Научная статья на тему 'Практика использования социальных сетей в качестве инновационного образовательного ресурса'

Практика использования социальных сетей в качестве инновационного образовательного ресурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова А.А.

В статье рассматривается новый подход к формированию и развитию образовательной среды посредством активизации и включения в неё социальных образовательных сетей, проводится анализ терминологического поля. Социальные сети интернет-пространства представляют собой мощный ресурс образовательного процесса, обладающий сложной структурой и огромными возможностями в сфере науки, обучения и воспитания подрастающего поколения в системе непрерывного образования. Автор представил опыт практической деятельности в школе и в вузе, ориентированный на создание психологопедагогических условий мотивации обучающихся к творческой деятельности. Рассмотрены разные ступени непрерывного образования (школа, вуз), аккумулирующие использование социальных сетей в качестве инновационого образовательного ресурса нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темербекова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF USE OF SOCIAL NETWORKS AS AN INNOVATION EDUCATIONAL RESOURCE

The research work examines a new approach to forming and development of the educational environment by means of introduction of social educational networks in its space. The researcher carries out an analysis of the terminological field. Social networks of the Internet space represent a powerful resource of the educational process. It has a complex structure and huge potential in the sphere of science, training and education of younger generation in the system of continuous education. The author has presented the experience of practical activities in school and in a higher education institution, focuses on creation of psychology and pedagogical conditions to motivate students' creative work. Different steps of continuous education (school, higher education institutions) accumulate the use of social networks as an innovative educational resource of new generation.

Текст научной работы на тему «Практика использования социальных сетей в качестве инновационного образовательного ресурса»

его социентальные параметры. Образовательное пространство социума предстает как система взаимодействия педагогической теории, образовательной практики и стейкхолдеров развития образования. Внедрение трансдисциплинарного подхода в подготовке магистров позволяет обеспечить овладение целостной системой знаний и создать условия и реализации холистического и системного подходов в развитии ценностно-смысловой ориентации студентов магистратуры.

Предложенный трансдисциплинарный подход учебного процесса в магистратуре выводит его за рамки гносеологического видения к освоению историко-конкретных образцов научного познания в область парадигмальной множественности педагогической реальности, которая часто характеризуется ценностно-смысловой рассогласованностью. Для ценностно-смысловой ориентации в образовательное пространство социума в такой ситуации важно научить студентов магистратуры выделять мета-педагогические объекты, нуждающиеся в трансдисциплинарном понимании. К ним, прежде всего, относится аксиологическое понятие человека, как многомерного субъекта обучения, воспитания и развития.

В практической педагогике необходимость реализации трансдисциплинарного подхода обосновывается в постижении сложных процессов развивающего педагогического опыта в практике образования. Ценностно-смысловые ориентации в таком контексте выполняют функцию определения ведущих ценностей и смыслов изменчивой, неопределенной образовательной реальности и развивается в ходе взаимодействия с ней [5].

Взаимодействие представляется в виде процессов выбора-оценки-осмысления и стратегического применения педагогического опыта в практике образования. На трансдисциплинарном уровне студенты в своих исследованиях могут выделять ценностный объект педагогической деятельности, осуществляют его аксиологическую интерпретацию и оценку. Ценностно-смыс-

ловое осмысление включает определение значения данного аксиологического явления для существующей педагогической практики, аксиологической значимости среди историко-педа-гогических аналогов, масштаба и диапазона его существования в образовательном пространстве и времени. Возможность стратегического применения определенного педагогического опыта в процессе обучения магистров определяется надежным массивом актуальных данных и подкрепляется результативным прогностическим моделированием. Полученные данные выступают как социально-образовательные ценности социальной образовательной деятельности и оказывают обратное воздействие на личность студента магистратуры. Одновременно формирует у студента ценностно-смысловые особенности образовательного пространства социума как области сопряженных различных научно-практических интересов и процесс эволюции ценностно-смысловых систем образования, влияния различных факторов на их определение, вариативности развития соответственно перспективным потребностям общества.

Трансдисциплинарность до сих пор не получила своего однозначного и общепринятого определения, не является препятствием для её присутствия в системе высшего образования, использования в научных исследованиях, а также при решении сложных многофакторных проблем образования и общества. Сегодня во многих странах проводятся конференции, семинары, образованы и успешно функционируют академии и институты трансдисциплинарного образования и трансдисциплинарных исследований. Использование трансдисциплинарного подхода является необходимым условием для выполнения дипломных, магистерских и докторских работ. Внедрение трансдисциплинарного подхода в процесс обучения в магистратуре позволит повысить качество подготовки специалистов, обеспечивающих развитие образования в контексте пространства-времени развития общества.

Библиографический список

1. Трансдисциплинарность в современной науке. 2009. Available at: http://www.psychologos.ru/articles/view/transdisciplinarnost_v_ sovremennoy_nauke

2. Judge A. Conference Paper. 1st World Congress of Transdisciplinarity, Union of International Associations. 1994. Available at:: http://www. uia.org/uiadocs/aadocnd4.htm

3. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований. Вестник ТГПУ. 2011; 10. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ transdistsiplinarnye-strategii-issledovaniy

4. Киященко Л.П. Моисеев В.И. Философиятрансдисциплинарности. Москва, 2009.

5. Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения. Современные проблемы науки и образования. 2014; 5.

References

1. Transdisciplinarnost' vsovremennojnauke. 2009. Available at: http://www.psychologos.ru/articles/view/transdisciplinarnost_v_sovremennoy_ nauke

2. Judge A. Conference Paper. 1st World Congress of Transdisciplinarity, Union of International Associations. 1994. Available at:: http://www. uia.org/uiadocs/aadocnd4.htm

3. Knyazeva E.N. Transdisciplinarnye strategii issledovanij. Vestnik TGPU. 2011; 10. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ transdistsiplinarnye-strategii-issledovaniy

4. Kiyaschenko L.P. Moiseev V.I. Filosofiya transdisciplinarnosti. Moskva, 2009.

5. Mokij M.S., Mokij V.S. Transdisciplinarnost' v vysshem obrazovanii: 'ekspertnye ocenki, problemy i prakticheskie resheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 5.

Статья поступила в редакцию 07.02.17

УДК 378

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: tealbina@yandex.ru

THE PRACTICE OF USE OF SOCIAL NETWORKS AS AN INNOVATION EDUCATIONAL RESOURCE. The research work examines a new approach to forming and development of the educational environment by means of introduction of social educational networks in its space. The researcher carries out an analysis of the terminological field. Social networks of the Internet space represent a powerful resource of the educational process. It has a complex structure and huge potential in the sphere of science, training and education of younger generation in the system of continuous education. The author has presented the experience of practical activities in school and in a higher education institution, focuses on creation of psychology and pedagogical conditions to motivate students' creative work. Different steps of continuous education (school, higher education institutions) accumulate the use of social networks as an innovative educational resource of new generation.

Key words: social networks, communication, education, training, educational environment.

А.А. Темербекова, д-р. пед. наук, проф. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: tealbina@yandex.ru

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В КАЧЕСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования и науки Республики Алтай. Проект № 16-16-04007.

В статье рассматривается новый подход к формированию и развитию образовательной среды посредством активизации и включения в неё социальных образовательных сетей, проводится анализ терминологического поля. Социальные сети интернет-пространства представляют собой мощный ресурс образовательного процесса, обладающий сложной структурой и огромными возможностями в сфере науки, обучения и воспитания подрастающего поколения в системе непрерывного образования. Автор представил опыт практической деятельности в школе и в вузе, ориентированный на создание психолого-педагогических условий мотивации обучающихся к творческой деятельности. Рассмотрены разные ступени непрерывного образования (школа, вуз), аккумулирующие использование социальных сетей в качестве инновационого образовательного ресурса нового поколения.

Ключевые слова: социальные сети, коммуникация, образование, обучение, образовательная среда.

Непрерывное образование как педагогическая система представляет собой совокупность способов, форм, средств и приёмов реализации образовательных потребностей человека на разных ступенях образования. В условиях информационного общества встает вопрос о сетевых коммуникациях, использование которых в системе непрерывного образования формирует такое качество, как ИКТ-компетентность.

Теоретическое пространство понятия сети [1; 2] показывает достаточно разнообразный комплекс разных подходов. В педагогике сеть рассматривают как: а) совокупность учреждений, выполняющих определенную социально-образовательную функцию; б) структура обеспечения связи между разнообразными образовательными программами и школами; в) пространство общения, обеспечивающая встречу уникальных участников сетевого взаимодействия. Характерными особенностями социальных сетей являются возможности создания собственной страницы, размещения на ней личной информации в различной форме: в виде фотографии, описания, видео.

Возможности интерактивных сетевых технологий в формировании информационной компетентности обучающихся велики, сетевые коммуникации позволяют устанавливать контакты с другими участниками сети, обмениваться информацией, структурировать ее и классифицировать [3; 4].

Вопросами социальных сетей занимались отечественные ученые А.О. Алексеева, Ю.М. Баранова, Л.А. Битков, Л.А. Браславец, Ю.В. Будовская, А.А. Градюшко, Е.Г. Ефимов, И.И. Засурский, И.В. Зиновьев, М.М. Панюшева, А.В. Пустова-лов, А.А. Селютин, М.Е. Соколова, В.Н. Степанов, Л.В. Ухова и другие. Их значительные дидактические возможности разработаны в педагогических исследованиях Е.Д. Патаракина, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова и др.

Рассмотрим далее некоторые пути реализации сетевых коммуникаций, их особенности и характеристики. Так, в рамках реализации мероприятия 2.3 «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов», проводимых в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 6 им. И.З. Шукли-на г. Горно-Алтайска» реализует проект «Ресурсный центр образовательной робототехники «Интелроб». Актуальность проекта диктуется необходимостью внедрения и интеграции в образовательный процесс методических разработок, современных технических средств обучения, компьютерных и интерактивных моделей, технических конструкторов, игровых наборов, виртуальных решений, систем дистанционного обучения с целью социализации и воспитания подрастающего поколения.

Реализация проекта по развитию образовательной робототехники опирается на методологические подходы.

Системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ю.А. Конаржевский, Э.Г. Юдин и др.), позволяет рассматривать процесс создания образовательной робототехники как сетевую коммуникацию и как систему интегральных характеристик личности, которая является методологической основой конструктивной деятельности. Применение системного подхода к исследуемому явлению позволяет создавать модели сложных процессов и, следовательно, делает более упрощенными их исследование. Средовый подход (М.В. Артюхов, П.Р. Ату-тов, Е.Н. Белозерцев, П.П. Блонский, А.В. Мудрик, Л.Н. Новикова,

Н.Л. Селиванова, С.Т. Шацкий и др.) позволяет рассматривать процесс создания ресурсного центра образовательной робототехники и сетевой коммуникации как совокупность исследовательских процедур в региональной образовательно среде. К таким процедурам относятся: выявление факторов, создающих доминату развития личности и, соответственно, тип среды, в которой формируется творческая личность обучающегося; установление взаимовлияния организованного обучения и средовых условий, влияющих на процесс развития образовательной робототехники; проектирование оптимальной композиции коммуникативных, информационных, учебных, творческих сред.

Деятельностный подход позволяет рассматривать деятельность обучающихся в сетевой коммуникации как результат его информационной деятельности, он дает основание исследовать развитие процесса формирования готовности обучающихся к конструктивной деятельности как качественное преобразование его внутриличностных особенностей, осуществляемое в организованной образовательной среде. В соответствии с этим подходом проявляются способности обучающихся, так как личность и индивидуальность человека формируется и проявляется в деятельности.

Выбранные выше методологические подходы являются базой для реализации проекта по созданию ресурсного центра образовательной робототехники на базе Лицея №6 г. Горно-Алтайска. Основные направления реализации проекта - повышение эффективности образовательного процесса, технологическое совершенствование механизма обучения, систематизация методик преподавания робототехники, систематизация регионального опыта с целью формирований единой концепции внедрения образовательной робототехники в учебный процесс.

Целью проекта явилось создание ресурсного центра, оснащенного базовым робототехническим конструктором-лабораторией, учебно-методическими материалами с целью стимулирования интереса детей и молодежи к сфере инноваций и высоких технологий, воспитания и социализации, включения их в систему современных ценностей и требований; содействие повышению престижа технических профессий в обществе, формированию и пополнению отечественной инженерной элиты; обеспечение межрегиональной кооперации и трансфера технологий в области реализации молодежных предпринимательских инициатив.

В качестве механизма, обеспечивающего достижение результатов и обеспечивающего устойчивость решения проблем данного проекта, выбраны следующие: Деятельность ресурсного центра робототехники с целью повышения уровня профессионализма педагогов, получения широкого спектра образовательных услуг для обучающихся; создание новых форм влияния социума на содержание и качество образовательного процесса. Создание лаборатории робототехники с банком методических материалов. Создание условий для детско-взрослых активностей через деятельность клуба робототехники и проведение профильных смен в каникулярное время с целью воспитания и социализации обучающихся, популяризации естественнонаучных дисциплин. Функционирование сетевой модели образовательных учреждений для диссеминации инновационного опыта Лицея. Характеристика состава работ Ресурсного центра образовательной робототехники «Интелроб» включает несколько направлений, в совокупности осуществляющих сетевую коммуникацию в сфере образовательной робототехники:

Организационное направление, включающее следующие виды деятельности: разработка и утверждение нормативно-ре-

гламентирующих документов; создание координационного совета по реализации рабочей программы центра; разработка методических материалов и рабочих программ; утверждение расписания занятий; освещение на сайте Лицея деятельности по развитию образовательной робототехники.

Методическое направление, включающее следующие виды деятельности: подготовка и повышение квалификации педагогических кадров; организация методических мероприятий: семинаров, вебинаров, совещаний, круглых столов и т. п.; создание и наполнение банка методических материалов; организация обмена опытом с педагогами региона, распространение опыта.

Воспитательное направление, включающее следующие виды деятельности: создание курса проектной деятельности по робототехнике в 4-8 классах в рамках внеурочной деятельности; создание профильной смены «Робототехника» в каникулярное время (в течение всего года).

Учебное направление, включающее следующие виды деятельности: создание рабочих программ и реализация инте-гративных курсов по математике, физике, информатике и др. с включением модулей по робототехнике; создание клуба робототехники на кафедре физико-математических дисциплин.

Соревновательное направление, включающее следующие виды деятельности: организация подготовки к тренировочным соревнованиям роботов; тренировочные соревнования школьных команд; подготовка и участие команд в мероприятиях различных уровней.

Направление мониторинга, включающее следующие виды деятельности: мониторинг соревновательной деятельности; анализ эффективности преподавания робототехники в ресурсном центре.

Информационное направление, включающее следующие виды деятельности: размещение информации на сайте Лицея о результатах соревнований; выпуск бюллетеня по информированию общественности о проводимых мероприятиях по образовательной робототехнике, а также их результатах. Реализация данного проекта обеспечивает развитие дополнительной образовательной среды в случае правильной организации мониторинга и коррекции образовательного процесса на этапе внедрения деятельности ресурсного центра образовательной робототехники.

Результатом реализации модели сетевого взаимодействия должен стать инновационный образовательный процесс, основанный на новом содержании образования, новых формах и методах организации деятельности, новой системе определения эффективности образовательной деятельности и научно-методическом сопровождении.

Для повышения эффективности мероприятий муниципальных стажёрских площадок используется каскадная модель сетевого взаимодействия. В рамках данной модели педагог или команда педагогов, овладевшие новыми технологиями организации образовательного процесса, проводят обучающие семинары-практикумы (мастер-классы и т. п.) для педагогов из других общеобразовательных организаций.

В целях расширения сети возможно приглашение на мероприятия муниципальных стажёрских площадок представителей из общеобразовательных учреждений (организаций) из других районов Республики Алтай и Алтайского края. На данный момент ведется диагностика обучаемых, формируется банк данных образовательного контента, уточняется база участников веби-наров. К инновационной деятельности подключены педагоги и сотрудники, ученический и родительский коллективы, сетевые партнеры. Проект по созданию образовательной робототехники рассчитан на образовательный кластер Республики Алтай и Алтайский край.

Развитие сетевых коммуникаций в системе высшего образования напрямую связано с процессом формирования информационной компетентности будущего специалиста [5 - 7]. Это качество сегодня относится к ряду ключевых в силу того, что владение информацией, способами ее получения, оперирования и использования является необходимым условием успешной

Библиографический список

профессиональной деятельности в будущем [8]. Образовательная практика показывает, что формирование информационной компетентности учителя осуществляется в процессе создания педагогических условий, способствующих эффективности этого процесса, созданных в образовательной среде вуза. Возможности образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов описаны достаточно подробно [9]. Представлены образовательные, академические и профессиональные социальные сети, используемые в системе образования: LINKEDIN, направленная на развитие профессиональных контактов; SCHOLAR.GOOGLE.RU, ориентированная на активное научное цитирование; ACADEMIA.EDU, создающая базы актуальных научных публикаций портала; RESEARCHGATE.NET, развивающая внутривузовское сотрудничество; EPISTEMIO. COM, реализующая групповой подход в системе непрерывного образования, описана система управления курсами Moodle и дидактический потенциал веб-квест технологии.

Как показывает образовательная практика, одной из интерактивных технологий обучения, заслуживающей в современном образовательном пространстве внимания, является система Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), которую в современной литературе Moodle рассматривают как систему управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), разработанную для учебного процесса, для создания онлайн-курсов преподавателями и образовательных веб-сайтов. Такие системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE) [10 - 13].

Система Moodle для преподавателей обладает широкими методическими возможностями: использует педагогику взаимодействия, активного учения, критической рефлексии и др.; подходит для 100% онлайн-курсов; может редактировать тексты с помощью внедренного HTML редактора; имеет простой, эффективный, совместимый с разными браузерами web-ин-терфейс; обладает высокой степенью коммуникации: имеет такие инструменты как форумы, чаты, wiki, обмен сообщениями, блоги и др.; динамична в использовании хода учебного занятия посредством широкого спектра инструментов для построения учебного процесса, включая не только стандартные модули, но и дополнительные - текстовые материалы курса, задания, тесты и другие элементы курса. Для преподавателя система Moodle дает обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности студентов как индивидуальной, так и групповой. Возможность бесплатного использования системы, а также ее корректировки и изменения в соответствии с требованиями образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами, позволяют использовать её не только в сфере вузовского образования, но и в других направлениях.

Социальные сети выступают в образовательной сфере современной образовательной коммуникацией, способной стать конкретным инструментом взаимосвязи между людьми, активизировать учебное взаимодействие. В контексте рассмотрения социальных сетей в качестве средства образовательной коммуникации ключевым моментом для определения их значения в образовательной сфере выступают те возможности, которые могут осуществляться посредством использования образовательных ресурсов.

Таким образом, сетевые коммуникации в системе непрерывного образования рассматриваются сегодня как образовательный ресурс нового поколения, задающий современный формат научного и делового общения в Интернет, позволяющий активизировать и интегрировать различные формы и методы обучения с целью реализации образовательных задач вуза в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

1. Темербекова А.А. Социальные сети в образовательном процессе как ресурс формирования ИКТ-компетентности личности: монография. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016.

2. Рождественская М.Г. Теоретический анализ понятия «Сетевое взаимодействие» в сфере образования. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45).

3. Темербекова А.А., Чугунова И.В. Возможности интерактивных технологий в формировании информационной компетентности будущего учителя. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6 (25): 96 - 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.