Научная статья на тему 'Инновационное использование социальных сетей в образовательном процессе в качестве инновационного образовательного ресурса'

Инновационное использование социальных сетей в образовательном процессе в качестве инновационного образовательного ресурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная сеть / дистанционное обучение / инновации / информационная образовательная среда / коммуникация / social network / distance learning / innovation / information educational environment / communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорена Семеновна Шушания

В статье рассматривается новый подход к формированию и развитию образовательной среды посредством активизации и включения в нее социальных образовательных сетей, проводится анализ терминологического поля. Социальные сети интернет-пространства представляют собой мощный ресурс образовательного процесса, обладающий сложной структурой и огромными возможностями в сфере науки, обучения и воспитания подрастающего поколения в системе непрерывного образования. Автор представил опыт практической деятельности в вузе, ориентированный на создание психолого-педагогических условий мотивации обучающихся к творческой деятельности. Рассмотрены разные ступени непрерывного образования (вуз), аккумулирующие использование социальных сетей в качестве инновационного образовательного ресурса нового поколения. Автором предпринята попытка раскрыть потенциал использования современных социальных сетей в образовательном процессе. На примере авторского опыта предлагаются элементы информационного наполнения страниц, размещения материала, использования контента для предоставления дополнительной образовательной среды при изучении дисциплин юридического блока. Показывается инновационный подход к обучению в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative use of social networks in the educational process as an innovative educational resource

The article considers a new approach to the formation and development of the educational environment through the activation and inclusion of social educational networks, and analyzes the terminological field. Social networks of the Internet space are a powerful resource of the educational process, which has a complex structure and huge opportunities in the field of science, education and upbringing of the younger generation in the system of continuing education. The author presented the experience of practical activity at the university, focused on creating psychological and pedagogical conditions for motivating students to creative activity. Different stages of continuing education (higher education institutions) that accumulate the use of social networks as an innovative educational resource of a new generation are considered. The article attempts to reveal the potential of using modern social networks in the educational process. On the example of the author's experience, elements of the content of the pages, the placement of the material, the use of content to provide an additional educational environment in the study of the disciplines of the legal block are proposed. An innovative approach to distance learning is shown.

Текст научной работы на тему «Инновационное использование социальных сетей в образовательном процессе в качестве инновационного образовательного ресурса»

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 149—153. State service and personnel. 2022;(1): 1 49— 1 53.

Научная статья

УДК 347 NIION: 2012-0061-01/22-036

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-149-153 MOSURED: 77/27-008-2022-01-236

Инновационное использование социальных сетей в образовательном процессе в качестве инновационного образовательного ресурса

Шорена Семеновна Шушания

МФПУ «Синергия», Москва, Россия, shore555@mail.ru,

SPIN-код: 1332-3691, AuthorID: 1018762

Аннотация. В статье рассматривается новый подход к формированию и развитию образовательной среды посредством активизации и включения в нее социальных образовательных сетей, проводится анализ терминологического поля. Социальные сети интернет-пространства представляют собой мощный ресурс образовательного процесса, обладающий сложной структурой и огромными возможностями в сфере науки, обучения и воспитания подрастающего поколения в системе непрерывного образования.

Автор представил опыт практической деятельности в вузе, ориентированный на создание психолого-педагогических условий мотивации обучающихся к творческой деятельности. Рассмотрены разные ступени непрерывного образования (вуз), аккумулирующие использование социальных сетей в качестве инновационного образовательного ресурса нового поколения. Автором предпринята попытка раскрыть потенциал использования современных социальных сетей в образовательном процессе. На примере авторского опыта предлагаются элементы информационного наполнения страниц, размещения материала, использования контента для предоставления дополнительной образовательной среды при изучении дисциплин юридического блока. Показывается инновационный подход к обучению в дистанционном формате.

Ключевые слова: социальная сеть, дистанционное обучение, инновации, информационная образовательная среда, коммуникация.

Для цитирования: Шушания Ш.С. Инновационное использование социальных сетей в образовательном процессе в качестве инновационного образовательного ресурса // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 149—153. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-149-153.

Original article

Innovative use of social networks in the educational process as an innovative educational resource

Shorena S. Shushania

MSPU Synergy, Moscow, Russia, shore555@mail.ru, SPIN-^: 1332-3691, AuthorID: 1018762

Abstract. The article considers a new approach to the formation and development of the educational environment through the activation and inclusion of social educational networks, and analyzes the terminological field. Social networks of the Internet space are a powerful resource of the educational process, which has a complex structure and huge opportunities in the field of science, education and upbringing of the younger generation in the system of continuing education.

The author presented the experience of practical activity at the university, focused on creating psychological and pedagogical conditions for motivating students to creative activity. Different stages of continuing education (higher education institutions) that accumulate the use of social networks as an innovative educational resource of a new generation are considered. The article attempts to reveal the potential of using modern social networks in the educational process. On the example of the author's experience, elements of the content of the pages, the placement of the material, the use of content to provide an additional educational environment in the study of the disciplines of the legal block are proposed. An innovative approach to distance learning is shown.

Keywords: social network, distance learning, innovation, information educational environment, communication.

For citation: Shushania Sh.S. Innovative use of social networks in the educational process as an innovative educational resource // State service and personnel. 2022;(1):149—153. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-149-153.

© Шушания Ш.С. М., 2022.

№ 1/2022

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к ос -^■^трой дискуссии о месте и роли социальных сетей в современном образовательном процессе. Отметим, что сегодня речь ведется уже о мобильном обучении, виртуальном обучении, т.е. о смене образовательной парадигмы в целом, о наступлении так называемой эпохи электронной педагогики [3].

Пандемия, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, оказала чрезвычайное влияние на каждую из сфер общественной жизни. Отдельные из них пережили существенные изменения, переформатирование затронуло и образовательную среду. Выразилось оно, в первую очередь, во временном переходе образовательных организаций на удаленную организацию своей деятельности. Дистанционный формат обучения показал как слабые, так и сильные стороны всей российской системы образования в целом, и высшего образования в частности. Конечно, большая часть отечественных образовательных организаций высшего образования уже была знакома с такой формой взаимодействия педагогического работника и обучающегося [1].

Однако использование электронной информационно-образовательной среды и дистанционных образовательных технологий происходило в ограниченном масштабе под конкретные категории обучающихся, и имели дело с такой формой обучения далеко не все педагоги высшей школы. «Обязательный полный переход на удаленный режим работы для всех участников образовательного процесса оказался серьезным стрессом и был сопряжен с большими сложностями как для администрации учебного заведения, так и для преподавателей и обучающихся» [5].

Обеспечение качественного образовательного процесса в новых условиях потребовало мобилизации усилий от педагогических работников. В первую очередь связано это было с необходимостью освоения дистанционных образовательных технологий, а также методик проведения всех видов учебных занятий, контроля текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

Как и многие другие представители педагогического звена высшей школы, мы также «на ходу» овладевали новым стилем преподавания в рамках предложенных образовательными организациями онлайн-платформ. В настоящее время мы продолжаем поиск наиболее оптимальных форм взаимодействия с обучающимися в рамках дистанционного образовательного процесса. Реалии нашей жизни показывают востребованность такого формата обучения.

Однако наравне со ставшими классическими образовательными технологиями полагаем возможным расширять их за счет использования потен-

циала социальных сетей, ведь современные студенты в большинстве своем молодые прогрессивные пользователи Интернета и различных гадже-тов, уже имеющие аккаунты на данных веб-сервисах. А социальная сеть (от англ. social networks) представляет собой интернет-площадку, посетители которой имеют возможность создать информационный ресурс (о себе, своих интересах, достижениях и проч.) с целью установить связи с людьми, разделяющими их интересы.

Уже справедливо говорить, как заметили М.А. Дьячкова и О.Н. Томюк, о появлении новой нормы поведения современного человека — повседневном использовании интернет-ресурсов в быту, учебной и профессиональной деятельности и, как следствии, появлении новых социальных ролей — член интернет-сообщества, пользователь, участник сетевого сообщества [4].

По статистическим данным, в России за период с мая по июль включительно текущего года Интернетом хотя бы раз в месяц пользовались 95 млн человек, что составляет 78% населения нашей страны старше 12 лет.

Главным техническим устройством, обеспечивающим возможность выхода в Интернет, является смартфон — им пользуются 67% россиян; 51% населения используют для этой цели компьютер (ноутбук), 17% — планшет, 15% — Смарт ТВ. (Данные об аудитории Интернета в России представила Mediascope: https://mediascope.net/news/ 1209287/ Дата обращения: 29.10.2020).

По результатам последних исследований наибольшей популярностью среди российских пользователей обладают следующие интернет-площадки: социальные сети (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Instagram, YouTube, TikTok, Twitter); бло-ги, форумы, сайты отзывов; Telegram-каналы и иные открытые чаты. В Рунете первое место по числу активных пользователей занимает социальная сеть «ВКонтакте», все большую популярность начинает набирать «Instagram». Самым быстрорастущим форматом последних лет становится «Stories». (Английское слово «stories» в переводе на русский язык означает «истории».)

Stories в социальных сетях — это относительно новый формат, который заключается в коротких видео или серии фото, автоматически исчезающих через 24 часа с момента опубликования.

Теперь опишем непосредственный процесс использования социальной сети в образовательном и научном процессе. Возьмем для примера наиболее активный среди русскоговорящей интернет-аудитории сетевой ресурс «ВКонтакте». Как известно, многие пользователи имеют свои персональные страницы, а в студенческой среде этот показатель приближен к абсолютным данным. Имеют свои страницы и представители профессорско-пре-

№ 1/2022

подавательского состава. В самом примитивном формате коммуникации возможно размещение учебной, научной и иной полезной для обучения информации на персональной странице преподавателя в рамках записей для подписчиков страницы, куда могут входить и обучаемые.

Такая форма дистанционного формата общения позволяет делиться педагогу полезной информацией с обучаемыми по изучаемым темам курса в режиме онлайн (презентациями, докладами, ссылками на полезные ресурсы). Однако широкий диапазон участников, часть из которых не относится к среде коммуникации, присутствие иной информации, в том числе частного характера, иные помехи (фейковые подписчики, взломы страницы, вброс ненужной и негативной информации) не позволяют достаточно эффективно отладить обучающее взаимодействие.

В связи с этим предлагаем использовать наш положительный опыт использования специального сообщества в социальной сети «ВКонтакте», ориентированного на конкретную обучающуюся аудиторию (группу, курс, факультет, вуз) и предмет коммуникации. Созданы и активно функционируют сообщества «ВКонтакте» под названием «ALFIRHUZHIN.RU» (https://vk.com/club189360490) и «ГП ННГУ» (https://vk.com/club187849187).

Специальное сообщество создается преподавателем на правах создателя группы с правами администратора ресурса. Возможность указания названия, тематики, типа группы (открытая, закрытая, частная), выбора и присоединения участников позволяет создать целевую аудиторию для конкретных образовательных задач. Такой ресурс получает свой идентификационный номер и позволяет управлять страницей как самому преподавателю (владельцу сообщества), так и назначаемым им лицам с правами редакторов.

Созданное сообщество носит статус самостоятельного контента, обеспечивающего размещение актуальной образовательной информации, ее обсуждение, создание дополнительных бесед и мероприятий с встроенными возможностями сети уведомления участников о событиях в группе, мгновенной информационной поддержки в случаях возникновения сбоев в официальных образовательных информационных продуктах. Сообщество позволяет связывать иные социальные сети электронной среды, взаимодействовать с официальными образовательными ресурсами вузов, интегрироваться в иное информационное пространство сети Интернет.

Информативность, доступность для участников, широкий функционал взаимодействия обеспечиваются устойчивой связью всех заинтересованных лиц. Данные ресурсов социальной сети позволяют производить аналитику. Так, из пре-

доставляемых отчетов можно получить динамические данные об уникальных посетителях сообщества, новых подписчиках, а также количественных показателях просмотров страницы. Эта информация позволяет отслеживать как целевую аудиторию участников и их активность, так и использовать дополнительные возможности для продвижения сообщества в информационной образовательной среде.

В аспекте положительного эффекта от использования социальных сетей при освоении образовательных программ высшего образования полагаем возможным указать на следующее: потенциальная непрерывность учебного процесса, так как имеется возможность взаимодействия педагога с обучающимися в согласованное ими время, независимо от расписания занятий; возможность организации участия каждого обучающегося как в группе, так и индивидуально; восполнение знаний о пропущенных занятиях; фиксация наиболее важной информации по учебной дисциплине; индивидуальное (групповое) консультирование обучающихся; рассмотрение отдельных вопросов, не раскрытых в ходе занятия лекционного и (или) семинарского типа; обсуждение проблемных тем в совместном диалоге, что позволяет обучающимся проявлять инициативу в изучении конкретного предмета.

Безусловно, дистанционной формат в освоении образовательных программ предоставляет уникальные возможности для сотрудничества педагога и обучающихся, а также обучающего взаимодействия между студентами. Ведь включение элементов такого формата обучения позволяет преодолевать ограничения, связанные с раздельным местонахождением участников образовательного процесса. Это способствует поиску и воплощению творческих решений в обучающей среде, реализации креативных проектов.

Создаются уникальные условия для формирования у обучающихся большей самостоятельности в познавательном процессе, что требует от них повышения дисциплинированности, необходимости осознать бульшую ответственность за свое обучение. Возлагается дополнительная ответственность и на педагога. Именно от него, его профессионализма будет зависеть эффективность использования социальных сетей в каждом конкретном случае. Ведь как точно замечено и подтверждается нашим личным опытом, «технология дополняет, но принципиально не изменяет процесс обучения. Для любого новшества человеческий фактор является ключевым» [5].

В связи с этим педагогические работники должны «перестроиться» под новые реалии, «прокачивать» свои навыки работы в цифровой среде, при их нехватке — восполнять пробелы. И долж-

№ 1/2022

ны им в этом содействовать, в первую очередь, сами образовательные организации, как минимум, проводя обучающие семинары, тренинги, разрабатывая и реализуя курсы повышения квалификации по данным направления.

Работа со студентами в онлайн-формате с использованием социальных сетей отчасти требует от педагогических работников «быть на одной волне» с обучающимися, при этом держать соответствующие рамки «педагог-студент».

Полагаем необходимым придерживаться следующих рекомендаций при использовании социальных сетей в дидактических целях:

1. На выбранной интернет-площадке зарегистрировать публичный аккаунт, направленный на создание и поддержание образовательного контента. Однако видится возможным размещение информации личного характера для поддержания интереса аудитории. Делать это следует продуманно, весьма дозированно и системно. Например, один пост в неделю с личной историей, содержащей аспекты профессиональной деятельности педагога. Можно рассказать свой путь становления в профессии, выбора узкой предметной специализации.

2. Продумать и составить контент-план, т.е. четко определить, какая информация и в каком формате будет публиковаться. Возможно создание раздела под названием «Виртуальная доска объявлений», где будет размещаться информация организационного характера, например, о предстоящих темах занятий лекционного и (или) семинарского типа, о промежуточной и (или) итоговой аттестации, деловых играх, научных конференциях. Иметь отдельный блок с рабочими кейсами по темам учебного курса. Поднимать проблемные вопросы для открытого обсуждения в комментариях. Проводить открытые консультации в прямом эфире. Создать иные разделы, наличие которых будет способствовать повышению познавательной активности лиц, получающих образование.

3. Обеспечить защиту персональных данных как самого педагога, так и обучающихся. С этой целью должны проводиться разъяснительные беседы о рисках в социальных сетях, о том, какую информацию уместно размещать для публичного доступа, а какую нет.

Современный процесс обучения постепенно модифицируется, в традиционный формат лекци-онно-семинарского общения педагога и студента проникают, и весьма успешно, информационные технологии, которые позволяют выйти за пределы учебной аудитории. Задача каждой из сторон образовательного процесса максимально использовать достижения в цифровой среде для решения дидактических задач. Для этого необходимо развиваться в этом направлении, осваивая информационные инструменты.

Таким образом, с развитием научно-технической базы появляются и новые инструменты для организации познавательной активности лиц, получающих образование, в качестве которых можно использовать социальные сети. Многие методисты скептически относятся к использованию данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, поскольку в традиционном представлении социальная сеть рассматривается как антагонист образования, среда отдыха, легкомыслия и развлечений [6].

Однако с их помощью возможно решение ряда задач, таких, как дистанционная организация совместной работы учебного коллектива, продолжительная научная и проектная деятельность, проведение вебинаров и онлайн-консультаций (индивидуальных и массовых), что весьма полезно для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся [2].

Список источников

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с

01.09.2020) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959/

2. Абрамова О.М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности // Высшее образование в России. 2020. № 7. С. 155—159.

3. Абрамова О.М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О.М. Абрамова, О.А. Соловьева. // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 1055—1057 // URL: https:// moluch.ru/archive/113/29321/ (Дата обращения:

05.03.2021)

4. Дьячкова МА., Томюк О.Н. Социальные сети как образовательный ресурс / / Педагогическое образование в России. 2017 // https://cyberleninka. ru / article/n/sotsialnye-seti-kak-obrazovatelnyy-resurs (Дата обращения: 05.03.2021)

5. Зернов ВА., Манюшис А.Ю., Валявский А.Ю., Учеваткина Н.В. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности // Науч. тр. Вольного экономич. общества России. 2020 // https://cyberleninka.ru/ article/n/ob-razovatelnoe-prostranstvo-rossii-posle-pandemii-vyzovy-uroki-trendyvozmozhnosti (Дата обращения: 05.03.2021)

6. Киреев В.Н. E-learning при подготовке педагогических кадров / / Высшее образование в России. 2019. № 2. С. 148—153.

References

1. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 № 273-FZ (as amended

№ 1/2022

on 31.07.2020, with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2020) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/

2. Abramova O.M. The use of cloud technologies for the organization of control of educational activities // Higher education in Russia. 2020. № 7. Pp. 155—159.

3. Abramova O.M. The use of social networks in the educational process / O.M. Abramova, O.A. So-lovyova. // Young scientist. 2016. № 9 (113). Pp. 1055—1057 // URL: https://moluch.ru/archive/ 113/29321/ (Accessed: 03.05.2021)

4. Dyachkova MA, Tomyuk O.N. Social networks as an educational resource // Pedagogical education

in Russia. 2017 // https://cyberleninka.ru/article/ n/sotsialnye-seti-kak-obrazovatelnyy-resurs (Accessed: 03.05.2021)

5. Zernov VA., Manyushis A.Yu., Valyavsky A.Yu., Uchevatkina N.V. The educational space of Russia after the pandemic: challenges, lessons, trends, opportunities / / Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2020 // https:// cyberleninka.ru/article/n/ob-razovatelnoe-prost-ranstvo-rossii-posle-pandemii-vyzovy-uroki-trendy-vozmozhnosti (Accessed: 03.05.2021)

6. Kireev B.N. E-learning in the training of teaching staff // Higher education in Russia. 2019. № 2. Pp. 148—153.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.

ISBN: 978-5-238-03246-7

Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.

Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.

Информация об авторе Шушания Ш.С. — ка.ндидат юридических наук

Information about the author

Shushania Sh.S. — candidate of law

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.