68 Bolshevistskaya street, Saransk, the Republic of Mordovia, Russia)

E-mail: [email protected]

Сиротина Ирина Львовна доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой дизайна и рекламы, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68); член Международной ассоциации «Союз дизайнеров»

Sirotina Irina Lvovna

Doctor of philosophy, professor, head

of sub-department of design and advertising,

Ogarev Mordovia State University

(68 Bolshevistskaya street, Saransk,

the Republic of Mordovia, Russia);

member of the “Designers' union”

international association

E-mail: [email protected]

УДК 130.2 Шорохова, М. А.

Диалектический подход к проблеме качества жизни / М. А. Шорохова, И. Л. Сиротина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2 (30). - С. 70-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.