Научная статья на тему 'Инновационная политика как основа управления функционированием и развитием региона'

Инновационная политика как основа управления функционированием и развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Татьяна Юрьевна

Статья посвящена актуальным проблемам инновационной политики регионов. Инновационная политика рассматривается в аспекте обеспечения устойчивого территориального функционирования и развития. Значительное внимание уделено вопросам формирования региональных инновационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the actual problems of innovation policy of regions. The innovation policy is considered as foundation of the steady functioning and development. The main attention is devoted to questions of forming of the region innovation system.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика как основа управления функционированием и развитием региона»

-►

Региональная и отраслевая экономика

Т. Ю. Семенова Инновационная политика как основа управления

функционированием и развитием региона

Характер экономического роста, конкурентоспособность регионов и страны в целом, возможности обеспечения устойчивого функционирования и развития территорий определяются сегодня не объемами физических ресурсов, а тем, насколько общество может создавать и эффективно использовать интеллектуальный фактор, разворачивать инновационные процессы на всех уровнях управления. Мировой опыт показывает, что знания и информация превращаются в доминирующий ресурс социально-экономического развития.

Снижение конкурентоспособности российских регионов во многом связано с тем, что многие предприятия, составляющие основу экономики, используют изношенное оборудование и устаревшие технологии. К тому же промышленные предприятия давно уже не имеют достаточного притока инноваций и научной поддержки. Вследствие этого увеличивается их технологическое отставание от зарубежных конкурентов.

В развитых странах на долю новых знаний, реализованных в технологиях, оборудовании, образовании кадров и организации производства, приходится до 85% прироста ВВП [8, с. 302]. Достижение подобных результатов обеспечивается государственным управлением инновационным процессом.

Инновационная деятельность на приоритетных направлениях, определяющих конкурентоспособность экономики, не может основываться только на стихийном рыночном механизме и нуждается в государственном регулировании (на федеральном, региональном, а также на местном уровнях). Хотя рынок во многом определяет целесообразность, масштабы, формы инновационной деятельности, он все же не способен сам по себе обеспечить полноценное системное решение проблем инновационного процесса. Это объясняется, в частности, большими затратами на крупномасштабные проекты модернизации экономики, которые не под силу одним только коммер-

ческим структурам, длительными сроками окупаемости, повышенным риском. Кроме того, рынок не позволяет решить ряд социальных и экологических проблем.

Инновационная политика появилась как сплав научно-технической и промышленной политики. Ее появление свидетельствует о растущем признании того факта, что знания во всех их формах играют решающую роль в социально-экономическом прогрессе, что инновации находятся в сердцевине этой «основанной на знаниях экономики», а также что инновации являются более сложным и системным явлением, чем ранее считалось. Современные подходы к инновациям смещают центр политики в сторону взаимодействия между институтами, перенося внимание на процессы взаимодействия как в создании знаний, так и в их распространении и применении.

Научно-техническая политика показала ограниченную эффективность в решении задач модернизации экономики, так как ее фокусом являлось создание нового знания при второстепенном значении внедрения этого знания в производство. Между тем, основную сложность в промышленном освоении той или иной технологии часто представляет не столько доступ к базовым сведениям о ней, сколько разработка процесса создания конкретного инновационного продукта на ее базе, его продвижение на рынки и выход производства на устойчивую прибыльность. Кроме того, пренебрежение коммерциализацией инновационных разработок вело к дублированию исследований в научном и производственном секторах и неэффективности бюджетных затрат на финансирование научных учреждений. Инновационная политика представляет собой более целостный подход, сфокусированный одновременно на создании и практическом использовании знаний, при котором большое значение имеет коммерческая отдача от новых технологий.

Мировой опыт свидетельствует, что главным критерием эффективности государственного регулирования инновационной деятельности явля-

ется не столько наличие формальных институтов национальной и региональных инновационных систем, сколько инновационность бизнес-среды или наличие стимулов для частных компаний к постоянному инвестированию средств в осуществление инновационной деятельности. Решение данной задачи в России невозможно решить только на уровне федерального центра. Именно на региональном уровне возможна четкая идентификация экономических задач и ресурсных ограничений инновационной деятельности и соответствующее формирование стратегической политики, направленной на их преодоление.

В настоящее время одной из наиболее важных тенденций в формировании и реализации инновационной политики является ее регионализация. Важность регионализации инновационной политики связана с характером инновационного развития мировой экономики, в частности, с глобализацией. Ученые разных стран отмечают, что глобализация «сегодня сопровождается другим, в известном смысле аналогичным по своему содержанию, но противоречащим ей процессом, а именно: регионализацией экономической деятельности» [2, с. 6]. Глубокие знания характерных для данной территории особенностей, возможность непосредственного контакта и влияния на деятельность основных субъектов и институтов региона позволяют региональной администрации находить решения, учитывающие местную специфику.

Учитывая ключевую роль инноваций в современном социально-экономическом развитии территорий, можно сделать вывод, что инновационная политика заключается в определении органами власти целей, принципов, приоритетов, стратегий, направлений, комплекса мер по стимулированию инновационной деятельности для обеспечения устойчивого функционирования и развития территориальных образований и страны в целом.

Несмотря на то, что в последние годы растет количество публикаций по различным аспектам инновационных процессов, до настоящего времени остается недостаточно проработанной научно-методологическая база формирования и реализации инновационной политики. До сих пор не создан единый понятийный аппарат.

Ряд ученых [1, с. 7; 9, с. 181] придерживаются мнения о целесообразности разделения понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Позиция других авторов [10] сводится к рассмотрению инновации как процесса, связан-

ного с разработкой новой идеи, воплощению ее в материальный или информационный носитель, распространению в обществе и получению результата использования. Другими словами, понятие «инновация» носит неоднозначный характер, включает в себя и определенный процесс, и его результат. По нашему мнению, понятия «инновация» и «инновационная деятельность» следует разделять. Инновацию следует рассматривать как конечный результат инновационной деятельности.

В экономической литературе существуют также различные подходы к классификации инноваций. Так, существуют очень подробные классификации. Однако, по нашему мнению, в большинстве случаев слишком детальное разбиение инноваций на различные группы не представляется целесообразным.

Проведенное исследование позволяет привести структурную схему классификации инноваций, которая представлена на рис. 1. По значимости в социально-экономическом развитии можно выделить: эпохальные, связанные с формированием новых технологических укладов и технологических способов производства, меняющие материально-техническую базу общества, скачкообразно повышающие эффективность производства; базисные - направленные на реализацию в производстве новых технологических принципов, систем машин, на создание принципиально новой продукции, новых поколений техники и технологий; улучшающие -обеспечивают формирование новых моделей выпускаемой продукции; микроинновации - направлены на улучшение отдельных параметров выпускаемой продукции или используемой технологии; псевдоинновации - улучшают параметры устаревшей в своей основе техники или технологии [4, с. 171].

Автором предлагается использовать классификационный признак «тезаурус регионального производства».

Термин «тезаурус» применяется в теории семантической информации. Основная идея данной теории заключается в том, что семантическую информацию, воспринимаемую данной системой, можно оценивать по степени изменения содержащейся в системе собственной семантической информации за счет накопления внешней информации [7, с. 38].

Применительно к инновациям целесообразно ввести понятие «тезаурус регионального производства», под которым следует понимать инно-

Рис. 1. Классификация инноваций

вационный потенциал предприятий региона в плане способности освоить новые технологии производства. По этому признаку инновации могут быть разделены на: значительно превосходящие тезаурус регионального производства; незначительно превосходящие; соответствующие тезаурусу регионального производства.

По направленности результатов можно выделить: продуктовые, процессные и институциональ-

ные инновации. Продуктовые инновации предполагают новые виды товаров и услуг, создаваемые и осваиваемые предприятиями в производстве и сбыте. Процессные инновации охватывают новые технологические процессы, т. е. новые способы комбинации производственных средств в целях повышения производительности труда или экономии ресурсов. Институциональные инновации охватывают организационно-экономические фор-

мы существования предприятий и организаций, процедуры ведения операций в экономике, способы мотивации работников и др. По причинам возникновения можно выделить: реактивные инновации, которые выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами, и стратегические, направленные на решение перспективных задач, получение решающих конкурентных преимуществ в перспективе. Технологические инновации служат основой других инноваций - экономических, социальных, экологических и других.

Анализ литературы показывает, что инновационная политика часто «смешивается» с научно-технической, технологической, промышленной, структурной и другими видами политики. На наш взгляд, это, безусловно, разные явления, однако тесно увязанные и пересекающиеся, накладывающиеся друг на друга.

Между наукой, техникой и инновациями существует взаимосвязь, которая вытекает из сущности инновационной деятельности. Инновационная деятельность связана с преобразованием идей (обычно результатов научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

Инновационная политика в современных условиях предполагает формирование инновационных систем. Национальная и региональные инновационные системы способны обеспечить переход к интенсивному развитию экономики, новому качеству экономического роста. До сих пор за счет интенсивных факторов в нашей стране обеспечивалась лишь одна четверть прироста ВВП. Следует отметить, что экстенсивные факторы (численность трудовых ресурсов, запасы полезных ископаемых и т. д.) ограничены или сокращаются. В современных условиях эффект производства должен определяться в конечном счете качеством социальных институтов, интеллектуальным потенциалом общества и его использованием.

Современные рыночные национальные инновационные системы имеют следующие характеристики:

- открытость национальной экономики, ее включенность (в той или иной степени) в глобальное мировое хозяйство;

- законодательно закрепленное право частной собственности, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности;

- равноправие хозяйственных субъектов, включая государство, в экономической деятельности;

- законодательное обеспечение конкурентной среды, что постоянно ориентирует производителей на интересы потребителей и стимулирует непрерывное создание инноваций [3, с. 16].

В «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» дается следующее определение: инновационная система -совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.

По мнению автора, данное понятие является более емким. В современных условиях инновационная система должна составлять основу функционирования и развития региона (если речь идет о региональном уровне) или страны в целом (если характеризуется национальная инновационная система). Региональная инновационная система является частью социально-экономической системы, в рамках которой она функционирует и развивается, откуда поступает основной поток ресурсов; кроме того, эффективная жизнедеятельность инновационной системы непосредственно способствует активному экономическому росту и, следовательно, изменению качественных характеристик социально-экономической системы.

Исследование показывает, что региональную инновационную систему следует рассматривать как подсистему региона, направленную на обеспечение его функционирования и развития на основе расширенного воспроизводства с доминированием интенсивных методов над экстенсивными за счет создания и применения инноваций.

Региональная инновационная система является частью национальной инновационной системы, которая не только во многом формирует вектор дальнейшего развития инновационных систем регионов, но и напрямую зависит от качества функционирования систем территорий. Региональная инновационная система должна обеспечивать ориентацию исследований и разра-

боток на повышение конкурентоспособности региональной экономики и социальной сферы, а предприятий и организаций - на использование научно-технических и организационных разработок для обновления производства.

Создание региональных инновационных систем затрудняет чрезмерная и растущая неравномерность уровня социально-экономического развития регионов, прежде всего, душевого ВРП и инвестиций, производительности труда, реальных доходов и безработицы. Перераспределение бюджетных доходов, в основном через центр, не позволяет выработать региональную инновационно-инвестиционную политику, основанную на реинвестировании прироста налоговых поступлений при соблюдении единых социальных стандартов.

Основная масса инвестиций идет в четыре группы регионов: столицы, экспортеры, регионы с развитой промышленностью и прибрежные. Лидируют - при пересчете на душу населения -экспортные и столичные регионы. Развитые промышленные регионы сохраняют довольно высокий уровень инвестиций, при самом высоком удельном весе вложений в оборудование. В областях Урала, Поволжья, Сибири и центра сравнительно развита производственная, транспортная и научная инфраструктура, что позволяет фирмам вкладывать средства в обновление оборудования. Однако уровень накопления в этой группе недостаточен для быстрого прорыва в постиндустриальное общество, о чем, в частности, свидетельствует малая роль иностранного капитала [6, с. 8889]. Смягчить региональные диспропорции, не позволяющие создать региональные инновационные системы, можно на основе расширения научно-производственной кооперации и совершенствования социальных институтов отстающих регионов по опыту наиболее развитых по качеству управления инновационно-инвестиционным процессом субъектов Российской Федерации.

Функционирование и развитие региональных инновационных систем в целом направлено на реализацию эффективных инновационных программ и проектов. Инновационное программирование можно рассматривать как концентрированное выражение инновационной политики.

Исследование отечественного и зарубежного опыта показывает, что региональные инновационные программы должны предусматривать четкое установление конечных целей программы, связанных с развитием инновационной системы, достижением конкурентоспособности, а

не просто с выживанием экономики региона. Результатом реализации программы должно быть создание и реализация на отечественном и мировом рынках принципиально новой техники, технологии, материалов, решение узловых проблем развития инновационной инфраструктуры и критически важных для региона технологий. В соответствии с этим программы следует разрабатывать по приоритетным направлениям, на которых целесообразно концентрировать региональные ресурсы. Существенным недостатком региональных программ ранее являлось то, что они представляли лишь механический свод проектов предприятий и НИИ, а не единую субординированную систему.

Основой программно-целевого управления является научное обоснование и формулирование конечных целей инновационной системы, построение иерархии подцелей для разделов программы, конкретное и содержательное выражение «дерева» целей через соответствующую систему показателей, создание организационных структур, адекватных программным методам управления. Программы должны предусматривать широкую кооперацию научно-технических организаций, предприятий как элементов региональной инновационной системы. Необходимо оценивать не только экономическую эффективность программ, но и воздействие на социальное и экологическое развитие региона.

Построение инновационной системы невозможно без формирования в российских регионах центров инновационной активности - опорных территориальных научно-технологических комплексов, ориентированных на освоение и широкую диффузию в производство инноваций в интересах его технологической модернизации и улучшения качества продукции. Такими инновационными территориями должны являться технико-внедренческие зоны, технопарки, наукограды.

В развитии региональных инновационных систем значительная роль принадлежит крупным городам. На современном этапе такие крупные города, как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, другие региональные центры, а также Санкт-Петербург и Москва могут и должны концентрировать научно-инновационный потенциал, способный не только обеспечить потребности своего региона, но и распространить его на другие территории. Следует отметить, что в период рыночного реформирования российской экономики крупные города, имеющие мощный относительно других тер-

риториальных единиц потенциал, к сожалению, не стали в достаточной мере носителями инновационного развития.

Анализ мировых процессов показывает, что концентрация научно-инновационного потенциала в крупных городах целесообразна, в частности, потому, что современный мир - это мир глобализации, где действуют крупнейшие экономические агенты - регионы каждой страны со своими метрополисами. Метрополисы чаще всего являются центром более или менее масштабного промышленного производства, но важнее всего тот факт, что промышленное производство здесь легко образует «симбиоз» с научными исследованиями, и метрополис становится научно-производственным полюсом роста. Как крупный город метрополис выступает центром принятия решений; полюсом притяжения для людей, информации, товаров и услуг.

Метрополисы являются одним из главных направлений экономического развития в глобальной экономике. 20 самых богатых экономик мира имеют свои метрополисы [5, с. 12]. При этом каждый развивающийся рынок обзаводится городом-метрополисом. Отсутствие метрополисов - это невозможность для регионов действовать как мощные экономические агенты в мировом пространстве; это сильно затрудняет доступ к мировым финансовым, инновационным и информационным потокам.

В данной связи могут быть возражения, связанные с тем, что в нашей стране и так имеется сильная территориальная дифференциация. Од-

нако региональный метрополис включается в мировые потоки товаров и технологий, продвигая их в глубь своей территории и выравнивая уровень жизни в городах и деревнях. Мировой опыт показывает, что в крупных инновационных центрах в целях сокращения затрат есть смысл создавать технологические зоны с диверсифицированной отраслевой структурой хозяйства, специализирующиеся на развитии современных наукоемких технологий.

Формирование инновационной политики как особого направления социально-экономической политики региона обусловлено резким возрастанием в современных условиях роли инноваций в обеспечении благосостояния населения, в целом функционирования и развития территории. Учитывая сопряженность в инновационном процессе научно-технической, инновационной, производственной деятельности, социальный аспект инновационных преобразований, инновационная политика региона не может ограничиваться собственно инновационной сферой, а захватывает также проблемы воспроизводства научно-технического потенциала, управления технологическим развитием производства, ряд аспектов культурно-образовательной политики. Региональная инновационная политика должна быть направлена на достижение конкурентоспособности как большинством предприятий, составляющих основу экономики региона, так и всей экономикой региона в целом; причем для части регионов, учитывая растущую глобализацию мировых рынков, - конкурентоспособности на мировом уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Винокуров В. И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. 2005. № 4 (81). с.6-21.

2. Гуриева Л. К. Концепция национальных инновационных систем // Инновации. 2004. № 4. С. 3-7.

3. Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стиму-лирования коммерциализации исследований и раз-работок. М.: ИЭПП, 2004. 152 с.

4. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005. 624 с.

5. Маршан П., Самсон И. Метрополисы и экономическое развитие России // Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 4-18.

6. Матвиенко С. В. Формирование региональных и макрорегиональных инновационных систем при

переходе к постиндустриальной экономике. СПб.: СПбГИЭУ, 2005. 184 с.

7. Менеджмент технологических инноваций: учеб. пособие / Под ред. С. В. Валдайцева, Н. Н. Молчанова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 336 с.

8. Основы экономики столичного мегаполиса / Авт. коллект.: П. И. Бурак, И. А. Рождественская, В. Ю. Ану-приенко и др. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2006. 575 с.

9. Рохчин В. Е., Жилкин С. Ф., Знаменская К. Н.

Стратегическое планирование развития городов России: системный подход. СПб.:ИРЭ РАН, «Скифия-принт», 2004. 276 с.

10. Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями. СПб.: Питер, 2001. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.