Научная статья на тему 'Инновационное бизнес-образование в России'

Инновационное бизнес-образование в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС / ВОЛЯ / МЕНТАЛИТЕТ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стрелков В.И., Сафошин А.В., Баранкин А.Ю.

Современный бизнес в России пытается копировать лучшие образцы предпринимательства Востока или Запада и, как правило, терпит фиаско. В настоящем случае предлагается инновационная точка зрения на образование и бизнес в России, базирующаяся на концепции воли, которая раскрывает особенности российского менталитета. Центральное положение в нем занимает понятие как искусственный конструкт интеллекта. Тем самым обеспечивается оптимизация и модернизация бизнес-образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Стрелков В.И., Сафошин А.В., Баранкин А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE BUSINESS EDUCATION IN RUSSIA

Modern business in Russia is trying to copy the best examples of the East or the West of entrepreneurship and, as a rule, comes to grief. In this case, we propose an innovative point of view on education and business in Russia, based on the concept of the will, which reveals the peculiarities of Russian mentality. The central position is occupied by the concept as an artificial intelligence construct. This ensures the optimization and upgrading of business education in Russia.

Текст научной работы на тему «Инновационное бизнес-образование в России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИННОВАЦИОННОЕ БИЗНЕС - ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Стрелков В.И.

профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и специальной психологии Российский государственный социальный университет,

Сафошин А.В. профессор, кандидат педагогических наук, Московский педагогический государственный университет

Баранкин А.Ю. доцент, кандидат психологических наук Столичная академия малого бизнеса

Москва

INNOVA TIVE B USINESS EDUCATION IN R USSIA

Strelkov V.I., Professor, Doctor of Psychology, Professor of the Department of Labor Psychology and Special Psychology, Russian State Social University

Safishin A.V., Professor, Ph.D., Moscow State Pedagogical University

Barankin S.Yu., Associate Professor, Ph.D., Metropolitan Academy of Small Business, Moscow

АННОТАЦИЯ

Современный бизнес в России пытается копировать лучшие образцы предпринимательства Востока или Запада и, как правило, терпит фиаско. В настоящем случае предлагается инновационная точка зрения на образование и бизнес в России, базирующаяся на концепции воли, которая раскрывает особенности российского менталитета. Центральное положение в нем занимает понятие как искусственный конструкт интеллекта. Тем самым обеспечивается оптимизация и модернизация бизнес-образования в России.

ABSTRACT

Modern business in Russia is trying to copy the best examples of the East or the West of entrepreneurship and, as a rule, comes to grief. In this case, we propose an innovative point of view on education and business in Russia, based on the concept of the will, which reveals the peculiarities of Russian mentality. The central position is occupied by the concept as an artificial intelligence construct. This ensures the optimization and upgrading of business education in Russia.

Ключевые слова: образование, бизнес, воля, менталитет, учебная дисциплина.

Keywords: education, business, will, mentality, academic discipline.

Постановка проблемы. Небогатая история современного отечественного бизнеса постоянно наводит на мысль о том, какому виду предпринимательства отдать предпочтение - восточному или западному. По логике восточного варианта предпочтение следует отдать менеджменту, запад же призывает к строгой линейке действий. Можно сказать, что наши соседи с разных сторон нашли собственный стиль деятельности, чего не скажешь об отечественном предпринимательстве. При этом под стилем мы понимаем форму жизни и деятельности, характеризующую особенности общения, поведения и склада мышления; методы и приемы работы. Мы же по-прежнему уповаем на чей-то чужой эталон, который должен нас привести в светлое завтра. Думается надежды напрасны, поэтому

встает задача создания собственной парадигмы организации бизнеса, и начать следует с образования.

Анализ последних исследований и публикаций. В наших работах мы не раз упоминали о принципиальном отличии менталитета славянина от его восточного и западного собратьев [10; 11; 13]. Введя наши рассуждения в определенную формулу, мы остановились на следующем: мы не так умны, как японцы, но гораздо их талантливее; мы не настолько одарены, как американцы, но гораздо из умнее. Иными словами, нам в ментальности досталось быть евро-азиатами с соответствующей психической организацией (рис. 1).

В данном случае мы руководствуемся представлениями российской психологии о том, что общая психическая организация человека включает в себя четыре феномена: индивид, субъект, личность и индивидуальность [11; 13; 14]. При этом в схеме показано, что они существуют достаточно автономно, связываясь друг с другом через центральное образование, обозначенное буквой «В» - воля, которая единственно управляет отечественной мен-тальностью (рис. 2). Отметим, что проблема воли

не нашла еще адекватного решения, что связано с отсутствием представления об ее четком местоположении. Как можно видеть на рис. 2, мы рассматриваем волю как высший регулятор личности, где она соседствует с моралью (чувство). Кроме того, необходимо отметить, что ни в восточной, ни в западной психологии воля не имеет такого значения, как в российской. Отсюда и своеобразие обучения бизнесу в России и его последующего ведения.

настойчивость

решительность

инициатиЕность

д

смелость

с а мостоятел ьность "самообладание

5 6

Чувство Воля

И м я

3 4

Я не Я

Об раз с

1 г

Мать Отец

Дошкольное г*. Младшая о Основная а-)

воспитание негативизм

школа упрямство

школа - строптивость

позитивизм компромисс управление

покупатель

продавец

Юность Развитие своеволие

дисциплина мосознание

I U 1 S 1 Ё 1 111 1 S сознание Я !

% 1

- * эволюция I сг самоопределение

отражение 1 1 1 1 Профессия 1;2 !

1 1 Мировоззрение 3;А \

т о 1 Мораль 5;6 |

X 1 1

tn

t+

членистоногие

Рис. 2. Принципиальная схема становления, формирования и развития воли (по В.И. Стрелкову, 2015).

Цель статьи. Демонстрация своеобразия бизнес-образования в России как следствия особой ментальной организации представителя евро-азиатского типа.

Основной материал. Как заявлено выше, в основу бизнес-образования нашего соотечественника положена воля. При этом левый темный вертикальный прямоугольник символизирует собой восточного предпринимателя; правый светлый - западного. Их отличие заключается в том, что восточный бизнес строится по типу «короткого замыкания»,

когда акцент ставится на информационную составляющую. Держателем и хранителем информации, как правило, является один человек - «сенсей», задача которого - транслировать сведения «в народ», что решается появлением особого посредника - менеджера, чем, собственно, и отличается японская экономика. В связи с этим можно говорить о японце как особой ментальной структуре: материальное-материальное-идеальное, где всему найдено свое место.

Что касается Запада, то в детстве и ранней молодости он идет тесным строем с российской мен-тальностью, вплоть до юношеского возраста (рис. 2). Однако далее пути молодых людей расходятся: американец отправляется к собственной индивидуальности, а россиянин - редуцирует назад - к индивиду. Здесь он как бы уподобляется японцу, но по иной структурной схеме: материальное-идеальное-материальное. Воспитанный же на индивидуалистических традициях американец выстраивается в иной комбинации: идеальное-материальное-идеальное. Он проверяет себя на состоятельность наличием способностей, которые встраиваются между идеальным субъективным и идеальным же индивидуалистическим. Если же учесть, что задатки скрываются в генетике, то не покажется странным линейный тип образования и ведения бизнеса на Западе, где за основу берется предметный бизнес. Выделяя целевую аудиторию, западный бизнесмен и направляет туда свой товар.

Что касается нашего соотечественника, то ему достается инновационный бизнес в силу того, что он обладает необычной психической организацией. Интересно, что только для российского молодого человека образование является решающим фактором жизненного успеха. Он будет обеспечен, если воспитатели бережно отнесутся к его генетическому ресурсу, который у евро-азиатского типа

весьма ограничен. Не случайно, при приеме на работу в России указывается, что возраст не должен превышать 35 лет. Именно поэтому нас подстерегает особый путь, включающий в себя и европейское, и азиатское начала, причем этот путь достаточно извилистый, напоминающий вечностью и замысловатостью цифру восемь (рис. 1).

Самое важное в подобном подходе - грамотно сконструировать среднюю часть психической организации, где у нас помещены «Я» и «не-Я» (образ). Данная конструкция вытекает из юношеского самоопределения с его моралью, мировоззрением и профессией. Все три момента отражаются в понятии как наиболее общей схеме предстоящего бизнеса -по сути своей малого (табл. 1). Это и есть зона идеального в личности россиянина, который готовится выйти на широкую дорогу деятельности. Если учесть, что Восток занял информационную нишу бизнеса, а Запад - продуктовую, товарную, то для представителя евро-азиатского типа также остается своя площадка, а именно психологическая. Отметим, что каждая культура может позволить себе определенный стиль, исходя из собственного социального состава: Япония - однородный, Америка -условно однородный, Россия - многонациональный, разнородный.

Таблица 1

Модель категории «Информация»

П о н я т и е Психология

синкрет категория комплекс

Логика спортсмена) сравнение 1.сигнал 2.признак З.клетка

классификация 2.стимул З.смысл 1.группа

определение 3. знак 1.значение 2.образ

творение 1. символ З.слово 2.сообщество

Отсюда вытекает, что россиянину можно надеяться только на свою психологию, а именно способности, которые у него при этом ограничены. Тогда предстоит провести операцию обогащения способностией посредством использования понятийного подхода, рассматривая каждую

отдельную учебную дисциплину как самостоятельную способность. В качестве иллюстрации приведем дисциплину

«Организационная психология» в приложении к бизнесу (рис. 3).

Рис. 3. Принципиальная схема организационной психологии.

Если идеологом воли вообще выступил А. Шопенгауэр [18,], то в случае власти таковым стал Ф. Ницше, который утверждал, что «воля к власти есть воплощение воли к жизни» [7, с. 17]. В организационной психологии подобное воплощение трансформирует власть в ключевое понятие учебной дисциплины. Далее, обращаясь к истории данной науки, мы устанавливаем, что в начале 20 века американский психолог У.Д. Скотт основал сначала рекламное агентство, обосновав необходимость учета психологических особенностей потребителя при создании рекламного продукта, а затем - консалтинговую фирму, которая занималась консультированием руководителей американских бизнес-корпораций [8, с. 16]. Отсюда можно утверждать, что двойной контур регулирования организационной психологии, а вместе с ней и власти укладывается в диапазон между руководителем и потребителем (рис. 3), первый из которых задает пространственные характеристики понятия, второй - временные.

Затем изучению подлежит латентный, скрытый период становления организации, которая, согласно Г. Мюнстербергу - профессору Гарвардского университета - нуждается в отборе персонала, стимулировании труда и оптимизации рекламы. Поскольку в данном случае нас интересует судьба бизнес-организации, то есть смысл сравнить, что рекомендуют здесь делать имеющиеся источники. В одних из них начало бизнеса упускается вообще [3]. В других, несмотря на обещание «открыть свое дело без начального капитала» или «просто открыть свой малый бизнес» [1; 6], стартап сводится к выбору организационной формы - ИП, ООО, ЗАО и т.п.

Упускается из виду латентный, скрытый период существования организации, как если бы перед рождением ребенка была исключена беременность его матери. Мы же утверждаем, что обозначенный у Г. Мюнстерберга отбор персонала поначалу касается только пары учредителей, один из которых был бы желательно лицом мужского пола, другой - женского. Это необходимо для контроля как далеких перспектив существования организации, так и для реализации кратковременных, тактических целей.

Самый сложный момент касается стимулирования труда, которое нередко смешивают с мотивацией [17], но которое, согласно концепции воли, должно быть всеохватывающим, затрагивающим все органы чувств: слух, зрение, вкус, осязание, обоняние. В плане органа слуха весьма показательным является опыт начала бизнеса Владимира Довганя, который чисто по-женски распустил слухи о собственном продукте во времени, а затем по-мужски собрал информацию со всех точек образовавшегося пространства о потенциальных клиентах, заодно получив от них деньги за несуществующий товар - первоначальный капитал.

Не меньшее значение имеет стимулирование так называемых контактных органов чувств. Начать следует со вкуса, имея в виду аналогию вкусовых рецепторов с темпераментом: сладкое - с флегматиком, соленое - с сангвиником, кислое - с меланхоликом, горькое - с холериком. Желательно в паре учредителей иметь «сладкого» мужчину и «горькую» женщину. Будущих же сотрудников подбирать из числа «соленых» сангвиников и «кислых» меланхоликов. Подобный расклад вытекает

из устойчивости лиц флегматического склада, критичности - холерического, работоспособности -сангвинического, пунктуальности - меланхолического.

Следующий пункт латентного периода организации в плане стимулирования труда касается осязания, реагирующего на давление и имеющего три пары рецепторов, которые фиксируют тяжесть, влажность и температуру. Относительно первого параметра можно сказать, что он определяет меру ответственности каждого сотрудника, что прописывается в соответствующей должностной инструкции. Влажность в нашем случае тождественна «проливающейся» на будущего сотрудника заработной плате за принятый рабочий пост. Соответственно, температура - это разработанная система поощрений и наказаний, которая будет реализована уже в процессе деятельности.

Наиболее сложный момент касается обоняния, которое направлено на оценку психологической атмосферы организации. Здесь действуют глубинные психологические механизмы, связанные с особенностями работы обонятельного анализатора, чувствительность которого описывается пятью молекулами вещества в кубическом сантиметре воздуха. Запахи, соответственно, можно разделить на приятные, притягивающие, и неприятные, отталкивающие. Психологическая атмосфера тогда - это не метафора, а вполне конкретные материальные явления, которые возникают как результат излучения с поверхности тела веществ, появляющихся в воздухе от лиц, испытывающих те или иные эмоции: положительные (притягивающие излучения) или отрицательные (отталкивающие излучения). Создают же атмосферу, как правило, руководители организаций, испытывающие радость или гнев от пребывания в ней.

Следующий момент, касающийся латентного периода существования организации, - оптимизация рекламы. Речь идет о той целевой аудитории, которая могла бы стать прообразом будущей клиентуры. Как пишут специалисты по бизнесу, опасно судить о приверженности товару или услуге по себе [4]. В данном случае адекватным методом будет - независимая экспертиза, проведенная на студентах и посредством их. Убивается разом «два зайца»: зондирование ближайшего рынка и накопление опыта деятельности на реальном как элементы практики для обучающихся в рамках изучения «Организационной психологии». Сюда же можно отнести подготовку документов для регистрации малого предприятия [1; 8], факт рождения которого фиксируется подачей документов и получением готовых в регистрирующих органах.

Однако на этом индивидный период существования вновь созданной организации не заканчивается. Необходимо пройти период ее идеализации, который связан с ее «оживлением», овладением умением крепко «стоять на ногах», созданием собственного языка общения со сторонними лицами и организациями и самое главное - обеспечением выживания на рынке. Здесь нам помощь оказывают

результаты так называемого Хоторнского эксперимента, проведенного под руководством Элтона Мейо, позднее ставшего известным как специалист по «человеческим отношениям» [9, с. 16-17].

Суть эксперимента заключалась в том, чтобы доказать повышение производительности труда от специально созданных комфортных условий. Каково же было удивление исследователей, когда совместно с основными участниками эксперимента производительность труда повысила и контрольная группа, трудившаяся в обычных условиях. Так было открыто значение мотивации для трудовой деятельности, побудившая контрольную группу трудиться с повышенным энтузиазмом только потому, что рабочие оказались вовлеченными в круг лиц, причастных к эксперименту.

Условия же для экспериментальной группы регулировались посредством комфортного освещения, оптимальной температуры и влажности, а также предоставлением перерывов во время работы. Последний момент, на наш взгляд, был недооценен проводившими эксперимент. Можно предположить, что наиболее добросовестные работники добровольно отказывались от перерывов, что дает нам право отнести их к разряду «патриотов», наделяя их значением «золотого фонда» организации. Те же, кто соблюдает жесткий регламент длительности перерывов могут в перспективе претендовать на место менеджеров данной организации. Над ними, собственно, и будет проведен эксперимент по подготовке руководителей пока еще отсутствующих подразделений. В целом же закономерности воли (рис. 2) полностью воспроизводятся в изучении организационной психологии как прообраза предстоящего бизнеса (рис. 3).

На этом мы приостанавливаем наши рассуждения на предмет воли как фактора эффективного бизнес-образования, предоставляя право читателю самостоятельно домыслить моменты, связанные с субъектом, личностью и индивидуальностью в организационной психологии. Тем более, что студенты, побывавшие в инновационной системе предпринимательского образования, фактически уподобили себя спортсменам, находящимся в условиях многолетней спортивной подготовки [4], и описали свой опыт в открытых публикациях [9; 15; 16].

Выводы и предложения.

1. Современное бизнес-образование в России нуждается в серьезной оптимизации и модернизации. Это обусловлено тем, что ментальная организация представителей Востока, Запада и России располагает к вполне определенному виду бизнеса: информационному, продуктовому, психологическому.

2. Ментальная организация представителей евро-азиатского типа нуждается в особого рода бизнес-образования, где ведущее положение занимает понятие, по форме заключенное в матрицу, по содержанию отражающее только ключевые моменты.

3. Если считать учебные дисциплины аналогом способностей, имеющихся у студентов, то высокая

успеваемость по одной-двум из них и будет прообразом предстоящего бизнеса, причем в российском варианте.

4. Апробация технологии на дисциплине «Организационная психология» показала высокую продуктивность, эффективность и рентабельность учебного процесса с сокращением сроков обучения и его высоким качеством.

Литература

1. Адаменко М.В. Как открыть свой малый бизнес. - М.: НТ Пресс, 2008. 320 с.

2. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие. - Краснодар, 2008 209 с.

3. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 1998. 511 с.

4. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: Изд. СПбГУ, 2004.

5. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2009. 648 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Нариньяни А., Довлатова А. Как открыть свое дело без начального капитала. М.: АСТ МОСКВА: Funky Inc., 2008. 191 с.

7. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888). - М.: ТОО «ТРАНСПОРТ», 1995. - 302 с.

8. Организационная психология: учебник для бакалавров / под ред. А.В. Карпова. — М.: Изд-во Юрайт, 2012. 570 с.

9. Поспелова А.С. Субъект организационной психологии: инновационный подход / Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории: материалы IV международной научно-практической конференции (29 декабря 2015 г.) // в 3х частях, часть 3. Отв. ред. Зарайский А.А. - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. - С. 22-25.

10. Стрелков В.И., Заварзина О.О. Инновационная психология в преодолении экстремальных

ситуаций // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 1 (128). С. 12-19.

11. Стрелков В.И., Заварзина О.О., Сафошин А.В. Воля как условие формирования субъекта восточных единоборств / Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 19. № 6 (134). С. 21-34.

12. Стрелков В.И., Сазонов Д.А. Воля как фактор обучения эффективному предпринимательству / Тенденции и перспективы развития современного научного знания: Материалы Международной дистанционной научной конференции. М., 2015. - С. 87-95.

13. Стрелков В.И., Сафошин А.В., Баранкин С.Ю. Воля: инновационный подход. Saarbrucken: Изд-во «Lambert Academic Publishing», 2015. 180 с.

14. Стрелков В.И. Психология персонального образования. Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 2003. 423 с.

15. Хохлов А.Н. Инновационный метод в теоретическом изучении дисциплины «Физическая культура» / Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории: материалы IV международной научно-практической конференции (29 декабря 2015 г.) // в 3х частях, часть 3. Отв. ред. Зарайский А.А. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. С. 61-67.

16. Чудакова Е.А. Инновационный метод обучения «Организационной психологии» / Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории: материалы IV международной научно-практической конференции (29 декабря 2015 г.) // в 3х частях, часть 3. Отв. ред. А.А. Зарайский. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. С. 73-81.

17. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 304 с.

18. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. М.: «Московский клуб», 1992. - 395 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.