можно использовать созданные официальными медицинскими организациями сайты, где подробно, доступно изложены советы, материалы для распространения (средства пропаганды), баннеры, методы скрининговой оценки параметров организма. Такие сайты созданы Министерством здравоохранения (www.takzdorovo.ru.), или использовать методические материалы на сайте Всемирной организации здравоохранения (http://www.who.int/ru/).
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что для успешной здоровьесберегающей деятельности образовательной организации создана достаточная база законодательных, нормативных документов, основанная на потребностях и проблемах образования, которые были на пике обсуждении в течение длительного времени. Данная
нормативно-правовая основа позволит сделать каждую образовательную организацию территорией здоровья.
1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. — М.:
Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
2. Казин Э. М., Свиридова И. А., Семенкова Т. Н. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе: метод. пособие. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. — 106 с.
3. Об образовании: фед. закон от 21.12.2012 № 273-Ф3 // Российская газета. — 2012. — 21 дек. — С. 4.
4. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.: Указ Президента РФ от 01.07.2012 № 761. — Ш1_: http://www.konsultant.nu.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования: СанПиН 2.4.5.2409-
08. — 2008. — ия_: http://www.konsultant.nu.
УДК / uDC 37:613.6 Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова,
Н. Н. Кошко, А. С. Шинкаренко, Н. В. Аверьянова, Е. Н. Вержицкая
E. Kazin, N. Abaskalova, N. Koshko, A. Shinkarenko, N. Averyanova, E. Verzhizkaya
ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
FORMATION OF SAFETY AND HEALTHY LIFESTYLE IN THE EDuCATIONAL ENVIRONMENT
В статье рассматриваются общетеоретические и прикладные аспекты проблемы формирования культуры безопасного и здорового образа жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса. Анализируются различные концептуальные подходы к обеспечению безопасной образовательной среды в образовательном учреждении.
This article discusses general theoretical and applied aspects in the problem of formation the culture of safety and healthy lifestyle. Various conceptual approaches to providing the safe educational environment in educational institution are analyzed.
Ключевые слова: здоровый образ
жизни, безопасная образовательная среда, культура безопасности.
Keywords: safety and healthy lifestyle, safe educational environment, culture of safety.
Вхождение человечества в постиндустриальную культурную эпоху, характеризующуюся глобализацией, динамизмом и высокой мерой неопределенности, потребовало серьезной трансформации сферы образования в целях ее опережающего развития для подготовки человека к жизни в дне грядущем [8].
Образовательная безопасность — это «состояние образовательной среды во всех ее ключевых компонентах: пространственносемантического и пространственно-архитектурного, социального, содержательно-методического, коммуникативно-организационного и психодидактического, обеспечивающего минимальный риск для осуществления
полноценного образовательного процесса и жизнедеятельности всех его участников» [4]. Она включает в себя безопасность образовательного учреждения (ОУ), которая обеспечивается на основе взаимодействия коллектива ОУ с органами внутренних дел, федеральной службы безопасности, министерства чрезвычайных ситуаций, местного самоуправления. В результате данного взаимодействия реализуются следующие задачи: согласование вопросов по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезо-пасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб; распределение ответственности между органами за безопасность ОУ; обмен информацией; совместная разработка и согласование планов по защите и обеспечению антитеррористи-ческой безопасности при проведении массовых мероприятий; организация совместного контроля качества работы охранных предприятий в ОУ. Говоря иначе, ОУ представляет собой образовательную среду, которая включает:
— материальные ресурсы;
— организацию учебного процесса;
— организацию питания;
— медицинскую помощь;
— психологический климат.
Общая безопасность ОУ дополняется следующими компонентами личной безопасности каждого работника и обучающегося:
— твердое знание законов и правил поведения;
— отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;
— умелое использование средств безопасности;
— контроль и дисциплина;
— хорошая связь с правоохранительными органами;
— взаимопомощь товарищам по работе;
— нормальное отношение в семье и с окружающими.
Роль руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей и проектировании адекватных им элементов и подсистем безопасности в данном конкретном образовательном учреждении и их интеграции в систему, т. е. в единый работающий механизм [3; 11].
Организация безопасности в ОУ основана на концепции безопасности образовательного пространства (ОП). Об-
разовательное пространство — это сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности, наращивание человеческого капитала. Поэтому безопасность ОП — это система взглядов на обеспечение безопасности (защищенности) участников образовательного процесса от угроз для их жизни и здоровья в сфере педагогической деятельности (образования и воспитания).
Главная цель концепции обеспечения безопасности ОП заключается в разработке организационных подходов и методов деятельности учреждений образования, обеспечивающих улучшение здоровья и снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасности. Безопасность ОП обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер, особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, безопасности систем жизнеобеспечения. Это единая образовательная политика, направленная на сохранение и укрепление физического, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья подрастающего поколения [3; 2].
Анализ различных концептуальных подходов к обеспечению безопасности образовательной среды позволяет сформировать систему принципов, составляющих концепцию безопасности в образовании:
— принцип доминирования жизни человека как главной ценности, определяющий модель минимальной (необходимой) безопасности, максимально исключающей все риски, угрожающие жизни;
— принцип комплексности оценки рисков, задающий методику оценки различных рисков, начиная с санитарно-гигиенических и психолого-физиологических — до экономических и образовательных;
— принцип минимума и максимума, определяющий набор условий, обеспечивающих безопасность образовательного учреждения;
— принцип толерантности, предполагающий учитывать тот факт, что риск возникает как при недостаточном значении какого-то фактора окружающей среды, так и при избыточном его значении (это относится к информационному стрессу, температуре,
влажности воздуха внутри помещений, вентиляционному режиму и т. д.);
— принцип максимальной эффективности функционирования системы мер и созданных педагогических условий, направленных на обеспечение безопасности образовательной среды и ОУ в целом [4].
В концепции безопасности ОП сформулированы основные направления образовательной политики государства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса. К ним относятся: охрана жизни и здоровья всех участников образовательного процесса, защита прав участников образовательного процесса, защита материальных ценностей ОУ от возможных несчастных случаев (пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (ЧС), защита от негативного влияния информации и т. д.
С. В. Алексеев предлагает две модели безопасности образовательного учреждения: модель необходимой безопасности и модель достаточной безопасности.
Модель необходимой безопасности характеризуется следующими положениями:
1) физическая защита (физическое здоровье) — охрана, гражданская оборона, техника безопасности, защищенность от терроризма и т. д.;
2) психологическая защита (психологическое здоровье) — климат в коллективе, удовлетворенность уровнем образования и дальнейшей его востребованностью.
Санитарно-гигиеническое состояние (экология) ОУ, организация защиты и контроля санитарно-эпидемиологических норм.
Модель достаточной безопасности включает:
— социальную защиту — формирование положительной эмоциональной атмосферы в процессе взаимодействия всех социальных субъектов образовательного учреждения; создание условий для самореализации обучающихся в образовательном учреждении;
— экологическую защиту (ЧС природного характера) — углубление и расширение знаний о законах экологии, рост информированности об экологических проблемах;
— экономическую защиту — обеспечение бесперебойного образовательного процесса по заранее установленным нормативам, а также частичное резервирование средств для капитального ремонта здания и модернизации образовательного процесса;
— информационную защиту — обеспечение защиты персональных данных учащихся, сотрудников, а также создание благоприятного информационного климата и развития информационной инфраструктуры;
— психологическую защиту — укрепление психологического здоровья обучающихся и педагогического коллектива путем создания здоровой рабочей атмосферы и совместных коллективных мероприятий созидательного плана;
— образовательную защиту — формирование единой системы стабильных образовательных стандартов в рамках действующей государственной политики в образовании и воспитании подрастающих поколений [4].
Выбор той или иной модели безопасности ОУ осуществляется руководством с учетом:
— исходного состояния здания, аудиторного фонда;
— ресурсного обеспечения задачи безопасности ОУ;
— кадрового обеспечения решения задач безопасности;
— общей культуры безопасности руководства, педагогического состава и обучающихся.
Одним из основных свойств педагогического процесса в современных образовательных учреждениях является единство обучения и воспитания, позволяющее рассматривать осуществление образования в качестве целостного процесса. С учетом данного положения В. Н. Мошкин (2003) охарактеризовал культуру безопасности в педагогическом процессе по основным вариантам реализации воспитания:
— воспитание культуры безопасности — как компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. В качестве такого компонента в педагогическом процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), культура здоровья или экология. Учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, призвана интегрировать, объединять усилия всех педагогов по подготовке обучающихся к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности;
— воспитание культуры безопасности — этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасности в личности воспитанников, это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры безопасности выступает в качестве ведущей цели;
— воспитание культуры безопасности — средство педагогического процесса, используемое для развития творческих сил и способностей обучающихся к профилактике рисков, для предупреждения и уменьшения вреда при воздействии неблагоприятных факторов (урок ОБЖ, психологический тренинг по отработке действий в экстремальных ситуациях, тренировка в спортивных секциях и т. д.);
— воспитание культуры безопасности — функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии на готовность воспитанников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Однако культура безопасности воплощена не только в знаниях, но и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми и т. д.
На завершающем этапе развития советской системы образования возникли необходимость и возможность качественного изменения системы безопасности. Сложились предпосылки изменения всех составляющих педагогического процесса в направлении повышения эффективности подготовки обучающихся к безопасной жизнедеятельности. Наиболее простой для осуществления и адекватной логике развития образования мерой качественного изменения системы подготовки к безопасной жизнедеятельности было введение с 1991 г. в образовательных учреждениях курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Введение курса означало, что в систему образования был включен новый компонент, развитие которого способствовало изменению системы обучения и воспитания в целом. В рамках преподавания курса ОБЖ конкретизировались цели, отбиралось содержание, отрабатывались средства воспитания и критерии диагностики культуры безопасности, а также включался круг ценностей и интересов (от ценностей отдельного человека до общечеловеческих) [3; 5; 12].
Прогностическая направленность образования в области безопасности жизне-
деятельности связана с необходимостью распознавать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, действующие на человека, природу, социум в условиях их непрерывного взаимодействия с техносферой.
Практико-ориентированная направленность образования в области безопасности жизнедеятельности, характеризуется внедрением профессионально ориентированных технологий обучения, способствующих формированию значимых для профессиональной деятельности качеств личности, безопасного типа поведения, а также знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими качественное выполнение функциональных обязанностей в выбранной профессиональной области.
Компетентностно-деятельностная направленность образования в области безопасности жизнедеятельности способствует подготовке специалиста, обладающего высоким уровнем профессионализма и компетентности, умеющего творчески находить, усваивать и пользоваться ноксологической информацией при анализе различных проблемных ситуаций в системе «человек — природа — общество — техносфера».
Развитие сознательного отношения к природной, техногенной, социальной среде, формирование культуры безопасности и определенных качеств личности, безопасного типа поведения можно считать необходимой основой для проявления воспитательной и развивающей функции педагога безопасности жизнедеятельности [11].
Складывающаяся в последние годы тенденция к ухудшению экологической обстановки, изменение климатических условий, участившиеся стихийные бедствия, растущая урбанизация, техногенные катастрофы — все это заставляет в значительной степени ориентировать воспитательно-образовательный процесс на формирование у подрастающего поколения навыков выживания, адаптации к новым условиям и устойчивой мотивации безопасного и здорового образа жизни, что согласуется с характеристикой безопасности как состояния объекта, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб или вред [7].
По нашему мнению, одна из главных задач современных образовательных учреждений различных типов, видов и уровней — помочь учащимся осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни (ЗОЖ]
для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого обучающиеся должны осознать и, главное, принять для себя основные принципы ЗОЖ, а это возможно только в результате целенаправленной совместной работы педагогов, родителей и обучающихся. Новая модель образования смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков у обучающихся и обучающейся молодежи на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения к здоровью и безопасности у обучающихся в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации их жизненных целей и смыслов.
Педагог ОБЖ дает учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «ЗОЖ», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности с обучающимися формирует знания, умения, навыки по основам психолого-педагогических и медико-биологических знаний [2]. В курс ОБЖ включена самостоятельная образовательная линия «Основы здорового образа жизни», базирующаяся на знаниях основных составляющих здорового образа жизни, их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности.
Министерство образования и науки РФ разработало и утвердило (приказ от 28.12.2010 № 2106) примерные основные образовательные программы для образовательных учреждений, которые включают подпрограмму по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, где обозначены цели, задачи, основные направления, формы и методы реализации. Но до сих пор образовательным учреждениям предлагаются лишь отдельные и разрозненные методические разработки организации интегрированного обучения основам безопасного и здорового образа жизни в соответствии с программой ОБЖ.
Анализируя недостатки учебных программ, связанные с ограниченностью тематики и касающиеся решения проблем воспитания и обучения культуры безопасного и здорового образа жизни, следует обратить внимание на возможности совершенствования учебно-методических материалов на основе использования широкого спектра валеологических знаний по профилактике
наркомании, СПИДа, а также практического опыта педагогов по вопросам формирования культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности обучающихся.
На наш взгляд, для повышения эффективности воспитания и обучения культуре безопасного и здорового образа жизни в рамках специального предмета следует более глубоко в соответствии с общеизвестными представлениями реализовывать принципы системности, систематичности и последовательности, используя интегрированные знания в области психологии, физиологии, медицины, социологии, физической культуры, здоровьесберегающей деятельности с позиций системно-деятельностного, онтогенетического и компетентностного подходов [1; 9].
Многочисленные данные, представленные в литературе психолого-педагогического и медико-физиологического профиля, убедительно свидетельствуют, что основой современных знаний о социальном, соматическом и психологическом здоровье является учение об адаптации, критических периодах индивидуального развития, психологическая концепция о динамических саморегулирующихся системах, функциональных системах, представления кибернетики о системах управления в биологических и социальных средах [6; 9; 10]. Не стоит забывать и о психологических и социальных факторах (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Н. П. Бехтерева, Г И. Косицкий, М. Н. Ливанова, Е. Н. Соколов, К. В. Судаков и их ученики); и о полной актуализации возможностей человека (А. Маслоу). Другими словами, потенциал здоровья и безопасности — это совокупность способностей индивида и особенностей его поведения, по которым можно построить прогноз, определить предрасположенность к тому или иному заболеванию.
В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам социальной адаптации обучающихся, воспитанников, и в меньшей степени индивидуальным приспособительным возможностям организма учащейся молодежи в повышении своей жиз-неспобности, биологической надежности.
Трудности адаптации обучающихся к процессу обучения в силу социальных, психологических и индивидуально-биологических проблем могут сыграть важную роль в развитии аддиктивного и девиантного поведения [13].
Таким образом,представленные материалы позволяют нам прийти к обобщенному выводу относительно того, что формирова-
ние культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся, должно осуществляться на основе интегрального процесса социально-биологической адаптации, позволяющего личности гармонично включиться в социальное окружение в соответствии со своими возрастными, типологическими (психологическими и биологическими) особенностями, приспособительными возможностями и потребностями.
1. Абаскалова Н. П. Системный подход к формированию здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа — вуз». — Новосибирск: НГПУ, 2001. — 325 с.
2. Абрамова С. В., Бояров Е. Н. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 6
3. Айзман Р. И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: учеб. пособие. — Новосибирск, 2004. — 400 с.
4. Алексеев С. В. Экологическая концепция безопасности образовательной среды школы // Биология в школе. — 2013. — № 4. — С. 44-51.
5. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. — СПб.: Союз, 2002.
6. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. — 236 с.
7. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Экологическая безопасность учебного процесса. Феномен качественного информационного стресса // Экологическое образование: до школы. В школе. Вне школы. — М., 2005 — № 4. — С 12-17.
8. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. — Тюмень: ТюмГУ, 2011. — 176 с.
9. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева и др. — 3-е изд., перераб. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2013. — 443 с.
10. Казначеев В. П., Баевский Р. М. Индивидуальные особенности адаптивных реакций у человека и проблемы донозологической диагностики // Адаптация и проблемы общей патологии. — Новосибирск, 1974. — Т. 2. — С. 9-14.
11. Пенкина И. Механизмы функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2005. — № 11. — С. 36-40.
12. Сапронов В. В. Идеи к общей теории безопасности // Основы безопасности жизни. — 2007. — № 1-3.
13. Шеррер Т. И. Психолого-педагогические условия профилактики употребления старшими подростками психоактивных веществ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Кемерово, 2011.
УДК / uDC 378.17 И. А. Свиридова, Л. О. Ковтун
I. Sviridova, L. Kovtun
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
status and health problems of students
В статье представлены результаты исследования состояния и проблем здоровья студентов КемГУ, а также рекомендации по его сохранению и укреплению.
The article presents the status and health problems of KemSU students, as well as recommendations for health caring and health promotion.
Ключевые слова: образование, здоровье, здоровый образ жизни, студенты, саморегуляция.
Keywords: education, health, healthy lifestyle, students, self-regulation.
Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи имеет большое медико-социальное и общественное значение.
Сегодняшним студентам предстоит реализовывать такие важные социальные функции общества, как профессионально-трудовая, репродуктивная, интеллектуальная и нравственная. Учащаяся молодежь, являясь специфической группой населения, активно реагирует на процессы, происходящие в обществе. В условиях снижения уровня жизни, кризиса нравственных ценностей, неуверенности в будущем от молодежи требуется значительная мобилизация сил для адаптации к новым условиям проживания, обучения, формирования межличностных отношений, к высоким умственным и физическим нагрузкам. Это возможно при оптимальном уровне здоровья, которое имеет немаловажное значение для успешного обучения [1].