Научная статья на тему 'Организационно-экономическое обеспечение трансфера в инновационной деятельности'

Организационно-экономическое обеспечение трансфера в инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСФЕР ИННОВАЦИЙ / ДИФФУЗИЯ ИННОВАЦИЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФЕРОМ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайгородов Алексей Георгиевич, Грачёва Мария Львовна

В статье приведены результаты исследования особенностей организационно-экономического обеспечения трансфера инноваций. Предметом исследования является трансфер инноваций, как форма осуществления инновационной деятельности в регионе. Выделены и охарактеризованы элементы механизма трансфера инноваций. Сформулированы проблемы организационно-экономического обеспечения трансфера инноваций и предложены способы их решения, в рамках функционирования региональной инновационной системы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы органами государственного управления в процессе формирования основных положений региональной инновационной политики, а также при разработке региональных программ поддержки инновационной деятельности. Сформулированные предложения по формированию состава элементов механизма трансфера инноваций могут быть также использованы органами государственного управления в процессе развития региональной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кайгородов Алексей Георгиевич, Грачёва Мария Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MAINTENFNCE OF THE TRANSFER IN INNOVATIVE ACTIVITY

In article results of research of features of organizational-economic maintenance of a transfer of innovations are reflected. Object of research is the transfer of innovations, as the form of realization of innovative activity in region. Elements of the mechanism of a transfer of innovations are allocated and characterized. Problems of or-ganizational-economic maintenance of a transfer of innovations are formulated and ways of their decision, within the limits of functioning of regional innovative system are offered. The results received during research can be used state bodies in the course of formation of substantive provisions of a regional innovative policy, and also by working out of regional programs of support of innovative activity. The formulated offers on formation of structure of ele-ments of the mechanism of a transfer of innovations can be used also state bodies in process of development of re-gional innovative system.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическое обеспечение трансфера в инновационной деятельности»

УДК 336.011

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСФЕРА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Г. Кайгородов

Ивановский государственный университет

М.Л. Грачёва

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье приведены результаты исследования особенностей организационно-экономического обеспечения трансфера инноваций. Предметом исследования является трансфер инноваций, как форма осуществления инновационной деятельности в регионе. Выделены и охарактеризованы элементы механизма трансфера инноваций. Сформулированы проблемы организационно-экономического обеспечения трансфера инноваций и предложены способы их решения, в рамках функционирования региональной инновационной системы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы органами государственного управления в процессе формирования основных положений региональной инновационной политики, а также при разработке региональных программ поддержки инновационной деятельности. Сформулированные предложения по формированию состава элементов механизма трансфера инноваций могут быть также использованы органами государственного управления в процессе развития региональной инновационной системы.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, трансфер инноваций, диффузия инноваций, региональная инновационная система, управление трансфером инноваций.

Экономика любой страны в современных условиях испытывает усиливающееся воздействие инноваций на социально-экономическое развитие при одновременном снижении влияния некоторых традиционных факторов экономического роста. Результатом перехода к инновационному типу развития экономики должно являться то, что источником экономического роста становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной благоприятной мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Таким образом, проблемы быстрого освоения инновационных технологий в хозяйственной деятельности экономических субъектов являются ключевыми для большинства развитых стран мира. Наиважнейшей задачей для повышения инновационной активности российской экономики является ликвидация существующего разрыва между научными организациями, выполняющими ис-

следования и разработки, и бизнесом, внедряющим их результаты в хозяйственную деятельность. В этой связи эффективное функционирование и совершенствование механизма трансфера инноваций приобретает исключительно большое значение.

Несмотря на высокую интенсивность проводимых исследований в области управления инновациями, проблемы функционирования организационно- экономического механизма трансфера инноваций не нашли удовлетворительного решения. Целью проводимого нами исследования является разработка теоретических и методических аспектов совершенствования механизма организационно-экономического обеспечения трансфера инноваций для активизации и повышения эффективности инновационной деятельности на региональном уровне.

Трансфер является необходимой предпосылкой коммерциализации инноваций и предопределяет возможность получения дохода от передачи прав пользова-

ния новшеством, а также возможность вовлечения в инновационный процесс множества инновационно-активных организаций. В условиях рынка трансфер инноваций представляет собой процесс передачи наукоёмких технологий и других новаций на условиях платности, являясь формой организации коммерческой инновационной деятельности (коммерциализации). Традиционно трансфер принято связывать с заключительным этапом инновационного процесса - диффузией инноваций [1, 2, 3].

В цикле «научные исследования и разработки - освоение новшества - использование новшества в хозяйственной деятельности - диффузия» трансфер обычно рассматривается, как один из способов распространения инноваций. Такой подход представляется достаточно узким, т.к. ограничивает передачу новаций только стадией их внедрения в производство.

На наш взгляд, участники инновационного процесса могут передавать результаты инновационной деятельности заинтересованным реципиентам. Так, например, научная организация может передавать права пользования результатами своих научных исследований посредством заключения лицензионных соглашений; организация, внедрившая у себя новую технологию, может передавать права на её использование в рамках механизма франчайзинга и т.п. Таким образом, учитывая, что диффузия инноваций может следовать за любым этапом инновационного цикла, трансфер инноваций, как представляется, также может опосредовать любую стадию инновационного процесса. Расширение сферы применения трансфера в инновационной деятельности усиливает значимость его рациональной организации для повышения эффективности всей инновационной деятельности.

Характеризуя сущность процесса трансфера инноваций, следует уточнить состав его участников, предмет и применяемые инструменты. Предметом трансфера инноваций являются результаты интел-

лектуальной деятельности, представляющие собой интеллектуальную собственность её субъектов, то есть их источников. В процессе трансфера участвуют, как минимум, два самостоятельных хозяйствующих субъекта, один из которых (передающая сторона-донор) заинтересован в получении дохода от передачи результата интеллектуальной деятельности, а второй (принимающая сторона-реципиент) заинтересован в получении дохода от использования приобретаемого новшества в своей хозяйственной деятельности.

Важно подчеркнуть, что реципиент в ряде случаев имеет возможность не только использовать приобретённое новшество в своей хозяйственной деятельности, но и получать доход от дальнейшего его трансфера третьим лицам. Сложность действующих в отношении трансфера инноваций механизмов не в последнюю очередь обусловлена своеобразной полицентрично-стью данного процесса. В этом случае реципиент начинает играть двуединую роль в трансфере инноваций, выступая как принимающей, так и передающей стороной.

Организационно-экономический механизм трансфера инноваций представляет собой совокупность форм организации экономических отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых и материально-технических ресурсов, применяемых в целях создания благоприятных условий для протекания процесса передачи предмета трансфера (результатов интеллектуальной деятельности) от их источника к одному или нескольким реципиентам. Содержание и специфика организационно-

экономического механизма трансфера инноваций, по нашему мнению, определяется характеристиками включённых в него элементов и способами их взаимодействия в процессе передачи и перераспределения результатов интеллектуальной деятельности. Составляющими организационно-экономического обеспечения трансфера инноваций являются (рис. 1):

- инструменты трансфера инноваций, представляющие собой тот или иной контракт (соглашение), следствием которого является возникновение права пользования (и/или владения, распоряжения) результатом интеллектуальной деятельности у реципиента инноваций;

- нормативно-правовое обеспечение процесса трансфера инноваций, которое включает международные конвенции, российские законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов власти и управления, регламентирующие условия трансфера инноваций;

- информационное обеспечение процесса трансфера инноваций, которое формируется экономической, коммерческой, финансовой и прочей информацией о существующих источниках, объектах и реципиентах инноваций;

- финансово-экономическое обеспечение процесса трансфера инноваций, которое включает совокупность форм организации экономических отношений, методов (способов) формирования и использования материально-технических и финансовых ресурсов, применяемых в целях создания благоприятных условий для протекания процесса трансфера инноваций.

Рис. 1. Элементы организационно-экономического обеспечения трансфера инноваций

Организация эффективного трансфера инноваций является одной из основных задач функционирования региональной инновационной системы. Определяя региональную инновационную систему как совокупность научно-образовательных, технико-технологических, информационных, финансово-экономических, социальных и других отношений множества субъектов и объектов инновационной деятельности на территории рассматриваемого региона, подчеркнём, что структуру этой системы целесообразно представить в разрезе следующих блоков:

1. Блок НИОКР, который включает в себя университеты, научные институты, конструкторские организации, опытные производства, а также сложные социальные сети, обеспечивающие неформальное взаимодействие исследователей из разных институтов и университетов.

2. Блок трансфера инноваций -включает в себя совокупность различного рода посредников, в том числе некоммерческие фонды профессиональной экспертизы, формирующие особую среду с широкими сетевыми связями, способными обеспечить контакты блока НИОКР с потенциальными покупателями.

3. Блок финансово-экономического обеспечения - формируется финансовыми и экономическими институтами (структурами), предоставляющими финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для трансформации идеи в опытный образец, изготовления макета, создания опытной партии продукции и последующего запуска ее в массовое производство.

4. Блок государственного регулирования - формируется органами государственной власти субъекта Федерации, определяющими параметры научно-технической политики региона и регулирующими процессы функционирования и развития региональной инновационной системы.

5. Блок инновационного производства - представлен инновационно-активными предприятиями и организациями реального и финансового сектора экономики.

В ходе проводимого исследования мы систематизировали задачи различных элементов региональной инновационной системы с целью более четкого разграничения их функций в зависимости от их роли в процессе трансфера инноваций. Исследование показало, что активное участие в процессе трансфера инноваций характерно не только для блока трансфера инноваций, но и для других элементов региональной инновационной системы (табл. 1).

Таблица 1

Задачи участников организационно-экономического обеспечения

трансфера инноваций

Элемент регио- Участники Задачи в сфере организационно-

нальной иннова- экономического обеспечения

ционной системы транфера инноваций

1 2 3

Блок НИОКР - Региональный центр научных Информационное обеспечение

исследований и разработок; * формирование региональной

- Научно-исследовательские ор- информационной базы о предло-

ганизации; жениях в сфере НИОКР

- Подразделения НИОКР в рам- Финансово-экономическое обес-

ках предприятий и организаций печение

реального сектора экономики * финансирование и экономическое обеспечение проводимых научных исследований

Блок трансфера - Региональный центр трансфера Финансово-экономическое обес-

инноваций инноваций печение

- Центры трансфера инноваций в * оценка коммерциализуемости

рамках научных организаций результатов интеллектуальной деятельности; * маркетинг инноваций Информационное обеспечение * формирование информационной базы о предложениях в сфере НИОКР и о реализуемых бизнесом инновационных проектах

Окончание таблицы 1

1 2 3

Блок финансово-экономического обеспечения инноваций - Региональный фонд финансирования инновационных проектов - Региональный фонд финансирования научных исследований - Региональные венчурные фонды и ПИФы - Финансово-кредитные учреждения, инвестирующие инновационные проекты - Технопарки Финансово-экономическое обеспечение * финансирование научных исследований; * финансирование инновационных проектов предприятий реального сектора экономики

Блок государственного регулирования - Региональный центр управления трансфером инноваций Нормативно-правовое обеспечение * формирование нормативных положений в сфере региональной инновационной политики; * формирование региональных целевых программ в сфере НИОКР Финансово-экономическое обеспечение * реализация инновационных проектов на условиях ГЧП * осуществление государственной поддержки инновационной деятельности, стимулирование её активизации

Блок инновационного производства - Инновационно-активные предприятия различных отраслей экономики Информационное обеспечение * формирование базы заявок на научно-исследовательские работы * формирование информационной базы о инновационных проектах Финансово-экономическое обеспечение * финансирование и экономическое обеспечение реализуемых инновационных проектов

вом и бизнесом (государство финансирует научные исследования, бизнес финансирует процессы освоения и внедрения инноваций) [4], с другой стороны, важнейшую роль в решении задачи органи-

Учитывая факт взаимодействия в процессе трансфера инноваций большого количества участников, с одной стороны, и сложившееся в отечественной практике распределение ролей между государст-

зационно-экономического обеспечения трансфера инноваций должны играть финансово-экономические механизмы государственно-частного партнёрства (ГЧП). ГЧП в инновационной сфере должно использовать соответствующие инструменты трансфера инноваций, прежде всего, контракты на проведение НИОКР и соглашения, связанные с уступкой, передачей прав на результаты интеллектуальной деятельности (лицензионные соглашения, коммерческая концессия). Таким образом, государство в качестве стороны ГЧП выполняет не только функции непосредственного участника инновационных проектов, но и регулятора инновационной деятельности в регионе, что обусловлено необходимостью координации действий всех заинтересованных лиц. Разумеется, ГЧП в инновационной сфере не ограничивает, а дополняет частную инициативу в этой сфере.

Соответствующая модель реализации инвестиционных проектов ГЧП в инновационной сфере должна характеризоваться следующими принципиальными особенностями:

- одной из основных целей таких проектов ГЧП, с позиции развития инновационной деятельности, должна являться активизация трансфера инноваций из сферы научных исследований в реальный сектор экономики;

- предметом соответствующих соглашений со стороны публичного инвестора должны выступать объекты интеллектуальной собственности, со стороны частного инвестора - материальные активы;

- последний, за счёт собственных и привлечённых средств, финансирует строительство и приобретение материальных активов (зданий, сооружений, оборудования и т.п.);

- государство осуществляет заказ необходимых НИОКР и патентует их результаты;

- право на использование объекта интеллектуальной собственности передаётся частному инвестору за соответствующую плату;

- срок ГЧП равен нормативному сроку эксплуатации объекта интеллектуальной собственности в соответствии с техническими и функциональными требованиями.

Разработанная модель обобщает, систематизирует и расширяет практику ГЧП, распространяя такое партнёрство на все этапы инновационного процесса. В частности, предлагаемая модель предполагает следующие этапы взаимодействия государственного и частного инвесторов:

1. Инновационно-активное предприятие, намеренное реализовать инновационный проект (т.е. внедрить новацию в производство), и государство в лице органов исполнительной власти заключают соглашение о сотрудничестве в рамках инновационного проекта.

2. Государство выступает заказчиком на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. Результатом таких работ является новшество, которое выступает как объект интеллектуальной собственности - нематериальный актив, необходимый для реализации инновационного проекта.

3. Полученный нематериальный актив государство передаёт частному инвестору посредством заключения лизингового соглашения или соглашения о коммерческой концессии.

4. Частный инвестор осуществляет строительство и/или реконструкцию материальных активов (зданий, сооружений, машин, оборудования и т.п.), необходимых для реализации инновационного проекта, и осуществляет внедрение инновации.

Другим вариантом взаимодействия государства и частного инвестора может быть модель, основанная на создании совместного предприятия. Этапы «1», «2» и

«4» взаимодействия сторон в данной модели будут аналогичны охарактеризованным выше. Однако, на этапе «3» должно учреждаться совместное предприятие, предполагающее выделение долей публичного и частного инвестора в соответствии с оценкой стоимости вносимых в уставный капитал нематериальных активов (со стороны государства) и материальных объектов (со стороны частного инвестора). Подобное совместное предприятием может быть создано и как проектная компания, которая представляет собой специально созданную структуру, предназначенную только для участия в конкретном инновационном проекте. В аспекте решаемых нами задач проектная структура может представлять собой некоммерческое объединение частного и публичного участников, выступающих в роли управляющего органа.

Отметим, что в настоящее время в России отсутствуют стройная система и механизм трансфера результатов НИОКР, имеются лишь отдельные ее фрагменты в виде инкубаторов, технопарков и др. Основой системы активизации инновационной деятельности в данных условиях должно стать формирование соответствующей инфраструктуры как важнейшего инструмента трансфера новаций и составной части его организационно-экономического механизма.

Необходимость обеспечения эффективной взаимосвязи этой инфраструктуры с выделенными нами блоками региональной инновационной системы, а также обязательность создания предпосылок для активизации механизма ГЧП, актуализируют задачу формирования соответствующей институциональной среды. Следовательно, инфраструктура трансфера инноваций как неотъемлемая часть его организационно- экономического механизма должна быть встроена в систему государственной поддержки инновационной деятельности. Поэтому основным регулирующим элементом такой

инфраструктуры должно стать новое подразделение - Региональной центр управления трансфером инноваций в составе профильного органа государственной власти субъекта Федерации, отвечающего за реализацию государственной научно-технической политики.

Учитывая предлагаемый состав элементов организационно-

экономического обеспечения трансфера инноваций и особенности сформированных моделей государственно-частного партнерства, создание организационно-экономического механизма управления трансфером инноваций должно включать ряд этапов.

На первом этапе осуществляется размещение информации о проведении конкурса среди заинтересованных лиц, желающих реализовать инновационные проекты, на участие в региональной программе ГЧП. Данный этап исполняется Региональным центром управления трансфером инноваций.

Второй этап направлен на экспертизу и оценку инвестиционной привлекательности предоставленных конкурсных заявок. Основным инструментов, используемым для оценки целесообразности включения того или иного инновационного проекта в региональную программу ГЧП, может стать предложенная нами методика оценки инвестиционной привлекательности проектов [5].

На третьем этапе Региональный центр управления трансфером инноваций проводит работу по заключению контрактов на выполнение соответствующих научно-исследовательских работ. Важную роль на этом этапе может сыграть создание Регионального центра научных исследований и разработок, одной из основных функций которого должна стать организация информационного взаимодействия между научно- исследовательскими центрами и подразделениями организаций региона.

На четвёртом этапе оформленные в надлежащем порядке результаты интеллектуальной деятельности передаются инновационно-активным предприятиям, которые самостоятельно организуют процесс их освоения.

Таким образом, эффективное управление процессом трансфера инноваций должно основываться на привлечении большого количества различных элементов инновационной инфраструктуры. При этом решающую роль играет создание условий для формирования и поддержания продуктивных взаимосвязей между этими элементами, что может быть практически реализовано именно с позиции государственного управления процессом трансфера инноваций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дулепин, Ю.А. Стратегии трансфера инноваций в инновационных системах / Ю.А. Дулепин, Н.В. Казакова // Инновационный Вестник Регион. 2010. № 4.С. 54-59.

2. Теория инновационной экономики. Под ред. О.С.Белокрыловой. Ростов н/Д : Феникс, 2009. 120 c.

3. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. М.: Центр исследования и статистики науки, 2010. 108 с.

4. Шишкина, А.В. Инновационно -инвестиционный процесс: понятие и особенности финансирования / А.В. Шишкина, А.Г. Кайгородов // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2011. № 04. С. 70-76.

5.Грачева М.Л. Методика оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнёрства // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 3. С. 355-364.

Рукопись поступила в редакцию 29.06.2016.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MAINTENFNCE OF THE TRANSFER IN INNOVATIVE

ACTIVITY

A. Kaygorodov, M. Gracheva

In article results of research of features of organizational-economic maintenance of a transfer of innovations are reflected. Object of research is the transfer of innovations, as the form of realization of innovative activity in region. Elements of the mechanism of a transfer of innovations are allocated and characterized. Problems of organizational-economic maintenance of a transfer of innovations are formulated and ways of their decision, within the limits of functioning of regional innovative system are offered. The results received during research can be used state bodies in the course of formation of substantive provisions of a regional innovative policy, and also by working out of regional programs of support of innovative activity. The formulated offers on formation of structure of elements of the mechanism of a transfer of innovations can be used also state bodies in process of development of regional innovative system.

Key words: innovation, innovative activities, transfer of innovation, diffusion of innovation, regional innovation system, management of transfer of innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.