Научная статья на тему 'Инновационное инвестирование в машиностроительном комплексе Республики Узбекистан'

Инновационное инвестирование в машиностроительном комплексе Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова Э. Р., Мирзаева М. Л.

Современный мировой финансово-экономический кризис способствовал обострению некоторых экономических процессов, накоплению отрицательных тенденций в экономиках отдельных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное инвестирование в машиностроительном комплексе Республики Узбекистан»

к.э.н. Ахмедова Э.Р., к.э.н. Мирзаева М.Л.

Институт Экономики АН РУз

ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

■ Современный мировой финансово-экономический кризис способствовал обострению некоторых экономических процессов, накоплению отрицательных тенденций в экономиках отдельных стран.

Для смягчения и нейтрализации воздействия кризиса на экономику Республики Узбекистан особое значение имела продуманная и своевременно принятая Правительством страны Антикризисная программа на 2009-2012 годы.

Одним из важнейших приоритетов реализации экономической программы является углубление структурных преобразований экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны.

Для стабильного и динамичного экономического развития страны необходимы устойчивые темпы прироста инвестиций в основной капитал, преимущественно инновационного характера, способствующие ускоренному проведению модернизации, технического и технологического обновления производства, повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Повышение эффективности инновационной политики Республики Узбекистан тесно связано с изменением структуры ведущих отраслей и масштабом качественных изменений в экономике.

Инновационное развитие машиностроительного

комплекса в рыночных условиях является безусловной необходимостью повышения конкурентоспособности продукции его предприятий.

Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов особо отмечает, что "в конкретных условиях нашей страны и региона речь идет об опережающем развитии современных отраслей и производств, таких, как ...автомобилестроение, электротехническая промышленность, машиностроение... " .

Статистические данные свидетельствуют о том, что одним из самых динамично растущих секторов национальной экономики является машиностроительный комплекс. В 2009г. производство промышленной продукции по сравнению с 2008г. увеличилось на 9%, а производство машиностроительной продукции увеличилось на 17,4%1.

Удельный вес продукции машиностроения в общем объеме промышленного производства повысился с 9,9% в 2000г. до 16,2% в 2009г2. (табл. 1.)

В последние годы в электротехнической промышленности и в автомобилестроении Узбекистана сложилась наиболее благоприятная ситуация.

Таблица I. Доля машиностроительной продукции в промышленном производстве

(в % к общему объему)*

Показатели 2000г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.

Промышленность - всего В том числе: 100,0 100,0 100,0 100, 0 100, 0 100,0

Машиностроение и металлообработка 9,9 13,0 13, 8 15, 4 16, 2 16, 2

"Источник: Узбекистан 2009 в цифрах: действенность антикризисных решений. //Экономическое обозрение. 2010, № 3. С.37.

1 Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2009г. Ташкент. 2010г. С.17.

2 Там же С.18.

Темпы роста производства электротехнической продукции в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличились на 20,9%1. В общем объеме производства продукции значительно увеличилось производство ка-бельно-проводниковой продукции, трансформаторов, возобновлено производство лифтов и др.

Производство холодильников и морозильников в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличилось в 2,8 раза2.

Отметим, что состояние и развитие автомобилестроения служит одним из индикаторов конкурентоспособности экономики страны. Темпы роста продукции автомобилестроения в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличились на 16,9%3.

В последние годы выросло производство марок, пользующихся повышенным спросом, как на внутреннем, так и внешнем рынках: автомобили "Матиз", "Дамас" и "Нексия". Освоено и производство автомобилей новых марок: "Ласетти", "Эпика", "Такума", "Кап-тива".

В 2009г. по сравнению с 2008г. производство легковых автомобилей увеличилось на 5,1%, грузовых автомобилей - на 62,6%, запасных частей к автомобилям - на 3,6%4.

Одним из важных приоритетов, рассчитанных на долгосрочную перспективу, является "...осуществление активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих базовых отраслей..."5.

В 2009г. инвестиции в новые основные средства в промышленном секторе Узбекистана по сравнению с 2008г. увеличились в 1,23 раза, а в машиностроении - 2 раза6.

Следует отметить, что отличительной особенностью инвестиционной стратегии на современном этапе является то, что особое внимание уделяется инвестиционным проектам, направленным на создание высокотехнологичных производств, оснащенных передовой технологией. Именно высокотехнологичный сектор экономики обеспечивает инновационную направленность развития экономики.

В 2009г. в соответствии с принятой Инвестиционной программой и отраслевой программой техни-

1 Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень за 2009г. Центр экономических исследований. Ташкент, 2010, С.43.

2 Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2009г. Ташкент. 2010г. С.19.

3 Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень за 2009г. Центр экономических исследований. Ташкент, 2010, С.43.

4 Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2009г. Ташкент. 2010г. С.19.

5 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Ташкент, "Узбекистан", 2010.С. 53.

6 Рассчитано по данным статистики: Использование инвестиций в не-

финансовые активы за 2009г. - Статистический бюллетень. Госкомстат.

Ч.П. Ташкент, 2010. С.108.

ческой модернизации в машиностроении республики было введено в эксплуатацию 9 крупных производственных объектов. Среди завершенных стратегических проектов в 2009г. особо следует отметить строительство завода по производству фар и фонарей для легковых машин в Намангане, что позволит повысить эффективность производства в автомобилестроении Узбекистана7.

Инновационное развитие машиностроительного комплекса в рыночных условиях является безусловной необходимостью повышения конкурентоспособности продукции его предприятий.

В 2009г. в автомобилестроении и электротехнической промышленности Узбекистана в новые основные средства направлялось соответственно 88,9% и 96,8% общего объема инвестиций в нефинансовые активы8.

При исследовании структуры источников финансирования инвестиций в новые основные средства установлено, что доминирующая часть инвестиций приходится на средства предприятий.

Если в 2009г. в целом по Республике Узбекистан данный источник финансирования составлял 36,9%, то в электротехнической промышленности удельный вес средств предприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал составил 31,4%, в автомобилестроении - 81,3%9.

Благодаря созданному за последние годы в республике благоприятному инвестиционному климату значительно увеличился объем иностранных инвестиций в машиностроительный комплекс. Так, в 2009г. удельный вес прямых иностранных инвестиций в электротехнической промышленности составил 47,3%, т.е. увеличился по сравнению с 2008г. на 19,5 процентных пункта10.

В рыночных условиях особенно актуальна способность машиностроительных предприятий резко наращивать свои инвестиции за счет заемного капитала. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, насколько инвестиционные возможности предприятий сферы машиностроения превышают внутренние источники финансирования. В 2009г. на долю заемных средств у производителей электротехники приходи-

7 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Ташкент, "Узбекистан", 2010.С. 38.

8 Рассчитано по данным статистики: Использование инвестиций в нефинансовые активы за 2009г. - Статистический бюллетень. Госкомстат РУз. Ч.11. Ташкент, 2010. С.53.

9 Рассчитано по данным статистики: Использование инвестиций в нефинансовые активы за 2009г. - Статистический бюллетень. Госкомстат РУз. Ч.11. Ташкент, 2010. СЛ.

10 Использование инвестиций в нефинансовые активы за 2009г. Статистический бюллетень. Госкомстат РУз. Ч.11. Ташкент, 2010. С.77.

лось - 12,2%, а в структурах, производящих автотранспортные средства - 14,5%1.

При анализе структуры заемных инвестиций в основной капитал выявлено, что в 2009г. 58,8% их общего объема в автомобилестроении приходилось на кредиты коммерческих банков, а в электротехническом секторе уровень аналогичного показателя составил 69,9%.

В исследуемом периоде в структурах, производящих автотранспортные средства, на долю заемных средств других организаций приходилось 41,2% общего объема заемных инвестиций в новые основные средства, а в электротехнической промышленности - 30,1%2.

С углублением рыночных реформ возможности модернизации и технического перевооружения производства значительно расширяются на основе развития лизинговой деятельности. В 2009г. в электротехнической промышленности 6,1% от общего объема инвестиций в новые основные средства приходилось на оборудование, приобретенное на условиях финансового лизинга3.

Статистические данные, характеризующие воспроизводственную структуру инвестиций в основной капитал, свидетельствуют о прогрессивности инновационных процессов в ведущих отраслях машиностроительного комплекса республики (табл.2).

Как видно из таблицы 2 в 2009г. в автомобилестроении и электротехнической промышленности на модернизацию и техническое перевооружение производства направлялось соответственно 67,1% и 58,9% общего объема инвестиций в основной капитал. В 2009г. в хозяйственных структурах, выпускающих автотранспортные средства, на новое строительство направлялось 31,3% общего объема инвестиций в основной капитал, что на 15,7 процентных пункта выше уровня аналогичного показателя в 2008г. В электротехническом секторе в 2009г. на новое строительство направлялось 21% общего объема инвестиций в основной капитал, что на 10 процентных пунктов выше уровня аналогичного показателя в 2008г.

Исследование технологической структуры инвестиций, представляющей соотношение между капитальными затратами на строительно-монтажные работы и инвестициями в оборудование, показало, что в хозяйственных структурах, производящих электротехнику и выпускающих автотранспортные средства, в последние годы отмечались позитивные тенденции. Так, в 2009г. в электротехническом секторе экономики соотношение между капитальными затратами на строительно-монтажные работы и инвестициями в оборудование составляло 11% и 89%, а у производителей автотранспортных средств - 32,4% и 61,2%, что свидетельствует о преимущественном

Таблица 2.

Воспроизводственная структура инвестиций в основной капитал за 20082009гг.

всего 2008 г.

В % к общему объему

Новое строительство Расширение реконструкция и модернизация другие направления

Республика Узбекистан 100, 0 51, 2 10,6 23,4 14,7

Эле ктротехн ич еска я промышленность 100, 0 11, 0 16, 9 51, 9 20,2

Автомобилестроение 100,0 15,6 1,1 74,7 8,5

2009 г.

В % к общему объему

всего Новое строительство Расширение реконструкция и модернизация другие направления

Республика Узбекистан 100,0 60,0 3,8 22,0 14,2

Эле ктротехн ич еска я промышленность 100,0 21,0 - 58,9 20,1

Автомоб илест роение 100, 0 31, 3 0,4 67,1 1,2

Источник: I. Использование инвестиций в нефинансовые активы за 2008г. Статистический бюллетень, Госкомстат РУз., ч.И.Т., 2009г. С.122,12S; 2.Использование инвестиций в нефинансовые активы за 2009г. Статистический бюллетень. Госкомстат РУз, ч. 11.Т., 2010г., С. 123, 126.

1 Там же, С.77.

2 Использование инвестиций в нефинансовые активы за 2009г. Статистический бюллетень. Госкомстат РУз. 4.11. Ташкент, 2010. С. 82.

3 Там же. С.14S.

инвестировании инновационных процессов (табл.3).

Финансовое обеспечение инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников: госбюджета, собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов, а также средств заказчиков работ.

Анализ источников финансирования инновационной деятельности в промышленном секторе экономики показал, что основным источником финансирования исследований и разработок, выполненных собственными силами в 2009г. являлись собственные средства.

Из общего количества приобретенных новых технологий, программных средств в промышленности республики в 2009г. 82,5% приходилось на покупку оборудования, 10,2% - на результаты исследований и разработок, 2,7% - на программное обеспечение1.

При изучении статистических данных о количестве созданных новых технологий, программных средств выявлено, что в исследуемом году в промышленном секторе республики 54% приходилось на покупку оборудования, 22% - на результаты исследований и разработок, 12% - на программное обеспечение2.

В 2009г. из общего количества внедренных предприятиями и организациями технологических инноваций в промышленном секторе экономики 81,8% разработано собственными силами, 16,8% - совместно с другими организациями3.

Концентрация всех ресурсов на ключевых направлениях научного развития зависит от степени интег-рированности хозяйствующих субъектов, способных

эти направления реализовать.

Изучение структуры затрат, произведенных промышленными предприятиями и организациями на технологические инновации в 2009г. выявило, что 67,6% приходилось на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 13,8% - на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства, 10,6% - приобретение новых технологий4.

В структуре затрат, произведенных предприятиями и организациями промышленного сектора на технологические инновации за счет собственных средств 69,3% составляли затраты, связанные с приобретением машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями5.

При исследовании структуры затрат, произведенных промышленными предприятиями и организациями на технологические инновации за счет иностранных инвестиций выявлено, что доминировало приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (80%)1.

В 2009г. на ООО "Самаркандский Автомобильный Завод" разработан прототип нового низкопольного автобуса модели БАМАУТО ЬЕ 60. Серийное производство новой модели автобуса запланировано на 3 квартал 2010г. Ежегодный объем производства составит 500 единиц. На первоначальном этапе уровень локализации производства машины составит порядка 30%. По предварительным данным новая модель автобусов будет поступать на внутренний рынок и реализовываться на экспорт. Сборочное производство осуществляется на основе договора о тех-

Таблица 3.

Технологическая структура инвестиций в основной капитал за 2008-2009гг.

Показатели 2008 2009

В % к общему объему В % к общему объему

строительно-монтажные работы машины, оборудование инвентарь Прочие затраты строительно-монтажные работы машины, оборудование инвентарь прочие затраты

Всего по Республике Узбекистан в том числе: 42,2 43,9 13,9 50,8 39,3 9,9

Элект ротехн ичес кая промышленность 34,6 60,4 5,0 11,0 89,0 -

Автомобилестроение 22,2 72,5 5,3 32,4 61,2 6,4

Источник: 1.Использование инвестиций в нефинансовые активы за 2008г. Статистический бюллетень. Госкомстат РУз, Ташкент, 2009г. С.86-88.; 2.Использование инвестиций в нефинансовые активы за 2009г. Статистический бюллетень. Госкомстат РУз, Ташкент, 2010г. С.86,88.

1 Рассчитано по: Основные показатели развития научно-технического 2 Там же. С. 124.

потенциала и инноваций Республики Узбекистан. Статистический бюл- з Там же, С. 95.

летень. Госкомстат РУз. Ташкент, 2010г. С.125. 4 Основные показатели развития научно-технического потенциала и

инноваций Республики Узбекистан в 2009г. Статистический бюллетень. Ташкент, 2010. С.70.

5 Там же, С.72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ническом содействии между "СамАвто" и ISUZU Motors, предоставляющего Самаркандскому автозаводу технологии производства автобусов и малотоннажных грузовиков ISUZU2.

Инновационная деятельность на современном этапе развития экономики становится ключевым фактором, так как обеспечивает своевременную модернизацию производства освоение передовых технологий, ресурсосбережение и безубыточность работы промышленных предприятий, что в конечном счете определяет конкурентоспособность продукции и устойчивость производства.

В современных условиях особенно актуальна задача эффективного инвестирования именно в передовые, и особенно в собственные высокотехнологичные разработки.

При исследовании структуры объема научно-технических работ в промышленности республики в 2009г. выявлено, что 59,8% приходилось на научные исследования, а 40,1% - на проектно-конструкторс-кие и технологические работы3.

Как показывает опыт развитых стран, рыночная экономика и механизмы рынка в меньшей степени приспособлены к высоким технологиям с большей степенью риска и неопределенности и окупаемости инновационно-инвестиционных проектов и программ. Роль государственной инновационно-инвестиционной политики особенно высока в тех сферах, где за счет активной инновационной политики можно не только усилить регулирование рыночных механизмов, но и задействовать государственные институты и ресурсы для обеспечения позитивных структурных изменений, конкурентоспособности отечественного производства и продукции, изготовленной на базе высоких технологий.

Правительство Узбекистана предпринимает немало мер по активизации инвестиционно-инновационных процессов. Большое значение для вовлечения внутренних ресурсов в реализацию долгосрочных стратегически важных проектов, в первую очередь по формированию инфраструктуры, реконструкции и модернизации производства имело создание в 2007г. Фонда реконструкции и развития, в котором в настоящее время аккумулировано более 3,7 млрд. долларов.

Крупными партнерами Узбекистана по реализа-

1 Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан в 2009г. Статистический бюллетень. Ташкент, 2010. С.74.

2 Отраслевое развитие, привлечение инвестиций и события внутренней политики. //Узбекистан. Центральная Азия. Центр политических исследований. 2009. № 3. С.9.

3 Рассчитано по: Основные показатели развития научно-технического

потенциала и инноваций Республики Узбекистан в 2009г. Статистичес-

кий бюллетень. Ташкент, 2010. С. 8.

ции инвестиционных проектов по производству высокотехнологичной продукций с высокой добавленной стоимостью являются крупнейшие в мире компании, а также крупнейшие международные финансовые институты, как Азиатский банк развития, Мировой банк, Исламский банк, инвестиционные банки Южной Кореи и Японии ряда арабских стран и др4.

Стимулирование инновационной активности на предприятиях машиностроения стало важнейшей и необходимой мерой на современном этапе развития.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство", для обеспечения широкого внедрения прикладных научных разработок и инновационных технологий в производство созданы фонды модернизации и новых технологий, источниками формирования которых служат часть амортизационных отчислений и чистой прибыли хозяйствующих субъектов, а также целевые поступления от заказчиков5.

Предусмотрено и создание структурных подразделений инновационного развития хозяйствующих субъектов, оценка деятельности которых осуществляется по числу внедренных инновационных проектов и разработок, а также полученному от них экономическому эффекту.

При этом на период до 1 января 2012г. освобождены от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, налога на добавленную стоимость и обязательных платежей в государственные целевые фонды (кроме единого социального платежа) учебные и научно-исследовательские учреждения и организации, проектно-конструкторские организации в части выполнения прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых по договорам, заключенным с хозяйствующими субъектами.

В 2009г. объем выполненных научно-технических работ в промышленном секторе экономики увеличился по сравнению с 2008г. примерно на 5%. При этом стоимость проектно-конструкторских и технологических работ увеличилась за исследуемый период на 18,6%\

Важнейшим условием развития инновационных процессов в машиностроении является создание льготных условий для тех предприятий, которые

4 И.А.Каримов. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Ташкент, "Узбекистан", 2010. С.59,60.

5 Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-916 от 15 июля 2008г. "О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство" //Народное слово 2008. 16 июля.

расширяют научно-исследовательскую деятельность, внедряют прогрессивную технику и технологию. Целесообразно более широко использовать методы ускоренной амортизации оборудования.

Главной целью инновационной политики должно быть эффективное использование инновационного потенциала на основе кооперации научных подразделений, вузов, НИИ и коммерческих научных групп, осуществляющих отраслевые научные разработки и исследования.

В рыночных условиях производственная автаркия и создание замкнутых производственных циклов становятся невозможными из-за высокой стоимости научных исследований и технологического оборудования, постоянного увеличения количества прогрессивных технологий, а также сокращения сроков износа при использовании наукоемкой продукции. В этом смысле международная производственная кооперация и научно-техническое сотрудничество служат методом распределения возрастающих затрат, а также формой концентрации, научно-технических достижений и квалифицированной рабочей силы.

Производственно-технологическая кооперация между государствами дальнего зарубежья и странами содружества наиболее показательна в следующих отраслях машиностроения: автомобилестроение, производство сельскохозяйственной техники, электротехническая промышленность.

В 2009г. концерном MAN и компанией "Узавтоса-ноат" подписан договор по созданию совместного предприятия MAN Avto-Uzbekistan в Самарканде. СП

будет импортировать в Узбекистан комплектующие для тяжелых (грузоподъемностью от 15 до 50т.) грузовых автомобилей конструктивного ряда MAN TGA из Германии и CLA из Индии и осуществлять промышленную сборку грузовиков. Проектная мощность - от 500 до 1000 единиц техники ежегодно. В дальнейшем планируется создание собственных мощностей СП MAN Avto-Uzbekistan. MAN Nutz- fahrzeuge AG через своих дистрибьютеров в странах СНГ планирует экспортировать продукцию совместного предприятия JV MAN Avto-Uzbekistan2.

Узбекистан, имея активно действующий научный, технический потенциал и производственные мощности обладает всеми условиями, необходимыми для участия в международной кооперации.

В перспективе необходимо разработать специальную программу продвижения готовой машиностроительной продукции на новые внешние рынки, предусмотрев в них все необходимые меры, включая маркетинговую, финансовую и организационно-правовую поддержку3.

Приток капиталообразующих инвестиций в машиностроительный комплекс Узбекистана позволит использовать ресурсно-технологический потенциал последнего для развития технологической базы экономики страны в целом. В процессе экономических преобразований преобладающее место должны занять производства с законченным технологическим циклом, применяющие передовую современную технологию, производящие готовую продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Каримов НА. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Т.: 'Узбекистан", 2009. 2 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. - Т.: "Узбекистан", 2010.

3. Алексеев А., Кузнецова Н. Структура инвестиции: насколько она передовая? //Экономист, 2010, № 3. С.6-19

4. Архангельский. В дополнение к Антикризисной программе. //Экономист, 2009, № 5.

5. Годосийчук А. Условия перехода к инновационной экономике. //Экономист, 2010, № 2. С.25-28.

6. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы и задачи. //Экономист, 2010, № 1.

7. Матвеев 0. Проблемы1 перехода к инновационному типу экономического развития. //Экономист, 2009, № 8.

8. Сухарев 0. 0 приоритетах политики модернизации. //Экономист, 2010, № 3. С.20-24.

9. Черковец В. Инновационное воспроизводство как антикризисный ресурс. //Экономист, 2009, № 6.

10. Использование инвестиций в нефинансовые активы1 за 2009г. Статистический бюллетень, Госкомстат РУзТ.,2010г.

II. Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2009 год. - Госкомстат РУз. -Т.: 2010.

12. Узбекистан в цифрах. 2009г. Статистический сборник. Ташкент. 2009г.

13. Промышленность Узбекистана, 2009. Статистический сборник. Ташкент, 2009.

14. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан в 2009г. Статистический бюллетень. Ташкент, 2010г. С.137.

15. Узбекистан 2009 в цифрах: действенность антикризисных решений. //Экономическое обозрение, 2010г. №3. С.37-39.

16. Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень за 2009г. Центр экономических исследований. Ташкент, 2010г. С.70.

17. Отраслевое развитие, привлечение инвестиций и события внутренней политики. //Узбекистан. Центральная Азия. Центр политических исследований. // Узбекистан. Центральная Азия. Ташкент, 2009г. № 3. С.6-13.

18. Техническая модернизация: идеология и политика. //Экономическое обозрение. 2010. № 1. С.48-52.

1 Рассчитано по: Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан. Статистический бюллетень. Госкомстат РУз., Ташкент, 2010г. С.11.

2 Отраслевое развитие, привлечение инвестиций и события внутренней политики. //Узбекистан. Центральная Азия. Центр политических исследований. 2009. № 3. С.9.

3 Каримов И.А.. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Ташкент, "Узбекистан", 2010г. С.58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.