Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал университетских учебно-научно-инновационных комплексов и его роль в развитии инновационной экономики'

Интеллектуальный капитал университетских учебно-научно-инновационных комплексов и его роль в развитии инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атоян В. Р., Казакова Н. В.

Раскрывается сущность учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) как прогрессивной формы трансформации российских технических университетов. Предлагается использовать концепцию управления УНИК. Дается авторская классификация интеллектуального капитала УНИК. Раскрываются основные направления и формы управления интеллектуальной собственностью как элемента управления интеллектуальным капиталом УНИК, характеризуется опыт СГТУ в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTELLECTUAL CAPITAL OF EDUCATIONAL-RESEARCH-INNOVATIVE UNIVERSITY AND ITS ROLE IN THE INNOVATION ECONOMY DEVELOPMENT

This article present the educational-research-innovative complex (ERIU) as one the ways of Russian university transformations. The problems of intellectual capital management as an instrument of an organizational competitiveness improvement in modern economy are described. On the basis of analyzing the relevant research, conceptual frameworks of intellectual capital management in the ERIU are detailed, the author's definition of this process is proposed. The classification of ERIU's intellectual capital is given in this work, author's interpretation of substance of ERlU's intellectual capital and main tasks of its management are presented. The intellectual property as an important element of ERIU's intellectual capital is marked. The key problems of intellectual property management in universities are formulated, the SSTU experience in this field is described.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал университетских учебно-научно-инновационных комплексов и его роль в развитии инновационной экономики»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕСТВА___________

УДК 001.892

В.Р. Атоян, Н.В. Казакова ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ УНИВЕРСИТЕТСКИХ УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Раскрывается сущность учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) как прогрессивной формы трансформации российских технических университетов. Предлагается использовать концепцию управления УНИК. Дается авторская классификация интеллектуального капитала УНИК. Раскрываются основные направления и формы управления интеллектуальной собственностью как элемента управления интеллектуальным капиталом УНИК, характеризуется опыт СГТУ в этой области.

V.R. Atoyan, N.V. Казакова THE INTELLECTUAL CAPITAL OF EDUCATIONAL-RESEARCH-INNOVATIVE UNIVERSITY AND ITS ROLE IN THE INNOVATION ECONOMY DEVELOPMENT

This article present the educational-research-innovative complex (ERIU) as one the ways of Russian university transformations. The problems of intellectual capital management as an instrument of an organizational competitiveness improvement in modern economy are described. On the basis of analyzing the relevant research, conceptual frameworks of intellectual capital management in the ERIU are detailed, the author’s definition of this process is proposed.

The classification of ERIU's intellectual capital is given in this work, author’s interpretation of substance of ERlU's intellectual capital and main tasks of its management are presented. The intellectual property as an important element of ERIU's intellectual capital is marked. The key problems of intellectual property management in universities are formulated, the SSTU experience in this field is described.

Глобальные вызовы конца второго - начала третьего тысячелетия поставили перед обществом новые проблемы и задачи. Среди них - необходимость быстрого реагирования на бурный прогресс науки и технологии, масштабные геополитические и социокультурные сдвиги, неотложная задача поиска своего места в меняющемся мире, удержания позиций в жесткой международной конкуренции.

В этих условиях во главу угла встают инновации как непрерывный систематический процесс, органический элемент любой деятельности. Наивысшей ценностью нового общества становятся инновационно ориентированные, творчески мыслящие, высококвалифицированные специалисты, умеющие аккумулировать и генерировать новые знания. Воспитание специалистов подобного типа - вот первостепенная задача современной системы образования, прежде всего высшего профессионального.

Поставленные задачи предопределяют направления реформирования системы образования - образовательный процесс должен быть нацелен не столько на передачу студентам готовых знаний, сколько на формирование у них гибкого и самостоятельного творческого мышления, навыков самообучения и мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Чтобы специалист мог легко воспринимать и самостоятельно генерировать новые идеи и продукты, он еще в процессе обучения должен участвовать в создании и развитии новшеств.

Поэтому образование должно измениться качественно, по форме и содержанию, перейти к инновационным технологиям и принципам обучения. Помимо этого, образовательная, научная и производственная деятельности должны быть интегрированы в единый процесс, подготовку специалистов необходимо осуществлять не только в аудиториях и библиотеках, но и в научных подразделениях и инновационных фирмах, непосредственно в процессе разработки научной и инновационной продукции.

Как показал мировой и отечественный опыт, университетам затруднительно решить данную задачу без коренной модернизации подходов к обучению, научным исследованиям, организации управления и финансирования, работе с кадрами. Подготовка специалистов нового типа требует трансформации традиционного высшего учебного заведения прежде всего в плане расширения границ образовательного процесса на новые сферы деятельности -научную и инновационно-производственную, в которых профессорско-преподавательский состав и студенты являются активными участниками и сотрудниками в процессах создания новых идей и продуктов. Происходит охват всех стадий инновационного цикла - фундаментальных исследований, прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, реализации пробных партий новой продукции. Это, в свою очередь, влечет за собой структурную трансформацию вуза - организацию новых подразделений, включение новых субъектов и создание на базе вуза реального учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) со всеми необходимыми для функционирования данной формы структурными элементами.

К этим элементам относятся кафедры (реализующие в своей деятельности единство учебной и научной деятельности через личное участие преподавателей в НИОКР), научноисследовательские и научно-технические лаборатории, опытно-конструкторские подразделения, инновационные структуры, производящие и реализующие готовую инновационную продукцию, подразделения, обеспечивающие функционирование УНИК как единого хозяйственного комплекса (от маркетинговых отделов до ремонтных служб).

Создание подобного рода комплексов предусмотрено приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.08.2001 г. № 2853 «О проведении эксперимента по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов» в целях реализации первоочередных мер в рамках направления Федеральной программы развития образования «Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессиональ-

но-образовательных программ различного уровня», утвержденного приказом Минобразования России от 15.02.2001 г. № 515. Данным приказом ряду вузов России был присвоен статус «Федеральная экспериментальная площадка - Университетский комплекс». В состав этих вузов вошел и Саратовский государственный технический университет1.

Университетский учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) - это высшее учебное заведение любой формы собственности, независимо от ведомственной принадлежности, осуществляющее все стадии и этапы подготовки специалистов на основе единства образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности и обеспечивающее социально-экономическое и культурное развитие страны и региона.

Необходимо отметить, что, хотя в зарубежной литературе и практике термин «УНИК» не употребляется, фактически большинство крупных зарубежных университетов - например, университеты Стэнфорда и Массачусетса (США), Бирмингема и Варвика (Великобритания), технические университеты Эйндховена и Дельфта (Нидерланды) и ряд других - можно с полным правом назвать так, поскольку направленность и масштабы их деятельности реально воплощают это понятие. Поэтому проводимая в настоящее время российским правительством реформа системы высшего образования в части создания университетских комплексов соответствует не только насущным национальным потребностям, но и общемировым тенденциям общественного развития, и может в дальнейшем способствовать интеграции России в международное сообщество на началах равноправного взаимовыгодного партнерства.

Учебно-научно-инновационный комплекс ориентирован на выпуск трех типов инновационной продукции:

1) высококвалифицированные специалисты нового, инновационного типа как особый вид инновационного продукта;

2) информационная продукция - новые фундаментальные и прикладные разработки, программная продукция и т.п.;

3) материальный инновационный продукт - практическая реализация научных разработок ученых УНИК в виде коммерчески эффективных партий наукоемкой продукции.

В выпуске всех трех типов инновационной продукции задействована вся совокупность ресурсов, которыми обладает УНИК, но доминирующую роль здесь играют интеллектуальные ресурсы и интеллектуальный труд работников. Поскольку УНИК - сложная система, включающая различные подсистемы и осуществляющая различные виды деятельности, то встает вопрос об управлении всем комплексом интеллектуальных ресурсов как единым целым для повышения эффективности труда творческих работников и качества выпускаемых инновационных продуктов.

Данная задача в современной экономике встает перед многими предприятиями и организациями, деятельность которых все в большей степени основывается на использовании новых знаний и технологий (особенно в наукоемких отраслях). Как эффективное направление ее решения, в мировой практике управления активно развивается концепция управления интеллектуальным капиталом организаций. Мы, ученые СГТУ, предлагаем использовать эту концепцию в качестве методологической базы управления УНИК, адаптировав ее к специфике функционирования российских университетов.

Основоположниками данной концепции интеллектуальный капитал трактуется, во-первых, как полупостоянная совокупность знаний, вырастающая вокруг некоей задачи, человека или организации. Это могут быть навыки и связи руководства, знания о технологии производства, правильные представления о нуждах потребителей и т.п. Второй вид интеллектуального капитала - инструменты, при помощи которых можно увеличить совокупность знаний.

1 О проведении эксперимента по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 1 августа 2001 г. № 2853.

Сегодня в мировой литературе существует несколько подходов к структурированию интеллектуального капитала. Разработанные в зарубежной литературе концепции управления знаниями и интеллектуальным капиталом касаются в первую очередь коммерческих организаций, действующих к тому же в условиях развитой рыночной экономики. Очевидно, однако, что структура интеллектуального капитала и характер управления им в УНИК не идентичны существующим в коммерческих фирмах. Это объясняется спецификой УНИК как организации:

а) УНИК - это государственное учреждение, деятельность которого финансируется и жестко контролируется государственными органами;

б) УНИК - это некоммерческое учреждение, деятельность которого не ориентирована исключительно на получение прибыли, следовательно, ценность интеллектуального капитала определяется не объемом финансовой прибыли, приносимой этими нематериальными активами;

в) УНИК - это многопрофильное учреждение, осуществляющее различные виды деятельности и выпускающее разные типы инновационной продукции;

г) в своей деятельности УНИК использует преимущественно интеллектуальные ресурсы, информацию и знания различных типов;

д) в процессе деятельности УНИК осуществляется воздействие не только на неодушевленные, но и на одушевленные объекты воздействия - студентов, играющих в этом воздействии не пассивную, а активную роль.

Все перечисленные особенности УНИК влияют на выработку концептуальных и методических подходов к классификации и управлению интеллектуальным капиталом. На основе анализа зарубежных концепций и адаптации их к реалиям отечественных университетов нами предлагается следующая структура интеллектуального капитала УНИК:

1) человеческий капитал - совокупность коллективных знаний сотрудников, их творческих способностей, умения решать проблемы, управленческих, руководящих и предпринимательских качеств, поведения в различных ситуациях;

2) структурный капитал - формы, методы, структуры, позволяющие эффективно осуществлять сбор, тестирование, организацию, фильтрацию, сохранение и распределение существующего знания;

3) интеллектуальная собственность;

4) капитал внешних связей - отношения УНИК с внешней средой.

Так как УНИК является многопрофильным учреждением, выпускающим разные типы инновационной продукции, в различных его подсистемах возможна различная структура интеллектуального капитала.

В состав человеческого капитала УНИК входят профессора и преподаватели, научные сотрудники, руководство вуза, административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал, докторанты и аспиранты. Открытым здесь остается вопрос о студентах: с одной стороны, они, строго говоря, не относятся к человеческому капиталу, поскольку в учебном процессе являются объектом педагогического воздействия. Но, с другой стороны, инновационные технологии обучения сегодня предполагают активное участие студентов в процессе обучения, большой объем их самостоятельной работы, в том числе и научной, а в УНИК они могут быть вовлечены и в инновационное производство в качестве технического персонала, что также относится к средствам активного обучения - «обучения в действии». Помимо этого, студенты, обучающиеся на коммерческой основе, выступают источником финансового дохода университета. Поэтому включение или невключение студентов в состав человеческого капитала УНИК - это вопрос дальнейшего исследования.

При анализе структурного капитала УНИК необходимо учитывать высокую степень государственного воздействия. Несмотря на академические свободы российских университетов, в систему и культуру управления ими встроено множество руководящих и регулирующих

элементов. Они имеют как внутреннее происхождение - Устав вуза, внутренний регламент деятельности, должностные инструкции и др., так и внешнее - Федеральные законы, нормативные акты Министерства образования РФ и других министерств, регулирующие деятельность учреждений высшего образования, государственные образовательные стандарты и программы, акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления и т.д. Перечень этих элементов определен образовательным законодательством Российской Федерации, прежде всего Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также подзаконными актами. В силу этого учеными СГТУ предлагается выделить все регулятивные элементы в одну подгруппу в составе структурного капитала, определив их как «регулятивный структурный капитал», и выделить в нем две составные части -- внутренний регулятивный структурный капитал и внешний регулятивный структурный капитал.

Также важными составными частями структурного капитала УНИК являются социальный структурный капитал (культура конкретного университета, сложившиеся в нем нормы поведения, неформальные связи, академические свободы), базы знаний, существующие в двух видах - электронном (Интернет и другие системы компьютерной связи, внутренние электронные коммуникации и базы данных), и документарном (библиотеки, отделы научнотехнической информации, служебная документация по различным видам деятельности и т.д.).

Одна из самых сложных систем отношений в УНИК - это его отношения с внешней средой. Сюда относятся и взаимосвязи с обществом в целом, и отношения с хозяйствующими субъектами как потребителями продукции УНИК, и отношения с ними же как поставщиками и партнерами в создании этой продукции, и отношения с государством, в первую очередь с органами управления образованием. Поэтому, характеризуя часть интеллектуального капитала УНИК, базирующуюся на его отношениях с внешней средой, стоит объединить весь широкий диапазон внешних отношений в группу, которую можно определить как «капитал внешних связей», и идентифицировать элементы по субъектам взаимодействия (связи с Министерством образования РФ, Министерством финансов РФ, с региональными властями, с предприятиями и организациями, с обществом, международные связи), и по способам взаимодействия (разовые контакты, краткосрочные контракты, долгосрочное сотрудничество, совместные программы и проекты и т.д.). Подробный анализ всех элементов позволит определить степень и характер их влияния на функционирование УНИК и пути их совершенствования.

Подробная структура интеллектуального капитала УНИК изображена на рис. 1.

Мы считаем правомерным выделение интеллектуальной собственности как самостоятельного вида интеллектуального капитала, поскольку создание и использование объектов интеллектуальной собственности (патентуемых технологий и продуктов, научных публикаций и учебников, программной продукции и т.п.) является важным видом деятельности в УНИК.

В рыночной экономике интеллектуальная собственность с экономической и правовой точек зрения выполняет ряд важных функций:

- инструмент технологического превосходства над конкурентами;

- инструмент правовой защиты от конкурентов;

- инструмент стимулирования исследований и разработок за счет обеспечения материального вознаграждения инноватора;

- инструмент передачи технологий;

- инструмент регулирования отношений между создателями и пользователями интеллектуальной собственности.

С учетом этого целенаправленное управление интеллектуальной собственностью УНИК позволяет достичь важных для университета результатов (рис. 2):

- достижение и правовое закрепление интеллектуального превосходства данного университета над остальными субъектами, в том числе другими вузами, научными организациями и т.д.;

Интеллектуальный капитал УНИК

Человеческий капитал Структурный капитал Интеллектуальная собственность Капитал внешних связей

1 1 1

преподаватели

Научные сотрудники

Руководство

Административнохозяйственный и учебновспомогательный персонал

Докторанты, аспиранты

Т ехноло-гии

деятель-

ности

Социальный

Культура вуза

Нормы

поведения

Неформальные

связи

4 Академические свободы

Базы знаний

Патенты

Ноу-хау

Лицензии

Учебники, пособия, учебно-методические материалы и т.п.

Научные публикации

Программные продукты

Регулятивный

Эл ектронные Документарные Внешний

Интернет и другие системы компьютерной связи Внутренние электронные базы данных Библиотеки Отдел НТИ Служебная документация (учебная, финансовая, научная, ...) Федеральные законы, указы,постановления Нормативные акты Минобразования Г осстандарты Региональные акты

Внутренний

Устав вуза Регламент деятельности вуза Оргструктура Структура управления

я

и

в

тс

й

е

д

о

го

со

в

а

м

р

о

-&

о

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По субъектам

ы н ь

ц

а р е д е

■©■ го С

я

ы

н

ь

ц

го

н

о

е

р

С

9 “ ^

са й тк я ке зе

о ^

хб у

Сс

о

ш

тс

е

б

о

С

е

ы

н

д

о

а н у д ¥ п е

в

^ о

Разовые контакты

Краткосрочные контракты

Долгосрочное

взаимодействие

Совместные проекты

Совместные программы

Сетевые связи

Рис. 1. Структура интеллектуального капитала УНИК

Управление

интеллек-

туальной

собствен-

ностью

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ идентификация интеллектуальной собственности

разработка политики развития интеллектуальной собственности

аудит интеллектуальной собственности

документальное оформление интеллектуальной собственности

защита интеллектуальной собственности

распространение интеллектуальной собственности (прежде всего через ее коммерциализацию)

приумножение и обновление интеллектуальной собственности

I______________________________________

Содержание управления интеллектуальной собственностью как частью интеллектуального капитала УНИК

РЕЗУЛЬТАТЫ

достижение и правовое закрепление интеллектуального превосходства данного университета над остальными субъектами (другими вузами, научными организациями) и т.д.

формирование и укрепление благоприятного имиджа университета как создателя наукоемких продуктов и технологий

получение дополнительных источников финансирования деятельности УНИК за счет коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности

экономическое и правовое регулирование отношений между УНИК и его партнерами в различных сферах деятельности

Результаты управления интеллектуальной собственностью для УНИК

Рис. 2. Виды деятельности и результаты управления интеллектуальной собственностью в УНИК

- формирование и укрепление благоприятного имиджа университета как не только «кузницы кадров», но и создателя наукоемких продуктов и технологий;

- получение дополнительных источников финансирования деятельности УНИК за счет коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности;

- экономическое и правовое регулирование отношений между УНИК и его партнерами в различных сферах деятельности (не только в образовании, но и в научных исследованиях, производстве инновационной продукции).

Для достижения перечисленных результатов необходимо, как уже говорилось, реализовать в рамках УНИК комплексный процесс управления интеллектуальной собственностью. Поскольку она является элементом интеллектуального капитала, то управление ею можно рассматривать в качестве составляющей управления интеллектуальным капиталом. Данный процесс, на наш взгляд, должен включать следующие виды деятельности (рис. 2):

- идентификация интеллектуальной собственности;

- разработка политики развития интеллектуальной собственности;

- аудит интеллектуальной собственности;

- документальное оформление интеллектуальной собственности;

- защита интеллектуальной собственности;

- распространение интеллектуальной собственности (прежде всего через ее коммерциализацию);

- приумножение и обновление интеллектуальной собственности.

Среди этих видов деятельности в России наиболее разработаны меры по защите интеллектуальной собственности и продукции. Несмотря на то, что существует соответствующая государственная законодательная база, каждая организация, имеющая дело с интеллектуальной продукцией, должна проводить собственную политику в этой области. В СГТУ в конце 90-х гг. были разработаны «Положение об изобретательской и патентно-лицензионной работе в структурных подразделениях университета и технопарка «Волга-техника» и «Классификатор товаров и услуг», для которых технопарк «Волга-техника» зарегистрировал товарный знак. На основе проведенных исследований были определены возможности использования результатов законченных разработок их авторами, их продажи-приобретения, переуступки, и другие вопросы управления интеллектуальной собственностью (вознаграждения за ее создание, конфиденциальности, трудовых прав, финансирования научных разработок). Особое внимание при этом было уделено ноу-хау, которые стали объектом купли-продажи на рынке интеллектуальной собственности.

Классификатор инновационных продуктов, разработанный в СГТУ, позволил установить их принадлежность к различным классам, создать основу для управления инновационным производством и его инфраструктурой, формировать стратегию их поддержки, организовывать рекламную и выставочную деятельность и т.д.

Интеллектуальная собственность в УНИК может выступать в качестве актива, находящегося на балансе, но по каким-то причинам не используемого (пассивное владение), и в качестве элемента трансферта технологий из УНИК другим субъектам (активное владение и использование). В процессе технологического трансферта интеллектуальная собственность может быть:

объектом купли-продажи (например, при продаже патентов);

объектом, передаваемым во временное использование (при продаже лицензий);

вкладом в уставный фонд совместных инновационных предприятий.

Последняя форма использования интеллектуальной собственности весьма актуальна в настоящее время, когда растет число различных форм кооперации между участниками инновационных процессов. Среди них - всевозможные варианты сотрудничества университетов и промышленных предприятий, в частности, совместные исследовательские и инновационнотехнологические центры.

Создание инновационных центров типа вуз - предприятие более активно вовлекает промышленные предприятия в инновационную деятельность, особенно на ранних стадиях поиска новых технологий, и они, как участники процесса, охотнее осуществляют его материальную и технологическую поддержку. Тесное взаимодействие вуза с промышленными предприятиями различных организационно-правовых форм в рамках ИТЦ или ИПК позволяет не только обеспечить эффективное продвижение разработок на всех стадиях, начиная от определения направления поиска до внедрения законченных разработок в производство, но и привлечь кадровый потенциал и материальную базу последних к процессу подготовки специалистов.

В настоящее время на основе кооперации Саратовского государственного технического университета и промышленных предприятий области создан ряд ИТЦ и ИПК, продемонстрировавших высокую эффективность в сфере разработки новых продуктов и технологий и доведения их до промышленного использования: «ЗАО САЗ» - СГТУ» (1998 г.), ОАО «СПЗ» - СГТУ» (1999 г.), «Прогресс - СГТУ» (1999 г.), ИТЦ «ФГУП НПП «Контакт -СГТУ» (2001 г.), ИТЦ интеллектуальных технологий СГТУ (2001 г.), ИТЦ «Росдортех -СГТУ» (2002 г.). Во всех этих центрах важным компонентом уставного капитала является интеллектуальная собственность СГТУ - запатентованные разработки его ученых.

Таким образом, можно сделать вывод, что в университетских учебно-научноинновационных комплексах концепция управления интеллектуальным капиталом имеет широкие перспективы использования, поскольку способствует повышению общей эффективности функционирования организаций такого рода. Несмотря на то, что в России, как в промышленности, так и в других областях деятельности, в частности, в образовании, данная концепция теоретически и организационно не разработана, отдельные ее элементы присутствуют и применяются в управленческой практике, особенно в университетах, уделяющих большое внимание развитию инновационной деятельности как базиса совершенствования НИОКР и образования.

Атоян Вазген Рубенович -

доктор экономических наук,

профессор кафедры «Экономика и управление в машиностроении»

Саратовского государственного технического университета

Казакова Нина Васильевна -

доктор экономических наук,

профессор кафедры «Экономика и управление в машиностроении»

Саратовского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.