Научная статья на тему 'Инновационно ориентированное управление как стратегическая детерминанта развития технического университета'

Инновационно ориентированное управление как стратегическая детерминанта развития технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационно ориентированное управление как стратегическая детерминанта развития технического университета»

собность каждого вуза. Совершенствование методов и механизмов управления университета с помощью создания в своей структуре маркетинговой службы и Центра содействия трудоустройству выпускников является своевременным и актуальным шагом для повышения качества образования, а следовательно, и конкурентоспособности вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горелова Г.В., Джаримов Н.Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. - Майкоп: Изд-во «Печатный двор Кубани» 2002. - С. 40.

2. Яблецка Ю. Миссии организации и университета: некоторые особенности. //Alma mater «Вестник высшей школы». - М.: Изд-во РУДН, 2004. - С.6. - №9.

3. Федорищева О.И., Шуметов В.Г. К вопросу о мониторинге системы высшего профессионального образования // По материалам журнала «Образование и общество» - Образовательный портал Ханты-Мансийского округа: htp//www.eduhmao.ru

4. Батышева С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. - М.: АПО, 1999. - 488 с., ил. Т.3 - Р-Я - 1998. - С.288.

5. Перспективы государственной молодежной политики // Бюллетень «Официальные документы в образовании.- М., 2005. - №15. - С.3,5.

6. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 № 1756-р.

7. Организация и направления работы центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждения профессионального образования (Методическое рекомендации) - М.: Изд-во: МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 78 с.

М.А Масыч

ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

В настоящее время система высшего образования переживает кризис, университеты обеспокоены рядом факторов изменения внешней среды. К таким факторам относятся потеря былой стабильности, усиливающийся дисбаланс между имеющимся спросом на основные продукты деятельности университета, то есть образовательные услуги, и возможностями их удовлетворения. С каждым днем повышаются требования потребителей к качеству научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг, сокращается бюджетное финансирование. Таким образом, управление высшими учебными заведениями является актуальной проблемой в настоящее время, поскольку богатство современных государств определяется не природными и технологическими параметрами, а, в первую очередь, интеллектуальным потенциалом страны.

В принятой Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетных направлений в развитии системы высшего образования заявлено акцентирование внимания на научных исследованиях и разработках, повышения статуса вузовской науки как одного из факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, а также аккумуляция инновационного потенциала вузов. Исходя из этого, высшие учебные заведения должны идти по пути инновационно ориентированного развития, то есть внедрять инновации как в образовательную, так и в научную деятельность с целью долгосрочного и перспективного развития вуза и системы высшей школы в целом.

Обеспечить эффективное инновационно ориентированное развитие образовательной, научной и инновационной деятельности может технический университет, имеющий такие особенности как развитая инфраструктура научных подразделе-

ний (ТРТУ имеет 9 научных подразделений (НИИ, НКБ, ОКБ, НИЧ и т.д.); высокий показатель объемов научно-исследовательских работ (рис. 1): в 2000 г. объемы

проф. доц. уч.ст. и зв.

Рис. 1. Динамика объемов НИР ТРТУ

НИР составили 4,3 млн руб., а уже в 2004 г. - 22,4 млн руб., к тому же доходы от выполнения НИР равны и даже превышают доходы от платных образовательных услуг [2]; специфический высокотехнологичный и наукоемкий процесс создания научных разработок; весь круг фундаментальных исследований строится на технологически емком оборудовании; наличие основных производственных фондов, необходимых для подготовки и выпуска специалистов; широкопрофильная фундаментальная подготовка студентов на всех уровнях (бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант); высокий уровень специализации научнопедагогических кадров (рис. 2). Подготовка в ТРТУ ведется как по техническим (приборостроение, электротехника, радиотехника и др.), так и по гуманитарным (лингвистика, психология, культурология и др.) и социально-экономическим (экономика, менеджмент, юриспруденция) специальностям, основанным на использовании в учебном процессе технологических и информационных ресурсов (табл. 1).

25000-Г 20000-

ЧЭ 15000

]о 10000 I-

5000

0

2237

16497,3

18447,5 18447,6

4312,

2000 2001

2002 2003

2004

8

Рис. 2. Состав штатных научно-педагогических кадров университета в 2004 г

К тому же на данный момент в России не создан ни один негосударственный технический или технологический университет, что еще раз подчеркивает возможность формирования подобных университетов только на основе мощной научно-производственной базы, которой на сегодняшний момент обладают технические университеты. Вышеприведенные особенности технических университетов и

подтверждающие их цифры по ТРТУ свидетельствуют о необходимости развивать в университете именно научно-инновационное направление, для которого имеются ресурсы, возможности и потенциал.

Таблица 1

Направления и специальности подготовки дипломированных специалистов в

ТРТУ

Подготовка Направление (кол-во) Специальность (кол-во)

2001 2002 2003 2004 2001 2002 2003 2004

Специалистов 24 20 22 24 64 65 60 62

Магистров 9 10 14 15 30 32 36 37

Бакалавров 24 24 29 27 66 66 69 68

Процесс инновационно ориентированного управления предполагает согласование триады «образование-наука-инновации» (рис. 3). Образование в данном случае обеспечивает процесс передачи знаний, умений, навыков и является основным механизмом воспроизводства квалифицированных специалистов, составляющих основу национальной экономики. Наука призвана обеспечивать генерацию фундаментальных знаний и проведение прикладных исследований и разработок. Инновациии являются связующим звеном между образованием и наукой. Взаимодействие науки с образованием должно обеспечить повышение уровня профессиональной подготовки кадров и облегчить их адаптацию на конкурентном рынке высококвалифицированных кадров в науке и на производстве. Взаимодействие науки с инновационной составляющей является движущей силой научно-технического прогресса на основе развития инновационной инфраструктуры, которая позволяет тиражировать наукоемкие технологии на рынок, обучать студентов на основе их вовлечения в практическую деятельность научно-инновационных подразделений университета, тиражировать малые наукоемкие предприятия, занимающиеся доведением разработок и технологий до потребителя.

Рис. 3. Инновационно-интеллектуальный потенциал, определяющий формирование учебно-научно-инновационного комплекса

На сегодняшний момент, анализируя стратегии развития вузов, можно выделить с учетом того или иного доминирующего стратегического признака такие типы университетов, как, например, исследовательский, основным элементом стратегии которого является ориентация на научно-исследовательскую деятельность; учебно-

исследовательский, в котором представлены в полной мере учебные и научные функции; университет предпринимательского типа, стратегия развития которого ориентирована на новые подходы к осуществлению своей деятельности; сетевой университет, призванный интегрировать подразделения университета посредством миссии, управления, информационных технологий; инновационно ориентированный университет, доминирующим фактором стратегии развития которого является взаимосогласованное управление образовательной, научной и инновационной деятельностью с целью эффективного развития подобного университета.

В исследовании предлагается подход к формированию системы управления техническим университетом на основе инновационно ориентированного развития путем введения в организационную структуру подразделений, координирующих и развивающих приоритетность инновационной составляющей в деятельности университета. В частности, в рамках организационной структуры ТРТУ предложено создание блока принятия и поддержки управленческих решений в виде структурного подразделения «Управления научных исследований и инновационной деятельности» (УНИиИД) (рис. 4), которое призвано обеспечить процесс управления университетом на базе инновационного развития, интегрирующего образовательную, научную и инновационную сферы деятельности.

Рис. 4. Преобразование организационной структуры ТРТУ в УНИК

Данное структурное подразделение аргументирует необходимость трансформации технического университета в учебно-научно-инновационный комплекс, выступающий центром роста инновационной активности с целью повышения эффективности научной и инновационной деятельности университета, обеспечения подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров с учетом современных требований, эффективного использования образовательного, научнотехнического и инновационного потенциала университета для его социальноэкономического и материально-технического развития.

УНИиИД может осуществлять научную деятельность в сотрудничестве с другими вузами, научными организациями и предприятиями Российской Федерации различных форм собственности, а также с зарубежными партнерами на основе совместных программ, проектов и договоров (контрактов), используя для этого различные формы взаимодействия, в том числе образование учебно-научных и инновационных центров, научно-исследовательских институтов и ассоциаций, научнотехнологических парков и иных структурных подразделений.

Научная и инновационная деятельность в Таганрогском государственном радиотехническом университете под эгидой УНИиИД должна осуществляться с целью обеспечения подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне современных квалификационных требований, эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциала университета для его социально-экономического и материально-технического развития, исходя из следующих принципов:

- наиболее полного привлечения научно-педагогических кадров к научной деятельности, способствующей развитию университета как единого учебно-научно-инновационного комплекса;

- обеспечения подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава, развития научного творчества студентов и молодых специалистов и привлечения наиболее способных и талантливых из них к научной деятельности в УНИК ТРТУ;

- повышения роли УНИК в разработке и реализации региональной социально-культурной и научно-технической политики, в решении научных и прикладных задач в интересах Ростовской области.

- Создание учебно-научно-инновационных комплексов на базе технических университетов позволит позиционировать их как базовообразующие элементы научно-инновационного развития национальной экономики, поскольку деятельность УНИК будет способствовать ускорению процессов инновационной модернизации высокотехнологичных разработок во всех отраслях промышленности национальной экономики, повышению устойчивости и обеспечению конкурентных преимуществ ее развития на долгосрочную перспективу за счет активного вовлечения в практику и продвижения на рынок перспективных результатов научнотехнической и инновационной деятельности.

- наиболее полного привлечения научно-педагогических кадров к научной деятельности, способствующей развитию университета как единого учебно-научно-инновационного комплекса;

- обеспечения подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава, развития научного творчества студентов и молодых специалистов и привлечения наиболее способных и талантливых из них к научной деятельности в УНИК ТРТУ;

- повышения роли УНИК в разработке и реализации региональной социально-культурной и научно-технической политики, в решении научных и прикладных задач в интересах Ростовской области.

Таким образом, формирование организационной структуры университета должно базироваться на научно-инновационном потенциале, составляющем основу формирования стратегии развития технических университетов и основываться на их инновационно ориентированном управлении. При этом в разработку комплекса мероприятий по реализации стратегии развития технического универсисте-

та встраивается система инновационно ориентированного управления, основанная на согласовании интересов образовательной и научной деятельности.

Создание учебно-научно-инновационных комплексов на базе технических университетов позволит позиционировать их как базовообразующие элементы научно-инновационного развития национальной экономики, поскольку деятельность УНИК будет способствовать ускорению процессов инновационной модернизации высокотехнологичных разработок во всех отраслях промышленности национальной экономики, повышению устойчивости и обеспечению конкурентных преимуществ ее развития на долгосрочную перспективу за счет активного вовлечения в практику и продвижения на рынок перспективных результатов научнотехнической и инновационной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // www.president.kremlin.ru.

2. Отчеты ректора ТРТУ В.Г. Захаревича конференции университета о проделанной работе за 2000-2004гг.

3. Тюрина В.Ю. Университетские комплексы и интеллектуальная собственность. -Самара: Самар. гос. эконом, акад, 2004. - 122с.

4. Шукшунов В.Е., Ленченко В.В., Третьяк А.Я., Ткачев А.Н., Нырков Е.А. Основы создания университетских комплексов / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. - 72 с.

Е.Л. Макарова

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ СИНЕРГЕТИКИ И СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К НОВЫМ МЕТОДАМ

УПРАВЛЕНИЯ

Основной тенденцией развития общества в последнее десятилетие является обострение конкуренции между отдельными индивидуумами, крупными корпорациями и государствами в целом. А основное преимущество в этой конкурентной борьбе обеспечивается уровнем образования и объемом знаний. Сегодня повсеместно признается, что традиционная система образования находится в состоянии кризиса. Поэтому создание современной индустрии образования - важнейшая задача, стоящая перед государством, обществом, высшей школой. Проблема подготовки специалистов требует новой научно-педагогической основы, а реализация принципов и задач высшей школы предполагает не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности студентов, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра традиционных подходов, существующих в образовательном процессе.

Стратегически это обусловлено изменением системы обучения в целом для подготовки подрастающего поколения к жизни в постоянно меняющемся информационном обществе, в котором с каждым днем ускоряется процесс появления новых знаний и постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации специалистов.

Недостаточный уровень профессионализации специалистов, отсутствие системного видения рыночной ситуации являются одной из ключевых преград на пути успешного развития отечественной экономики, а разрыв между качеством существующих образовательных программ и требованиями менеджеров становится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.