Организационно-экономический механизм использования инноваций в деятельности российских предприятий
The organizational and economic mechanism of use of innovations in activity of the Russian enterprises
УДК 005.591.6
Брагинец Маргарита Васильевна
докторант Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург) 198013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, Д. 38
Braginets Margarita Vasilievna
198013, Saint-Petersburg, ul. Serpuhovskaya, 38
Рассматривается организационно-экономический механизм использования инноваций, представляющий собой систему взаимосвязей и взаимоотношений различных субъектов инновационного рынка — производителей научно-технической продукции (инноваций), потребителей, органов государственного и муниципального управления. Использование этого механизма позволяет вовлечь инновации в экономический оборот инноваций, а также стимулировать и регулировать интеллектуальную деятельность.
The organizational and economic mechanism of use of the innovations of representing system of interrelations and mutual relations of various subjects of the innovative market — manufacturers of scientific and technical production (innovations), consumers, bodies of the state and municipal management is considered. Use of this mechanism allows to involve innovations to an economic turn of innovations, and also to stimulate and regulate intellectual activity.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, регулирование инновационной деятельности, инновационные продукты (услуги), инновационный климат, инновационная инфраструктура
Keywords: organizational and economic mechanism, regulation of innovative activity, innovative products (services), innovative climate, innovative infrastructure
Организационно-экономический механизм государственного регулирования инновационной деятельности представляет собой совокупность элементов, предназначенных для преобразования управляющих, регулирующих и корректирующих воздействий государственных органов управления в необходимые действия управляемых объектов — инновационных предпринимательских структур [1]. Цель создания такого механизма заключается в стимулировании ускорения структурных изменений в экономике, обеспечивающих экономический рост на основе активизации инновационной деятельности. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
• создание, развитие и эффективное использование инновационного потенциала страны (региона);
• обеспечение роста эффективности научно-технического развития экономики;
• разработка эффективной инновационной политики;
• реструктуризация экономики — переход от энергосырьевой направленности к инновационной.
о о
V
CD ^
сг
>
I—
>
I—
о
ш со I—
о
В нашей стране механизмы использования инно- < ваций функционируют на четырех основных уровнях н (рис. 1). На федеральном уровне разрабатывается о долгосрочная стратегия инновационного развития с= РФ (субъекта федерации), создается благоприятная ^ институциональная среда для экономики в целом, ^ инвестиционный и инновационный климат, а также § реализуются федеральные целевые программы [2]. ^
На региональном уровне разрабатываются терри- ^ ториальные программы инновационного развития, о которые учитывают особенности и специфику региона. На макроуровне и уровне региона создаются условия для интенсификации процессов промышленного использования инноваций предпринимательскими структурами.
На муниципальном уровне стратегия социально-экономического и научно-технического развития более жестко увязывается с местными условиями (учитывая существующие ограничения с точки зрения финансирования, обеспеченности кадрами и т. д.).
На уровне предпринимательских структур (микроуровень) происходит осуществление инновационных проектов.
Таким образом, организационно-экономический механизм использования инноваций опирается на национальную и региональные инновационные системы, в основе которых лежит инновационная политика государства. Он формируется под влиянием социально-экономической ситуации, институциональной среды, наличия природных ресурсов, инвестиционного и инновационного климата, а также различных форм предпринимательской деятельности.
Научные знания появляются в результате соответствующих разработок в университетах, научно-исследовательских организациях различных форм собственности, корпоративном и частном бизнесе. Затем они преобразуются в технические (технологические) знания, результатом которых является новый продукт или технология. В результате деятельности университетов готовятся новые кадры, а также осуществляется их переподготовка, т. е. образуется интеллектуальный потенциал, который используется в процессе научных исследований.
Использование интеллектуального потенциала обеспечивает коммерческий успех компаниям и индивидуальным предпринимателям в соответствии со схемой «ресурсы — преобразования — результат». Доступные ресурсы подразделяются на человеческие (полученные знания и мотивация их использования), технические, информационные, организационные и финансовые ресурсы. Преобразования — это постановка целей, мероприятий по их достижению, необходимые ресурсы и оценка их использования. Под результатом понимаются новые знания (инновации), обеспечивающие долговременные конкурентные
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 9 (71) 2011
Рис. 1. Уровни реализации механизмов использования инноваций
о о
со ^
сг
>
I—
>
сг I—
О >х
0
1 I
т преимущества в виде инновационных продуктов и ин-о новационных услуг
<с Перед органами государственного управления стоят ^ задачи обеспечения эффективного функционирования о социально-экономической системы (важнейшей ча-1= стью которой является инновационная подсистема) ^ в быстро изменяющихся условиях внешней окружаю-^ щей среды, динамичного использования появляю-§ щихся возможностей для инновационного развития, ^ а также устранения или «сглаживания» негативных ^ явлений. Таким образом, управление осуществляется о в условиях постоянной перестройки объектов и субъектов управления.
Государство оказывает содействие производству фундаментальных знаний и комплекса технологий стратегического характера, а также созданию инфраструктуры и институционального климата для эффективного функционирования организационно-экономического механизма.
Основными результатами механизма вовлечения в экономику инноваций являются инновационная и научно-техническая деятельность. Под инновационной понимается деятельность, связанная с использованием результатов фундаментальных научных исследований для совершенствования существующей продукции и технологии и разработки новых, последующей их коммерциализацией (осуществление производства новой продукции и технологических систем) и реализацией их на внутренних и зарубежных рынках [3].
Инновационная деятельность направлена на реализацию новых либо ранее не использовавшихся знаний, методов, технологий, оборудования с целью получения определенного экономического эффекта: дополнительных доходов за счет освоения новых рынков или секторов рынка, снижения издержек, производства и продажи новых или дополнительных товаров (услуг) или традиционных товаров (услуг) с новыми качествами. Эта деятельность предполагает осуществление комплекса научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям. К инновационной деятельности относятся:
• коммерциализация (передача для использования) новых инновационных технологий;
• выполнение научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса;
• организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);
• осуществление модернизации действующего производства новых технологий и техники;
• производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и/или применение новой или усовершенствованной технологии, т. е. транс-
12
формация знаний в объекты интеллектуальной собственности.
Развитие инновационной деятельности характеризуется следующими показателями:
а) удельный вес инновационной продукции (внедренной в течение 3 лет) в общем объеме произведенной продукции;
б) влияние инноваций на результаты деятельности предприятия:
■ сумма прибыли от реализации инновационной продукции и ее доля в общем объеме прибыли,
■ объем продаж инновационной продукции и его доля в общем объеме реализации,
■ доступ к новым рынкам сбыта,
■ доли на традиционных рынках сбыта;
в) влияние инноваций на использование производственных ресурсов (сокращение затрат на заработную плату, материалы, энергию и пр., повышение фондоотдачи и т. д.) [2].
Участников организационно-экономического механизма использования инноваций можно представить как производителей инноваций (научных разработок и технических решений), потребителей результатов исследований и разработок (главным образом бизнес)и регуляторов инновационной деятельности (рис. 2). Во многих случаях организация одновременно является и потребителем, и разработчиком инноваций.
К инновациям, представленным в товарной форме, относятся продукты и услуги, являющиеся объектами инновационного рынка, в том числе:
• товары, продукты, машины, оборудование, агрегаты, инструменты, сырье и материалы, технологические линии и др.;
• интеллектуальные, нематериальные товары, такие как патенты, лицензии, авторские права, данные научно-исследовательских работ, проектно-конструкторская документация, программные средства и технологии, ноу-хау и др.;
• услуги, в число которых входят научные, инжиниринговые и консалтинговые услуги, связанные с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
Основными создателями инноваций и технических решений являются научно-исследовательские и конструкторские организации, академические научные организации и вузы, а также сами промышленные предприятия.
Еще один активный участник процесса инноваций — малые инновационные предприятия в научно-технической сфере, которые, с одной стороны, являются потребителями результатов научно-технической деятельности (инноваций). С другой стороны, они выводят на рынок готовые к коммерциализации инновационные продукты и технологии. Их деятельность ориентирована, в основном, на внутренний рынок.
Организационно-экономический механизм использования инноваций включает в себя инновационную
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 9 (71) 2011
Корпоративные структуры, обладающие собственной научно-технической, производственной и сбытовой базой
Производители инноваций
• академическая, вузовская наука
• научно-технические подразделения промышленных предприятий
• малые предприятия
в научно-технической сфере — частные лица
Инновационная инфраструктура
• наукограды
• Федеральный центр науки и высоких технологий
• центры трансферта технологий
• технологические инкубаторы
• венчурные фонды
• Российский фонд фундаментальных исследований
• Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере
• ИТЦ
• выставки и семинары
Потребители инноваций
> промышленные предприятия
> органы государственной власти через госзаказы
и муниципальные заказы целевые программы
Регуляторы,
• органы государственной власти и местного самоуправления • общественные организации
о о
о
о о
Рис. 2. Основные участники механизма использования инноваций
инфраструктуру. Главной особенностью любой инфраструктуры является то, что она представляет собой специализированную подсистему, оказывающую услуги всем субъектам производственных или социальных отношений. К элементам инновационной инфраструктуры относятся:
• производственно-техническая (технопарки, наукограды и т. д.);
• кадровая (образовательные учреждения);
• информационно-консалтинговая (организации, оказывающие услуги по сертификации, патентам и т. д.);
• финансовая (венчурные и другие фонды) [Там же]. Функционирование механизма освоения результатов интеллектуальной деятельности (инноваций) связано с прохождением определенных стадий инновационного процесса (рис. 3).
Для реализации перспективных научно-технических разработок и инновационных проектов необходимо проводить их оценку, которая на начальной стадии осуществляется укрупненно, в виде системы баллов, а после разработки бизнес-плана — детально, в соответствии с методикой оценки эффективности инвестиций в проект.
Оценка инновационных проектов позволяет упорядочить (сравнительно оценить) рассматриваемые проекты по их потенциальной реализуемости на основе балльной оценки. Для этих целей производится расчет интегральной рейтинговой оценки инновационных проектов как произведения трех составляющих:
• экспертной оценки организации, реализующей проект;
• экспертной оценки технической и технологической зрелости проекта;
• экспертной оценки рынка инновационного продукта/технологии, созданной в результате реализации проекта.
В свою очередь, каждая из этих составляющих определяется как средневзвешенное значение совокупности определенного набора факторов. Для экс-
пертной оценки организации, реализующей проект, в качестве таких факторов рассматриваются:
• коммерческая стратегия организации;
• коммерческое лидерство / ключевые фигуры;
• наличие персонала для коммерческой/инновационной деятельности;
• управление внешними факторами, влияющими на бизнес;
• система менеджмента.
Получаемые в результате расчетов данные используются для оценки относительного рейтинга проекта и перспектив его коммерциализации. Если значения интегральной рейтинговой оценки находятся в диапазоне 100-125, то это означает, что они имеют высокий потенциал коммерциализации. В дальнейшем необходимо будет провести дополнительную количественную оценку их потенциала.
При значениях рейтинговой оценки в диапазоне 60-99 проект имеет потенциал коммерциализации, но требуется существенная работа по его продолжению и развитию. Значения рейтинговой оценки меньше 60 свидетельствуют о том, что проект находится на начальном этапе или не имеет перспектив коммерциализации.
Для страны, региона, субъекта федерации оценка производится на основе следующих показателей:
1. Прирост ВВП в результате реализации проекта, учитывающий прямые и косвенные эффекты от внедрения в производство нового продукта или технологии.
2. Изменения показателей эффективности производства (материалоемкости, энергоемкости, фондоемкости, производительности труда).
3. Такая оценка может быть сделана для отдельных проектов на основе данных бизнес-планов. В целом для страны последствия внедрения новой технологии могут быть оценены на основе результатов прогнозных расчетов с использованием динамических межотраслевых моделей, построенных на основе дезагрегированных таблиц межотраслевого баланса.
4. Прирост производства ВВП на душу населения в результате внедрения инноваций. Этот показатель
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 9 (71) 2011
Рис. 3. Основные стадии механизма использования инноваций
позволит дать важную характеристику влияния инновационного процесса на уровень жизни граждан. Инновационное предприятие(организация)характеризуется: восприимчивостью к новым идеям; нацеленностью на внедрение инноваций; координацией и взаимоувязкой инновационного процесса от получения знаний до их реализации в виде нового товара (услуги); способностью превращать изменения в новые возможности в результате инновационной деятельности; командной организацией деятельности и привлечением к творческой деятельности сотрудников; инновационной организационной культурой.
Функция управления интеллектуальными ресурсами в такой организации становится инструментом долгосрочной стратегии, а практика управления — связующим звеном между обучением, инновационным процессом и творчеством. Все это требует принципиально иного подхода к организации управления интеллектуальными ресурсами в инновационном предприятии(организации). Речь идет о формировании инновационного управления интеллектуальными ресурсами на основе существующей системы управления человеческими ресурсами и нового направления инновационного менеджмента. Такое управление можно определить как специализированную профессиональную деятельность, направленную на совершенствование работы с человеческими ресурсами с целью развития творческого потенциала работников и стимулирования и их инновационного поведения.
Организационно-экономический механизм использования инноваций на российских предприятиях —
| 114
это основной инструмент реализации инновационной политики государства. Он формируется в зависимости от форм предпринимательской деятельности, складывающейся социально-экономической ситуации, инвестиционного и инновационного климата, институциональной среды.
В интересах эффективного функционирования организационно-экономического механизма государство принимает соответствующие законы, создает инновационную инфраструктуру и благоприятный инновационный климат. Они играют важную роль и с точки зрения производства фундаментальных знаний, организации и поддержки системы образования.
Создание механизма вовлечения в экономику инноваций позволяет добиться повышения ее конкурентоспособности за счет использования новых знаний, методов, технологий, оборудования, товаров и услуг.
Литература
1. Кандауров Н. Н., Капорцева О. Н., Кандаурова Г. А. Экономика и управление инновациями: Курс лекций. Минск: Современные знания, 2009. [Электронное учебное издание].
2. Проект «Инновационная Россия — 2020 г.»: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/doc20101231_016.
3. Основы наукоемкой экономики (Знания—Креативность— Инновации): Учебник / Под ред. И. А. Максимцева. М.: Креативная экономика, 2010. 456 с.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 9 (71) 2011