ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ОСНОВА ВОСПРОИЗВОДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В.Ю.ТЮРИНА, кандидат экономических наук, начальник управления научных исследований Саратовский государственный технический университет
Стратегия и механизмы инновационного развития России в первую очередь зависят от того, насколько эффективно будет задействован накопленный и созданный в стране интеллектуальный потенциал. Переход к устойчивому экономическому росту и улучшению благосостояния и качества жизни населения страны невозможен без использования достижений науки и образования, высоких технологий, без активизации инновационной деятельности, опирающейся на прочный фундамент знаний. Поэтому в современных условиях интеллектуальный капитал определяет главные тенденции экономического роста. Интеллектуальный капитал выступает как управляющая система для экономической системы. Основой интеллектуального капитала является способность к труду, на определенном этапе своего развития позволяющая устойчиво создавать избыточную прибавочную стоимость.
Личность работника, уникальность его свойств, становится интегральным показателем качественного развития способности к труду как основы интеллектуального капитала. Средствами производства на современном этапе развития экономики становятся интеллектуальные способности личности, а процесс творчества перерастает в креативную деятельность. Особой организационной формой проявления результата воспроизводства интеллектуального капитала являются общество и характеристика эффективности осуществления данного процесса — интеллектуальный потенциал общества. Основой воспроизводства ин-
теллектуального капитала является индивидуум с его уникальными способностями, возможностями, высоким уровнем интеллектуальной активности. Инструментом соединения интеллектуального потенциала, интеллектуальной активности и интеллектуального капитала является наука, а в более узком смысле — фундаментальные и прикладные научные исследования, научно-технические работы.
В настоящее время главенствующая роль в составе интеллектуального капитала принадлежит человеческому капиталу — исключительной ценности вклада индивидуума в деятельность организации и оптимальное использование его интеллектуального потенциала, который является основой воспроизводства интеллектуального капитала. Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и сам человек — его интеллектуальный потенциал [1].
Человеческий капитал университетского комплекса (УК) — это критическая масса творческого потенциала сотрудников (работников учебных, научных и производственных структурных подразделений), а также студентов, аспирантов и докторантов, представляющая собой органическое единство индивидуальных интеллектуальных способностей, отражающих в первую очередь способности к воспроизводству и потреблению знаний, и, кроме того, реализованные и нереализованные креативные возможности, в том числе инновационную способность и инновационную восприимчивость (рис. 1).
Источник обновления и прогресса
С
Воспроизводство знаний
Ценность человеческого капитала в значительной мере определяется факторами, практически не подлежащими четкой формализации: профессиональным опытом сотрудников, их специальными знаниями, навыками и умениями, научной и деловой репутацией, личными контактами и связями и т.п.
Для реализации креативных возможностей сотрудников УК, их инновационной способности и инновационной восприимчивости необходима разработка методологии управления научно-инновационной деятельностью университетских комплексов, которая послужит основой воспроизводства интеллектуальной собственности как составной части воспроизводства интеллектуального капитала УК.
В вузе при большом разнообразии инженерных и гуманитарных специальностей, учебных дисциплин, многообразии научных направлений и школ для решения крупных научно-технических проблем традиционные методы планирования и управления имеют ряд недостатков. В этих условиях необходимы планирование инноваций и создание специальных целевых программ для их реализации, благодаря чему можно консолидировать силы ученых на важнейших направлениях инновационной деятельности.
В Концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере науки, отмечено, что главной особенностью подхода к оптимизации государственного сектора науки должна стать более четкая целевая ориентация организаций на выполнение конкретных функций в рамках государственной системы приоритетов развития научной, технологической и инновационной деятельности [2].
Одной из эффективных форм организации инновационного процесса во всем мире являются технопарковые структуры, сложившиеся в развитых странах при активном участии вузов, федеральной и муниципальной ветвей власти. Технопарковые структуры обеспечивают коммерциализацию
Создание и распространение инноваций
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Сотрудники Студенты Аспиранты Докторанты
Органическое единство индивидуальных интеллектуальных способностей
Потребление знаний
Инноващонная способность
)
Инновационная восприимчивость
ПРОИЗВОДСТВО ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ
Рис. 1. Предназначение и структура человеческого капитала УНИК
результатов научных исследовании вузов, соединяют их с рынком научно-технической продукции, позволяют развивать при вузах научный бизнес, способствуют передаче разработок на рынок в виде инновационных процессов, продуктов и услуг.
Какой-либо стандартной, общепринятой структуры технопарка нет. Все определяется в значительной степени имеющейся экономической инфраструктурой конкретного региона (научные и производственные предприятия, доминирующие отрасли производства и сферы услуг и др.).
При организации технопарка «Волга-техника» Саратовского государственного технического университета (СГТУ) в 1993 г. было признано целесообразным включить его в структуру университета в качестве одного из структурных подразделений в составе единого учебно-научно-производственного комплекса, что в дальнейшем послужило основанием для создания учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) СГТУ.
При таком подходе инновационные процессы неразрывно проходят в рамках вуза — УНИК, протекая от начала до конца в форме единого учебно-научно-производственного процесса, от фундаментальных научных исследований до производства конкурентоспособной инновационной продукции и ее трансфера [3].
В 1998 г. в общей работе, проводимой в университете по модернизации системы управления вузом, приказом ректора от 06.04.1998 № 242-П в
целях повышения эффективности системы управления университетом в числе других был образован департамент науки и инноваций, призванный организовывать, управлять и консолидировать научную, научно-техническую и инновационную деятельность университета. Департамент науки и инноваций включает два управления — управление научных исследований и управление инновационной деятельности, в структуру которых входят соответственно научная часть (НИЧ) и технопарк. Указанные управления имеют ряд функциональных отделов по различным направлениям организации научной и инновационной деятельности университета [4].
Главным принципом в организации инновационных процессов в УНИК является реализация принятой в университете логистической схемы: в научной части выполняются фундаментальные и прикладные исследования (научно-исследователь-екая деятельность) и научно-технические, технологические, проектно-изыскательские, опытно-конструкторские работы (научно-техническая деятельность), а подготовка производства, производство и реализация инновационной продукции (инновационная деятельность) выполняются в технопарке «Волга-техника» СГТУ.
При осуществлении в научной части университета научно-исследовательской и научно-техни-ческой деятельности технопарк получает готовый научный задел и возможность преобразования научных результатов в инновационные продукты. В качестве обратной связи технопарк может подсказывать ученым вуза, в чем нуждается инновационный процесс, и тем самым способствовать развитию фундаментальных и прикладных НИР. Средства, получаемые технопарком от реализации инновационной продукции, инвестируются в вуз и могут быть направлены на финансирование фундаментальных и прикладных исследований, необходимость и целесообразность которых выявляется при осуществлении инновационного процесса [5].
Наиболее успешно интеллектуальный капитал в УНИК может развиваться в русле целенаправленной деятельности по созданию инновационной продукции и организационно-структурных мероприятий для освоения новых ниш на внутренних и внешних рынках. Развитие его зависит от того, насколько масштабно университет может для этого организовать исследования и разработки, сконцентрировать необходимые интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.
При анализе сложившейся системы управления наукой и научным обслуживанием в УНИК
определилась необходимость в планировании на-учно-инновационной деятельности, направленной на реализацию инноваций. Среди факторов, способствующих решению этих задач, важную роль играет стратегическое планирование инноваций.
Существует множество определений стратегии, но их можно свести к одному — как установленной на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации. Стратегическое планирование — это определение основных путей развития организации на длительный период времени, оно ориентировано на долгосрочную перспективу, и его цели отражают общие задачи организации, оно мобилизует ресурсы организации и направляет их на достижение поставленных целей. Стратегическое планирование включает в себя управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями организации и его потенциальными возможностями. Оно опирается на маркетинговые исследования и инновационную деятельность.
Стратегическое управление в высшей школе должно быть связано с постановкой главных долгосрочных целей научно-технического развития и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружающей средой. Одним из важнейших элементов стратегического управления является один из прогрессивных методов управления — программно-целевой метод.
Сущность программно-целевого метода состоит в том, что он ориентирует программы на выполнение определенных общественно значимых целевых задач, в связи с чем строится на принципах единства цели и решаемых проблем и носит комплексный междисциплинарный и межотраслевой характер. В конкретном выражении данный подход представляет сочетание методов, средств и различных приемов для достижения основной цели (или целей) научного, технического и производственного развития. Эффективной формой стратегического планирования инновационной деятельности в вузе, как показал опыт Саратовского государственного технического университета, являются внутривузовские комплексные научно-технические программы, разрабатываемые по каждому основному направлению развития науки и техники в вузе как целевые.
Внутривузовские комплексные программы в университетском комплексе формируются для создания инновационной продукции по логистической цепочке — от фундаментальных и прикладных исследований до производства востребованной на рынке продукции. Планирование инновационного процесса по видам деятельности, входящим в его состав - научной, научно-технической и инновационной деятельности — протекает при поддержке соответствующей инфраструктуры УНИК.
Реализация формирования системы единых планов создания инновационной продукции на основе внутривузовских комплексных программ базируется на использовании программно-целевого метода планирования с привлечением научно-исследовательских, инновационно-производ-ственных подразделений вуза — Управления научных исследований (НИЧ) и Управления инновационной деятельности (технопарк) УНИК [6].
Учитывая то, что результатом эффективного функционирования образовательной системы служит развитие науки, роль которой незаменима в процессе воспроизводства интеллектуального капитала, вся работа по достижению целей программы должна быть тесным образом увязана с учебным процессом, тематика научно-исследовательской деятельности должна соответствовать профилю выпускаемых вузом специалистов и способствовать повышению качества их подготовки.
Наличие новейших знаний и технологий является основным условием обеспечения конкурентоспособности продукции, но вместе с тем обусловливает тенденцию роста расходов на научные исследования и разработки. Особое внимание необходимо уделять правовой защите результатов НИОКР, учитывая, что патентная охрана является важным инструментом в патентной борьбе, при этом появляется четкая зависимость между научной и патентной активностью. Так как основными признаками инновационного подхода к научной и образовательной деятельности является фиксация прав разработчиков на продукцию и объекты интеллектуальной собственности, то на данном этапе предлагается планирование создания интеллектуальной собственности на стадиях инновационного процесса.
При предложенном подходе управления науч-но-инновационной деятельностью университетского комплекса, реализуемого через стратегическое планирование инноваций посредством про-граммно-целевого метода планирования, креативные возможности человеческого капитала УНИК,
проявляющиеся при осуществлении инновационного процесса, перерастают в интеллектуальный продукт, а затем и в интеллектуальную собственность.
Предлагаемый методологический подход к организации и планированию научно-инновационной деятельности университетских комплексов должен являться механизмом трансформации накопленных знаний, научных достижений, практических навыков человеческого капитала УНИК в современные технологии и потребляемую продукцию и служить основой воспроизводства интеллектуальной собственности как составной части воспроизводства интеллектуального капитала УНИК, где системообразующим элементом является наука.
В настоящее время, когда наука становится фактором воспроизводства, интеллектуальная собственность является объектом купли-продажи и активно вливается в систему рыночных отношений. Сейчас университетам необходимо переходить от простого администрирования интеллектуальной собственностью к ее стратегическому управлению. Управление объектами интеллектуальной собственности должно стать одной из важнейших целей университетов, наряду с образованием и исследованиями. К интеллектуальной собственности следует подходить как к достоянию университета, коммерческая реализация которой может являться дополнительным источником доходов.
В любой сфере деятельности используются новые идеи как результаты интеллектуального творческого труда, которые, в свою очередь, приводят к созданию новых продуктов и услуг. Это дает основания рассматривать интеллектуальные ресурсы университетов как весьма значимую составляющую их корпоративного актива. Следовательно, встает вопрос об эффективном управлении этими активами, что подразумевает извлечение максимальной выгоды из реализации объектов интеллектуальной собственности (ОИС).
Как показывает зарубежный опыт, правильно сформированная и организованная политика в области интеллектуальной собственности является важным фактором активизации инновационной деятельности и коммерциализации результатов научных исследований. Поэтому для эффективного использования объектов интеллектуальной собственности в качестве товара при их коммерческой реализации необходимо создавать в университетах систему управления интеллектуальной собственностью, которая должна стать одним из важных элементов концепции и стратегии развития университета.
Повышение конкурентоспособности университетского комплекса
А
д
Осуществление политики сохранения и развития интеллектуального капитала УК
Создание интеллектуальной собственности, адекватной требованиям отечественного и мирового рынков
Правовая охрана и коммерциализация ОИС на всех стадиях инновационного процесса и сферах деятельности УК
1
• Формирование локальной политики управления объектами интеллектуальной собственности УК
' <
Удовлетворение потребностей рынка в сфере охраны и коммерциализации ОИС, укрупнение конкурентных позиций, получение стратегических преимуществ
Рис. 2. Концептуальный подход к системе управления интеллектуальной собственностью
университетского комплекса
Основной целью системы управления интеллектуальной собственностью должно являться повышение конкурентоспособности университетского комплекса за счет создания, защиты и реализации ОИС для удовлетворения потребностей рынка в сфере охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (рис. 2). Для этого необходимо создание специального подразделения университета — центра трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, являющегося главным организационным механизмом формирования и практической реализации политики в области управления интеллектуальной собственностью [7].
Такое подразделение должно отвечать современным требованиям и соответствовать масштабу и многообразию деятельности, а также потенциальным возможностям вуза в области создания и коммерциализации интеллектуальной собственности. Настоящее подразделение должно регулировать организационные, правовые и экономические отношения, возникающие в университетском комплексе при создании, защите и реализации продуктов интеллектуального и творческого труда, создаваемых в результате образовательной, научной, и научно-технической и инновационной деятельности. Создание и функционирование центровтранс-фера технологий из университетов в промышленность на настоящий момент должно являться одним из рациональных механизмов управления ин-
теллектуальной собственностью университетских комплексов, благодаря комплексному сочетанию в них правовых, экономических и коммерческих функций, направленных на достижение коммерческих результатов (рис. 3).
Конкурентоспособность любого университета в условиях рыночной экономики определяется его способностью не только удовлетворять общественную потребность в подготовке и переподготовке специалистов, но и в умении в условиях конкуренции создавать, осуществлять правовую охрану и реализовывать интеллектуальную собственность, адекватную требованиям отечественного и мирового рынков. Такую собственность следует рассматривать как важный ресурс, который при определенных условиях может стать реальным фактором экономического развития вузов и страны в целом, так как именно университеты и другие научные учреждения являются источником фундаментальных и прикладных знаний, лежащих в основе новейших наукоемких продуктов и технологий.
Реализация интеллектуальной творческой деятельности вузов, научных организаций и учебно-научно-инновационных комплексов, выражающихся в коммерциализации ОИС, должна способствовать становлению национальной инновационной системы, наращиванию валового внутреннего продукта страны, созданию новых производственных мощностей, увеличению производительности труда, повышению престижа работников высшей школы.
Центр трансфера технологий и коммерциализации ОИС
Р Е Г
У Л И Р У Е Т
Организационные
ОТНОШЕН
Правовые
ВОЗНИК
П
создании
А Ю Щ И Е
И Я
Экономические
Р И
защите
реализации
I ПРОДУКТОВ
т
I ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, Д ТВОРЧЕСКОГО Л || ТРУДА II Ц (ОИС) Г="
Научно-исследовательская
Е Л
Научно-техническая
Н О
5.
6.
Рис. 3. Деятельность центра трансфера технологий и коммерциализации ОИС в УНИК
Литература
Иванюк И. А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных мар-кетинг-системах / И.А. Иванюк // http://publish.cis2000.ru/books/book_44/ ¡ГИГО.БЬип!
Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере науки // Поиск. 2004. 22 окт. № 43 (805). С. 4-8.
Вузовский технопарк как базовая структура инновационной деятельности региона / Атоян В. Р., Коваль А. А., Тюрина В. Ю., Чеботаревский Ю. В.; Под общ. ред. В. Р. Атояна. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001. 127 с. Саратовский государственный технический университет 1998-2000 гг. Информационно-аналитические материалы / Атоян В. Р., Коваль А. А., Тюрина В. Ю. и др.; Под общ. ред. В. Р. Атояна. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. 253 с. Тюрина В.Ю. Планирование и управление научными исследованиями в вузе / В. Ю. Тюрина. // Логистические системы: Межвуз. науч. сб. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. С. 123-128. Тюрина В. Ю. Планирование и организация научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузе -УНИК: Методические рекомендации / В. Ю. Тюрина. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. 29 с.
Тюрина В.Ю. Университетские комплексы и интеллектуальная собственность / В. Ю. Тюрина//Самара: Самар. гос. эконом. акад, 2004. 122 с.