Научная статья на тему 'Влияние конкуренции на мировоззренческие ориентации личности'

Влияние конкуренции на мировоззренческие ориентации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2328
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОРИЕНТАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОТНОШЕНИЯ / СОПЕРНИЧЕСТВО / ЗАВИСТЬ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / КРИЗИС / ГУМАНИЗМ / АНТИГУМАНИЗМ / КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / WORD OUTLOOK / ORIENTATION / COMPETITION / ATTITUDE / RIVALRY / ENVY / DETERMINATION / AGGRESSION / PERSONALITY / INDIVIDUALISM / CRISIS / HUMANISM / ANTI-HUMANISM / CULTURE / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коряковцева Марина Александровна

Исследованы изменения, которые происходят в мировоззрении человека под влиянием развития конкурентных отношений. Конкуренция и индивидуализм существуют всегда в диалектической взаимосвязи. Там, где есть конкуренция, есть и индивидуализм. Эти два явления связывают одно с другим, особенно в культуре западной цивилизации. В рыночной экономике конкуренция приводит к тому, что личность все в большей мере строит свою жизнь самостоятельно. В условиях доминирования конкуренции и индивидуализма повышается ответственность личности за собственную судьбу, самоопределение и самостоятельный выбор моделей поведения, жизненной цели, ценностей. Конкуренция, как двигатель механизма свободного рынка, разрушает моноцентризм, т.е. ориентацию личности на единую систему ценностей, общепринятых стереотипов. Распространяется плюрализм, возникают новые возможности личного выбора занятий и способов деятельности. Актуализируется проблема наследственности поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION EFFECT ON INDIVIDUAL S WORLD OUTLOOK

Competition effect on individual s world outlook Aspiration for researching changes which appear into individual s world outlook because of competitive truck s development. Competition and individualism always appear into dialectical correlation. Where competition there is individualism. These two phenomenons are bound up with each other, especially it s most evident in west culture s civilization. In light of appearing of new values in society such as: democracy, market-based economy, freedom of choice, individualism competition brings individual to building his life independently, rising all the limits created by social institutions. In conditions of domination of competition and individualism person starts care more about destiny, self-determination, behaviors patterns, life goals and values. Competition, like an open-market s engine, destroys monocentrism individual s orientation toward shared network of values and generally accepted stereotypes. There are appearing new opportunities for individual choice of work methods and occupations. Also the question of heredity keeps current.

Текст научной работы на тему «Влияние конкуренции на мировоззренческие ориентации личности»

УДК 330.341:1

М.А. КОРЯКОВЦЕВА

ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: Мировоззрение, ориентация, конкуренция, отношения, соперничество, зависть, детерминация, агрессивность, личность, индивидуализм, кризис, гуманизм, антигуманизм, культура, цивилизация.

Исследованы изменения, которые происходят в мировоззрении человека под влиянием развития конкурентных отношений. Конкуренция и индивидуализм существуют всегда в диалектической взаимосвязи. Там, где есть конкуренция, есть и индивидуализм.

Эти два явления связывают одно с другим, особенно в культуре западной цивилизации. В рыночной экономике конкуренция приводит к тому, что личность все в большей мере строит свою жизнь самостоятельно. В условиях доминирования конкуренции и индивидуализма повышается ответственность личности за собственную судьбу, самоопределение и самостоятельный выбор моделей поведения, жизненной цели, ценностей. Конкуренция, как двигатель механизма свободного рынка, разрушает моноцентризм, т.е. ориентацию личности на единую систему ценностей, общепринятых стереотипов. Распространяется плюрализм, возникают новые возможности личного выбора занятий и способов деятельности. Актуализируется проблема наследственности поколений.

M.A. KORYAKOVTSEVA COMPETITION EFFECT ON INDIVIDUAL S WORLD OUTLOOK

Key words: word outlook, orientation, competition, attitude, rivalry, envy, determination, aggression, personality, individualism, crisis, humanism, anti-humanism, culture, civilization.

Competition effect on individual s world outlook - Aspiration for researching changes which appear into individual s world outlook because of competitive truck s development. Competition and individualism always appear into dialectical correlation. Where competition there is individualism. These two phenomenons are bound up with each other, especially it s most evident in west culture s civilization. In light of appearing of new values in society such as: democracy, market-based economy, freedom of choice, individualism competition brings individual to building his life independently, rising all the limits created by social institutions. In conditions of domination of competition and individualism person starts care more about destiny, self-determination, behaviors patterns, life goals and values. Competition, like an open-market s engine, destroys monocentrism individual s orientation toward shared network of values and generally accepted stereotypes. There are appearing new opportunities for individual choice of work methods and occupations.

Also the question of heredity keeps current.

Понятие «мировоззренческая ориентация» отражает текучесть, подвижность, изменяемость мировоззрения личности, обнаруживая суммарный вектор развития мировоззрения, механизм его формирования.

Мировоззренческие ориентации личности возникают из специфики человеческого способа бытия. Когда речь идет об особенностях человеческого способа бытия, прежде всего акцент делается на его креативной специфике. «Последняя связана с тем, что человеческому способу бытия присуща особая детерминация поведения существ, которые его олицетворяют: детерминация будущим. Именно поэтому сущностным признаком человека является историчность - способность объединять в собственном существовании три измерения времени: прошлое, настоящее и будущее, способность осознавать процесс собственного существования как течение упомянутых измерений, заботиться о “связи времен” этого существования, следовательно, соотнося его историчность с ходом событий во всем окружающем мире» [3, с. 113].

Условия человеческого существования важны не только в начале существования общества и человека, они должны быть учтены и в будущем. Конкуренция обусловлена историческим развитием общества и особым способом человеческого бытия.

Соперничество - один из доминирующих факторов современного общественного развития. Субъектам конкуренции приходится вступать в индивидуальные сопернические отношения, неизбежно приводящие к победе одних и к поражению других. Результатами такого взаимодействия явилось появление напряженности и враждебности между людьми, так как каждый человек выступает реальным или потенциальным конкурентом другого.

Такие отношения характерны не только для членов одной профессиональной группы, конкурентными отношениями пронизаны все составляющие общественной жизни. Толчком для соперничества может стать любое социально значащее благо или качество: внешняя привлекательность или острый ум, популярность среди представителей другого пола или материальное благосостояние. Все это осложняет личные отношения между людьми.

Сопернические отношения формируются у человека с ранних лет жизни. Соперничество как явление в семье и его роль объяснял З. Фрейд, отразив его в понятии Эдипова комплекса [4, с. 122-130]. Доказан факт, что негативный момент соперничества проявляется даже между родными братьями или сестрами. К. Хорни считает, что соперничество само по себе не обусловлено биологически, а является результатом определенных культурных условий [7, с. 191].

Сопернические отношения могут усиливать не только внутреннюю напряженность человека, перспективу его враждебности к другому, но и личностный страх и агрессивность. Страх, возникающий из-за того, что человек в результате поражения не будет иметь общественно значащих и престижных вещей и благ, приводит к снижению его самооценки и самоуважения.

Но, с другой стороны, стремление к успеху и общественному одобрению порождает в человеке не только укрепление целеустремленности и усилий воли для достижения поставленной цели, но и агрессивность к окружающей среде. Агрессивность как разрушительное и сопутствующее качество конкуренции может не только вызвать саморазрушение индивида, но и дестабилизировать общественные отношения в целом. Именно такая ситуация, по замечанию К. Хорни, ведет к появлению у человека неврозов [7, с. 192].

В своем развитии индивид ощущает социально детерминированую потребность быть целостной личностью, т.е. видеть себя гармонически развитым, реализуя себя в социально значащей деятельности [5].

Вследствие поражения в конкурентной борьбе опасным психическим состоянием, в контексте развития целостной личности, является фрустрация (обман, огорчение, разрушение планов), выражающаяся в характерных особенностях поведения и переживаний, вызванных объективно непреодолимыми трудностями, которые возникают на пути к достижению цели.

Становлению целостной личности мешает такая форма деструктивного поведения, как агрессия, противоречащая нормам и правилам существования людей в обществе, наносящая ущерб людям или вызывающая у них отрицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности. Агрессивные действия могут быть средством достижения цели или способом самоутверждения.

Конкуренция зачастую вызывает у человека такое чувство, как зависть. Следует различать позитивное и негативное значение этого термина. В позитивном понимании, завидуя, мы утверждаем ценность определенных предметов или личностных черт, ценность того, чем обладают другие лица, если же мы ими не обладаем, то понимаем, что нам необходимо приложить определенные усилия для их достижения.

Негативное значение зависть имеет тогда, когда у индивида возникает чувство агрессивности и враждебности, желание навредить человеку, которому завидуют. Корни зависти можно отыскать в чувстве собственного бессилия, появляющегося тогда, когда завистливый человек сознает превосходство того, кого еще недавно считал ровней себе или ничтожнее себя.

Истоком зависти может выступать уязвленная гордость. Человек практически всегда жаждет повышения собственного социального статуса и материального положения. Однако, опередив одного конкурента, мы всегда сталкиваемся с другим.

Чувство зависти возникает и тогда, когда человек сталкивается с виртуальной или реальной несправедливостью, например, видя, что богатство и жизненный успех распределяются не в соответствии с приложенными усилиями, а благодаря вмешательству фортуны, игре стихийных сил.

«Зависть - это род эгоистической защиты, которую мы, ощущая свою неполноценность, приводим в действие тогда, когда сравниваем свои “заслуги” с успехами, достигнутыми другими, это ложная попытка воссоздать былое самоуважение, но не в честном соревновании, а путем унижения и очернения реальных заслуг лица, которому завидуем. Завистливый человек тайно ненавидит того, кто оказался умнее, талантливее, удачливее его; ненавидит, между прочим, потому что он сам зачастую слаб, незначителен, ленив и неумел. Зависть порождает злорадное желание поражения тому, кто добился успеха. Это тип скрытой агрессивности, способной отравить жизнь и самого завистника, и лица, которому он завидует», - утверждает Г. Малышев [2, с. 82].

В индивидуалистическом характере социально-экономической системы, в столкновенье с угнетающей силой, будь то Бог, экономический гнет или конкуренты, видел причину одиночества человека Э. Фромм [6, с. 98]. Системе экономики нужны люди, которые «считают себя свободными от власти и принципов совести, хорошо приспособленные к социальной машине, которыми легко руководить, вести без вождя и побуждать к действию без всякой цели». По мнению Э. Фромма, современный человек отчужден от себя, близких и природы. Он воспринимает себя, свои силы как товар, который должен приносить ему прибыль. «Человеческие отношения стали отношениями автоматов, отчужденными друг от друга, которые не отличаются ни мыслями, ни чувствами, ни действиями» [6, с. 159].

Но каждый из них одинок, несмотря на то, что современная цивилизация предлагает разнообразные возможности, чтобы человек не ощущал и не сознавал себя одиноким. Общество, по Э. Фромму, в стремлении преодолеть одиночество, использует способ «объединение с группой» [6, с. 116], индивидуальное исчезает, и основной целью становится принадлежность к толпе. Но полное решение проблем одиночества человека в современном мире философ усматривает в достижении межличностного единства и слиянии с другим человеком в любви и путем любви.

Чтобы понять, возможно ли становление целостной личности в современных условиях экономической и социокультурной трансформации, важно осознать взаимоотношения таких понятий, как свобода человека и конкуренция.

Человек способен самостоятельно начинать развитие событий, так как он обладает правом выбора. В этом заключается сущность его свободы. В таком понимании свободу можно истолковывать как свободу выбора, однако выбора ответственного, когда человек сознательно находится на ответственном поле деятельности и именно к нему обращены следствия его действий и поступков.

Бытие общества может восприниматься человеком как его собственное бытие, поскольку он не может избирать для себя общество и вступает в него

сразу после своего рождения. В своей общественной деятельности он ограничен определенными традициями и нормами, присущими этому обществу. Человек, попадая в мир общественных отношений, может только распознать и выяснить его легитимность и действовать согласно им в собственной жизни.

В реальном бытии человек оказывается в ситуации отчуждения. Его деятельность, следствия и результаты этой деятельности неизбежно получают статус самостоятельной силы, которая захватывает человеческое «я» и властвует над ним, реальность общественного бытия становится для нее враждебной. Возникает пропасть между ожиданиями и желаниями человека и нормами, которые диктуются имеющимися социальными институтами. Человек воспринимает их как чуждые, даже враждебные для себя, попадая в ситуацию одиночества, изолированности, постепенно приводящих к разрушению воспринятых человеком в процессе воспитания норм поведения. Существование человека в социальном бытии находится в условиях острой конкуренции, жесткого сосуществования. Такое существование человека в реальном бытии в условиях конкуренции и проблема его свободы созвучны взглядам представителей экзистенциализма на человеческое бытие в мире. Поскольку мы нашли сознание не в себе, а извне, в процессе своего функционирования, мы, вследствие нашей природы, заброшены во враждебный и неподатливый мир. Обособленный индивид должен постоянно одолевать, отвергать навязчивое вторжение вещей и предметов внешнего и враждебного мира, ограждаясь от него, отстаивая право на личностную свободу. Индивид вырван из контекста социального бытия. Человек является таким, каким он сам себя делает по субъективно прочувствованному «проекту».

Самореализация индивида осуществляется за пределами социальной действительности и деятельности. Эта социально недетерминированная самореализация становится иллюзорной и делает существование индивида трагическим. Ощущение абсурда наполняет жизнь каждого, кто в состоянии подняться над повседневной жизнью и прийти к переживанию личностного существования.

Проявлением основного экзистенциального несоответствия современного человека становится кризис самоидентичности, т.е. кардинальное нарушение органичности всех составляющих человеческой жизнедеятельности, потеря надежных, обычных, установленных, рационально выверенных и обоснованных ориентиров в условиях кризисного социума.

Ощущения тошноты и абсурда А. Камю [1, с. 222-318] почти тождественны. Их финал - суицид. В этом чужом жестоком мире человек - посторонний. Сквозь века доходит до нас первобытная враждебность жестокого мира.

В условиях конкуренции люди считают, что их цели взаимодействуют негативно, успех одного плохо отражается на другом, успешное достижение целей одним человеком не позволяет того же сделать другому.

В ходе анализа исследований выявлено, что в условиях позитивной взаимозависимости одной из сторон в дихотомическом конфликте ощущается положительное объединение личной цели и цели другой стороны. Итак, каждая из сторон может достичь личной цели только при условии достижения личной цели другой стороной. Такое взаимодействие индивидов прослеживается в условиях кризисных ситуаций, групповой работы. Негативное объединение проявляется тогда, когда цели одной из сторон конфликта вступают в негативное взаимодействие с целями другой стороны. Один субъект сможет достичь своей цели за счет другого. Такое ощущение реальности возникает при условии дефицита различных видов ресурсов и социальных благ. Негативное взаимодействие субъектов порождает враждебное отношение друг к другу,

приводит к возникновению соперничества, которое может отрицательно сказываться на результатах совместной деятельности индивидов.

Мотивационные компоненты конкуренции представляют способ будущих действий индивидуума. Человек, находясь в социальной среде, взаимодействует с двумя явлениями: конкуренцией между индивидами и сотрудничеством между ними. Эти явления порождают у человека борьбу мотивационных компонентов относительно формирования его целей и поведения: получить максимальный результат и для себя, и для других в процессе сотрудничества, или же получить высокий результат только для себя в процессе конкуренции. Это приводит к внутриличностной дилемме.

Напряжение между мотивом сотрудничества, направленным на совместимость действий, и мотивом конкуренции, предусматривающим личностную пользу, влияет на выбор человека. Имеющееся напряжение не может исчезнуть и порождает внутренний дискомфорт у человека. Перед ним встает актуальный вопрос: что лучше? Быть как все, или проявить свои лучшие способности и умения и таким образом восстать против своего окружения, породить негативные проявления человеческой натуры к себе, а именно: зависть, агрессивность, злость. Что лучше? Быть со своим социальным окружением в теплых, дружеских отношениях или породить холодную атмосферу вокруг себя, ощущать себя одиноким и страдать от этого. Что лучше? Оказывать содействие общественному прогрессу в целом, жертвуя своим счастьем, или стараться быть счастливым самому, помня, что наибольшая ценность на земле - это человек и общественные явления, в том числе и общественный прогресс - для него, но не он для них. Что лучше?

Там, где есть конкуренция, есть и индивидуализм; эти два явления взаимосвязаны и взаимообусловлены, особенно в культуре западной цивилизации. Мотивация личности в условиях индивидуализма и конкуренции схожи. Индивидуализм порождает мотивацию к получению максимального результата только для себя, а конкуренция - относительно результатов других. В ХХ в. основное направление трансформации мировых ценностей отображалось в гуманизации общественных ценностей, распространении демократии и конкуренции, углублении индивидуализма, отразившихся на мировосприятии и миропонимании отдельных личностей.

На определенной стадии социального и антропологического развития, имеется в виду стадия индивидуализации, возникают тенденции гуманизации ценностей общества. Права человека и лично он становятся более важными, чем ценности государства. Светский гуманизм реализует свое содержание в ряде противоречивых явлений и тенденций, в том числе в индивидуализме и конкуренции. Провозглашая под эгидой гуманизма важность прав человека и его свободы, человек имеет возможность избирать свое поведение как внешнее проявление особенностей своего внутреннего мира. Человек может избирать стиль поведения - индивидуалистический, альтруистический, конкурентный и др. Выбор человека связан с теми культурными нормами и ценностями, которые закреплены в этом обществе. Человек, осознав свободу своих действий и возможностей, поняв силу знания, ощутил в себе способность изменить мир. В результате состоялся выброс могучей интеллектуальной творческой и социальной энергии, позволивший построить современное общество, технически и экономически развитое, с доминированием принципов индивидуализма и конкуренции.

Некоторые ученые и общественные деятели считают, что ХХ век стал веком краха гуманизма. Гуманизм как человечное отношение одного человека к другому, как взаимопонимание, милосердие и сочувствие, - величайшая цен-

ность и общественное достояние. Но философский принцип гуманизма, ставящий человека в абсолютный центр бытия, является весьма спорным. В ХХ столетии этот принцип хотя и был заложен в программы деятельности миллионов масс, возвратился к людям с трауром и скорбью.

Гуманизм превращается в антигуманизм, если в его основу закладывается антигуманное мировоззрение, связанное с конкуренцией и индивидуализмом. Это приводит к сомнительным последствиям. Например, идея постоянного развития сводится к предложению корректировать численность населения земного шара. Это больше похоже на планы универсального уничтожения бедных и лишних людей как своеобразное конечное решение демографического вопроса.

Конкуренция в связи с формирующимися новыми ценностями - демократии свободы выбора и индивидуализма - предопределяет нежелание самодовлеющего субъекта (в пределах существующего законодательства) находиться в тех границах, которые приписывают ему социальные институты. Он сам может строить свою жизнь, но жесткие условия конкуренции диктуют ему, каким образом ее строить, и тем самым ограничивают свободу человека в контексте общественного развития.

В личности, в условиях доминирования конкуренции и индивидуализма, повышается ответственность за собственную судьбу, самоопределение и самостоятельный выбор моделей поведения, целей, ценностей. Такая ответственность может лечь на плечи индивидов тяжелым бременем, послужить причиной внутренних конфликтов, углубляющихся с разрывом мира коллективных ценностей. В процессе новых продуктивных конкурентных отношений рождается новый тип индивидуального сознания, новая, более активная, деятельная, сильная личность. Появление личностей нового типа стимулирует новый моральный прогресс, который приведет к объединению индивида и общества на новом, более качественном уровне.

Конкуренция побуждает человека к более широкой реализации личностных возможностей и удовлетворению в связи с этим широкого спектра собственных потребностей. Возникает правомерный вопрос о взаимодействии культуры потребностей личности, удовлетворение которых стимулирует или тормозит конкуренция в зависимости от отдельной личности, с духовной культурой общества.

Культура личных потребностей и духовная культура общества находятся в диалектическом взаимодействии. Разумность потребностей человека, и материальных, и духовных, связана с достижением ею определенного уровня культуры. Она обусловлена овладением человеком общечеловеческих ценностей, достижений мировой культуры, особенно тех ценностей и норм, которые проявлены в соответствующем обществе. Человек регулирует свои потребности согласно общественным нормам.

Культура личных потребностей и культура общества не являются равнозначными компонентами единого целого. Доминирующей выступает культура общества, влияющая на формирование потребностей человека, обеспечивающая проникновение общественных духовных ценностей в содержательность деятельности людей. А материальные и духовные продукты деятельности личности становятся культурными ценностями, вовлекаясь в процессы материального и духовного производства.

Конкуренция, влияя на социальные идеалы и моральные нормы, изменяя их в соответствии с общественными потребностями, постепенно способствует трансформации духовных ценностей человека и общества. Духовные ценности выполняют роль аксиологического обоснования выбора потребностей, интересов, планов, целей, способов реализации, следствий деятельности. Духовные ценности отражают внутреннее состояние бытия человека, а в об-

щенациональном аспекте - бытие наций. Постоянная внутренняя активность человеческой психики приводит к возникновению потребности в изобретении, создании, реализации мечтаний, жизни собственной внутренней жизнью, которая становится самоценностью человека, становится ее сутью.

Мир внутренней жизни человека взаимодействует с миром социального бытия, оказывает влияние на социальное, как часть на целое. Некие закрепленные нормы и отношения корректируют внутренний мир человека определенным образом, приводя к конструктивным или деструктивным изменениям внутреннего мира личности. Такое взаимовлияние, неоднократно повторяясь, постоянно изменяет внутренние (личностные) и внешние (общественные) духовные ценности согласно особенностям социально-экономического развития, тех конкурентных отношений, которые существуют в современном общественном бытие.

Конкуренция как двигатель механизма свободного рынка разрушает моноцентризм, т.е. ориентацию личности на целостную систему ценностей, принятых обществом стереотипов. Распространяется плюрализм, возникают новые возможности личного выбора занятий и способов деятельности. Но переход к рыночным отношениям в условиях ускоренной трансформации общества выливается в кризис, охватывающий практически все сферы жизнедеятельности. Сегодня «коллективное сознание» (идеалы, моральные ценности, верования, право и т.п.), которое обусловливало способ поведения людей, уступило принципам индивидуализма, идущих рука об руку с конкуренцией.

В условиях быстрой социокультурной переориентации на фоне социальноэкономического кризиса нормальный процесс социализации человека затруднен.

Социализация предусматривает усвоение определенных ценностных ориентаций, моральных норм, социальных ролей, адаптивных процессов к условиям социальной среды. Отсутствие четких норм, ценностных ориентиров, как уже отмечалось, приводит к неврозам, стрессам, большим психическим нагрузкам на личность.

Если субъект владеет пониманием социальных норм, это дает ему возможность предусмотреть, как будут вести себя другие, приспособиться к внешней среде, быть в какой-то мере конформистом. Нормы позволяют избавить человека от неопределенности, эмоционального напряжения и тревоги. Единые нормы и ценности содействуют объединению личностей в социальные группы, наличие разнообразных неустойчивых норм обусловливает диссоциации, социальное напряжение и социальные конфликты.

В условиях перехода к новым конкурентным отношениям нарушается преемственность поколений, новое поколение в состоянии приспособиться к новым условиям жизни, а население преклонного возраста - нет. Это создает социальные конфликты, падение родительского авторитета и в целом сводится к общечеловеческому падению морали. В ценностных ориентациях молодежи превалируют материальные ценности и интересы, этот процесс происходит на фоне влияний западной дешевой кинопродукции, которая пропагандирует массовое насилие и убийства. Вышесказанное приводит к социальной нестабильности. При потере жизненных ориентиров и жизненных целей, наличии внутренних конфликтов и стрессов у человека возникает экзистенцио-нальная фрустрация, порождающая агрессивность.

Конкуренция, с одной стороны, побуждает людей к активности, зачастую вопреки их воле, а с другой - порождает феномен избегания взаимодействия со сферой социального бытия. Не имея опыта деятельности в рыночных условиях, индивид ощущает себя не только загнанным в глухой угол под давлением существующих обстоятельств, но и лишенным права на надежду. В обществе властвует нигилизм. Социально-экономические сложности, бедность, бесправие формируют

психологию человека-приспособленца, социальный конформизм в целом, который на фоне развитых постиндустриальных стран выглядит как дикость.

Сознание человека наряду с внутренней активностью носит инертный характер, в частности сознание граждан прошлого советского времени, воспитанных в условиях приоритета общественного над личным, в духе коллективизма, имеет более конформистские и консервативные взгляды, чем радикальные, и не может воспринять фундаментальные принципы рынка, особенно в быстрый период начального накопления капитала, - индивидуализм, конкуренцию, эгоизм. Привлекательные черты капитализма - идти наперекор судьбы, бросить ей вызов, взять на себя ответственность и быть готовым к ней - присущи активному меньшинству, а не растерянному большинству современного общества.

Состояние нестабильности в обществе в условиях конкуренции в долгосрочном периоде приводит к росту количества личностей с искалеченной психикой и психологией, встревоженным сознанием. Такое явление наблюдается в период интенсивного развития глобальной мировой конкуренции.

Желание выжить в условиях мировой конкуренции, специфика которой проявляется в условиях межиндивидуальной конкуренции ее субъектов внутри страны, приводит, в частности, к трудовой миграции населения. Иммигранты продолжают экономический бум в развитых странах, но они же создают опасные культурные противоречия между собой и другим миром. Аналогичные процессы наблюдаются среди развитых стран, в частности в США. Это находит свое отражение в образовательных стандартах, уровне занятости, способах участия в политической жизни.

Современная конкуренция резко заостряет противостояние бедных и богатых в самых развитых странах. Богатые люди разных стран с одинаковыми материальными интересами и стилями жизни, пользующиеся одинаковыми технологиями, имеют намного больше общего между собой, чем представители бедных слоев своей страны, у которых абсолютно противоположные ценности, интересы, психология. Это, в свою очередь, обусловливает подрыв национальных интересов многих государств и ослабление их позиций в мировой конкурентной борьбе.

Таким образом, прослеживая влияние конкуренции на мировоззренческие ориентации личности и на социальное развитие в целом, укажем, что по-новому воспринимается проблема духовности человека и общества, формирование новой культуры ценностей. Действительно ли инстинкт выживания требует от человека эгоизма и беспокойства только за себя, где реализуется принцип: «с волками жить - по-волчьи выть»? Или все-таки в обществе действуют определенные механизмы саморегуляции, направляющие деструктивные проявления поступков отдельных личностей в конструктивное и прогрессивное для всего общества русло?

На наш взгляд, современная цивилизация - это упорядоченная социальная организация, развивающаяся по законам и способная преодолеть кризисные явления и противоречивые тенденции в современном обществе. Человек, кроме инстинктивной деятельности, наделен еще разумом и волей, опираясь на которые, общество и государство способны наполнить жизнь человека новым содержанием согласно новым условиям.

Литература

1. Камю А. Миф в Сизифе: (Эссе об абсурде) / А. Камю // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. С. 222-318.

2. Малышев М.А. Человек и мир его переживаний / М.А. Малышев. Екатеринбург: УрГУ,

2000. 280 с.

3. Философия: учебник / И.В. Бычко, И.В. Бойченко, В.Г. Табачковский и др. Киев: Лыбедь,

2001. 408 с.

4. Фрейд З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд // Теории личности в западноевропейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности. Самара: БАХРАХ, 1996. 480 с.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: Республика, 1994. 447 с.

6. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1989. 272 с.

7. Хорни К. Невротическая личность / К. Хорни // Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара: БАХРАХ, 1996. 480 с.

КОРЯКОВЦЕВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - научный сотрудник, Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Украина, Харьков ([email protected]).

KORYAKOVTSEVA MARINA ALEKSANDROVNA - scientific worker, Kharkiv State Arts and Design Academy, Ukraine, Kharkiv.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.