© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014.
— • —
УДК 61:1
ИННОВАЦИОННО И «В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ»
Т. Попов, М. Александрова, А. Воденичарова, И. Милев. Факультет общественного здравоохранения (ФОЗ), Медицинский университет (София, Болгария) , e-mail: [email protected]
Резюме
Факультет общественного здравоохранения (ФОЗ) был создан как четвертый факультет Медицинского университета Софии в 2001 г. по указу № 160/20.06.2001 г. (на основе преобразования факультета сестринского дела). Это является ответом на общественные потребности в квалифицированных медицинских кадрах в Болгарии в рамках системы высшего медицинского образования и отвечает всем требованиям, изложенным в Законе о высшем образовании и Указаниях к нему.
Для открытия ФОЗ, по словам Ц. Воденичарова (2), оказали поддержку ведущие институты стран Европейского союза (особенно Франции и Бельгии) и ВОЗ, при участии экспертов различных уровней международных и национальных учреждений. ФОЗ создан в ответ на возникшие требования Европейского союза в области общественного здравоохранения и особенно в поддержку изменений в парамедицинском секторе Болгарии.
В нашей системе здравоохранения на ФОЗ и соответствующие кафедры возложены соответствующие ответственные общественно-социальные задачи в плане реформы здравоохранения и медицинского обслуживания, а в более широком смысле в области реорганизации общественной и социальной жизни (5, 6). Также в соответствии с европейскими стандартами и практикой. В общем плане, все это способствует подготовке и реализации реформы всей системы здравоохранения в Болгарии и, в частности - особенно в системе профессиональной подготовки, образования и подготовки кадров по регулируемым специальностям. Соответственно, весь этот процесс
ориентирован на наше приближение к общим европейским стандартам с соответствующими параметрами и требованиями; к критериям отбора, квалификации и образовательному уровню специалистов в области общественного здравоохранения. Одним из главных приоритетов ФОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих оптимальным критериям и требованиям современной системы здравоохранения (5, 8). В этом духе и как декан Факультета общественного здравоохранения, проф. д.т.н. Цекомир Воденичалов отметил: "...миссия Факулътета общественного здравоохранения состоит в том, чтобы изменить традиционный медико-биологический образ медицинских знаний и перенести методы социального познания за пределы клинической медицины, а основной целью является развитие науки о здоровье населения" (1, с. 7).
ФОЗ имеет ведущую роль в разработке и реализации социально-либеральной модели здравоохранения. Поэтому Ц. Воденичаров определяет деятельность факультета и смежных кафедр как миссию. А именно: "укрепить потенциал специалистов общественного здравоохранения и управления здравоохранением с высокой степенью профессионализма, а также обеспечить более широкий доступ болгарских граждан к современной, устойчивой и высококачественной медицинской помощи. Создать новое поколение менеджеров здравоохранения, подготовленных к вызовам формирующегося динамичного рынка здравоохранения, несущим дух предпринимательства и уважающих университетские этические принципы практики здравоохранения" (2, с. 23).
Факультет общественного здравоохранения имеет три основные функции:
1. Создать стимулирующую и благоприятную учебную среду для нынешнего и будущих поколений специалистов общественного здравоохранения, менеджеров и ученых;
2. Сохранить и руководить научной деятельностью, требовательной и взыскательной по самой своей сути, подчеркивая научную методологию и вопросы научного исследования во всех учебных программах;
3. Взять на себя роль лидера в обществе и советовать, поддерживать и помогать тем, кто несет политическую и профессиональную ответственность за здоровье населения" (2).
Факультет общественного здравоохранения (ФОЗ) в настоящее время составляют девять кафедр, охватывающих почти полностью преподавательские и исследовательские потребности учреждения:
• Кафедра по вопросам политики и управления здравоохранением;
• Кафедра экономики здравоохранения;
• Кафедра профилактической медицины;
• Кафедра медицинской этики и права;
• Кафедра охраны труда;
• Кафедра медицинского образования;
• Кафедра здравоохранения;
• Кафедра социальной медицины;
• Кафедра оценки технологий здравоохранения.
Кафедры обеспечены большим числом квалифицированных научных кадров, чье число постоянно растет. Кроме того, постоянно растет специализация и усовершенствование преподавателей. Хорошими темпами идет рост преподавателей в научной карьере по специальностям и соответствующим титулам. По усмотрению руководства, как научная, так и педагогическая деятельность, идет очень хорошо. Высокое качество учебного процесса в ФОЗ осуществляется 22 профессорами, 33 доцентами, 20 главными ассистентами и 20 служащими администрации.
Значительная часть ассистентского состава ФОЗ защитили диссертации, находятся в процессе защиты или учатся в аспирантуре.
Издаются учебники, пишутся статьи. Преподаватели и студенты участвуют в различных научных форумах в Болгарии и за рубежом.
Созданы интерактивные связи с другими учебными заведениями и кафедрами.
Основным видом деятельности ФОЗ является обучение студентов и подготовка специалистов в области общественного здравоохранения.
В ФОЗ функционируют всего 6 бакалаврских и 4 магистерских программ очной и заочной форм обучения, а именно:
Бакалаврские программы -
• «Здравоохранение и управления здравоохранением»;
• «Охрана труда и работоспособность»;
• «Кинезотерапия»;
• «Управление здравоохранением»;
• «Акушерство»;
• «Медсестры», а также
Магистерские программы -
• «Здравоохранение и управления здравоохранением»;
• «Охрана труда и работоспособность»;
• «Управление здравоохранением»;
• «Стратегическое управление фармацевтической деятельностью».
В деятельности факультета общественного здравоохранения
выделяются следующие приоритеты: обучение в соответствии с европейскими стандартами; непрерывное обучение; повышение ответственности преподавательского состава; преобладание междисциплинарного подхода; партнерство с местными и международными учреждениями.
Таким образом, становятся ясными некоторые из главных задач, стоящие перед ФОЗ. Согласно Ц. Воденичарова (2, стр. 23-24), они таковы:
• Формирование нового поколения специалистов общественного здравоохранения и управления здравоохранением с высокой степенью профессионализма и надлежащим образом подготовленных к проводимой реформе в здравоохранении;
• Обеспечение обучения студентов на ФОЗ, соответствующего европейским стандартам, непрерывного обучения и методической поддержки политики в области здравоохранения и руководителей в модернизации болгарской системы здравоохранения;
• Создание нового поколения специалистов в области здравоохранения и управления здравоохранением, которые будут готовы ответить на вызов формирующегося динамичного рынка здравоохранения и в то же время являющимися носителями духа предпринимательства и уважающие универсальные этические принципы медицинской практики.
Причиной для фокусировки на этих приоритетах является значение деятельности в области общественного здравоохранения во всем мире.
Известно, что обучение в Европе в области общественного здравоохранения в течение многих лет развивается успешно и постоянно растет. Расширяется система учреждений, выпускающих специалистов, работающих в этой области.
В нашей стране также наблюдаются тенденции и события по расширению масштабов и эффективности деятельности в системе общественного здравоохранения. Поэтому возникает необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов. Они должны обладать знаниями и возможностями присоединиться к реформам в области здравоохранения.
Поэтому обучение ведется на основе широкого понимания роли общественного здравоохранения (9, 10). Таким образом, подготовка молодых специалистов имеет междисциплинарный характер. А обучение -интегрировано и всеобхватно.
Научная деятельность на ФОЗ проводится в соответствии с определенными программами и планами, соответствующими учебным планам. Они включают в себя очную и заочную формы обучения для преддипломной и последипломной квалификации.
Подготовка аспирантов имеет характер специализированной подготовки в области общественного здравоохранения, управления здравоохранением, политики в области здравоохранения, эпидемиологии и медицинского образования. ФОЗ проводит обширное обучение как врачей-специалистов так и не медиков, имеющих разные уровни образования. В этом направлении проводятся основные и тематические курсы различной продолжительности - в среднем по 40 в год. Подготовка аспирантов и специализация медицинского и немедицинского персонала организована в соответствии с условиями и положениями Закона о высшем образовании и правилами Министерства образования и Министерства здравоохранения.
Основное внимание в преподавании на Факультете общественного здравоохранения уделяется профилактике и экономике здравоохранения, медицинской этике. «Учебные программы обеспечивают многопрофильное обучение, соответствующее международным стандартам» (9, стр.26). Можно отметь, что «основной предпосылкой для современной подготовки в области общественного здравоохранения является полнота программы и философский подход» (3, стр. 25).
ФОЗ является и базой для подготовки аспирантов. Таким образом, на факультете проводятся специализации в нескольких направлениях:
• Социальная медицина и управление здравоохранением;
• Экономика здравоохранения;
• Медицинское образование;
• Охрана труда.
Всего за учебный 2013/2014 г. на ФОЗ получают специализацию сто человек.
В настоящее время по различным программам подготовки на факультете общественного здравоохранения обучаются более 1557 студентов.
Собранные о них сведения показывают, что они реализуются хорошо, занимают соответствующие должности - руководителей отделов, центров, фондов, исследовательских проектов и другие управляющие и выполняющие функции в области здравоохранения и социальной помощи населению (5).
Большая часть выпускников продолжают свое образование и получают степень «магистр». После поступления и трехлетней (четырехлетней) подготовки защищают диссертацию и получают образовательную и научную степень кандидата наук. Здесь мы должны отметить, что в настоящее время на ФОЗ по различным формам очной, заочной и свободной аспирантуры обучаются в общей сложности 71 человек.
Достижения ФОЗ дают основание утверждать, что, несмотря на короткий срок своего существования и деятельности, факультет стал одним из лидеров в области подготовки специалистов общественного здравоохранения (2). То же самое касается научно-исследовательской деятельности, которую проводят преподаватели.
Примечательно, что факультет общественного здравоохранения имеет очень высокий международный авторитет. С 2001 г. он является членом сети общественного здравоохранения Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. Целью сотрудничества является «оказание поддержки процессу создания школы общественного здравоохранения во всех странах региона и оказание поддержки в подготовке специалистов в области общественного здравоохранения, стандартизации обучения и эффективного использования научно-исследовательских ресурсов в регионе» (3, стр.25).
Факультет общественного здравоохранения является членом Европейской организации по сотрудничеству факультетов общественного здравоохранения в регионе ASPHER, чья цель получение специалистами европейской поддержки и академической подготовки, равноценной всем учебным программам в Европе.
ФОЗ участвует в качестве ведущего партнера Европейской комиссии по вопросам здравоохранения расширяющейся Европы для того, чтобы «обеспечить постоянную связь, сотрудничество и обмен информацией». Рассматриваются также вопросы, связанные со здоровьем населения в условиях экономического роста стран и необходимости инвестиций в здравоохранение как национального приоритета.
Факультет общественного здравоохранения участвует в качестве партнера в проекте «Леонардо да Винчи» для аккредитации обучения в области общественного здравоохранения для того, чтобы уточнить критерии качества подготовки.
Следует добавить, что ФОЗ участвует во многих других организациях и имеет хорошие контакты с болгарскими и
международными партнерами для решения проблем общественного здравоохранения и повышения качества подготовки специалистов в области науки и практики.
Литература:
1. Воденичаров, Ц., Предговор към сб. Три години факултет „Обществено здраве" при Медицински университет - София, София, 2004 г., изд. „Акар Принт", стр. 7 - 14.
2. Воденичаров, Ц., Факултет по обществено здраве, Отчетен доклад, сп. „Здравен мениджмънт", Специален брой, София, 2005 г., стр. 23 - 24.
3. Георгиева, Л., Международна дейност в отговор на предизвикателствата на единния европейски пазар, сп. „Здравен мениджмънт", Специален брой, 2005 г., София, стр. 25 - 26.
4. Конференция на студентите по обществено здраве в Югоизточна Европа, сп. „Здравен мениджмънт" 2006г., том 6, кн. 1, стр 62 - 63.
5. Попов, Т., Студентът като субект на обучението, София, 2006 г. , изд. "Везни".
6. Попов, Т., Обучаваният в сферата на общественото здраве, (диагностични аспекти), Хабилитационен труд. София, 2006г., 277с.
7. Попов, Т., Мотивацията за учене на студентите, обучавани в системата на общественото здраве, сп. „Здравен мениджмънт", 2006 г., том 6, кн. 2, стр. 55 - 59.
8. Попов, Т., За теоретичната и практическа подготовка на студентите в сферата на общественото здраве, сп. „Педагогика", 2006 г. кн. 9, стр. 69 - 79.
9. Чакърова-Гатева, Л., Многопрофесионално медицинско образование, сп. „Здравен мениджмънт", 2003 г., том. III, кн. 1, стр. 24 - 26.
10. Чакърова-Гатева, Л., Обучението по обществено здраве в Европа - регионална перспектива, сп. „Здравен мениджмънт", 2003 г., том. III, кн. 4, стр. 6 - 12.
Popov T., Aleksandrova M., Vodenicharova A., Milev I. Innovacionno i «v nogu so vremenem» / T. Popov, M. Aleksandrova, A. Vodenicharova, I. Milev //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2014. - S. 80-86.
© Т. Попов, М. Александрова, А. Воденичарова, И. Милев, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —