— диагностику и анализ состояния образовательного процесса в вузе, его ресурсов и результатов;
— конкретное операциональное определение целей и задач предстоящей деятельности ППС по повышению качества профессионального образования;
— планирование конкретных мер и действий по решению данных задач;
— организацию исполнения разработанных планов и коррекцию действий в соответствии с результатами контроля.
1. Агранович М. Л. Международные индикаторы образования. — М.: 2005. — 104 с.
2. Соболева И. А. Всеобщее управление качеством (TQM). — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — 92 с.
3. Никифоров А. Д. Управление качеством. — М.: Дрофа, 2004. — 720 с.
4. Харисов Т. Б. Управление качеством образования. — Казань, 2010.
5. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. — М.: Дело и сервис, 2003. — 304 с.
6. Управление качеством в образовательной организации. — Тамбов: Изд-во Тамбовского гостехуниверси-тета, 2004. — 88 с.
7. Федоров В. А., Коллегова Е. Д. Инновационные технологии в управлении качеством образования. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2002. — 176 с.
8. Международные стандарты ISO серии 9000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М: Стандартинформ, 2006.
УДК / uDC 378.147:001.895 К. Э. Писаренко
K. Pisarenko
инновационно ориентированные программы обучения — инновационное развитие образовательной организации innovation-focused educational programs — INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDuCATIONAL ORGANIZATIONS
В статье рассмотрены вопросы комплексной оценки инновационного развития вузов и других видов образовательных учреждений с применением взаимосвязанных критериев, основанных на оригинальной концепции «Совершенный вуз, ориентированный на инновационную экономику», показателей, основанных на Модели совершенства EFQM, и показателей инновационно ориентированных образовательных программ на примере самооценки УГНТУ.
The article discusses the issues of integrated assessment of innovative development of universities and other educational institutions using the interrelated criteria based on the original concept of the «Perfect school that focuses on innovation economy,» figure is based on the EFQM Excellence Model and indicators of innovation-focused educational programs for example self USPTU.
Ключевые слова: менеджмент качества, показатели, критерии, образовательные услуги.
Keywords: management, quality assessment, indicator, criteria, innovation, educational services.
Анализ применимости требований наиболее признанных в мире стандартов и моделей менеджмента качества к разработке принципов и критериев менеджмента качества образовательных услуг в условиях инновационной экономики, описанных в монографии «Подходы к обеспечению качества менеджмента образовательных услуг» [5], показывает, что степень инновационного развития образовательного учреждения высшего профессионального образования можно выразить в виде концепции «Совершенный вуз, ориентированный на инновационную экономику», разработанной компанией «Бизнес Инжиниринг Групп», Санкт-Петербург (рис. 1) [7].
Далее приводится развернутое содержание концепции,представленной на рисунке:
— «Внедрение технологических и концептуальных инноваций (трансфер знаний, технологий и персонала)» — опираясь на потенциал профильных кафедр, вузы должны осуществлять трансфер знаний и технологий, непосредственно участвуя в процессе разработки и практического внедрения инноваций на отраслевых предприятиях;
Актуальные проблемы профессиональной педагогики
Внедрение технологических и концептуальных инноваций (трансфер знаний, технологий и персонала]
Рис. 1. Концепция «Совершенный вуз, ориентированный на инновационную экономику»
—«Инновационно ориентированная программа обучения» — вузы должны поставлять для работодателей качественный ключевой ресурс (трансфер персонала) — специалистов, способных помочь побеждать в условиях жесткой конкуренции на современных открытых (глобальных) рынках. При этом необходимо учитывать, что такие победы достигаются не только на технологическом (производственном) уровне, но также за счет инноваций на концептуальном, стратегическом и организационном уровнях управления бизнесом. В силу этого работодателям нужны новые кадры, ориентированные на инновационное предпринимательское мышление, вооруженные современными подходами, навыками и организационными технологиями. Именно это и должно определить уникальность и новое содержание инновационно ориентированной программы обучения;
— «Инновационная организация собственной деятельности» — вуз для обеспечения своей конкурентоспособности должен строить управление собственной деятельностью на инновационной основе. Причем модель должна задавать не только требования и критерии внешней оценки, но и технологию проектирования структур, процессов, внутренней системы целей и показателей;
—«Инновационная система открытости и коммуникаций» — вуз должен максимально вовлекать в развитие собственной деятельности как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны, обладать высокой степенью
открытости, устанавливать глобальные коммуникации, поддержанные современными инновационными технологиями;
—«Инновационная система самооценки и сертификации» — вуз должен осуществлять постоянную объективную оценку своей деятельности и поддерживать на этой основе процесс непрерывного совершенствования ее организации. Для этого также можно опираться на инновации в области управленческих и информационных технологий.
Итак, можно выделить пять основных взаимосвязанных критериев уровня инновационного развития вузов:
— внедрение технологических и концептуальных инноваций (трансфер знаний, технологий и персонала);
— инновационно ориентированные программы обучения;
— инновационная организация собственной деятельности;
— инновационная система открытости и коммуникаций;
— инновационная система самооценки и сертификации.
Для оценки каждого из критериев предлагается набор показателей, основанный на Модели совершенства EFQM [2] (табл. 1).
При этом инновационный потенциал программ обучения (потенциал получения прибыли в долгосрочной перспективе от их реализации) можно оценить с помощью набора показателей (рис. 2) [8].
Professional Education in Russia and Abroad 1 (13) 2014
Показатели оценки критериев инновационного развития вуза
Таблица 1
Со
<о
Критерии ^''\^инновационного КриТер»4ймзвития Модели ЕРОМ Внедрение (трансфер) технологических и концептуальных инноваций Инновационно ориентированная программа обучения Инновационная организация собственной деятельности Инновационная система открытости и коммуникаций Инновационная система самооценки и сертификации
Управление отношениями с партнерами и поставщиками осуществляется на взаимовыгодной основе 1. Образовательное учреждение работает вместе с предприятиями, обучающимися, другими образовательными учреждениями, заказчиками научной продукции, поставщиками технических и иных ресурсов и услуг, относящимися к числу его партнеров на взаимовыгодной основе. При этом образовательное учреждение и другие указанные стороны оказывают друг другу поддержку в достижении стратегических целей путем вложения своих ресурсов, опыта и знаний. 2. Образовательное учреждение систематически увеличивает ценность своей деятельности (образовательных услуг и научной продукции) для работодателей, обучающихся, государства и других заинтересованных сторон за счет собственных компетенций, а также синергии и общих процессов со своими партнерами (за счет трансфера знаний, технологий и персонала). Для этого образовательное учреждение постоянно развивает отношения с организациями-партнерами Партнерство для образовательного учреждения означает совместную работу во имя долгосрочного устойчивого увеличения ценности образовательных программ, услуг и научной продукции. Образовательное учреждение четко формулирует свои основные цели и ищет партнеров для улучшения своих возможностей по созданию ценности для работодателей, обучающихся, заказчиков научной продукции, государства и других заинтересованных сторон Образовательное учреждение сегментирует и группирует своих партнеров, образовательные учреждения, являющиеся поставщиками абитуриентов (низшие уровни системы образования), поставщиков технических и иных ресурсов в соответствии со своей стратегией, а также разрабатывает и реализует политику и процессы эффективного управления отношениями с ними Образовательное учреждение выстраивает стабильные отношения с работодателями, заказчиками научной продукции и другими партнерами, образовательными учреждениями-поставщиками абитуриентов (низшие уровни системы образования), поставщиками технических и других ресурсов на основе взаимного доверия, открытости и уважения Образовательное учреждение на системной основе и регулярно взаимодействует с внешними сторонами для определения потенциальных возможностей сотрудничества
Управление знаниями и информацией для эффективного принятия решений и развития возможностей организации ОУ преобразует данные в информацию и, по возможности, в знания для их эффективного трансфера и применения внутри себя, на предприятии работодателей, партнерам и другим заинтересованным сторонам ОУ использует инновации не только для технических изменений, но и для создания ценности работодателям и обучающимся ОУ использует инновации не только для проведения технических изменений, но также для создания новых подходов к организации учебного и других процессов, управлению взаимоотношениями с партнерами, ресурсами и компетенциями 1. ОУ предоставляет преподавателям, другим сотрудникам и сторонним лицам доступ к необходимой информации, при этом обеспечивая ее сохранность и защиту интеллектуальной собственности. 2. ОУ формирует и поддерживает связь для инновационных идей от своих сотрудников и из внешних организаций ОУ обеспечивает наличие у своего высшего руководства достаточной и точной информации для своевременного и эффективного принятия решений. Такая информация помогает высшему руководству правильно прогнозировать будущее ОУ
Topical Problems of Professional Pedagogy
Профессиональное образование в России и за рубежом 1 (13) 2014
-ь.
о
Содержание \ Востребованность для работодателей \ в долгосрочной перспективе и обучающихся \
\ Привлекательность
Реакция общественности \ дпЯ работодателей и обучающихся
Подготовка работодателей \ п
к \ Готовность рынков труда
_ \ и образовательных услуг
Размер \
потенциального рынка \
для реализации \ Основные группы \ работодателей Текущий спрос \и абитуриентов
Совместимость, \
соответствие стандартам
к Потенциал развития \ (совершенствования \ и обновления)
\ Соответствие действующим
\ и перспективным ГОС
\ и законодательным
\ требованиям
Зависимость
Экологичность \ востребованности
\ от реализации других \ образовательных программ
Потенциал развития (совершенствование и обновление)
Реклама и продвижение
Скорость
проникновения на рынок образовательных услуг
Безопасность
Тенденция спроса \ Стабильность спроса
Образовательная
программа
Потребности в персонале для реализации / Сложность подготовки к реализации
Сопровождение после реализации
Необходимость внедрения новых учебно-методических / и технических ресурсов /
Сложность контроля качества содержания и реализации
Возможность регулярной реализации образовательной программы
Необходимость кооперации с другими организациями для реализации
Объем доходов от реализации
Время жизни на рынке образовательных услуг
Необходимость исследований и разработок для создания и реализации
Возможность приобретения /
ресурсов для реализации / Организационная структура Степень готовности / для реализации образовательной программы и условий ее реализации
Стоимость обучения
Потенциальная
конкуренция
Прибыльность
Потребности в защите интеллектуальной собственности в ходе реализации
Окупаемость
Наличие
конкурентов
Инвестиции, требуемые для реализации
Планируемая выгода для образовательного учреждения
Ресурсы
Конкуренты
Работодатели, абитуриенты и общественность
Нормативные требования
Продвижение на рынок образовательных услуг
Актуальные проблемы профессиональной педагогики
В таблице 2 представлен пример матрицы соответствия показателей инновационно ориентированных программ обучения (рис. 2), по-
казателей инновационного развития (табл. 1), подходов к менеджменту [4-6] и знаний, необходимых для их развития.
Таблица 2
Пример матрицы соответствия показателей инновационно ориентированных программ обучения, показателей инновационного развития процессов, подходов к менеджменту и знаний, необходимых для их развития
Показатели инновационно ориентированной программы обучения (рис. 2) Показатели инновационного развития (табл.1) Процессы Критерии Модели EFQM группы «Возможности» [2] и соответствующие им подходы к менеджменту Новые знания, необходимые для развития подхода (рис. 3) Критерии инновационного развития ОУ, на развитие которых требуются новые знания (рис. 1)
Инновационная организация собственной деятельности и и оам нео и с Инновационная система самооценки и сертификации
1 2 3 4 5 6 7 8
КРИТЕРИЙ 1. ЛИДЕРСТВО
Степень готовности образовательной программы и условий ее реализации Высшее руководство объединяет ППС, УВП, АУП и других сотрудников в достижении основной цели и решении задач ОУ Стратегический менеджмент Разработка миссии и видения ОУ Методы вовлечения персонала в реализацию миссии и достижения видения
Высшее руководство ОУ поддерживает своих сотрудников в достижении их целей и реализации планов, своевременно и в соответствующей форме поощряя их Менеджмент персонала Система почетных званий и знаков ОУ Методы мотивации персонала на достижение текущих и стратегических целей ОУ
1. Потенциал развития (совершенствования и обновления). 2.Тенденция спроса. 3. Востребованность в долгосрочной перспективе 1. Высшее руководство ОУ проявляет гибкость, анализирует правильность направления движения ОУ и при необходимости изменяет его, обеспечивая доверие к этим изменениям. 2. Высшее руководство ОУ проявляет способность использовать преимущества быстрого реагирования на вызовы путем выработки новых подходов к решению проблем Совершенствование системы менеджмента Проектное управление изменениями деятельности 1. Стандарты проектного менеджмента. 2. Методы организации системы проектного менеджмента изменений и улучшений
Актуальные проблемы профессиональной педагогики
Окончание таблицы 2
КРИТЕРИЙ 2. ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ
1. Возможность приобретения ресурсов для реализации. 2. Необходимость кооперации с другими организациями для реализации. 3. Готовность рынков труда и образовательных услуг ОУ анализирует данные и информацию о возможностях и ключевых компетенциях существующих и потенциальных партнеров для понимания того, как они могут дополнить возможности самого ОУ Совершенствование системы менеджмента Самооценка по критериям Модели совершенства EFQM Методы отслеживания и отбора наиболее перспективных технологий и методов менеджмента и организационного развития
Анализ состояния системы менеджмента
1. Тенденция спроса. 2. Стабильность спроса. 3. Востребованность в долгосрочной перспективе. 4. Потенциал развития (совершенствование и обновление). 5. Скорость проникновения на рынок образовательных услуг. 6. Возможность регулярной реализации образовательной программы. 7. Объем доходов от реализации. 8. Прибыльность. 9. Окупаемость. 10. Время жизни на рынке образовательных услуг ОУ понимает основные движущие силы образовательного бизнеса, находит баланс между потребностями ОУ и ее заинтересованных сторон при планировании достижения текущих и будущих целей Стратегический менеджмент Среднесрочная программа развития ОУ до 2015 г. Методы стратегического анализа и прогнозирования развития рынка образовательных услуг
Матрица основана:
— на показателях и критериях инновационно ориентированных программ обучения (рис. 2);
— показателях инновационного развития образовательных учреждений (табл. 1), основанных на Модели совершенства БРОМ [2] и концепции «Совершенный вуз, ориентированный на инновационную экономику» [7] и разложенных по процессам образовательного учреждения (на примере результатов самооценки УГНТУ [1]);
— апробации модели «Совершенствование системы менеджмента качества на основе системы менеджмента знаний» [3] в УГНТУ и выявленных по ее итогам знаниях первоочередной необходимости для инновационного развития образовательного учреждения
(на примере УГНТУ). Графически результаты анализа потребностей в таких знаниях представлены на рисунке 3, где показана взаимосвязь знаний и критериев инновационного развития [7].
Матрица составлена для областей, соответствующих критериям Модели совершенства БРОМ, которые образовательное учреждение (УГНТУ) по итогам самооценки [1] планирует развивать в первую очередь. Соответственно, остальные области, описанные в Модели совершенства БРОМ, являются либо развитыми в достаточной степени для создания инновационно ориентированных образовательных программ обучения, либо их улучшение необходимо, но, исходя из возможностей и приоритетов образовательного учреждения, не планируется.
Professional Education in Russia and Abroad 1 (13) 2014
Технологии обследования технического состояния нефтепромысловых трубопроводов, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию применением бесконтактных профилемеров
Технологии уничтожения и утилизации техногенных загрязнений
Технологии извлечения цветных и драгоценных металлов из руд и отходов горно-обогатительных комбинатов и из отработанных материалов
Измерительное
оборудование
Инновационно-
ориентированная
программа обучения
Внедрение (трансфер) технологических и концептуальных инноваций
Совершенное
образовательное
учреждение
Технологии производства новых строительных материалов с уникальными свойствами за счет наноэффектов
Методы отслеживания и отбора наиболее перспективных технологий и методов менеджмента и организационного развития
Инновационная система открытости и коммуникаций
1а
Методы вовлечения персонала в реализацию чЗе миссии и достижения
Методы развития видения
культуры взаимопомощи внутри коллектива
-Ь.
Со
Инновационная организация Инновационная система
собственной деятельности самооценки и сертификации
Методы организации системы проектного менеджмента изменений и улучшений
1е
Стандарты
проектного
менеджмента
4с1
Менеджмент ИТ поддержки технологий организации учебного процесса Методы мотивации персонала на достижение целей текущих и стратегических
1Ь
Система
сбалансированных
показателей
Менеджмент финансовых рисков
Методы стратегического анализа и прогнозирования развития рынка образовательных услуг
Процессное управление жизненным циклом оборудования межкафедральных лабораторий, интегрированное с процессами жизненного цикла образовательных услуг
4с
Методы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Topical Problems of Professional Pedagogy
Профессиональное образование в России и за рубежом 1 (13) 2014
-ь.
-ь.
Работодатели, абитуриенты и общественность Нормативные требования Продвижение на рынок образовательных услуг
Содержание для работодателей и обучающихся
(Востребованность
в долгосрочной перспективе
Совместимость,
[ Реакция общественности]
( Подготовка работодателей )
Размер потенциального рынка для реализации
Привлекательность
для работодателей и обучающихся
\ Готовность рынков труда'
I и образовательных услуг |
Текущий спрос
Основные группы работодателей и абитуриентов
I соответствие стандартам '
("потенциал развития |
I (совершенствования и обновления) |
--------------------------
I Соответствие действующим I и перспективным ГОС I и законодательным ^требованиям
Г Безопасность I
I Потенциал развития | 1 (совершенствование I и обновление) 1
Реклама и продвижение
Г Экологичность I'
V_______________'
[ Тенденция спроса Г Стабильность спроса ^
Зависимость востребованности от реализации других образовательных программ
Скорость |
проникновения на рынок I ^ образовательных услуг \
[ Потребности в персонале для реализации] Сопровождение после реализации
Необходимость внедрения новых учебно-методических и технических ресурсов
Сложность подготовки к реализации
I Необходимость кооперации
I
Необходимость исследований и разработок для создания и реализации _______----------------_ ^
Возможность приобретения I ресурсов для реализации ^
I с другими организациями ^для реализации
Сложность контроля качества содержания и реализации
I Степень готовности ^ I образовательной | I программы и условий I ' ее реализации 1
[ Стоимость обучения
г Организационная структура" для реализации
Инвестиции, требуемые для реализации
Возможность регулярной реализации образовательной программы
Инновационно
ориентированная
программа
обучения
Объем ДОХОДОВ от реализации
I Время жизни на рынке I образовательных услуг
Г Прибыльность I,
V- _____ _
Г Окупаемость
Потребности в защите интеллектуальной собственности в ходе реализации
Ресурсы Конкуренты Планируемая выгода для образовательного учреждения
Актуальные проблемы профессиональной педагогики
На рисунке 4 (модификация рис. 2) в виде диаграммы причинно-следственных связей показаны показатели, высокие значения которых приводят к созданию и успешной реализации инновационно ориентированных программ обучения.
Пунктирной рамкой выделены показатели, развитие которых в соответствии с матрицей в таблице 2 образовательное учреждение планирует в первую очередь; сплошной рамкой — показатели, развитие которых необходимо, но не планируется; а жирным текстом — показатели развитые в достаточной степени для создания и реализации инновационно ориентированных программ обучения.
На рисунке 3 предлагается система знаний первоочередной для инновационного развития образовательного учреждения необходимости из его потребностей и возможностей, выявленных на основе самооценки по критериям Модели совершенства EFQM с помощью логики RADAR (на примере УГНТУ), в рамках модели «Совершенствование системы менеджмента качества на основе системы менеджмента знаний» [3].
Таким образом, предложенные в настоящей публикации критерии оценки уровня инновационного развития вузов включают:
— внедрение технологических и концептуальных инноваций (трансфер знаний, технологий и персонала);
— инновационно ориентированные программы обучения;
— инновационную организацию собственной деятельности;
— инновационную систему открытости и коммуникаций;
— инновационную систему самооценки и сертификации в совокупности с применением показателей инновационного развития, основанных на Модели совершенства ЕРОМ, и предложенных показателей инновационно ориентированных образовательных программ. Применение этих критериев позволяет реализовать комплексный подход к оценке инновационного развития вузов и других видов образовательных учреждений, что является необходимым условием их успешного развития в инновационной экономике.
1. ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»: отчет о самооценке по критериям Модели совершенства EFQM в 2011 г. — Уфа: ГОУ ВПО УГНТУ, 2011. — 90 с.
2. Критерии Модели Совершенства EFQM-2010. — URL: http://www.efqm-nus.nu/cniterias.php.
3. Писаренко К. Э. Совершенствование системы менеджмента качества на основе системы менеджмента знаний // Менеджмент в России и за рубежом. — 2012. — № 2. — С. 59-66.
4. Писаренко К. Э., Квитко В. Ж., Шарафиев Р. Г. Улучшение качества менеджмента высшего образования с помощью модели Совершенства EFQM // Das Management. — 2011. — № 4. — С. 45-49.
5. Писаренко К. Э., Шарафиев Р. Г. Подходы к обеспечению качества менеджмента образовательных услуг: монография. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2011. — 82 с.
6. Писаренко К. Э., Шарафиев Р. Г. Анализ и улучшение качества менеджмента высшего образования с помощью Модели делового Совершенства EFQM // Международный технико-экономический журнал. — 2011. — № 4. — С. 62-67.
7. Шарафиев Р. Г., Квитко В. Ж., Писаренко К. Э. Система менеджмента непрерывного образования в Республике Башкортостан. — Уфа: ГОУ «Республиканский учебно-научный методический центр Минобразования РБ», 2010. — 77 с.
8. Бабаскин С. Я. Инновационный проект: методы отбора и инструменты, анализ рисков: учеб. пособие. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. — 240 с.
УДК / uDC 377 Н. Л. Дочкина
N. Dochkina
НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАцИЯХ NORMATIVE ASPECTS OF HEALTH CARING ACTIVITY IN ORGANIZATIONS Of VOCATIONAL EDuCATION
Вопросы сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи в системе профессионального образования всегда были актуальны в силу особенностей не только
самой системы обучения, но и особенностей организма подростков, их образа жизни и ценностных ориентаций. В последние годы, учитывая приоритет политики государства