Лешакова Н.П.1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Ключевые слова: инновационная политика, экономическая политика «Зеленого Роста», креативная экономика, технополисы и инновационные центры, структура финансирования и развития инфраструктуры, инновационные технологии, крупные национальные конгломераты ТНК.
В современном мире все больше внимания уделяется развитию инновационной экономики, так как именно прорыв в развитии инноваций способен обеспечить современной экономике развитие и рост.
В связи с этим во многих странах создаются институты, министерства, специальные зоны, отдельные районы и специализированные фонды для поощрения развития инноваций.
Инновационное развитие не так давно стало одним из факторов конкурентоспособности страны на мировой арене, что говорит о важности и необходимости развития данной сферы, для поддержания экономического процветания.
Но что необходимо для создания успешной инновационной экономики? Что является движущей силой развития инновационной экономики, и какие ресурсы необходимы для успешного функционирования данной отрасли?
На данные вопросы можно постараться ответить, рассмотрев пример Республики Корея, которая согласно докладу WIPO (World Intellectual Property Indicators report2), ежегодно публикуемому Всемирным Банком, входит в первую пятерку стран по развитию инноваций уже несколько лет.
В перечне самых инновационных экономик мира, опубликованном в 2016 году, составленными аналитиками Bloomberg, Республика Корея занимает 1 место3, набрав 91 балл из 100 возможных.
Корея является лидером в производстве с высокой добавленной стоимостью, по уровню эффективности третичного сектора, который включает в себя уровень зачисления в высшие учебные заведения и концентрацию выпускников инженерных и других технических специальностей.
Опыт РК, в первую очередь, интересен тем, что в стране за 60 лет была создана стабильно растущая, быстро реагирующая на глобальные вызовы экономическая модель, способная развивать инновации при отсутствии достаточной сырьевой базы.
Рассматривая опыт РК, следует отметить, что современная экономическая модель в Корее начала выстраиваться сразу после окончания Корейской войны.
В 50-60-е годы прошлого века корейским правительством был выбран курс на импортозамещение, а затем на развитие экспорта. Правительство Пак Чонхи стимулировало и поддержало развитие чэболей (крупных национальных компаний/конгломератов), так как контроль над крупными бизнес-группами позволял государственным институтам регулировать экономические процессы, а также обеспечивать доступ компаниям к финансовым и материальным ресурсам.
Чэболи стали для государства важнейшим инструментом поддержки и становления национального бизнеса в Корее, в условиях узкого внутреннего рынка капиталов, не развитого фондового рынка, существовавших ограничений для деятельности зарубежных инвесторов.
К 1971 в Корее уже действовали такие крупные компании как LG Electronics, Daehan, Samsung и Daewoo. Перед компаниями государством были поставлены цели перейти от простой сборки к созданию отечественных предприятий полного цикла производства. Важной задачей стало налаживание собственного производства основных компонентов, а в дальнейшем и собственного производства компьютерной техники.
Изменение приоритетов экономической политики государство нашло отражение в структуре экспорта Республики Корея (таблица 1).
В 1982 г. была принята и начала реализовываться национальная программа по развитию фундаментальных отраслей науки, тем самым сдвигая приоритеты с чисто экономической или промышленной, прикладной направленности. Была успешно реализована программа в сфере образования, позволившая значительно повысить квалификацию рабочей силы. Были разработаны и внедрены современные системы управления производством с учетом национального менталитета.
1 Лешакова Наталья Павловна - аспирант Института стран Азии и Африки при МГУ, кафедра экономики и экономической географии, корейский язык. Направление исследования: экономическая политика РК, роль ТНК в развитии инноваций, перспективы развития отношений РК и РФ (в том числе в сфере инноваций). E-mail: [email protected]
2 http://www.wipo.int/ipstats/en/wipi
3 http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-19/these-are-the-world-s-most-innovative-economies
Таблица 1
Корейский экспорт по технологоемкости (в процентах)
Вид 1960г. 1970г. 1980г. 1985г. 1990г. 1995г. 1999г.
Сырьевые материалы 64,42 21,28 7,21 5,03 3,51 2,48 2,68
Промышленные товары 17,56 68,68 86,19 90,11 90,6 91,69 91,47
Простейшее произв одств о 17,3 62,51 54,93 43,86 41,07 26,02 28,73
Ресурсоемкое 8,17 12,51 10,64 6,51 5,24 6,14 9,75
Низкотехнологичное 9,12 50 44,29 37,36 35,83 19,88 18,98
Сложное произв одств о 0,27 6,16 31,26 46,25 49,53 65,68 62,74
Среднетехнологичное 0,27 6,16 21,63 34,95 29,55 35,55 29,85
Высокотехнологичное 0 0 9,63 11,3 19,98 30,13 32,89
Остальное 18,01 10,04 6,6 4,85 5,89 5,82 5,84
Всего 100 100 100 100 100 100 100
Источник: Year Book of International Trade Statistics, UN (1999).
Уже в 1963 году ВНП Южной Кореи вырос на 9,1%, а с 1961 по 1979 годы годовой рост ВВП составлял 8-10%, иногда увеличивался до 12-14% и ни разу не падал ниже 6%\
К началу 90-х годов чеболи стали основой экономики Кореи. Монопольное положение на многих рынках позволяло им осуществлять масштабные инвестиции в долгосрочные проекты, научные исследования и инновационные проекты, что с другой стороны значительно ограничивало конкурентные возможности малого и среднего бизнеса.
Финансовый кризис 1997 г., замедлил превращение чеболей в высокотехнологичные корпорации, а также выявил основные слабые точки южнокорейской экономики, в том числе в кредитно-финансовой сфере. Кризис также показал необходимость корректировки экономической политики государства и роли чеболей в данном процессе.
К середине 90-х годов стало понятно, что корейские корпорации достигли предела использования инновационного имитирования или творческого модифицирования иностранных технологий. Для сохранения конкурентоспособности на внешних рынках потребовалось создание собственной инфраструктуры инноваций. В связи с этим корейские корпорации стали заниматься самостоятельной инновационной деятельностью. Для этого были скорректированы также государственные механизмы в области образования и научно-исследовательской деятельности.
Несколько десятков национальных университетов были преобразованы в НИИ, специализирующиеся на фундаментальных исследованиях.
В результате количество научных сотрудников в стране увеличилось более чем в 2 раза, с 21 332 в 1990 году до 51 162 в 1998 году.
На основе опыта США и других промышленно развитых стран в области финансирования подготовки высококлассных специалистов был создан Корейский фонд науки и техники.
В результате в ведущих университетах страны были организованы Научные исследовательские центры и Технические исследовательские центры, число которых в течение 5 лет выросло с 13 до 352.
Правительство Кореи, заимствовав основные принципы регулирования патентной деятельности в США, в 1997 г. создало Национальное агентство по интеллектуальной собственности (KIPO).
С 1998 года в Корее появляются венчурные программы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса. Примером может служить реализованная программа KOSBIR (Korea Small Business Innovation Research), которая давала возможность получить технологическую страховку и льготный налоговый режим.
С приходом к власти президента Ким Тэ Джуна и восстановления экономики после Азиатского финансового кризиса на первое место в экономической политике вышло технологическое и инновационное развитие экономики.
Правительством на период с 2000 по 2005 гг. было определено 7 приоритетных секторов экономики, развитию которых уделялось первостепенное внимание.
1 The World Economic Outlook (WEO) Database April 1999 / International Monetary Fund. — http://www.imf.org/external/pubs/ft/ weo/1999/01/data/index.htm
2 Kim L., Nelson R., p.33.
К этим направлениям относились: фундаментальные науки, информатика, биотехнологии, окружающая среда, новые виды энергии, создание новых материалов.
Основной задачей правительства стало развитие взаимодействия между промышленностью и наукой. Ключевыми направлениями правительственной пятилетней программы на 1997-2002 были: увеличение инвестиций государства в исследования и разработки, по меньшей мере, до уровня 5% от общего объема государственного бюджета к концу 2002 года; государственная поддержка фундаментальных исследований: увеличение инвестиций в фундаментальные исследования до уровня 20% от общегосударственного бюджета; развитие человеческих ресурсов и их использование в научно-техническом секторе (до 40 человек на 10 000 населения).
Для достижения поставленных целей, государство с 1997 года начинает применять в полном объеме проектное финансирование не только в сложившихся отраслях, но и в новых для Кореи направлениях, таких как био- и нанотех-нологии, аэрокосмические технологии и другие.
Особое внимание уделяется роли чеболей в развитии наукоемких отраслей промышленности. Так после принятия в сентябре 1997 года «Специального акта о поддержке венчурного бизнеса» четыре крупнейших конгломерата -Samsung, Hyundai, LG и SK - и некоторые другие, такие как Kolon, Ssanyong, Hanhwa, Kumho и POSCO, начали принимать активное участие в реализации инновационной политики государства.
В 2004 г. общие инвестиции в развитие науки и технологий достигли 19 млрд. долл., что составило 2,85% от ВВП страны1.
Важным шагом в развитии инновационной экономики можно считать принятие программы «Vision 2025», озвученной правительством еще в 1999 году.
Суть данной программы заключается в инновационном и научно-техническом развитии Республики Корея до 2025 года. Программа внесла важный вклад в правовую основу развития корейской инновационной экономики.
Так в январе 2001 года был принят Рамочный закон о науке и технологиях, который отменил действие Закона о поддержке науки и технологий и Специального закона о научных и технологических инновациях 1997 года.
На основании этого закона были сформированы Базовые планы по развитию науки и технологий (2003-2007 годов, 2008-2012 годов и 2013-2017 годов).
Сама программа довольно обширна и затрагивает различные сферы научной, исследовательской и общественной жизни, также она разделена на три этапа, каждый из которых сфокусирован на определенной цели.
На первом этапе к 2005 году планировалось, мобилизовав все возможные ресурсы, вывести Республику Корею на конкурентоспособный уровень со странами-мировыми лидерами в области науки и технологии.
1. К 2015 году стать лидером в Азиатско-Тихоокеанском регионе в области исследований и разработок.
2. К 2025 году было запланировано обеспечить конкурентоспособность в области исследований и разработок на уровне стран, входящих в большую семерку. При этом особое внимание уделялось качеству технологий, уровню жизни, уровню загрязнений окружающей среды и развитию инновации в медицине, а также решению задач, связанных с революцией в области информационных и биотехнологий2
Уже в начале 2000-х годов предпринятые действия по восстановлению и укреплению экономики принесли результаты. К 2002 году темпы развития вернулись к докризисному уровню, а в 2007 году Корея уже занимала 11-е место в мире по объему торговли, который составил 728.2 млрд. долл. США.
Экономическая политика «Зеленого роста»
В феврале 2008 года был избран новый президент Республики Корея Ли Мен Бак. В условиях высоких цен на энергоносители и высокой зависимости корейской экономики от импорта энергоресурсов перед новым правительством встала задача обеспечить энергетическую безопасность, был поднят вопрос о диверсификации источников сырья и поиске более дешевых энергоресурсов.
В рамках озвученной правительственной программы «зеленого роста», планировалось развитие возобновляемых источников энергии. Проект стоимостью 50 млрд. вон (320 млн. долл.) включал посадку лесов, очищение рек, строительство велосипедных дорожек, железных дорог, экологически чистых домов и более рациональное энергопотребление.
Кроме того предполагалось создание 950 тыс. новых рабочих мест. Для большего экономического эффекта этого курса были приняты положения о снижении подоходного налога на 2% и повышении порога налоговых вычетов с 1 млн. вон до 1,5 млн. вон.
В соответствии с данной программой РК планирует уделять особое внимание разработкам в области солнечной и ветровой энергетики с тем, чтобы к 2016 году войти в пятерку мировых лидеров в области возобновляемых источников энергии.
В ходе реализации Плана «зеленой экономики» государственные расходы на НИОКР увеличились на 11% - с 6,5% в 2002 году до 17,5% в 2010 году. Значительно увеличилось количество заявок на патенты: с 1573 в 2000 году до
1 Суслина С.С. Значение научно-технических ресурсов в современном экономическом развитии Южной Кореи // Мировое и национальное хозяйство. 2011. - № 2. - http://www.mirec.ru/old/index.php%3Foption=com_content&task=view&id=200.html
2 VISION 2025 Korea's Long-Term Plan for Science and Technology Development. - P. 16-17. - https://www.unpan1.un.org/ intradoc/groups/public/documents/.../UNPAN008040.pdf
9639 в 2010 году. Количество занятых в экологическом секторе повысилось с 184 000 в 2005 году до 196 000 в 2009
После анонсирования программы «Зеленого роста» в 2009 году, основной задачей правительства стало создание необходимой инфраструктуры для развития инноваций.
Рисунок 1:
Основные зоны развития инновационной инфраструктуры Республики Корея в 2009-2012 годах
Источник: Finpro Benchmark / National Investment Strategy South Korea February 2012. en main/index.do
■ http://www.greengrowth.go.kr/english/
Идея инновационных центров и кластеров не нова для Республики Корея - c 2004 года во всей стране началось преобразование промышленных комплексов в инновационные кластеры, которые были ориентированы на создание инноваций в различных сферах промышленности.
Реализация Программы проводится под эгидой Корейской корпорации промышленных комплексов (Korea Industrial Complex Corporation, далее - KICOX). KICOX была основана в 1997 году, а в 2004 г. назначена главным Агентством по развитию кластеров.
Деятельность KICOX началась в апреле 2005 г. при правительстве Ли Мён Бака. Было решено запустить 7 пилотных комплексов в 7 городах различных провинций. Все проекты оказались успешными и в 2007 г. были добавлены еще 5.
Однако новой администрации пришлось скорректировать экономические планы из-за негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику Республики Корея, возникла угроза рецессии экономики из-за снижения потребительского спроса и объемов экспорта.
Экспорт в январе 2009 года сократился на 32,8% по сравнению с январем 2008 года, объем продаж товаров широкого потребления за декабрь 2008 года снизился на 7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года2.
Несмотря на то, что из-за мирового финансового кризиса правительству не удалось достичь анонсированных темпов роста национальной экономики, и средний годовой прирост экономики за 2007-2012 годы составил не более 2,9%, в области развития инноваций был сделан ряд важных шагов, нацеленных на долгосрочные перспективы.
В 2011 году Национальный научно-технический совет объявил о создании улучшенного Плана национальной системы НИОКР (Advancement Plan of National R&D System). Целью этого плана являлось выявление и оказание поддержки только тем НИОКР, результаты которых могут быть применены в ближайшей перспективе3.
Для этого в 2011 году Министерство образования РК подготовило второй базовый План по воспитанию человеческого капитала для науки, техники и технологии 2011-2015 гг.
1 Korea's Green Growth / OECD. 2014. - http://www.oecd.org/greengrowth/Korea's%20GG%20report%20with%20OECD%20indi cators.pdf
2 Суслина С.С. Республика Корея и мировой финансовый кризис // Мировое и национальное хозяйство. 2009. - № 1(8). -http://www.mirec.ru/old/index.php%3Foption=com_content&task=view&id=102.html
3 Аналитический обзор о реализации государственной политики в иностранных государствах в области инновационного и научно-технологического развития. 2015. - С. 537.
В целях содействия сотрудничеству научно-исследовательских институтов Министерство торговли, промышленности и энергетики в 2012 году объявило План развития сотрудничества между промышленностью, академическими кругами и исследовательскими институтами.
Экономическая политика «Креативная экономика»
Современный этап инновационной политики Республики Корея начался с приходом к власти нового Президента Пак Кын Хе. Инновационное развитие Республики Корея является основным пунктом программы «креативная экономика», принятой в 2013 году.
Общие ориентиры внутренней политики были обозначены в инаугурационной речи в феврале 2013 года, в которой были анонсированы меры по поддержке малых и средних предприятий, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния населения1.
Одним из первых шагов по инициации креативной экономики стало создание Министерства науки, ИКТ и планирования будущего (Ministry of Science, ICT and Future Planning, далее - MSIP).
В июле 2013 года MSIP опубликовало План по реализации креативной экономики, нацеленный на установление и адаптацию новой парадигмы. План описывает три цели, шесть стратегий и 24 задачи. Три основные цели заключаются в следующем:
> создание новых рабочих мест и рынков посредством развития инноваций;
• становление Республики Корея как мирового лидера в области инноваций;
> создание общества, в котором творческое мышление является приоритетом - в противопоставление традиционному консервативному корейскому мышлению;
Кроме того план включает в себя шесть стратегий, каждая из шести стратегий включает в себя выполнение 35 задач. Среди основных, можно выделить:
- Создание системы налоговых льгот для бизнес-ангелов и «краудфандинговой» системы для немасштабных инвестиций в запуск новых бизнес проектов (Учрежден «Фонд создания будущего» размером в 500 млн. вон -200 млн. для инвестиций в новые проекты, 300 млн. вон для процессов слияния и поглощения);
- Создание специального Индекса запуска новых проектов, а также комплексной системы оценки эффективности запуска новых проектов и деятельности организаций, финансируемых государством;
- Учреждение Новой биржи Кореи (Korea New Exchange, далее - KONEX), направленной на содействие реализации инновационных бизнес-проектов и регулирование процессов слияния и поглощения венчурных предприятий большими компаниями;
В реализации Плана задействованы MSIP, Министерство торговли, промышленности и энергетики, Комиссия по финансовым услугам. Средства для реализации креативной экономики будут предоставляться Корейским банком развития, Промышленным банком Кореи, Корейским кредитным фондом и Корейской финансово-технологической корпорацией2.
Стоит отметить, что инновационная политика Пак Кын Хе отличается тщательно проработанной юридической базой, что отличает ее от программ предыдущих правительств.
С 2012 по декабрь 2014 года было принято около 130 Специальных актов, регулирующих деятельность министерств, инновационных агентств и исследовательских институтов.
К ним можно отнести Рамочный закон об интеллектуальной собственности (2014). Специальный акт о поддержке развития исследовательских зон (2013 г.), Акт о создании эффективной экосистемы для запуска новых бизнес-проектов и венчурных предприятий (2013)3.
Современная экономическая политика государства рассматривает инновационную экономику и креативные предприятия как новый двигатель роста корейской экономики.
На Международной неделе иностранных инвестиций, проходившей в середине октября 2015 года в Сеуле, представители администрации президента представили так называемую дорожную карту по переходу к креативной экономике под названием «Производство инноваций 3.0», задача которой заключается в модернизации промышленности путем производства инноваций.
Инновации 3.0 во многом строятся вокруг Интернета вещей (IoT). Корея планирует развивать данную технологию и адаптировать ее, создавая устройства для автоматизированных устройств и других товаров массового производства.
Программа «Инновации 3.0» также будет направлена на развитие 5-го поколения мобильных технологий, пробная версия с полным спектром услуг будет запущена в 2018 году на Олимпийских играх, которые состоятся в городе Пхенчхан.
Программа «Инновации 3.0» также выделяет 13 основных проектов, которые потенциально должны стать двигателями роста корейской экономики, и направлены на создание производственной экосистемы основанной на Интернете вещей (IoT) и других цифровых инновациях.
1 Обзор СМИ Кореи за октябрь 2013 года. - http://www.ved.gov.ru/exportcountries/kr/kr_ru_relations/kr_news/12050.html
2 The Park Geun-hye Administration's Creative Economy Blueprint, 'Creative Economy Action Plan and Measures to Establish a Creative Economic Ecosystem from 05/06/2013. - http://english.mosf.go.kr/pre/view.do?bcd=N0001&seq=3289
3 Korean Law Information // Korean Law Overview. 2015.
Большинство проектов экосистемы будут направлены на модернизацию производственного сектора, который служил основным двигателем корейской экономики более чем полвека. Такие отрасли промышленности как судостроение, автомобилестроение, машиностроение, текстильная промышленность и электронная промышленность сталкиваются с растущей мировой конкуренцией и поэтому им больше всего необходимо обновление, чтобы оставаться конкурентоспособными1.
Особое внимание согласно программе «Инновации 3.0» будет уделяться инфраструктуре и образованию. Правительство уже создало 17 специализированных центров креативной экономики и инноваций (CCEI) по всей стране. За каждый центр отвечает определенная крупная национальная компания, которая помогает малым и средним компаниям реализовывать их инновационные идеи и выводить их на рынок.
Основным источником государственного финансирования «креативной экономики» с 2013 года официально является Корейский банк развития (Korea Development Bank, далее - КБР). Для финансирования проектов, связанных с развитием инноваций, КБР совместно с Промышленным Банком Кореи (Industrial Bank of Korea, далее - ПБК) образовал Глобальный партнерский фонд, который будет выступать стратегическим инвестором для других фондов, где будет участвовать зарубежный венчурный капитал2. Помимо государственного финансирования, в рамках государственной программы развития «креативной экономики», планируется широко привлекать и другие средства финансирования.
В плане правительства по созданию «Креативной экономики» особое внимание уделяется чеболям, им отводится ведущая роль в создании необходимой инфраструктуры и финансирования. Каждый из чеболей выбирает определенные отрасли промышленности и отвечает за развитие технопарков и региональных инновационных кластеров в этих отраслях. Корейские чеболи, которые прочно закрепились в первой сотне инновационных компаний в мировых рейтингах, имеют не только опыт управления инновационными центрами, но и опыт успешного продвижения инновационных технологий на мировые рынки.
Так, согласно рейтингу Бостонской консалтинговой группы, в 2015 году компания Самсунг групп вошла в пятерку самых инновационных компаний мира .
Для реализации целей правительства было выбрано 10 основных конгломератов, среди которых Samsung Group, Hyundai Group, SK Holdings, Posco, HanWha, LG Group, KEPCO, Lotte Group, S-Oil. Все эти компании входят в топ 200 мировых компаний по уровню прибыли за 2014 год, и обладают необходимыми финансовыми, управленческими и инфраструктурными ресурсами, для выполнения задач поставленных правительством4.
Компания-лидер в сфере национальных инновационных технологий Samsung Group, занимающая 13 место среди мировых компаний по прибыльности, и 5 место среди мировых компаний по инновациям, является основным двигателем развития инновационных технологий в области телекоммуникаций, бытовой электроники, биоинженерии, строительстве. Samsung Group является крупнейшей компанией Кореи, ее доля в общем ВВП РК составляет до 36%, из них 24% приходится на Samsung Electronics5.
Компании принадлежит ряд исследовательских центров, лабораторий и фондов. К 2012 году Samsung Electronics управляла 10 инновационными центрами по всему миру, три из которых находятся в США, два - в Европе, а остальные пять располагаются в развитых восточных странах - Японии, Китае и Израиле.
В 2013 году состоялось открытие нового инновационного центра в Силиконовой Долине и Американского венчурного фонда6. Открытие нового инновационного центра связано с запуском новой программы Самсунг «Start-up Accelerator» (ускоритель запусков нового бизнеса). Также задачей центра является анализ опыта работы Силиконовой долины, и применение лучшего опыта для открытия собственных центров на территории Кореи.
В самой Республике Корея в рамках государственной программы по созданию центров инновационной экономики, Samsung Group уже открыл 2 инновационных центра в городах Тэгу и Гуми.
Всего в рамках государственной программы по развитию инноваций планировалось создать 17 специализированных центров, каждый из которых находится в ведении одного из чеболей.
В 2013 году новое правительство законодательно оформило развитие инновационных зон, обнародовав Акт о развитии специальных технических зон, в котором уточнило сферу деятельности Иннополиса.
Согласно Акту, Иннополис позиционируется как специальный институт, призванный на профессиональном уровне заниматься и накапливать опыт коммерциализации технологий. К 2016 году функционируют все 17 основных инновационных центров страны:
* * *
1 Южнокорейское судостроение оказалось в глубоком кризисе // Российская газета. - М., 2016. - 4 февраля. -http://m.rg.ru/2016/02/04/iuzhnokorejskoe-sudostroenie-okazalos-v-glubokom-krizise.html
2 Cho Jin-young. KDB, IBK to Attract Foreign Venture Investment with Global Partnership Fund. 2014.
3 The 50 Most Innovative Companies. - https://www.bcgperspectives.com/content/articles/growth-lean-manufacturing-innovation-in-
2015/
4 Global 500. - http://fortune.com/global500/
5 Hyoung Tae Kim. Does the Korean Economy Depend Too Much on Samsung? // Academic Paper Series. 2015. - 28.10.
6 Samsung Opens New Startup Accelerator In Silicon Valley As It Seeks Innovation Edge. - http://www.forbes.com/sites/parmyol son/2013/07/11/samsung-opens-new-startup-accelerator-in-silicon-valley-as-it-seeks-innovation-edge/#46b4c66c309e
Рисунок 2:
Основные инновационные центры Республики Корея 2016.
Источник: Arirang news. - http://www.arirang.co.kr/News/News_View.asp?nseq=179451
Рассмотрев основные положения инновационной экономической политики Республики Корея, важно отметить положительный опыт корейского правительства в области создания необходимых условий для развития инноваций в стране. За последние 20 лет в стране была создана необходимая для развития инновационной экономики правовая база, инфраструктура, система финансирования и образовательная система. Система поддержки крупных и малых предприятий страны выстроена таким образом, что крупный и малый бизнес не являются конкурирующими, а скорее дополняющими друг друга бизнес-партнерами. Это, несомненно, создает благоприятные условия для развития малого бизнеса в стране, который также выгоден для крупных конгломератов.
В заключении хотелось бы отметить, что опыт Республики Корея в области развития инновационной экономики может быть весьма полезен для России, особенно в таких отраслях как машиностроение и фармацевтика.
Опыт Республики Корея может оказаться очень востребованным и с точки зрения использования ресурсов крупных национальных компаний, и с точки зрения финансирования и создания необходимой инфраструктуры и структуры управления.
Республика Корея продолжает реформу образования в стране, чтобы обеспечить необходимое количество квалифицированных кадров для развития «креативной экономики», этот опыт также может быть интересен для нашей страны.
Говоря о перспективах развития сотрудничества между Республикой Корея и Российской Федерацией, важно отметить, что в условиях санкций, введенных против России США и странами Запада, Республика Корея продолжает рассматривать Россию, как перспективного партнера и стремится сохранить достигнутый уровень отношений с РФ.
Список литературы
1. Федоровский А.Н. Южнокорейские чеболь: становление, развитие, трансформация. - М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2007.
2. Магрук С.В. Роль высокотехнологичных корпораций во внешнеэкономических связях Республики Кореи. - М.: ТЕИС, 2003.
3. Воловик Е. Южная Корея // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. - № 10.
4. Ким Г.Н. Республика Корея. - Алматы: Дайк-Пресс, 2010. - 589 с.
5. Беляков И. Тайны корейского «экономического чуда», или Когда б вы знали, из какого сора...» // Сеульский вестник. - http:// vestnik. kr/econo/4029.html
6. Малышев С. Йонг Чанг: Южная Корея способна поддержать рост ВВП // Вести. Экономика. - http://www.vestifinance.ru/ articles/18212
7. Южная Корея подняла рейтинг конкурентоспособности // Рускор. - http://www.ruskorinfo.ru/data/economy/6047/
8. Южная Корея стремится к вершине мирового рейтинга // Рускор. - http://www.ruskorinfo.ru/data/society/6347/
9. Atkinson R.D. Innovation economics: The Race for Global Advantage. 2012.
10. Kim Lin Su. Imitation to innovation or The Dynamics of Korea's technological learning. - Seoul, 1999.
11. Sul Chul Gun. Innovation, competitiveness and growth: Korean Experience. - Seoul, 2008.
12. Howkins J. The Creative Economy. - New York, 2001.
13. Selin Arslanhan. To what South Korea owes Success in Innovation. 2007.
14. Doing business 2015. - http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/korea/~/media/giawb/doing%20business/documents/pro files/country/KOR.pdf?ver=2
15. Index of Economic Freedom. 2015. - http://www.heritage.org/index/country/southkorea
16. The Bloomberg Innovation Index. 2015. - http://www.bloomberg.com/graphics/2015-innovative-countries/
17. The World Competitiveness Scoreboard 2014. - http://www.imd.org/uupload/IMD.WebSite/wcc/WCYResults/1/scoreboard 2014.pdf