Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКАПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕНАКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬПРОДУКЦИИ'

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКАПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕНАКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадрина К.Л., Рафиков Р.И.

В данной статье исследуется вопрос инновационной политики предприятия и ее важности для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка. Более подробно в работе раскрывается сущность, классификация о цели создания инноваций, их влияния на конкурентоспособность предприятия о выпускаемой продукции. Также рассмотрен процесс формирования инновационной политики предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POLICY OF THE ENTERPRISE AND ITS IMPACT ON COMPETITIVENESS OF THE PRODUCTION

This article explores the issue of innovation policy of the enterprise and its importance for effective and productive development of the organization on the way of market development.In more detail the work reveals the essence, classification of the purpose of creating innovations, their impact on the competitiveness of the enterprise on the products. Also, the process of forming an innovative enterprise policy is considered.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКАПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕНАКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬПРОДУКЦИИ»

в течение всего времени осуществления деятельности.

Особое внимание следует обратить на организационно-структурный стратегический потенциал организации. Элементарная и функциональная организационные структуры большинства субъектов перенасыщают высшее руководство решением важнейших задач на данный период времени, не позволяя в соответствующей степени сконцентрироваться на стратегических проблемах предприятия. Если учесть при этом характерное для российского менеджмента нежелание «делиться» правами с подчиненными, то станет понятно, почему многим управленцам часто не хватает стратегической направленности действий.

Обладание стратегическими ресурсами позволяет экономическому субъекту грамотно определить характер их использования во взаимодействии с внешней средой организации [3]. Но стратегия не столько означает следование за изменениями окружения предприятия и осуществление стратегических изменений в организации, сколько активное взаимодействие с внешней средой. Стратегически активное предприятие должно целенаправленно воздействовать на среду, изменяя и приспосабливая ее к реализации разработанной стратегии, создавая благоприятные условия для достижения поставленных стратегических целей. В конкретном смысле можно утверждать, что это и будут стратегические изменения, важнейшая составная часть собственно реализации стратегии.

Использованные источники:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - 5-е изд. - М.: Гардарика, 2014. — 576с.

2. Фомичев А.Н., Стратегический менеджмент: Учебник для вузов., 2014г.

3. Стерлин А.Р.. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления. - М.: Наука, 2002.

УДК 339.13

Шадрина К.Л. студент 4 курса экономико-математический факультет

Рафиков Р.И. старший преподаватель Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКАПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕНАКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬПРОДУКЦИИ Аннотация. В данной статье исследуется вопрос инновационной политики предприятия и ее важности для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка. Более подробно в работе раскрывается сущность, классификация о цели создания инноваций, их влияния на конкурентоспособность предприятия о выпускаемой продукции.

Также рассмотрен процесс формирования инновационной политики предприятия.

Ключевые слова: инновационная политика, инновационная деятельность, конкурентоспособность продукции.

Shadrina K.L. student

4 course, Faculty of Economics and Mathematics Neftekamsk branch of the Bashkir State University

Russia, Neftekamsk RafikovRJ.

Senior Lecturer

Neftekamsk branch of the Bashkir State University

Russia, Neftekamsk

INNOVATIVE POLICY OF THE ENTERPRISE AND ITS IMPACT ON COMPETITIVENESS OF THE PRODUCTION

Annotation. This article explores the issue of innovation policy of the enterprise and its importance for effective and productive development of the organization on the way of market development.In more detail the work reveals the essence, classification of the purpose of creating innovations, their impact on the competitiveness of the enterprise on the products. Also, the process of forming an innovative enterprise policy is considered.

Keywords: innovation policy, innovation activity, product competitiveness.

Инновационный процесс - понятие комплексное и многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение нового продукта. Также крайне важно распространение инноваций в другие отрасли, формирование новых секторов рынков адаптация новых продуктов и технологий для других сфер310.

Процесс внедрения нововведений способен открыть большие возможности для национальной экономики в целом. Но необходимо заметить, что, одновременно с этим, он может таить в себе угрозы, связанные с отставанием от других хозяйственных систем, в случае несвоевременной реакции на происходящие глобальные изменения, ведь появление новых изобретений способствует моральному износу техники и технологий, которые были созданы ранее, обесценению постоянного капитала, значительному росту издержек, и, неминуемому снижению уровня конкурентоспособности национальной продукции. Организация является базовым звеном экономики. Процесс внедрения новшеств в структуру организации охватывает все стороны ее деятельности. Сам поиск

310Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга,2006.- С. 22.

эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Можно сделать вывод, что инновационная деятельность - это деятельность, которая направлена на получение новых продуктов и знаний, результатом которой является коммерческая реализация новой технологии, продукции, новых методов управления производством, дающая экономический, экологический, социальный эффект.

Инновационная стратегия представляет собой систему целей долговременного развития предприятия и мер, предназначенных для их достижения на основе выработанных новшеств. Сама стратегия может быть оборонительной и агрессивной. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия. Под агрессивностью понимается степень перемен, которые обеспечиваются нововведениями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия311.

При разработке инновационной политики принято использовать два подхода:

1. Цель внедрения - завоевание, или закрепление, небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

2. Цель инноваций - получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. В этом случае, внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:

- исследования и разработки (фундаментальные, поисковые, ОКР, опытное производство, прикладные исследования и распространение инноваций);

- сертификация продукции и повышение ее качества;

- техническое перевооружение (обновление производственной базы);

- создание, поддержание о развитие научно-технологического

311 Дронов О.Б. Прогнозирование показателей конкурентоспособности товаров и услуг промышленного предприятия в условиях применения процессного подхода//Вестник алтайской науки. - 2015. - № 2. - С. 24.

потенциала предприятия;

- разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой, с целью освоения рынка инноваций.

При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:

1. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т.д.), которые способны обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.

2. Наличие новых значимых технических решений, которые способны обеспечить рыночный успех.

Цель инновационной политики - создать условия для обеспечения эффективной деятельности предприятия, с помощью повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции, которую она выпускает.

При проведении инновационной политики должны соблюдаться следующие принципы:

- приоритетность - выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;

- целенаправленность, т.е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;

- комплексность - охват инновациями смежных сфер деятельности;

- альтернативность проектных решений - разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;

- адаптивность - корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды;

- обоснованность - обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды.

Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

Внешняя среда - это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния. Факторы прямого влияния включают законы, поставщиков ресурсов, учреждения государственного регулирования, конкурентов, потребителей, торговых и транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

Внутренняя среда - это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции.

К факторам внутренней среды, которые оказывают влияние на проведение инновационной политики, относятся:

- технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

- материало-, энерго- и фондоёмкость производства;

- степень износа основных фондов и т. д.

Основными факторами, которые способствуют реализации инновационной политики предприятия, являются:

- высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;

- наличие на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

- наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;

- наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики;

- наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности312.

Повышение конкурентоспособности продукции, после проведения мероприятий инновационной политики, можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

1.Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции).

2.Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (повысоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции).

3.Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).

4.Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции).

Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность. Инновационная политика предприятия, в первую очередь, направлена на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Конкурентоспособность товара - это степень потенциального (в случае стратегического планирования или прогнозирования) или реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, которые представлены на данном рынке313.

312 Кандауров Н.Н., Кандаурова Г.А., Капорцева О.Н. Экономика предприятия. - Минск: Современные знания, 2006. - С. 27.

313 Мясникович М. О государственной поддержке и конкурентоспособности предприятий // Наука и инновации.- 2010. - № 8. - С. 27.

Конкурентоспособность товара определяет его способность выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами-конкурентами, что выражает его конкурентные преимущества на данном рынке. Конкурентные преимущества товара достигаются за счёт производства прежде всего нового, востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, имеющего спрос на рынке, выгодно отличающегося от аналогичных товаров-конкурентов по уровню обслуживания, удовлетворяющего конкретные потребности покупателя и обеспечивающего товаропроизводителю стабильность в получении прибыли. Взяв во внимание все вышесказанное, формулу конкурентоспособности можно представить следующим образом: Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Среди показателей конкурентоспособности товара наиболее важным является соотношение цены товара и его качества. Для определения тесноты этого соотношения применяется показатель эластичности качества товара при изменении его цены.

Таким образом, можно сделать следующие обобщения и выводы:

Поддержание конкурентоспособности национальной экономики в настоящее время возможно лишь при наличии эффективного инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство.

Предприятие является базовым звеном национальной экономики, поэтому создание механизма внедрения, поддержки и управления инновациями, т. е. проведение инновационной политики, является решающим фактором повышения эффективности всего народнохозяйственного комплекса.

Конкурентные преимущества продукции предприятия достигается за счёт производства, прежде всего нового, востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, что в обоих случаях в значительной степени зависит от инновационной политики, проводимой предприятием.

Использованные источники:

1. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга,2006. - 138 с.

2. Ильенкова, С.Д., Гохберг, Л.М., Ягудин, С.Ю. Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 308 с.

3. Кандауров, Н.Н., Кандаурова, Г.А., Капорцева, О.Н. Экономика предприятия / Н.Н. Кандауров, Г.А. Кандаурова, О.Н. Капорцева. - Минск: Современные знания, 2006. - 168 с.

4. Марков, А.В., Асанович, В.Я. Индикативный анализ инновационного развития экономики / А.В. Марков, В.Я. Асанович.- М.: ЮНИТИ, 2013. -257 с.

5. Турбан, Г.В. Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью / Г.В. Турбан.- М.:Экономика, 2007. - 317 с.

6. Дронов, О.Б. Прогнозирование показателей конкурентоспособности товаров и услуг промышленного предприятия в условиях применения процессного подхода / О.Б.Дронов // Вестник алтайской науки. - 2015. - № 2. - С. 24-29.

7. Межов, С.И., Дмитриев, Д.А. Инновационный процесс на промышленных предприятиях: развитие и устойчивость / С.И. Межов, Д.А. Дмитриев // Научно-технические ведомости. Экономические науки. - 2010. - № 3(99). -С. 119-124.

8. Оболенский, В. Россия на пути к инновационному развитию / В. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. -№ 9. - С. 31-39.

9. Мясникович, М. О государственной поддержке и конкурентоспособности предприятий / М. Мясникович // Наука и инновации. - 2010.- № 8. - С.27-30.

Шадченко Н.Ю., к.э.н.

доцент кафедра экономики Рамих А.А. аспирант

Поволжский кооперативный институт (филиал) Российский университет кооперации Российская Федерация, г. Энгельс К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

НА СИСТЕМУ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В настоящее время глобализация является одной из наиболее острых проблем для многих стран. Глобализация стала одним из важнейших факторов развития конца прошлого века. По мнению ученых, её воздействие на процессы, происходящие в обществе, неоднозначны.

К положительным сторонам глобализации следует отнести: свободную миграцию товаров, услуг, капитала, рабочей силы; увеличение темпов либерализации торговли и инвестиций; ускорение научно-технического прогресса; появление новых видов коммуникаций, транспорта, информационных технологий; увеличение хозяйственной

взаимозависимости стран[1, с.97].

С другой стороны глобализацию следует рассматривать как явление, при котором усиливается социальное и материальное неравенство в обществе, что несет серьезную угрозу политической стабильности в отдельно взятой стране и мире. Перед лицом растущей глобализации Россия, по сравнению с экономически развитыми странами, оказывается наименее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.