Научная статья на тему 'Организационная модель комплексного инновационного процесса на предприятиях АПК'

Организационная модель комплексного инновационного процесса на предприятиях АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ / МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / ПРЕДПРИЯТИЕ АПК / ИННОВАЦИИ / МАРКЕТИНГ / ПРОИЗВОДСТВО / ФИНАНСЫ / РЫНОЧНЫЕ РИСКИ / MANAGEMENT OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF AN ENTERPRISE / A MODEL OF A COMPLEX INNOVATIVE PROCESS / AN AIC ENTERPRISE / INNOVATIONS / MARKETING / PRODUCTION / FINANCES / MARKET RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авезов Арслан-али Мурзабекович

В настоящей статье предложена авторская модель комплексного инновационного процесса на предприятии АПК, основанная на параллельно-последовательном подходе к разработке и выведению новшества на рынок, где совместно с последовательным протеканием этапов инновационного процесса особую роль приобретает параллельное принятие решений отделами маркетинга, инноваций, производства, финансов и руководством на каждом из этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL MODEL OF A COMPLEX INNOVATIVE PROCESS AT AIC ENTERPRISES

The present article offers a proprietary model of a complex innovative process at an AIC enterprise based on parallel-sequential approach to the development and market launch of an innovation, where together with a sequential flow of the stages of the innovative process parallel making decisions by marketing, innovations, production, finance departments and the management at each of these stages plays a special role.

Текст научной работы на тему «Организационная модель комплексного инновационного процесса на предприятиях АПК»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

АВЕЗОВ А-А.М.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ПР ЕДПРИЯТИЯХ АПК

Аннотация: В настоящей статье предложена авторская модель комплексного инновационного процесса на предприятии АПК, основанная на параллельно-последовательном подходе к разработке и выведению новшества на рынок, где совместно с последовательным протеканием этапов инновационного процесса особую роль приобретает параллельное принятие решений отделами маркетинга, инноваций, производства, финансов и руководством на каждом из этапов.

Ключевые слова: управление инновационным потенциалом предприятия, модель комплексного инновационного процесса, предприятие АПК, инновации, маркетинг, производство, финансы, рыночные риски.

AVEZOV А-А.М.

ORGANIZATIONAL MODEL OF A COMPLEX INNOVATIVE PROCESS AT AI C ENTERPRISES

Abstract: The present article offers a proprietary model of a complex innovative process at an AIC enterprise based on parallel-sequential approach to the development and market launch of an innovation, where together with a sequential flow of the stages of the innovative process parallel making decisions by marketing, innovations, production, finance departments and the management at each of these stages plays a special role.

Keywords: management of the innovative potential of an enterprise, a model of a complex innovative process, an AIC enterprise, innovations, marketing, production, finances, market risks.

В ходе инновационного процесса предприятие АПК создает новые потенциальные возможности, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, изучает представление потребителей о них, разрабатывает новую продукцию или технологию, испытывает ее и внедряет на рынок.

В 1970-е гг., когда формировалась децентрализованная структура управления, в производственных отделениях создавались отделы НИОКР, маркетинга, сбыта, специализированные по товарному принципу. При этом цикл «научные исследования - производство - сбыт» осуществлялся как линейный процесс, т. е. разработанная в отделе НИОКР концепция продукта, инженерно-техническая документация и прототип продукции передавались последовательно в отдел производства и затем сбыта. В результате на каждом этапе цикла в реализацию нововведения вовлекался все новый персонал, не принимавший участия на предыдущих стадиях создания продукта. И, следовательно, ответственность за разработку, производство и сбыт в рамках производственного отделения переходила от одних групп-исполнителей к другим. Этот подход отражает высокий уровень специализации в рамках производственных отделений и предполагает раздельное финансирование и планирование как новой продукции, так и традиционных видов изделий. Такая организация инновационного процесса получила в свое время широкое распространение и продолжает эффективно использоваться во многих компаниях. В 1980-е г. бурное развитие научно-технического прогресса, в первую очередь в наукоемких отраслях, обусловило переход к новой системе управления, предполагающей выделение управления инновационным процессом в самостоятельный объект управления. В результате появились гибкие структуры сквозного управления инновационной деятельностью, использующие горизонтальные связи между подразделениями НИОКР, производства и сбыта. Потребовалось усиление согласования деятельности как между отделами НИОКР, производства и сбыта в производственных отделениях, так и с функциональными подразделениями на разных уровнях управления.

Исходной сферой, где рождаются наиболее революционные новшества, является наука. От момента зарождения инновационной идеи до ее практического применения в народном хозяйстве научная разработка проходит ряд стадий.

Инновационный процесс является и по структуре и по внутренним и внешним взаимосвязям многосложным явлением и связан с решением обширного ряда проблем, причем не только научно-технического, но также и социально-экономического и организационного характера.

В зависимости от масштабов производства, ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия АПК, характера продукции, традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли и ряда других факторов предприятие АПК может осуществлять (см. рис. 1): полный инновационный цикл, т. е. полный цикл НИОКР (теоретические и поисковые ФИ, прикладные НИР, ОКР), освоение, производство, сбыт; фундаментальные поисковые и прикладные НИР, ОКР, освоение, производство, сбыт; прикладные НИР, ОКР, освоение, производство, сбыт; ОКР, освоение, производство, сбыт; только освоение, производство, сбыт; только производство и сбыт. Указанные работы могут быть выполнены как собственными силами, так и внешними научными организациями, причем данное предприятие может быть собственником или совладельцем интеллектуального продукта, или не быть таковым.

Инновационный процесс состоит из множества последовательных этапов, на каждом из которых нужно принимать соответствующие обоснованные решения. Разработка новшества должна быть четко спланирована и каждый этап её создания тщательно проработан.

Основная цель такого подхода к разработке и выведению новшества на рынок заключается в тщательной проверке новинки на соответствие потребностям потребителя, что значительно снижает рыночный риск. Однако вместе с этим может возникнуть другая опасность, а именно: запоздалый вывод нового продукта на рынок.

Рис. 1. Организация инновационного процесса на агропромышленном предприятии

При последовательном подходе к инновационному процессу разработка новшества ведётся примерно по следующей схеме. Сначала ведется научно-исследовательский поиск, который воплощается в некую идею. Затем на стадии опытно-конструкторских работ идея получает материальное выражение в форме некоторого продукта, после чего производственное подразделение проверяет техническую и промышленную обоснованность идеи. Здесь инновационная цепочка может не перейти в следующее звено, а снова вернуться на начальную стадию научно -исследовательских работ для проведения дополнительных научных испытаний ввиду производственной несостоятельности. Этот процесс может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, и, когда оформленная новинка готова для выхода на рынок, она может оказаться уже устаревшей.

Избежать подобной ситуации можно при применении параллельно-последовательного подхода к инновационному процессу. Некоторые компании в целях сокращения времени предпринимали попытки ввода принципа «одновременной разработки товара» функциональными

подразделениями [1]. В литературе [1]1 также рекомендовалось осуществлять прохождение стадий разработки новшества параллельно, однако детальной схемы такого процесса представлено не было.

Рис. 2. Организационная модель комплексного инновационного процесса

1 Так, когда компания «Ford» изменила последовательность рассмотрения проекта и направила его параллельно в технический и финансовый отделы, экономия времени составила три с половиной месяца.

В настоящей статье представлена модель инновационного процесса с применением параллельно-последовательного подхода к разработке и выведению новшества на рынок. Данная модель представлена в виде схемы (рис. 2), из которой видно, что в инновационном процессе задействованы основные функциональные подразделения (финансы, инновации, производство и маркетинг), участвующие в разработке и реализации инновационного проекта.

Деятельность руководства предприятия АПК не получила отражения в схеме, ввиду того что связь с покупателями, как конечными потребителями новшества, осуществляется, в основном, специалистами среднего звена, поэтому именно им в большей степени известны проблемы клиентов. Топ-менеджеры, по замыслу модели, привлекаются для принятия решения о переводе новинки в следующий этап или отказе от нее.

Здесь следует особо подчеркнуть смысл и значение параллельного принятия решения отделами маркетинга, инноваций, производства, финансов и руководством. Такой подход позволяет, во-первых, совместно оценить рыночные, научно-технические, производственные и финансовые перспективы новшества. Важно, чтобы относящаяся к инновационному проекту информация была известна всем. Производству необходимо знать о потребностях покупателей, финансовому отделу о научно-технических разработках и т. д.

Во-вторых, данный подход предполагает объединение ответственности между исполнителями инновационного проекта за его реализацию, работу в команде и исключение в будущем взаимных обвинений.

В-третьих, совместное принятие решения о переходе на следующий этап подразумевает также и общее участие в принятии решения об отказе от выдвинутых идей как на стадии генерации и отбора, так и на последующих этапах инновационного процесса, вплоть до коммерциализации. Такого рода решения являются стратегическими, т. к. от них зависит вся дальнейшая деятельность предприятия АПК.

Кроме того, ошибки, допущенные при разработке и тем более при выведении новинок на рынок, несут угрозу не только утраты значительных финансовых средств, но и выживания предприятия в целом.

Разработка любой новинки начинается с генерации идей — постоянного и систематического поиска возможностей создания новшества. Для успешной деятельности на рынке предприятие АПК должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они ни появлялись.

Процесс прохождения идеи в компании представлен нами в виде схемы (рис. 3), на которой подробно изложены все этапы движения идеи от её возникновения вплоть до воплощения в инновационный проект.

Источники возникновения идей могут быть различными. Среди них выделим следующие: потребители, оптовые покупатели, поставщики, конкуренты, производственники, маркетологи, технологи, специализированные инновационные организации и т. д.

Важным источником инновационных идей является деятельность конкурентов. Появление новинки на рынке чаще всего становится отправной точкой поиска конкурирующего новшества. Отметим также, что имитация инноваций, а иногда и прямое заимствование идей и разработок являются хоть и неэтичной, но реальной практикой рыночного поведения предприятий АПК.

Еще одним важным источником идей являются собственные проблемы техники и технологии предприятия АПК. Иногда, решая незначительную инженерную задачу, касающуюся нужд предприятия, приходят к открытиям или изобретениям, совершающим настоящий переворот в целой отрасли.

В последние десятилетия все более важными источниками идей стали проблемы экологии, в частности утилизации отходов. Необходимость как-то использовать мусор приводит к возникновению нужных людям новшеств.

За возникновением идей на этапе научно-исследовательских работ (НИР) следует отбор наиболее перспективных из них. Именно здесь закладывается основа будущего инновационного проекта. При этом основная задача заключается в обеспечении соответствия будущего инновационного проекта и последующей его интеграции в общую стратегию развития предприятия АПК. Кроме того, идея должна отвечать социальным, экологическим, культурным и другим стандартам.

Практика показывает [1], что в процессе отбора инновационных идей совершаются, как правило, две ошибки. А именно: можно остановиться на проекте, который окажется неэффективным, либо отказаться от действительно перспективной идеи. Для минимизации подобного риска необходимо рассмотреть как можно больше идей. В этом случае риск неудачи значительно снижается. Отметим, что для достижения поставленных перед предприятием АПК инновационных задач во время отбора идей необходимо осуществить тщательный нефункциональный анализ, затем провести совместную проверку полученных результатов и дать оценку выдвинутой идее. Здесь возможны два вида решения — отказ от идеи или дальнейшее её рас-

Рис. 3. Схема процесса прохождения идеи в компании

смотрение. Кроме того, во время отбора идей необходимо определить возможность патентования новой продукции, а также решить все связанные с этим вопросы. При дальнейшем рассмотрении идеи анализируется её связь с накопленным архивом, в результате чего идея может быть дополнена имеющимися наработками, если с ними имеются хоть какие-нибудь точки соприкосновения.

После краткой формулировки идеи проводится анализ возможности её реализации, в результате которого принимается решение либо о помещении идеи в архив, либо о её реализации. Идея может быть помещена в архив в следующих случаях: недостаток финансовых средств и невозможность их заимствования, недостаток основных средств, значительная нехватка персонала или низкая его квалификация, недопустимый для предприятия АПК высокий уровень риска и пр.

В случае принятия решения о реализации идеи назначается исполнитель и разрабатывается инновационный проект.

Итак, во время научно-исследовательских работ (НИР) возникают и отбираются инновационные идеи, часто реализуемые в виде изобретений. В свою очередь, НИР можно разбить на несколько следующих стадий [4].

1. Разработка технического задания. Анализируют патентную и научно-техническую информацию по отечественным и зарубежным работам данного направления. На основе этого уточняют задачи исследований, разрабатывают технико-экономическое обоснование темы2. Затем заказчик или головная организация составляют и согласовывают техническое задание (ТЗ), составляют календарные графики разработки и плановую калькуляцию темы.

2. Разработка технического предложения. Анализируют техническое задание, подбирают и анализируют источники научно-технической информации, разрабатывают, согласовывают и утверждают техническое предложение (ТП).

3. Проведение теоретических и экспериментальных исследований. Это основная продуктивная стадия, состоящая из нескольких этапов:

2 Тема — совокупность стадий, охватывающих фундаментальные и прикладные научные исследования по определенной проблеме.

3.1. Теоретические разработки, в процессе которых проверяют научные и технические идеи, основой для которых является углубленное изучение и использование результатов 1-й и 2-й стадий; разрабатывают методику исследований, схемы, теоретические обоснования, расчеты, выявляют необходимость экспериментальных работ, составляют методику их проведения.

3.2. Проектирование, изготовление макетов и экспериментальных образцов. В результате в экспериментальные цехи или опытное производство выдают рабочие чертежи макетов, образцы, специализированные стенды для проведения испытаний. В процессе изготовления осуществляется контроль их качества и комплектности.

3.3. Экспериментальные работы, осуществляемые, как правило, в экспериментальных цехах или на опытном производстве. В результате устанавливается степень соответствия полученных данных расчетам и теоретическим выводам; вносятся исправления в разработанные схемы, расчеты, проекты.

4. Оформление результатов НИР. Составляют отчетную документацию, включая материалы по новизне и целесообразности использования результатов НИР, по экономической эффективности темы. На этой стадии может быть создан проект ТЗ на опытно-конструкторские работы (ОКР) по итогам проведенных исследований.

5. Приемка темы. Обсуждение и утверждение результатов на научно-техническом совете данной организации и подписание заказчиком акта о принятии НИР.

Следует отметить, что комплексное проведение НИР по определенной целевой программе позволяет не только решить научно-техническую проблему, но и создать достаточный задел для более оперативного и качественного проведения КПП и ТПП, значительного сокращения объема доработки проекта по результатам испытаний опытных образцов в процессе КПП, более быстрого освоения производства новых изделий в процессе ТПП.

Параллельно с научно-исследовательскими работами финансовый отдел осуществляет поиск источников инвестиций на инновации и оценивает размеры необходимых вложений, а производственное подразделение проводит анализ своих возможностей по реализации инновационной идеи. Размер инвестиций финансовый отдел определяет совместно с инновационным и производственным подразделениями.

Основная же задача отдела маркетинга на данном этапе заключается в правильном сегментировании рынка и позиционировании будущего продукта, которые осуществляются с целью уяснения потенциальных возможностей выхода предприятия АПК с новым продуктом на рынок.

После внесения всех необходимых корректировок руководством предприятия АПК принимается решение о продолжении реализации инновационного проекта. Если данное решение является положительным, то начинается этап проведения опытно-конструкторских работ (ОКР) и разработка бизнес-плана. На этом этапе особое внимание уделяется финансовому анализу и тщательной оценке рисков, а также маркетинговым исследованиям и оценке конкурентоспособности.

Финансовому подразделению, в свою очередь, необходимо привести все расчеты в соответствие с требованиями оформления бизнес-плана. При этом особое внимание следует уделить издержкам, которые предприятие АПК понесет в случае неудачи нового продукта на рынке.

Отметим, что стадия ОКР учитывает результаты предыдущего этапа инновационного процесса — НИР и играет решающую роль в формировании технического уровня будущей продукции, поскольку здесь закладываются основные технические параметры и конструкторские решения новшества, недостатки которых трудно компенсировать на последующих этапах. Также отметим, что ОКР осуществляются в процессе конструкторской подготовки производства (КПП). На данном этапе научные идеи воплощаются в чертежи, а затем в опытные образцы, проводятся их всесторонние испытания с целью выявления их соответствия установленным требованиям.

Конструкторская подготовка производства (КПП) включает в себя разработку и совершенствование технологических процессов и документации на основное изделие, на технологическую оснастку, на нестандартное оборудование, на средства для контроля качества и испытаний продукции. В процессе КПП необходимо учитывать основные требования экономического, эксплуатационного, конструкторского, технологического, организационно-производственного характера к новой продукции.

К важнейшим экономическим требованиям относятся снижение удельной себестоимости (на единицу массы, мощности, производительности и пр.) по сравнению с базовой (заменяемой) продукцией, рост производительности труда и т. п.

Главными эксплуатационными требованиями являются высокая производительность, достаточная надежность, транспортабельность, хорошая сохраняемость, безопасность работы, соответствие экологическим, эргономическим и эстетическим критериям.

Важнейшие конструкторские требования — это соответствие выбранных параметров продукции условиям ее эксплуатации, повышение мощности и рабочих скоростей, автоматизация регулирования и управления, унификация материалов, деталей, узлов и др.

К основным технологическим требованиям относятся соответствие конструкции оптимальным технологическим условиям ее изготовления, возможность типизации, механизации и автоматизации производственных процессов, обеспечение рациональных методов контроля и т. п.

Важнейшими организационно-производственными требованиями являются соответствие конструкции условиям ее изготовления, возможность специализации производства и т. п.

Требования, состав работ, основные показатели КПП регламентируются стандартами, в которых раскрываются основные функции заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя продукции, включая порядок разработки, согласования и утверждения технических заданий, порядок испытания опытных образцов и продукции серийного и массового производства. В стандартах «Единой системы конструкторской документации» (ЕСКД) определены следующие основные стадии КПП: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации. В техническом задании, подготавливаемом заказчиком или разработчиком, обосновывается целесообразность и эффективность создаваемого нового продукта, определяются назначение и основные потребительские свойства новшества, его эксплуатационные параметры, обосновывается спрос на изделие и годовой объем выпуска, а также его прогрессивность (технический уровень). Проводится предварительный экономический анализ с определением предельной цены новшества. Техническое предложение подготавливается разработчиком на основе технического задания и содержит технико-экономическое обоснование конкретной продукции. Выполнение работ на этой стадии должно полностью определять возможность удовлетворения всех требований технического задания в данных производственных условиях. При создании эскизного проекта разрабатывают кинематические, электрические и другие необходимые схемы, чертежи общих видов, составляют спецификации сборочных единиц, в т. ч. унифицированных и покупных, изготавливают макеты, а также проводят промежуточный технико-экономический анализ.

Технический проект содержит результаты конструкторской разработки отдельных узлов и агрегатов изделия. На этой стадии требуется не только дать конструкторское оформление всех компонентов изделия (кроме детальных чертежей), но и провести большое количество расчетов, связанных с обеспечением прочности, жесткости, надежности всех сборочных единиц изделия, и обеспечить минимальные издержки производства при соблюдении всех эксплуатационных требований к изделию, т. е. высокую технологичность конструкции.

Разработка рабочей документации включает: чертежи и документацию опытного образца, на основе которых его изготавливают и испытывают, а затем в случае необходимости корректируют представленные чертежи и документацию; документацию установочных серий, на основе которой они изготовляются и испытываются, по результатам корректируется конструкторская документация; документацию серийного или массового производства, являющуюся основой для изготовления и испытания опытной партии.

После испытаний документы корректируют и передают технологическим службам для проектирования технологического процесса производства.

Технологическая подготовка производства (ТПП) представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия к выпуску продукции заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах [4].

Основная цель ТПП — обеспечение необходимых условий для достижения полной готовности любого типа производства (единичного, серийного, массового) к выпуску продукции заданного качества в оптимальные сроки при минимуме трудовых, материальных и финансовых затрат. Организация ТПП зависит от типа производства. На предприятиях единичного и мелкосерийного производства ТПП осуществляется обычно децентрализованно, в то время как на предприятиях крупносерийного и массового производства — централизованно [5].

Работа на всех стадиях ТПП подчиняется стандартам единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП), под которой понимается установленная государственными стандартами система организации и управления ТПП, предусматривающая широкое применение прогрессивных типовых технологических процессов, стандартные технологическое оборудование и оснастку, средства механизации и автоматизации производственных процессов, инженерно-технических и управленческих работ [4].

В процессе технологической подготовки производства разрабатываются: техническое задание, в котором на основе анализа действующей на предприятии системы ТПП разрабатываются предложения по ее совершенствованию; технический проект, в котором определяются назначение, требования к системе ТПП и отдельным ее элементам, общая структурная схема ТПП, организационная структура служб, основные положения по организации и управлению

_РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №1, 2014_

процессом ТПП, алгоритмы для постановки и решения задач средствами вычислительной техники и т. п.; рабочий проект, включающий разработку оригинальных, типовых и стандартных технологических процессов, стандартов предприятия на средства технологического оснащения, документации на организацию специализированных рабочих мест и участков на основе типовых и стандартных технологических процессов и методов групповой обработки деталей, рабочей документации для решения задач с помощью ЭВМ, информационных массивов, организационных положений и должностных инструкций.

На этапе ТПП окончательно решаются задачи, связанные с обеспечением технологичности конструкций, собственно технологического проектирования (разработка технологических маршрутов и процессов), нормирования (расчеты трудоемкости операций и материалоемкости деталей), конструирования (оснастка, специальное и вспомогательное оборудование), производства (изготовление специальной оснастки и оборудования) и, наконец, его отладки и освоения.

На предприятиях единичного и мелкосерийного производства ТПП ведется обычно децентрализованно. На предприятиях крупносерийного и массового производства ТПП обычно выполняется централизованно.

В основу современной организации ТПП заложен принцип разделения работ на создание типовых и перспективных технологических процессов, разрабатываемых в соответствии со специализацией предприятия, и проектирование единичных технологических процессов по конкретному заказу.

Типовым называется технологический процесс, характеризующийся единством содержания и последовательности большинства технологических операций и переходов для группы изделий с общим конструктивным признаком. Перспективный технологический процесс представляет собой результат инновационной разработки технологического процесса, который соответствует мировому уровню развития технологии или даже опережает его.

Документация на единичные технологические процессы содержит дополнительные указания и сведения по оригинальным элементам технологического процесса, а также детализацию типовых и перспективных технологических процессов в соответствии с конкретными организационно-производственными условиями.

Разработка технологического процесса проходит следующие стадии:

1. Разработка межцеховых технологических маршрутов для всех составных частей изделия, устанавливающих последовательность их прохождения по подразделениям предприятия (расцеховка). Определяется возможность производства заготовок силами собственного производства, устанавливаются основные методы изготовления деталей и подразделения, отвечающие за их производство; определяется номенклатура производственной программы цехов, специализация и кооперирование основного производства. В условиях единичного и мелкосерийного производства при универсальном оборудовании и технологической оснастке, высокой квалификации рабочих расцеховка может оказаться достаточной для изготовления деталей и выполнения сборки.

2. Разработка маршрутных карт и операционных технологических процессов. Маршрутный процесс разрабатывается укрупненно и оформляется маршрутной картой, содержащей перечень и последовательность технологических операций, состав оборудования, технологическую оснастку, укрупненную норму времени без указания переходов и режимов обработки. Операционный технологический процесс оформляется операционными картами, конкретизирующими технологические операции до переходов и режимов обработки. Одновременно на данной стадии устанавливают нормы расхода материалов на изделие, пооперационные нормы времени или выработки и оптимальной планировки рабочих мест, коэффициенты оснащенности, номенклатуру специализированного и унифицированного оснащения и специализированного оборудования.

3. Проектирование и изготовление технологической оснастки. Перечень и количество оснастки зависит от ряда факторов: качественных особенностей конструкции, типа производства и объема выпуска изделий. Всю номенклатуру оснастки разбивают на несколько очередей (по срокам изготовления). К нулевой очереди относят те виды оснастки, без которых изготовление изделия невозможно или крайне затруднительно; к первой очереди — те виды, которые необходимы для освоения производства изделия; ко второй — те, которые требуются для полного развертывания производства.

4. Выверка, отладка и сдача в эксплуатацию технологического процесса (документации, оснастки) производственными цехами, изготовление опытного образца и опытной партии.

В отечественной и зарубежной практике освоения производства существуют три основных метода перехода на выпуск новой продукции: последовательный, параллельный и параллельно-последовательный [4].

При последовательном методе переход на выпуск изделия новой конструкции осуществляется путем остановки всех производственных цехов предприятия. На этот период ставится

задача освоения разработанных заблаговременно технологических процессов изготовления деталей, узлов и сборочных операций по новому изделию. Старое оборудование демонтируют, устанавливают новое, меняют подъемно-транспортные средства, осуществляют перепланировку, изготовляют оснастку и инструмент. Для этого метода характерны значительные экономические потери, определяемые временным прекращением выпуска продукции.

Переход без остановки производства возможен лишь в условиях, когда высок коэффициент преемственности, т. е. фактически осуществляется переход на новую модификацию одного и того же изделия.

При параллельном методе осваивается новая продукция на площадях, используемых лишь в период отладки производства, или на новых площадях, которые впоследствии становятся основными производственными площадями.

В первом случае создаются небольшие временные участки и цехи, которые предназначены для отладки технологических процессов и которые работают наряду с основными цехами, выпускающими изделия старой модели. После того как оборудование и оснастка новых технологических процессов будут отлажены, мастера, наладчики и рабочие обучены, оборудование таких участков и цехов передается в основные цехи, где затем осуществляется их перепланировка. Остановка производства ведет к некоторым потерям в выпуске продукции, правда, существенно меньшим, чем при последовательном методе.

Во втором случае, характерном для расширяющегося производства, создаются параллельные цехи, в которых отлаживаются и осваиваются технологические процессы изготовления новых изделий, но по завершении отладки, в отличие от первого случая, основное производство остается в этих вновь организованных цехах. Некоторое время предприятие имеет два производственных потока. Поток для выпуска старой продукции работает по убывающему графику, а для выпуска новой продукции — по нарастающему графику.

При параллельно-последовательном методе процесс освоения выпуска новой продукции делится на несколько этапов. В течение этого времени осваивается часть агрегатов, узлов. В результате достигается снижение потерь по сравнению с другими методами перехода на выпуск новой продукции, т. к. уровень готовности оснастки и специального оборудования для агрегатов и узлов, входящих в очередной осваиваемый этап, может быть доведен до 100%. В результате оказывается возможным быстрое освоение технологических процессов и введение технически обоснованных норм выработки.

При любом варианте безостановочного перехода необходимо осуществить целый комплекс организационно-технических мероприятий. Испытания изделий, выпуск чертежей, проектирование технологических процессов и технологической оснастки, ее изготовление ведутся параллельно-последовательным методом. Сборочные конвейеры, при наличии таковых, приспосабливают для выпуска как старой, так и новой модели. После создания запасов инструмента для выпуска старой модели мощности инструментальных цехов полностью переключают на обеспечение выпуска новой продукции. Затем изготовляют детали новой модели и собирают опытную партию агрегатов и узлов с целью проверки как технологических процессов, так и качества самой конструкции.

Процесс внедрения новшества на рынок называется процессом коммерциализации. Всей проектной группе следует решить где, когда и при каких обстоятельствах лучше представить новый продукт. При этом за основу следует взять концепцию адаптации потребителей. На данном этапе вероятность первых неудач достаточно велика, однако многие из них легко поправимы. Поэтому на основании первых полученных данных по реальным продажам оценивается их эффективность и рассматриваются различные возможности дополнительного сегментирования рынка.

В случае успешного вывода новшества на рынок начинается его серийное производство, распространение, сервисное обслуживание и т. д. Работа над инновационным проектом завершается получением прибыли и её перераспределением в другие проекты.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Инновационный процесс чрезвычайно сложен в силу следующих обстоятельств. Во-первых, успешные идеи должны быть найдены на ранних стадиях данного процесса. Во-вторых, процесс разработки продукта является чрезвычайно затратным. Поэтому, чтобы преуспеть, необходимо доводить до стадии разработок только наиболее перспективные идеи. В инновационном процессе должны быть задействованы основные функциональные подразделения предприятия, а именно: финансы, инновации, производство и маркетинг. Инновационный процесс должен осуществляться путём применения параллельно-последовательного подхода, что позволяет сократить время разработки и выведения новшества на рынок, а также повышает эффективность данного процесса. Перераспределяя прибыль, полученную от реализации инновационного проекта, в другие проекты, предприятие, во-первых, обеспечивает себе постоянное обновление товарной номенклатуры и ассортимента. Во-вторых, поддерживает высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. В-третьих, посредством инновационного портфеля распределяет экономический риск.

Литература

1. Дойль, П. Менеджмент : стратегия и тактика. — СПб. : Питер, 1999.

2. Дохолян, С. В., Магомедова, М. Э. Экономическая устойчивость агропромышленного предприятия : сущность и факторы //Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3. С. 117-135.

3. Дохолян, С. В., Гаджиева, Э. А. Модели управления эффективностью агропромышленного предприятия //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4. С. 146-159.

4. Основы отраслевых технологий и организации производства : учебник /Ю.М. Аносов, Л.Л. Бекренев, В.Д. Дурнев, Г.Н.Зайцев, В.А. Салтыков, В.К. Федюкин; под ред. В.К. Федюкина. — 2-е изд. — СПб. : Политехника, 2004.

5. Экономика предприятия : учебник; под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. — М. : ИНФРА-М, 2001. Bibliography

1. Doyle, P. Management: strategy and tactics. — SPb. : Piter, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dokholyan, S. V., Magomedova, M. E. Economic stability of an agro-industrial enterprise : substance and factors //Regional problems of economic transformation. 2011. No. 3. Pp. 117-135.

3. Dokholyan, S. V., Gadjieva, E. A. Models of management of the effectiveness of an agro-industrial company // Regional problems of economic transformation. 2010. No. 4. Pp. 146-159.

4. The foundations of industry technologies and production organization : a textbook / Yu. M. Anosov, L. L. Bekrenev, V. D. Durnev, G. N. Zaitsev, V. A. Saltykov, V. K. Fedyukin; under the editorship of V. K. Fedyukin. — 2nd edition. — SPb. : Polytechnics, 2004.

5. Enterprise economics : a textbook; under the editorship of A. E. Karlik, M. L. Shukhgalter. — M. : INFRA-M, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.