Научная статья на тему 'Технический вуз системообразующий центр УНИК в условиях рыночной экономики'

Технический вуз системообразующий центр УНИК в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технический вуз системообразующий центр УНИК в условиях рыночной экономики»

М.А. Хамутовская

ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЦЕНТР УНИК В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Современный этап развития общества характеризуется тем, что нововведения представляют жизненно важный компонент деятельности большинства хозяйствующих субъектов. Появление новых технологий, производство новых товаров, повышение производительности труда, улучшение качества выпускаемой продукции - все это результат инновационного процесса. Продвижение НИОКР по цепочке «наука-производство», доведение разработок до стадии коммерческого использования и широкое распределение готовых нововведений требуют интенсификации всего инновационного процесса, в том числе использования научных и технических знаний. Необходимость инновационной деятельности, способность к инновациям является одним из важнейших требований нашего времени, так как инновации являются главной движущей силой динамичного развития общества на современном этапе. По этой причине мероприятия по стимулированию инновационной деятельности должны занимать одно из центральных мест в экономической политике государства, направленной на обеспечение устойчивых темпов долгосрочного развития экономики и высокой конкурентоспособности продукции и услуг на международных рынках.

Общепризнанной является важность инновационного процесса в деятельности высших образовательных и научных учреждений, которые способствуют развитию и распространению инноваций. Новая экономика (экономика XXI века) основывается на знаниях и инновационных технологиях. Уровень инновационности экономической среды зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно -законодательная база и институциональная основа, наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного типа). Следовательно, технические университеты, готовящие кадровую элиту и инженерный корпус страны на перспективу, призваны научить своих выпускников инновационным культуре и мышлению, основам инновационной деятельности.

Для достижения этой (несомненно) высокой цели необходимо многое. Прежде всего, чтобы всем этим в совершенстве владели профессорско-преподавательский, научный и инженерный персонал вуза, и чтобы их совместная со студентами деятельность (учебная, научная, предпринимательская) осуществлялась в инновационной среде, которая характеризуется наличием следующих компонентов: благоприятная экономическая и правовая система побуждения и стимулирования инновационной деятельности; функционально-полная инфраструктура поддержки инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, биржи интеллектуальной собственности, бизнес-инкубаторы, инновационные малые предприятия); активное взаимодействие науки и производства, системы подготовки и переподготовки кадров; расширенное воспроизводство знаний, интеллектуальной собственности и эффективное вовлечение их в хозяйственный оборот [6].

Для дальнейшего развития и совершенствования инновационной деятельности технических университетов необходимо установление более тесных связей между различными элементами инновационного комплекса университета, должна быть ориентация на потребности рынка. Приходится, однако, констатировать, что технические университеты России, и даже лучшие из них, обязанные своим пред-

назначением быть системами накопления и расширенного воспроизводства идей, знаний и технологий, находятся под воздействием ряда негативных факторов объективного и субъективного характера. В их числе: малый объем финансирования НИР и ОКР как со стороны государства, так и со стороны предприятий, организаций, компаний; незавершенность и низкая коммерческая готовность интеллектуальных продуктов и услуг университета; низкий уровень технической подготовки специалистов в связи с отрывом образовательной деятельности от практики; отсутствие опыта, стартового капитала и инфраструктуры для вовлечения инновационных технологий и интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот; застой в использовании новых технологий в учебном процессе из-за малого финансирования учреждений высшего профессионального образования; кредитофобия в научно-образовательной среде, неготовность к персонифицированным бизнес-рискам и финансовым обязательствам; отсутствие должного правового обеспечения процесса коммерциализации интеллектуальной собственности и вовлечения ее в хозяйственный оборот; правовой анахронизм, запрещающий университетам учреждать и/или выступать гарантом частных предприятий [6].

При этом для российских технических университетов характерно снижение их научно-инновационных мощностей при прохождении стадий инновационного процесса: генерация идеи - проведение НИР - выработка инновационного предложения - разработка инновационного проекта - осуществление инновационного проекта.

Подобная несопряженность порождает следующие негативные последствия [4]:

• относительное «перепроизводство» научных идей, большая часть которых остается невостребованной из-за явной недостаточности мощностей на последующих стадиях инновационного процесса;

• далеко не все генерированные в техническом университете идеи, даже успешно прошедшие экспериментальную проверку, получают дальнейшее инновационное развитие;

• полный завершенный инновационный цикл проходит весьма малая часть университетских научно-технических разработок, а эффект от трансфера и коммерческой реализации на инновационном рынке незначителен.

Одним из средств, решающих подобные проблемы, может стать широкое внедрение новых экономических структур (инновационных центров, научных и технологических парков, инвестиционных фондов и т.д.), способствующих развитию рыночных механизмов в техническом университете, созданию новых рабочих мест в сфере науки, научно-технического предпринимательства и научного обслуживания, расширению международных связей с аналогичными структурами зарубежных вузов.

При использовании инновационной модели развития на базе технических университетов создаются многообразные инновационные структуры: научно-технические парки, университеты-инкубаторы, технополисы и наукограды, инновационные зоны и территории, учебно-инновационные комплексы, инновационные учебно-научно-производственно-финансовые комплексы и другие организационные инновационные структуры. В настоящее время они существуют на различных финансово-экономических и правовых основах, не имеющих прямых органических связей, что затрудняет плодотворное сотрудничество в организации конкурентоспособного производства. Ряд вузов предложил и апробировал различные механизмы взаимодействия науки, образования и производства, которые можно в общем виде характеризовать как систему, где системообразующим элементом вы-

ступает технический университет, а способом связи с другими элементами (НИИ, предприятия, банки и др.) служат договоры различной юридической силы.

Содружество специалистов экономических, юридических и технических специальностей, технической науки и производства прикладного характера открывает новые возможности подготовки современных специалистов. В настоящее время технические университеты уделяют большое внимание отношениям между наукой и производством, а также развитию научного и творческого потенциала России. Сегодня развитие производства диктует свои требования высшей школе. Как никогда оно нуждается в новых наукоемких технологиях и высококвалифицированных специалистах.

В целях усиления роли технических университетов в новых экономических условиях как центров роста инновационной активности в регионах России необходимо формирование учебно-научно-инновационных комплексов, которые призваны обеспечить интеграцию вузов с реальным сектором экономики для решения социально-экономических проблем регионов и реализации федеральных, целевых и отраслевых программ, связанных, прежде всего, с технологическим развитием отраслей.

В инновационном процессе, имеющем научную и производственные стадии, новые знания (новшества) становятся товарной продукцией или сохраняют нематериальный характер, превращаясь в объекты интеллектуальной собственности, услуги и технологии. То есть результаты научного труда становятся товаром, и появляется реальная возможность их коммерциализации. То есть, можно сказать, что инновационный процесс состоит из прикладных исследований и разработок, изучения рынка и поиска возможностей быстрого и широкого распространения новых продуктов и технологических процессов. Таким образом, к результатам научно-инновационной деятельности в техническом университете следует относить: завершенные инновационные продукты и полуфабрикаты, реализуемые на рынке, либо направляемые на пополнение собственных нематериальных активов, научно-инновационные и образовательные услуги инновационного характера, общий объем завершенных НИР.

Объединение образовательного, научного, инновационного, производственного потенциала технического вуза, КБ, малых фирм технопарка в единый комплекс позволит повысить эффективность процесса создания, внедрения и выпуска высокотехнологичной продукции, что, в свою очередь, позволит привлечь дополнительные бюджетные и внебюджетные средства, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, поднять престижность труда в научно-технической сфере. Создание и развитие таких комплексов обусловлено как современными тенденциями развития нашего общества (сокращение финансирования образования и науки, отток кадров, низкий уровень внедрения разработок в производство), так и тенденциями развития мирового хозяйства, в котором лидерство обеспечивается не уровнем сырьевых запасов страны, а уровнем технологического развития.

Учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) университета представляет собой совокупность учебных и научных подразделений вуза, его инновационной инфраструктуры, других научно-технических организаций, участвующих в инновационной деятельности, объединенных на гражданско-правовой основе в целостную систему и действующих совместно для достижения единой цели - повышения эффективности инновационного процесса в высшей школе [1].

Таблица 1

Сравнительная характеристика инновационных структур и УНИК

Организа- ционная форма Основные функции и участие в инновационной деятельности Отличительные особенности УНИК

Учебные, научные и научно-технические подразделения вуза Осуществляют подготовку специалистов в определенной области. Выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, результаты которых передаются заказчику. Таким образом, участие в инновационном процессе ограничивается лишь начальными стадиями инновационного цикла УНИК представляет собой объединение указанных в данной таблице организационных форм, осуществляющих учебную, научную, инновационную деятельность. Т.е. его основная функция - усиление взаимосвязей между различными подразделениями вуза и организациями в рамках единого инновационного цикла. Таким образом, в рамках УНИК осуществляется полный цикл инновационного процесса

Инкубаторы бизнеса Осуществляют поддержку начинающих фирм посредством предоставления им различных услуг по льготным расценкам. Действуя в высокотехнологичных областях, поддерживают те фирмы, создание которых связано с попыткой реализовать результаты научной деятельности на практике. Участие в инновационной деятельности заключается в поддержке фирм, осуществляющих, как правило, заключительные стадии НИОКР и вывод продукта на рынок

Технопарки Имея в своем составе инкубатор бизнеса, поддерживают предпринимателей из числа ученых и инженеров, преподавателей и студентов, новаторов и изобретателей. Располагая землей, привлекают на свою территорию научно-исследовательские подразделения крупных, в том числе иностранных, корпораций, которые взаимодействуют в научно-техническом плане не с администрацией парка, а с вузами и НИИ - его учредителями. В парках размещаются и фирмы, покинувшие инкубатор. То есть в рамках технопарка могут осуществляться как начальные, так и заключительные стадии инновационного цикла

Инноваци- онно-техно- логические центры Могут создаваться как в составе технопарка, так и как самостоятельные организации. Посредством предоставления различных услуг (аренда производственных и офисных помещений, технологического оборудования и др.) осуществляют поддержку тех инновационных фирм, которые уже добились определенных результатов по выведению продукта на рынок и решают увеличить объемы производства. То есть инновационно-технологические центры участвуют на последних стадиях инновационного цикла

Такое объединение усиливает взаимосвязи между стадиями инновационного процесса (это происходит благодаря усилению взаимосвязей между элементами

УНИК, которые участвуют на этих стадиях), что повышает эффективность деятельности всех элементов УНИК. Элементами УНИК являются учебные, научные и научно-технические подразделения вуза, инкубаторы бизнеса, технопарки, инновационно-технологические центры.

Данные организационные структуры могут функционировать самостоятельно, но в рамках УНИК они упорядочиваются и систематизируются, позволяя повысить эффективность инновационной деятельности, вовлекая в нее сотрудников и студентов технического университета (табл. 1) [5].

Таким образом, учебно-научно-инновационные комплексы, созданные на базе технических вузов, в рамках учебного блока способствуют повышению качества образования путем внедрения в него результатов инновационной деятельности, применению современных технологий обучения, использованию современной учебной и научной техники, также создают условия для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности в системе образования, коммерциализацию научных исследований.

В рамках научного и инновационного блоков они способствуют разработке научного, методологического, методического и нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в образовательной и научно-технической сферах. УНИК позволяют повышать эффективность инновационной деятельности и укреплять взаимосвязи инновационных структурных подразделений вуза, инновационных организаций и предприятий комплекса с образовательной системой вуза. Развитие научных исследований и инновационной деятельности вуза как основы фундаментализации образовательного процесса, базы подготовки современных специалистов и повышения квалификации научно-педагогических кадров также является задачей функционирования УНИК.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что вузы, в особенности технические университеты, должны реально участвовать в управлении производством, что позволит вывести страну из затяжного кризиса, а профессорско-преподавательскому составу обеспечит достойное их образовательному уровню материальное обеспечение и стимул для активизации инновационного предпринимательства.

Определяющим фактором обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики должно являться, в первую очередь, качество национального человеческого потенциала.

Изучение международного опыта экономически развитых стран полностью доказывает, что вложения в образование и науку в XXI веке являются не только наиболее целесообразными, но и крайне необходимыми для обеспечения динамичного, стабильного развития страны и сохранения ее национальной безопасности.

Таким образом, в настоящее время происходит постепенное становление новой системы инновационной деятельности, в которой технический вуз как генератор научных идей и кадрового потенциала призван играть роль системообразующего центра учебно-научно-инновационного комплекса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса.- М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003.- 426 с.

2. Багаутдинова Н.Г. Инновационный потенциал высшей школы: анализ и оценка.- М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2002. - 172 с.

3. Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования.- Н.: Изд-тво НИМБ, 2001. - 624 с.

4. Илышев А.М., Илышева Н.Н. Неиспользуемые возможности управления научно-инновационной деятельностью в техническом вузе / Проблемы современной экономики. 2003. № 2 (6).

5. Корецкий А.А. Отчет о научно-исследовательской работе «Создание УНИК ТРТУ как структуры, интегрирующей учебный, научный и инновационный потенциал вуза».- Таганрог, 2002.

6. Ямпольский В.З. Формирование инновационной среды технического университета // Инженерное образование. 2004. № 2.- С. 38-43.

И.К. Шевченко

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКС КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Современная структурная организация экономики отличается значительным многообразием экономических элементов. На макроуровне к субъектам предпринимательской активности относится государство, органы управления, предприятия сферы естественных монополий. На микроуровне это предприятия различных организационно-правовых форм и масштабов бизнеса. Однако устойчивое развитие экономики в целом базируется также на элементах мезоуровня, к которым, в частности, относятся межотраслевые комплексы.

Межотраслевые комплексы представляют собой среднее звено экономики. В их рамках становится возможным прогнозировать и определять полные затраты и конечные результаты производства и потребления продукции. Резко сокращаются границы и возможности планомерного управления производством. Современные технологии позволяют управлять такими комплексами не только в межотраслевом, но и межрегиональном масштабе [1].

Ключевым элементом формирования и развития межотраслевого комплекса является отрасль, под которой понимается совокупность предприятий, сходных по функциональной направленности, производящих близкую по назначению продукцию. Наряду с отраслевой дифференциацией, происходящей в результате разделения труда, наблюдается взаимодействие отраслей и их элементов в составе интеграционных структур. В рамках отраслевого и территориального разделения формируются различные типы межотраслевых комплексов.

В результате перехода от административной системы к рынку произошла дезинтеграция комплексности территориально-производственного пространства. В структуре экономики России выделяются следующие межотраслевые комплексы:

• машиностроительный;

• топливно-энергетический;

• металлургический;

• химико-лесной;

• агропромышленный;

• строительный;

• инфраструктурный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.