Научная статья на тему 'Культура, инновации и рынок: духовно-нравственные и экономические составляющие'

Культура, инновации и рынок: духовно-нравственные и экономические составляющие Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
243
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИИ / РЫНОК / ДУХОВНОСТЬ / СВОБОДА ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Левко Анатолий

В статье рассматриваются идеологические и рыночные составляющие культуры, а ее духовное и рациональное содержание выступает в качестве важнейших предпосылок инновационного развития. Анализируются экономические и духовные факторы капиталистического общества и условия обеспечения свободы рыночных отношений, а также наиболее актуальные проблемы коммерциализации сферы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture, innovations and market: spiritual, moral and economic components

The article considers the ideological and market components of culture, and its spiritual and rational content serves as the major prerequisites for innovative development. The author analyzes the economic and spiritual factors of capitalist society development, the freedom of market relations, and the most pressing problems of cultural commercialization.

Текст научной работы на тему «Культура, инновации и рынок: духовно-нравственные и экономические составляющие»

Культура,

инновации и рынок:

духовно-нравственные и экономические составляющие

Резюме. В статье рассматриваются идеологические и рыночные составляющие культуры, а ее духовное и рациональное содержание выступает в качестве важнейших предпосылок инновационного развития. Анализируются экономические и духовные факторы капиталистического общества и условия обеспечения свободы рыночных отношений, а также наиболее актуальные проблемы коммерциализации сферы культуры. Ключевые слова: культура, инновации, рынок, духовность, свобода выбора.

Фото Сергея Дубови

Анатолий Левко,

главный научный сотрудник Центра историко-философских и компаративных исследований Института философии НАН Беларуси, доктор

социологических наук, кандидат философских наук, профессор

Предпринимательская активность, частная инициатива и частная собственность, коммерческий успех, чувство хозяина, мотивация труда и личная заинтересованность в его конечных результатах, прибыль, экономический эффект хозяйственной и других видов деятельности, саморегуляция, свобода выбора - все это формы проявления самодеятельности личности. Данный феномен есть выражение собственного выбора нравственных, экономических, этических, политических и других ценностей и идеалов в качестве важнейшего общественного значения или критерия оценки эффективности своей трудовой и других видов активности, а самой этой активности - как смысла жизни. Иными словами, она имеет под собой некую идеологическую основу, объединяющую культуру и природу человека, духовно-нравственные и экономические составляющие его бытия. «Трудоголизм», инновационное мышление, высокий уровень

профессиональной компетентности специалистов - это выражение жизненного выбора народа и самодеятельности каждой отдельно взятой личности, а не результат лишь мудрого руководства той или иной политической партии или государственных чиновников.

Эта самодеятельность - важнейшее условие цивилизацион-ного развития общества и его культуры, определяющих научно-технический прогресс, коммуникационные связи и образ жизни людей в целом. Вместе с тем различные цивилизации, общественно-политические системы, экономические формации, национальные государства и народы достигли и достигают на этом пути далеко не одинаковых успехов. Существенно разнятся здесь и сами критерии этого успеха и качества жизни. В одном случае за основу берется потребление материальных благ и степень оказываемых услуг, во втором - духовно-нравственный потенциал

личности, социальные гарантии и т.д. Народы отличаются темпами и содержанием стиля жизни, в котором созерцание, праздность и труд совсем не тождественны. И это различие продолжает сохраняться, несмотря на происходящую социально-экономическую глобализацию, политическую унификацию, социально-культурную интеграцию и духовную деидеологиза-цию. При этом идеологии в виде теоретических и практических идей - ценностей, идеалов, убеждений - и рыночным отношениям как важнейшим факторам совершенствования самодеятельности людей во всех случаях отводится определяющая роль.

Иное дело, что идеология сочетания самодеятельности личности и рыночного механизма, называемая капитализмом, по ряду причин оказалась сегодня доминирующей. Парадокс в том, что интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал не всегда возможно реализовать в виде цивилизационно-го развития, научно-технического прогресса, информационных и других технологий, экономической эффективности производства и т.п. Лишь идеология капитализма, присущая западному миру, в ходе истории оказалась в состоянии использовать

Философские поиски

эти требования. Она как бы воочию продемонстрировала преимущество рыночных механизмов регуляции экономических отношений по сравнению с другими формами этой регуляции.

Капитализм зиждется на взаимоисключающих друг друга духовных и материальных началах: управляемости, базирующейся на рационализации и бюрократизации, и стихии рынка, где главенствует потребление материальных благ. Исследование этих начал в разной мере представлено в английской политэкономии и немецкой классической философии. При этом англичанам принадлежит пальма первенства в изучении материальной, экономической составляющей капиталистического общества, а немецким философам - духовного. «Немцы,-отмечает П.П. Гайден-ко,- никогда не разделяли принципов индивидуализма и утилитаризма, лежащих в основе классической политэкономии Смита и Риккардо» [2].

В работах «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790) И. Канта разум рассматривается как феномен культуры, а не лишь как отражательное свойство мозга. Исходя из взглядов философа, каждый человек «делает себя сам», ему вменяется в обязанность культивировать свой разум, которому присущи именно сознание долга и «высшего нравственного закона». И. Кант преодолевает односторонности рационализма и эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувственного опыта и рациональных структур в научном познании. Что же касается Ф. Гегеля, то в его философии разум предстает уже как выражение духовного развития, неотделимого от исторического развития всего общества. Именно эта особенность берется за основу

К. Марксом в ходе экономического анализа истоков капитализма. При этом он широко использует такие элементы рационального мышления, как «цена», «товар», внося тем самым известный вклад в разработку проблемы идеальных экономических форм.

Эту же традицию продолжил М. Вебер в исследовании идеальных типов бюрократии. Рационализация и бюрократизация, по его мнению,- конкретные исторически сложившиеся формы выражения духовного, нашедшие свое отражение в этике протестантизма и образе жизни буржуазного общества. По Ве-беру, человек в рационализированном социуме выполняет две не только разные, но и противоположные функции. Как специалист, независимо от того, в какой сфере производства или управления он реализует свои знания, индивид полностью включен в «машину формальной рациональности», то есть целиком растворяется во всеобщем, которое при этом выступает как безликое и нейтральное по отношению к человеческим «ценностям», подчинено своим законам и требует полной объективности, исключения всех субъективных привнесений. Таким образом, человек как профессионал должен отрешиться не только от своих персональных симпатий и антипатий (от «оценочного отношения»), но и от «родовых», «общечеловеческих» привязанностей, то есть от «ценностного» отношения к объекту рассмотрения [1].

Далее Вебер указывает на вторую основную функцию человека в обществе, которая прямо противоположна первой. Если в качестве специалиста он способствует прогрессу, то как личность он обязан служить границей этой формальной системы производства и управления. Если индивид хочет остаться свободным, он должен противопоставить всем тенденциям

современного производства индивидуальную позицию. Значит, противопоставить свое право и желание решать самому судьбу в той области, на которую постоянно посягает социум с его обобществляющей линией. Ве-бер подчеркивает, что свобода начинается по ту сторону производства, как и сфера ценностей -по ту сторону рациональности, и именно «расщепленность» человека и есть единственное условие сохранения свободы индивида в буржуазном обществе. По его мнению, человек и социум могут рассматриваться в качестве одновременно существующих различных сил и моментов, которые никогда нельзя безболезненно организовать в единую целостность, подчиненную общему принципу. Между ними идет постоянная борьба.

По существу М. Вебер одним из первых выделяет два типа общества: социальную общность и социальную организацию. Оба являются своеобразными феноменами культуры: естественной и искусственно моделируемой. Последние имеют свою духовную основу, проявляемую прежде всего в исторически складывающихся религиозных воззрениях, свойственных западной цивилизации.

С этой методологической позицией полемизирует лауреат Нобелевской премии А. Швейцер, который также ядром ци-вилизационного развития считает духовность, и в частности этизацию общественной жизни на основе разума. Однако сама духовность, согласно его мнению, опирается на общечеловеческие ценности и лишена какого-либо исторического содержания. Она имеет всеобщий характер, выраженный в этических категориях, и применима к любому социальному времени и пространству. При этом духовность не может и не должна становиться безликой, целиком

растворяясь во всеобщей формальной рациональности. Она проявляется, по мнению ученого, лишь на уровне индивидуального этического мышления. Стремление же связывать духовность с исторической целесообразностью способствует рационализации общественной жизни и подавлению личной самодеятельности социальной организацией, полному поглощению индивида обществом. С этой позиции А. Швейцер критикует Ф. Гегеля и его последователей за рационализацию, которая неизбежно превращается в организацию, в политический, экономический, социально-культурный и другой менеджмент.

Противоположностью за-организованности социальных институтов выступает принцип свободы рыночных отношений, лишенный всякого духовно-нравственного начала и этических идей и основанный на индивидуализме и прагматизме материально-вещественного потребления. Однако уже по своей природе он не в состоянии быть таким же эффективным средством регуляции духовного развития общества, как и материальной экономической жизни. Гуманистическое и гуманитарное начала здесь сменяются потребительской целесообразностью, в результате чего культура, опирающаяся на индивидуальную самодеятельность, уступает место массовой культуре, существующей скорее благодаря подражанию, чем инновации. К тому же для того, чтобы соотнести культуру с законами рынка, ей необходимо придать потребительский характер, или превратить ее в своеобразный рынок услуг.

Тем не менее не ослабевает стремление коммерциализировать духовную жизнь на современном постсоветском пространстве. В сфере культуры, науки и образования оно реализуется

благодаря превращению данных видов деятельности в разновидность оказываемых населению платных услуг. Также набирает силу убеждение, согласно которому законы рынка позволяют покончить с административным и политическим произволом в области культуры и придать подлинное ускорение культурному прогрессу с позиции общечеловеческих ценностей. Правда, достичь этой цели без существенных издержек для общества в создавшихся условиях вряд ли возможно.

В культуре и науке, в отличие от экономики, складывается несколько парадоксальная ситуация. Без творческой самодеятельности личности данные отрасли знания двигаться вперед вообще не могут, но им не обойтись и без финансирования из государственного бюджета или начального капитала, обретенного в других отраслях, поскольку свобода творчества, как уже отмечалось, начинается по ту сторону производства. Наука и искусство не могут развиваться лишь по законам бизнеса. Отсюда убеждение отдельных исследователей в том, что творчество и рынок далеко не всегда совместимы. Опасение, что всеобщая коммерциализация отраслей культуры чревата превращением отдельных сфер искусства в разновидность бизнеса и культурного менеджмента, влекущего за собой деформацию театра в кабаре, художественного творчества в шоу и так далее, не лишено оснований. Это прямая дорога к замене элитарной культуры массовой. Именно потребление, рынок вытесняют элитарную гуманитарную культуру различными услугами «на злобу дня». К тому же рынок предполагает частный капитал и частную собственность, контролируемую Всемирным банком и его кредитной политикой. А это, в свою очередь, изначально содержит риск

ущемления национальных интересов и угрозу национальной безопасности.

Академические институты, музеи, картинные галереи являются национальным достоянием. Они не должны быть приватизированы или контролируемы кем-либо, кроме государства. Деятельность этих учреждений напрямую связана с государственной идеологией и политикой. И хотя многие прикладные науки и отдельные отрасли культуры, например досуга, при определенных условиях могут быть вполне самофинансируемыми и самоокупаемыми, распространить этот принцип на всю науку и культуру нельзя. Поэтому нет ничего удивительного, что в общественном мнении зреет убеждение, что коммерциализация сектора культуры приведет к культурной деградации населения, забвению национальных интересов и потере государственного суверенитета. При такой ориентации кредитная политика полностью вытеснит культурную политику государства. Культурный рост страны и бизнес в сфере культуры, образования и науки, согласно этому мнению, несовместимы. И

Продолжение в следующем номере

Литература

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения; пер. с нем./сост. общ.ред. и по-слесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко.— М., 1990.

2. Гайденко П.П.Социология Макса Вебера//Вебер М.Избранные произведения: пер. с нем / сост., общ. ред. и по-слесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко.- М., 1990. С. 5-43.

3. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 11.- М., Л. 1935. С. 10.

4. Демчук М.И. Высшая школа и стратегия инновационного развития Республики Беларусь.- Мн., 2006.

5. Симонян Е.А.Единство теории и практики(Философский анализ) / отв. ред. Э.А. Баллер.- М., 1980.

6. Тамбиянц Ю.Г. Почему побеждает либерализм: осмысление механизмов взаимодействия идеологии и социальной иерархии.- Ростов-на-Дону,2006.

7. Швейцер А. Культура и этика.- М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.