Научная статья на тему 'Инновационная политика Республики Корея: историческая и территориальная специфика (1966-2009 гг. )'

Инновационная политика Республики Корея: историческая и территориальная специфика (1966-2009 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1184
707
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / INNOVATIVE POLICY / HISTORICAL DYNAMICS / MODERNIZATION OF ECONOMY / TERRITORIAL AND PRODUCTIVE STRUCTURE OF ECONOMY / HI-TECH PRODUCTS / THE REPUBLIC OF KOREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомбоев Аюр Баирович

В статье рассмотрена инновационная политика Республики Корея и ее историческая и территориальная специфика. Показано, что формирование и реализация инновационной политики осуществлялись на основе сочетания усилий государственного и частного секторов. При этом происходила диверсификация модернизационных проектов в зависимости от их содержания - от направленных на развитие конкретных объектов экономики до касающихся интересов всего общества. Приведена территориальная и производственная структура инновационной экономики нового типа, которая иллюстрирует смену приоритетов социально-экономического развития регионов Южной Кореи с размещения конкретных объектов хозяйства на создание условий для восприятия новых знаний и передовых технологий. Показана историческая динамика разработки и реализации инновационной политики Южной Кореи. Дана характеристика основных направлений развития ключевых отраслей «экономики знаний» в Республике Корея в рамках новой промышленной политики, одной из основ которой является развитие НИОКР, что, в свою очередь, обеспечивает рост доли высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA: HISTORICAL AND TERRITORIAL SPECIFICITY (1966-2009)

The innovative policy of the Republic of Korea and its historical and territorial specific are considered in the article. It is shown that formation and implementation of the innovative policy have performed on the basis of combination of state and private sectors efforts. Thus there was diversification of modernization projects depending on their maintenance from the aimed at the development of certain objects of economy to those, concerning in the interests of the whole society. A territorial and productive structure over of a new type innovative economy is presented, it illustrates changing of priorities in socioeconomic development of South Korea regions from placing of certain objects of economy to conditioning for perception of new knowledge and front-rank technologies. The historical dynamics of development and realization of innovative policy of South Korea is shown. The description of basic directions of key industries development of «economy of knowledge» in the Republic of Korea is given within the framework of new industrial policy, whose one of bases is the NIOKR development, that, in its turn, provides the growth of the share of hi-tech products in a gross domestic product.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика Республики Корея: историческая и территориальная специфика (1966-2009 гг. )»

УДК 94:911.3 (519.5)

doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-263-267

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА (1966-2009 гг.)

© Гомбоев Аюр Баирович

аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук

Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 Email: bgom@binm.bscnet.ru

В статье рассмотрена инновационная политика Республики Корея и ее историческая и территориальная специфика. Показано, что формирование и реализация инновационной политики осуществлялись на основе сочетания усилий государственного и частного секторов. При этом происходила диверсификация модернизационных проектов в зависимости от их содержания — от направленных на развитие конкретных объектов экономики до касающихся интересов всего общества. Приведена территориальная и производственная структура инновационной экономики нового типа, которая иллюстрирует смену приоритетов социально-экономического развития регионов Южной Кореи с размещения конкретных объектов хозяйства на создание условий для восприятия новых знаний и передовых технологий. Показана историческая динамика разработки и реализации инновационной политики Южной Кореи. Дана характеристика основных направлений развития ключевых отраслей «экономики знаний» в Республике Корея в рамках новой промышленной политики, одной из основ которой является развитие НИОКР, что, в свою очередь, обеспечивает рост доли высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте.

Ключевые слова: Инновационная политика, историческая динамика, модернизация экономики, территориальная и производственная структура экономики, высокотехнологичная продукция, Республика Корея.

INNOVATIVE POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA: HISTORICAL AND TERRITORIAL SPECIFICITY (1966-2009)

Ayur B. Gomboev

Research Assistant, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS. 6 Sakhyanovoi St., Ulan-Ude, 670047 Russia

The innovative policy of the Republic of Korea and its historical and territorial specific are considered in the article. It is shown that formation and implementation of the innovative policy have performed on the basis of combination of state and private sectors efforts. Thus there was diversification of modernization projects depending on their maintenance — from the aimed at the development of certain objects of economy to those, concerning in the interests of the whole society. A territorial and productive structure over of a new type innovative economy is presented, it illustrates changing of priorities in socioeconomic development of South Korea regions from placing of certain objects of economy to conditioning for perception of new knowledge and front-rank technologies. The historical dynamics of development and realization of innovative policy of South Korea is shown. The description of basic directions of key industries development of «economy of knowledge» in the Republic of Korea is given within the framework of new industrial policy, whose one of bases is the NIOKR development, that, in its turn, provides the growth of the share of hi-tech products in a gross domestic product.

Keywords: innovative policy, historical dynamics, modernization of economy, territorial and productive structure of economy, hi-tech products, the Republic of Korea.

Разработка и реализация инновационной политики в последние десятилетия становится одним из ключевых факторов социально-экономического развития государств с различным уровнем благосостояния. Модернизация экономики становится трудно реализуемой без широкого внедрения инноваций. Республика Корея является показательным примером того, как

реализация грамотной инновационной политики позволила этому государству за короткий исторический период войти в число экономически развитых стран.

Развитием собственной базы научных исследований и технологии занимаются министерство науки и техники, Корейский институт науки и технологии и более 20 поддерживаемых правительством научных институтов. Однако до сих пор научные разработки Южной Кореи являлись либо усовершенствованием прошлых технологий, либо приспособлением импортированных технологий к местным условиям. В начале 1990-х годов затраты на НИОКР превысили 2 % ВНП Южной Кореи, что относительно немного, если сравнивать с положением в передовых промышленных странах.

С 1982 г. южнокорейское правительство взяло на себя осуществление проектов и исследований, необходимых для развития ключевых отраслей промышленности, которые пока были обременительны для частного предпринимательства. Критериями перспективности и важности проекта являлись его техническая новизна, преимущества по сравнению с соответствующими иностранными аналогами, степень освоения местных ресурсов, учет социальной значимости. Проекты, непосредственно ориентированные на развитие промышленности, осуществлялись совместными усилиями частного сектора, государственных учреждений и правительства; те же из них, которые представляли интерес для всего общества и касались, например, вопросов здоровья и охраны окружающей среды, развития энергетики и добычи природных ресурсов, осуществлялись силами одного государственного сектора.

Правительство Южной Кореи также осуществляло ряд мер в интересах частных предпринимателей, которые в условиях свободной рыночной экономики начинают играть ведущую роль в развитии промышленной технологии. Так, в 1980-е годы правительство настоятельно рекомендовало крупным компаниям создавать научно-исследовательские центры, а мелким и средним — организовывать своего рода консорциумы для проведения исследований в смежных областях. Правительство стимулировало научно-исследовательские разработки частного сектора путем предоставления скидок, финансовых субсидий, долгосрочных ссуд на цели развития под невысокий процент, гарантий государственных поставок, освобождения от налогов. Вся эта система поощрений способствовала быстрому росту количества частных научно-исследовательских учреждений: в 1980 г. их было 52, в апреле 1992 г. — уже 1445. За этот же период появилось 68 совершенно новых научно-исследовательских консорциумов.

Вследствие целенаправленной политики южнокорейского руководства значение науки и техники для развития экономики страны постоянно росло. Если в 1966—1976 гг. вклад технологии в ускорение экономического развития был небольшим (6 % по данным исследования Корейского института развития), то с переходом в 1990-е годы от трудоемкого производства к наукоемким отраслям вес технологических новшеств поднялся до 13 %.

В 1999 г. в Южной Корее была инициирована широкомасштабная программа структурных преобразований, в рамках которой начала действовать новая промышленная политика в качестве инструмента выравнивания существующих диспропорций, как на уровне провинций, так и между регионами в целом и столичным административным округом. Изначально эта политика была связана не с содействием становлению нового технологического уклада в стране, а с изысканием и задействованием собственных ресурсов для стабилизации национальной экономики и возвращения ее на траекторию устойчивого роста. Однако именно выработанные в тот период принципы сбалансированного самоподдерживающегося развития на местах и были заложены в основу новой индустриальной политики [1].

В концептуальном плане ее прообразом стал пилотный национальный проект 1999 г. по оказанию поддержки местной промышленности в крупнейших городах страны — Тэгу (текстильная промышленность), Пусане (производство обуви), Кванджу (оптическая электроника), провинции Кенгсан-Намдо (машиностроение). Спустя 3 года (в 2002 г.) данный проект по содействию точечной отраслевой диверсификации охватил все провинции и остальные крупные города особого подчинения, а его осуществление продолжилось по схеме «4 (первых по хронологии субъектов-участников) + 9 (единиц, присоединившихся впоследствии)», которая

и выступает основой промышленной политики страны (табл. 1).

Таблица 1

Территориальная и производственная структура инновационной экономики нового типа

в Республике Корея [2, р. 19]

Регион Базовые отрасли местной промышленности в рамках программы «4+9»

г. Сеул Интеллектуальные компьютерные технологии Биопроизводство Цифровые компоненты Финансовые и деловые услуги

г. Инчхон Интеллектуальные компьютерные технологии Автомобилестроение Машиностроение и металлургия Логистика

провинция Кенгидо Интеллектуальные компьютерные технологии Биопроизводство Культура Международная логистика

г. Пусан Визуальные компьютерные технологии Производство автозапчастей Туризм Портовая логистика

г. Тэгу Текстильная промышленность Мехатроника (роботостроение) Мобильные и наноприборы Биопроизводство

г. Кванджу Оптическая электроника Производство автозапчастей Дизайн и культура Бытовая электроника

г. Тэджон Информационные технологии Биопроизводство Производство высокотехнологичных деталей и материалов Мехатроника (роботостроение)

г. Ульсан Автомобилестроение Экология судостроение Химическая промышленность

провинция Канвондо Производство медицинского оборудования Биопроизводство Производство новых видов материалов и предотвращение стихийных бедствий Туризм

провинция Чхунчхон-Пукто Производство полупроводников Биопроизводство Средства массовой коммуникации Производство сотовых технологий нового поколения

провинция Чхунчхон-Намдо Электронное оборудование Биопроизводство Производство автозапчастей Культура хай-тек, визуальные ИКТ

провинция Чолла-Пукто Автомобиле и машиностроение Биопроизводство (пищевая промышленность) Альтернативные источники энергии Туризм

провинция Чолла-Намдо Производство новых видов материалов для судостроения Биопроизводство (пищевая промышленность) Логистика Туризм

провинция Кенсан-Пукто Производство новых видов материалов для машиностроения Традиционная китайская медицина Электроника и оборудование для ИКТ Туризм

провинция Кенсан-Намдо Интеллектуальное машиностроение Производство биоматериалов Интеллектуальное бытовое приборостроение Мехатроника (роботостроение)

провинция Чэджудо Цифровые компоненты Биопроизводство (косметическая промышленность) Экологически ориентированное сельское хозяйство Туризм

Механизмы реализации проекта также были взяты на вооружение при разработке новой стратегии, поскольку в отличие от всех предыдущих программ проект «4+9» предусматривает вложение средств не столько в те или иные приоритетные направления, сколько в развитие передовых технологий в регионах. Очевидно, что при определенном (достаточно высоком) уровне социально-экономического развития территорий становится меньше строго детерминированных направлений деятельности, а появляется больше свободы в выборе тех направлений, которые могут обеспечить условия наиболее эффективного их развития. Как видно из табл. 2, не менее половины общего бюджета на каждом этапе программы было инвестировано в формирование инфраструктуры для инноваций и повышение качества трудовых ресурсов.

Таблица 2

Основные направления развития ключевых отраслей «экономики знаний» в Республике Корея в рамках новой промышленной политики (млрд вон) [2, р. 20]

Основные направления инвестирования по программам В 4 регионах на: В 9 регионах (2002-2007 гг.) В рамках программы развития региональной инфраструктуры Итого по программам

первой стадии (1999-2004 гг.) второй стадии (2004-2008 гг.)

Развитие инновационной инфраструктуры 3,302 3,075 5,212 1,194 12,783

НИОКР 1,903 5,162 1,810 367 9,269

Техническая поддержка корпораций 1,791 1,091 — 59 2,941

Специалисты в области планирования развития промышленности — 168 440 — 0,608

Итого по направлениям 7,023 9,496 7,462 1,619 25,600

Как уже отмечалось, первоначально политика страны в области науки и технологий была сосредоточена в основном на внедрении, освоении и применении иностранных технологий. С 2000 г. инновации вышли на первое место среди стоящих перед страной задач. Для внедрения новейших технологий в промышленности Республика Корея проводит политику, направленную на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и расширение сотрудничества между крупными компаниями и малым и средним бизнесом.

По данным на конец 2007 г., общие инвестиции в развитие науки и технологий достигли 33,6 млрд долларов США, что составило 3,47 % от ВВП. Республика Корея также активно делает капиталовложения в развитие технологий, способствующих повышению общественного благосостояния и улучшению качества жизни, а также тех технологий, которые могут привести к созданию новых отраслей промышленности.

В 2008 г. по уровню развития информационно-коммуникационных технологий (индекс ИКТ) в мире Южная Корея заняла второе место, уступив лишь Швеции.

Продукты ИТ, такие как компьютерные микросхемы и мобильные телефоны, составляют 30 % от объема южнокорейского экспорта, и почти каждый житель страны в возрасте старше 12 лет имеет по крайней мере один мобильный телефон. Кроме того, почти каждая семья имеет широкополосный доступ в Интернет и все сферы жизни южнокорейского общества — от индустрии общественного питания до системы общественного транспорта — прочно связаны с компьютерами и ИТ.

Важнейшим условием, способствующим экономической модернизации, а через нее и укреплению внешней торговли, является развитие НИОКР. В Республике Корея данному условию уделяется особенно большое внимание.

В 2008 г. расходы на НИОКР в стране составили 28 млрд дол., или 3,37 % от ВВП, что на 10 % больше, чем в 2007 г. [3]. По данному показателю страна заняла 6-е место среди стран, входящих в ОЭСР. Даже в кризисный 2008 год частный сектор и государство не сокращают расходы на научно-исследовательские разработки, что отражает стратегическую важность инновационного развития для экономики Кореи. Расходы США составили 368,8 млрд дол., что в 11,8 раз больше расходов Кореи, а затраты Японии составили 150,7 млрд дол. — сумму, превышающую корейскую в 4,8 раз [3].

Министерство образования, науки и технологий Республики Корея провело исследование, связанное с расходами на научно-исследовательские разработки в 2009 году, изучив

статистические данные 23 310 исследовательских институтов, высших учебных заведений и частных компаний. В результате исследования было выяснено, что расходы частного сектора составили 75,4 % от общих затрат на НИОКР, а государственные расходы и расходы университетов составили 13,5 и 11,1 % соответственно. 95,9 % всех расходов были инвестированы в разработки в сфере науки и технологий, в то время как 4,1 % — в гуманитарные и социальные науки. Если рассмотреть отраслевую структуру, то можно увидеть, что 33,8 % расходов были инвестированы в сферу информационных технологий, 12,3 % — в развитие нанотехнологий, 7,6 % — в биотехнологии, и 8,5 % в технологии по защите окружающей среды.

Необходимо отметить, что с 1988 г. происходил непрерывный рост доли высокотехнологичного экспорта к ВВП, средние темпы роста которого за 1988-2009 гг. составили 23,8 % [4].

Правительство Республики Корея уделяет огромное внимание развитию НИОКР, расходы на которые в период 1988-2009 гг. составили 2,57 % [5]. По данным Всемирного банка, объемы товарного экспорта в 2008 г. в Корее составили 422 млрд дол. США, что равно 44 % ВВП страны. Необходимо отметить, что доля товарного экспорта в среднем по миру равна 26,6 %, у стран с низкими и средними доходами она составляет 29 %, а у стран с высокими доходами — 26,9 %. Доля обрабатывающей промышленности в экспорте Кореи составляет 88 %, что выше среднемирового уровня на 16 %. Экспорт высокотехнологичной продукции также значительно выше среднемирового значения и составляет 33 % от общего объема товарного экспорта, почти вдвое превышая среднемировой показатель. По такому индикатору, как экспорт товаров на душу населения, Южная Корея вплотную приблизилась к странам с высоким уровнем дохода. Так, данный показатель составляет 7 540 ед., в 3,12 раз превышая среднемировой уровень. Согласно статистическим данным Корейской международной торговой ассоциации, в 2008 г. основными товарами, экспортируемыми за рубеж, были сотовые телефоны, оперативная память, процессоры и контроллеры для компьютеров.

Таким образом, при отсутствии богатых природных ресурсов, ограниченности территории, пригодной для ведения эффективного сельского хозяйства, наличии избыточной рабочей силы, выгодном торгово-географическом положении и природно-климатических условиях Республика Корея выбрала стратегию социально-экономического развития, основанную на инновационной политике как основном факторе и условии модернизации экономики.

Литература

1. Абдурасулова Д. Промышленная политика Южной Кореи // Экономист. — 2009. — № 1.

2. Kim Y. S. Régional Industrial Policy in Korea — its outcomes and implications / / KIET Industrial economic review. 2008. No. 2.

3. URL: http://www.koreaherald.co.kr/NEWKHSITE/data/html_dir/2009/09/16/200909160034. asp

4. World Bank. World Development Indicators, 2010.

5. URL: http://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS/countries

References

1. Abdurasulova D. Promyshiennaya politika Yuzhnoy Korei. Ekonomicheskiy portai [Industrial policy of South Korea. The Economic portal]. 2012.

2. Y.S. Kim. Régional Industrial Policy in Korea - its outcomes and implications. KIET Industrial economic review. No. 2. 2008.

3. http://www.koreaherald.co.kr/NEWKHSITE/data/html_dir/2009/09/16/200909160034.asp

4. Istochnik: World Bank. World Development Indicators. 2010.

5. http://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS/countries

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.