вопросы инновдционнои экономики
Том 7 • Номер 2 • апрель-июнь 2017 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
издательство
Креативная экономика
Государственное регулирование инновационного развития республики корея
Лешакова Н.П. 1
1 Институт стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Статья посвящена актуальной теме роли государственного регулирования в развитии инновационной экономики в Республике Корея. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что Республика Корея как одна из наиболее динамичных экономик мира на государственном уровне реализует программу «креативной экономики», которая направлена на развитие инноваций. Автор описывает процесс развития государственной политики в сфере инноваций с выделением особой роли частного бизнеса. Рассмотрены основные сферы государственного регулирования развития инноваций и креативной экономики в Южной Корее. Отдельно отражена роль крупных национальных конгломератов в развитии инфраструктуры и системы финансирования инновационной экономики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная экономическая политика, государственное регулирование, четвертая промышленная революция, креативная экономика, технополисы и инновационные центры, структура финансирования и развития инфраструктуры, инновационные технологии, крупные национальные конгломераты ТНК.
state regulation of innovative development of the Republic of Korea
Leshakova N.P.1
1 Rostov Institute of Entrepreneur Protection
введение
Существуют различные модели государственного регулирования экономики: от активного вмешательства государства в экономические процессы до преобладания рыночных отношений над государственным контролем. В ряде стран реализуются смешанные модели, существование которых связывают с особенностями становления экономики страны, с развитием отдельных секторов, а также национальными особенностями, такими как: менталитет, традиции, обычаи.
В какой мере сочетание государственного и рыночного регулирования оптимально - крайне индивидуальный для каждой страны вопрос, связанный с историческими, геополитическими и социальными факторами. Но важно отметить, что в современном быстроразвиваю-щемся мире, где все больше преобладают высокие технологии (интернет вещей, ЭБ-печать, беспилотные транспортные средства, передовая
робототехника, супербыстрый интернет), где большинство новейших технологий рассчитано на индивидуального потребителя, государству очень важно построить гибкую систему согласования собственных интересов и интересов бизнеса.
На пороге «Четвертой промышленной революции» для развития инноваций государству необходимо стимулировать финансирование исследований, привлекая к этому процессу не только крупные корпорации, но и выстраивая отношения с малым и средним бизнесом. Только планомерное выстраивание партнерских отношений между государством и бизнесом дает возможность инновационного развития экономики страны, именно поэтому пример Республики Корея (РК) крайне интересен для рассмотрения и анализа.
Актуальность статьи заключается в том, что в Республике Корея на государственном уровне принята инновационная экономическая политика, в которой предусмотрены эффективные механизмы государственного регулирования инновационного развития, что включают в себя развитие инновационной инфраструктуры, содействие привлечению финансирования, в том числе венчурного, в новые стартапы, разработку нормативно-правового регулирования инновационной деятельности и др. Быстрое становление РК как одной из наиболее развитых инновационных стран мира позволяет говорить о том, что Южная Корея не только эффективно развивает инновации, но также нашла достаточно гибкую и продуктивную систему государственно-частного партнерства, что возможно вызовет интерес стран, которые только собираются встать на путь развития инноваций.
ABSTRACT:
The article is devotes to the role of state regulation in the development of innovation economy in the Republic of Korea. The topic of the article is important because the Republic of Korea, as one of the most dynamic economies of the world, implements at the state level the "creative economy" program, which is aimed at the development of innovations. The author describes the process of the development of the state policy in innovations and highlights the special role of business in the development of innovations in the country. The article considers the sphere of state regulation of development of innovations and creative economy in the Republic of Korea. We also mark the role of big national conglomerates in the development of infrastructure and system of financing innovation economy. KEYWORDS: innovation economic policy, state regulation, fourth industrial revolution, creative economy, technopolis and innovation centers, structure of financing and infrastructure development, innovative technologies, big national conglomerates of TNCs.
JEL Classification: 031, 032, 038 Received: 28.05.2017 / Published: 30.06.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Leshakova N.P. (Shiningn0yandex.ru)
CITATION:
Leshakova N.P. (2017) Gosudarstvennoe regulirovanie innovatsionnogo razvitiya Respubliki Koreya [State regulation of innovative development of the Republic of Korea]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 7. (2). - 161-174. doi: 10.18334/vinec.7.2.38114
становление инновационной экономики рк
Республика Корея - это 11-ая экономика в мире по объему ВВП, ВНД на душу населения составляет 27 340 долл. США по состоянию на 2015 год. Из-за отсутствия природных ресурсов, начиная с 1960-ых годов, правительством авторитарно была выбрана экономическая политика экспортноориентированной индустриализации, темпы роста ВВП в 1970-80-ые годы составили порядка 10-12% в год, что позволило РК войти в четверку «азиатских тигров» и стать одной из НИС. С конца 1990-ых годов особый упор был сделан на развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, включая информационные технологии, полупроводники, электротехническую продукцию.
Говоря о Республике Корея, важно отметить, что идея развития инновационной экономики не нова для РК, первая программа по развитию инноваций была принята еще в 1999 году - «Vision 2025». Программа расписывала научно-техническое развитие РК до 2015 года. К 2025 году было запланировано обеспечить конкурентоспособность в области исследований и разработок на уровне стран, входящих в «большую семерку». При этом особое внимание уделялось качеству технологий, уровню жизни, уровню загрязнения окружающей среды и развитию инноваций в медицине.
Корейское правительство, вдохновленное успехом Силиконовой долины в США, запустило в 1997 году Проект по развитию технопарков. В 1998 году была учреждена Корейская ассоциация технопарков (Korean Techno park Association, далее KTA), под эгидой которой были построены и объединены шесть технопарков, среди них Тэдок стал «осевым» технопарком, по образцу которого создавались последующие парки.
В дальнейшем каждый из избранных президентов уделял особое внимание вопросу развития инноваций, и во многом преемственность экономической политики РК способствовала эффективному развитию экономики страны в данной сфере.
Так в 2003 году Президент Но Му Хён инициировал новый Пятилетний план сбалансированного развития (2004-2008 гг.), отличительными особенностями которого стали интенсивная ориентированность на инновации и активное развитие инновационных отраслей в регионах.
Правительство Ли Мён Бака (2009-2013) продолжило попытки по стимулированию потенциального роста экономики, ухватившись за идею «зеленого роста» (концепция «зеленой экономики»). В рамках этой политики были приняты пятилетний План «зеленой экономики» (2009-2013 гг.) и долгосрочная Национальная стратегия «зеле-
ОБ АВТОРЕ:_
Лешакова Наталья Павловна, аспирантка третьего года обучения на кафедре экономики и экономической географии, корейский язык ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Лешакова Н.П. Государственное регулирование инновационного развития Республики Корея // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - Том 7. - № 2. - С. 161-174. doi: 10.18334/vinec.7.2.38114
ного роста» (2009 - 2050 гг.). Согласно этому плану: правительство выделяло около 2% годового ВВП на программы и проекты зеленого роста. Проект, стоимостью 50 млрд вон (320 млн долл.) включал посадку лесов, очищение рек, строительство велосипедных дорожек, железных дорог, экологически чистых домов и более рациональное энергопотребление. К тому же предполагалось создание 950 тыс. новых рабочих мест.
В ходе реализации Плана «зеленой экономики» государственные расходы на НИОКР увеличились на 11% - с 6,5% в 2002 году до 17,5% в 2010 году по сравнению с текущими расходами. Значительно увеличилось количество заявок на патенты: с 1,573 в 2000 году до 9,639 в 2010 году. Число занятых в экологическом секторе повысилось с 184 000 в 2005 году до 196 000 в 2009 году1.
Современная инновационная экономическая политика РК
В 2013 году с приходом к власти Пак Кын Хе2 начался современный этап развития экономической политики РК. Согласно предвыборной программе Пак Кын Хе, особое внимание правительства направлено на развитие среднего и малого предпринимательства, привлечение финансирования в новые бизнес-проекты в сферы информационных и коммуникационных технологий. В рамках инновационного развития страны на государственном уровне была принята программа «креативной экономики». Важно отметить, что, несмотря на то, что «креативная экономика» является частью инновационной, сам термин «Креативная экономика» достаточно узок и размыт, а также касается достаточно узкого спектра отраслей (таких как реклама, искусство, архитектура, ремесла и другие). Особенность «креативной экономики» РК заключается в том, что она затрагивает также и традиционные для РК отрасли тяжелой, химической промышленности и судостроения3.
Современная экономическая политика государства рассматривает инновационную экономику и креативные предприятия как следующий двигатель роста корейской экономики. В экономической программе нового президента Пак Кын Хе особое внимание было отдано проблемам социально-экономического развития, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния населения4.
На момент прихода к власти Пак Кын Хе мировой финансовый кризис обострил социально-экономическую ситуацию в стране. Темпы роста ВВП неуклонно снижа-
1 OECD, «Korea's Green Growth», 2014 http://www.oecd.org/greengrowth/Korea's%20GG%20report%20 with%20OECD%20indicators.pdf.
2 Пак Кын Хе - 11-й президент Республики Корея. Дочь Пак Чон Хи, президента Южной Кореи в 1963-1979 годах. Лидер партии «Сэнури» в 2004-2006 и 2011-2012 годах. Избрана президентом Республики Корея на выборах 2012 года.
3 В 1998 году правительством Великобритании достаточно четко было сформулировано определение отраслей, которые можно относить к сектору креативной экономики. Это те отрасли, которые берут свое начало от индивидуального творчества, мастерства, таланта, и которые имеют потенциал для обогащения и создания новых рабочих мест через накопление и использование интеллектуальной собственности. Именно особая роль культурного, социального и исторического наследия отличает креативную экономику от других отраслей экономики, так как культурные аспекты в ней так же важны, как и коммерческие. British Council Global URL: http://www.britishcouncil.ru/ programmes/arts/creative-economy.
4 Обзор СМИ Кореи за октябрь 2013 года. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/kr/kr_ru_ relations/kr_news/12050.html.
лись до 2,5% в год, высокие цены на энергоносители негативно отражались на росте экспорта, рост конкуренции со стороны китайских производителей выявил серьезные проблемы в производственной сфере, особенно в таких традиционных для Кореи отраслях, как судостроение и машиностроение, которые требовали срочной реструктуризации и модернизации. Правительство столкнулось с серьезной задачей поддержания конкурентоспособности корейских компаний при сохранении и увеличении темпов роста экономики страны. Помимо этого существовал целый ряд социально-общественных проблем, связанных с высоким уровнем безработицы среди молодых людей до 25 лет (10,4%). Хотя общий уровень безработицы не превышает 3.7%, существует сильная сегментация рынка труда, доступность качественных рабочих мест остается крайне неравномерной среди сотрудников. Растет разрыв в уровне заработной платы среди мужчин и женщин, а также между молодыми рабочими и рабочими среднего возраста5.
основные направления реализации программы под названием «креативная экономика»
Как пишет Клаус Мартин Шваб в своей книге «Четвертая промышленная революция», «с ростом технологической составляющей производства, интернета вещей и искусственного интеллекта суть новой промышленной революции будет заключаться в том, чтобы объединить цифровую, физическую и биологическую сферы. Будут меняться способы и методы ведения бизнеса, а значит, важным станет вопрос проработки законодательного аспекта. Самые сложные проблемы связаны с разработкой социальных норм и соответствующих нормативных актов».
Администрация Пак Чон Хи уделила особое внимание созданию правовой базы для развития инновационных отраслей экономики. С 2012 по декабрь 2014 года было принято около 130 специальных актов, регулирующих деятельность министерств, инновационных агентств и исследовательских институтов. Были приняты основные нормативно-правовые акты для обеспечения роста креативной экономики, в том числе Рамочный закон об интеллектуальной собственности (2014 г.). Специальный акт о поддержке развития исследовательских зон (2013 г.), Акт о создании эффективной экосистемы для запуска новых бизнес-проектов и венчурных предприятий (2013 г.)6. В 2017-ом году правительство готовит законопроект, который будет регулировать деятельность, связанную с «искусственным интеллектом».
Помимо законодательной базы государственное регулирование инновационной экономики также затронуло институциональное обеспечение. В частности, были созданы новые государственные структуры.
Для улучшения координации между министерствами и государственными агентствами новое правительство провело реформу государственной структуры управления и развития инноваций. В рамках реформы были сделаны следующие изменения:
5 Сайт ОЕСР, индекс благосостояния http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/countries/korea-ru/ (дата обращения 02.10.2016).
6 Korean Law Information, «Korean Law Overview», 2015.
Было создано Министерство науки, телекоммуникаций и планирования будущего (Ministry of Science, ICT and Future Planning, далее MSIP).
Проведена реформа NSTC7. Функции секретариата были переданы Министерству науки, телекоммуникаций и планирования будущего (бывшему Министерству образования, науки и технологий), и NSTC снова стала играть роль «межминистерской оси». Поменялся и состав комиссии: 10 представителей различных министерств и 9 представителей бизнес сообщества. Основные задачи NSTC заключаются в следующем:
• координация реализации базового плана среди министерств;
• анализ и оценка национальных программ по развитию НИОКР;
• распределение национального бюджета на развитие НИОКР.
• NSTC уполномочена принимать решения касательно 70% всех государственных фондов, задействованных в развитии НИОКР.
Государственная структура развития и управления инноваций представлена на рисунке 1.
Ключевыми министерствами по внедрению «креативной экономики» стали: Министерство науки, телекоммуникаций и планирования будущего (Ministry of Science, ICT and Future Planning, далее MSIP) и Министерство торговли, промышленности и энергетики (Ministry of Trade, Industry and Energy, далее MOTIE), на которые пришлось более 60% государственных расходов на НИОКР в 2015 году (31,9% - MSIP, 30,4% - MOTIE).
В функции MSIP входит:
• формирование, координация и оценка стратегии по реализации креативной экономики в области креативных индустрий и образования;
• координация национальной политики по развитию науки и технологий;
• оценка эффективности политики по развитию науки и технологий;
• соблюдение техники безопасности при использовании новых технологий и ядерной энергии;
• обеспечение инфраструктуры для телекоммуникаций и новых индустрий;
Основными задачами MOTIE является:
• формирование, координация и оценка политики по развитию НИОКР в промышленной сфере;
• развитие региональной инновационной системы;
• поддержка коммерциализации новых технологий;
• стимулирование частных инвестиций в НИОКР;
• расширение глобального сотрудничества по обмену и развитию технологий.
7 В 1999 году правительство создало Национальную Комиссию Науки и Технологий (National Science and Technology Commission, далее NSTC) в качестве «осевого» межминистерского органа, координирующего работу министерств, занимающихся разработкой, реализацией и оценкой инновационных политик. Она состояла из представителей тринадцати министерств, а также 9 экспертов из научного сообщества. В 2011-ом году президент Ли Мён Бак реформировал NSTC, сделав ее независимой от министерств организаций с собственным секретариатом, состоящей целиком из представителей научного сообщества и имеющий функции консалтингового агентства.
Каждое из министерств опирается на разветвленную сеть агентств, специализирующихся на определенных задачах. В MSIP планирование, координация и оценка инновационной политики осуществляются через Корейский институт планирования и оценки науки и технологий (Korean Institute of Science and Technology Evaluation and Planning, далее KISTEP). Всего под руководством MSIP находится около 40 подобных организаций.
Под управлением MOTIE также находится около 40 агентств, среди них Корейская ассоциация международной торговли (Korea International Trade Association, далее KITA), Агентство по развитию торговли Кореи (Korea Trade Promotion Agency, далее KOTRA), Корейская газовая корпорация (Korean Gas Corporation), Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса и др.
В июле 2013 года MSIP выпустило План по реализации креативной экономики, нацеленный на установление и адаптацию новой парадигмы. План описывает три
Рисунок 1. Государственная структура развития и управления инноваций Источник: Министерство науки, телекоммуникаций и планирования будущего // URL: http:// english.msip.go.kr/english/main/main.do
цели, шесть стратегий и 24 задачи. В рамках реализации Плана были выделены 30 приоритетных и 120 стратегически важных технологий для поддержки развития НИОКР в РК, включающие энергетику, экотехнологии, телекоммуникации и сферы здравоохранения. Основные цели:
• Создание новых рабочих мест и рынков посредством развития инноваций.
• Становление Республики Корея как мирового лидера в области инноваций.
• Создание общества, в котором творческое мышление стоит в приоритете.
Согласно Плану, планируется к 2017 году на 40% увеличить расходы на НИОКР,
создать 670 000 новых рабочих мест в сфере инноваций, провести реформу образования средних и старших классов для развития творческого мышления в процессе образования.
В конце 2015 года М81Р озвучило стратегию «Производство инноваций 3.0» в рамках развития «креативной экономики», задача которой заключается в модернизации промышленности путем слияния процесса производства и информационных технологий8. «Производство инноваций 3.0» во многом строится вокруг интернета вещей (1оТ), 3Б-печати и «Больших данных». Южная Корея планирует развивать данные технологии и адаптировать их, создавая устройства для автоматизированных машин и других товаров массового производства. Помимо этого особый упор будет сделан на внедрение технологии в логистические центры, порты и судоходные средства, так как РК входит в тройку лидеров мирового судостроения. В рамках представленной стратегии планируется:
• создание конвергенции новых производств;
• укрепление потенциала основных отраслей (машиностроение, судостроение, химическая и сталелитейные производства);
• развитие производственной инфраструктуры для создания инноваций.
В рамках реализации стратегии планируется к 2020-ому году создать 10 000 умных производств для конвергенции технологий аппаратного и программного обеспечения с государственным бюджетом 900 млн долл.
Программа «Инновации 3.0» также будет направлена на развитие 5-ого поколения мобильных технологий (сеть 5-0). Согласно программе 5-0, сеть подлежит коммерциализации уже к 2020-ому году. Разработчики планируют протестировать программу на 0лимпиаде-2018 в Пхенчхане.
Для запуска Плана по реализации «креативной экономики» была тщательно проработана система налоговых льгот9, система финансирования новых проектов, сис-
8 Целью является перевод около 10 000 существующих производств на более технологичный уровень - создание «умных» производств, которые интегрировали бы в себе дизайн, производство и реализацию продукции, применяя 1СТ-технологии.
9 Для поощрения процессов слияния и поглощения с целью приобретения новых технологий 10% стоимости технологии вычитаются из корпоративного подоходного налога компании-приобретателя, также введены отсрочки выплаты налога на прирост реализованной рыночной стоимости.
тема государственной поддержки и гарантий и другие финансовые инструменты. В 2015-ом году была проведена налоговая реформа, направленная на стимулирование национальной экономики, развитие малого и среднего бизнеса и рационализацию налоговой системы:
Введено ограничение на использование чистых операционных убытков до 80% для крупных компаний.
Предоставление налоговых кредитов продлено еще на 3 года, но снижена ставка налогового кредита для инвестиций в НИОКР и энергосберегающие производства.
Были внесены изменения в критерии определения недвижимого имущества крупных компаний, для налогообложения доходов от прироста капитала, (эта мера направлена на то, чтобы заставить крупные чеболи10 создавать независимые от головных компаний самостоятельных филиалы и тем самым снижать долю чеболей в экономике).
Сокращен объем электронных услуг, подлежащих регистрации для уплаты НДС.
Введена взаимная нулевая ставка НДС на определенные услуги, оказываемые нерезиденту, в том случае если в стране нерезидента также применятся нулевая ставка.
основные источники финансирования «креативной» экономики рк
Основным источником государственного финансирования «креативной экономики» с 2013 года официально является Корейский банк развития (Korea Development Bank, далее КБР). Для финансирования проектов, связанных с развитием инноваций, КБР совместно с Промышленным банком Кореи (Industrial Bank of Korea, далее ПБК) образовал Глобальный партнерский фонд размером в 72,3 млн долл., который будет выступать стратегическим инвестором для других венчурных фондов, где будут участвовать зарубежный венчурный капитал или иностранные компании в качестве стратегического инвестора11.
Для финансирования небольших проектов малых и средних предприятий была создана «краудфандинговая» система. То есть система онлайн-финансирования немасштабных инвестиций и запуска новых бизнес-проектов. Она предусматривает:
Быструю капитализацию инвестиций.
• для этого была создана специализированная биржа, рассчитанная только на малые и средние компании (KONEX Korea New Exchange);
• разработаны процедуры для слияния и поглощения;
• проведение мероприятий по информированию сторон об активностях, связанных с деятельностью в сферах слияний и поглощений.
10 Чеболи - южнокорейская форма финансово-промышленных групп. Конгломерат, представляющий собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определенных семей и под единым административным и финансовым контролем. Чеболи возникли в Южной Корее в конце Корейской войны и существуют до сих пор.
11 Cho Jin-young, «KDB, IBK to Attract Foreign Venture Investment with Global Partnership Fund», 2014.
Различные виды финансовой поддержки.
• краудфандинг для креативных идей;
• экспертная оценка технологий и бесплатные консультации по налогообложению и привлечению инвестиций при CCEI центрах;
• расширенный налоговый вычет для «бизнес ангелов».
Инкубационные программы, дающие второй шанс.
• освобождение от совместной ответственности стартапов младше 5 лет;
• освобождение от плохой кредитной истории;
• развитие фонда перезапуска проектов, а также внедрение программ корпоративной адаптации.
В рамках данной системы функционирую несколько онлайн-платформ, которые информируют заинтересованные стороны «стейкхолдеров», проводятся различные мероприятия для популяризации идей креативной экономики, предлагают информацию о доступных инструментах развития и финансирования малых и средних предприятий:
• CrowdNet - информация по краудфандингу и доступному кредитованию;
• K<Startup - основные сведенья о государственной поддержке запуска новых проектов;
• Corporation Investment Information Plaza - поддержка информационного обмена между перспективными компаниями и инвесторами;
• TIPS - поддержка многообещающих высокотехнологичных корейских проектов и их выход на международный рынок.
Учрежден государственный фонд развития малых и средних предприятий «Фонд создания будущего» размером в 480 млн долл. 220 млн долл. для инвестиций в новые проекты, 260 млн долл. для процессов слияния и поглощения.
Развитие креативной экономики подразумевает плотное сотрудничество государства с крупнейшими ТНК РК (чеболями). Согласно Плану, чеболи становятся основными инвесторами и участниками программы развития технопарков и региональных инновационных кластеров.
Особое внимание в программе «Производство инноваций 3.0» уделяется инфраструктуре и региональному развитию. Чтобы решить проблему диспропорций регионального развития, по всей стране было запланировано создать 17 специализированных центров креативной экономики и инноваций (CCEI). В рамках кооперации между государством и бизнес-структурами, согласно отраслевой направленности, каждая из чеболей отвечает за один или насколько таких центров. В задачи инновационных центров входит финансирование, разработка идей и новых проектов, поддержка запуска стартапов и обмен результатами исследований. Чеболи традиционно играли и продолжают играть важную роль в развитии экономики страны, доля 5 крупнейших чеболей в ВВП РК, по разным оценкам, составляет от 45 до 60%.
С помощью развития CCEI также планируется углубить сотрудничество между вузами и промышленностью, так ряд центров организован на базе или в непосредствен-
Рисунок 2. Оснувоыле источники финансирования НИОКР в Южной Корее Источник: Министерство науки, телекоммуникаций и планирования будущего (Ministry of Science, ICT and Future Planning;).
ной близости к крупным исследовательским институтам.Например, Корейский институт промышленных технологий К1ТЕСН имеет представительства в 8 из 17 центров.
Заключение
Южная Корея продолжает накапливать опыт в развитии инноваций. В свете социальных и демографических проблем мтраны - старения населения и сокращения экономически активной доли населения в ближайшие годы - решение правительства сделать ставку на развитие инноваций, представляется достаточно рациональным и адемватным лремени, поскольку в керспективе это сможет повысить эффективность экономики. На сегодняшний день РК является одним из мировых лидеров в развитии инноваций, занимая первое место пк затратам на НИОКР по отношению к ВВП (4,29%) и замыкая первую пятерку стран по объему общихрасходов на НИОКР12.
Говоря об успехах венчурных компаний за 2016 год, в корейский «Клуб единорогов» (стаетапов стоимостью более $1 млрд.) входит 10 игроков.Пк прогнозам экспер-
12 https://www.nsf.gov/statistics/2016/nsb20161/#/report/chapter-4/cross-national-comparisons-of-r-d-performance.
тов, в ближайшие пять лет еще как минимум 10 корейских компаний войдут в «Клуб», преодолев планку в миллиард долларов. По статистике трекера УепШгет, в 2015-ом году в Южной Корее насчитывалось более 30 тысяч компаний, которые можно отнести к высокотехнологичным стартапам.
Необходимо отметить растущую роль государственного регулирования в развитии «креативной экономики» и инноваций в РК. Только за последние 3 года были созданы законодательная база для развития инноваций, система государственных институтов, регулирующих и контролирующих развитие инноваци, а также 17 центров развития «креативной экономики» и инноваций.
Говоря об эффективности структуры управления развития инноваций, важно выделить следующие факторы:
В инновационной системе Южной Кореи удалось совместить государственную инвестиционную политику в НИОКР с бизнес-стратегиями чеболей, которые в свою очередь продиктованы потребностями мирового рынка.
Создана эффективная система передачи знаний от университетов и исследовательских центров до промышленных компаний.
Быстрая социальная адаптация к изменениям.
Если говорить о перспективах развития «креативной экономики» в РК, то План реализации креативной экономики имеет более глобальные цели, чем активизация экономического роста страны. Речь идет об изменении менталитета целой нации - комплекс мер, направленный на создание креативного мышления, нацелен совместить традиционализм с цифровой культурой. Фактически правительство ставит перед собой задачу вырастить новое поколение рабочих и предпринимателей, способных не только развивать и воплощать в жизнь существующие идеи, но и создавать собственные.
Помимо продвижения второй «Корейской волны» особое внимание уделяется созданию культурной индустрии как промышленной отрасли. Взаимодействие инноваций с традиционной культурой способствует созданию конкурентоспособного культурного продукта (игры, фильмы, музыка). Таким образом, новая стратегия правительства несет в себе высокий потенциал по преобразованию не только экономической структуры, но и общества в целом.
В целом задачи государства в рамках развития инновационной экономики значительно расширяются, оно не только создает рамочные условия работы, но и берет на себя основную часть рисков, связанных с развитием инноваций. Государство во многом закладывает мотивационную основу деятельности, формирует способы доступа к ресурсам и институтам, а также выстраивает систему взаимоотношений науки, промышленности и общества.
ИСТОЧНИКИ:
1. Андрианов В.Д. Роль государства в формировании механизмов устойчивого и динамичного развития в Южной Корее // Проблемы Дальнего Востока. - 1995. - № 1.
2. Андрианов В.Д. НИС Азии: приоритет наукоемкой продукции // Проблемы Дальнего Востока. - 1990. - № 5.
3. Андрианов В.Д. Новые индустриальные страны в мировом капиталистическом
Хозяйстве. / Монография. - Москва:Издательство «Международные отношения», 1989. - 182 c.
4. Клаус Шваб Четвертая промышленная революция. , 2017.
5. Кукла М.П. Экономика Республики Корея вначале 2000-х гг. , 2014.
6. Самсонова В.Г. Патентная деятельность Южной Кореи в условиях развития креа-
тивной экономики // Россия и Корея в меняющемся мире. - 2014. - c. 139-152.
7. Хан Ёнъу История Кореи. Новый взгляд. / Монография., 2010. - 758 c.
8. Федоровский А.Н. Экономическая политика в Республике Корея в условиях миро-
вого кризиса // Корейский полуостров: время новых вызовов. - 2009.
9. Sean Connell. Building a Creative Economy in South Korea: Analyzing the Plans and
Possibilities for New Economic Growth. Korea Economic Institute of America, 2013
10. Nayanee Gupta David W. Healey, "Innovation Policies of South Korea", Institute for defense analysis, 2013
11. Neil Howe, Richard Jackson, "The aging of Korea", Center for Strategic and International Studies, 2013
12. Business Korea Magazine, www.Businesskorea.co.kr различные выпуски
13. Park Geun-hye, Inaugural Address as the 18th President of Korea (2013)
14. Cha Doo-Won, "Research on Analysis of Current State of Policy in
15. Leading Countries and Strategic Public Relations in the Era of Creative
16. Economy," Final Report, Korea Institute of Science and Technology Planning & Evaluation (2014)
17. Cha Doo-Won, Yu Ji-Yeon, The Concept of Creative Economy and
18. Analysis of Policies of Leading Countries, KISTEP Issue Paper 2013-01, 2013. 3
19. Ministry of Science, ICT and Future Planning and related authorities
20. Action Plan for the Creative Economy—Creation Plan for Creative Economy Ecosystem (June 2013)
21. Ministry of Science, ICT and Future Planning and the related authorities, The Third S&T Basic Plan (July 2013)
22. Ministry of Science, ICT and Future Planning, Rules of Installation and
23. Operation of the Creative Economy People and Government Conference, Presidential Decree No. 25820 (December 2014)
24. Worldbank. [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ NV.IND.TOTL.ZS?locations=KR.
25. World. [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldstopexports.com/south-koreas-top-import-partners/.
26. The Global Innovation Index "The Human Factor In innovation". [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2016.
27. Mosf. Ministry of Strategy and Finance. [Электронный ресурс]. URL: http://english.
mosf.go.kr.
REFERENCES:
Andrianov V.D. (1989). Novye industrialnye strany v mirovom kapitalisticheskom Khozyaystve [New industrial countries in the world capitalist economy] Moscow: Izdatelstvo «Mezhdunarodnye otnosheniya». (in Russian).
Andrianov V.D. (1990). NIS Azii: prioritet naukoemkoy produktsii [New industrialized countries of Asia: priority of high-tech products]. Problemy Dalnego Vostoka. (5). (in Russian).
Andrianov V.D. (1995). Rol gosudarstva v formirovanii mekhanizmov ustoychivogo i dinamichnogo razvitiya v Yuzhnoy Koree [The role of the state in shaping the mechanisms of sustainable and dynamic development in South Korea]. Problemy Dalnego Vostoka. (1). (in Russian).
Fedorovskiy A.N. (2009). Ekonomicheskaya politika v Respublike Koreya v usloviyakh mirovogo krizisa[Economic policy in the Republic of Korea in the conditions of the global crisis]. Koreyskiy poluostrov: vremya novyh vyzovov. (in Russian).
Khan Yonu (2010). Istoriya Korei. Novyy vzglyad [History of Korea. New Look] Moscow. (in Russian).
Klaus Shvab (2017). Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The Fourth Industrial Revolution] Moscow. (in Russian).
Kukla M.P. (2014). Ekonomika Respubliki Koreya vnachale 2000-kh gg [Economy of the Republic of Korea in the early 2000s] Vladivostok. (in Russian).
MosfMinistry of Strategy and Finance. Retrieved from http://english.mosf.go.kr
Samsonova V.G. (2014). Patentnaya deyatelnost Yuzhnoy Korei v usloviyakh razvitiya kreativnoy ekonomiki[Patent Activity of South Korea under the Conditions of Creative Economy Development]. Rossiya i Koreya v menyayuschemsya mire. 139152. (in Russian).
The Global Innovation Index "The Human Factor In innovation". Retrieved from https://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2016
World. Retrieved from http://www.worldstopexports.com/south-koreas-top-import-partners/
Worldbank. Retrieved from http://data.worldbank.org/indicator/NV.IND.TOTL. ZS?locations=KR