Научная статья на тему 'Нормативные аспекты здоровьесберегающей деятельности в профессиональных образовательных организациях'

Нормативные аспекты здоровьесберегающей деятельности в профессиональных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1342
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУ МЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИ ЗАЦИИ / NORMATIVE DOCUMENTS / HEALTH CARING / STUDENTS / VOCATIONAL EDUCATION ORGANI ZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дочкина Наталья Леонидовна

Вопросы сохранения и укрепления здо ровья студенческой молодежи в системе про фессионального образования всегда были актуальны в силу особенностей не только самой системы обучения, но и особенно стей организма подростков, их образа жизни и ценностных ориентаций. В последние годы, учитывая приоритет политики государства в области улучшения демографической по литики, здоровья населения, формирования здоровьесберегающих установок среди мо лодежи, значительно изменилась и пополни лась нормативная база, регламентирующая здоровьесберегающую деятельность образо вательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дочкина Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normative aspects of health caring activity in organizations of vocational education

The questions of health caring and health strengthening among students in the system of vocational education stay always actual not only because of its peculiarities, but also because of the specific features of adolescent constitution, way of life, value orientations. In the last years due to prior politics of the government in the sphere of improvement of demographic policy, health of the population, formation of health caring tasks among the youth, normative base regulating health caring activities in educational organizations has been mainly changed and enlarged.

Текст научной работы на тему «Нормативные аспекты здоровьесберегающей деятельности в профессиональных образовательных организациях»

На рисунке 4 (модификация рис. 2) в виде диаграммы причинно-следственных связей показаны показатели, высокие значения которых приводят к созданию и успешной реализации инновационно ориентированных программ обучения.

Пунктирной рамкой выделены показатели, развитие которых в соответствии с матрицей в таблице 2 образовательное учреждение планирует в первую очередь; сплошной рамкой — показатели, развитие которых необходимо, но не планируется; а жирным текстом — показатели развитые в достаточной степени для создания и реализации инновационно ориентированных программ обучения.

На рисунке 3 предлагается система знаний первоочередной для инновационного развития образовательного учреждения необходимости из его потребностей и возможностей, выявленных на основе самооценки по критериям Модели совершенства EFQM с помощью логики RADAR (на примере УГНТУ), в рамках модели «Совершенствование системы менеджмента качества на основе системы менеджмента знаний» [3].

Таким образом, предложенные в настоящей публикации критерии оценки уровня инновационного развития вузов включают:

— внедрение технологических и концептуальных инноваций (трансфер знаний, технологий и персонала);

— инновационно ориентированные программы обучения;

— инновационную организацию собственной деятельности;

— инновационную систему открытости и коммуникаций;

— инновационную систему самооценки и сертификации в совокупности с применением показателей инновационного развития, основанных на Модели совершенства БРОМ, и предложенных показателей инновационно ориентированных образовательных программ. Применение этих критериев позволяет реализовать комплексный подход к оценке инновационного развития вузов и других видов образовательных учреждений, что является необходимым условием их успешного развития в инновационной экономике.

1. ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»: отчет о самооценке по критериям Модели совершенства EFQM в 2011 г. — Уфа: ГОУ ВПО УГНТУ, 2011. — 90 с.

2. Критерии Модели Совершенства EFQM-2010. — URL: http://www.efqm-nus.nu/cniterias.php.

3. Писаренко К. Э. Совершенствование системы менеджмента качества на основе системы менеджмента знаний // Менеджмент в России и за рубежом. — 2012. — № 2. — С. 59-66.

4. Писаренко К. Э., Квитко В. Ж., Шарафиев Р. Г. Улучшение качества менеджмента высшего образования с помощью модели Совершенства EFQM // Das Management. — 2011. — № 4. — С. 45-49.

5. Писаренко К. Э., Шарафиев Р. Г. Подходы к обеспечению качества менеджмента образовательных услуг: монография. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2011. — 82 с.

6. Писаренко К. Э., Шарафиев Р. Г. Анализ и улучшение качества менеджмента высшего образования с помощью Модели делового Совершенства EFQM // Международный технико-экономический журнал. — 2011. — № 4. — С. 62-67.

7. Шарафиев Р. Г., Квитко В. Ж., Писаренко К. Э. Система менеджмента непрерывного образования в Республике Башкортостан. — Уфа: ГОУ «Республиканский учебно-научный методический центр Минобразования РБ», 2010. — 77 с.

8. Бабаскин С. Я. Инновационный проект: методы отбора и инструменты, анализ рисков: учеб. пособие. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. — 240 с.

УДК / uDC 377 Н. Л. Дочкина

N. Dochkina

НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАцИЯХ NORMATIVE ASPECTS OF HEALTH CARING ACTIVITY IN ORGANIZATIONS Of VOCATIONAL EDuCATION

Вопросы сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи в системе профессионального образования всегда были актуальны в силу особенностей не только

самой системы обучения, но и особенностей организма подростков, их образа жизни и ценностных ориентаций. В последние годы, учитывая приоритет политики государства

в области улучшения демографической политики, здоровья населения, формирования здоровьесберегающих установок среди молодежи, значительно изменилась и пополнилась нормативная база, регламентирующая здоровьесберегающую деятельность образовательных организаций.

The questions of health caring and health strengthening among students in the system of vocational education stay always actual not only because of its peculiarities, but also because of the specific features of adolescent constitution, way of life, value orientations. In the last years due to prior politics of the government in the sphere of improvement of demographic policy, health of the population, formation of health caring tasks among the youth, normative base regulating health caring activities in educational organizations has been mainly changed and enlarged.

Ключевые слова: нормативные документы, здоровьесбережение, обучающиеся, профессиональные образовательные организации.

Keywords: normative documents, health caring, students, vocational education organizations.

Воспроизводство молодых квалифицированных рабочих кадров, соответствующих запросам современного рынка труда, является стратегической задачей для реализации поставленных задач экономического развития страны, что влечет за собой возрастание требований к качеству подготовки кадров, повышение интенсивности труда, а это, в свою очередь, определяет и требования к состоянию здоровья будущих работников, их адаптивным возможностям, умению соотносить свои желания при выборе профессии возможностям и требованиями рынка.

В известном литературном произведении есть следующие строки: «все работы хороши — выбирай на вкус», к сожалению, такое предложение подойдет сегодня не каждому молодому человеку, поступающему в профессиональные образовательные организации. По данным НИИ охраны здоровья детей и подростков РАМН, почти 80 % учащихся 9-11-х классов в связи с отклонениями в состоянии здоровья имеют ограничения в выборе профессий, т. к. их трудовая деятельность, возможно, будет осуществляться в условиях контакта с вредными производственными факторами, что может привести к прогресси-

рованию патологии. Десять лет назад численность таковых лиц составляла 56 %. Причем ограничения в выборе профессии у подростков в настоящее время обусловлены в 65 % случаев наличием хронических заболеваний и в 35 % случаев имеющимися выраженными функциональными нарушениями [1].

При анализе динамики состояния здоровья и физического развития подростков, поступающих на обучение в Кемеровский областной медицинский колледж, можно отметить сохраняющиеся неблагоприятные тенденции: число студентов, имеющих заболевания, удерживается на уровне 70-90 % от общего числа, преобладает удельный вес студентов, отнесенных по состоянию здоровья к III группе здоровья, т. е. имеющих хроническую патологию — 57 %. Преобладающей патологией в структуре заболеваемости являются заболевания желудочно-кишечного тракта (30,5 %), костно-мышечной системы (15,04 %) и гинекологические (11,7 %).

Состояние здоровья, как известно, является интегральным критерием, отражающим совокупное влияние комплекса факторов окружающей среды, в том числе условий воспитания, обучения, трудовой деятельности, образа жизни, что влечет за собой комплексный, системный подход при решении вопросов сохранения и укрепления здоровья студентов. Данная позиция нашла отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей (Указ Президента РФ от 01.07.2012 № 761) [4]. В ней не только определена приоритетность заботы государства о здоровье подрастающего поколения, но и подчеркнута необходимость распространения здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные организации.

В обобщенном виде под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально связанных между собою задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья. Стратегией реализации здоровьесберегающих технологий является такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью [2]. Прежде всего это наличие в инфраструктуре самой организации, в организации процесса обучения

и воспитания тех условий, того комплекса мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни [1].

В настоящее время имеющаяся нормативная база позволяет при соблюдении утвержденных рекомендаций и требований создать реальные условия для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.10.2010 № 2106 утвердил федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, которые были сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на их состояние здоровья. Эти требования нашли отражение в основных положениях по вопросам охраны здоровья обучающихся, изложенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 в части компетенций, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации (ст. 28, пп. 3, 5, 6) [3]:

— создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

— создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

— ведение консультационной, просветительской деятельности, деятельности в сфере охраны здоровья граждан..., в том числе осуществление организации отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием);

— создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Помимо определения прав и обязанностей, в статье 41 данного закона представлены основные аспекты охраны здоровья обучающихся, включающие в себя:

— оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

— организацию питания обучающихся;

— определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

— пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

— организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

— прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

— профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

— обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают (ст. 41):

— текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

— проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

— соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

— расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации [3].

В последние годы были обновлены санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса. В частности, в 2010 г. вышло постановление № 189 главного государственного санитарного врача РФ, утвердившего санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Так, например, в данном документе представлены новые требования к оценке трудности предметов, предложены рекомендации по продолжительности непрерывного применения технических средств обучения на уроках в зависимости от возрастного состава обучающихся. Следует особо отметить тот факт, что в Сан-ПиНе представлены рекомендации по проведению занятий физической культурой в зависимости от температуры и скорости ветра, в некоторых климатических зонах РФ на открытом воздухе в зимний период, но с четким ограничением по возрасту. Несмотря на то, что вышеозначенный документ направлен на охрану здоровья обучающихся в общеобразовательных организациях, он применим и к профессиональным образовательным организациям.

Одним из значимых аспектов в охране здоровья обучающихся является организация питания. Мероприятия, направленные на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в профессиональных образовательных организациях, изложены в соответствующих санитарно-эпидемиологических требованиях к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования и утверждены постановлением главного государственного санитарного врача (СанПиН 2.4.5.2409-08, постановление от 23.07.2008 № 45) [5].

В них подчеркивается, что в столовой образовательной организации должен быть предусмотрен не только набор помещений и оборудования, позволяющий осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции и ее реализацию, но и наличие посуды и столовых приборов, изготовленных из материалов, отвечающих требованиям безопасности к материалам, контактирующим с пищевыми продуктами. Питание обучающихся также должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать

продукты с раздражающими свойствами [5]. В целях соблюдения требований данного документа руководителям профессиональной образовательной организации необходимо познакомиться с Федеральной программой модернизации школьного питания, освещенной в постановлении правительства Российской Федерации от 21.11.2007 № 799 «О мерах государственной поддержки в 2008-2009 гг. реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся.».

Большинство профессиональных образовательных организаций имеют в своей структуре общежития. Согласно закону «Об образовании» (ст. 39) образовательные организации «предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда» [3]. Организация здоровьесберегающих условий проживания нашла свое отражение в санитарно-эпидемиологических требованиях, соблюдение которых позволит обеспечить сохранение здоровья обучающихся. В санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, оборудованию и содержанию общежитий (СП 2.1.2.284411 — постановление от 23.03.2011 № 23] подробно представлены те позиции, которые имеют большое значение для обеспечения здоровьесбережения проживающих в общежитии студентов, в частности температурный график для различных помещений, правила хранения различных моющих средств и инвентаря, требования к жилым комнатам и вспомогательным помещениям и др.

На современном этапе в системе здравоохранения реализованы многие направления оказания медицинской помощи подросткам, которые на протяжении длительного времени выдвигали ведущие валеологи страны, в т. ч. организация медицинской помощи обучающимся, непосредственно в образовательных организациях. В конце 2013 г. вышел приказ Минздрава РФ от 05.11.2013 № 822 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Впервые в данном документе регламентировано оказание

медицинской помощи непосредственно в образовательной организации. Для этого предлагается создать отделение организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, в котором предусматривается оказание экстренной и неотложной помощи, помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также для профилактики заболеваний. В рекомендуемых штатных нормативах предусмотрены должности не только педиатра, но и специалистов: психиатра, отоларинголога, офтальмолога, фтизиатра, травматолога-ортопеда, физиотерапевта, врача по лечебной физкультуре, медицинской сестры по массажу. Таким образом, планируется приблизить решение здоровьесберегающих проблем обучающихся непосредственно в образовательной организации. Оснащение медицинского блока предусматривает не только привычный для медицинского кабинета или здравпункта в образовательной организации набор медицинских изделий и инструментария, но также наличие аппаратно-программного комплекса для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, а также смокелайзер (для оценки окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина). Практически в данном отделении предлагается использовать элементы работы центров здоровья.

В штат отделения медицинской помощи введен врач по гигиене детей и подростков, к функциональным обязанностям которого относится организация противоэпидемических, профилактических, оздоровительных и корректирующих мероприятий, участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований, методическое обеспечение работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения.

Помимо вышеизложенного приказа, в настоящее время упорядочено прохождение несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них (приказ Минздрава РФ от 21.12.2012 № 1346), а также прохождение диспансеризации (приказ Минздрава РФ от 21.12.2012 № 1348).

Организация прохождения медицинских осмотров обучающихся старше 18 лет из-

ложены в приказе Минздрава о «Порядке проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» от 03.12.2012 № 1006-н и приказе МЗСР РФ от 12.04.2011 № 302 «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников». Все изложенное выше направлено на сохранение здоровья обучающихся. Изменения в нормативную базу внесены приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 № 169 н (действует с 1 января 2012 г.), который утвердил требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам и обеспечивает реализацию требований Трудового кодекса РФ (ст. 223) по обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.

Говоря о здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, следует отметить ее основные направления: формирование здорового образа жизни, повышение мотивации обучающихся на сохранение и укрепление здоровья. Одной из серьезных проблем, наносящих ощутимый ущерб здоровью, является табакокурение молодежи. При выработке эффективных путей решения этой проблемы необходима консолидация усилий многих специалистов, но наиболее активное взаимодействие должно быть среди педагогов и медиков, так как просвещение и информирование молодежи о вредоносном действии факторов риска входит в область деятельности обеих профессий. В целях выработки единых действий по защите здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма в сентябре 2010 г. была утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 гг. (распоряжение правительства РФ № 1563-р). В ней раскрываются основные меры по информированию населения о вреде потребления табака, а также медицинская помощь населению, направленная на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости.

Педагогические работники, организуя просвещение обучающихся в сфере сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, должны владеть достоверной информацией, знаниями в области гигиены и медицины. С этой целью

можно использовать созданные официальными медицинскими организациями сайты, где подробно, доступно изложены советы, материалы для распространения (средства пропаганды), баннеры, методы скрининговой оценки параметров организма. Такие сайты созданы Министерством здравоохранения (www.takzdorovo.ru.), или использовать методические материалы на сайте Всемирной организации здравоохранения (http://www.who.int/ru/).

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что для успешной здоровьесберегающей деятельности образовательной организации создана достаточная база законодательных, нормативных документов, основанная на потребностях и проблемах образования, которые были на пике обсуждении в течение длительного времени. Данная

нормативно-правовая основа позволит сделать каждую образовательную организацию территорией здоровья.

1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. — М.:

Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.

2. Казин Э. М., Свиридова И. А., Семенкова Т. Н. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе: метод. пособие. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. — 106 с.

3. Об образовании: фед. закон от 21.12.2012 № 273-Ф3 // Российская газета. — 2012. — 21 дек. — С. 4.

4. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.: Указ Президента РФ от 01.07.2012 № 761. — Ш1_: http://www.konsultant.nu.

5. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования: СанПиН 2.4.5.2409-

08. — 2008. — ия_: http://www.konsultant.nu.

УДК / uDC 37:613.6 Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова,

Н. Н. Кошко, А. С. Шинкаренко, Н. В. Аверьянова, Е. Н. Вержицкая

E. Kazin, N. Abaskalova, N. Koshko, A. Shinkarenko, N. Averyanova, E. Verzhizkaya

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

formation of safety and healthy lifestyle

IN THE EDuCATIONAL ENVIRONMENT

В статье рассматриваются общетеоретические и прикладные аспекты проблемы формирования культуры безопасного и здорового образа жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса. Анализируются различные концептуальные подходы к обеспечению безопасной образовательной среды в образовательном учреждении.

This article discusses general theoretical and applied aspects in the problem of formation the culture of safety and healthy lifestyle. Various conceptual approaches to providing the safe educational environment in educational institution are analyzed.

Ключевые слова: здоровый образ

жизни, безопасная образовательная среда, культура безопасности.

Keywords: safety and healthy lifestyle, safe educational environment, culture of safety.

Вхождение человечества в постиндустриальную культурную эпоху, характеризующуюся глобализацией, динамизмом и высокой мерой неопределенности, потребовало серьезной трансформации сферы образования в целях ее опережающего развития для подготовки человека к жизни в дне грядущем [8].

Образовательная безопасность — это «состояние образовательной среды во всех ее ключевых компонентах: пространственносемантического и пространственно-архитектурного, социального, содержательно-методического, коммуникативно-организационного и психодидактического, обеспечивающего минимальный риск для осуществления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.