Научная статья на тему 'Анализ рынка образовательных услуг России в период трансформации экономики'

Анализ рынка образовательных услуг России в период трансформации экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка образовательных услуг России в период трансформации экономики»

позволяет быстрее реагировать на изменение внешней среды и повышает эффективность деятельности всего образованного комплекса.

Организационная модель УНИК ТРТУ предполагает наличие в его составе трех крупных блоков, формирующих единый комплекс: учебного, научного, инновационного. Учебный комплекс включает факультеты и кафедры университета, учебные подразделения. Научный комплекс включает НИЧ ТРТУ и систему НИИ и КБ ТРТУ. Инновационный комплекс состоит из НТЦ «Техноцентр» ТРТУ и НТП «Таганрог».

В соответствии с классификацией учебно-научно-инновационных комплексов, предлагаемой «Концепцией учебно-научно-инновационного комплекса системы образования Российской Федерации»,2 УНИК ТРТУ является региональным УНИК, так как создается на базе технического университета, играющего ведущую роль в научном, экономическом, социальном, техническом и технологическом развитии Северо-Кавказского региона.

Деятельность УНИК ТРТУ способна оказать влияние как на развитие территориально-отраслевого комплекса Северо-Кавказского региона, так и на развитие других регионов России. Более того, существуют предпосылки активизации международной деятельности УНИК. Однако самое непосредственное влияние будет оказано на социально-экономическое развитие Таганрога. Рассмотренные особенности инновационного потенциала региона позволяют определить ведущую роль УНИК ТРТУ в инновационной системе региона и создают хорошие предпосылки для коммерциализации результатов научно-технической инновационной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня, вчера и завтра. Пути преодоления кризиса. - М.: Экономика, 2003.

2. Концепция учебно-научно-инновационного комплекса системы образования Российской Федерации.

С.В. Г риненко АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Трансформация экономики России повлекла за собой изменения во всех областях деятельности человека. Система образования не стала исключением из этого процесса. Построение экономических отношений в образовании привело к возникновению ряда проблем, требующих пристального внимания. В развитых странах уже не подвергается сомнению, что инвестиции в сферу образования являются одними из самых надежных, высокоокупаемых, так как развитие образовательных учреждений высшего профессионального образования является одним из важнейших факторов прогресса образования в целом и прогресса знаний.

Взаимосвязь уровня развития образовательных учреждений и экономического роста страны уже общепризнанна. Кроме того, принципы приоритетности образования позволили странам, которые взяли их на вооружение, перейти к устойчивому экономическому росту. В западной экономической теории выделены «круги нищеты», попав в которые страна все ниже опускается по уровню развития. Б.Кналл выделил круг отсталости, связанный с уровнем развития образовательных учреждений (рис. 1).

Рис. 1. «Круг нищеты», связанный с отсталостью системы образования

По мнению А.Б. Вифлеемского, основанному на данной теории, угрозой для России станет ухудшение уровня и развития человеческого капитала, связанного с выделенным «кругом нищеты» и устойчивой зависимостью уровня образования и дохода, получаемого в течение всего периода жизни.

Это, вероятно, можно объяснить тем, что в России вузы, получили независимость, автономию от государства в тот момент, когда они больше всего стали нуждаться в государственной поддержке и оказались вынуждены самостоятельно и в экстренном порядке выбираться из той тяжелой ситуации, в которой они оказались из-за ущербности предшествовавшей государственной политики. При этом государство не смогло поддержать престиж высшего образования в обществе, создать действенную базу для вхождения вузов в рынок, удержать вузовские кадры.

Понимание тенденций развития общества ставит новые задачи перед образовательными учреждениями, требующими особого внимания как со стороны государства, так и со стороны высших учебных заведений, которым необходимо внедрять новые формы и методы управления; расширение перечня специализаций в соответствии с требованиями рынка труда; реформирование образовательных программ и методик.

Традиционно целью образования была, главным образом, передача накопленных знаний, опыта и нравственных ценностей. Сегодня образование видится как непрерывный процесс, который длится на протяжении всей жизни и характеризуется не столько пополнением информационного запаса, сколько изменением самой его структуры и форм в соответствии с новыми требованиями. При этом образование является главным средством: изменения ценностей, поведения, самого образа жизни, которые необходимы для достижения устойчивого развития, в конечном счете, демократии, общественной безопасности и мира; распространения знаний, ноу-хау и опыта, необходимых для обеспечения устойчивого характера человеческой деятельности; подготовки населения к объективным реалиям, возникающим в различных сферах жизни и связанным с ориентацией на устойчивое развитие.

В условиях реформирования экономики одним из направлений трансформации стала система образования и, особенно, образования профессионального, как наиболее тесно связанного с экономикой сектора. Значительные изменения можно отметить в структуре выпускаемых специальностей, в формах профессиональных учебных заведений, в условиях финансирования образовательной деятельности и даже в экономическом подходе к образованию как к услуге. Одним из значительных изменений стало появление на рынке образовательных услуг России негосударственных вузов.

В настоящее время на рынке образовательных услуг ведут деятельность как государственные, так и негосударственные вузы. Если обратиться к истории деятельности негосударственных вузов в России, то можно сказать, что до 1917 года частные Вузы играли важную роль дополнительного элемента для государственной высшей школы, которая не могла удовлетворить образовательные потребности значительной части населения.

В 1917 году в России устойчиво работали около 50 негосударственных высших учебных заведений. В основном это были негосударственные вузы университетского типа (около 30), причем преобладали женские (Бестужевские, Высшие женские курсы, Институты домашних наставниц, Женские политехнические курсы).

В начале ХХ века быстрое развитие получило негосударственное высшее коммерческое образование - Московский коммерческий институт, Киевский коммерческий институт, Коммерческие курсы М. В.Побединского в Петербурге, Высшие коммерческие курсы в Харькове, Институт высших коммерческих знаний. К 1913 г. в России действовало около 20 высших коммерческих учебных заведений. Несмотря на фундаментальные знания, выпускники коммерческих институтов не допускались на государственную службу. Им, как правило, приходилось заниматься частным предпринимательством.

Важную роль играли негосударственные медицинские институты, такие как С.-Петербургский психоневрологический институт, Киевский женский медицинский институт, Московский женский медицинский институт, Высшие женские курсы в Одессе, Женский городской медицинский институт в Ростове-на-Дону, Саратовские высшие женские курсы и Харьковский женский медицинский институт.

Предназначение негосударственной высшей школы состояло в том, чтобы, не обременяя казну, расширить подготовку специалистов для различных отраслей хозяйства, повысить общий образовательный уровень населения России. В одном из постановлений Совета министров за 1916 г. отмечалось: "Частная школа, прежде всего, должна пойти навстречу в удовлетворении потребности в образовании тех групп населения, которые по той или иной причине не могут получить этого удовлетворения от школы правительственной".

Следует также указать на стремление большинства преподавателей государственных учебных заведений установить постоянное сотрудничество с частными вузами, которые давали возможность дополнительного заработка. Таким образом, негосударственный сектор профессионального образования заслуживает особого внимания при анализе ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг.

Кроме того, появление на рынке негосударственных вузов поставило государственные вузы в ситуацию, которую можно оценить двояко. С одной стороны, государственные вузы представляют традиционную систему образования с накопленным опытом преподавания и подготовки специалистов, сформировавшейся материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом и, что не менее важно, с определенными государственными гарантиями. С другой стороны, в государственных вузах сложилась структура специальностей, соответствующая потребностям «старого» государства, что требует от них значительных изменений в плане обновления и соответствия современным условиям.

Рассматривая рынок образовательных услуг по состоянию на 2003 год, можно говорить о следующих тенденциях развития системы российского высшего профессионального образования. Отмечается быстрый рост числа высших учебных заведений. Их количество за 13 лет увеличилось почти в 2 раза (с 514 в 1990 году до 1039 в 2002/2003 году) (рис.2).

100%

80%-

60%-

40%-

20%-

0%

□ Итого негосударственных вузов

□ Итого государственных вузов

1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002

Рис. 2. Количество государственных и негосударственных вузов

Многие из новых вузов возникли что называется «на пустом месте» и не имеют не только опыта, но и постоянного штата преподавателей - 34 % профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов (а их количество составляет на 2003 год 37 % от общего числа высших учебных заведений страны) являются совместителями (рис. 3).

Рис. 3. Структура ППС негосударственных вузов

Структура профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов по наличию степени и званий примерно одинакова для государственных и негосударственных вузов, что, скорее всего, объясняется преобладанием совместителей в составе негосударственных вузов (рис. 4).

Возрастной состав ППС говорит о тенденции старения и отсутствия обновления кадров вузов (рис.5). Происходит отток квалифицированных кадров как в альтернативные образовательные структуры, так и из образования в целом. С уходом талантливой молодежи, прежде всего из-за низкого уровня материального положения и необходимости заработков вне вуза, нарушается преемственность научных и педагогических школ.

Во второй половине 90-х годов был отмечен значительный рост числа тудентов вузов, что, безусловно, ведет к повышению образовательного потенциала страны и свидетельствует о стремлении значительной части молодых людей получить высшее образование. Это, безусловно, положительная тенденция,

□ ППС (штатные)

□ д-н

□ к.н.

Рис. 4. Состав ППС государственных вузов

поскольку образовательный потенциал общества значительно влияет на развитие экономики страны

К 2003 году численность студентов вузов выросла в 2,27 раз, при этом количество студентов государственных вузов увеличилось в 2 раза, а негосударственных - в 10 раз (база сравнения 1993 год) (рис.6). Несмотря на значительный рост численности студентов негосударственных вузов, их доля в общей численности составляет всего 12 %. Прием в государственные вузы на условиях платного обучения превысил к 2001 уровень 50 % - 53,5 %.

Рис. 5. Состав ППС по возрастам

Заслуживает внимание структура специальностей и направлений государственных и негосударственных вузов (табл. 1):

- специалистов технических и естественно - научных специальностей готовят только государственные вузы;

- 30 % государственных вузов готовят кадры для промышленности, тогда как в негосударственных вузах этот показатель ~ 1 %;

- доля гуманитарных и социально-экономических специальностей в негосударственных вузах составляет 88 %.

100%

80%'

60%'

40%'

20%'

0%-

□ Всего студентов негосударственных вузов

□ Всего студентов государственных вузов

1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002

Рис. 6. Количество студентов вузов

Данное положение дел обусловлено тем, что, по мнению специалистов, только государство может обеспечить полноценное обучение инженеров, что связано с необходимостью обеспечения деятельности лабораторий, наличия современного дорогостоящего оборудования. Кроме того, в данной ситуации инженерные специальности не относятся к числу востребованных на рынке. Но именно специалисты технической подготовки позволяют повысить технический и технологический уровень развития страны. Поэтому государственным вузам, обучающим студентов инженерных специальностей, в том числе техническим университетам, требуется максимум внимания со стороны государства.

Таблица 1

Структура специальностей вузов

Отрасль Г осударственные вузы (%) Негосударственные вузы (%)

Экономика 11 25,93

Университет и просвещение 20 69,66

Педагогика 16 1,82

Промышленность 30 0,19

Здравоохранение 4 0,3

Данные выводы говорят о том, что развитие высшей школы в настоящее время тесно связано с ее реструктуризацией. Основными задачами в этом вопросе должны стать:

- взаимодействие учебных заведений различного уровня образования, ведомственной принадлежности, источников финансирования и форм собственности;

- ядром глобальной и открытой образовательной системы должны стать крупные университеты, обладающие мощным научным и педагогическим потенциалом и имеющие широкий спектр направлений подготовки специалистов;

- объединение вузов с научными и производственными организациями с целью развития научно-исследовательских работ в области фундаментальных и прикладных исследований;

- обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы вузов с целью соответствия современному уровню развития техники и технологий;

- повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, оказывающее огромное влияние на качество образования;

- решение основных кадровых проблем: массовый уход в коммерческие структуры, резкое сокращение молодых специалистов, значительное снижение количества аспирантов, "скрытая миграция" в другие области деятельности высококвалифицированных преподавателей;

- совершенствование международной деятельности вузов.

Таким образом, основной целью реформирования системы образования должно стать создание саморазвивающейся, эффективной системы, которая будет способствовать экономическому подъему и устойчивому развитию страны, совершенствованию человеческих ресурсов, удовлетворению образовательных запросов развивающейся личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Цхай А.А. Образование для экологической безопасности и устойчивого развития: ориентиры ЮНЕСКО на пороге 21-го века. Барнаул, Международная кафедра ЮНЕСКО “Экологическое образование в Сибири” при АлтГТУ.

2. Змеев В.А. Негосударственное высшее образование в российской империи //Социально-гуманитарные знания. 2000, № 5.

3. Россия в цифрах 2003. Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 2003.- 398 с.

ВифлеемскийА.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 - кн. М.: Народное образование, 2003.

А.А. Марченко ИНТЕГРАЦИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМУ РЫНКА ТРУДА

Образование играет исключительно важную роль в развитии базовых отраслей общественного производства, от которых зависят макроэкономический рост и благосостояние страны.

С переходом к рыночной экономике в России и отказу от планирования развития отраслей экономики на рынке образования появилась проблема определения потребности экономики в специалистах. Из-за отсутствия научно обоснованных прогнозных оценок потребностей в специалистах на ближнюю и дальнюю перспективу спрос на специалистов по конкретным специальностям оказывается неопределенным. В данном случае появляется ситуация несбалансированности спроса и предложения на рынке труда: избыточное предложение одних профессий, недостаток других.

Российский рынок труда также находится пока еще в начальной стадии своего становления и не может быть отнесен в настоящее время к разряду гибких, а тем более цивилизованных и регулируемых рынков. То есть для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда.

Рынок труда, рассматриваемый как система отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, характеризуется продажей собственником

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.