Научная статья на тему 'Развитие инновационных направлений маркетинга'

Развитие инновационных направлений маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / МАРКЕТИНГ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / THE «EXPERIENCE ECONOMY». PAGE 77 / COMPETITIVE ADVANTAGE / INNOVATION STRATEGY / INNOVATION / INNOVATIVE MARKETING / MARKETING / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / SYNERGETIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Светлана Васильевна

В статье обосновывается успех маркетинговой деятельности компаний при использовании ими инноваций. Представлены принципы, характеризующие национальную инновационную систему. Дана оценка инновационной составляющей маркетинга через формирование конкурентных преимуществ компаний, связанных с выработкой новых маркетинговых подходов и развитием «экономики впечатлений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTOF INNOVATIVE DIRECTIONS MARKETING

The article proves the success of marketing activity of the companies, which use the innovation. The principles that characterize the national innovation system are presented. Here was made the estimation of the innovation component of marketing through the formation of competitive advantages of the companies connected with working out new marketing approaches and development of the «experience economy»

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных направлений маркетинга»

МАРКЕТИНГ

удк 339.138 С. В. Карпова

Развитие инновационных направлений маркетинга

В статье обосновывается успех маркетинговой деятельности компаний при использовании ими инноваций. Представлены принципы, характеризующие национальную инновационную систему. Дана оценка инновационной составляющей маркетинга через формирование конкурентных преимуществ компаний, связанных с выработкой новых маркетинговых подходов и развитием «экономики впечатлений».

Ключевые слова: инновации, инновационный маркетинг, конкурентное преимущество, маркетинг, инновационная стратегия, национальная инновационная система, экономика впечатлений.

Понятие «инновация» относится не только к технологии в узком смысле, но и к способам маркетинга, позиционирования компанией своей продукции и услуг. Наиболее динамичные и инновационные компании способны обогнать своих конкурентов.

Маркетинг охватывает практически все сферы деятельности компании в той степени, в которой они влияют на реализацию продукции,— от исследований и разработок до закупки сырья, изготовления упаковки, транспортировки, продажи, обслуживания и т. д. Успех маркетинговой деятельности во многом зависит от инноваций, разработки новых товаров и услуг более высокого качества на приемлемых для клиента условиях.

Любые инновации — это средства, помогающие компании выжить на рынке.

В научной литературе понятие «инновация» стало использоваться в начале XX века. Инновации (позднелат. innovatio, англ. innovation — нововведение) представляют собой внедрение в производство или в сферу услуг новшества в форме объектов, технологий, продуктов, являющихся результатом научных исследований, изобретений и открытий и качественно отличающихся от своих аналогов (или не имеющих аналогов)1. Точного перевода на русский язык слово «инновация» не имеет, поэтому многие авторы используют понятия «нововведение», «инновационная деятельность».

1 Подробнее см.: Карпова С. В. Инновационные стратегии маркетинговой политики современных ТНК: Монография. М.: Эльф ИПР, 2009.

Вопросы, связанные с инновационной компонентой экономики, или «национальной инновационной системой», получили определенное место в научных дискуссиях зарубежных ученых. Основные разработчики концепции национальных инновационных систем — К. Фримен, Б. Лундвалл, Р. Нельсон. Можно выделить общие для их исследований принципы:

• придание знаниям особой роли в экономическом развитии;

• выделение инновационной конкуренции между предпринимателями как главного фактора экономической динамики;

• непосредственное влияние институционального контекста инновационной деятельности на ее содержание и структуру.

Первым серьезным исследованием в этой области считается вышедшая в 1992 г. книга Б. Лундвалла «Национальная система инноваций»2. Предложенный им подход к изучению технологического развития в отдельных странах оказался крайне привлекательным, поскольку понятие «национальная инновационная система» воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса. Кроме того, это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последнее десятилетие. По мнению Б. Лундвалла, инновационная система формируется из элементов и отношений, которые взаимодействуют в производстве, распространении и использовании нового и экономически полезного знания, а национальная инновационная система включает элементы и отношения, расположенные внутри границ национального государства.

Российский специалист в области теории инновационного развития, национальных инновационных систем, научной

и инновационной политики и экономического прогнозирования Н. И. Иванова считает, что национальная инновационная система представляет собой комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности3.

Активно интернируясь в мировую экономическую систему, экономика России попадает под воздействие общемировых негативных факторов. В этих условиях перед нашими компаниями возникают жизненно важные, но крайне сложные задачи:

• значительно повысить конкурентоспособность,

• обеспечить рост инвестиционной привлекательности и переход к инновационному пути развития,

• достичь высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Даже при благоприятных внешних условиях решение этих задач предполагает переход на качественно новый уровень маркетинга, отличающийся стратегическим и инновационным характером решений, обоснованностью, последовательностью и результативностью действий.

В России всего лишь 9,4% предприятий работают с применением тех или иных технологических инноваций. В Германии же, например, доля таких предприятий достигает 73 %4.

Переход от экономики, основанной на добыче и переработке полезных ископаемых, к инновационной экономике довольно сложен.

В аналитическом исследовании на тему «Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики», проведенном на основе экспертного опроса компанией

2 LundvallB.-A. (ed.). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London: Pinter Publishers, 1992. Р 23-44.

3 ИвановаН. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. № 7. С. 59-71.

4 Муравьева И., Павлов Б. Все новое — в жизнь // Бизнес и выставки. 2009. № 5. С. 41.

«Интерфакс — Центр Экономического Анализа» в партнерстве с концерном Shell, было отмечено, что «спрос на инновации в России достаточно высок, однако в настоящее время отечественные производители предпочитают покупать апробированные на Западе технологии, что не сопряжено с высокими рисками. Заимствования пока выгоднее собственных разработок. Потенциал рыночных реформ в России только начал реализовываться, и на этом этапе нам необходимо утилизировать те инновации, которые уже общеприняты в мире»5.

Запрос на технологические инновации формируют современные глобальные вызовы стабильному развитию человечества. Об этом говорилось на пленарном заседании «Глобальные вызовы человечества: запрос на инновации» Московского международного форума инновационного развития 2012 г. По мнению участников форума, нужно определить, какие глобальные вызовы требуют незамедлительной кооперации научного сообщества, бизнеса и правительств всего мира, могут ли инновации стать решением глобальных проблем, а также как стимулировать внедрение инноваций в областях, где отсутствуют конкуренция и коммерческая выгода6.

Инновационная стратегия — одна из важнейших составляющих эффективной маркетинговой политики компании. Потребность в нововведениях возникает тогда, когда их требует рынок. Но руководство компании должно само и заранее определить целесообразность нововведений, проведя специальный инновационный анализ. Такой анализ особенно показан предприятиям с быстро меняющейся производственной программой (изготовителям бытовой и электронной техники, часов, автомобилей). При этом очень важно определить, что нужно делать в первую очередь: увеличивать свою долю рынка,

повышать производительность вложенного капитала, а может быть, просто переориентировать бизнес на рынки других регионов.

За последние годы в теории эффективности произошли значительные изменения: на первый план вышла коммерческая эффективность, усилилась роль показателя результативности. Упор на результативность, на социально-экономический эффект способствует уходу от затратного подхода к бизнесу, более точному отражению целей хозяйственной деятельности, ориентирует предпринимателей на реальные достижения.

В конкуренции на основе производительности компании распределяют виды деятельности глобально, чтобы дешевле получать продукт и иметь широкий доступ к рынкам. Но конкурентное преимущество в отношении конкретной товарной серии обеспечивается в результате инновации и роста производительности, в основном локализированных в пределах «родной» базы компании. Именно здесь она разрабатывает стратегию, производит основной продукт, занимается исследованиями и разработками процессов и накоплением критической массы современной продукции (услуг). На «родной» базе располагаются основные технологии и наиболее подготовленные в профессиональном плане сотрудники. Это место интеграции исходных составляющих и информации, поступающих сюда со всего мира; здесь же производятся работы с самой высокой производительностью.

Руководство компании должно определить новые виды товаров и услуг, с помощью которых предприятие займет соответствующий сектор рынка, а также те, которым предстоит заменить уже существующие, но устаревшие товары и услуги; внедрить нововведения и провести модернизацию во всех сферах внутрифирменной деятельности.

5 ИНТЕРФАКС-ЦЭА. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики. С. 4. / [Электронный ресурс] иК1_: www.buzdalin.ru/text/innovation.rus.pdf (дата обращения: 17.04.2013).

6 Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации». 31.10-03.1 1.2012. [Электронный ресурс] иК1_: http://www.youtube.com/watch?v=6EkiHChZUyU (дата обращения: 15.04.2013).

Логика развития новаторской (инновационной) компании приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического планирования на стратегический уровень, на уровень формирования нового типа управления — инновационного маркетинга. Инновационный маркетинг в современном понимании представляет собой единство стратегий, философии бизнеса, функций и процедур управления компанией. В промышленно развитых странах инновационная стратегия маркетинговой концепции развития компании занимает одно из главных мест уже в течение десятилетий. Инновационный маркетинг должен стать инструментом, влияющим и на развитие российских компаний.

Темпы развития производства в мире ускоряются с каждым десятилетием, но при этом экономика продолжает развиваться циклически, лишь сокращая время прохождения очередного витка обновления. Если раньше фирма, для того чтобы предотвратить копирование своих продуктов и услуг компаниями-конкурентами, могла иметь монополию на знания и технологии в течение длительного времени, то в последнее время этот период сократился сначала до нескольких лет, потом месяцев, а теперь уже и дней. Наглядным примером служит компания Хегох. В первой половине ХХ в. этот американский гигант имел возможность в течение нескольких десятилетий глобально использовать свои конкурентные преимущества, что делало его продукцию уникальной. Была возможность последовательно и поступательно расширять рынки сбыта, увеличивать число покупателей. Будучи монополистом, компания Хегох имела львиную долю мирового рынка.

Сегодня уникальная разработка недолго остается секретом, через месяц-другой конкуренты смогут ее воспроизвести. Знания,

технологии мгновенно распространяются между участниками рынка. Практически все услуги (товары) могут быть приобретены у иных поставщиков, которых можно за несколько минут найти по Интернету.

Решение этой проблемы есть: компании нужно быть инновационной, в этом состоит ее конкурентное преимущество. Привычный путь усовершенствования существующего продуктового предложения — это «бег по кругу», так как конкуренты либо быстро его скопируют, либо предложат свой, боле «продвинутый» продукт. При этом потребителей уже не всегда соблазнишь скидкой в размере 0,5% — «дешевле» не значит «выгоднее».

Необходимо усилить специализацию, сфокусироваться на том, что компания делает лучше всех; сделать упор на точечном доведении информации до партнеров и потребителей; укрепить отношения с партнерами и передать им часть функций на аутсорсинг, что поможет компании могла стать лучшей в своей нише. Синергетический эффект от сотрудничества многократно увеличивает скорость реагирования на изменения спроса со стороны потребителей.

Профессора Стокгольмской школы экономики Кьелл А. Нордстрем и Йонас Ридде-рстрале, авторы нашумевшей в свое время книги «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта»7, выделяют два пути, которые помогают конкурировать: быть дешевле или лучше. Уникальность можно проявить в чем угодно: в идее, бизнес-логике, упаковке, культуре отношений или в работе персонала.

Представители «школы человеческих от-ношений»8 считают, что в основе поведения лежат эмоции, вызванные ситуацией. Развивая данную гипотезу, можно предположить, что эмоции порождаются образами и собственными системами представлений

7 Нордстрем К., Риддестрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Спб.: Стокгольмская школа экономики, 2002.

8 «Школа человеческих отношений», или «неоклассическая» школа, получила распространение в 30-50-х гг. ХХ в. на Западе. Основная ее идея — перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми.

и обоснований, «резервуаром» которых является культура организации9.

Подобно вирусу культура через доминирующие верования, установки и предпочтения проникает и «поселяется» в сознании людей. Менять привычки очень трудно, поэтому изменение культуры — долгий, длящийся месяцы и годы, кропотливый процесс «выращивания» и «культивирования» новых элементов. Однако от внимания и усилий, которые ему уделяют, напрямую зависят успех деятельности организации и реализации ее долгосрочных целей10.

Технологии создают культуру общения и формируют особый тип ума молодого поколения. Как известно, второй критический этап развития человеческого интеллекта — от 8 до 18 лет. Все, что происходит с человеком в этот период, оказывает влияние на глубинную структуру и характер синаптических связей11 его мозга. Так, ум воспитанных цифровыми технологиями подростков в определенном смысле более развит, чем у их родителей и дедов. В будущем люди станут черпать информацию исключительно из цифровых источников, благодаря чему их знания будут обширнее, чем наши с вами.

Производители товаров стоят перед дилеммой. С одной стороны, потребителям наскучивают однотипные массовые товары, навязываемые производителями. С другой — делать вещи, которые удовлетворяли бы запросам отдельных потребителей, слишком дорого и хлопотно. В будущем начнут производить массовые товары, учитывающие запросы отдельных потребителей. Сейчас на наших глазах вступает в свои права эпоха «экономики впечатлений», когда

люди стремятся покупать вещи психологически им близкие 12.

Через некоторое время экономику впечатлений может сменить экономика трансформации. Потребительская ценность товара будет заключаться в возможности потребителя с помощью товара сделать себя таким, каким он хочет быть. Например, вы решили, что недостаточно быстро бегаете. По специальным технологиям, доступ к которым вам предоставит компания Жке, вы изучите особенности своих ступней и аэродинамики тела, затем вобьете полученные данные в форму на сайте компании и сделаете заказ. И получите кроссовки, созданные по вашим параметрам.

Ставя на индивидуальную вещь массовый логотип, можно резко снизить ее стоимость. Продуктовые линейки корпораций будут сокращаться, так как продавцу не выгодно, когда у потребителя есть богатый выбор. А искусство упаковки товара и манипулирования потребителем достигнет совершенства.

Наблюдение за формированием национальной инновационной системы российской экономики показывает, что ее организационная структура не создает стимулов для инициации и мультипликации инновационных процессов. Об этом свидетельствует следующее 13:

• несбалансированность отраслевой инновационной активности,

• технологическая разноукладность отраслей и секторов,

• малочисленность малых научно-инновационных фирм,

• низкая степень коммерциализации научных разработок и их внедренческой

9 ТевенеМ. Культура предприятия / Пер. с франц. Под ред. В. А. Спивака. 3-е изд. СПб.: Нева, 2003. С. 128.

10 Мерзликина Г. С., Агиевич Т. Г. Организационная культура как ключевой фактор развития внутрифирменного предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1. С. 14.

11 Синапс — структурное образование, обеспечивающее функциональную связь нервных клеток между собой и с другими клетками (мышечными, железистыми и др.). Синаптические связи имеют важное значение для памяти и способности к обучению.

12 Подробнее об «экономике впечатлений см.: Пайн II. Б. Джозеф, Гилмор Джеймс Х. Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена / Пер. с анлг. СПб.: Вильямс, 2005; Пайн II. Б. Джозеф, Гилмор Джеймс Х. Аутентичность. Чего по-настоящему хотят потребители / Пер. с англ. СПб.: BestBusinessBooks, 2009.

13 Олейникова И. Н. Институциональные компоненты и механизмы развития инфраструктуры инновационной деятельности на мезоуровне экономики //Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 3. С. 154.

результативности на микро- и макроуровне,

• высокий уровень централизации фундаментальных научных исследований и школ,

• отсутствие эффективных рыночных механизмов финансирования науки и инноваций.

В этой связи стратегическим направлением, обеспечивающим эффективную интеграцию всех элементов национальной инновационной системы в процессе

воспроизводства инноваций, становится развитие инновационной инфраструктуры как совокупности производственно-технологической, консалтинговой, финансовой, кадровой, информационной и сбытовой составляющих.

Основой процессов инновационного развития российских компаний в условиях модернизации экономики должны стать реализация инновационных проектов и развитие инновационного потенциала через различные маркетинговые инструменты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Lundvall B.-A. (ed.). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London: Pinter Publishers, 1992. 342 с.

2. Вольнов А. Стратегия лизинговой компании в условиях экономического кризиса // Международная экономика. 2009. № 4. С. 26.

3. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. № 7.

4. ИНТЕРФАКС-ЦЭА. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики // [Электронный ресурс] URL: www. buzdalin.ru/text/innovation.rus.pdf (дата обращения: 17.05.2013).

5. Карпова С. В. Инновационные стратегии маркетинговой политики современных ТНК: Монография. М.: Эльф ИПР, 2009. 256 с.

6. Мерзликина Г. С., Агиевич Т. Г. Организационная культура как ключевой фактор развития внутрифирменного предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1.

7. Муравьева И., Павлов Б. Все новое — в жизнь // Бизнес и выставки. 2009. № 5. Олейникова И. Н. Институциональные компоненты и механизмы развития инфраструктуры инновационной деятельности на мезоуровне экономики // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 3.

8. Пайн II. Б. Джозеф, Гилмор Джеймс Х. Аутентичность. Чего по-настоящему хотят потребители. СПб.: BestBusinessBooks, 2009. 352 с.

9. Пайн II. Б. Джозеф, Гилмор Джеймс Х. Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена / Пер. с англ. СПб: Вильямс, 2005. 304 с.

10. Тевене М. Культура предприятия / Пер. с франц.; под ред. В. А. Спивака. 3-е изд. СПб: Нева, 2003. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.