Научная статья на тему 'Инновационно-ориентированное развитие экономики Республики Корея'

Инновационно-ориентированное развитие экономики Республики Корея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2107
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ЧЕБОЛИ / INNOVATION-ORIENTED ECONOMY / INNOVATIONS / CREATIVE ECONOMY / CHAEBOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халипов В. Д.

В статье рассматриваются несколько этапов становления инновационно-ориентированной экономики, основные характерные черты, присущие этапам развития такой экономики, дается анализ государственной политики Республики Корея (РК) в области науки, техники и инноваций, оцениваются перспективы формирования в РК креативной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATION-ORIENTED DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KOREA

The paper considers some development stages of the innovation-oriented economy and the main features typical for its development stages. The author analyzes the state policy of the Republic of Korea in the field of science, technology and innovations. The prospects of the creative economy development in the Republic of Korea are evaluated.

Текст научной работы на тему «Инновационно-ориентированное развитие экономики Республики Корея»

УДК 339.972(519.5) Халипов Вячеслав Дмитриевич

преподаватель кафедры государственного управления в сфере культуры и спорта Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Khalipov Vyacheslav Dmitrievich

Lecturer, Public Administration in Culture and Sport Department, Higher School of Policy in Culture and Administration in Humanities (Faculty), Lomonosov Moscow State University)

THE INNOVATION-ORIENTED DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KOREA

Аннотация:

В статье рассматриваются несколько этапов становления инновационно-ориентированной экономики, основные характерные черты, присущие этапам развития такой экономики, дается анализ государственной политики Республики Корея (РК) в области науки, техники и инноваций, оцениваются перспективы формирования в РК креативной экономики.

Ключевые слова:

инновационно-ориентированная экономика, инновации, креативная экономика, чеболи.

Summary:

The paper considers some development stages of the innovation-oriented economy and the main features typical for its development stages. The author analyzes the state policy of the Republic of Korea in the field of science, technology and innovations. The prospects of the creative economy development in the Republic of Korea are evaluated.

Keywords:

innovation-oriented economy, innovations, creative economy, chaebol.

Введение

Ключевой тенденцией современной экономики становится последовательное возрастание роли инноваций и переход к инновационной модели развития в условиях углубляющихся процессов глобализации. По имеющимся оценкам, от 50 до 90 % роста ВВП предопределяется инновациями. Инновационное развитие является ориентиром для многих стран, так как оно открывает путь к скорейшей модернизации, наращиванию научно-технического и инновационного потенциала, к укреплению высокотехнологичных секторов экономики и повышению конкурентоспособности страны в целом.

Следует отметить, что становление инновационной экономики является не просто следствием адаптации элементов экономической системы к изменяющимся условиям, а результатом кардинальных преобразований всех конституирующих элементов экономической системы, предопределяющих движение к новому диалектическому уровню, детерминирующих качественные изменения вектора развития и формирования особых экономических отношений на инновационной основе.

Переход к инновационной модели развития объективно требует активного участия государства, которое призвано формировать законодательную базу для научно-технического развития, разрабатывать национальную стратегию, создавать институциональную и инновационную инфраструктуру, определять направления реализации намеченных планов.

Государственная политика Республики Корея в области инноваций

За последние десятилетия Республика Корея продемонстрировала высокие и стабильные темпы экономического роста на уровне, зачастую превышавшие 8 % в год. Этому способствовала разработка научно-технической политики, направленной на обеспечение инновационной устойчивости и адекватного уровня конкурентоспособности в условиях динамично меняющейся среды.

В развитии промышленной и научно-технической политики Южной Кореи прослеживается несколько этапов.

Первый этап связан с началом формирования такой политики. Он приходится на 60-е гг. прошлого века, когда был принят первый пятилетний план экономического развития, введен в действие закон о поддержке науки и техники, создано Министерство науки и технологии Кореи. В этот период основными целями промышленной и научно-технической политики было формирование базы для индустриализации страны, развитие импортозамещающих технологий, расширение экспортно ориентированных отраслей. Эти цели были закреплены во втором пятилетнем плане экономического развития страны (1967-1971 гг.). В этом плане были указаны шесть базовых отраслей национального хозяйства, поддержка которых обеспечивалась на законодательном уровне: машиностроение, судостроение, электроника, черная металлургия, цветная металлургия, нефтехимия [1, р. 127].

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 14)

Второй этап наступил в середине 70-х гг., когда государство стало оказывать весомую поддержку многим капиталоемким отраслям, способствовало укреплению технологического потенциала, созданию исследовательских институтов, развитию системы высших учебных заведений и подготовке персонала в области научных исследований. В этот период был принят очередной пятилетний план, направленный на развитие тяжелой и химической промышленности, а судостроение, автомобилестроение, сталелитейная промышленность, станкостроение, производство оборудования для нефтегазового сектора были признаны стратегическими отраслями экономики. В это же время был создан Национальный инвестиционный фонд, призванный обеспечивать финансирование предприятий стратегических отраслей.

Третий этап приходится на 80-е гг. прошлого века, когда экономика Южной Кореи столкнулась с серьезными проблемами: спадом производства, высоким уровнем инфляции, ухудшением платежного баланса. В этот же период усилился структурный дисбаланс в обрабатывающей промышленности, что обусловило резкое снижение конкурентоспособности в области промышленного производства. Правительство направило значительные усилия на преодоление наметившихся диспропорций, на реструктуризацию отраслей и исследовательских институтов, на смещение приоритетов в научно-технической политике. Акцент был сделан на проведение фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), на привлечение прямых иностранных инвестиций. Параллельно в Республике Корея была осуществлена либерализация как таможенного и банковского регулирования, так и отношений в области торговли и финансирования [2, р. 131].

Кроме того, государством были предприняты шаги, с одной стороны, по усилению контроля над деятельностью крупных финансово-промышленных конгломератов - так называемых «чебо-лей» (chaebols) и снижению контроля над деятельностью финансовых институтов и кредитных организаций - с другой. Ряд государственных банков был приватизирован с предоставлением автономии в области бюджетирования, менеджмента и управления персоналом, но с сохранением за государством права назначения исполнительных директоров и топ-менеджеров.

В этот же период по инициативе правительства создается Корейский исследовательский институт биологических наук и биотехнологий, который со временем превратился в один из ведущих центров изучения биоматериалов, развития фармацевтики, внедрения биоинформационных технологий [3, с. 19]. Важно подчеркнуть, что на этом этапе был заложен фундамент развития нефтяной промышленности, автомобилестроения и судостроения в г. Ульсане [4, с. 23].

Четвертый этап приходится на 90-е гг. XX в., особенностью его становятся формирование углубленных рыночных отношений, движение на пути к глобализации и реализации многостороннего торгового режима. В 1993 г. правительством был предпринят ряд шагов по реформированию экономики: провозглашен курс на дерегулирование экономических процессов, внедрение рыночных принципов во всех сферах жизни, смену стратегических целей глобализационных преобразований.

В целях дерегулирования, децентрализации и дебюрократизации была проведена реструктуризация ряда министерств и агентств. Правительство приняло план по приватизации около шестидесяти государственных предприятий, чтобы повысить эффективность управления фирмами и снизить степень концентрации экономической власти в руках крупных корпораций. Политика либерализации затронула практически все секторы экономики, включая сектор услуг.

В этот период правительство Южной Кореи поставило задачу занять достойное место в группе технологически развитых государств. Для решения этой сложной задачи был принят специальный закон о научных и технологических инновациях, а также первый пятилетний план научно-технологических инноваций. Планом предусматривалось увеличение государственных инвестиций в НИОКР (до 5 % от общего объема государственного бюджета), рост государственных инвестиций в фундаментальные исследования (до 20 % от общего объема государственного бюджета), подготовка квалифицированных исследователей (40 человек на 10 тыс. населения). В сентябре 1999 г. правительство Республики Корея выдвинуло стратегическую инициативу «Долгосрочного прогноза развития науки и техники до 2025 г.», ориентированного на достижение к 2005 г. научно-технологического уровня двенадцати ведущих стран. Согласно этой инициативе Южная Корея должна стать ведущей страной в области исследований и разработок в Азиатско-Тихоокеанском регионе и войти в десять ведущих государств мира к 2015 г. Была поставлена задача развития науки и технологии в Республике Корея, обеспечивающего ее конкурентоспособность на уровне стран «большой семерки».

В 90-е гг. претерпела изменения система финансирования: вместо сметной стали внедрять проектно-ориентированную систему, позволяющую распределять фонды на контрактной основе.

Положительную роль сыграло принятие в конце 90-х гг. закона, в соответствии с которым исследовательские институты были наделены независимостью в планировании, организации и управлении своей деятельностью. Функционирование исследовательских институтов координируется специальными исследовательскими советами в целях повышения эффективности исследования, укрепления взаимодействия институтов, обеспечения трансфера и коммерциализации ре-

зультатов исследований. Среди институтов, находящихся в ведении Министерства науки и технологий, ведущим является Корейский институт оценки и планирования в области науки и техники (Korea Institute of Science and Technology Evaluation and Planning - KISTEP), созданный в 1999 г.

Специфика промышленной и научно-технической политики Южной Кореи в 60-90-е гг. состояла в том, что страна не привлекала в широких масштабах прямые иностранные инвестиции, но активно использовала технологии других стран: британских - в судостроении, японских, немецких и американских - в электронике, японских и американских - в автомобилестроении. Это способствовало стремительному росту данных отраслей и обеспечило выпуск продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

В конечном итоге в Республике Корея к началу XXI в. сложилась целостная инновационная система, позволившая вырабатывать правила эффективного продвижения своей продукции на международные рынки. Она обеспечила корейским товаропроизводителям мотивацию формировать собственную стратегию выхода на рынок с новым качественным продуктом, разрабатывать свои спецификации, определять рубежи производительности, своевременно выявлять причины возможных неудач и находить точки роста.

На наш взгляд, можно выделить пятый этап в научно-технической политике страны. Нынешнему этапу развития корейской экономики имманентны особые черты. Страна вышла на первое место в 2015 г. среди пятидесяти государств в области инноваций, согласно Инновационному индексу Блумберга (The Bloomberg Innovation Index), оставив позади Японию (второе место), Германию (третье место), США (шестое место) [5]. А в 2014 г. по Глобальному инновационному индексу (The Global Innovation Index), при расчете которого оцениваются более восьмидесяти факторов, влияющих на инновационную деятельность и позволяющих оценить уровень инновационного развития в 143 странах, Южная Корея заняла шестнадцатое место [6].

Важно подчеркнуть, что Южная Корея находится на первом месте по уровню образования в группе стран с высоким уровнем дохода, превзойдя Великобританию, Финляндию и Германию. Страна входит в группу государств, создавших устойчивую инновационную экосистему и инновационную инфраструктуру, в которой инвестиции в человеческий капитал обеспечивают высокую эффективность и качество используемых инноваций. По качеству инноваций Республика Корея занимает десятое место в мире [7, р. 29].

Анализ результатов инновационного развития Южной Кореи дает основания полагать, что модель экспортно ориентированного роста, которой была привержена страна в течение почти полувека, в целом исчерпала себя. По заявлению президента страны Пак Кын Хе, достижение новых рубежей требует смены парадигмы, перехода к креативной экономике. Формирование такой экономики позволит достичь трех ключевых целей:

- экономического роста свыше 4 % годовых и обеспечения к 2017 г. уровня дохода на душу населения в 30 тыс. долл. США;

- повышения качества жизни населения;

- перехода к опережающей модели научно-технических разработок. Заключение

Республика Корея за относительно короткий промежуток времени прошла путь от отсталой аграрной страны с высокой инфляцией и низким уровнем жизни населения до одного из лидеров инновационного развития. Во многом этому содействовала взвешенная государственная политика экономического развития. На каждом ее этапе ставились конкретные задачи, решение которых позволяло последовательно двигаться к намеченным целям. В настоящее время Южная Корея занимает лидирующие позиции в судостроении, металлургии, производстве электроники, автомобилестроении. Значительное внимание уделяется повышению научно-технического потенциала, совершенствованию подготовки квалифицированных кадров.

Динамика последующего развития Южной Кореи обусловливает эволюцию инновационной экономики в креативную.

Ссылки:

1. Kim Ch.K. Liberalization and Globalization Policy // Kim Ch.K. Korea's Development Policy Experience and Implications for Developing Countries. Seoul, 2008.

2. Ibid. P. 131.

3. Рязанова А.Н. Научно-техническое развитие и инновационная политика Республики Корея в 1960-2010-е гг. : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2012.

4. Там же. С. 23.

5. The Bloomberg Innovation Index [Электронный ресурс]. URL: http://www.bloomberg.com/graphics/2015-innovative-coun-tries/ (дата обращения: 04.07.2015).

6. The Global Innovation Index 2014: Switzerland, UK and Sweden Lead Rankings with Encouraging Signs from Sub-Saharan Africa [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/pressroom/en/articles/2014/article_0010.html_(дата обращения: 04.07.2015).

7. Ibid. P. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.