Научная статья на тему 'Основные направления развития экономической политики Республики Корея'

Основные направления развития экономической политики Республики Корея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5049
667
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная экономическая политика / экономическая политика «Зеленого Роста» / креативная экономика / технополисы и инновационные центры / структура финансирования и развития инфраструктуры / инновационные технологии / крупные национальные конгломераты ТНК / innovative economic policy / economic police of the “Green Growth” / creative economy / techno polis and innovation center / finance structure and infrastructure development / innovation technologies / large domestic conglomerates (TNC)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шокиров А. А.

Статья посвящена актуальной теме развития инновационной экономики в Республике Корея. Автор описывает процесс развития государственной политики в сфере инноваций, а также выделяет особую роль частного бизнеса в развитии инноваций в стране. Рассмотрены основные этапы и инструменты формирования инновационной и креативной экономики в РК. Отдельно выделена роль крупных национальных конгломератов в развитии инфраструктуры и системы финансирования инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SOUTH KOREAN ECONOMIC POLICY

The article is devoted to the relevant topic of development of the innovation economy in the Republic of Korea. The author describes the process of development of the state policy in the sphere of innovations and highlights the special role of the private sector in the development of innovations in the country. In the article described the main stages and tools of the innovative and creative economy development in the Republic of Korea. It is separately, highlighted the role of large domestic conglomerates in infrastructure and financial system development projects.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития экономической политики Республики Корея»

УДК 327

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Шокиров А.А.

cis.korean@gmail.com

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме развития инновационной экономики в Республике Корея. Автор описывает процесс развития государственной политики в сфере инноваций, а также выделяет особую роль частного бизнеса в развитии инноваций в стране. Рассмотрены основные этапы и инструменты формирования инновационной и креативной экономики в РК. Отдельно выделена роль крупных национальных конгломератов в развитии инфраструктуры и системы финансирования инновационной экономики.

Ключевые слова: инновационная экономическая политика, экономическая политика «Зеленого Роста», креативная экономика, технополисы и инновационные центры, структура финансирования и развития инфраструктуры, инновационные технологии, крупные национальные конгломераты ТНК.

Для цитирования: Шокиров А.А. Основные направления развития экономической политики Республики Корея. Казанский вестник молодых ученых. 2019. Том 3. № 1 (9). С. 96-108.

Благодарности: Выражаем благодарность НОЦ Центру исследований Кореи «Корее-ведение» и научному журналу «Казанский вестник молодых ученых» за предоставленную возможность публикации в журнале.

Введение

Быстрое развитие экономики Республики Корея в 90-ые годы, которое получило название «Чудо на реке Ханган», превратило РК из аграрной, разрушенной войной страны в стабильно растущую, высокотехнологичную экономику. По разным оценкам РК входит в первую пятерку стран по инновационному развитию. Благодаря усилиям государства, за 60 лет в стране была создана стабильно растущая, быстро реагирующая на глобальные изменения экономическая модель. Однако, за последние 10 лет, отмечается снижение темпов роста экономики РК как реальных, так и потенциальных. Согласно отчету исследовательского института, Hyundai темпы потенциального роста экономики Кореи за последние 10 лет снизились с 3,9% до 3,2%. Так потенциальные темпы роста национально производства снизились до 4,4% по сравнению с 8,9% в 1991 году, 7,9% в 2000 году и 5,8% в 2010 году. Отмечается снижение производительности и темпов прироста высокотехнологичного производства с 6,0% в 2006 году, до 4,3% в 2010 году и до 2,1% в 2016 году. Снижается также и производительность в сфере услуг с 7,8% в 1991 году

до 2,9% в 2011 году. Фактические темпы роста экономики РК также снизились, согласно данным Всемирного Банка в 2015 темпы роста ВВП РК сократились до 2,6% (рис. 1).

Рис.1 Темпы роста ВВП РК в %

Как видно из рис. 1 Республика Корея, так и не смогла выйти на докризисный уровень роста экономики. В 2015 году реальный ВВП страны снизился с 1,41 трлн долл. в 2014 году до 1,38 трлн долл. В этой связи перед корейским правительством стоит серьезная задача по поддержанию темпов роста ВВП страны, а также поисков новых источников роста экономики. К 2012 году стало понятно, для восстановления до кризисных темпов роста необходимо пересмотреть государственную политику, связанную с поддержкой крупных национальных компаний Чеболей. В 2013 году с приходом к власти нового президента Пак Кын Хе, экономическая политика государства была частично пересмотрена, и упор был сделан на развитие малого и среднего бизнеса, который в перспективе должен создать благоприятную среду для развития инноваций. Инновационное развитие Республики Корея является основным пунктом программы «креативная экономика», принятой в 2013 году.Общие ориентиры внутренней политики, были обозначены в инаугурационной речи в феврале 2013 года, в которой были анонсированы меры по поддержке малых и средних предприятий, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния населения [24]. В экономической программе нового президента Республики Корея Пак Кын Хе приоритет отдан проблемам социально-экономического развития. Это не только потому, что нарастание экономических проблем, связанных с мировым финансовым кризисом идет параллельно с обострением социально-экономического положения в стране.

Начиная с 2000-х годов, инновационное развитие экономики РК является приоритетным. Не имея достаточной сырьевой базы, инновации рассматриваются как основной стимул развития и процветания корейской экономики, и это фактически является основой экономической политики государства. Основные направления инновационной политики были заложены еще в 90-ых годах в государственных программах развития РК. Так принятая в 1999 году правительством программа "Vision 2025" включает в себя основные этапы инновационного инаучно-технического развития РК до 2025 года.

Современная экономическая модель в Корее начала выстраиватьсясра-зу после окончания Корейской Войны. Когда в 50-60-ые годы 20 века корейским правительством был выбран курс на импорт замещение, а затемна развитие экспорта, с этой точки зрения поворотным стал второй пятилетний план экономического развития Республики Корея (1967-1971), разработанный правительством Пак Чонхи. Правительство стимулировало и поддержало развитие Чэболь (крупных национальных компаний/конгломератов), так как контроль над крупными бизнес-группами позволял государственным институтам регулировать экономические процессы, а также обеспечивать им финансовое, материальное, административное и правовое содействие. Чэболь стали для правительства важнейшим инструментом поддержки и становления национального бизнеса в Корее, при крайней неразвитости внутреннего рынка капиталов, слабого фондового рынка, отсутствия инвестиционной активности со стороны зарубежных инвесторов.

В этот же период идет смена приоритетов в экономической политике государства с развития легкой трудоемкой промышленности, не требующей крупных инвестиционных затрат на создание отраслей тяжелой и химической промышленности. Уже в 1966 году был создан первый исследовательский институт, финансируемый государством KIST (Korean Institute of Science and Technology), его основной задачей стало содействие промышленности в применении, изучении, адаптации и улучшении иностранных технологий. Также начинает закладываться фундамент для развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, одним из примеров реализации государственной политики в области управления и развития людских ресурсов становится исследовательский институт KAIST (Korean Advances Institute of Science and Technology).

Выделяются ключевые отрасли развития, например, электронная промышленность, которая до этого не рассматривала как стратегическая, а лишь как экспортная отрасль - источник иностранной валюты. В 1969 году электронная промышленность стала одной из приоритетных отраслей промышленности, это было официально оформлено в «Акте по содействию электронной промышленности». Акт открывал крупным компаниям легкий доступ к зарубежному капиталу и внутренним займам, предоставлял льготное налогообложение и приоритет в развитии инфраструктурных проектов. К 1971 в

Корее уже действовали такие крупные компании как LG Electronics, Daehan, Samsung и Daewoo.

Перед компаниями государством были поставлены цели поднятия уровня отрасли с простой сборки до полного цикла производства, с собственным производством основных компонентов, а в дальнейшем до собственного производства компьютерной техники.

Важно отметить, что с 1970 по 1990 годы корейские корпорации, при поддержке государства создали мощный фундамент в научно -исследовательской сфере, заложили базу для развития современных производственных мощностей, была успешно реализована программа в сфере образования, позволившая вырастить собственную высококвалифицированную рабочую силу. Были разработаны основные системы управления производством, во много рассчитанные на национальный менталитет в таких сферах как логистика и производственный менеджмент. К началу 90-ых годов Чеболи стали основой экономики Кореи, что с одной стороны позволяло им инвестировать в долгосрочные проекты и научные исследования, с другой стороны значительно ограничивало сферы исследований.

Финансовый кризис 1997 года, несомненно, замедлил эволюцию Чебо-лей в высокотехнологичные корпорации, а также выявил основные слабые точки южнокорейской экономики. Бесконтрольное предоставление краткосрочных займов привело к тому, что внешний долг фирм и банков Южной Кореи вырос с $18 млрд в 1990 г. до $110 млрд в 1997 г. За этим последовало банкротство наиболее крупных фирм. При этом золотовалютные резервы Банка Кореи составляли всего $30,5 млрд. Выход из кризиса оказался болезненным не только для большинства корейскихЧеболей, но для всего корейского общества в целом. Кризис также показалнеобходимость корректировки экономической политики государства и роли Чеболей в данном процессе.

К середине 1990-х стало понятно, что корейские корпорации достигли предела использования инновационного имитирования (или творческого модифицирования иностранных технологий), и готовы к производству продукции для определенных рынков сбыта, принимая во внимание особенности и специфику этих рынков, то есть достигли уровня ТНК развитых стран. Необходимость создания собственных инноваций обуславливалась сохранением конкурентоспособности на внешних рынках сбыта. В связи с этим корейские корпорации стали заниматься самостоятельной инновационной деятельностью. Для этого также были скорректированы государственные механизмы в области образования и научно-исследовательской деятельности. Несколько десятков университетов было трансформировано в НИИ, был установлен приоритет нафундаментальные исследования в университетах, широкое распространение получила интернациональная научно-исследовательская деятельность и привлечение высококлассных специалистов из-за границы, включая научно-исследовательскую деятельность самих корпораций. В результате количество научных сотрудников увеличилось более чем в 2 раза, с

21332 в 1990 году до 51162 в 1998 году. К тому же Корея попыталась применить опыт США. Для финансирования подготовки высококлассных специалистов был создан Корейский фонд науки и техники с бюджетом более 1 млн долл. С его помощью в ведущих университетах страны были созданы Научные исследовательские центры и Технические исследовательские центры, их число в течение 5 лет выросло с 13 до 35. Также Корея заимствовала основные принципы регулирования патентной деятельности США, и в 1997 году было создано ведомство по интеллектуальной собственности (KIPO), которое считается одним из самых результативных в мире. Патентная политика стимулировала развитие малого бизнеса и капитализацию университетов.

После прихода к власти Ким Тэ Джуна и восстановления после Азиатского финансового кризиса, начиная с 2000 года, на первое место вышло технологическое и инновационное развитие экономики. Правительством было выделено 7 основных секторов экономики, для развития, которых прикладывались максимальные усилия. С 2000 по 2005 годы к основным направлениям относились: фундаментальные науки, информатика, биотехнологии, окружающая среда, новые виды энергии и материалов.

Особое внимание уделяется роли Чеболей в развитии наукоемких отраслей промышленности. Так после принятия в сентябре 1997 года «Специального акта о поддержке венчурного бизнеса» четыре крупнейших конгломерата - Samsung, Hyundai, LG и SK - и некоторые другие, такие как Kolon, Ssanyong, Hanhwa, Kumho и POSCO, начали принимать активное участие в реализации инновационных политик государства. Начиная с 1998 года, появились венчурные программы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса. Примером может служить проведенная в Корее программа KOSBIR (Korea Small Business Innovation Research), которая давала возможность получить технологическую страховку и льготный налоговый режим. В 2004 г. общие инвестиции в развитие науки и технологий достигли 19 млрд долл., что составило 2,85% от ВВП страны [25].

В феврале 2008 года был избран новый президент Республики Корея Ли Мен Бак. В условиях высоких цен на энергоносители и высокую зависимость корейской экономики от импорта энергоресурсов, перед новым правительством встала задача обеспечить энергетическую безопасность, был поднят вопрос диверсификации источников сырья и поиска более дешевых энергоресурсов. В рамках озвученной правительственной программы «зеленого роста», планировалось развитие возобновляемых источников энергии. Проект, стоимостью 50 млрд вон (320 млн долл.) включал посадку лесов, очищение рек, строительство велосипедных дорожек, железных дорог, экологически чистых домов и более рациональное энергопотребление. К тому же, предполагалось создание 950 тыс. новых рабочих мест. Для большего экономического эффекта этого курса были приняты положения о снижении подоходного налога на 2% и повышении порога налоговых вычетов с 1 млн вон до 1,5 млн вон. В соответствии с данной программой, РК обязуется уделять осо-

бое внимание разработкам солнечной и ветровой энергии, чтобы к 2016 году войти в пятерку мировых лидеров в области возобновляемых источников энергии. В ходе реализации Плана «зеленой экономики» государственные расходы на НИОКР увеличились на 11% - с 6,5% в 2002 году до 17,5% в 2010 году. Значительно увеличилось количество заявок на патенты: с 1,573 в 2000 году до 9,639 в 2010 году. Количество занятых в экологическом секторе повысилось с 184 000 в 2005 году до 196 000 в 2009 году [25].

Однако новой администрации пришлось скорректировать экономические планы из-за негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику Республики Корея, возникла угроза рецессии экономики из-за снижения потребительского спроса и объемов экспорта. Экспорт в январе 2009 года сократился на 32,8% по сравнению с январем 2008 года, объем продаж товаров широкого потребления за декабрь 2008 года снизился на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года [27]. Особое внимание в антикризисном плане отводилось крупным национальным компаниям Чеболям, так как за последние 10 лет, роль их в экономическом развитии страны сильно возросла, об этом говорит тот факт, что 90% рабочих мест обеспечивалось крупными национальными компаниями. Столь сильная монополизация рынков крайне негативно сказывалась на среднем и малом бизнесе, из-за отсутствия у последнего возможностей снижать издержки в краткосрочном периоде, и влиять на поставщиков, поэтому в кризисные годы ТНК лишь укрепили свои позиции на рынках. Общепринятая среди ТНК практика по приобретению успешных предприятий малого и среднего бизнеса не только в производственной сфере, но и в сфере услуг, вынудило правительство принять ряд антимонопольных мер, способствующих развитию малого и среднего бизнеса. В качестве примера таких мер, можно выделить: льготные тарифы на поставку оборудования для проведения НИОКР, освобождение от службы в армии для исследователей. В декабре 2010 года была создана комиссия по развитию больших и малых компаний, которая проанализировала 234 бизнеспродукта, из которых 82 признала в качестве наиболее подходящих для производства малыми и средними предприятиями. Крупные компании получили рекомендации отказаться от производства этих продуктов в течение трех лет. В это же время комиссия по справедливой торговле стимулировала ТНК для передачи ряда высокотехнологичных подрядов субподрядчикам из числа малого и среднего бизнеса.

Несмотря, на то, что из-за мирового финансового кризиса правительству не удалось достичь анонсированных темпов роста национальной экономики, и средний годовой прирост экономики за 2007-2012 годы составил не более 2,9%, в области развития инноваций был сделан ряд важных шагов, направленных на долгосрочные перспективы.

Одним из первых шагов нового президента РК Пак Кын Хе по инициализации креативной экономики стало создание Министерства Науки, Телекоммуникаций и Планирования Будущего (Ministry of Science, ICT and Future

Planning, далее - MSIP). В июле 2013 года MSIP выпустило План по реализации креативной экономики, нацеленный на установление и адаптацию новой парадигмы. План описывает три цели, шесть стратегий и 24 задачи. Три основные цели включают:

1) создание новых рабочих мест и рынков посредством развития инноваций;

2) становление Республики Корея как мирового лидера в области инноваций;

3) создание общества, в котором творческое мышление стоит в приоритете -в противопоставление традиционному консервативному корейскому мышлению.

На основании Плана по Реализации Креативной экономики, в 2013 году был обнародован новый пятилетний план, названный Базовым Планом по Развитию Науки и Технологий (2013-2017 гг.). Базовый План описывает три основные цели, включающие пять стратегий и 18 задач. Основные цели заключаются в:

1) увеличение расходов на НИОКР до 40%;

2) создание 640 000 новых рабочих мест;

3) соответствие мировым стандартам инновационной экономики; План предлагает выполнение следующих пяти стратегий:

1) увеличение инвестиций в НИОКР и максимизации эффективности (достижение уровня инвестиций в 92,4 трлн вон в период с 2013 по 2017 года (на 35% больше уровня 2014 г.);

2) стратегическое развитие технологий. Выделено 30 приоритетных и 120 стратегически важных технологий, включающие энергетику, экотехноло-гии, телекоммуникации и сферы здравоохранения;

3) создание средне- и долгосрочных ресурсов инновацийпосредством инвестирования в развитие фундаментальных наук и международный обмен;

4) усиленная поддержка МСП и венчурных предприятий в новых отраслях, а также стимуляция создания и коммерциализации интеллектуальной собственности;

5) создание новых рабочих мест в области науки.

Как не раз отмечало корейское правительство, корейская «Креативная экономика» направлена на стимулирование предпринимательства, привлечение финансирования в новые бизнес проекты, в основном в таких сферах как информационные и коммуникационные технологии. В связи с этим на международном мероприятии «Неделе иностранных инвестиций 2015», проходившей в середине октября 2015 года в Сеуле, представители администрации президента озвучили так называемую дорожную карту по переходу к креативной экономике. Была озвучена программа «Производство инноваций 3.0» задача, которой заключается в модернизации промышленности путем производства инноваций.

Инновации 3.0 во многом строится вокруг Интернета вещей (IoT). Это технология, которая позволяет соединять оперативные данные с физическими объектами, такими как непосредственно сама продукция. Корея хочет разви-

вать данную технологию и адаптировать ее, создавая устройства для автоматизированных машин и других товаров массового производства. Также программа «Инновации 3.0» также будет направленна на развитие 5-ого поколения мобильных технологий то сеть 5-G. Согласно программе 5-G сеть подлежит коммерциализации уже к 2020 году. Программа «Инновации 3.0» также выделяет 13 основных проектов, которые потенциально должны стать двигателями роста корейской экономики, и направлены на создание производственной экосистемы, основанной на Интернете вещей (IoT) и других цифровых инновациях. Передовые производственные процессы в рамках новой экосистемы позволят производить целый ряд новых инновационных продуктов, таких как новые материалы, автономные средства передвижения и робототехника с функционалом здоровья и безопасности и многое другое. Большинство проектов экосистемы будут направлены на модернизацию производственного сектора, который служил основным двигателем корейской экономики более чем полу века. Такие отрасли промышленности как автомобилестроение, машиностроение, текстильная промышленность и электронная промышленность сталкиваются с растущей мировой конкуренцией и поэтому им больше всего необходимо обновление, чтобы оставаться конкурентоспособными. Правительство также собирается провести добровольную реструктуризацию таких отраслей тяжелой промышленности как судостроение, нефтехимической и сталелитейной промышленности, так как на данный момент эти сектора страдают от избыточного предложения на мировых рынках. По итогам 2015 года три ведущие судостроительные компании Южной Кореи, которые также являются первой тройкой мира - Hyundai Heavy Industries (HHI), Samsung Heavy Industries (SHI), Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) понесли рекордные убытки на уровне восьми триллионов вон (около $6,7 млрд) [28].

Корейские Чеболи в других отраслях также столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны китайских производителей, которые уже занимают существенную часть рынка бытовой техники, мониторов, мобильных телефонов, химической продукции, однако пока отстают в сфере высоких технологий. Часть аналитиков, считаю, что время крупных конгломератов прошло и будущее Республики Корея находится в руках среднего и малого бизнеса в сферах медицинского туризма и телекоммуникационных инноваций [29].

Особое внимание согласно программе «Инновации 3.0» будет уделяться инфраструктуре и образованию. Правительство уже создало 17 специализированных центров креативной экономики и инноваций (CCEI) по всей стране. Структура развития данных центров построена так, что за каждый центр отвечает определенная крупная национальная компания, которая помогает малым и средним компаниям реализовывать их инновационные идеи и выводить их на рынок.

Основным источником государственного финансирования «креативной экономики» с 2013 года официально является Корейский банк развития

(Korea Development Bank, далее - КБР).Для финансирования проектов связанных с развитием инноваций КБР совместно с Промышленным Банком Кореи (Industrial Bank of Korea, далее - ПБК) образовал Глобальный Партнерский Фонд размером в 72,3 млн долл., который будет выступать стратегическим инвестором для других фондов, где будет участвовать зарубежный венчурный капитал [30]. Помимо государственного финансирования, в рамках государственной программы развития «креативной экономики», планирует-сяшироко привлекать и другие средства финансирования.

Корейское правительство, начиная в 70-ых годов, активно опиралось и использовало Чеболь для реализации государственной экономической политики, взамен предоставляя крупным конгломератам помощь в виде льготного кредитования, различных мен протекции и д.р. После принятия в сентябре 1997 года «Специального акта о поддержке венчурного бизнеса» четыре крупнейших конгломерата - Samsung, Hyundai, LG и SK - и некоторые другие, такие как Kolon, Ssanyong, Hanhwa, Kumho и POSCO, начали принимать активное участие в реализации инновационных политик государства. В плане правительства по созданию «Креативной экономики» Чеболям также уделяется особое внимание, и отводится ведущая роль в создании необходимой инфраструктуры и финансирования. Каждая из Чеболь выбирает определенные отрасли промышленности и отвечает за развитие технопарков и региональных инновационных кластеров в этих отраслях. Корейские Чеболи, которые прочно закрепились в первой сотне инновационных компаний в мировых рейтингах, имеют не только опыт управления инновационными центрами, но и в успешном запуске инновационных технологий на мировые рынки. Так, согласно рейтингу Бостонской консалтинговой группы, в 2015 году компания Самсунг групп вошла в пятерку самых инновационных компаний мира.

Всего для реализации целей правительства было выбрано 10 основных конгломератов, среди которых Samsung Group, Hyundai Group, SK Holdings, Posco, Han Wha, LG Group, KEPCO, Lotte Group, S-Oil. Все эти компании входят в топ 200 мировых компаний по уровню прибыли за 2014 год, и обладают необходимыми финансовыми, управленческими и инфраструктурными ресурсами, для выполнения задач, поставленных правительством. Корейские компании широко используют различные средства финансирования перспективных компаний и проектов, среди которых особо можно выделить внутренние венчурные фонды и союзы со стратегическими венчурными предприятиями. Компания лидер в сфере национальных инновационных технологий Samsung Group, а также номер 13 среди мировых компаний по прибыльности, и номер 5 среди мировых компаний по инновациям, является основным двигателем развития инновационных технологий в области телекоммуникаций, бытовой электроники, биоинженерии, строительстве. Samsung Group является крупнейшей компанией Кореи, ее доля в общем ВВП РК составляет до 36%, из них 24% приходится на Samsung Electronics [32].

Компании принадлежит ряд исследовательских центров, лабораторий и фондов. К 2012 году Samsung Electronics управляла 10 инновационными центрами по всему миру, три из которых находятся в США, два - в Европе, а остальные пять располагаются в развитых восточных странах - Японии, Китае и Израиле. В 2013 году состоялось открытие Нового инновационного центра в Силиконовой Долине и Американского венчурного фонда размером в 1 млн долл. [32], которое напрямую связано с запуском новой программы Самсунг "Start-up Accelerator" (ускоритель запусков нового бизнеса) в рамках государственной программы, которая направлена на разработку программного обеспечения. Также задачей центра является анализ опыта работы Силиконовой долины, и применение лучшего опыта для открытия собственных центров на территории Кореи. В самой Республики Корея в рамках государственной программы по созданию центров инновационной экономики, SamsungGroup уже открыл 2 инновационных цента в городах Тэгу и Гуми.

Всего в рамках государственной программы по развитию инноваций планировалось создать 17 специализированных центров, каждый из которых находится в ведении одной из Чеболь. Так Hyundai Group, которой принадлежит Hyundai Technology Investment, занимающаяся поддержкой высокотехнологичных старт-апов на ранних стадиях, и собственный исследовательский институт (Hyundai Research Institute), открыла центр инновационных исследований в городе Кванжу под ведением Hyundai Motors, а инновационный центр в городе Бундан принадлежит KT телеком.

Несомненно, опыт Республики Корея в сфере развития инноваций, показывает, насколько важна роль хорошо продуманной государственной экономической политики для достижения поставленных результатов. Согласно данным Министерства Науки, Телекоммуникаций и Планирования Будущего Республика Корея находится на первом месте по инвестициям в НИОКР по отношению к ВВП. (рис. 2)

Китай Германия Швеция Финляндия Япония Израиль Корея

1 Процент от ВВП

1 ,00

2,00

3,00

4,00

5,00

Рис. 2. Процент инвестиций в НИОКР по отношению к ВВП

Однако РК сильно отстает от развитых стран по общему объему накопленных инвестиций в НИОКР, как отмечает министерство, это связано с тем, что Развитые страны инвестировали в НИОКР, начиная с 70-ых годов порядка 2% от ВВП, в то время как РК начала инвестировать в НИОКР лишь в конце 90-ых годов. Таким образом сумма накопленных инвестиций в НИОКР РК составляет лишь 60,5 млрд долл, в то время как в США эта сумма составляет порядка 400 млрд долл. [31].

Заключение

В заключении важно отметить особую роль государства в развитии инновационной экономики в РК, помимо правильно выбранного направления развития экономики, государством также были выбраны и умело, применены инструменты реализации экономической политики, начиная с реформы образования, проработки правовой базы и налаживания финансовых инструментов, таких как различные венчурные фонды, а также использования ресурсов крупных национальных компаний. Опыт Республики Корея может оказаться очень востребованным и с точки зрения использования ресурсов крупных национальных компаний, а также создания необходимой инфраструктуры и структуры управления. Важно отметить, что Республика Корея продолжает реформу образования в стране, чтобы обеспечить необходимое количество квалифицированных кадров для развития «креативной экономики», которая является следующей ступенью развития инновационной экономики. Конечно, на данный момент еще достаточно рано судить об успешности проекта «креативной экономики», так как часть аналитиков не разделяют мнение корейского президента относительно функциональности столь широкого привлечения корейских «Чеболь» к процессу развития малого и среднего бизнеса в Корее. Критики утверждают, что столь сильный корпоративный менталитет, который годами создавался корейскими компаниями, и на котором были воспитаны поколения рабочих, не способен оказать позитивное воздействие на развитие среднего и малого бизнеса в Корее. Тем не менее, рассматривая макроэкономические показатели видно, что рост корейской экономики возобновился и, хотя он пока не достиг 5-7%, как было намечено, положительная динамика очевидна, особенно в условиях нестабильности внешних рынков.

Литература

1. Федоровский А.Н. Южнокорейскиечеболь: становление, развитие, трансформация. М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2007.

2. С.В. Магрук. Роль высокотехнологичных корпораций во внешнеэкономических связях Республики Кореи. М.: ТЕИС, 2003.

3. Воловик Е. «Южная Корея». Финансовая газета. Региональный выпуск, 2008. № 10

4. Ким Г. Н. «Республика Корея» / Алматы: Дайк-Пресс, 2010. 589 с.

5. Беляков И. «Тайны корейского "экономического чуда", или,когда б вы знали, из какого сора...» // Сеульский вестник. — URL: http://vestnik.kr/econo/4029.html

6. Малышев С. «ЙонгЧанг: Южная Корея способна поддержать рост ВВП» // Вести. Экономика. —URL: http://www.vestifinance.ru/articles/18212

7. Южная Корея подняла рейтинг конкурентоспособности // Рускор. — URL: http://www.ruskorinfo.ru/data/economy/6047/

8. Южная Корея стремится к вершине мирового рейтинга // Рускор. — URL: http://www.ruskorinfo.ru/data/society/6347/

9. Robert D. Atkinson. Innovation economics: The Race for Global Advantage. US, 2012.

10. Kim Lin Su. Imitation to innovation or The Dynamics of Korea's technological learn-ing.Seoul, 1999.

11. Sul Chul Gun. Innovation, competitiveness and growth: Korean Expirience. Seoul, 2008.

12. Howkins J. The Creative Economy.New York, 2001.

13. SelinArslanhan "To what South Korea owes Success in Innovation", 2007.

14. Nayanee Gupta David W. Healey, "Innovation Policies of South Korea", Institute for defense analysis, 2013

15. Neil Howe, Richard Jackson, "The aging of Korea", Center for Strategic and International Studies, 2013.

16. OECD, "Reviews of Innovation Policy: Korea", 2014. URL: http://www.oecd.org/sti/inno/oecdreviewsofinnovationpolicykorea.htm

17. OECD, "Economic Surveys: KOREA", 2014 URL: http://www.oecd.org/eco/surveys/Overview_Korea_2014.pdf

18. UNESCO, "Creative economy report: widening local development pathways", 2013. URL: http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf

19. World Development Indicators, "Foreign Direct Investment 2014", 2014. URL: http://datacatalog.worldbank.org/

20. Doing business, "Doing business 2015", 2015. URL: http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/korea/~/media/giawb/doing%20business/d ocuments/profiles/country/KOR.pdf?ver=2

21. Index of Economic Freedom, "Index of Economic Freedom 2015", 2015. URL: http://www.heritage.org/index/country/southkorea

22. Bloomberg, "The Bloomberg Innovation Index 2015", 2015. URL: http://www.bloomberg.com/graphics/2015-innovative-countries/

23. IMD, "The World Competitiveness Scoreboard 2014", 2014. URL: http://www.imd.org/uupload/IMD.WebSite/wcc/WCYResults/1/scoreboard_2014.pdf/

24. Обзор СМИ Кореи за октябрь 2013 года. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/kr/kr_ru_relations/kr_news/12050.html

25. Суслина, С.С. Значение научно-технических ресурсов в современном экономическом развитии Южной Кореи// Мировое и национальное хозяйство. 2011. №2 URL: http://www.mirec.ru/old/index.php%3Foption=com_content&task=view&id=200.html

26. OECD, "Korea's Green Growth", 2014 URL:http://www.oecd.org/greengrowth/Korea's%20GG%20report%20with%20OECD%20indicators.pdf

27. Суслина, С.С. Республика Корея и мировой финансовый кризис// Мировое и национальное хозяйство, №1 (8), 2009.

28.Российская Газета «Южнокорейское судостроение оказалось в глубоком кризисе» статья от 04.02.2016. URL: http://m.rg.ru/2016/02/04/iuzhnokorejskoe-sudostroenie-okazalos-v-glubokom-krizise.html

29. Article by FT "S Korea chaebol growth model hits limits" Song Jung-a from 19.11.2014 URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/2/2b2e0800-6675-11e4-8bf6

30. Cho Jin-young, "KDB, IBK to Attract Foreign Venture Investment with Global Partnership Fund", 201413« The 50 Most Innovative Companies» article by BCG,perspective URL: https://www.bcgperspectives.com/content/articles/growth-lean-manufacturing-innovation-in-2015/

31. Bussiness Korea Magazine article from "Korea Has the Highest R&D Investment-to-GDP Ratio, 2016.

32. "Samsung Opens New Startup Accelerator In Silicon Valley As It Seeks Innovation Edge" FORBES article, 2013. URL:http://wwwforbes.com/sites/parmyolson/2013/07/11/samsung-opens-new-startup-accelerator-in-siliconvalley-as-it-seeks-innovation-edge/#46b4c66c309e

Автор публикации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шокиров А.А., магистрант 1 курса, Институт международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия.

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SOUTH KOREAN ECONOMIC POLICY

Shokirov A.A.

cis.korean@gmail.com

Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The article is devoted to the relevant topic of development of the innovation economy in the Republic of Korea. The author describes the process of development of the state policy in the sphere of innovations and highlights the special role of the private sector in the development of innovations in the country. In the article described the main stages and tools of the innovative and creative economy development in the Republic of Korea. It is separately, highlighted the role of large domestic conglomerates in infrastructure and financial system development projects.

Keywords: innovative economic policy, economic police of the "Green Growth" , creative economy, techno polis and innovation center, finance structure and infrastructure development, innovation technologies, large domestic conglomerates (TNC).

For citation: Shokirov A.A. The main directions of development of South Korean economic policy. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2019. Vol. 3. No. 1 (9). Pp. 96-108.

Acknowledgements: We express our gratitude to the Center of Korean Studies at KFU and to the scientific journal Kazan Bulletin of Young Scientists for the opportunity to publish in the journal.

Author of publication

Shokirov A. A., 1st-year post graduate student, Institute of International Relations, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia.

Дата поступления статьи 30.112018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.