Научная статья на тему 'Инновационная стратегия развития российской экономики: маркетинговый аспект'

Инновационная стратегия развития российской экономики: маркетинговый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КЛАСТЕРНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова С.В.

Определяется значение инновационного развития экономики России за счет повышения ее конкурентоспособности, обеспечение роста инвестиционной привлекательности. Исследуется формирование кластерной структуры экономики как промежуточный шаг на пути становления современной инновационной экономики, и в этой связи появление инновационных, региональных, трансрегиональных и маркетинговых кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION STRATEGY OF RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT: THE MARKETING CONCEPT

The article examines the meaning of innovative development of Russian economy via the increase of its competitive ability, the growth of its investments appeal and its transfer to innovation route of development. The author studies the formation of cluster-based structure as interim way of modern economy development, and the emerging regional, interregional and marketing clusters.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия развития российской экономики: маркетинговый аспект»

подшипниковой продукции, формирования маркетинговой концепции их реализации.

Эффективность управленческого решения по сбыту неразрывно связана с миссией компании и напрямую зависит от организации комплексной системы выполнения плана поставок с учетом запросов потребителей и гибким использованием товарной, ценовой, коммуникационной политики для получения коммерческого успеха компании. Четкая организация системы управления всеми элементами процесса сбыта продукции способствует установлению долгосрочных взаимовыгодных отношений, получению конкурентных преимуществ, повышению предпринимательского эффекта деятельности компании.

Для повышения конкурентоспособности российских предприятий необходимо расширение применения маркетинга. Эффективность маркетинга и сбыта, помимо сокращения издержек и расходов на управление, позволяет компании ускорить внедрение инноваций, оптимизировать загрузку оборудования, добиться увеличения объемов продаж с целью формирования преимуществ перед конкурентами.

Контактная информация: e-mail: tokapp@mail.ru тел: +7(846)995-10-10.

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: МАРКЕТИНГОВЫЙ АСПЕКТ

INNOVATION STRATEGY OF RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT: THE MARKETING CONCEPT

C.B. КАРПОВА, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Маркетинг» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

S. V. KARPOVA Ph.D., Associate professor, Head of the Marketing Department of the Finance University under the Government of the Russian Federation

Аннотация

Определяется значение инновационного развития экономики России за счет повышения ее конкурентоспособности, обеспечение роста инвестиционной привлекательности. Исследуется формирование кластерной структуры экономики как промежуточный шаг на пути становления современной инновационной экономики, и в этой связи - появление инновационных, региональных, трансрегиональных и маркетинговых кластеров. Abstract

The article examines the meaning of innovative development of Russian economy via the increase of its competitive ability, the growth of its investments appeal and its transfer to innovation route of development. The author studies the formation of cluster-based structure as interim way of modern economy development, and the emerging regional, interregional and marketing clusters.

Ключевые слова: инновационная стратегия, конкурентоспособность, инновационная привлекательность, инновационный путь развития экономики, экономика знаний, кластерная структура экономики, региональные кластеры, инновационные маркетинговые кластеры Keywords: innovation strategy, competing ability, innovation appeal, innovation way of development, economy of knowledge, cluster based economy, regional clusters, innovative marketing clusters.

Инновационная стратегия является одной из важнейших составляющих эффективной маркетинговой политики компании. Стратегическими ориентирами развития национальной инновационной системы (НИС) в контексте становления модели воспроизводства инновационного типа выступают[1]:

• устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки - до 2 % ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г. при одновременном увеличении доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.;

• укрепление престижа российской науки, усиление притока в научную сферу молодых кадров;

• повышение патентной активности российских изобретателей;

• рост уровня инновационной активности в экономике в целом, в том числе в сфере малого бизнеса.

Реализация этих стратегических направлений призвана укрепить конкурентные позиции национальной системы за счет технологического обновления ключевых секторов промышленности, развития человеческого капитала, достижения рациональной степени технологической независимости в сфере обороны и обеспечения благоприятных социальных условий для развития научной и технической интеграции.

Необходимость нововведений появляется в том случае, когда их требует рынок. Руководство должно само и заранее определить их целесообразность, проведя специальный анализ. Он особенно необходим для предприятий с быстро меняющейся производственной программой (бытовая и электронная техника, часы, автомобили). При этом очень важно определить, что более приоритетно: увеличивать свою долю рынка, повышать производительность вложенного капитала, или выйти на рынки других регионов.

В настоящее время в России всего лишь 9,4% предприятий работают с применением тех или иных технологических инноваций. В Германии же, например, доля таких предприятий достигает 73%[2].

В 2007 г. правительством РФ принят «Долгосрочный научно-технический прогноз развития Российской Федерации на период до 2025 года». Анализ данных документов показал, что реализация запланированных мер идет с запозданием и не в полном объеме, содержание принимаемых документов изобилует пожеланиями и страдает фрагментарностью[3]. Российский бизнес по-прежнему крайне неохотно финансирует НИОКР, предусматриваемые в федеральных целевых программах. Механизмы распределения прав на интеллектуальную собственность и формирования госзаказов на НИОКР остаются неотработанными. Неудачными стали попытки государства создать инновационную модель «фонда фондов» в виде Российской венчурной компании (РВК) со 100%-й долей государства в акционерном капитале. Это

неудивительно, поскольку принятие бюджетных решений не было жестко увязано с предварительно разработанными и потенциально эффективными научно-техническими проектами[4].

Инновационный маркетинг должен стать инструментом, влияющим на развитие российских компаний в условиях модернизации экономики. Необходимость и актуальность использования принципов инновационного маркетинга определяется растущим влиянием маркетинговых инструментов на развитие российских компаний (результативность ведения бизнеса), в кризис и в посткризисный период.

Логика развития новаторской (инновационной) компании приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического планирования на стратегический уровень, на уровень формирования нового типа управления — инновационного маркетинга. Инновационный маркетинг в современном понимании представляет собой единство стратегий, философии бизнеса, функций и процедур управления компанией. В промышленно развитых странах инновационная стратегия маркетинговой концепции развития компании занимает одно из главных мест в течение последних десятилетий.

Инновационное движение заложено как в концепцию развития страны до 2020 г., так и в программу работы правительства до 2012 г. В 2009 г. приступила к работе комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики страны при президенте РФ, которая определила 5 основных направлений своей деятельности: энергоэффективность, ядерные, космические, медицинские и компьютерные технологии.

К сожалению, в нашей стране разговор об инновационном развитии в практическом плане начали вести лишь три-четыре года назад, когда и развернулась подготовка соответсвующих народохозяйственных решений. Однако к этому времени страны-лидеры инновационного развития уже довольно далеко продвинулись по этому пути.

По мнению отдельных авторов[5], понятие «инновационное развитие» связано с переходом к постиндустриальному обществу, к экономике знаний. Речь идет о переменах цивилизационного масштаба, касающихся всех сфер жизнедеятельности человечества, поскольку они вызваны переходом к новому технологическому укладу.

На смену обществу, основанному на системах крупного машинного производства, идет общество, экономика которого определяется информационными, телекоммуникационными технологиями,

революционным образом преобразующими материальную базу традиционных отраслей и вызывающими появление новых отраслей и видов производств, в результате чего кардинальные изменения охватывают все сферы общественной жизни. Меняются структура экономики, мотивация людей, подходы и механизмы управления и функционирования социума. Появляются новые факторы производства, новые продукты и услуги, новые рынки, новые формы организации производства и труда. Претерпевают изменения характер труда, взаимоотношения людей, механизмы и правила распределения ресурсов, привлечения инвестиций, использования творческого потенциала кадров. Таким образом, конечная цель инновационного пути развития - это переход к экономике знаний.

Прежние теоретические воззрения исходили из необходимости достижения равновесного состояния в экономике, опирались на постулаты ограниченности ресурсов, предельной полезности, приоритета частного интереса, определяющего общую экономическую динамику, меняя роль крупных, средних и малых предприятий в создании новшеств и их продвижении на рынок, в практическом освоении новых прорывных технологий. Экономика знаний должна учитывать природу знания как всеобщего блага, безграничность его использования, не требующего новых затрат для повторного создания. По данным Всемирного банка, в современных источниках экономического роста доля капитала составляет

примерно 35%, рабочей силы - 25% и технологий, основанных на новых знаниях, - порядка 40%[6].

По мнению отдельных ученых[7], с которым можно согласиться, современное состояние экономики России таково, что отсутствуют стимулы к инновационной деятельности, нет платежеспособного спроса на новые знания и технологии. Все это препятствует внедрению инноваций в производство.

Эффективное использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы является важнейшими общенациональными задачами, требующими принятия новых решений и определения государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны, превращения высокотехнологичных производств в основной фактор экономического развития.

Для достижения данной цели необходимо создание экономико-организационной системы преобразования знаний, результатов исследований и разработок в рыночный продукт. Это может быть достигнуто в системе воспроизводства инноваций, важнейшим элементом которой выступает инновационная инфраструктура, призванная обеспечить прохождение сигналов рынка в сектор исследований и разработок и стимулировать его адекватную реакцию на них. Российская инновационная система при этом должна быть глубоко интегрирована в мировую с учетом разумного протекционизма в тех направлениях, которые соответствуют национальным приоритетам технологического развития[8].

В связи с этим представляется, что для формирования «фундамента» российской инновационной системы необходимо решение следующих основных проблем:

- укрепление нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность;

- определение приоритетных направлений развития экономики;

- выработка долгосрочной инновационной стратегии;

- формирование системы инновационных проектов и программ;

- отработка механизмов реализации крупных наукоемких проектов.

Таким образом, главные задачи для России сегодня - формирование стратегических целей развития национальной инновационной системы, преобразование ее институциональной структуры, внедрение инновационных маркетинговых механизмов, изменение условий взаимодействия научных и инновационных организаций с потребителями их продукции как в государственном, так и частном секторе экономики.

В табл. 1 представлена связь конкурентоспособности предприятий и уровня их инновационности.

Таблица 1.

Связь конкурентоспособности предприятий и уровня их инновационности

(В %)[91.

№ п/п Уровень инновационности предприятий Конку] эентоспособность

высокая средняя низкая

1. Глобальные индикаторы 50 42,9 7,1

2. Инноваторы на российском рынке 42,4 49,2 8,5

3. Инноваторы только для предприятия 28,4 53,7 17,9

4. Имитаторы 25,5 59 15,5

5. Пассивные 14,2 64,5 21,3

Российские предприятия отстают от конкурентов по технологическому уровню. Так, например, к 2009 году сложилась ситуация, при которой инновационно активные предприятия стали более конкурентоспособными, причем уровень конкурентоспособности рос с увеличением глубины инновационных процессов. В 2008 г. существенная доля предприятий с высокой конкурентоспособностью и производительностью использовала инновационную модель роста, конкурируя за счет относительно высокого технологического уровня производства и внедрения новых продуктов и технологий. На рис. 1 представлены характеристики неэффективной России.

Сопоставляя ситуации в 2005 и 2009 гг., нетрудно заметить, что выравнивание технологического уровня отраслей не произошло, скорее лидеры стали сильнее, а отстающие компании опустились еще ниже.

Рис. 1. Характеристики неэффективнойРоссии[10].

В таблице 2 представлены показатели инновационной активности предприятий в 2005 и 2009 гг.

Таблица 2.

Показатели инновационной активности предприятий в 2005 и 2009 гг.[11]

№ Показатели Данные за Данные за

п/п 2005 год (в %) 2009 год (в %)

1. Принципиально новый продукт 13,6 14,2

2. Высокотехнологичный экспорт 23,2 24,1

3. Новая технология 29,5 31,5

4. Новый продукт 45,6 48,5

Таким образом, в значительной части обрабатывающей промышленности обнаруживается «ловушка недоразвитости». Инновации не могут стать мотором экономического роста, когда отсталое производство не формирует спрос на инновации и подавляет предложение, а отсутствие предложения, в свою очередь, тормозит спрос. В таблице 3 представлено

распределение предприятий, финансирующих НИОКР, в зависимости от уровня расходов на эти цели в 2005 и 2009 гг.

Таблица 3.

Распределение предприятий, финансирующих НИОКР, в зависимости от уровня расходов в 2005 и 2009 гг.[12]

№ Показатели Данные за 2005 Данные за 2009

п/п год (в %) год (в %)

1. Менее 1 млн руб. 49,3 59,2

2. 1 - 5 млн руб. 28,2 24,3

3. Более 6 млн руб. 22,5 16,5

Основной предпосылкой развития инновационной деятельности в России является крайне неудовлетворенное состояние экономики ряда регионов. Необходима структурная и технологическая модернизация большинства российских предприятий, переход на производство новой продукции, создание инфраструктуры инновационного потенциала экономики.

Ключевой задачей в области создания инфраструктуры инновационного потенциала экономики России, является восполнение недостающих звеньев, что предполагает развитие финансовых институтов и механизмов финансирования инноваций, производственно-технологической информационной и консалтинговой инфраструктуры, сеть которых и, как следствие, вся инновационная система развиваются крайне медленными темпами.

Способствовать повышению эффективности использования инновационных ресурсов и результативности инновационной деятельности могут региональные инновационные инфраструктуры. В ходе проведенного анализа локализации инновационной инфраструктуры по регионам России, И.Н. Олейниковой было выявлено[13], что области с наиболее развитой инфраструктурой инновационной деятельности расположились в Центральном, Приволжском, Уральском федеральных округах, Республике

Татарстан, Владимирской, Нижегородской и Тюменской областях, городах Санкт-Петербург и Москва.

Одной из особенностей локализации инфраструктуры инновационной деятельности на территории России является сосредоточение инфраструктурных единиц в рамках научных городов. К таким регионам можно отнести Калужскую, Ярославскую, Нижегородскую, Челябинскую, Томскую области, Алтайский край.

Под каждый инновационно-технологический бум должна формироваться собственная инфраструктура: свой рынок труда, своя корпоративная структура и, возможно, свои города. Формирование инновационной экономики приводит к изменению городов. На их основе должны появиться кластеры. Например, сейчас в США ждут запуска следующего после бума информационных технологий - бума конвергентных технологий. Как будет выглядеть, например, совершенный кластер биотехнологий - индустрии здоровья, пока никто точно не знает. Возможно, нужно создавать город по принципу компьютерных программ с «открытым кодом»: есть какие-то рамки, есть общие правила развития территории, при этом сам проект является максимально гибким и открытым[14].

Инфраструктура инновационной деятельности - это, прежде всего, сеть, в которой значительную роль играют не только элементы инфраструктуры, но и их взаимосвязь.

На основе существующих взаимосвязей, объединяющих различные субъекты инновационной деятельности, по оценкам И.Н. Олейниковой, удается достичь наиболее глубокого взаимодействия науки, консалтинга (в т.ч. маркетингового), и промышленности, что является ключевым условием для успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке.

Такой подход предполагает образование межрегиональных инновационно-промышленных комплексов путем объединения имеющихся

разрозненных инновационных элементов с целью создания полноценной инфраструктурной сети, обеспечивающей условия для производства и реализации инноваций, повышения конкурентоспособности и развития инновационной деятельности, которая получила название «кластер», то есть бизнес-пространство с размытыми границами.

Формирование кластерной структуры экономики и создание системы ее развития является промежуточным шагом на пути становления современной инновационной экономики.

Сегодня инновационный процесс базируется преимущественно на сетевом взаимодействии регионов, производящих, распространяющих и использующих знания в развитии своей экономики. Необходимость обеспечения конкурентоспособности в условиях динамичных изменений в научно-технической сфере неизбежно ведет к росту инновационного сотрудничества, формированию и обновлению в национальных экономиках крупных многоотраслевых научно-производственных корпоративных структур, получивших название инновационных кластеров.

Инновационные кластеры - достаточно новая для российской экономики форма организации инновационного процесса, разделения рисков и прибыли, повышения конкурентоспособности.

На территории России в современный период присутствуют регионы, чьи географическое расположение и состав инфраструктуры инновационной деятельности располагают к созданию транснационального кластера инновационной инфраструктуры. Трансрегиональный кластер инфраструктуры инновационной деятельности - географически локализованная совокупность инновационно-инфраструктурных модулей регионов с мотивированными и устойчивыми кооперационными отношениями между ними.

Наличие кластеров отражает новый, более высокий этап развития инновационной среды. Полнота и гармоничное сочетание необходимых

элементов кластера при целенаправленной информационной, организационной и экономической поддержке со стороны государства, региональных и местных властей позволяют добиться интенсивного сетевого взаимодействия участников инновационного процесса на территории, что обеспечивает ощутимый синергетический эффект инновационной деятельности и служит важным фактором инновационного развития территории.

Важной проблемой, требующей от региональной власти своего актуального решения, является создание на территории эффективного механизма информационного обеспечения процесса кластеризации. Необходима прозрачная информационная среда, которая создает предпосылки для расширения кооперации между различными категориями участников кластеризации, а также между внешними заказчиками и инвесторами.

Система организации инновационного регионального кластера должна обеспечивать формирование мотивированной кооперации между всеми его субъектами - так, чтобы совокупность рыночных отношений в кластере образовывала непрерывную цепочку между носителями новых знаний, идей, опытно-экспериментальной инфраструктуры и промышленным производством.

Маркетинговый аспект управления инновационными процессами в регионе, как в целом, так и в аспекте развития инфраструктуры инновационной деятельности, объективно предопределяет выявление его приоритетов и внутрирегиональных точек роста, что становится возможным на основе мониторинга потенциала инновационного развития территории. Мониторинг включает следующие блоки: маркетинговый анализ институциональной структуры инновационной деятельности, оценка инновационного потенциала региона, анализ инфраструктуры инновационной деятельности.

В этой ситуации возможно появление инновационных маркетинговых кластеров, которые могут формироваться внутри регионального или трансрегионального кластера. Они позволят усилить эффективность маркетинговой деятельности на предприятиях разных специализаций внутри кластера; а также осуществлять постоянный мониторинг маркетинговой деятельности с целью выявления проблем со сбытом и потреблением.

Как показывает практика, в российских регионах еще не сложился опыт межрегионального взаимодействия инновационных инфраструктурных элементов. Подобное взаимодействие носит в большей мере частный характер, поэтому кластеризация экономики должна стать одним из приоритетных направлений региональной инновационной политики России.

Библиографический список:

1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.

2. Муравьева И., Павлов Б. Все новое - в жизнь. //Бизнес и Выставки. 2009. № 5. С. 41.

3. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. Вып. 29 -М.: ИЭПП, 2007. С. 438-439.

4. Якутии Ю.В. О путях перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического развития России //Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 3. С. 173.

5. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями /под общ. ред. Б.З. Мильнера. Коллективная монография - М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Коршунов И.А., Трефилова A.A. Современный инновационный менеджмент //Инновации. 2003. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Горелик А.Л., Тимушев А.Г. Основные аспекты построения инновационного промышленного производства //Инициативы XXI века. 2009. № 3. С. 35.

8. Олейникова И.Н. Институциональные компоненты и механизмы развития инфраструктуры инновационной деятельности на мезоуровне экономики //Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 3. С. 149, 150.

9. Скляров И. В России формируется инновационное ядро. //Экономика и жизнь, № 14, апрель 2010, с. 2.

10. Баранов А. Модернизация в головах: увидеть и включить резервы. //Эксперт, № 18, 2010.

11. Скляров И. В России формируется инновационное ядро. //Экономика и жизнь, № 14, апрель 2010, с. 1.

12. Скляров И. В России формируется инновационное ядро. //Экономика и жизнь, № 14, апрель 2010, с. 1.

13. Олейникова И.Н. Институциональные компоненты и механизмы развития инфраструктуры инновационной деятельности на мезоуровне экономики. //Менеджмент и бизнес-администрирование. № 3. 2009. С. 156-157.

14. ЩукинА. Кризис города. //Эксперт, № 18, 2010. С. 79.

Контактная информация: e-mail: svetik160966@rambler.ru тел.: +7(499)943-94-65

СПЕЦИФИКА ЛИЗИНГОВЫХ СДЕЛОК В КОМПАНИЯХ С ИНОСТРАННЫМ КАПИТАЛОМ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

SPECIFICITY OF LEASING TRANSACTIONS IN THE COMPANIES WITH THE FOREIGN CAPITAL IN THE RUSSIAN MARKET

B.B. КАШИРИН д.э.н., профессор кафедры «Экономика» ГОУ ВПО «МАТИ»-РГТУ имени К.Э. Циолковского, г. Москва

Е.В. УСМАН к.э.н., доцент кафедры «Экономика» ГОУ ВПО «МАТИ»-РГТУ имени К.Э. Циолковского, г. Москва

V.V. KASHIRIN, full professor, the head of chair "Economy" "MATT'-RGTU named after K.E.Tsiolkovsky's

E.V. USMAN, assistant professor, the senior lecturer of chair "Economy" "MATI"-RGTU K.E.Tsiolkovsky's name

Аннотация

Рассмотрен российский рынок лизинговых услуг. В качестве объекта исследования выступают лизинговые компании с иностранным капиталом. Выявлена их роль в развитии лизинговой отрасли России. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью дальнейшего привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, интеграцией России в мировую экономику в связи с наращиваемыми темпами интернационализации и глобализации. Abstract

Object of research of the given work is the Russian market of leasing services, as object of research the leasing companies with the foreign capital and their role in development of leasing branch of Russia act. The urgency of the given theme is caused by necessity of the further attraction of foreign investments into the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.