Научная статья на тему 'Инновационно-инвестиционная модель производственного процесса'

Инновационно-инвестиционная модель производственного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНВЕСТИЦИИ / INNOVATION / INNOVATIVE OPPORTUNITIES / MANUFACTURING PROCESS / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сыров В. Д.

В статье рассматривается модель (структура) производственного процесса для целенаправленного внедрения инновационных возможностей по повышению эффективности (совершенствованию) промышленного производства. Представленная модель производственного процесса устанавливает прямую связь инвестирования инновационных мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION-INVESTMENT MODEL OF MANUFACTURING PROCESS

The article deals with the model (structure) of manufacturing process for purposeful introduction of innovative opportunities with the view of efficiency (improvement) of manufacturing production. The given model of manufacturing process determines direction connection of investments into innovative activities

Текст научной работы на тему «Инновационно-инвестиционная модель производственного процесса»

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В.Д. Сыров, канд. техн. наук, доцент

Институт экономики и менеджмента, ВлГУ, г. Владимир

В статье рассматривается модель (структура) производственного процесса для целенаправленного внедрения инновационных возможностей по повышению эффективности (совершенствованию) промышленного производства. Представленная модель производственного процесса устанавливает прямую связь инвестирования инновационных мероприятий

Для успешного внедрения инновационных меро- тия дадут наибольший эффект. С этой целью предла-

приятий в производственный процесс и определения гается рассматривать производственный процесс в

при этом величины инвестиций, товаропроизводите- виде инновационно-инвестиционной модели (рису-

лю необходимо, в первую очередь, установить «ме- нок), в основе, которой лежит его организационно -

ста» производственного процесса, где эти мероприя- экономическая модель [1,2]:

Инновационно-инвестиционнвя модель производственного процесса

Производственный процесс в представленной модели отображён в виде трёх взаимосвязанных частей (уровней): организационной (центральной) части, инновационной части и инвестиционной части.

Кратко рассмотрим организационную часть модели производственного процесса.

Организационная часть - основа создания нового товара и его производства, включает:

МИ - маркетинговые исследования;

ТПП - техническую подготовку производ-

ства;

ятия;

ОП - основное производство предприятия; ВХ - вспомогательное хозяйство предпри-

ИМ - исходный материал;

ТЭР - топливно-энергетические ресурсы; ГСМ - горюче-смазочные материалы;

ПК - производственный коллектив (труд); ГИ - готовые изделия;

Т - товар.

Выполняя маркетинговые исследования (МИ) товаропроизводитель, прежде всего, хочет получить следующую информацию:

- о целевом рынке будущего товара («новинки»);

- вид товара, который требуется этому рынку и разработка которого под силу проектному подразделению данного предприятия;

- объём спроса данного товара целевого рынка, т.е. экономически целесообразно ли запускать в производство прогнозируемый объём нового товара;

- предельные сроки «выхода» нового товара на рынок, т.е. успеют ли проектные службы разработать «новинку» и выпустить рабочую документацию, прежде чем появиться на рынке товар конкурента;

- какова ожидаемая прибыль от реализации «новинки», т.е. обеспечит ли себестоимость выпускаемой «новинки» надлежащую прибыль.

При получении положительных ответов на результаты маркетингового исследования товаропроизводитель принимает решение о проектировании нового изделия (товара), т.е. начинается «Техническая подготовка производства (ТПП) новинки».

Здесь следует отметить, что понятие изделие и товар не являются синонимами. Результатом выполнения ТПП является создание полного комплекта конструкторско-технологической документации на

изделие, которое будет выпускаться данным предприятием. Изделие «превращается» в товар, когда оно «поступает» в каналы сбыта, т.е. когда изделие «имеет» стоимостный эквивалент - какую-либо цену.

Для производства «новинки» необходимо организовать «Технологическое множество». Под технологическим множеством понимается вся совокупность технологических процессов, которые предусмотрены технологической документацией на «новинку». Что бы осуществлять технологическое множество, необходимо создать (организовать) основное производства (ОП). Работу ОП должно обеспечить вспомогательное хозяйство (ВХ) предприятия.

Для функционирования основного и вспомогательного производства предприятию требуется исходные материалы (ИМ), в виде сырья, основного материала, вспомогательного материала и всевозможных покупных комплектующих изделий, а также топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) и горючесмазочные материалы (ГСМ).

Завершающим этапом организации производственного процесса изготовления «новинки» является формирование производственного коллектива (ПК): набор рабочих, ИТР и служащих; обучение и распределение по рабочим местам; научная организация труда и т.д.

В результате создаётся производственный комплекс, результатом функционирования которого является готовое изделие (ГИ). Продукт труда может считаться готовым изделием только тогда, когда представитель отдела технического контроля (ОТК) сделает соответствующее заключение - «годен».

ГИ проходит несколько стадий, прежде чем поступит в эксплуатацию потребителя:

- после технического контроля, осуществляется, по необходимости его консервация и упаковка в транспортировочную тару и отправка на «склад готовой продукции»;

- на складе готовой продукции формируется отправочная партия, которая отгружается заказчику, причём, погрузка должна осуществляться за счёт товаропроизводителя;

- физическая связь товаропроизводителя с готовым изделием прекращается полностью после того, как получена «расписка» от транс-портной организации в приёме груза. Этот момент, для товаропроизводителя, модно считать «точкой превращения» готового изделия в «товар» (Т).

Так как груз подлежит обязательному страхованию, то учёт и контроль прохождения груза по каналам реализации осуществляется, как в количественном, так и в стоимостном выражениях, т.е. осуществляется стадия ГИ - «в пути к потребителю»;

Следует различать понятия покупатель и потребитель. Под покупателем понимается любое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар с целью быть его собственником, для чего он должен заплатить денежный эквивалент изделия (товара) и в

дальнейшем направить товар в каналы сбыта. Покупателя, приобретающего товар с целью его эксплуатации, т.е. он «превращает» товар обратно в изделие, необходимо называть потребителем.

Отсюда следует, что при выполнении МИ товаропроизводитель должен особо уделять внимание не столько покупателю вообще, сколь- ко потребителю, так как он предоставляет наиболее достоверную информацию об аналогичном изделии (товаре);

- завершающей стадией готового изделия (товара) - «готовые изделия в расчетах с потребителем», наступает с момента получения потребителем товара до момента поступления оплаты за товар на счета товаропроизводителя.

Инновационные мероприятия производственного процесса отражены в предлагаемой модели векторами:

- вектор 1 - инновационные возможности выполнения маркетинговых исследований;

- вектор 2 - инновации научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию «новинки»;

- вектор 3 - инновационные возможности производственного процесса;

- вектор 4 - инновационные возможности материально-технического снабжением (МТС);

- вектор 5 - инновации научной организации труда;

- вектор 6 - инновации внепроизводственной сферы предприятия (каналов сбыта);

- вектор 7 - инновации каналов продвижения товара.

Инновационные возможности выполнения МИ зависят от многих факторов как рыночных, так и производственных.

Результатом выполнения ТПП обычно является создание опытного образца, который полностью соответствует товарному виду и отве- чает всем требованиям технических условий (ТУ) на изделие.

Опытный образец подвергается эксплуатационноклиматическим испытаниям по заранее установленной и утверждённой программе. Если результаты испытаний удовлетворяют, то приступают к выпуску опытной (установочной) партии «новинки». Опытная партия изготавливается дискретным способом, т.е. без создания специализированного производства (участка, цеха), на существующем предприятии, а иногда и с привлечением других организаций. Вся опытная партия поступает на рынок. По этому рынку повторно осуществляют МИ с целью получения следующей информации:

• во-первых, принял ли рынок «новинку»;

• во-вторых, полностью ли удовлетворяет «новинка» потребность потребителя;

• в-третьих, какие конструкторско-технологические изменения необходимо выполнить для успешного продвижения «новинки» на данном рынке и т.п.

Инновационные возможности технологического множества производства «новинки» прежде всего,

должны быть направлены на совершенствование технологических процессов, т.е. внедрение энерго- и материалосберегающих технологических процессов и снижение трудоемкости операций технологических процессов.

Инновационные возможности материальнотехнического снабжением (МТС) во многом предопределяются надежностью поставщиков.

Повышение надежности поставщиков приводит к сокращению запасов материальных ресурсов на складах товаропроизводителя, что значительно сокращает оборотные средства и как результат приводит к снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Инновации научной организации труда предусматривает, широкий спектр использования врожденных, инстинктивных и приобретенных мотивационных «начал» (потребностей) человека.

Основу внепроизводственной среды предприятия составляют работы связанные со сбытом готовой продукции. Это, прежде всего, предпродажный сервис готовой продукции, складские и транспортные работы, обслуживание каналов сбыта: канала физического перемещения товара, канала документооборота, платежного канала и информационного канала «[3].

Основным направлением инновационной деятельности каналов продвижения товаров является -совершенствование рекламы, т.е. реклама должна доступно и достоверно отражать «что будет иметь!» покупатель (потребитель), покупая рекламируемый товар.

Основу любого производственного процесса составляет экономика производства, инвестирование которой в данной модели представлено следующими векторами:

• вектор А - бюджет на проведение маркетинговых исследований;

• вектор Б - бюджет на выполнение научноисследовательских работ (НИР) и опытноконструкторских работ (ОКР) по созданию (проектированию) нового изделия (товара). На практике часто называют этот финансовый документ «Сметой затрат на НИР и ОКР»;

• вектор В - производственный капитал (производственного участка, цеха или предприятия в целом);

• вектор Г - бюджет материально-технического снабжения;

• вектор Д - фонд заработной платы (участка, цеха, предприятия);

• вектор Е - бюджет «внепроизводственных расходов» (сбыта);

• вектор Ж - бюджет содержания каналов продвижения товара (реклама, выставки, презентации и т.п.).

Рассмотрев предложенную модель производственного процесса становится очевидным, что инновационные и маркетинговые мероприятия необхо-

димо осуществлять локально и целенаправленно в конкретных «местах» производства, того или иного товара, в плоть до рабочих мест. Например, внешний вид товара не отвечает «потребительскому качеству», то необходимо корректировать ТПП, а именно - конструкторскую проработку; в определённом месте товара качество выполненной работы неудовлетворительно - необходимо в ОП выявить то рабочее место, которое допустило брак, выявить причины и оперативно устранить их; некоторый исходного материала в товаре надо заменить - необходимо во ВХ организовать материально-техническое снабжение «нового» исходного материала и т. д.

Литература

1. Сыров В.Д. Организационно-экономическая модель производственного процесса. В кн.: Информационные формы развития региональной экономики. Сборник статей преподавателей и аспирантов ВлГУ. Под общей редакцией проф. С.А. Максимова -Владимир, Собор, 2008. с 203 - 208.

2. Сыров В.Д. Производственное диффундирование маркетинга - насущная задача современного производства. В кн.: Вестник тульского гос. ун-тета. Сер. Экономика. Управление. Финансы: Сборник докладов Х Всероссийской научно-практической конференции. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. с. 383 - 388.

3. Сыров В.Д. Управление маркетингом: Учеб. пособие для студентов всех форм обучения / Вла-дим. гос. ун-т Владимир, 2004. 52 с. ШВМ 5-89368-9.

® 8-904-033-94-27

Ключевые слова: инновации, инновационные

возможности, производственный процесс, инвестиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.