Научная статья на тему 'Формирование учебно-научно-инновационного комплекса в системе технического университета'

Формирование учебно-научно-инновационного комплекса в системе технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование учебно-научно-инновационного комплекса в системе технического университета»

Раздел I. Формирование образовательного пространства

М. А. Боровская, А. А. Корецкий ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Уровень социально-экономического развития страны и уровень высшего образования населения, проживающего в этой стране, являются

взаимообуславливающими элементами развития общества. Однако приоритет, безусловно, принадлежит научно-образовательному потенциалу государства, ибо именно он в условиях информационного общества выступает важнейшим фактором воспроизводства национального богатства и является его необходимым элементом. Уровень образования населения, его состояние и качественные характеристики лежат в основе социально-экономического уровня и качества жизни, а также определяют индекс развития человеческого потенциала.

Университеты, как форма и способ накопления и передачи знаний, зародились несколько столетий назад. Трансформация университетов как общественных институтов имеет длительную и достаточно многогранную историю. Из структур, изучающих и толкующих рукописные источники при библиотеках, университеты постепенно превращались в учреждения, имеющие огромное многообразие узко -и многопрофильных учебных заведений по всем видам и направлениям человеческой деятельности. В процессе генезиса университеты преобразовывались от созерцательного познания и «пассивного» изучения к генерации знаний для переустройства существующих реалий развития мировой цивилизации и подготовки кадров для этого переустройства.

В странах Европы, например, можно видеть как от единичных крупных университетских центров, таких как Сорбонна в средневековой Франции или Московский университет в России, система высшего образования трансформировалась в сотни разнопрофильных высших учебных заведений. Процесс трансформации в эпоху рыночных преобразований охватил и Россию, и уже к концу 2003 года функционировало 330 только государственных вузов. Можно увязать данный факт с развитием промышленного производства и сферы услуг, но наибольшая зависимость такого активного развития высшей школы обусловлена формированием и развитием рыночных отношений. При этом собственно структура и механизм управления в российских учреждениях высшей школы претерпели крайне незначительные изменения и сохранились практически до сегодняшнего дня в традиционном, дореформенном виде.

Экономические преобразования, переживаемые Россией на современном этапе, запускают в действие экономические механизмы во всех сферах социальной деятельности, в том числе и в высшем профессиональном образовании. В ведущих российских вузах ведется целенаправленная работа по совершенствованию структуры управления с целью соответствовать изменившейся экономической ситуации в стране. Если ранее положение о том, что вуз является научнообразовательным учреждением, воспринималось как образование, «приправленное» научными исследованиями, то в настоящее время успешная научно-исследовательская и инновационная деятельность в российских вузах, в особенности в технических университетах, становится определяющим фактором качества подготовки конкурентоспособных специалистов.

Оценивая экономическую эффективность функционирования вузов, можно отметить, что для целого ряда ведущих технических университетов России объем средств, полученных за научно-исследовательскую и инновационную деятельность, приблизился или даже превзошел объемы средств, полученных за образовательную деятельность.

Эффективное сочетание образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности возможно лишь при условии создания и внедрения соответствующей организационной модели университета. Данная модель развития технического университета позволит сформировать систему, в которой инновационная деятельность в образовательной и научной сферах взаимно дополнят друг друга.

К числу новых организационных форм развития университетов следует отнести учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), создаваемые, прежде всего на базе технических университетов. Таганрогский государственный радиотехнический университет (ТРТУ) на сегодняшний день является одним из ведущих образовательных и научно-исследовательских центров на Северном Кавказе, специализируется в таких областях, как радиоэлектроника, радиосвязь, информатика, системы управления, электронная и компьютерная техника.

Трансформация ТРТУ и подобных технических университетов в УНИК позволит техническим вузам в рамках университетского сообщества развиваться на качественно новом витке, где определяющим вектором развития образования и науки являются инновации и инновационный подход. УНИК, как форма функционирования высшего технического образования, требует институциональных и экономических преобразований во внутренней и внешней системе технических вузов России, реформирования их организационноадминистративной структуры, разработки механизма развития инновационной деятельности в университетских комплексах технических вузов, выработки направлений и создания форм совершенствования организации управления инновационной деятельностью в учебно-научно-инновационных структурах технических вузов.

Формирование УНИК не является самоцелью, а служит новым базисом, способным существенно преобразовать систему высшего технического образования. Следовательно, на этапе исследования и моделирования УНИК необходимо решить целый ряд важных задач, подтверждающих правильность выбора пути преобразования технических вузов.

Важным этапом в этих исследованиях является анализ, оценка и выявление особенностей и тенденций развития высшего технического образования в российской и мировой практике. Достаточно серьезным вопросом является наличие правовых и экономических условий для становления и развития инновационной деятельности в системе высшего образования. Подробное исследование правового поля намеченных преобразований позволит изучить и выбрать форму организации управления инновационной деятельностью в учебно-научно-инновационных комплексах. Все предшествующие шаги позволят грамотно подойти к основному определяющему шагу - выделить основные направления и сформировать механизм совершенствования организации управления инновационной деятельностью в учебно-научно-инновационных комплексах, адаптировав при этом созданную модель на конкретный вуз, выделить признаки типологизации создаваемого УНИК и тиражировать данные комплексы в систему высшего технического образования.

Выбрав в качестве объекта исследования в системе инновационного сектора экономики учебно-научно-инновационные комплексы, создаваемые и планируемые к деятельности в сфере высшего технического образования, практическая реализация данной идеи предполагается на примере УНИК

Таганрогского государственного радиотехнического университета. Предметная область реализации идеи внедрения УНИК в ТРТУ предполагает исследование экономических и организационно-структурных условий, изучение процессов и механизмов организации управления инновационной деятельностью в системе технических университетов.

Основная идея формирования учебно-научно-инновационных комплексов как центров инновационного развития ориентирована на позиционирование этих центров и их деятельности в локальном территориально-отраслевом масштабе. При этом основная концепция их внедрения и развития заключается в теоретикоприкладном обосновании экономической эффективности модели развития технического университета в учебно-научно-инновационный комплекс с развитой инновационной инфраструктурой.

Выделяя сущность и содержание процесса инновационной деятельности,

важно отметить, что собственно понимание инноваций имеет достаточно глубокий экономический смысл, то есть инновация есть конечный результат творческой научной деятельности, востребованный, имеющий товарные характеристики в виде продукта, услуги или технологии, реализуемые на рынке. Понимание значения инновации ориентирует исследователей на вовлечение в этот процесс и систему государственной поддержки инновационной деятельности, так как базовое значение в этой деятельности имеет принятие законов об организации инновационного процесса и реализации комплекса мероприятий по созданию целостной национальной инновационной инфраструктуры в стране.

При этом важнейшим источником и ресурсом развития инновационного сегмента российской экономики является инновационная деятельность в образовательной сфере, базирующаяся на учебно-научно-инновационных комплексах технических университетов и способствующая образованию на базе УНИК экономически активных кластеров. В условиях рыночной экономики УНИК - экономически эффективная форма функционирования технического университета, позволяющая готовить высоко конкурентных специалистов в среде интенсивной инновационной деятельности. УНИК технического университета позволяет реализовать конкурентные преимущества за счет синергетического эффекта наличия в своем составе как образовательных, так и научноисследовательских и инновационных структурных подразделений - миникластеров.

По мнению многих ученых и специалистов-практиков для создания мощного университетского комплекса, обеспечивающего проведение эффективного образовательного процесса, то есть подготовку высококлассных специалистов, востребованных на рынке труда, и осуществляющего полный научноинновационный цикл, необходимо решение главной проблемы - интеграции учебного и научного потенциала вуза в инновационно-экономическую систему страны.

Несмотря на то, что понятия «инновация», «инновационная деятельность» получили широкое распространение в нашей стране сравнительно недавно, но попытки решения проблемы эффективного участия высших учебных заведений в процессе создания научно-технической продукции, интеграции учебной, научной и производственной деятельности предпринимались на различных этапах развития технических вузов. Например, в ТРТУ (бывшем ТРТИ) в 80-х гг. создавался учебно-научно-технический комплекс, и на тот момент времени существующая система связи между фундаментальной наукой, прикладными исследованиями, конкретными разработками и производственной реализацией достижений науки функционировала достаточно четко и отлажено. Поэтому созданный комплекс хоть и представлял существенный интерес для координации и кооперации научно-

производственных связей, но не стал востребованной формой интеграции образования и науки в систему экономического развития страны.

С началом экономических реформ в ТРТУ начал осуществляться ряд мероприятий по развитию инновационной деятельности. Одним из примеров деятельности по развитию инновационной инфраструктуры является создание в начале 90-х годов научно-технического центра ТРТУ «Техноцентр». С момента своего создания НТЦ ТРТУ «Техноцентр» выполнял работы, связанные с продвижением результатов исследований и научно-технических разработок ученых ТРТУ и его структурных подразделений в производство, а также поиском и привлечением финансовых средств для их реализации. Деятельность «Техноцентра» позволила создать условия для создания в последующем научнотехнологического парка «Таганрог».

В результате проводимых руководством ТРТУ мероприятий появились малые фирмы, воплотившие имеющиеся разработки в конкретную продукцию, в основном это медицинские, лечебно-диагностические приборы и комплексы. С самого начала процесса создания, и развития инновационно-экономической инфраструктуры в ТРТУ проводились работы по созданию соответствующей нормативной базы. На сегодняшний день взаимодействие между элементами университетского комплекса и НТП «Таганрог» строятся на основе «Положения о взаимодействии ТРТУ с предприятиями и организациями, осуществляющими свою деятельность совместно или в составе научно-технологического парка «Таганрог», «Соглашения о совместной учебно-научно-производственной деятельности Таганрогского государственного радиотехнического университета и научно-технического центра ТРТУ «Техноцентр»» и др.

Усилия по развитию учебно-научно-инновационного потенциала ТРТУ позволили получить определенные результаты. Но, несмотря на достигнутые успехи, создание эффективной системы учебной, научной и инновационной деятельности в ТРТУ осложняется наличием ряда проблем, среди которых наиболее актуальными являются, например, отсутствие достаточной нормативной базы федерального и регионального уровня.

Одной из серьезных проблем комплексной реализации идеи учебно-научноинновационной деятельности является недостаточно высокий уровень развития организационно-административной системы управления, позволяющей комплексно решать триединую задачу устойчивого развития вуза, и осложняется эта проблема слабо формализованными связями между фазами инновационного цикла, что отражается на позиционировании технического образования и науки в системе народно-хозяйственных связей.

Формирование УНИК ТРТУ предполагает создание комплекса, который представляет собой организацию структурно, нормативно и ресурсно обеспечивающую интеграцию образовательного, научного и инновационного комплексов с целью подготовки высококвалифицированных специалистов и создания благоприятной среды для генерации и продвижения инноваций от идеи до коммерциализации готового продукта.

Согласно разработанной структуре, предполагается, что правовой порядок создания УНИК ТРТУ построится таким образом, что в его состав войдут два самостоятельных юридических лиц: ТРТУ и НТП «Таганрог». Данная форма объединения обладает следующими особенностями: во-первых, не требуется внесения изменений в действующее российское законодательство и уставные документы организаций, входящих в состав УНИК ТРТУ, во-вторых, обеспечивается комплексное решение стоящих перед УНИК задач, в-третьих, сохраняется юридическая самостоятельность структурных элементов УНИК, за счет чего достигается высокая степень децентрализации управления. Это

б

позволяет быстрее реагировать на изменение внешней среды и повышает эффективность деятельности всего образованного комплекса.

Организационная модель УНИК ТРТУ предполагает наличие в его составе трех крупных блоков, формирующих единый комплекс: учебного, научного, инновационного. Учебный комплекс включает факультеты и кафедры университета, учебные подразделения. Научный комплекс включает НИЧ ТРТУ и систему НИИ и КБ ТРТУ. Инновационный комплекс состоит из НТЦ «Техноцентр» ТРТУ и НТП «Таганрог».

В соответствии с классификацией учебно-научно-инновационных комплексов, предлагаемой «Концепцией учебно-научно-инновационного комплекса системы образования Российской Федерации»,2 УНИК ТРТУ является региональным УНИК, так как создается на базе технического университета, играющего ведущую роль в научном, экономическом, социальном, техническом и технологическом развитии Северо-Кавказского региона.

Деятельность УНИК ТРТУ способна оказать влияние как на развитие территориально-отраслевого комплекса Северо-Кавказского региона, так и на развитие других регионов России. Более того, существуют предпосылки активизации международной деятельности УНИК. Однако самое непосредственное влияние будет оказано на социально-экономическое развитие Таганрога. Рассмотренные особенности инновационного потенциала региона позволяют определить ведущую роль УНИК ТРТУ в инновационной системе региона и создают хорошие предпосылки для коммерциализации результатов научно-технической инновационной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня, вчера и завтра. Пути преодоления кризиса. - М.: Экономика, 2003.

2. Концепция учебно-научно-инновационного комплекса системы образования Российской Федерации.

С.В. Г риненко АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Трансформация экономики России повлекла за собой изменения во всех областях деятельности человека. Система образования не стала исключением из этого процесса. Построение экономических отношений в образовании привело к возникновению ряда проблем, требующих пристального внимания. В развитых странах уже не подвергается сомнению, что инвестиции в сферу образования являются одними из самых надежных, высокоокупаемых, так как развитие образовательных учреждений высшего профессионального образования является одним из важнейших факторов прогресса образования в целом и прогресса знаний.

Взаимосвязь уровня развития образовательных учреждений и экономического роста страны уже общепризнанна. Кроме того, принципы приоритетности образования позволили странам, которые взяли их на вооружение, перейти к устойчивому экономическому росту. В западной экономической теории выделены «круги нищеты», попав в которые страна все ниже опускается по уровню развития. Б.Кналл выделил круг отсталости, связанный с уровнем развития образовательных учреждений (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.